У. Кассуто (1964) показал, что разделение на источники не имеет основания, Б. изначально написана как единая книга по заранее продуманному плану, основана на определенных принципах и имеет единую тенденцию. Отдельные лит. документы, т. е. книги или сборники, не были ее источниками, кн. Б. вобрала в себя различные традиции из сокровищницы преданий, имевших хождение в Др. Израиле. Они отличались друг от друга происхождением, характером, содержанием, но были собраны и обработаны в единое произведение. Во 2-й пол. XX в. прежде всего в англоязычном научном мире возникает тенденция синхронного литературно-критического подхода к текстам Библии (см. статьи Библеистика ). Центр внимания исследователей сместился с происхождения и истории на изучение структуры и функционирования библейского текста методами нарративного ( Ауэрбах Э. Мимесис. С. 11-24) и риторического анализа (Дж. Джексон, М. Кесслер. 1974), структуралистской антропологии (Е. Лич. 1969, Р. Барт. 1974). Б. и ближневосточная археология Повествование в кн. Б. о творении и начальной истории человечества имеет параллели с месопотамскими традициями шумерских и вавилоно-аккадских мифов, но в отличие от них в кн. Б. описывается последовательный и чудесный акт творения, к-рый начинается созданием примитивных и завершается сотворением более совершенных существ. Акт творения совершается величественно, по одному лишь волеизъявлению всемогущего Бога. Утверждение о том, что библейская история о сотворении мира и человека является сокращенным переложением вавилонского мифа, не имеет под собой оснований, поскольку в древности, как правило, более сложные мифы создавались на основе простых преданий. Достаточно рано в источниках отражены сведения о том, что многие видели ковчег на горе Арарат. Иосиф Флавий со ссылкой на вавилонского жреца Бероса (IV-III вв. до Р. Х.) свидетельствует, что с Арарата приносили частицы ковчега ( Joseph. Ant. I 3. 6). В 1800 г. американец К. Рич опубликовал сообщение Аги Гусейна, в к-ром тот утверждал, что добрался до Арарата и будто бы видел там остатки ковчега. Проф. Дерптского ун-та Ф. Перро по возвращении из 3-й экспедиции сообщал, что видел ковчег, но привести доказательства ему не удалось. В 1840 г. тур. экспедиция, которая была снаряжена для исследования снежных обвалов на Арарате, обнаружила гигантский каркас из дерева почти черного цвета, торчащий из ледника. В авг. 1916 г. рус. летчик В. Ростовецкий, совершавший разведывательный полет, оказался над Араратом и видел в вост. части вершины на краю замерзшего озера каркас большого корабля, частично вмерзшего в лед. Экспедиция франц. альпиниста Ф. Наварра 6 июля 1955 г. совершила подъем на Арарат, на отроге Агрыдаг нашла ковчег и взяла его части для проведения радиоуглеродного анализа, показавшего, что им 5 тыс. лет. В 1969 г. научная экспедиция, организованная амер. археологами, обнаружила на Арарате неск. деревянных обломков на месте находки Наварра (подробнее см. ст. Ноев ковчег ).

http://pravenc.ru/text/153739.html

Ренни Б. Шопфлин - профессор истории университета Ла Сьерра, Калифорния. Джоэл Шакелфорд - профессор программы по истории науки и технологии университета Миннесоты. Уильям А. Уоллес - заслуженный профессор философии и истории Католического университета Америки, Вашингтон. Содержание Предисловие XII Благодарности XIV Об авторах XV ЧАСТЬ 1. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ НАУКОЙ И РЕЛИГИЕЙ 1 1. Историография науки и религии (Д. Уилсон) 2 2. Конфликт между наукой и религией (К.А. Рассел) 12 3. Демаркация науки и религии (С.С. Мейер) 18 4. Эпистемология (Ф. Сьюпп) 27 5. Причинность (Дж. Генри) 35 6. Взгляды на природу (К.А. Рассел) 43 7. Бог, природа и наука (С. Яки) 52 8. Различные виды провиденциолизма (М.Дж. Ослер) 61 9. Естественное богословие (Дж.Х. Брук) 67 10. Аргумент от замысла (У. Дембски) 75 11. Чудеса (Р.М. Бернс) 78 12. Теодицея (К.Дж. Хауэлл) 85 13. Бытие и наука (Дж. Стенхаус) 88 14. Библейская критика XIX века (Д.Г. Харт) 92 Часть II. Биографические исследования 97 15. Галилео Галилей (Р.Дж. Блэквелл) 98 16. Блез Паскаль (Д. Грутуиз) 104 17. Исаак Ньютон (Р.С. Уестфалл) 109 18. Чарльз Дарвин (Дж.Р. Мур) 115 Часть III. Интеллектуальные и философские истоки 122 19. Платон и платонизм (П. Лозин) 123 20. Аристотель и аристотелизм (Э. Грант) 130 21. Атомизм (Дж. Генри) 139 22. Эпикурейство (Л. Сарасон) 146 23. Стоицизм (Р.Б. Тодд) 150 24. Августин Гиппонский (К.Дж. Хауэлл) 153 25. Фома Аквинский и томизм (У.А. Уоллес) 157 26. Скептицизм (М.Дж. Ослер) 162 27. Картезианство (Т.М. Леннон) 168 28. Механистическая философия (М.Дж. Ослер) 171 29. Кембриджские платоники (С. Хаттон) 177 30. Деизм (С.П. Уэлдон) 180 31. Просвещение (Т. Броман) 184 32. Бэконианство (У.Х. Консер) 193 33. Немецкая философия природы (Н.А. Рапке) 196 34. Материализм (Ф. Грегори) 201 35. Атеизм (Дж. Генри) 208 36. Позитивизм (Ч.Д. Кэшдоллар) 216 37. Прагматизм (Д.Дж. Кун) 223 38. Эволюционная этика (П.Фарбер) 227 39. Научный натурализм (Э.Б. Дэвис и Р. Коллинз) 230 40. Светский гуманизм (С.П. Уэлдон) 238 41. Философия и богословие процесса (Д.Р. Гриффин) 245 42. Социальная конструкция науки (С.П. Уэлдон) 252 43. Пол (С. Майлз и Дж. Генри) 256 44. Постмодернизм (С.П. Уэлдон) 265

http://bogoslov.ru/article/324381

Часть IV. Специфические религиозные традиции и хронологические периоды 269 45. Иудаизм до 1700 (Д.Б. Рудеман) 270 46. Раннехристианское отношение к природе (Д.С. Линдберг) 277 47. Ислам (Э. Дханани) 283 48. Средневековая наука и религия (Д.С. Линдберг) 295 49. Ортодоксия (А.Л. Смит, Х.Т. Енгельгарт, Э. Хьюс, Дж. Генри) 305 50. Римский католицизм со времени Тридентского собора (С.Дж. Харрис)312 51. Начало современного протестантизма (Э.Б. Дэвис и М.П. Уиншип) 321 52. Иудаизм после 1700 (И. Робинсон) 329 53. Современное американское направление протестантизма (Ф.М.Сцасц) 333 54. Евангелизм и фундаментализм (М.А. Нолл) 341 55. Новые религии Америки XIX века (Р.Б. Шопфлин) 351 56. Креационизм с 1859 г. (Р.Л. Намберс) 358 Часть V. Астрономия и космология 366 57. Календарь (Л. Доджетт) 367 58. Кометы и метеоры (С. Шлехнер) 371 59. Докоперниканская астрономия (Дж. Латтис) 375 60. Коперниканская революция (О. Гиндерих) 381 61. Вечность мира (Э. Грант) 387 62. Множество миров и внеземная жизнь (М.Дж. Кроу) 390 63. Макрокосм/микрокосм (Дж. Генри) 393 64. Космогонии с 1700 до 1900 (Р.Л, Намберс) 400 65. Геоцентризм (Р.Дж. Шадевальд) 407 66. Плоская Земля (Р.Дж. Шадевальд) 411 67. Космологии XX века (К.Ш. Макконелл) 415 68. Антропный принцип (У.Л. Крейг) 420 Часть VI. Физические науки 423 69. Физика (Р. Ольсон) 424 70. Химия (Дж.Х. Брук) 432 71. Электричество (Д. Стиллинг) 439 72. Теория хаоса (Дж. Полкинхорн) 443 Часть VII. Науки о земле 445 73. Теории земли и ее возраста до Дарвина (Д.Р. Олдройд) 446 74. Потом книги Бытия (Р.Л. Стилинг) 453 75. Геология и палеонтология с 1700 до 1900 (Н.А. Рапке) 458 76. Униформизм и актуализм (Л.Г. Уилсон) 468 77. География (Д.Н. Ливингстон) 474 78. Землетрясения (П.М. Хесс) 481 79. Метеорология (Дж. Генри) 485 80. Экология и окружающая среда (Д.Н. Ливингстон) 491 Часть VIII. Биологические науки 498 81. Естественная история (П.М. Хесс) 499 82. Великая цепь бытия (У.Ф. Бинам) 507 83. Таксономия (Д.М.Найт) 511 84. Происхождение и единство человеческой расы (Д.Н. Ливингстон) 517 85. Эволюция (П.Дж. Боулер) 524 86. Анатомия и физиология до 1700 г. (Э.Т. Макмаллин) 533 87. Теории видообразования до эпохи модерна (Ч.Е. Динсмор) 541 88. Генетика (Р. Вайкарт) 549 89. Евгеника (Э.Дж. Ларсон) 552

http://bogoslov.ru/article/324381

– Оливер Каудери – получил видение «ангела», который, сойдя с неба, положил перед ним листы; школьный учитель; был переписчиком у Дж. Смита мл., когда тот «переводил Книгу Мормона»; оставил ЦИХСПД в 1838 году; когда ЦИХСПД стала преуспевать, заново крестился в церкви в 1857 году; муж Элизабет Энн Витмер. – Дэвид Витмер – получил видение «ангела», который, сойдя с неба, положил перед ним листы; был одним из 6 первых мормонов; руководитель мормонской церкви в штате Миссури; вышел из ЦИХСПД в 1838 году; сын Питера Витмера ст., который предоставил жилье, деньги и пищу Дж. Смиту мл и его жене, Оливеру Каудери. – Кристиан Витмер – приподнимал листы, «…которые имеют вид золотых…» (21, «Удостоверение восьми свидетелей»), принесенные Дж. Смитом мл.; брат Дэвида Витмера. Скорее всего, поддержал идею Дэвида Витмера о выходе из ЦИХСПД. – Иаков Витмер – приподнимал листы, «…которые имеют вид золотых…» (21, «Удостоверение восьми свидетелей»), принесенные Дж. Смитом мл.; брат Дэвида Витмера. Скорее всего, поддержал идею Дэвида Витмера о выходе из ЦИХСПД. – Питер Витмер мл. – приподнимал листы, «…которые имеют вид золотых…» (21, «Удостоверение восьми свидетелей»), принесенные Дж. Смитом мл.; брат Дэвида Витмера. Скорее всего, поддержал идею Дэвида Витмера о выходе из ЦИХСПД. – Джон Витмер – приподнимал листы, «…которые имеют вид золотых…» (21, «Удостоверение восьми свидетелей»), принесенные Дж. Смитом мл.; брат Дэвида Витмера. Скорее всего, поддержал идею Дэвида Витмера о выходе из ЦИХСПД. – Хайрум Пейдж – приподнимал листы, «…которые имеют вид золотых…» (21, «Удостоверение восьми свидетелей»), принесенные Дж. Смитом мл.; Хайрум Пейдж владел особым камнем. Он говорил, что этот камень помогает ему получать откровения. Пользовался особым доверием Оливера Каудери. – Иосиф Смит ст. – приподнимал листы, «…которые имеют вид золотых…» (21, «Удостоверение восьми свидетелей»), принесенные Дж. Смитом мл.; отец Дж. Смита мл. – Хайрум Смит – приподнимал листы, «…которые имеют вид золотых…» (21, «Удостоверение восьми свидетелей»), принесенные Дж. Смитом мл.; брат Дж. Смита мл.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tserkov-...

14. При правке СП должны быть применены ко всему тексту современные правила русской орфографии, пунктуации и грамматики.   Список литературы и источников   1. Алексеев А.А.. Библия. Переводы на русский язык. Православная Энциклопедия. Т. 5. – М., 2002. 2. Бикман Дж., Келлоу Дж. Не искажая слова Божия. Принципы перевода и семантического анализа Библии. Изд-во «Ноах», СПб, 1994, 236 с. 3. Найда Ю., Ян де Ваард. На новых языках заговорят. Функциональная эквивалентность в библейских переводах. Пер. с англ. под ред. Алексеева А.А. РБО, СПб, 1998, 242 с. 4.  Федоров А.В. Основы общей теории перевода (лингвистические проблемы). СПб.; М., 2002, 171 с. 5.  Федоров А.В. О художественном переводе. Работы 1920 – 1940-х годов. Филологический факультет СПбГУ. СПб., 2006, 255 с. 6.  Nida, E. A. The Theories of Translation. The Anchor Bible Dictionary. New York, 2000, vol. 6, pp. 512 - 515.   Найда Ю., Ян де Ваард. На новых языках заговорят. Функциональная эквивалентность в библейских переводах. Пер. с англ. под ред Алексеева А.А. РБО, СПб, 1998, с. 42. Бикман Дж., Келлоу Дж. Не искажая слова Божия. Принципы перевода и семантического анализа Библии. Изд-во «Ноах», СПб, 1994, 236 с. 4.  Найда Ю., Ян де Ваард. На новых языках заговорят. Функциональная эквивалентность в библейских переводах. Пер. с англ. под ред Алексеева А.А. РБО, СПб, 1998, сс. 9, 18. Бикман Дж., Келлоу Дж. Не искажая слова Божия. Принципы перевода и семантического анализа Библии. Изд-во «Ноах», СПб, 1994, с. 7. Бикман Дж., Келлоу Дж. Не искажая слова Божия. Принципы перевода и семантического анализа Библии. Изд-во «Ноах», СПб, 1994, с. 54. Бикман Дж., Келлоу Дж. Не искажая слова Божия. Принципы перевода и семантического анализа Библии. Изд-во «Ноах», СПб, 1994, с. 50. Федоров А.В. Основы общей теории перевода (лингвистические проблемы). СПб.; М., 2002, с. 171. Федоров А.В. О художественном переводе. Работы 1920 – 1940-х годов. Филологический факультет СПбГУ. СПб., 2006, с. 21. Nida, E. A. The Theories of Translation. The Anchor Bible Dictionary. New York, 2000, vol. 6, p. 613.

http://bogoslov.ru/article/375197

В то же время он стал семьянином (примерно с 1887 по 1892 гг. В.С. Серебреников заключил с вдовой Елизаветой Корниловной Якимовой10 брачный союз11). Согласно архивным данным на 1929 г. детей у них не было12. 2.2. Соискание учёной степени магистра богословия В соответствии с научными запросами времени В.С. Серебреников занимался не только опытами в психологических лабораториях и преподаванием психологии, но также и философским творчеством. За первое фундаментальное философское исследование на тему: «Учение Дж. Локка о прирождённых началах знания и деятельности. Опыт установки Локкова учения на основании историко-критического исследования и критического рассмотрения его в связи с христианским учением об образе Божием " 13 почтенный психолог был удостоен 30 марта 1892 г. степени магистра богословия. Этот труд явился продолжением его курсового сочинения, которое по сути поставленного вопроса требовало логического завершения. Анализируя магистерское сочинение В.С. Серебреникова , можно выделить несколько основных тезисов: 1. «Дж. Локк по своим основным воззрениям – не сенсуалист и не представитель чистого эмпиризма. 2. По своим гносеологическим и психологическим воззрениям Дж. Локк – ученик Р. Декарта. 3. Полемика Дж. Локка против учения о прирождённых идеях и принципах, нужно думать, написана по окончании Дж. Локкова опыта и имеет значение простого добавления к нему. 4. В своей полемике против учения о прирождённых идеях и принципах Дж. Локк под идеями разумеет готовые понятия, а под принципами – готовые истины. 5. Есть основание предполагать, что существует связь между увлечением Дж. Локка Ньютоновским открытием закона всемирного тяготения и высказанной Дж. Локком мыслию о возможной – при всемогуществе Божием – материальности человеческой души. 6. Естественно-исторический метод Дж. Локка выработался преимущественно под влиянием dr. Sydenhama. 7. По учению Св. Писания, как оно интерпретируется святыми отцами и учителями Церкви, нужно различать в образе Божием две стороны: образ Божий природный и образ Божий деятельный.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Serebr...

Уже миновало 172 года с той поры, но, насколько известно, храм ЦИХСПД в «указанных перстом» западных пределах штата Миссури не построен. Не говоря уже о Новом Иерусалиме… Воистину: «Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом». (Пр.: 30:4). Как же быть людям, которые попали под влияние лжепророков ? Читаем Иер. 5, 31 : «Изумительное и ужасное совершается в сей земле: пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого?». Далее: «Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних» (Иер.: 23, 16). Что же произошло с Дж. Смитом мл., этим: «заместителем Бога на земле» (17, с. 49)? А произошло с ним то, что написано в Библии (см. Иез.: 14:23): «А если пророк допустит обольстить себя и скажет слово так, как бы Я, Господь, научил этого пророка, то Я простру на него руку Мою и истреблю его из народа Моего, Израиля». При этом, необходимо понимать, что Дж. Смит мл. изначально не был призван Богом к пророчеству, а попросту впал в прелесть (был прельщён дьявольскими видениями). Яркий пример тому – т.н. «первое видение» Дж. Смита мл. Будучи ещё юношей, Дж. Смит мл. уединенно молился в лесу, но внезапно был окутан дьявольским мраком так, что не мог двигаться. После этого, ему явились две светлые личности (сначала в письменных источниках указывалось, что это были ангелы, а впоследствии указывается, что это были боги) которые начали наставлять юношу. Так может, это были демоны, а тьма, окутавшая Дж. Смита мл., так и не рассеялась? 3.4. «Мученичество» Дж. Смита мл. Не может не вызывать сочувствия печальная кончина Дж. Смита мл., сначала назвавшего себя пророком, а под конец жизни возжелавшего стать с Богом на одну ступень. Как, должно быть, мучается душа этого нераскаянного человека, деяния которого привели и приводят до сих пор к падению многих. Последователи учения Дж. Смита мл. создали своему вождю в ад – ореол мученичества.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tserkov-...

Вам, уважаемый читатель решать, следовать ли решению Апостольского собора: « Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (см. Деяния: 15:28–29). 3.2. «Видения» Дж. Смит мл. Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом. Колос.: 2, 18. От Дж. Смит мл. и его братьев с детства ожидали проявления «пророческих» сил: «Эйсел Смит, дедушка Джозефа, предрекал, что из его потомков восстанет пророк» (5, с. 15). Родители Дж. Смита мл. (четвёртый из десяти детей) были очень суеверны. Отец ходил по домам коробейником и ворожеей. Отец Джозефа считал себя и своего сына потомками ветхозаветного Иосифа: «…работа Джозефа была предопределена, видно опять-таки из патриархального благословения, которое отец дал ему 9 декабря 1834 года. Говоря об Иосифе, одиннадцатом сыне Иакова, проданном в Египет, Джозеф Смит – старший провозгласил: Вот, он (Иосиф из Египта) вглядывался в потомком своих в последние дни, когда будут они в рассеянии гонимы иноверцами, рыдая пред Господом: усердно искал он узнать, откуда придёт сын, которому предстоит нести слово Господа, которое могло бы дать свет им и вернуть в лоно истины, и взор его видел тебя, сын мой. Какое потрясающее впечатление должны были произвести эти слова на Иосифа наших дней!» (5, с. 17) Немудрено, что вскоре Дж. Смит мл. превзошёл своего отца в ворожбе и кладоискательстве. Он заявил, что нашёл золотые листы с летописями индейцев. Со слов одного из мормонов, якобы действительно имела место тёмная история о том, что Дж. Смит мл. нанимался к какому-то землевладельцу для поиска клада. Но поиск клада затянулся, а затраты землевладельца не окупались и Дж. Смиту мл. пришлось ретироваться. Дж. Смит мл. не скромничал в своих притязаниях на духовные полномочия: «На поставленный ему вопрос: «Кто же ты?» он [Дж. Смит мл] дал глубокий ответ: «Ной пришёл перед потопом. Я пришёл перед огнём»» (5, с. 195).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tserkov-...

7 Курсовое сочинение В.С. Серебреникова не сохранилось. Но на основании отзыва проф. М.И. Каринского можно представить следующую структуру сочинения. Объём исследования разделяется на три части. Первая часть посвящена биографическим сведениям о Дж. Локке и литературно-историческим замечаниям о его сочинениях. Во второй части раскрывается положительное учение Дж. Локка о прирождённых началах знания и деятельности. В третьей части анализируется полемика Дж. Локка против учения о врождённых идеях. См. об этом: Журналы заседаний Совета СПбДА за 1885/86 уч. год. СПб., 1888. С. 313–314. 9 В то время психология и логика были предметом одной кафедры, а метафизика в составе отдельной кафедры. См.: Там же. С. 2. 11 См., например: Архив СПбГУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 2734. Л. 4; Весь Петроград на 1916 г. СПбДА, 1916.С.614; Юбилейнаяпамятнаякнижка43 курса Императорской СПбДА 1886– 1911 гг. СПб., 1914. С. 37. 13 Основные мысли этого сочинения комментирует в своей статье А.А Козлов с некоторыми критическими замечаниями. Однако автор симпатизирует философскому направлению В.С. Се­ребреникова и не пытается умалить ценность этого труда. См. об этом: Вопросы философии и психологии/Под ред. проф. Н.Я. Грота. М., 1892. Май. (Кн. 13). С. 49. 14 Серебреников В.С. Учение Дж. Локка о прирождённых началах знания и деятельности. Опыт установки Дж. Локкова учения на основании историко-критического исследования и критиче­ского рассмотрения его в связи с христианским учением об образе Божием. СПб., 1892. С. 2. 15 На основании двух положительных рецензий, которые были представлены в Совет академии, можно структурировать философское сочинение следующим образом. Объём исследования раз­деляется на три части. В первой части путём историко-критического анализа рассматривается Дж. Локково учение. Первая часть подразделяется на пять глав: в 1-й главе говорится о жизни Дж. Локка; во 2-й главе отмечаются характерные особенности его литературного произведения; в последующих трёх главах исследуется влияние на взгляды Дж. Локка философии Р. Декарта, Т. Гоббса и И. Ньютона (открытия закона тяготения).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Serebr...

В XIX в. англ. Д. отставала в научно-теоретическом развитии от континентальной. Но при этом шло издание актовых источников и справочных материалов к ним (Дж. Кэмбл, 1839-1848; Б. Торп, 1865; В. Бёрч, 1885-1893; Дж. Эрл, 1888; и др.), публиковались факсимиле грамот (Э. Бонд, 1873-1878), исследовались актовые формулы королевских титулов, история канцелярий и т. п. (Т. Харди, Дж. Раунд, В. Стивенсон и др.). Ф. У. Мейтленд проанализировал юридическое содержание королевских дипломов и грамот в сравнении с «Книгой Страшного Суда» (1897). В нач. XX в. произошел заметный сдвиг в развитии формальной Д.: исследование Х. Холла (1908), ст. Э. М. Томпсона «Дипломатика» в Encyclopaedia Britannica и др. В 1896 г. 1-м лектором по Д. в Оксфорде был назначен Р. Лейн Пул. Активно разрабатывалась история канцелярий (Лейн Пул, 1915; Т. Таут, 1920-1933; Х. Дженкинсон и Х. Миллс, 1928). Д. Вайтлок (1930), В. Голбрейс (1934), А. Робертсон (1939) опубликовали в Кембридже акты и их исследования. После второй мировой войны интересные работы были изданы в Лондоне (Д. Стэнтон, 1947) и Манчестере (К. Чини об англ. епископских канцеляриях (1950) и Ф. Хармер об англосакс. королевских грамотах (1952)). Во 2-й пол. XX в. изучались средневек. акты королей Англии (П. Шапле, Р. Ф. Ханнисет) и Шотландии (Дж. Барроу, Г. Симпсон), папские и епископские грамоты (Чини, Дж. Сейерс, Барроу), ранняя документация городов (Р. Гриффитс, Дж. Мартин), исследовалось развитие нотариата (М. Джонс). Большое внимание уделялось формуляру, почеркам и печатям грамот, вопросу об их канцелярском или внеканцелярском происхождении, составу должностных лиц канцелярий. Рус. актами занимались Р. Э. Ф. Смит, Дж. Кип, С. Коновалов. Д. была включена в программу обучения на Архивных курсах при Лондонском ун-те. Бельгия Крупнейшие специалисты кон. XIX - 1-й пол. XX в.- Э. Резен и А. Пиренн, изучавшие историю правительственных канцелярий и нотариата до XIII в. Их ученики: Р. Веемее (частные акты X-XII вв.), Ж. Маре, Ю. Нели, Э. Сааб. Опубликован каталог грамот до 1792 г. (1933). В Льеже издан курс Д., написанный П. Бонанфаном (1947-19482). Дипломатисты 2-й пол. XX в.: Ф. Веркотерен, В. Превенье, Ж. Деспи, Э. Бусмар, Ж. Пик, Т. де Эптин, Ж. Деклерк и др. С 1890 г. Д. преподается в Лувенском (Лёвенском) и Гентском ун-тах. Нидерланды

http://pravenc.ru/text/178525.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010