Глава XIII. О послании к римлянам § 91. Краткие сведения об Апостоле Павле Св. Апостол Павел, до обращения Савл (вожделенный), евреин от еврей, происходил от колена Вениаминова ( Филип. 3 : 5,6) и родился в Тарсе, знаменитом городе Киликийском ( Деян.21 : 39), куда родители его, по сказанию бл. Иеронима, 169 удалились из иудейского города Гискалы, Предки его приобрели право римского гражданства ( Деян.22 : 26–28), которое, по свидетельству Диона Кассия, 170 Юлий Кесарь давал очень многим чужестранцам, и которое, по словам Иосифа Флавия, 171 Иудеи охотно покупали у корыстолюбивых римских правителей. Принадлежа к секте фарисейской, Савл тщательно был наставлен в законе отеческом при ногах Гамалиила в Иерусалиме ( Деян.22 : 3); и хотя фарисеи, по свидетельству Иосифа Флавия, 172 гнушались не только науками, но и самым языком необрезанных, однако из посланий Павловых очевидно, что он знаком был с греческими писателями; ибо приводит изречение Арата ( Деян.17 : 28), Менандра ( 1Кор.15 : 32) и Епименида ( Тит.1 : 12). Вместе с изучением наук Савл, согласно тогдашнему обычаю, 173 соединил упражнение в искусстве делания палаток (σκηνοποιος Деян. 18 : 3), так что впоследствии засвидетельствовал о себе: требованию моему и сущих, со мною послужисте руци мои сии ( Деян.20 : 34). Из училища Гамалиилова Савл вышел жарким ревнителем отеческих преданий ( Гал.1 : 14); это видно из участия его в убиении архидиакона Стефана ( Деян.7 : 58) и воздвигнутого за тем жестокого гонения на Церковь Иерусалимскую ( Деян.8 : 1,3; 6 : 10, 11). Дыша угрозами и убийством на учеников Господних и рассеяв их из Иерусалима, Савл испросил у синедриона письма к дамасским синагогам, дабы и тамошних христиан, связав, привести на суд в Иерусалим ( Деян.9 : 1,2). Так поступил Савл, потому что все, находившиеся по разным странам синагоги добровольно в делах веры подчинялись верховному судилищу иерусалимскому, 174 и Дамаск, наполненный иудеями, 175 предсавлял обширное поле усердию гонителя. Но когда он приближался к Дамаску, внезапно среди дня облистал его свет, превосходивший солнечное сияние, Путники упали на землю и Савл услышал глас на еврейском языке: «Савл, Савл! что ты меня гонишь? Трудно тебе идти против рожна ( Деян.9 : 5; 22 : 6,7; 26 : 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Глава 19 Павел в Ефесе, крещение учеников Иоанновых (1–7). Отделение христиан от иудеев (8–10). Чудеса Павла и их влияние (11–20). Планы Павла относительно дальнейшего путешествия (21–22). Мятеж в Ефесе против христиан (23–40) Деян.19:1 .  Во время пре­бывания Аполлоса в Коринфе Павел, прой­дя верхние страны, при­был в Ефес и, найдя там некоторых уче­ников, «Прошедши верхние страны» – страны нагорные, лежавшие выше Ефеса и низменного морского берега, на котором он был расположен; это, очевидно, внутренние провинции Малой Азии, между прочим – Фригия и Галатия, которые посещал Павел во время этого путешествия ( Деян.18:23 ). Если во время 2-го своего путешествия Павел возбранен был Духом проповедовать в проконсульской Азии ( Деян.16 и д.), и только на обратном пути побыл недолго в Ефесе ( Деян.18 и д.), то теперь, прямо из Фригии, прошедши проконсульскую Азию, он прибыл в Ефес и здесь оставался довольно долго ( Деян.19:10 ). «Некоторых учеников...». Из дальнейшего видно, что это были собственно ученики Иоанновы, а не Иисусовы, которых дееписатель по преимуществу именует «учениками». Крещеные только во «Иоанново крещение», эти «ученики» веровали в проповеданного Крестителем грядущего Мессию, но не имели полного понятия о Нем, как и Аполлос, до времени; впрочем, как достаточно подготовленные к вере во Христа, могли быть названы христианами, или «учениками» Христовыми в обширном смысле слова. Эти ученики были, по всей вероятности, из иудеев, недавно поселившихся в Ефесе, где они примкнули к христианскому обществу, так что сам Павел счел их за христиан (ст. 2: «уверовав»). Деян.19:2 .  сказал им: при­няли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слы­хали, есть ли Дух Святый.: «Не слыхали, есть ли Дух Святый?» Ответ странный и даже не совсем понятный и вежливый, если его понимать буквально. Конечно, они не могли не знать, что Дух Божий говорил через пророков и через Иоанна, но не знали основания нового домостроительства Божия, в котором Дух Святый обещан и дан всем в Иисусе Христе, как единственный деятель возрождения душ. Таким образом, здесь речь идет не о том, существует ли, имеет ли бытие Дух Святый, а о том, явился ли Мессия, долженствовавший крестить людей Духом Святым, явились ли и начали ли обитать на земле среди людей благодатные дарования этого Св. Духа? В том-то именно смысле и надо понимать ответ: «мы даже и не слыхали, есть ли уже Дух Святый», т. е. в своих дарах на земле, среди людей? (ср. Ин. 7:39 ). Очевидно, они просто не знали ничего о событиях иерусалимских со времени смерти Крестителя, живя в каком-нибудь таком уголке мира, куда слухи об этих событиях еще не проникали, и только теперь, в Ефесе, они подробнее стали узнавать обо всем, но до встречи с апостолом, по недавности пребывания своего в Ефесе, ни от кого еще они не успели узнать обо всем поточнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

прот. Николай Куломзин Глава первая. Жизнь апостола Павла до миссионерских путешествий Происхождение Савла Хронология событий первого века (жизнь Иисуса Христа, апостола Павла) может быть установлена лишь с известной долей приблизительности. Савл родился предположительно около V года н.э. Однако место его рождения известно точно. «Я Иудеянин, Тарсянин, говорит апостол в Деяниях, гражданин небезызвестного Киликийского города (Деян.21:39). Благодаря своему расположению на границе Малой Азии и Сирии, Тарс издавна привлекал внимание завоевателей, в том числе и Римлян: одно время в этом городе находилась резиденция Антония. Греческий историк и географ Страбон (60г. до РХ 25г. по РХ) утверждает, не без преувеличения, что «жители Тарса так увлеклись философией,…что их город, в конце концов, затмил Афины, Александрию и все остальные города». 2 Блаженный Иероним (известный переводчик Библии на латинский язык IV века) сообщает, что семья Савла жила в Тарсе недавно, но у его отца уже было римское гражданство. Савл получил его с рождения (Деян.22:28) и неоднократно им пользовался (Деян.16:37; 25:11, право обращения к Кесарю). В Тарсе, где апостол останавливался несколько раз (Деян.9:30; 11:25), он контактировал благодаря положению своей семьи, с образованными кругами; ему была знакома эллинистическая культура и религия, которая в то время представляла собой конгломерат различных философских течений и отовсюду заимствованных верований. Это объясняет тот факт, что позже апостол Павел, всегда оставаясь глубинно причастным иудейской традиции, вместе с тем стал поборником проповеди благой вести язычникам, которых он хорошо знал. Уже упоминавшийся нами Страбон пишет, что в отличие от других интеллектуальных центров того времени в Тарсе могли получить образование только представители коренного населения. Это сведение позволяет предположить, что Савл учился не в Тарсе. О том же свидетельствует и сам апостол: схваченный в Иерусалиме по возвращении из своего третьего миссионерского путешествия, он заявляет собравшемуся на паперти храма народу: я воспитывался « в сем городе (т.е. в Иерусалиме) при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе» (Деян.22:3). Несмотря на то, что апостол Павел родился вдали от границ Палестины, в диаспоре, он был привязан к своему народу и его традициям: «…обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев…(Флп.3:5). Еще в молодости он примкнул к партии фарисеев (Флп.3:5), отличавшейся большей строгостью в соблюдении традиций, чем саддукеи, но носившей менее сектантский характер, чем ессеи (известные в основном по документам Мертвого моря). Происхождение и образование Савла приготовили его к той роли, которую ему суждено было сыграть в истории нарождавшейся Церкви: сам Христос призвал его мужественно и решительно раскрыть врата Церкви язычникам. Обращение Савла. Годы, проведенные до первого миссионерского путешествия

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

XXXIX. Об обрядах Получая в таинствах Церкви от Бога всё потребное для жизни и благочестия, мы твёрдо должны помнить, что благодатные силы не стесняют свободы человека, не влекут его насильно к добру, а только призывают, возбуждают, помогают, освящают и спасают, если он не противится им ( Откр.3:20 ; Деян.7:51 ; Евр.3:7–8 ). Для нравственного усовершенствования, исправления и преуспеяния на пути добродетели необходимы усилия и самого человека. Приходя в этом случае на помощь усилиям его, Церковь предлагает ему различные средства, содействующие сохранению, укреплению и возвышению в нём нравственной христианской жизни. Из этих средств она прежде всего указывает на молитву. Сам Христос Спаситель учил о том, что должно всегда молиться. Бодрствуйте на всякое время и молитесь ( Лк.21:36 ; Лк.18:1–8 ; Мф.6:6–13:7:7–11 ; Ин.16:23–24 ; Лк.5:16:6:12:9:18:28–29 ). Об этом же учили и апостолы словом и примером. Непрестанно молитесь ( 1Фес.5:17 ). Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением ( Кол.4:2 ). Молитва укрепляет нашу веру, надежду и любовь ( Еф.3:14–21 ); она приобретает просвещение уму нашему ( Иак.1:5 ; Еф.1:16–18 ), укрепляет волю в делании добра ( Евр.13:20–21 ), утешает сердце в скорбях и страданиях ( Иак.5:13–15 ), содействует нам в борьбе с искушениями и врагом нашего спасения – диаволом ( Мф.26:41:17:21 ). Вообще молитва приобретает нам всё, что служит к истинному нашему благу. Всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, и будет вам ( Мк.11:24 ). Молитвы наши к Богу, по тесной связи у нас души с телом, естественно, выражаются в словах, поклонах и других внешних действиях и знаках, ибо от избытка сердца говорят уста ( Лк.6:45 ), Сам Христос Спаситель хотя и был духовен в высшей степени, но и Он духовную молитву Свою выражал и словами, и возведением очей на небо, и преклонением колен и лица на землю ( Лк.3:21:6:12 ; Мф.26:39 ; Лк.22:41–46 ; Ин.17:1 ; Евр.5:7 ). То же свидетельствует нам Слово Божие и об апостолах ( Деян.1:14:2:46–47:3:1 ; Еф.3:14 ; Деян.20:36 ). Апостол Павел заповедует верующим: прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии ( 1Кор.6:20 ) и выражает желание, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения ( 1Тим.2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1. Понятие о таинстве миропомазания I. За крещением следует миропомазание, в котором сообщаются христианину благодатные силы для укрепления и возрастания его в духовной жизни. Таинство это в церкви апостольской известно было под именем возложения рук, потому что апостолы для сообщения крещаемым даров Св. Духа сначала возлагали на них свои руки ( Деян. 8:14–17 . Сн. Евр. 6:2 ), но потом это действие заменено помазанием миром, и потому от слова помазание – (χριομα) оно называлось χρομα ( 2Кор. 1:21, 22 ; 1Ин. 2:20–27 ). Хотя в Евангелиях нет такого прямого указания на заповедь Спасителя относительно миропомазания, какое есть относительно крещения, но тем не менее, что весьма важно, у св. Иоанна находится совершенно ясное и прямое обетование Спасителя относительно того, что по Его прославлении, т. е. по Его воскресении и вознесении на небо, все уверовавшие в Него имели сподобляться Св. Духа, хотя при этом еще не был указан самый способ такового преподаяния Его верующии. Такой именно имеют смысл сказанные Христом в последний великий день праздника следующие многознаменательные слова: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет: веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева Его истекут воды живы», по поводу которых евангелистом замечено: «Сие же рече о Дусе, егоже хотяху приимати верующие во имя Его: не у бо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен» 240 ( Ин. 7:37–39 ). Между тем, во всем согласно с волею Христовою поступавшие, апостолы, как видно из книги Деяний Апостольских, по вознесении Господнем на небо, и ниспослании Им обетованного Утешителя, и на самом дел стали преподавать всем верующим, по получении ими крещения, Св. Духа, и именно преподавали Его через руковозложение, которое, как должно полагать, вскоре заменилось миропомазанием. Так, когда жители Самарии были крещены (Филиппом), и известие о сем достигло до находившихся в Иерусалиме апостолов, последние, вследствие того, что никто из самарян не получил еще Святого Духа, потому что только были крещены, посылают к ним Петра и Иоанна с тою нарочитою целью чтобы преподать новокрещенным Святого Духа, что и выполняется Петром и Иоанном, которые, по изображению книги Деяний, «сошедше помолишася о них, яко да приимут Духа Святаго... тогда возложиша руце на ня, и прияша Духа Святаго» ( Деян. 8:15, 17 ). Отсюда само собою очевидно как то, что апостолами преподаяние новокрещенным Духа Святого признавалось столь же необходимым и неотложным священнодействием, как и крещение, так и то, что оно, по их верованию, составляло особое и отдельное от крещения священнодействие, отличающееся от него по своему особенному благодатному действию и особенному видимому знаку, каким на первых порах было соединенное с молитвою руковозложение. Тоже самое вполне подтверждает обстоятельство крещения ап. Павлом учеников Иоанновых и преподание им через руковозложение Духа Святого ( Деян. 19:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Дональд Карсон (баптист) Послание к Филиппийцам Введение Павел, Филиппы и филиппийская церковь Филиппы, город, который Павел посетил в ходе своего миссионерского служения, были интересны по многим причинам. Это был не только важный город римской провинции Македония, но он носил также и статус римской колонии ( Деян. 16:12 ), а это означало, что город представлял собой как бы небольшую часть Рима за границей. Его жители говорили на латыни; римский закон контролировал местную администрацию и налоги; во многих сферах жизнь протекала, как в самом Риме, а большинство должностных лиц носили такие же титулы, как там. История Филипп простирается далеко в глубь веков. До 360 г. до н. э. здесь располагалось небольшое фракийское поселение. Город был основан и получил свое название в честь Филиппа Македонского, отца Александра Македонского, который осознал важность стратегического и географического местоположений этого поселения. Филиппы перешли в руки римлян в 168 г. до н. э. после битвы при Пидне. В 42 г. до н. э. Антоний ( римский государственный деятель и военачальник) (после того, как он вместе с Октавианом победил Брута и Кассия) поселил здесь своих ушедших в отставку ветеранов, тем самым основав в Филиппах римскую колонию. Затем, в 30 г. до н. э., одержав победу над Антонием и Клеопатрой в известной битве при Акции, Октавиан послал «колонистов» из Италии в Филиппы, чтобы они поселились там, как его военные ветераны. Привилегированное положение римских граждан в Филиппах отчетливо выявляется в Деян. 16:20,21,35–39 и, вероятно, отражено в данном послании в 1:27 и 3:20. Возвещение Евангелия Павлом в Филиппах, по–видимому, можно представить как первую апостольскую миссию евангелизации в Европе. Для апостола это означало проведение служения в стратегическом центре одной из римских провинций, где ранее Благая весть не была проповедана. Согласно Деян. 16:9,10 , Павел отправился туда вместе с Силой и Тимофеем после ночного видения, в котором перед ним «предстал некий муж Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам». Далее в гл. 16 повествования мы читаем, что в Филиппах Павел не нашел синагоги, но обнаружил молитвенный дом на берегу реки, где собирались женщины. Одна из них, Лидия из города Фиатир, торговавшая багряницею, по–видимому, была первой обращенной там в христианство, и она открыла Павлу двери своего дома.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Иоаннис Каравидопулос Введение (Рим. 1:1–15). I. Догматическая часть (Рим. 1:16–11,36). 1 . Оправдание «от веры» ( Рим. 1:16–8,39 ): формулировка основной темы послания (1, 16–17); общая греховность всех людей, язычников (1, 18–32) и иудеев (2, 1–3,8), которые все подлежат гневу Божию (3, 9–20); откровение во Христе праведности от Бога (3, 21–31); библейский пример оправдания «от веры» в лице Авраама (4, 1–25); сотериологическое видение библейской истории: Христос и Адам (5, 1–21); освобождение верующих через таинство крещения от смерти и греха (6, 1–23); освобождение от Закона Моисеева (7, 1–25); новая жизнь верующих в Духе Божием, предвкушение будущих благ (8, 1–30); гимн любви Христовой, которым заканчивается изложение темы (8, 31–39). 2 . Спасение Израиля в конце времён: несмотря на то что Христос был отвержен Израилем, само это отвержение, по неизреченному Промыслу Божию, послужило вхождению язычников в Церковь ( Рим. 9–11 ). II. Нравственно-практическая часть (Рим. 12, 1 – 16, 25). 1 . Нравственные требования праведности Христовой ( Рим. 12, 1 – 15, 13 ). Введение: «разумное служение» (12, 1–2); дарования Божии для служения и созидания всего Тела Церкви (12, 3–8); различные увещания (12, 9–21); повиновение христианина государственной власти (13, 1–7); любовь, как «полнота» и исполнение всего Закона Божия (13, 8–13); уважение совести «немощных в вере» со стороны «сильных» (14, 1 – 15, 13). 2 . Миссионерские планы апостола Павла на ближайшее будущее (15, 14–33); приветствия (16, 1–16). Увещание воздерживаться от скандалов, разделений и всего подобного, касающееся, по всей видимости, прежде всего иудействующих (16, 17–20). Последние приветствия (16, 21–23); заключительное славословие (16, 25–27). 20.3. Цель, место и время написания Послания к римлянам   Ко времени написания Послания римлянам апостол Павел уже охватил проповедью Евангелия области «от Иерусалима и окрестностей до Иллирика 1 » ( Рим. 15:19 ), предпочитая благовествовать «не там, где [уже] было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» ( Рим. 15:20 ). В скором времени он намеревается идти в Иерусалим, чтобы доставить туда щедрые пожертвования, собранные христианами Македонии и Ахаии для братьев в Иерусалиме. И затем апостол собирается исполнить своё «с давних лет» сильное желание увидеть римских христиан и через них пройти в Испанию ( Рим. 15, 23–26 ; ср. Деян. 23, 11 ). Все эти подробности позволяют нам отнести время написания Послания римлянам к концу третьего миссионерского путешествия апостола Павла и определить местом написания Коринф (57 г.). Послание римлянам, таким образом, было написано после обширной миссионерской деятельности апостола и позже многих других его посланий. Апостол Павел уже проповедовал Евангелие в восточной части империи и после путешествия в Иерусалим намеревался перенести свою миссионерскую деятельность на Запад, с возможным центром проповеди в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Разделы портала «Азбука веры» Тест: Апостол Павел Святой апостол Павел имел при рождении имя Савл (ивр. ‏‏‎ «выпрошенный, вымоленный»). Родился он в киликийском городе Тарс (ныне город Тарсус на юге центральной части Турции), о чем сам апостол неоднократно и сообщает (например, Деян.21:39 ). Происходил апостол из колена Вениаминова, о чем дважды говорится в Священном Писании ( Рим.11:1 , Фил.3:5 ), а поскольку к тому же колену принадлежал библейский царь Саул, то Павел-Савл, вероятно, был назван в честь этого правителя. От отца Савлу перешло римское гражданство, что говорит о высоком статусе семьи, поскольку в то время лишь немногие обитатели провинций Римской империи обладали статусом римского гражданина. Знаем мы и имена его родственниц - Зинаида и Филонила Тарсийские, святые мученицы. Учителем Савла был фарисей Гамалиил, упомянутый в Новом Завете христианский святой, но также обладающий авторитетом в иудаизме. Как воинствующий фарисей, молодой Савл участвовал в преследовании последователей учения Иисуса Христа, заточая их в тюрьмы. В Священном Писании Савл-Павел впервые упоминается в сцене избиения камнями первомученика Стефана, причем, будучи несовершеннолетним, Савл не принимал непосредственного участия в казни, но лишь сторожил одежды. Однажды Савл выпросил у первосвященника письма в Дамаск к синагогам, чтобы там арестовывать последователей учения Иисуса Христа. Но на пути в Дамаск он неожиданным образом услышал голос «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?». Упав на землю, будущий апостол воскликнул: «Кто Ты, Господи?». Господь же сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». Савл в трепете и ужасе сказал: «Господи! Что повелишь мне делать?» И Господь сказал ему: «Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать». Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. И повели его за руки, и привели в Дамаск ( Деян.9:1-8 ). Еврейское имя «Савл» употребляется в Книге Деяний Святых Апостолов последний раз в рассказе об обращении в христианство апостолом проконсула Сергия Павла.

http://azbyka.ru/test/apostol-pavel

Скачать epub pdf Пятидесятница О единстве церкви Пятидесятница Деян. 2:1–11 Ин. 7:37–52:8:12 Сегодня мы вспоминаем тот день, когда Святой Дух сошел на первых учеников Христовых. «При наступлении дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющие языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. и исполнилось все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» ( Деян. 2:1–4 ). Апостолы получили не только дар языков, но и другие обещанные дары: «Именем Моим будут изгонять бесов … будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» ( Мк. 16:17–18 ). Безусловно, подобные дары и раньше давались людям. Вчера, например, мы слышали в паремии, как Бог послал Духа Своего на 70 избранных Моисеем мужей. Вспомним еще хотя бы пророка Елисея, который, когда на нем почил Дух Божий, – смог и разделить иорданские воды, и от проказы очистить человека, и даже мертвого воскресить. И сами Апостолы Христовы еще до Пятидесятницы – и больных исцеляли, и бесов изгоняли, и огонь могли сводить с неба, и другие чудеса совершать. Но все же в Пятидесятницу совершилось великое и небывалое. В этот день Дух Святой сошел не для того, чтобы просто совершить какое-либо частное дело Промысла Божия. Вчера на всенощном бдении мы слышали слова, которых Он никогда не говорил никому: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:21–23 ). А в сегодняшнем Евангелии Он обращается ко всем тем, к кому Он послал своих Апостолов: «Кто жаждет, иди ко Мне, и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал о Духе, Которого имели принять верующие в Него» ( Ин. 7:37–39 ). Когда Святой Дух излился на старейшин израильских, то целью было просто дать народу мудрых судей; когда Дух сошел на пророка Иону, целью было отвратить от греха жителей города Ниневии. А в Пятидесятницу Дух Святой излился затем, чтобы положить на земле начало Единой Святой Соборной Апостольской Церкви. Поэтому он излился только на учеников Христовых, на тех, кто единодушно пребывал вместе, в одной горнице, под одной крышей, в едином молитвенном устремлении к Богу. Так Святой Дух сошел только в один единственный день, в одном единственном месте и тем самым открыл на земле один единственный источник живой воды, призванный напоить всю жаждущую вселенную.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

81. Слово в день Святого Духа 203 В честь Святого Духа Церковь установила праздник столь же светлый и радостный, как и в честь Рождества Христова и Богоявления. Как бы опасаясь не воздать достодолжного чествования Святому Духу, Церковь , кроме вчерашнего праздника в честь сошествия Святого Духа на апостолов, установила для особого чествования Святого Духа еще особый день ныне. Этим она хочет внушить верующим, сколь радостно и велико по своему значению для Церкви сошествие Святого Духа. И подлинно, вспомним, какою радостью исполнились сердца апостолов, когда они услышали от Христа обетование послать им Утешителя иного, сколь велики были плоды сошествия на них Святого Духа. Дух Святой, по слову Христову, напомнил им все, что говорил Христос, так что они, вдохновляемые Духом, без затруднения, одушевленно, словами, исполненными мудрости и красноречия, проповедовали о Христе всем народам и их царям и правителям ( Ин. 14, 26 ; Лк. 21, 11–15 ). При содействии Духа Святого некнижные рыбари извлекли «глубины Духа» 204 , «сокровища премудрости и ведения» ( Кол. 2, 3 ) из священных писаний пророческих, ключ «к уразумению» которых открыл им еще Христос после воскресения ( Лк. 24, 45 ). Дух Святой возвестил апостолам и грядущие судьбы Церкви ( Ин. 16, 13 ), так что они проповедовали без всякого опасения за судьбы своего дела, будучи твердо уверены, что дело их не может погибнуть, несмотря на видимое их бессилие пред лицом враждебного им мира ( Деян. 5, 38–39 ). Дух Святой сопровождал великими знамениями и чудесами их проповедь, так что они покорили вере во Христа народы во всех концах вселенной ( Рим. 15:18–21, 10:18 ). Духом Святым они «ежедневно умирали» ( 1Кор. 15, 31 ; 2Кор. 4, 11 ) для страстей плотских ( Гал. 5, 16–26 ), так что постоянно в духовной жизни своей преображались «в тот же (Христов) образ от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Кор. 3, 17–18 ). Наконец, хотя сокровища духовные они носили в немощных, «скудельных сосудах» ( 2Кор. 4, 7 ), но благодатию Духа Христова возносимы были до третьего неба, восхищаемы были в самый рай ( 2Кор. 12, 1–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010