В 1972 г. И. был награжден правом ношения 2-й панагии, в 1975 г.-бриллиантового креста на скуфье. 9 нояб. 1977 г., после кончины Католикоса-Патриарха Давида V(VI), решением большинства голосов собравшегося в тот же день Свящ. Синода ГПЦ Местоблюстителем Патриаршего престола был избран И. 23 дек. в Тбилисском Сиони состоялся XII Поместный Собор ГПЦ, Главой Церкви стал Сухумско-Абхазский митр. Илия. 25 дек. в мцхетском патриаршем кафедральном соборе Светицховели состоялась интронизация, на к-рой присутствовали архиереи ГПЦ, делегации РПЦ во главе с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и Армянской Церкви во главе с Католикосом Вазгеном I . По свидетельству современников, «наплыва такого количества людей не было во Мцхете после 12(25) марта 1917 года - дня восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви». Торжественно прозвучали слова И., обращенные к собравшимся: «Я осознаю ту тяжелейшую и в то же время почетную обязанность, которую возложил на меня Господь под сводами этого святого храма... Преклоняю главу пред Грузинской Церковью и ее паствой - грузинским народом, которому должен служить с благоговением всеми силами и разумом своим, с той верой, защищая и сохраняя которую наш малочисленный народ пролил столько крови». Патриаршее служение На момент интронизации И. высшее священноначалие ГПЦ было представлено 7 архиереями; действовали 15 епархий (в т. ч. 5 вдовствующих), 34 церкви (были зарегистрированы) и 4 мон-ря (не имели регистрации). Из-за давления советской идеологической пропаганды паствы почти не было, отсутствовала богослужебная и духовная лит-ра. Уже в следующем, 1978 г. И. хиротонисал 4 новых епископов; были проведены торжества, посвященные 1500-летию создания 1-го груз. агиографического произведения - Мученичества св. Шушаник; Грузию посетили церковные делегации из США, К-поля, Антиохии, с Афона. По состоянию на янв. 1979 г. в Грузии действовали уже 46 зарегистрированных церквей, священно- и церковнослужителей насчитывалось до 80 чел. Уделяя особое внимание просвещению паствы, И. определил, что каждый вечер вторника в Тбилисском Сиони будет читаться 3 проповеди, одну из к-рых всегда произносил он сам. 8 февр. 1978 г. на заседании Свящ. Синода ГПЦ было принято решение о создании Издательского отдела Патриархии и выпуске официального периодического печатного органа ГПЦ. 23 марта 1978 г. на заседании Совета по делам религий было разрешено издание церковного календаря в 2 видах: стенного листового и складывающегося карманного общим тиражом 5 тыс. экз. С 1979 г. тиражом 1 тыс. экз. стал выходить ж. «Джвари Вазиса» (Крест виноградной лозы).

http://pravenc.ru/text/389389.html

делегации ГПЦ во главе с Католикосом-Патриархом Илией II посетили Болгарию, Польшу, Чехословакию, Америку, Италию, Турцию, Армению, Египет, Израиль, Югославию. Вход Господень в Иерусалим. Икона. Нач. XXI в. Худож. Д. Джабуа Вход Господень в Иерусалим. Икона. Нач. XXI в. Худож. Д. Джабуа Болезненным для ГПЦ оставался вопрос признания ее автокефалии К-польской Патриархией. В 30-х гг. XX в. К-польская Патриархия де-факто признавала автокефалию ГПЦ, что следует из переписки того времени между К-польским и Грузинским Патриархами, однако в 1961 г. на I Всеправославное совещание были приглашены только 2 (как подобает автономной Церкви), а не 3 (как подобает автокефальной) представителя ГПЦ. В календаре Элладской Церкви ГПЦ помещалась в числе автономных Церквей, подлежащих ведению К-поля (Ημηρολϒιον. 1977. Σ. 302-304). Во время III Всеправославного совещания представитель К-поля в ответ на вопрос журналиста о статусе ГПЦ сказал, что положение ее «неопределенное» ( Скурат. ИППЦ. Т. 1. С. 77). На том же совещании ГПЦ было предложено занять 12-е место, после Польской Православной Церкви. Католикос-Патриарх Илия (будучи епископом Шемокмедским) неоднократно протестовал как в частных, так и в офиц. разговорах с Патриархом и представителями К-польской Церкви против несправедливого отношения к древней Церкви Грузии. Вопрос оставался открытым, и на межправосл. Богословскую конференцию (Белград, 1-15 сент. 1966), а также на IV Всеправославное совещание (Женева, 1968) ГПЦ не послала делегатов. В мае 1979 г. Католикос-Патриарх Илия, находясь с визитом в К-поле, отметил, что вопрос о статусе ГПЦ должен быть «урегулирован раз и навсегда» (Джвари вазиса. 1979. 1. С. 8-9). 4 марта 1990 г. К-польский Патриарх Димитрий I вручил Католикосу-Патриарху грамоту, подтверждавшую автокефалию ГПЦ, определив ей 11-е место, после Болгарской Церкви. Однако РПЦ и большая часть автокефальных правосл. Церквей определяют иерархическим местом ГПЦ 6-е, после РПЦ. В июне 1980 г. в Риме Католикос-Патриарх встречался с папой Иоанном Павлом II .

http://pravenc.ru/text/638558.html

Католикоса-Патриарха Каллистрата (Цинцадзе)//Архив Кекел.; Ф. Католикоса-Патриарха Каллистрата (Цинцадзе)//Архив Кекел.; Ф. свящ. Василия Карбелашвили//Архив Кекел.; Ф. 256. Ед. хр. 876//Архив Лит. музея им. Г. Леонидзе. Лит.: Егоров В. , свящ. К истории провозглашения грузинами автокефалии своей Церкви в 1917 г. М., 1917; Николай (Ярушевич), митр. На Всемирном Конгрессе сторонников мира//ЖМП. 1949. 5. С. 17-24; Радость единения/ А. В.//Там же. 12. С. 20; Гавриил, еп. Алавердский. Речь на 2-й Всесоюз. Конф. сторонников мира//Там же. 1950. 11. С. 15-16; ГПЦ присоединяется к коммюнике иерархов РПЦ//Там же. 5. С. 28; Праздник церк. общения: К пребыванию в Москве предстоятелей Антиохийской, Грузинской, Румынской и Болгарской правосл. Церквей//Там же. 1951. 8. С. 8-22; Макаренко И. Груз. Церковь в период с 1917 по 1937 гг. в связи с вопросом ее автокефалии: Курс. соч./МДА. [Загорск], 1959. Ркп.; Емчинов К. , прот. Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Ефрем II: [Биогр.]//Там же. 1960. 4. С. 65-67; Капанадзе X. К 70-летию Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Ефрема II//Там же. 1967. 1. С. 52-54; Его Святейшество, Католикос-Патриарх всей Грузии Ефрем II в Москве//Там же. 1970. 8. С. 51; Приветствия гостей Собора Патриарху//Там же. 1971. 12. С. 15-17; Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Давид V//Там же. 1972. 8. С. 52-53; Пономаренко В. Визит Святейшего Патриарха Пимена Предстоятелям Грузинской и Армянской Церквей//Там же. 1973. 2. С. 20-24; На Всемирном Конгрессе миролюбивых сил в Москве//Там же. 1973. 12. С. 35; Уржумцев П. В. На епископской хиротонии в тбилисском Сионе//Там же. 1976. 9. С. 50-57; Шенгелиа А. , прот. Пребывание в Грузии делегации К-польского Патриархата//Там же. 8. С. 44-45; Никитин В. Календарь Грузинской Церкви на 1977 г.//Там же. 1977. 9. С. 49-53; он же. Джвари вазиса (Крест виноградной лозы) - новое изд. ГПЦ//Там же. 1979. 6. С. 53-56; Миротворческий вклад религ. орг-ций в СССР. М., 1977; Андроник (Трубачев), иером. Празднование юбилейных дат автокефалии ГПЦ и 200-летия Георгиевского трактата о переходе Грузии под покровительство России]//ЖМП. 1983. 10. С. 41-43; Скурат К. Е. Груз. Правосл. Церковь// Он же. ИППЦ. Т. 1. С. 31-94; Рюмин А. Православная Грузия отвергает экуменизм//Завтра. 1997. 28(189); Вардосанидзе С. Груз. Правосл. Автокефальная Церковь, 1917-1952. Тбилиси, 2001 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/638558.html

Джвари — образец логического осмысления функционально-художественных задач, единства и гармонии архитектурных форм. Простота и четкость планового решения, повышенное внутреннее пространство при небольших наружных габаритах, строгие, соответствующие внутреннему решению фасады и, наконец, удивительная связь с окружающей природой делают этот храм одним из лучших образцов мировой архитектуры раннего средневековья. Храмы типа Джвари известны лишь в Грузии и Армении. Архитектура Джвари оказала огромное влияние на последующее развитие грузинского зодчества. Н. Джанберидзе, К. Мачабели. «Тбилиси, Мцхета». М., «Искусство», 1981. Стр. 209-216. Джвари (храм Креста, VI век) – знаменитый храм, расположенный на горе у слияния рек Куры и Арагви, напротив древней столицы Грузии Мцхеты (позднее прямо напротив него в Мцхете был построен кафедрал Светицховели). Он построен правителем Восточной Грузии над деревянным крестом, поставленным на горе св. Ниной. Из письменных свидетельств известно, что в середине VI века крест возвышался открыто и виден был издалека, являясь объектом поклонения, и в честь него в грузинской церкви было установлено празднование. Во второй половине VI века правитель Гуарам построил рядом с крестом малый храм Джвари. В 586 году сын Гуарама Степаноз I начинает строительство большого Джвари, который должен был стать достойной оболочкой для национальной святыни – креста св. Нины. Строительство было закончено в 604 году , и храм дошел до нас почти без изменений. Храм Джвари – одно из самых замечательных достижений древней грузинской архитектуры, и без преувеличения, самый популярный памятник Грузии, воспринимаемый как бессмертный символ народного гения. Храм построен на крутом утесе, на самом краю скалы, которую он продолжает и завершает. Он виден со всех сторон с далекого расстояния и активно участвует в окружающем ландшафте. Отличающийся гармоничностью пропорций, он представляет собой перекрытый куполом на восьмигранном барабане тетраконх (22м х 18,4 м), с 4 примыкающими к нему угловыми помещениями. На фасадах рельефы, включающие изображения ктиторов. К Джвари примыкает крестообразная в плане церковь Малый Джвари (сохранилась в руинах).

http://sobory.ru/article/?object=04594

Выходя из храма, мы увидели большую каменную купель. Археологи датируют ее IV веком, временем «первого Светицховели». И до сих пор в этой купели крестят! Много еще хотелось сказать о древней Мцхете, но пока остановлюсь. Джвари В повествовании я нарушила порядок паломничества, потому что в первую очередь хотелось сказать о главных святынях Грузии. На самом деле, прежде чем спуститься в Мцхету, мы (как это делают все паломники) побывали в знаменитом храме на скале, ставшем символом Грузии, — в Джвари, в храме Креста. Здесь молилась святая Нина, глядя на Мцхету, готовящуюся к жертвоприношениям. И по ее молитвам пали идолы. В тот день, когда мы были в Джвари, был такой ветер, который, если бы еще чуть-чуть сильнее подул, точно смог бы опрокинуть идола, — в соседней Кахетии в этот день срывало крыши с домов и случилось наводнение. Даже в самом храме ветер так завывал, попадая в щели древней кладки, что казалось, это злые силы неистовствуют, не в силах приблизиться ко кресту. Посредине храма стоит высокий каменный постамент, по преданию, на нем поставила свой первый крест для поклонения (потом подобные кресты были установлены по всем границам древней Иверии) просветительница народа — святая Нина. Крест возвышался над всей округой. Так же как и сейчас, проезжая в разных направлениях по разным частям Грузии, мы везде видели на самых высоких местах осеняющие окрестные поля, горы и жилища кресты. Храм Джвари был построен в VI веке. Душа поет, когда глаза впитывают в себя его совершенные формы. Вспоминается выражение «симфония в камне». Храм как будто вырастает из скалы, человек продолжает дело Творца этого мира. Монастырь Джвари действующий, но монахи живут в новом комплексе под горой, из-за наплыва туристов и паломников в храме они появляются только во время богослужений, которые совершаются в ночное время. Подгорой стоит памятник М. Ю. Лермонтову в знак того, что он запечатлел Джвари в поэме «Мцыри». А мне подумалось, что это место больше подходит для событий другой его поэмы — «Демон», в которой «дух отрицанья, дух сомненья» искушал юную монахиню. Трудно, наверное, тут подвизаться — на месте, открытом всем ветрам.

http://azbyka.ru/fiction/po-svyatym-mest...

20. С. 724; Отче, редактор!: [Ответ на письмо комиссии уполномоченных имеретинского духовенства об автокефалии Груз. Церкви]//Слово. Пг., 1906. 3. С. 15-16; Ощутимая ошибка в вопросе автокефалии Груз. Церкви//Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1906. 10. С. 3-5 (на груз. яз.); Ошибка в вопросе об автокефалии Груз. Церкви: [Письмо еп. Леонида по вопросу автокефалии Груз. Церкви]//Джвари вазиса (Крест из виноградной лозы). Тифлис, 1906. 11. С. 6-8; Слова и поучения. Поти, 1914. Т. 1: Дни груз. святых (на груз. яз.); Обращение митрополита к грузинам//Грузия. Тифлис, 1918. 8 авг. (на груз. яз.) (То же//Народное просвещение. Тб., 1989. 24 мая (на груз. яз.)); Послание Святейшего Леонида, католикоса-патриарха всея Грузии, к Святейшему Тихону, патриарху Московскому и всея России, 5 авг. 1919 г. Тифлис, 1920; То же [Письмо к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Тихону]//Джвари вазиса (Крест из виноградной лозы). 1990. 3. С. 64-76 (на груз. яз.); Кочламазишвили Е. Католикос-патриарх Леонид и его проповеди//Календарь Груз. Патриархии на 1990 г. Тб., 1990. С. 117-440 (на груз. яз.); Письмо об отделении Церкви от гос-ва. Тб., 2005; Письма католикосов-патриархов всей Грузии Кириона II (Садзаглишвили), Леонида (Окропиридзе), Амвросия (Хелаи), 1917-1927 гг. Тб., 2010 (на груз. яз.); Католикос-патриарх всей Грузии Леонид (Окропиридзе) на страницах газ. «Иверия», 1889-1905 гг.: Сб./Сост.: К. Алибегашвили. Тб., 2014 (на груз. яз.). Ист.: Наречение и хиротония члена Грузино-имеретинской синод. конторы архим. Леонида во еп. Горийского, 1-го викария Груз. епархии//ДВГЭ. 1898. 9. С. 18-23; Журналы и заседания 2-го отдела Высочайше учрежденного Присутствия при Свят. Синоде для разработки подлежащих рассмотрению на Поместном Церк. Соборе вопросов: Об устроении церк. дел на Кавказе. СПб., 1907; Хронологический сб. законов Груз. ССР, постановлений Президиума Верховного Совета Груз. ССР и постановлений правительства, 1921-1940 гг. Тб., 1959 (на груз. яз.); Католикос-патриарх Леонид (Окропиридзе), 1861-1921: Фотолетопись//Сапатриаркос уцкебани (Вестник Патриархии).

http://pravenc.ru/text/2463431.html

314 . 1970 . [ Афанасий Александрийский . Житие святого Антония. Тбилиси 1970]. 315 . 1981 . [Ахобадзе J7. Древние грузинские переводы творений Ефрема Сирина по различным Мравалтави. Тбилиси 1981]. 316 . 1971 . [Гамкрелидзе Ал. Пархальская версия гомилии Иоанна Златоуста «О посте и Ионе»//Кребули мравалтави. I. Тбилиси 1971]. 317 . 1992 . 1. 5–12. [Григорий Палама. О таинстве Святого Крещения/Груз. пер. Индуашвили М.//Джвари вазиса. Тбилиси 1992. 1. 5–12]. 318 . 1966; 1974. [Двали М. Древнегрузинские переводы средневековых новелл. I-II. Тбилиси 1966, 1974. Вкл. переводы Апофтегм, вып. св. Евфимием (т. I) и св. Феофилом (т. II)]. 319 . 1960 . [Иоанн Мосх. Лимонарь/Подг. текста, иссл-ние, словарь Абуладзе И. Тбилиси 1960]. 320 . 1972 . [Мгалоблишвили Т. Древнегрузинские переводы гомилий Кирилла Иерусалимского . Канд. дисс. Тбилиси 1972]. 321 . 1971 . [Мгалоблишвили Т. К установлению источников нескольких текстов, известных под именем Кирилла Иерусалимского //Мацне. Серия языка и литературы. Тбилиси 1972. 3]. 322 . 1983 . [Нинуа Г. Состав сборника фузинских переводов произведений Псевдо-Макария// /Мравалтави. 1983. 10. 129–138. (Рус. резюме)]. 323 .· 1992 . 4. 3–7. [Св. Симеон Новый Богослов . О покаянии и скорби. Пер. на груз. Челидзе Э.//Джвари вазиса. Тбилиси 1992. 4. 3–7]. 324 . 1982 . [Груз. версия произведений Псевдо-Макария. Подг. текста, иссл-ние, лексикон Нинуа Г. Тбилиси 1982. На груз. яз., с рус. и нем. резюме]. 325 . 1882 . 1–4. [Истинное исповедание православной веры, сказанное Максимом Исповедником //Рай Грузии 14 .79). 1–4]. 326 . Aubineau М., Renoux Ch. Une homélie perdue d’Hésychius de Jérusalem sur saint Jean-Baptiste, retrouvée en version arménienne//AB 1981. 99. 45–63. [Homilia in Iohannem Baptistam CPGS 6581a], 327 . Dvali M. Types of Georgian manuscripts of the Apophthegmata Patrum//Polata knigopisnaja 1981. 4. 19–25. 328 . Esbroeck M. van. L’homélie géorgienne d’Hésychius de Jérusalem sur la résurrection des morts//Muséon. 1974. 87. 1–21. [Homilia de mortuorum resurrectione (georgice). CPG 6581. Introd., texte crit., trad. latine].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В конце жизни игумения Ангелина тяжело заболела. Ее разбил паралич, она уже не могла ходить, но ее на коляске возили в храм, где она слушала службу. Дал ей схиму, а затем похоронил ее Католикос-Патриарх Ефрем. Могила игумении Ангелины находится у западной стены храма. Ольгинский монастырь расположен между гор, и большую часть года он скрыт от солнечных лучей. Человеку, попадающему туда, кажется, что он – в ущелье, где царят тишина и полумрак. Внизу, под монастырем, струится источник чистой горной воды; чудный вид на город открывается с площадки горы. С запада Мцхета окаймляет река под названием Мтквари (а у греческих историков – Кура, – возможно, от слова «кир», то есть «господствующий», – самая большая река в Грузии). Ее мутные волны похожи на старое потемневшее серебро. С юго-востока, как пограничная полоса, отделяет Мцхета от горного хребта стремительный поток горной реки Арагви, воды которой прозрачны и чисты, как стекло. Здесь, на месте слияния двух рек, произошло Крещение Грузии. Недалеко от берега Куры высится, как утес, собор Животворящего Столпа – Светицховели. Там находится величайшая святыня Грузии – Хитон Господень, благодаря чему Мцхета с давних времен называется вторым Иерусалимом. К северу от Светицховели, как его младший брат, стоит другой храм, называемый Самтавро – «княжеский». На этом месте поселилась святая Нина; там, где была ее убогая хижина, построена часовня. Мцхета – древняя столица Грузии, которую основал, по преданию, Мцхетос, внук родоначальника кавказских народов Таргамоса. «Мцхета» означает также помазание елеем, то есть милость Божию. В духовном плане Мцхета и по сей день остается столицей Иверии, а ее собор Светицховели – троном Божества. На востоке от Мцхета на вершине горы построена церковь , называемая Джвари (Крест), где хранился сделанный из мироточивого кедра 42 крест, в который была вложена частица от Голгофского Креста. Во многих псалмах воспета святым царем Давидом гора Сион. «Сион» – значит «сторожевая башня». Когда-то на вершине Сиона стояла башня, с которой воины, охраняющие город, наблюдали за окрестностями: не приближаются ли к Иерусалиму вражеские отряды, чтобы внезапно напасть на него. Так и Джвари похож на сторожевую башню, охраняющую Мцхета. Иногда он кажется короной, венчающей главу горы, иногда – рукой, поднятой над Мцхета для благословения. Есть предание, что в древности между Джвари и Светицховели была протянута лестница в виде цепи, по которой, как по мосту над бездной, богомольцы и монахи могли подниматься из Мцхета к Джвари и спускаться обратно. Но кто ступал на эту лестницу без покаяния в грехах или шел без молитвы, погруженный в суетные мысли, тот срывался и падал вниз. С каждым годом все меньше людей могло проходить по этому воздушному пути, а затем под тяжестью человеческих грехов разорвалась сама цепь.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III Народные обычаи, связанные с церковным календарем Мн. груз. сказания и обычаи были зафиксированы лишь в XIX-XX вв. Трудно определить время возникновения. В наст. время большая часть обычаев, не связанных с церковной традицией, не сохранилась. Историографы отмечали синкретический характер их содержания. Одни ученые (Н. Я. Марр, И. Джавахишвили, В. Бардавелидзе, Т. Очиаури, Дж. Рухадзе, А. Цанава, И. Сургуладзе и др.) уделяли больше внимания языческим пластам древних религ. верований и культов, другие (З. Кикнадзе, А. Лекиашвили и др.) считали их результатом вторичной мифологизации христ. верований, когда изменялись христ., а не дохрист. верования. ГПЦ не принимает распространенные в нек-рых районах Грузии народные представления и обычаи, к-рые противоречат правосл. вероучению, чину богослужения и церковной традиции. В ряде районов Грузии эти традиции сохраняются в виде народных праздников и обычаев. Джвар-хати в Грузии (джвари (груз.- крест) в Хевсурети, Картли, Лечхуми, Раче, хати (груз.- икона) в Пшави и Тушети) называли общинные святилища, позже - престолы христ. церквей, что воспринималось как место пребывания икон и ангелов. Джвари могли называться и небесные патроны церквей (Троица, арх. Михаил, Богоматерь, св. Георгий и др.): Самебис джвари (Троицын крест), Самебис хати (образ Троицы), Мтаварангелозис джвари (крест архангела), Мтаварангелозис хати (образ архангела) и т. д. В горной части Вост. Грузии покровителей общин, а также прихожан называют еще Гвтисшвили (груз.- Сын Божий), Гвтиснабадеби (рожденный Богом), Гвтиснасахи (зачатый Богом). Прихожане назывались также джвариони, т. е. крестовые. Джвар-хати обычно огораживали, внутри помимо храма находились «башня знамени», колокольня, амбар (бегели) и др. хозяйственные постройки. Своеобразной святыней джвар-хати было знамя (дроша), представляющее собой длинный деревянный шест, к вершине к-рого за один конец крепили неск. цветных 4-угольных платков, колокольчик и копье; венчалось знамя металлическим крестом на серебряном шарике (иногда без него). В разобранном виде дроша хранили в храме или бегели, прикасаться к нему могли только знаменосец и священнослужители. В большие церковные праздники знамя, каждый раз сооружаемое заново в полном безмолвии, с крестным ходом выносили во двор и прислоняли к «башне знамени».

http://pravenc.ru/text/168199.html

Там находится величайшая святыня Грузии - Хитон Господень, благодаря чему Мцхета с давних времен называется вторым Иерусалимом. К северу от Светицховели, как его младший брат, стоит другой храм, называемый Самтавро - княжеский. На этом месте поселилась святая Нина; там, где была ее убогая хижина, построена часовня. Мцхета - древняя столица Грузии, которую основал, по преданию, Мцхетос, внук родоначальника кавказских народов Таргамоса. " Мцхета " означает также помазание елеем, то есть милость Божию. В духовном плане Мцхета и по сей день остается столицей Иверии, а ее собор Светицховели - троном Божества. На востоке от Мцхеты на вершине горы построена церковь, называемая Джвари (Крест), где хранился сделанный из мироточивого кедра [ 1 ] крест, в который была вложена частица от Голгофского Креста. Во многих псалмах воспета святым царем Давидом гора Сион. Сион - значит сторожевая башня. Когда-то на вершине Сиона стояла башня, с которой воины, охраняющие город, наблюдали за окрестностями: не приближаются ли к Иерусалиму вражеские отряды, чтобы внезапно напасть на него. Так и Джвари похож на сторожевую башню, охраняющую Мцхету. Иногда он кажется короной, венчающей главу горы, иногда - рукой, поднятой над Мцхетой для благословения. Есть предание, что в древности между Джвари и Светицховели была протянута лестница в виде цепи, по которой, как по мосту над бездной, богомольцы и монахи могли подниматься из Мцхеты к Джвари и спускаться обратно. Но кто ступал на эту лестницу без покаяния в грехах или шел без молитвы, погруженный в суетные мысли, тот срывался и падал вниз. С каждым годом все меньше людей могло проходить по этому воздушному пути, а затем под тяжестью человеческих грехов разорвалась сама цепь. Мцхета, окруженная горами, отливающими зелеными, синими и желтыми красками, похожа на чашу из разноцветного хрусталя. Кажется, что Светицховели - это каменная грудь Грузии, в которой бьется ее живое сердце. С уступа скалы невдалеке от Ольгинского монастыря можно было часами любоваться этим святым городом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2178...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010