«Павел созвал знатнейших из иудеев...» – и здесь апостол следует своему обыкновению ( Деян.17:2 и пар.) – обращаться с проповедью прежде всего к иудеям, причем, так как сам он был лишен возможности прибыть для сего в синагогу, то и приглашает представителей иудейства к себе. Первая беседа апостола с приглашенными иудеями имела целью устранить предубеждения их против апостола и, в устранение каких-либо наговоров на него, дать верные сведения о его деле. Главные мысли этой беседы апостола таковы: 1) он содержится в узах невинно, не сделав никакого преступления ни против народа, ни против отеческих обычаев или закона Моисеева. 2) На суд кесаря отправил себя сам апостол, и не с целью обвинить в чем-либо свой единоверный народ, а с целью лишь избежать самосуда иудеев, противоречивших признанию его невинным и подлежащим освобождению, со стороны палестинских римских судей... Потребовав суда кесаря, «я сделал это не для того, чтобы другим причинить зло, но чтобы себя избавить от зла, и не по своей воле, но был вынужден» (Златоуст). Деян.28:19 .  но так как Иудеи про­тиворечили, то я при­нужден был по­требо­вать суда у кесаря, впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ. «Иудеи противоречили...» – характерная черта, дополняющая рассказ дееписателя о суде Павла пред Фестом ( Деян.25 ). Дело представляется яснее так: после сказанного Павлом пред Фестом ( Деян.25:8 ) прокуратор изъявил желание освободить его, но иудеи воспротивились ( Деян.28:19 ), и тогда Фест, угождая им, предлагает Павлу судиться в Иерусалиме ( Деян.25:9 ), в ответ на что Павел предпочитает потребовать суда кесарева ( Деян.25:11 ). Деян.28:20 .  По этой при­чине я и при­звал вас, чтобы увидеться и по­говорить с вами, ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами. «По сей причине...», чтобы заявить о своей невинности и действительных целях обращения к суду кесаря, «я и призвал вас...», предупреждая могущие возникнуть недоразумения и ложные представления дела. Не враг я народа и закона, как бы говорит апостол, напротив – «за надежду Израилеву обложен я сими узами...» – (ср. Деян.26:6 ). Его дело, таким образом, есть как бы дело целого народа, хранителя Божественных обетований.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

11 .  «Мы-сообщениям» присущи три особенности: i.  они внезапно появляются в середине повествования Деян и так же внезапно обрываются; ii.  они описывают исключительно морские путешествия с их началом и завершением на суше (16:10–17 – из Троады в Неаполь, порт г. Филиппы; 20:5–15, 21:1–18 – из Филипп в Кесарию; 27:1–28:16 – из Кесарии в Италию); iii.  обыкновенно разделы с «мы» указывают на «Павла и бывших с ним» (т. е. его спутников), но в 16:17 и в 21:18 в месте перехода к 3 лицу Павел помещается рядом с «нами» (μες) 17 . При всей своей фрагментарности «мы-сообщения» органически связаны с общим ходом повествования, не отличаются по языку и синтаксису от остального текста Деян 18 , и их нельзя рассматривать ни как вставку из сторонних источников 19 , ни как извлечения из более раннего писания Луки – его «дневника путешествий» 20 . Самым естественным объяснением существования формы 1 л. мн. ч. является личное присутствие автора при описываемых там событиях: именно такова первая реакция читателя на появление разделов с «мы» в тексте Деян 21 . Из этого следует, что текст книги от начала и до конца принадлежит одной руке и что автор этих разделов являлся очевидцем описываемых в них событий и спутником ап. Павла 22 . 12 . Поскольку это «дневник» не чужой, а принадлежащий одному из ближайших спутников и сотрудников Павла, кого, в таком случае, следует считать автором этого «дневника», а значит, и Деян? Согласно данным «дневника писателя», его автор: присоединился к миссионерской группе Павла в Троаде и не покидал их до Филипп (16:10); вновь проявляет себя по возвращении Павла из III путешествия в Малую Азию (20:5–6); сопровождает Павла в Иерусалим (21:18); после двухлетних уз в Кесарии (во время которых место пребывания автора Деян неизвестно) сопутствует Павлу в Рим и терпит вместе с ним кораблекрушение (27:2; 28:7). Это означает, что все спутники Павла, названные по именам в этих разделах, не могут претендовать на авторство Деян (Сила, Тимофей, Сосипатр, Аристарх, Секунд, Гаий, Тихик, Трофим). То же касается и прочих спутников Павла, упоминаемых им в своих Посланиях: часть из них следует исключить либо потому, что они присоединились к нему после прибытия апостола в Рим (автор Деян путешествовал вместе с ним – 27:1; 28:16), либо потому, что о них упоминается в несовместимой с авторством манере (Тимофей, Силуан и Тит).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Троице как положительно, так и полемически. Догмато собственно о троичности Лиц в Боге доказывается во второй части этой “розмовы (т. е. беседы) о Мессии” 704 : здесь в пользу этого догмата приводятся 12 доводов из свящ. Писания ветхого завета – Быт. 1:26, 2:13, 3:22, 11:7, 18 гл. (явление Аврааму трех мужей), Исх. 6:3, 48:16, 42:1 , Пс. 66:7–8, 44:8, 56:9 (“востании славо моя, востани псалтири и гусли: востану рано”), и Еккл. 4:12 (“вервь треплетенный не скоро расторгется”), и 12 доводов из Писания нового завета: Мф. 3 гл. (богоявление во время крещения Господа во Иордане), 17 гл. (богоявление во время Преображения Господа), Ин. 14:16, 15:26 , Мф. 28:19 , 1Ин. 5:7 , 2Кор. 13:13 , 1Кор. 8:4–6 , Тит. 3:5–6 , Деян. 2:33 и Лк. 4:18 705 . Частнейшее учение о божестве Сына Божия находится в первой части “розмовы о Мессии” в “третием пророцстве”. Здесь доказывается “предвечное рождество Христа Мессии, ведлуг божеской натуры Его, от Отца рождество без Матки” 706 на основании мест Писания ветхого завета – Пс. 2:7 707 , Притч. 8:22 и 30, Пс. 109:3 708 и из мест нового завета – Ин. 1:1 и 8 гл. 709 ; затем доказывается существование “Божеской натуры во Христе” теми местами Писания ветхого завета, которые в Писании нового завета прилагаются ко Христу, а именно: Ис. 40:3 и Ин. 1:23 , Ис. 9:6 и Лк. 2:11 , Мф. 23:34 , 1Кор. 10:1 и 4, Исх. 31:13 и Мф. 12:8 , Пс. 64:5 и Ин. 13:18 , Мал. 3:6 и Евр. 1:11–12 , Иоил. 2:31 и Мф. 24:29–30 , Пс. 44:7 и Евр. 1:8 , пс. 101:26 и Евр. 1:10 , Ис. гл. 6 и Ин. 12:40–41 , Ис. 44:6 и Апок. 1:8 710 ; наконец, опровергаются возражения, делаемые против божества Христа на основании более, чем 20 различных мест св. Писания нового завета 711 . Частнейшее учение о Духе Святом излагается в той же первой части данного сочинения Галятовского в 50-м пророчестве: божество Св. Духа здесь доказывается 8 доводами из Писания нового завета – Мф. 28:19 , Деян. 5:4 , 1Кор. 12:4–6, 2:11, 12:7–11 , Деян. 15:28 и 13:2 712 , четырьмя доводами из Писания ветхого завета – 2Цар. 23:2 , Прем. 7:22 и 1:7, Иов. 33:4 713 , из сравнения Быт. 11:7 с Деян. 2:4 и из сравнения мест – Ис. 43:1 , Иер. 10:1 и Иез. 6:3 с местами 2Пет. 1:21 , Деян. 28:25 и 5:51–52 714 ; наконец, опровергаются и возражения, делаемые против божества св.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Объясн. «Сыны Отца Небесного» всегда покорны воле и заповедям Отца, а непокорным Писание повелевает заграждать уста: Тит.1:10–11 ; 2Пет.2:15 , и запрещается даже принимать их в дом и приветствовать: 2Ин.1:10–11 . Мф.10:17–22 . «Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас... И будете ненавидимы всеми за имя Моё; претерпевший же до конца спасётся». Объясн. За вероучение религиозное гонимы были не одни святые апостолы, но за ложь в этом вероучении страдали и разные негодные люди: Деян.5:36–37 , и от этого страдания вера их не сделалась истинной, потому что «если кто и подвизается, не увенчивается, если не законно будет подвизаться»: 2Тим.2:5 . Лк.6:22 . «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди, и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого». Объясн. Поносят и гонят людей иногда по злым делам их: Деян.5:36–37 ; Ин.10:1 ; стало быть, одно положение страждущего и гонимого человека не может свидетельствовать об истинности его веры и вероучения: 2Пет.2:1–3 . Лк.21:16–17 . «Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Моё». Объясн. Из этих слов нельзя заключить, что все гонимые исповедуют истинную религию: Деян.5:36–37 ; евреи не пользуются расположением народа, но они – не ученики Христовы, также не ученики Христовы и те, кто не принимает здравого учения: 2Тим.4:3 ; им даже повелевается заграждать уста: Тит.1:11 , а иных страхом спасать: Иуд.1:23 . Лк.23:14:18 . «Пилат сказал им: вы привели ко мне Человека Сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашёл Человека Сего виновным ни в чём том, в чём вы обвиняете Его... Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву». Объясн. Господь наш Иисус Христос действительно ни единого греха не имел и жители Иерусалима, не узнавши Его, осудили, исполнив тем слова пророчества: Деян.13:27–28 , но кто из нас смертных может сказать о себе, что он безгрешен: 1Ин.1:8 ; Еккл.7:20–21 ; стало быть, эти места не только к заблуждающимся в вере: 2Кор.11:13–14 , но и к истинным христианам, как бы гонимы они ни были, относиться не могут.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Сн. Втор.18:10–14 . Ис.8:19–20 . Иер.27:9–10 , Мих.5:12 . Мал.3:5 . Несмотря на это, и в самом народе израильском оно проявлялось нередко, и иногда было весьма сильно, подобно, как и у язычников. У язычников оно с древнейших времен господствовало у египтян, халдеев и других народов восточных, и потом у греков и римлян. В народе израильском царь Саул изгнал волшебников и гадателей из страны ( 1Цар.28:3 ); но из истории самого Саула видно, что и после сего волшебство тайно продолжалось (ст. 1Цар.28:4–14 ). После оно усилилось с введением идолослужения Иеровоамом, и поставляется в числе тех беззаконий, которые навлекли на них праведный гнев Божий ( 4Цар.17:17 ). Волшебство проникло потом и в царство Иудейское, и особенно распространялось во времена Иезавели и Манассии. Иезавель отличалась многими волхованиями ( 4Цар.9:22 ). Манассия проводил сыновей своих чрез огонь в долине сына Енномова и гадал, и ворожил, и чародействовал, и учредил вызывателей мертвецов и волшебников, и довел Иудею и жителей Иерусалима до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых ( 2Пар.33:6, 9 ). Во времена христианства из истории деяний апостольских видим, что Симон волхв в Самарии занимался волхвованием и удивлял многих своими чародействами ( Деян.8:9–11 ). В Пафе иудеянин Вариисус был волшебник ( Деян.13:6–12 ). В Ефесе были люди, занимавшееся заклинаньями и тайными знаниями и чародейством ( Деян.19:13–16, 19 ). С распространением христианства волшебство должно было потерять свою силу ( 1Ин.3:8 ); но, несмотря на спасительные действия веры, оно во многих местах остается и в христианском мире, и особенно сильно господствовало в средние века – времена невежества и суеверий; не прекращается и в наши времена, и, что всего удивительнее, держится не только в простом народе, но находит себе приверженцев и покровителей и среди высшего класса, среди самых образованных, по-видимому, людей (как напр., спириты, стологадатели, и т. под.). Zell. 2 р. 759–761. Herz.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

б) Его врагами: Сделалось великое землетрясение, ибо ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые. Некоторые из стражей, вошедши в град, объявили первосвященникам о всем бывшем ( Мф.28:2–4,11 ); в) апостолами: Петр сказал: Начальника жизни вы убили, Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели ( Деян.3:15 ). Апостолы с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа ( Деян.4:33 ); г) проповедано ими: Павел говорил из Писаний, открывая и доказывая иудеям, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых, и что сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам ( Деян.17:3 ). Верные а) имеют уверенность в своем воскресении чрез воскресение Христово: Если Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас ( Рим.8:11 ). Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы в пришествии Его ( 1Кор.15:20–23 ); б) должны сохранять воспоминание о воскресшем: Помни Господа Иисуса Христа, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему ( 2Тим.2:8 ). Христос есть живый вечно: Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим.6:9–11 ). Священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них ( Евр.7:23–25 ). Я есмь первый и последний, и живый; и был мертв, и се жив во веки веков, аминь ( Откр.1:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

9:29), а нередко они имели там же и свое постоянное местопребывание; наконец, так как у западных пределов страны проживали греко-восточные язычники, то соседство это также немало способствовало к тому, чтобы греческий язык, нравы и религия не оставались неизвестными палестинским иудеям. Тем не менее к чести туземного иудейства нужно сказать, что оно, конечно, в общем и не принимая в расчет некоторых исключений, сохранило себя от языческого влияния и твердо держалось отеческой веры и отеческих нравов. Чтобы не допускать увлечения служением языческим идолам, в Палестине особенно настаивали на соблюдении второй заповеди ( Исх.20:4 ) и не допускали в храм никаких изображений, а однажды не допустили даже и того, чтобы в Иерусалим были внесены римские орлы с изображением императора 29 . Сношение с язычниками иудеям было строго воспрещено, а в особенности – во время празднеств; запрещено было даже пользоваться языческим вином и деревьями из священных идолопоклоннических рощ. Всякая встреча с язычником оскверняла иудея ( Деян.10:28 ; Ин.18:28 ); в то время, как иудей, впрочем, мог еще пригласить к своему столу язычника, – было бы совершенно противозаконно, если бы иудей сел за стол у язычника ( Деян.11:3 ; Гал.2:12 ). Языческо-римское владычество над Палестиной считалось несправедливым и незаконным, вследствие чего во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа для всех палестинских иудеев было действительно серьезным вопросом, – следует ли платить дань кесарю или нет ( Мф.22:15 ; Мк.12:13–17 ; Лк.20:20–26 ). Зато какой величайшей радостью было для тогдашнего иудея обращение язычника к Моисеевому закону ( Мф.23:15 )! В описываемую эпоху Палестина уже не сохраняла более деления, как раньше, на двенадцать израильских колен. Из евангельских повествований, как и из других нехристианских исторических памятников мы знаем, что во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа по западную сторону Иордана она была разделена только на три провинции Иудею, Самарию и Галилею; по ту сторону Иордана находилась Перея; к ней примыкали Батанея, Трахонитида, Аврантида и Итурея – провинции, которые за несколько лет до рождения Иисуса Христа снова все были объединены Иродом Великим под одной властью. Рассмотреть их поближе нам необходимо для того, чтобы яснее обрисовать страну и народ иудейский.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

«Кто же «неправедные», которые тоже воскреснут? К ним относятся миллионы, а, может быть, и миллиарды, тех, кто умер, не узнав библейской истины и не имея возможности применять ее принципы в жизни». (Сторожевая Башня от 1 июля 1998 г., стр. 22). «Речь идет об огромных массах людей, умерших на протяжении истории, особенно тех, кто жил во «времена неведения» ( Деян.17:30 ). Из-за того, где они родились, или когда они жили, у них не было возможности научиться послушанию воле Иеговы. Не исключено, что воскреснет кто-то из людей, которые слышали весть о спасении, но в то время не откликнулись на нее как должно, или которым смерть помешала сделать шаги к посвящению и крещению. При воскресении таким людям потребуется делать дальнейшие изменения в мышлении и образе жизни, чтобы данная им возможность достичь вечной жизни не пропала зря». (Откровение, его грандиозный апогей близок!, глава 41, стр. 297). Свидетели Иеговы прибегают к довольно серьезному искажению библейского учения о воскресении. Воскрешены будут все ( Ин.5:28,29 ), без исключения. Деян.24:15 имеет параллельную структруру со всеми другими стихами: «будут собраны перед Ним все [παντα] народы; и Он отделит их друг от друга, как пастух отделяет овец от козлов». ( Мф.25:32 , ПЕК). Свидетели Иеговы противоречат сами себе, так как они используют этот стих как иллюстрацию для противопоставления себя и остальной части мира. Свидетели Иеговы отрицают воскресения самых «неправедных», тогда как Библия, наоборот, недвусмысленно говорится об этом: «Но говорю вам, что земле Содомской легче будет в день суда, чем тебе». ( Мф.11:24 , ПЕК) – чтобы предстать на суд, все нечестивые будут воскрешены, «И пойдут эти в муку вечную» ( Мф.25:46 , ПЕК). Но этот стих: «Остальные из мёртвых не ожили, пока не окончилась тысяча лет». ( Откр.20:5 , ПНМ) – Свидетели Иеговы понимают символически: «Как и великое множество людей, переживших Армагеддон, воскресшие люди в полном смысле слова оживут, когда они достигнут совершенства». (Познание, ведущее к вечной жизни, глава 19, стр. 187, 190).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Ложное и богохульное учение Е. Уайт о падшей природе Христа легло в основу учения о Христе как первосвященнике и о Его служении в небесном святилище. Безуспешны попытки некоторых адвентистов отказаться от этой доктрины или как-то ее сгладить, т.к. она подтверждена авторитетом «пророчицы», говорившей от имени Бога. Ясно, что как ложен образ Христа в проповеди Е. Уайт, так лживо и описание Его посреднического служения в небесном храме. Попытки придать домостроительное значение придуманному событию вхождения в небесное Святое святых привели к искажению реального домостроительства Божия и переносу на это событие различных аспектов Божественного домостроительства из первого или Второго пришествия. Так, уже на кресте была разорвана завеса между Богом и людьми ( Евр. 10:19–20 ). Тем самым мы получили дерзновение по причине прощения грехов, сделались сонаследниками Христа, обрели вход на небо и доступ к духовным тайнам 28 . Поэтому недопустимо относить вход святых на небо и обретение ими каких-то новых духовных тайн лишь к 1844 году. Поэтому вызывает всяческое недоумение видение, что лишь после переезда в Святое святых верные получили Духа: «Тогда Иисус дуновением даровал им Дух Святой» 29 . Иначе говорит Христос. Он обещает подать Утешителя Святого Духа уже апостолам и их последователям ( Ин. 14:16–17, 15:26, 16:13 ), что и случилось впоследствии ( Ин. 20:22 , Деян. 2:3–4 ). Апостолы подчеркивали, что и они сами, и их ученики имеют Духа, и это было очевидно как для христиан, так и для неверных (ср. Деян. 5:13, 19:1–6 ). Однако для Е. Уайт до 1844 г. христиане не имеют Духа, а получить Его могут лишь адвентисты. Как известно, первоначально идею об особом домостроительном значении 1844 года сформулировал В. Миллер, опираясь на сделанную им расшифровку цифр и периодов из книг Даниила и Откровения. Особое значение среди них для адвентистов имеет период в 1260 лет якобы папского владычества (с 538 до 1798 гг.), когда папа, через которого действовал сатана, мучил истинных христиан и искажал истинное учение Христа 30 . Однако сотериология адвентистов вовсе не прерывается на 1260 лет (с 538 по 1798 гг.): начиная с первого пришествия и до сего дня Христос продолжает очищать наши грехи. Сами адвентисты вопреки всякой логике помещают Его одновременно и в святилище, и в Святое святых, заявляя, что Его посредническое служение в святилище не завершается и после вхождения в Святое святых 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Походит на то, как если бы кто-нибудь, бросив трость в огонь, повелевал ей не только не сгорать в огне, но и погасить огонь. Но не будем смущаться: эти повеления сбылись, исполнились, и самым делом совершились. Люди одного и того же, а не другого с нами естества, бывали и мудры как змеи, и незлобивы как голуби. Итак, да не почитает кто-либо этих повелений вовсе неудобоисполнимыми. Господь лучше всех знает естество вещей; Он знает, что дерзость погашается не дерзостью, но кротостью. И если хочешь видеть, как это совершается на самом деле, то прочитай книгу Деяний Апостолов, и увидишь, сколько раз, когда восставал против них народ иудейский и скрежетал зубами, они, подражая голубю и отвечая иудеям с надлежащей кротостью, угашали их ярость, прекращали неистовство, утишали страсти. Так, когда иудеи говорили им: «не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем» ( Деян. 5:28 )? – то апостолы, имея власть творить бесчисленные чудеса, не сказали и не сделали ничего грубого, но со всей кротостью защищались, говоря: «судите, справедливо ли перед Богом слушать вас более, нежели Бога» ( Деян. 4:19 ). Видишь ли голубиное незлобие? Но вот и мудрость змеиная: «мы не можем не говорить того, что видели и слышали» ( Матф. 10:20 ). Видишь, какая потребна во всем твердость, чтобы и в бедах не ослабеть, и не раздражиться в гневе? Потому-то Христос и сказал: «остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками» ( Матф. 10:17–18 ). Опять Он располагает их к бодрствованию, обрекая и здесь их на злострадания, а злодействовать попуская другим; и это для того, дабы ты знал, что победа и славные трофеи даются претерпеванием бедствий. Он не сказал: сражайтесь и вы, и противостойте тем, которые будут причинять вам насилие, но только: вы будете терпеть крайние бедствия. 3. Как велика сила Того, Кто так говорил! Как велико любомудрие тех, которые слушали! Нужно крайне удивляться, каким образом апостолы, эти боязливые люди, никогда не бывавшие далее озера, в котором ловили рыбу, слыша такие речи, тотчас же не удалились.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010