Иконография посвященная прп. Елене Дивеевской Фрагмент статьи из т. 18 «Православной энциклопедии». Москва, 2008 г. Е. сложилась в Серафимовом Дивеевском мон-ре. Там сохранился предполагаемый портрет святой 2-й четв. XIX в. (?) на холсте, близкий по живописному исполнению к произведениям художников арзамасской школы А. В. Ступина, вероятно копия прижизненного. Е. представлена на темном фоне погрудно, вполоборота вправо, в темной одежде и платке, с характерным округлым лицом и широко посаженными глазами (Прп. Серафим Саровский. 2004. С. 284-285). К 20-м гг. XX в. относится попытка разработать житийную иконографию преподобной: был создан многосюжетный живописный образ святой, близкий по расположению клейм к житийной иконе (хранился у схим. Маргариты (Лахтионовой), в наст. время - в архиве Серафимова Дивеевского мон-ря). В среднике этого небольшого произведения, написанного в масляной технике на фанере, помещена композиция «Царица Небесн[ая] показываетъ Ел[ене] В[асильевне] небесный Дивеевъ». В клеймах расположены сюжеты: Е. видит «огненного змия», прп. Серафим благословляет Е. на поступление в Дивеевскую обитель, привидение устрашает Е. во время чтения Псалтири в церкви, Е. копает Богородичную канавку, прп. Серафим благословляет Е. умереть вместо брата, видение Пресв. Богородицы, ангелов и святых Е. перед смертью. Преподобная изображена преимущественно в черном монашеском одеянии, без нимба (как и прп. Серафим), имя сокращено или обозначено инициалами («Е. В.»). О подобном произведении с немного иным составом клейм упоминает прот. Стефан Ляшевский как о работе своей супруги К. З. Ляшевской (в монашестве Мария) (Серафимо-Дивеевские предания/Сост.: А. Н. Стрижев. М., 2001. С. 466-467; Зеленина Я. Э. «Всем в сладость бысть видение лика твоего...»: Прп. Серафим Саровский - от портрета к иконе//Наше наследие. М., 2004. 70. С. 15). Существует мнение, что образ выполнен худож. Н. Н. Казинцевой, автором житийной иконы прп. Александры (Мельгуновой), Дивеевской (местонахождение неизв., см.: Дивеевский ПЦК, 2001/Изд. Серафимо-Дивеевского мон-ря. [Дивеево,] 2000. С. 167; ср. аналогичный образ: Жития преподобных. 2001. С. 29).

http://sedmitza.ru/text/713576.html

Прп. Александра Дивеевская Статья из т. 1 «Православной энциклопедии». Москва, 2000 г. Александра Дивеевская (Мельгунова Агафия Семёновна; † 13.06.1789), прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых), схим., первоначальница Дивеевского Серафимова мон-ря. Родом из нижегородских дворян Белокопытовых, владела поместьями в Рязанском у. Сохранилось описание внешности А. Д.: среднего роста, с круглым лицом, серыми глазами. Рано овдовев, с трехлетней дочерью отправилась в Киев, где приняла тайный иноческий постриг. Нек-рое время жила во Флоровском киевском мон-ре. Сподобилась явления Божией Матери, повелевшей ей стать первоначальницей нового, 4-го, удела Божией Матери на земле. По совету старцев А. Д. скрыла свое монашество и под прежним именем отправилась странствовать по России. Ок. 1760 г. по пути в Саровскую пуст. А. Д. остановилась в с. Дивееве, где ей явился ангел и известил, что это и есть место, указанное Богородицей. А. Д. обратилась к саровским старцам, к-рые посоветовали ей всецело предаться воле Божией. А. Д. поселилась в дер. Осиновке. Через 3 года заболела и умерла ее 10-летняя дочь, А. Д. отпустила на волю своих крестьян, продала имения, вырученные средства вложила в церковное строительство (построила и возобновила 12 церквей) и раздала бедным. Вернувшись в Дивеево, она поселилась в келье, выстроенной возле дома свящ. Василия Дертева, и с 4 послушницами стала подвизаться под руководством саровских старцев. Занималась тяжелым физическим трудом: чистила хлевы, ухаживала за скотиной, стирала белье, помогала крестьянам. В 1767 г. заботами А. Д. было начато строительство каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен в 1772). А. Д. ездила за списком Казанской иконы в Казань, за частицами мощей - в Киев, за колоколом - в Москву. После освящения всех 3 приделов храма (правый - в честь свт. Николая, левый - в честь явившегося ей во сне св. архидиак. Стефана) А. Д. решила устроить общину. В 1788 г. А. Д. получила в дар от помещицы Ждановой 1300 кв. сажен земли рядом с храмом, где построила 3 кельи с надворными строениями. Вместе с А. Д. жили 4 послушницы, проводя время в постоянной молитве и труде. Все необходимое для жизни, включая пищу, им доставляли из Саровской обители. Духовниками А. Д. были строитель обители иером. Пахомий и казначей иером. Исаия. Незадолго до кончины А. Д. посетили саровские старцы и прп. Серафим Саровский, в то время молодой иеродиакон, к-рого она попросила позаботиться об общине. Перед кончиной приняла постриг в схиму с именем Александра. Похоронена в Серафимо-Дивеевской обители. Почитатели А. Д. свидетельствуют о явлениях подвижницы во сне, о колокольном звоне и благоухании, исходящем от ее могилы. 27 сент. 2000 г. были обретены мощи схим. А., схим. Марфы и мон. Елены, в дек. того же года дивеевские матушки были прославлены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии. К лику общецерк. святых А. причислена определением Архиерейского Собора 2004 г.

http://sedmitza.ru/text/713584.html

Др. сохранившиеся иконы мастерской Г.: «Вмч. Феодор Тирон» 1898 г. (ГМИР), «Прп. Геннадий Костромской» 1900 г. (ГИМ), «Ангел-хранитель» 1901 и 1912 гг. (частное собрание, ГМИР) - новый вариант иконографии Ангела-хранителя на фоне Московского Кремля, «Богоматерь на престоле» 1902 г. (ГЭ), «Покров Богородицы» 1902 г. (ГМИР), Тихвинская икона Божией Матери 1902 г. (ГРМ), «Преподобные Онуфрий Великий и Петр Афонский» 1902 г. (собрание В. А. Бондаренко), «Св. Мария Магдалина» 1910 г. (ГЭ), «Господь Вседержитель» 1910 г. (собрание В. А. Бондаренко) - со старообрядческим перстосложением десницы и написанием имени Иисуса Христа, «Избранные святые» 1911 г. (ГМИР) - образ святых, память к-рых празднуется 19 февр., написан к 50-летию отмены крепостного права, икона Божией Матери «Иерусалимская» 1912 г. (Троицкий собор Серафимо-Дивеевского мон-ря), «Прп. Иоанн Лествичник и прав. Елисавета» 1913 г. (частное собрание) - мерная икона, благословение родителей Е. Б. Шереметевой, «Иисус Христос в белом хитоне» 10-х гг. XX в. (собрание В. А. Бондаренко) - из икон дворцового имущества, «Блгв. вел. кн. Александр Невский» нач. XX в. (собрание В. А. Бондаренко) - дар иконописца свящ. А. И. Глаголевскому к 25-летию священства. Характерными художественными особенностями произведений Г. и его мастерской являются ориентация на древнерус. образцы (нередко с влиянием стиля модерн), использование канонической иконографии (иногда со старообрядческими деталями), высокий профессионализм исполнения образа, миниатюрность письма, колорит из плотно положенных, насыщенных красок с тонким, изящным ассистом, орнаментами и «золотопробельным» письмом складок (преобладание оливково-охристых или холодных голубых цветов, сочетание листового и твореного золота и серебра разных оттенков), прием «отборки» вместо плави в моделировке личного, дополнение образа серебряным басменным окладом или рамой. Нек-рые иконы написаны на 2-слойной доске (основа из цельного куска дерева дублирована) с глубоким ковчегом, с врезными встречными шпонками, оборот, как правило, закрывался тканью («рубашкой»). По мнению исследователей творчества Г. (И. В. Сосновцева), выходившая из его мастерской иконописная продукция была достаточно разнообразна в стилевом и технологическом отношении по сравнению с продукцией др. крупных предприятий мстёрских художников (И по плодам узнается древо. 2003. С. 586).

http://pravenc.ru/text/168404.html

Первая икона Е. написана мон. Ириной (Куимовой) к местной канонизации прп. жен Дивеевских в 2000 г. (Житие прп. Елены Дивеевской. 2000. Вкл.). Это поясной прямоличный образ на золотом фоне: Е. в зеленой рясе и темной монашеской одежде, десница немного приподнята к груди, в левой руке - свиток. Образ создан на основе живописного портрета Е. в традиц. иконописной стилистике; к 2008 г. находился возле раки Е. в ц. Рождества Пресв. Богородицы. В чине прославления участвовал образ 3 прп. жен Дивеевских (Е. справа), к-рые изображены в рост под иконой Божией Матери «Знамение» (2000, см.: Жития преподобных. 2001. Вкл.). В Серафимовом Дивеевском мон-ре, в его скитах и на подворьях почитается неск. икон Е., как правило вместе с преподобными Александрой и Марфой, с частицами их мощей, написанных в дивеевской иконописной мастерской на основе изводов первых икон (см., напр.: Св.-Троицкий Серафимо-Дивеевский жен. монастырь: 15 лет возрождения (1991-2006). [Дивеево,] 2006. С. 60). В иконостасе придела свт. Николая Чудотворца монастырской ц. в честь Казанской иконы Божией Матери помещен образ 3 прп. жен (2004), в местном ряду иконостаса Троицкого собора - икона «Собор Дивеевских святых», выполненная в мон-ре в 2006 г. Образ Е. встречается в монументальной живописи: в роспись Казанской ц. обители включена композиция «Прп. Серафим благословляет прп. Елену (Мантурову) умереть по послушанию» (2003-2004, худож. Д. В. Шабалина). Е. написана в одном из медальонов в росписи Преображенского собора мон-ря (2004, бригада самарских иконописцев под рук. А. А. Беляева). В стенописи трапезной ц. вел. кн. блгв. Александра Невского Е. представлена в Соборе Дивеевских святых (2002-2003, работа палехских мастеров). На акварельном рисунке 2000 г. инокини Надежды (Красовицкой) (частное собрание) святая изображена в рост, с четками в левой руке, на пейзажном фоне с мельницей (Житие прп. Елены Дивеевской. 2000. С. 5). Литература: Житие прп. Елены Дивеевской. [Дивеево,] 2000; Жития преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских. [Дивеево,] 2001; Прп. Серафим Саровский: Агиография. Почитание. Иконография/Сост., отв. ред.: Н. Н. Чугреева. М., 2004. С. 318-319. 

http://sedmitza.ru/text/713576.html

По отзывам современников, А. являл собой «полный, отрадный, идеальный образ архиерея». Нередко за богослужением видели его «полузакрытые очи, полные слез». Говорил с незначительным малороссийским акцентом, имел хороший слух и голос. Никогда не смеялся, хотя часто его лицо умилялось радостью или улыбкой. Прп. Серафим Саровский питал к А., «жителю из села Божией Матери, лавры ее Печерской постриженику», особое благоговейное отношение, часто направлял к нему богомольцев за духовным советом и называл А. не иначе как «великим архиереем Божиим» и своим «старшим братом», хотя они ни разу не встречались. Известно глубокое почитание А. свт. Филаретом (Дроздовым), дивеевской блж. Пелагией Серебрянниковой. А. состоял в духовном родстве с киевскими подвижниками иеросхим. Парфением (Краснопевцевым) и иеросхим. Вассианом (Балашевичем). Среди современников, пользовавшихся советами и покровительством святителя, юродивые и старцы задонские: Антоний Алексеевич Монкин, Евфимия Григорьевна Попова (мон. Евгения), Матрона Наумовна Попова (мон. Мария), иеросхим. Нафанаил (Остапов) и затворник Георгий Машурин (мон. Стратоник), а также сезеновский затворник Иоанн и белогорская блж. Мария Шерстюкова. Память А. чтила вел. кн. прмц. Елисавета Феодоровна. А. награжден орденами св. Владимира и Александра Невского. Первое жизнеописание А. было составлено по его благословению Н. М. Савостьяновым. Создание пространного жизнеописания было поручено еп. Воронежским Вениамином (Смирновым) известному воронежскому проповеднику прот. Михаилу (впосл. еп. Тульский и Белёвский Лаврентий (Некрасов)). Основу пространного жития составил труд Савостьянова, дополненный воспоминаниями об А., сведениями о чудесах, высказываниями об А. свт. Филарета (Дроздова) и архиеп. Игнатия (Семёнова), сведениями из архива Воронежской консистории. В нач. XX в. было создано еще неск. жизнеописаний А., в «Воронежских ЕВ» в 1913-1916 гг. регулярно публиковались сообщения о чудесах, происходивших по молитвам святителя. В 1914 г. в Воронеже была создана комиссия, к-рая осматривала останки А., оказавшиеся нетленными, сохранилось также его облачение. Останки были переложены в новый гроб, а вход в могилу замурован. К Поместному Собору РПЦ 1917-1918 гг. были подготовлены материалы для канонизации А. 24 сент. 1953 г. архиеп. Воронежский Иосиф (Орехов) в рапорте на имя Патриарха Московского и всея Руси Алексия I указывал на широкое почитание А. и ходатайствовал о перенесении его останков в ограду Покровского кафедрального собора в связи с началом строительных работ на месте снесенного Митрофанова мон-ря, в авг. 1956 г. состоялось перенесение останков А. на городское кладбище.

http://lib.cerkov.ru/authors/1093

6 мая 1992 г. решением Свящ. Синода Д. м. был открыт, наместником мон-ря утвержден игум. Василий (Ожерельев), с 1998 г. иером. (с 2001 игум.) Варнава (Аверьянов). В 1996 г. в Д. м. было 12 насельников, в 2006 г.- ок. 15 насельников. 23 февр. 1993 г. Д. м. вошел в состав новообразованной Курганской и Шадринской епархии. Реставрируются сохранившиеся 2-этажная каменная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (1707-1720), действующая каменная ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1871-1881) с усыпальницей прп. Далмата (1896), надвратная церковь (освящена в 1917), крепостные стены с башнями (XVIII в.), братский и настоятельский корпуса. При участии еп. Курганского и Шадринского Михаила (Расковалова) после завершения раскопок в усыпальнице 6 авг. 1994 г. были обретены мощи прп. Далмата, к-рые почивают в Скорбященской ц. В мон-ре имеется небольшое подсобное хозяйство, ряд мастерских. Архив Д. м. XVII - нач. XX в. (более 3 тыс. ед. хранения) находится в ГА г. Шадринска Курганской обл. (Ф. 224). Ист.: Тихомиров Н. И. К истории Далматовского мон-ря//ЧОИДР. 1886. Кн. 4. Смесь. С. 18-24; Вкладные книги Далматовского Успенского мон-ря (посл. четв. XVII - нач. XVIII в.)/Сост.: И. Л. Манькова. Свердловск, 1992. Лит.: Плотников Г. С. , прот. Описание муж. Далматовского Успенского мон-ря и бывш. приписным к нему жен. Введенского мон-ря. Екатеринбург, 1886, 19064; Кривощеков А. Далматовский мон-рь как оплот рус. владычества и православия в Исетском крае и его достопримечательности//Вестн. Оренбургского учеб. округа. Уфа, 1914. 5-7; Каптерев Л. М. Дубинщина: Очерк по истории восстания далматовских крестьян XVIII в. Шадринск, 19292; Манькова И. Л. , Шашков А. Т. Б-ка Далматовского мон-ря в XVII - 1-й пол. XVIII вв.//Обществ.-полит. мысль дореволюционного Урала: Сб. науч. тр. Свердловск, 1983. С. 47-56; Бугаева Н. И. Архитектура Далматова мон-ря и ее значение в развитии каменного зодчества Урала и Сибири XVIII вв.: Дис./ВНИИ искусствознания. М., 1986. Ркп.; Манькова И. Л. Неопубликованные мат-лы по истории Далматовского Успенского мон-ря//Культура и быт дореволюционного Урала. Свердловск, 1989. С. 42-43; она же. Далматовский Успенский мон-рь как место ссылки и заточения//Религия и Церковь в Сибири. Тюмень, 1991. Вып. 2. С. 21-30; она же. Братия Далматовского Успенского мон-ря в XVII в.//Четыре века правосл. монашества на Вост. Урале: Мат-лы церк.-ист. конф., 17-20 сент. 2004 г. Екатеринбург, 2004. С. 70-92; Нечаева М. Ю. Мон-ри и власти: управление обителями Вост. Урала в XVIII в. Екатеринбург, 1998; Пашков А. А. Св.-Успенский Далматовский муж. мон-рь. Шадринск, 2000.

http://pravenc.ru/text/168668.html

Колоцкого Успенского мон-ря (в обители сохранился чтимый список), икона свт. Николая Заразского (Зарайского) из Николаевского собора в Зарайске, образ свт. Николая Можайского из Можайска (сохр. копии), а также Дмитровский крест из Успенского собора в Дмитрове. Более поздние святыни: чудотворный образ Христа в главном храме Николо-Берлюковской пуст., Кипрская (Стромынская) икона Божией Матери в Успенском храме в с. Стромынь Ногинского р-на, список чудотворной иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Николаевском соборе в Серпухове, чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в серпуховском Высоцком мон-ре, Клинская чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Скорбященском храме в Клину, икона Божией Матери «Отрада и Утешение» из бывш. жен. мон-ря в честь этой иконы, существовавшего в пос. Добрыниха (икона хранится в Михаило-Архангельском храме в с. Михайловском Домодедовского р-на), список иконы Божией Матери «Поможение в родах» в Николаевском соборе в Серпухове и др. В XIV в. на подмосковных землях подвизались основатель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы монастыря прп. Варлаам Серпуховской (мощи почивают под спудом во Введенском соборе основанной им обители), ученики прп. Сергия Радонежского: преподобные Мефодий Пешношский (мощи - в Мефодиевом Пешношском мон-ре), Леонтий и Савва Стромынские (мощи - под спудом в Успенском храме бывш. Стромынского мон-ря в с. Стромынь Ногинского р-на), Григорий Голутвинский, основатель Старо-Голутвина мон-ря и, возможно, еп. Коломенский (мощи - под спудом в Богоявленском соборе обители). В XV в. известны преподобные Зосима и Адриан Сестринские, Волоколамские, основатели Успенского мон-ря (Изосименской пуст.) на берегу р. М. Сестра, близ бывш. дер. Изосименье Лотошинского р-на (их мощи почивают под руинами Успенского храма основанной ими обители), Афанасий Высоцкий Младший (мощи - в соборе серпуховского Высоцкого мон-ря), Ферапонт Можайский (мощи - в соборе Лужецкого Богородице-Рождественского мон-ря), Левкий Волоколамский, основатель Левкиева в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

[ix] Петр (Екатериновский), еп. Указание пути ко спасению. Опыт аскетики. Серг. Пос.: СТСЛ, 1905.Ч. 1. Отд. II. Подотд. А. Разряд 2. Гл. 2. С. 190. [xiv] Варнава (Беляев), еп. Тернистым путем к небу. Жизнеописание старца Гавриила Седмиезерной пустыни. М., 1996. С. 98. [xv] Лев Оптинский, преп. Письма. Письмо 11//Письма великих оптинских старцев. М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2007. С. 55. [xvii] Макарий Оптинский, преп. Письма. Письмо 10//Письма великих оптинских старцев. М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2007. С. 127. [xviii] Макарий Оптинский, преп. Письма. Письмо 12//Письма великих оптинских старцев. М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2007. С. 131. Почти тоже самое написано и еще в двух посланиях. (см.: Макарий Оптинский, преп. Письма. Письма 40, 48//Письма великих оптинских старцев. М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2007. С. 208). [xxii] Анатолий (Зерцалов) Оптинский, преп. Письма. Письмо 189//Письма великих оптинских старцев. М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2007. С. 642; см. также: Анатолий (Зерцалов) Оптинский, преп. Письма. Письмо 33//Письма великих оптинских старцев. М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2007. С. 536. [xxiii] См.: Анатолий (Зерцалов) Оптинский, преп. Письма. Письмо 189//Письма великих оптинских старцев. М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2007. С. 515-648. [xxiv] Ювеналий (Половцев), архиеп . Монашеская жизнь по изречениям о ней Святых Отцов подвижников. Киев, 1885. С. 155. [xxv] Четверухин Илья, прот., Четверухина Е . Преподобный Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустыни. СТСЛ, 2002. Ч. III. С. 230. [xxvii] См.: Варнава (Беляев), еп. Тернистым путем к небу. Жизнеописание старца Гавриила Седмиезерной пустыни. М., 1996. С. 98-99, 321. [xxviii] См.: Герман (Осецкий), игум. Лествица до врат небесных. Как читать «Лествицу» мирянину. М.: Изд-во им. Святителя Инатия Ставропольского, 2003. [xxxii] Напр., см.: Исаак Сирин, преп. Слова подвижнические. Слово 57//Христианское чтение. Ч. 18. СПб., 1825. С. 267-295. [xxxiii] См.: Герман (Осецкий), игум. Лествица до врат небесных. Как читать «Лествицу» мирянину. М.: Изд-во им. Святителя Инатия Ставропольского, 2003. С. 37.

http://bogoslov.ru/article/2778131?yscli...

После гибели Домналла Брекка в сражении с правителем бриттов Овейном (642) влияние правителей Дал-Риады в И. сходит на нет. К VII в. относятся споры о способе исчисления даты Пасхи. Применявшийся в И. (а также в Уэльсе и в Бретани) «кельтский» метод исчисления был основан на 84-летнем пасхальном цикле и базировался на апокрифических Актах Собора в Кесарии, «Книге вычисления Пасхи», автором к-рой считался св. Анатолий из Лаодикеи, и др. нередко подложных произведениях. Согласно ирл. традиции, Пасха праздновалась в период от 14 до 20 дня лунного месяца и приходилась на дни от 25 марта до 21 апр. Вслед. миссии свт. Августина (впосл. архиепископ Кентерберийский) в Кенте и деятельности св. Колумбана в Галлии разница в исчислении даты Пасхи привлекла внимание церковных иерархов в Зап. Европе. В 628 г. папа Римский Гонорий I обратился к ирл. церковным иерархам с требованием привести ряд обычаев в соответствие с общецерковной практикой и принять пасхалию Дионисия Младшего, «римскую Пасху». После Собора в Маг-Лене (ок. 630) в Рим была направлена делегация, к-рая засвидетельствовала отличия ирл. пасхалии от общепринятой. В 30-х гг. VII в. часть ирл. общин приняла рим. пасхалию. Среди приверженцев традиц. исчисления Пасхи оставалась конгрегация мон-ря Иона, ссылавшаяся на местное предание и заветы основателя мон-ря св. Колумбы. В 632/3 г. некий Куммиан (возможно, аббат мон-ря Дермаг (ныне Дарроу, графство Оффали)) обратился к аббату мон-ря Иона Сегене (623–652) и к отшельнику Беккану с письмом в защиту рим. пасхалии и призвал соблюдать единство Церкви. В 640 г. Римский папа Uoahh IV осудил ирл. иерархов за следование неверной пасхалии и за пелагианскую ересь ( Beda. Hist. eccl. II 19; подробнее см. ст. Uoahh IV,nana Римский). Несмотря на это, ряд церковных общин, в т. ч. конгрегация мон-ря Иона, остались верны «кельтской Пасхе». Противоречия между «римлянами» (Romani) и «ирландцами» (Hibernenses), сторонниками соответственно рим. и ирл. пасхалий, обострились и в Нортумбрии, где существовала церковная организация, созданная ирл. миссионерами. Конфликт был разрешен на Соборе в Уитби (664), принявшем рим. пасхалию Дионисия Младшего. Соборное решение стало причиной того, что часть ирл. духовенства и англосакс. сторонников ирл. пасхалии (напр., св. Геральд из Маг-Эо) ушли из Англии в И. Согласно Беде Достопочтенному, под влиянием англосакс. духовенства аббат мон-ря Иона св. Адамнан способствовал распространению в И. рим. пасхалии, однако в конгрегации мон-ря Иона реформа исчисления Пасхи была проведена только в 716 г., после кончины Адамнана.

http://sedmitza.ru/text/2558585.html

Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским) . Данные сведения неверны, т. к. Иосиф (Нелюбович-Тукальский) стал епископом в 1661, митрополитом - в 1663.) Одновременно с М. в Купятицком мон-ре подвизался прмч. Афанасий (Филиппович) . Как свидетельствует в своем «Диариуше» св. Афанасий, в 1637 г. М. отправили к Киевскому митр. Петру (Могиле) с деньгами, собранными на обновление киевского Софийского собора. М. рассказал митрополиту о бедственном положении Купятицкого мон-ря и получил от него универсальный лист для сбора пожертвований (Диариуш. 1878. Стб. 52). Позже митр. Петр (Могила) поставил М. игуменом Воскресенского мон-ря в Каменце (ныне в Белоруссии). По одним источникам, М. был игуменом этого мон-ря в 1637-1640 гг., по другим - в 1639-1642 гг. После захвата обители униатами М. вернулся в Купятицкий монастырь. Братия брестского во имя преподобного Симеона Столпника монастыря просила игум. Купятицкой обители Илариона (Денисовича) отпустить к ним «на игуменство берестейское» М. либо Афанасия (Филипповича). Игум. Иларион «учинил раду зо всею о Христе братиею» и решил отправить в Брест иером. Климента (Несвицкого). Посланник брестского мон-ря отказался принять этого кандидата. Тогда решено было кинуть жребий «з отцем Макарием, кому ехать до Берестя». Жребий пал на св. Афанасия (Филипповича), к-рый отправился в Брест (Там же. Стб. 62-63). Согласно позднему печатному варианту Жития М., события происходили в 1637 г., что маловероятно, т. к. ответ купятицкого игумена, приведенный в «Диариуше» св. Афанасия, датирован 13 июня 1640 г. После смерти игум. Илариона (Денисовича) братия Купятицкого мон-ря избрала М. настоятелем. Рака с мощами прмч. Макария Овручского в Черкасском Михайловском кафедральном соборе. Фотография. 2013 г. В 1660 г. братия овручского Успенского Заручайского мон-ря избрала М. архимандритом. Обитель страдала от притеснений со стороны иезуитов, василиан , шляхтичей - католиков и униатов, к-рые покушались на ее имущество и земли. М. отстаивал правосл. статус мон-ря, защищал его от притеснений, отказывался от споров о вере с униатами.

http://pravenc.ru/text/2561350.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010