Предисловие Русская православная церковь и богословская наука уже почти полстолетия пользуются, так называемыми, Апостольскими Постановлениями в русском переводе, изданном Казанской Духовной Академией в 1864 г. Но этот памятник, изображающий церковное устройство и дисциплину первых веков христианства, как известно, голосом Трулльского Собора 692 г. (пр. 2) признан поврежденным еретиками. Между тем в 1854 г. Лагард, на основании одного Парижского кодекса (Codex Sangermanensis) издал полный сирийский текст Didascaliae Apostolorum (Paulus de Lagarde. Didascalia Apostoloram Syriace Lipsiae B. G. Teubnerus formis suis expressit et venumdat. 1854 г.), то есть того самого памятника, относящегося к первой половине III в. и излагающего кафолическое учение о церковном устройстве того времени, из которого – как это неопровержимо установлено теперь наукой – путем позднейшей интерполяции и возникли первые шесть книг нынешних Апостольских Постановлений. А потому русский переводчик Апостольских Постановлений, писавший (в 1864 г.) через 10 лет после издания Лагардом сирийской Дидаскалии, был не вполне прав, утверждая, будто «этот сборник не дошел до нас в том виде, в каком явился между христианами первоначально». (См. Предисловие к русск. перев. Апост. Пост. Казань 1864 г.). Дидаскалия, как первоначальная неповрежденная основа первых шести книг Апостольских Постановлений, была уже известна тогда в сирийском тексте. В 1900 году Hauler опубликовал найденные им в Вероне на латинском языке фрагменты этого же памятника, содержащие в себе всей Дидаскалии. (Edmund Hauler. Didascaliae apostolorum fragmenta ueronensia Latina. Accedunt canonum qui dicuntur apostolorum et Aegyptiorum reliquies. Lipsiae in Aedibus B. G. Teubneri. 1900) 1 . Трудами Lagarde и Hauler " a не замедлили воспользоваться западноевропейские ученые. Не прошло и пяти лет со времени опубликования Hauler " ом латинских фрагментов, как появились переводы Дидаскалии на французский, английский и немецкий языки. Таким образом, в настоящее время на Западе имеются следующие издания полного текста сирийской Дидаскалии:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ [греч. Κριλλος] (сер. XII - нач. XIII в.), митр. Кизический, визант. экзегет, полемист, поэт; в миру Константин Стильб (Стильвис) (Κωνσταντνος Στιλβς). Основным источником биографических сведений о К. служат его собственные произведения, однако высокая степень риторизации, обилие аллегорий и перифраз не позволяют интерпретировать их однозначно и установить точные датировки. Переписка К. почти не сохранилась, известны краткие послания к брату и к протонотарию дрома Феодору Авликаламу ( Criscuolo. Due epistole. 1983. P. 14-18). Возможно, К. начал преподавательскую карьеру при патриархе Луке Хрисоверге (1157-1170) ( Darrouz è s. 1960. P. 185; Flusin. 1997. P. 56) или в 1182-1184 гг. ( Browning. 1963. P. 30-31; RegPatr, N 1184a). В течение 12 лет К. преподавал богословие в школе при ц. св. апостолов Петра и Павла в К-поле, затем еще 2 года - при ц. Спасителя у ворот Халка (это назначение произошло между 1194 и 1198). В кон. 90-х гг. XII в. К. вошел в число высших патриарших чиновников: сначала был назначен дидаскалом Псалтири (предположительно при патриархе Георгии II Ксифилине - RegPatr, N 1184a), затем- дидаскалом Апостола (при патриархе Иоанне X Каматире - RegPatr, N 1196a) и дидаскалом Евангелия. До 1204 г. К. был поставлен митрополитом Кизическим, но после лат. завоевания был вынужден оставить город. Последнее упоминание о К. содержится в одном из посланий историка Никиты Хониата, созданном между 1206 и 1208 гг. в Никее ( Dieten J. L., van. Niketas Choniates: Erläuterungen zu den Reden und Briefen nebst einer Biographie. Amst., 1971. S. 181). Сочинения Богословские и экзегетические 1. «Наставление о святых Мандилионе и Чрепии» (Διδασκαλα περ τν γων το Μανδυλου κα το Κερμου; изд. греч. текста, франц. пер.: Flusin. 1997. P. 66-79). Написано в 1194-1197 гг.; по предположению Б. Флюзена, произнесено 16 авг. в честь назначения К. преподавателем в школу при ц. Спасителя у ворот Халка.

http://pravenc.ru/text/1840313.html

Р.Ф. Тафт (пер. с англ. С. Голованова) Содержание Предисловие Предисловие ко второму изданию Введение Предыдущие исследования Границы исследования Источники 1. Изданные источники византийских литургий а) Древние переводы b) Собрания c) Другие опубликованные источники 2. Литургийные рукописи a) Рукописная традиция по A. Жакобу b) Рубрикальная информация в евхологиях c) Проблемы с евхологическими источниками 3. Другие литургические книги 4. Диатаксисы 5. Литургические комментарии 6. Другие первоисточники Используемая методология Замечания ко второму изданию Часть 1. «Вход Тайн» Глава I. Современный чин и его исторические предшественники I. Последовательность (déroulement) обряда Приготовление престола Молитва «Никтоже достоин», Херувимская песнь и каждение Чин умовения рук (lavabo) и приготовление даров на архиерейской литургии Шествие Описание Великого входа Гоголем Диалог Orate fratres Литания и молитва Лобзание мира и Символ веры II. Происхождение Великого входа: проблема процессии приношения даров на Востоке «Предложение» в ранних документах Различные теории происхождения Великого входа Свидетельства 1. Литургическое свидетельство a) «Дидаскалия» b) Толкования Блаженного Иеронима c) «Завещание Господне» (вторая половина V в.) d) Проповедь Иакова Саругского († 521) e) Арабская дидаскалия f) Литургия св. Апостола Иакова g) Предложение мирян по византийским источникам h) Особый вопрос: указывает ли традиция приношения даров императором на существование процессии предложения мирян в Константинополе? (i) История св. Амвросия († 397) и императора Феодосия (379395) (ii) История св. Василия († 379) и императора Валента (364378) (iii) Мозаики Равенны Заключение из ритуала дарения императора i) Жертвенники для приношений в Святой Софии? 2. Богословский аргумент 3. Археологический аргумент Заключение III. Ранние изменения в процессии даров Феодор Мопсуестский († 428) Нарсай († 502) «Апостольские постановления» (вторая половина IV в.) и Псевдо-Дионисий (конец V в.) Кодекс Рахмани (VI в.) Византийские источники 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

I. Святые отцы и церковные писатели доникейского периода (I-III вв.) Раздел I. Мужи апостольские Мужами или Отцами апостольскими (pamres aposmolici) принято называть авторов древнейших (после священных книг Нового Завета) произведений церковной литературы, хотя не все они были непосредственными учениками Апостолов. До настоящего времени сохранились только немногие из таких произведений. Значительная часть их утеряна. Но и из сохранившихся памятников в нашем курсе рассматриваются далеко не все. Не подлежат изучению в курсе Патрологии апокрифические книги Ветхого и Нового Завета, другие апокрифы, произведения гностические и такие, как «Дидаскалия» (« Διδασκαλα», лат. «Didascalia») и «Постановления апостольские» (« Διαταγαι των αποστλων», лат. «Constitutiones Apostolorum»), имеющие большое значение для курсов истории Церкви, литургики и церковного права. В настоящем разделе будут рассмотрены только следующие произведения: 1 .    Послания к Коринфянам святого Климента Римского ; 2 .    Послания святого Игнатия Богоносца ; 3 .    Послание святого Поликарпа Смирнского ; 4 .    «Учение двенадцати Апостолов» («Дидахи»); 5 .    Послание Варнавы; 6 .    «Пастырь» Ерма . Между всеми этими памятниками имеется много общего: содержание и форма их определяются одинаковыми условиями жизни Церкви того периода. Бывает довольно трудно установить точно время составления того или иного памятника. В таких случаях большое значение имеют данные, содержащиеся в его тексте: они позволяют определить хронологические границы периода, в который могло быть написано произведение: terminus a quo, то есть время, раньше которого памятник не мог быть составлен, и terminus ad quem, то есть время, после которого составление его не могло иметь места. Издание этих памятников началось с XVII века. На русском языке имеется их издание в переводе священника Петра Преображенского . Святой Климент епископ Римский Житие Святой Климент, по более или менее установленным данным, – третий, после Апостолов, епископ Римский, занимал кафедру с 92-го по 101-й год. Он проповедовал Евангелие не только в Италии, но и на юге Галлии. По приказанию императора Траяна был схвачен и отправлен на тяжёлые работы в каменоломнях Крыма, где продолжал апостольские труды – строил храмы, крестил ссыльных, за что был брошен с камнем на шее в Чёрное море. Мощи его были обретены и положены в храме святых двенадцати Апостолов в Херсонесе. Просветитель славян святой Кирилл перенёс часть их в Рим, а другую часть святой митрополит Михаил и святой князь Владимир положили в Десятинной церкви в Киеве. Во время татарского нашествия 1240 года мощи святого Климента погибли при пожаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Макаров Е.Е. Хиротония пресвитера и диакона в «Египетском церковном чине» О посвящении в священные степени в древней Церкви до конца IV в. известно немного. Основными источниками по этому вопросу являются древнецерковный литургико-канонический памятник, известный как «Египетский церковный чин» или «Апостольское предание» Ипполита Римского и переработки этого текста, в частности так называемые Каноны Несмотря на отсутствие консенсуса по вопросам авторства, датировки и локализации «Египетского церковного чина» древность этого текста и авторитет, которым он пользовался у христиан III–V вв., не подлежат Описание чинов хиротоний, сохранившихся в «Египетском церковном чине», несмотря на их лаконичность, представляет немало трудностей для интерпретации: во многом это обусловлено разночтениями по известным версиям памятника. Важной составляющей указаний о хиротониях «Египетского церковного чина» являются молитвы (древнейшие известные образцы в своем роде), которые позволяют выяснить, как понималось служение епископа, пресвитера и диакона в древней Церкви. Помимо «Египетского церковного чина» в настоящей статье привлекаются указания таких литургико-канонических памятников как Дидаскалия апостолов и Каноны святых апостолов: эти тексты помещены вместе с «Египетским церковным чином» в так называемой коллекции Веронского — совместное расположение этих текстов в одном сборнике, на мой взгляд, едва ли случайно. Для интерпретации сложных мест и разночтений также будут использоваться соответствующие указания из испытавших влияние «Египетского церковного чина» Апостольских постановлений и Завета Господа нашего Иисуса Христа.   Хиротония пресвитера Указания о хиротониях клириков (епископа, пресвитера и диакона) и поставлении в низшие церковные чины (чтеца, иподиакона и т. д.) организованы в «Египетском церковном чине» в отдельный блок: главы 2–3, Хиротонии пресвитера посвящена 7-я В ней весьма лаконично описан порядок действий и помещена соответствующая молитва, которая сохранилась лишь в латинской и эфиопской (из Александрийского Синодоса) версиях В зависящих от «Египетского церковного чина» Апостольских постановлениях VIII. и Завете Господа нашего Иисуса содержатся указания и молитва, но уже в существенно переработанном виде, а в Канонах Ипполита (канон 4) молитва отсутствует, и указания

http://sedmitza.ru/lib/text/5122589/

Глава II. Проповедь на Западе в век мужей апостольских, до Киприана (70–250 г.) § 36. Общий характер первоначальной проповеди на Западе Местом первоначального распространения христианства был более Восток, чем Запад: Палестина, Сирия, Малая Азия, Греция, Египет, Парфия, Аравия, были местами проповеди апостолов. Но наряду с ними и церковь Римская была церковью апостольскою, матерью церквей. 80 Отсюда учениками апостолов Христианство распространилось на Западе – в Мессалии, Арелате, Бонне, Лугдунуме и других местах. Многие восточные церкви существовали уже по столетию, в то время, как сделавшиеся позже знаменитыми западные церкви были лишь основываемы; тем не менее церковь Западная, в полном её составе, была частью единой вселенской церкви, имевшей для всего своего состава одни и те же учреждения и один и тот же строй жизни духовной, чему много способствовало и то обстоятельство, что многие из представителей западных церквей (как Ириней Лионский ) были родом с Востока и поддерживали единство не только учения, но и церковного обычая между двумя половинами церкви, согласно личному своему образованию и настроению. Не только во II веке, но и в следующем, церкви римские, галльские и африканские находились в постоянном близком общении с церквами восточными – греческими, сохраняя единство не только верования, но и церковного устройства и всего религиозного быта. При таких отношениях христианского Запада к Востоку, естественно, что и проповедь церковная на Западе в своем устройстве, характере и развитии следовала по тому же пути, какой был указан примером и обычаями Востока. Нельзя этого сказать со всею решительностью лишь относительно глоссолалии и профитии. Глоссолалии на Западе по всей вероятности вовсе не было. Так следует думать, во-первых, потому, что западное человечество вообще беднее фантазией и трезвее мыслью и менее способно к этому чрезвычайному дарованию, во-вторых потому, что никаких следов её и никаких исторических указаний на существование её на Западе не сохранилось, а всего более потому, что христианство стало распространяться на Западе в то время, когда эти чрезвычайные благодатные дарования упразднились уже на самом Востоке, откуда Запад заимствовали строй церковной жизни, – когда там уже вошло в состав Богослужения чтение священного писания, сопровождаемое толкованием, и дидаскалия, в её общей форме, господствовала безраздельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Вдовы, начавшие революцию Женщины делают это во имя Христа. Христиане-мужчины, присоединяйтесь! 17 июля, 2015 Женщины делают это во имя Христа. Христиане-мужчины, присоединяйтесь! Протоиерей Григорий Халлам, глава благочиния Антиохийской патриархии Великобритании и Ирландии, вспоминает великих женщин-христианок ранних времен. Апостол Петр потрудился, чтобы прийти из Лидды (Лот) в Иоппию (Яффу) и там воскресить из мертвых святую Тавифу (Доркас). То, что святой Петр пришел и воскресил ее, показывает, что в раннехристианской Церкви придавали большое значение бедственному положению вдов. Такие женщины, по иудейским законам, были крайне уязвимы, социально незащищены, и благотворительная помощь общества была для них жизненно важна. Иногда, впрочем, и неовдовевшие женщины могли попробовать извлечь выгоду из того, что общество поддерживало вдов материально. Так, Тертуллиан во 2 веке возмущался одной 19-летней девственницей, которая попыталась вступить в орден вдов. Эта проблема была впервые упомянута в христианской традиции в Первом послании Тимофею, где такие авантюристки противопоставляются настоящим вдовам: « Настоящая вдова, оказавшись в нужде, возлагает надежду на Бога, и пребывает в мольбах и молитвах ночью и днем » (1 Тимофею 5). Вдовы тогда объединялись не только для того, чтобы поддерживать друг друга и делать добрые дела (как это делала более богатая, по всей видимости, Тавифа). Они к тому же организовали что-то вроде ордена, игравшего в Церкви особую роль. Они помогали в исполнении ходатайствований, осуществляли пастырское попечение и даже благословляли нуждающихся. В «Дидаскалии» («Наставлении Апостольском»), труде, составленном в начале 3 века из более ранних источников, вдовы перечисляются наравне с рукоположенным духовенством и диакониссами. В этом труде говорится: « Ни епископ, ни священник, ни диакон, ни вдова не должны богохульствовать, потому что «им предписано благословлять ». Положение и роль вдов, не только как тех, кто получал благотворительную помощь общества, но и занимался раздачей милостыни, молился и осуществлял пастырское попечение, представляет собой наследие иудаизма. В христианстве оно изменило социальные и межличностные отношения в греко-романском языческом мире.

http://pravmir.ru/vdovyi-nachavshie-revo...

Глава III. Внутреннее церковное учительство при апостолах и в век апостольский § 20. Места и времена внутреннего церковного учительства в век апостольский. Лица, имевшие право учительства Первый момент истории проповеди апостольской относится к тому времени, когда только что возникшая христианская церковь в сознании иудейства и своем собственном не выделялась ясно и не обособилась открыто от иудейства, и самими иудеями понималась как одна из разновидностей его. Несмотря на то, что конфессиональное иудейство, представляемое первосвященником и великим синедрионом, весьма ревниво охраняло иудейское учительство как специальную обязанность лиц уполномоченных и призванных, представлявших известный образовательный ценз для получения права проповеди, на практике у иудеев существовала во время Иисуса Христа и апостолов полная свобода учительства. Речь Иисуса Христа в Назаретской синагоге, предлагавшая дотоле неслыханное в иудействе учение о Мессии уже пришедшем в лице самого Иисуса Христа, не только произнесена была беспрепятственно, но и произвела могущественное впечатление. Дивляхуся о словесех благодати, исходящих из уст Его, и глаголаху: не сей ли есть сын Иосифов ( Лк. 4:16–23 ). Подобным образом по поводу проповеди апостолов, Гамалиил, наиболее влиятельный учитель еврейства, прямо провозглашал, что следует дать им свободу проповедовать беспрепятственно, ибо если их дело от Бога, то не помогут никакие запрещения и преследования, а если не от Бога, то оно и само по себе не будет иметь успеха ( Деян. 4:34–39 ). Таким образом единственный, национальный иудейский храм единого истинного Бога был местом собраний и религиозных рассуждений как иудеев ортодоксалов, так и последователей разных сект иудейских, образовавшихся в то время, благодаря свободе религиозного учения у иудеев. Естественно, что сюда же стекались и иудеи, учившие о Мессии уже пришедшем – Иисусе Христе. Для всех без исключения собиравшихся в храме и рассуждавших о религии, исходным пунктом религиозного учения был Ветхий Завет ; он же был предметом толкования и первых христиан из иудеев, отыскивавших в нем и объяснявших исполнившиеся в лице Иисуса Христа ветхозаветные пророчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Жизненный путь и личность Евагрия Понтийского (опыт церковно-исторического портрета) Та эпоха, которую обычно называют «золотым веком святоотеческой письменности», явила миру целый сонм выдающихся богословов, замечательных церковных деятелей, благодатнейших подвижников и ярких и самобытнейших церковных писателей. Среди них ярчайшими звездами светятся имена свт. Афанасия Александрийского , великих каппадокийских святителей, преп. Антония Великого , свт. Амвросия Медиоланского и многих других. Но есть две личности, которыми христиане-современники не уставали восхищаться, но имена которых последующее церковное веросознание сочло одиозными и пререкаемыми. Один из них – Дидим Слепец (313–398), потерявший зрение еще в раннем детстве, но, по благодати Божией, действующей вкупе с его подвижническим трудами и усердными молитвами, ставший выдающимся церковным дидаскалом, замечательным эрудитом, сведущим экзегетом и талантливым полемистом против ересей, а также одним из известных египетских старцев, у которого окормлялись и мудрого духовного назидания которого стремились получить сотни христиан со всех сторон греко-римского мира. Другим был Евагрий Понтийский (345–399)... Не пытаясь решить эту удивительную загадку, которая много лет назад поразила нас своей парадоксальностью и не перестает мучить и поныне 886 , а ставя перед собой лишь скромную задачу приблизиться к таковой разгадке и приблизить к ней православное соборное сознание, мы решили описать жизнь Евагрия 887 и набросать некоторые сущностные черты его личности, которые отразились в доступных нам источниках. Основным источником для восстановления главных моментов биографии Евагрия служит 38-я глава «Лавсаика» Палладия Еленопольского 888 , которая дополняется «боковой традицией» (la tradition laterale – выражение Г. Бунге) сочинения Палладия, представленной в первую очередь коптским «Житием Евагрия» (вошедшим в коптский синаксарий), а также церковным историком Сократом и сирийскими фрагментами 889 . В зачине своего произведения Палладий называет Евагрия «прославленным диаконом» ( τν οδιμον δικονον) и «мужем апостоль­ской жизни» ( νδρα βεβιωκτα κατ τος ποστλους), описание жития которого должно послужить духовной пользе читателей. В коптской версии Палладий замечает, что именно Евагрий научил его жизни во Христе и духовному пониманию Священного Писания. По свидетельству Палладия, все время, пока он подвизался в пустыне Келлий, он часто был вместе с Евагрием, став очевидцем его добродетелей и чудес, совершенных им. В коптской редакции указывается еще, что Евагрий прожил шестьдесят лет, хотя в греческом тексте называется цифра 54 года 890 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Закрыть itemscope itemtype="" > Диаконисы: между монастырем и миром О том, кто такие диаконисы, что их объединяет с современными сестрами милосердия и что отличает от них, мы беседуем с кандидатом исторических наук, автором книги " Очерки по истории общин сестер милосердия " священником Андреем ПОСТЕРНАКОМ 08.07.2005 379 Время на чтение 6 минут - Отец Андрей, что значит слово " диакониса " ? - В буквальном переводе с греческого это значит " служительница " , сначала этот термин не имел специального значения и его можно было перевести как " помощница " , " прислужница " . - Когда появились диаконисы как церковный чин? - Церковного чина диаконис в ранней Церкви, в I-II веках, не существовало, он возник лишь в III веке. Поэтому упоминание о служительнице Фиве (память 3/16 сентября) в Послании апостола Павла к римлянам (около 58 года) не следует рассматривать как устоявшийся термин: " Представляю вам Фиву, сестру вашу, диаконису церкви Кенхрейской. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницей многим и мне самому " (Рим. 16, 1-2). Женский организованный диаконат на Востоке впервые упоминается в " Западной Церкви " , каноническом сборнике, составленном в III веке в Сирии или Северо-Восточной Палестине. На основании " Дидаскалии " в IV веке были созданы " Постановления святых апостолов " . Благодаря этим источникам мы и узнаем о служении диаконис. - Чем занимались диаконисы? - В церковной иерархии диаконисы стояли ниже диакона, который являлся их непосредственным руководителем. Новое служение было введено для того, чтобы в Церкви существовали посредницы между мужским клиром и женской частью общин, поскольку диаконисы для соблюдения благопристойности помогали при крещении женщин: после помазания елеем лба крещаемой остальные части тела помазывала диакониса, также она являлась и восприемницей вновь крещаемой. Диаконисы присутствовали при частных беседах женщин со священнослужителями; ухаживали за больными христианками; следили за порядком на женской половине храма; являлись руководительницами вдов и дев; могли выполнять какие-то поручения церковного характера. В эпоху императора Юстиниана определенное количество диаконис полагалось при каждом храме. Посвящение они получали через возложение рук, тем самым включаясь в число низших клириков - церковнослужителей, не совершавших таинств.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010