Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История изобразительного искусства ГАГАРИН Григорий Григорьевич; 1810 - 1893, рус. кн., художник, архитектор, график, вице-президент АХ, член ученых об-в, коллекционер ГАЛИЛЕЯ область Сев. Палестины, с к-рой связаны мн. события библейской истории и зарождение христ. Церкви ГОРНОСТАЕВ Алексей Максимович (1808 - 1862), архит., один из основоположников национального направления в рус. архитектуре ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871 — 1960), рус. живописец, историк искусства, реформатор музейного и реставрационного дела в Россиии СССР; действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947), народный художник СССР (1956) ГРЮНЕВАЛЬД наст. имя Матис (Матиас) Нитхардт (Найтхардт), а также Готхардт, Готхард (ок. 1470/80 - 1528), нем. художник ДЖОТТО ди Бондоне (1266/67 (?) - 1337), итал. живописец, архит. и скульптор, один из основоположников итал. художественной школы ЕВТИХИЙ худож. кон. XIII - нач. XIV в., один из создателей росписи ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (1294-1295) ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно-просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон-рей Афона ИОРДАН Федор Иванович (1800-1883), гравер и рисовальщик, мастер резцовой репродукционной гравюры на металле КАРАВАДЖО (1571-1610), итал. живописец, основоположник реалистического направления в европ. живописи XVII в. КЛИМОВ Евгений Евгеньевич (1901-1990), художник, искусствовед, иконописец, реставратор церковного искусства, мемуарист ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452 - 1519), итал. живописец, рисовальщик, естествоиспытатель, инженер и фортификатор, теоретик искусства и литератор, выдающийся представитель европ. Ренессанса и один из основоположников искусства Высокого Возрождения МАВЗОЛЕЙ гробница Мавсола, правителя Карии в М. Азии (377-353 гг. до Р. Х.), одно из 7 античных чудес света; также монументальное погребальное сооружение МАЗАЧЧО [наст. имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди)] (1401-1428), живописец флорентийской школы, основоположник Раннего Возрождения в Италии МАЦУЛЕВИЧ Леонид Антонович (1889 - 1959), российский историк искусствад-р искусствоведения, член-корреспондент АН Грузии (1946) МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ [Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони], скульптор, архитектор, живописец, рисовальщик, поэт, крупнейший представитель Высокого и Позднего Возрождения в Италии НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич (1862-1942), рус. худож., живописец и график, автор станковых картин, икон, монументальных церковных росписей НЕХОРОШЕВСКИЙ Мартин (Мартын) Нестерович (ок. 1700 - 1758), гравер (в техниках ксилографии, резцовой гравюры на металле, офорта)

http://pravenc.ru/rubrics/123072_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО раздел изобразительного искусства, произведения к-рого отличны по функции и масштабу от монументальных и станковых произведений ДЕМЕСТВЕННОЕ ПЕНИЕ певч. традиция, возникшая в посл. четв. XV в., одновременно с новой редакцией знаменного распева и с путевым распевом Наталья Алексеевна (1902 - 1990), искусствовед, специалист по древнерус. искусству, музейный работник ДЕМУЦКИЙ Порфирий Данилович (1860 - 1927), хоровой дирижер, фольклорист, композитор-любитель, педагог, организатор хоровых коллективов ДЕЧАНЫ муж. мон-рь во имя Христа Пантократора Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ДЖВАРИ [Мцхетский Джвари; ц. Креста], в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ДЖОТТО ди Бондоне (1266/67 (?) - 1337), итал. живописец, архит. и скульптор, один из основоположников итал. художественной школы ДЖУГА древний город на левом берегу р. Аракс, в исторической обл. Сюник Вел. Армении (ныне Нахчыванская Автономная Республика в составе Азербайджана) ДЖУМАТИ муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви Михаил Иванович (? - после 1917), иконописец, реставратор, один из основоположников нового стилистического направления в рус. иконописи посл. четв. XIX - нач. XX в. ДИЛЕЦКИЙ Николай Павлович (1630 (?) - после 1723 (?)), муз. деятель, автор произведений в партесном стиле и «Мусикийской грамматики» ДИЛИУ мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца в сев.-вост. части острова на оз. Памвотида (Янина, Сев. Греция) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта) ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Донской (1350 - 1389), св. (пам. 19 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), вел. кн. Московский

http://pravenc.ru/rubrics/123062_26.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История зарубежного изобразительного искусства АЛПАТОВ Михаил Владимирович (1902–1986), историк искусств, специалист по искусству рус. и западноевроп. средневековья и Нового времени, художественный критик, педагог, проф., общественный деятель АНДЖЕЛИКО Фра Джованни да Фьезоле (в миру Гвидо ди Пьетро; между 1387 и 1400-1455), итал. живописец и миниатюрист, приор доминиканского мон-ря Сан-Марко во Флоренции, св. католич. Церкви, (пам. 18 марта) ВАТИКАН [Государство-Город Ватикан], гос-во в пределах Рима, адм. центр католич. Церкви, резиденция папы Римского и местоположение органов церковного управления (Римской курии) ВИЛЬПЕРТ (1857 - 1944), историк искусства и теолог-догматист; католич. исследователь раннехрист. иконографии, автор основополагающих трудов по археологии христианской ГАЛИЛЕЯ область Сев. Палестины, с к-рой связаны мн. события библейской истории и зарождение христ. Церкви ГРЮНЕВАЛЬД наст. имя Матис (Матиас) Нитхардт (Найтхардт), а также Готхардт, Готхард (ок. 1470/80 - 1528), нем. художник ДЖОТТО ди Бондоне (1266/67 (?) - 1337), итал. живописец, архит. и скульптор, один из основоположников итал. художественной школы ЕВТИХИЙ худож. кон. XIII - нач. XIV в., один из создателей росписи ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (1294-1295) ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно-просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон-рей Афона КАРАВАДЖО (1571-1610), итал. живописец, основоположник реалистического направления в европ. живописи XVII в. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452 - 1519), итал. живописец, рисовальщик, естествоиспытатель, инженер и фортификатор, теоретик искусства и литератор, выдающийся представитель европ. Ренессанса и один из основоположников искусства Высокого Возрождения МАВЗОЛЕЙ гробница Мавсола, правителя Карии в М. Азии (377-353 гг. до Р. Х.), одно из 7 античных чудес света; также монументальное погребальное сооружение МАЗАЧЧО [наст. имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди)] (1401-1428), живописец флорентийской школы, основоположник Раннего Возрождения в Италии

http://pravenc.ru/rubrics/123084.html

Мануил Панселин. Фреска Успенского собора Протата, Карея, Афон. Кон. XIII — нач. XIV в. Роспись Кралевой церкви (святых Иоакима и Анны) в монастыре Студеница. Ок.1314 г. Сербия Мозаика церкви монастыря Хора (Кахрие-джами). Ок.1315—1321 гг. Стамбул, Турция. Фрагмент Мозаика церкви монастыря Хора (Кахрие-джами). Ок.1315—1321 гг. Общий вид свода Икона. Новгород. XIV в. Государственный Русский Музей, Спб. Двусторонняя икона-таблетка. 2-ая четв. XV в. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник Двусторонняя икона-таблетка из Софийского собора в Новгороде. Кон. XV — нач. XVI вв. ГТГ, Москва Икона. Ярославль. 1560-е гг. Частное собрание Икона. Регион Сольвычегодска. Нач. XVII в. Сольвычегодский историко-художественный музей Пелена. Москва. XVII в. Государственный Эрмитаж, Спб. Икона. Кон. XVII в. Владимиро-Суздальский музей-заповедник Икона из ц. Василия Блаженного. Чухчерьма. 1-ая треть XVIII в. Музей изобразительных искусств, Архангельск Болгарская икона. 1795 г. Монастырь Иоанна Рыльского, Болгария Двухчастная икона. Мастерская Богатыревых. Невьянск. 1814—1822 гг. Екатеринбургский музей изобразительных искусств Миниатюра Великолепного часослова герцога Беррийского XV в. Музей Конде в Шантийи, Франция Мастер жития Марии. Деталь алтарь Девы Марии. 1460—1465 гг. Старая пинакотека, Мюнхен, Германия Мастер алтаря Реглера. Алтарь Девы Марии; левая створка внутри. 3-ая четв. XV в. Старая Пинакотека, Мюнхен Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304—1306 гг. Падуя, Италия Таддео Гадди. Фреска капеллы Барончелли в базилике Санта-Кроче. 1328—1330 гг. Флоренция, Италия Паоло Уччелло. Фреска из собора в Прато. 1433—1434 гг. Прато, Италия Чима да Конельяно. Ок.1497—1500 гг. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия Никола Дипр. Ок. 1500 г. Париж, Лувр Тициан Вечеллио. 1534—1538 гг. Музей Академии, Венеция, Италия Тициан Вечеллио. 1534—1538 гг. Музей Академии, Венеция. Фрагмент Якопо Тинторетто. Фреска церкви Санта Мария дель Орто. 1555 г. Венеция, Италия Эсташ Лесюэр. Ок.1640—1645 гг. Государственный Эрмитаж, Спб.

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-xram-presv...

Вмч. Георгий Победоносец. Фреска собора Протата. Нач. XIV в. Мастер Мануил Панселин Вмч. Георгий Победоносец. Фреска собора Протата. Нач. XIV в. Мастер Мануил Панселин Дискуссия об авторстве П. породила множество исследований, в т. ч. сопоставлений иконографии и стиля памятников раннепалеологовского возрождения. Сходство иконографических формул и колорита в больших композициях Протата, Ватопеда и Охрида (напр., «Моление в Гефсимании») не означает их буквального повторения друг друга и, видимо, обусловлено обращением к общим образцам, возможно к миниатюрам рукописей (напр., к миниатюрам Евангелия в Музее Гетти - Ludwig. II.5. Fol. 68, ок. 1285). Во фресках пареклиссиона прп. Евфимия Великого (1302-1303) при базилике вмч. Димитрия в Фессалонике (с 50-х гг. XX в. их стали приписывать П.) Лазарев оценил приземистость фигур как единственную особенность классического стиля XIII в. Большая часть греч. искусствоведов, напр. Цигаридас, считают, что здесь работали 2 художника (хотя точный анализ отличий 2 манер, как и сопоставление со стилем фресок Протата, проведены не были). Ряд изображений святых в нижней части наоса (вмч. Пантелеимон, воины вмч. Георгий и вмч. Димитрий, целитель мч. Косма), несмотря на плохую сохранность, демонстрирует высокую степень сходства с теми же святыми в росписи Протата. Классические в своей красоте лики не имеют экспрессивной, графической выразительности, присущей образам круга Михаила Астрапы и Евтихия ( Tsigaridas. 2003. С. 55-58). Антикизирующее начало позволяет сближать росписи Протата не только с современными им произведениями в Византии, слав. гос-вах и в лат. мире (композиции, похожие на рельефы, для к-рых характерны активные жесты фигур на первом плане, условный гористый ландшафт, пластичные драпировки персонажей в разнообразных естественных позах, богатый и разнообразный колорит, встречаются и у мастеров раннего итал. Возрождения, напр., у Джотто во фресках 1304-1306 гг. в Капелле-дель-Арена), но и с произведениями XIII в., напр. с росписями визант. мастеров в Сербии (Троицкая ц. мон-ря Сопочаны, ок. 1265).

http://pravenc.ru/text/2578831.html

1516-1524), созданной для Луизы Савойской, регента Франции, в память о паломничестве в Прованс после 1516 г. в знак благодарности святой за победу в битве при Мариньяно. М. М. изображена как знатная дама, владелица г. Магдалы. Ее образ до встречи с Христом уподобляется образу блудного сына, иллюстрации восходят к аллегориям месяцев и морализаторским сюжетам о добродетели. Заключительные сюжеты цикла передают исторический облик мест почитания М. М. в Провансе (Fol. 60-66), обретение и перенесение ее мощей (Fol. 67-68). Художественное исполнение иллюстраций характерно для эпохи Сев. Возрождения и несет итал. влияние: каждая композиция, исполненная в технике гризайль, вписана в тондо. Рукопись также содержит вид реликвариев в храме на горе Сент-Бом: натуралистично исполненные ковчеги для лучевых костей (Fol. 69); готический табернакль-мощевик для главы, выполненный в форме жен. бюста (Fol. 71); лицевая часть бюста имела откидной механизм, благодаря чему открывался вид на целиком сохранившийся череп (Fol. 72). Находящийся в наст. время в этой церкви реликварий (XIX в., мастер А. Ревуаль) также имеет готический табернакль-киот в виде бюста святой (голова вмещает череп), окруженный фигурами молящихся ангелов. Вид бюста имеет реликварий для челюсти М. М. (1332, церковь бывш. бенедиктинского монастыря св. Марии, Задар). Распятие. Роспись нижней ц. Сан-Франческо в Ассизи. Ок. 1320 г. Мастер Джотто Распятие. Роспись нижней ц. Сан-Франческо в Ассизи. Ок. 1320 г. Мастер Джотто Как св. покровительницу, М. М. часто изображали на алтарях с заказчиками и их небесными патронами, многие созданы выдающимися художниками, напр. «Алтарь Портинари» Х. ван дер Гуса (ок. 1477-1478, Галерея Уффици, Флоренция). В итальянской живописи распространены изображения М. М. с основателями нищенствующих орденов, чаще со св. Франциском, реже со св. Домиником (с обоими - на алтаре нач. XIV в. в Пинакотеке Ваннуччи, Перуджа). Как покровительница государей Прованса из Анжуйской династии она изображена стоящей за спиной кор.

http://pravenc.ru/text/Мария ...

Четвертый цикл, связанный с реликвиями И. П., представляет историю со времени имп. Юлиана Отступника, приказавшего откопать из земли и сжечь мощи святого. На портале собора св. Иоанна Предтечи в Сансе (XIII в.) помещены сцены «Юлиан Отступник приказывает отрыть и сжечь останки Крестителя», «Император Валент приказывает привезти главу Иоанна Крестителя во дворец, но кони отказываются двинуться с места», «Иоанн Креститель открывает монаху Маркеллу место, где хранятся под спудом его мощи», «Император Феодосий приказывает доставить мощи в Константинополь, где для них возводится базилика». К наиболее полным житийным циклам И. П. относятся: мозаический цикл в баптистерии Сан-Джованни во Флоренции (2-я пол. XIII в.); витражные циклы кафедральных соборов Руана, Буржа, Лиона (2-я пол. XIII в.); рельефы баптистерия в Парме (Б. Антелами, ок. 1300); фрески в капелле Перуцци в ц. Санта-Кроче во Флоренции (Джотто, нач. XIV в.); в капелле Иоанна Крестителя в папском дворце в Авиньоне (М. Джованнетти, 1344-1346); мозаики баптистерия собора Сан-Марко в Венеции (1343-1354); фрески в ц. Санта-Мария деи Серви в Сиене (П. Лоренцетти, XIV в.). К циклам XV в. принадлежат: росписи в оратории Сан-Джованни в Урбино (Л. и Я. Салимбени, 1416); фрески в баптистерии в Кастильоне-Олона, Ломбардия (Мазолино да Паникале, между 1425 и 1435), в соборе в Прато (Ф. Липпи, 1452-1466), в капелле Торнабуони в ц. Санта-Мария Новелла во Флоренции (Д. Гирландайо, 1485-1490); бронзовые рельефы купели баптистерия в Сиене (Л. Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, 1417-1427); мраморные рельефы в капелле Сан-Джованни Баттиста (Д. и Э. Гаджини, ок. 1447-1496) и 12 сцен серебряного реликвария с мощами И. П. (1438-1445, Т. Даниели и С. Кальдер) (оба - в соборе Сан-Лоренцо в Генуе). Наиболее известны циклы XVI в.: росписи в ц. Кьостро делло Скальцо во Флоренции (Андреа дель Сарто и Франчабиджо, 1509-1526); деревянный резной полиптих в ц. св. Иоанна Предтечи в Хемевердегеме; цикл из 6 полотен Ф. Гальегоса из картезианского мон-ря Мирафлорес (ныне в Прадо); XVII в.: баптистерий Сан-Джованни ин Фонте (Латеранский баптистерий) в Риме; алтарный образ главного алтаря городского собора г. Перпиньян, Франция.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Все атрибуты К. А. (лилия, крест, книга, дароносица) изображались на гербе ордена кларисс (напр., гравюра XVII в., Музей капуцинов, Рим). В нарративных циклах святая представлена без атрибутов. Наряду с изображениями К. А. в рост (примером для них послужил предположительно образ на склонах арки в верхней базилике Сан-Франческо в Ассизи или в капелле Барди ц. Санта-Кроче во Флоренции, 1325) получил распространение тип поясного изображения (часто под полукруглыми или стрельчатыми арками). Ранним следует считать образ К. А. на склоне оконного проема справа от входа в капеллу св. Мартина Турского нижней ц. Сан-Франческо в Ассизи (худож. С. Мартини, 1318). Св. Клара при осаде Ассизи. Худож. Кавалер д’Арпино. 1-я пол. XVII в. (ГЭ) Св. Клара при осаде Ассизи. Худож. Кавалер д’Арпино. 1-я пол. XVII в. (ГЭ) К. А. часто изображается в композициях: рядом со св. Франциском Ассизским среди пророков и блаженных на полиптихе в капелле Барончелли ц. Санта-Кроче во Флоренции (Джотто и мастерская, 1328), у Распятия, у трона Богоматери (запрестольный образ в ц. св. Франциска Ассизского в Пиране (Словения), худож. В. Карпаччо, 1518). В нижней части композиции алтарной картины «Древо жизни» (худож. П. ди Буонагвида, 1305 - ок. 1310, Галерея Академии, Флоренция) К. А. представлена коленопреклоненной, со свитком. Примеры житийных циклов К. А. немногочисленны. Их состав сформировался под влиянием иконографического репертуара житийного ряда в ц. Санта-Кьяра в Ассизи, в композициях которого представлены эпизоды жизни святой: К. А. получает в Вербное воскресенье пальмовую ветвь от еп. Гвидо; возвращение от св. Франциска Ассизского из Порциункулы; пострижение Агнессы; чудо умножения хлебов; явление Пресв. Богородицы умирающей К. А.; папа Иннокентий IV возглавляет церемонию погребения святой. Сокращенный вариант житийного ряда известен по росписи (с ранней условной датировкой) в ц. Сан-Пьетро-ин-Винеис в Ананьи, с сер. XIII до сер. XVI в. принадлежавшей ордену кларисс. По мнению нек-рых исследователей, роспись восходит к 1255 г., когда К. А. была канонизирована. Нач. XIV в. датируют выполненную последователями Джотто серию фресок в правом трансепте ц. Санта-Кьяра в Ассизи (сохр. сцены смерти и погребения К. А.). На витражах из церкви аббатства Кёнигсфельден в кантоне Аргау (Швейцария) (ок. 1360, ГЭ) представлены сцены из Жития К. А.: ее решение следовать за св. Франциском Ассизским, пострижение в монахини, постриг Агнессы.

http://pravenc.ru/text/Франциска ...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Прямая и обратная перспектива Одной из причин, затрудняющих понимание древних русских икон, является особый способ изображения пространства и находящихся в нем земных и " небесных " существ и предметов. Мы смотрим на картины глазами европейца, и изображенное на них нам представляется очень похожим на то, что мы видим в окружающем мире. Важнейшим фактором, объясняющим " правдоподобность " европейской живописи, является применение в изобразительном искусстве Европы линейной перспективы. Учение о перспективе зародилось в XIII веке, и это явилось событием, сыгравшим весьма заметную роль в судьбе европейской культуры. Первым художником, в творчестве которого нашло практическое воплощение представление о перспективе, создавшим в изображении на плоскости иллюзию трехмерного пространства, был итальянец Джотто (Джотто ди Бондоне, 1267-1332). Этого гениального художника эпохи Предвозрождения по праву можно считать предтечей в применении линейной перспективы в живописи. Яркой иллюстрацией являются фрески в капелле Скровеньи (капелла дель Арена в Падуе) " Благовещение Анне " и " Рождение Марии " (1305-1313). У праведной четы Иоакима и Анны не было детей. Однажды Анне явился ангел и уведомил ее о том, что у нее родится дочь (будущая Богородица). И Анна родила Марию. Посмотрим, как изобразил эти события Джотто. Геометрически правильно, в аксонометрии показан интерьер дома Анны. До Джотто собственно интерьера на картинах, фресках и иконах практически вообще не было. Действующие лица помещались рядом или на фоне строения или горы с пещерой, но при этом подразумевалось, что действие разворачивается внутри этого строения или внутри пещеры. Чтобы показать интерьер, на фреске ближайшая к зрителю стена как бы снята. Дан " разрез " дома. Рассеченные стены деликатно декорированы узором. Уже сам факт изображения интерьера таким способом знаменует великое новаторство Джотто. Это - смелый отход от традиции условного письма, хотя связь с ней еще окончательно не разорвана: показан не только интерьер, но и его " вместилище " - само здание.

http://pravicon.com/text-22

л. 4. О злобе. Нач. Премудрости Иисуса сына Сирахова (гл. 33 ст. 28). Мнозей злобе научила праздность. л. 5. О нерадении. Нач. Григория Синаита (в особых семи главизнах 3 гл.). Никтоже может о себе удержати ум. л. 5. О праздности. Нач. Василия Великого (в 1 книге на шестоднев л. 55 на обор. Праздность всех пороков есть начало). л. 6. О парении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Мысленная суть страсть парения. л. 8. О забвении. Нач. Исаака Сирина (от 56 слова). Егда вместо истины. л. 10. О помрачении. Нач. Григория Синаита (л. 79). Страсть убо суть мысленная, помрачение. л. 13. O пленении. Нач. Григория Синаита (л. 79). Страсть суть мысленная пленение. л. 15. О прилозех Нач. Григория Синаита (л. 79). Мысленная страсть суть прилози. л. I7. сочетании. Нач. Григории (в других пяти главизнах). Подвижет прилог, сочетание. л. 18. сосложении. Нач. Григорий Синаита (гл. 79). Страсть мысленнная суть, сосложнения. л 19. О ослеплении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Ослепление убо суть страсть мысленная. л. 20. О уклонении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Страсть мысленная суть уклонения. л. 21. превращении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Страсть мысленная суть превращение. л. 22. О вожделении. Нач. Григория Синаита (гл. 62). Разленение рождает похоти вожделение. л. 24. O препарении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Страсть мысленная суть препарения. л. 25. О гордости. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Гордыня первое и последнее всех злых. л. 29. О мнении, высокоумии. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Мнение убо суть страсть умная. л. 31. О высокомудрии. Нач. Святого Максима (2 сотницы, гл. 67). Пяти ради вин глаголют попущатися. л. 32. O кичении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Кичение убо страсть яростныя части. л. 34. О величании. Нач. Златоуста (на послание к Тимофею л. 1553). От сребролюбия величание рождается. л. 35. О возношении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Возношение убо страсть умная. л. 36 об. О велехвалении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Велехваление, убо суть страсть умная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010