Читатели послания Повод и цель написания послания Время и место написания Разделение послания по содержанию Подлинность послания Литература Глава 1 2 3 4 5 6     Читатели послания До сих пор еще не установлено, где искать читателей этого послания – Галатийские церкви. По давно установившемуся взгляду, Галатия, куда направлял Апостол Павел свое послание, – это страна в центре Малой Азии, получившая свое название от поселившихся в ней галльских (кельтских) племен (около 277 г. до Р. X.), у которых главными городами были Анкира и Пессин. Сторонники этого взгляда говорят, что Павел посетил эту страну впервые во время путешествия, о котором упоминается в Деян.16:6 , и в это время проповедовал там Евангелие. Потом он еще раз посетил Галатию ( Деян.18:23 ; ср. Гал.4:13 ). Другие ученые полагают, что под Галатией нужно разуметь не только страну, где обитали Галаты, но всю римскую провинцию Галатию, в которую входили собственно Галатия и кроме того страны Фригия, Писидия и Ликаония, т. е. те страны, которые Апостол Павел и Варнава посетили во время первого апостольского путешествия ( Деян.13:14 ), с городами: Антиохией (в Писидии), Иконией, Листрой и Дервией. При таком предположении, первое пребывание Апостола в Галатии совпадает с тем путешествием, о каком говорится в Деян.13 и Деян.14 , а второе – с тем, о котором говорится в Деян.16:6 . Из этих двух предположений мы более правильным признаем первое, т. е. полагаем, что у Апостола Павла под Галатией разумеется страна только Галатов или собственно северная часть римской провинции Галатии, и вот по каким соображениям. По Гал. 4:13 и сл. Павел основал церкви в Галатии потому, что был задержан в тех местах болезнью своею. И в Деян.13 и Деян.14 нет никакого намека на какую либо болезнь Апостола. Напротив, по изображению этих глав, Апостол Павел в то время развил крайне интенсивную деятельность и быстро проходил из одного места в другое. Между тем, чрезвычайно вероятно, что именно болезнь, постигшую Павла в Галатии, и разумеет писатель кн. Деяний в Деян.16:6 и сл., где говорится, что «Дух» воспрепятствовал Павлу идти в Асию, т. е. на берег нынешней Малой Азии, почему Апостол и остался проповедовать Евангелие в средине Малой Азии (во Фригии и Галатии). Но если Апостол тогда в первый раз пришел к «Галатам», то, очевидно, под «Галатами» нужно разуметь не те христианские общины, о каких упоминается в Деян.13 и Деян.14 , а те, какие существовали в Галатии в узком смысле этого названия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

прот. Николай Куломзин Глава IV. Третье миссионерское путешествие апостола Павла Деяния 18:22 – 21:14 Вернувшись из второго миссионерского путешествия, апостол Павел, высадившись в Кесарии, расположенной на Средиземном море, отправился «приветствовать Церковь » (Деян.18:22), вероятнее всего Иерусалимскую: апостол язычников всегда старался сохранять контакт с иудеохристианской Церковью -матерью. Потом он спустился в Антиохию (Деян.18:23), откуда отправлялся в путешествие. Во время своего третьего путешествия апостол прошел «страну Галатийскую и Фригию (Деян.18:23), расположенные в центре современной Малой Азии. Пока апостол Павел находился в пути, в Ефес прибыл некий Аполлос. Уроженец Александрии, он был «мужем красноречивым и сведущим в Писаниях» (Деян.18:24), но не вполне обученным в христианских наставлениях. Акилла и Прискилла, которые тоже в это время приехали в Ефес (напомним, что они были обращены апостолом Павлом в Коринфе (Деян.18:2–3), «точнее объяснили ему путь Господень. (Деян. 18:24–26). Наставленный Акиллой и Прискиллой, Аполлос решил идти в Ахаию, а именно в Коринф, и там « много содействовал уверовавшим благодатью» (Деян.18:27–28). ( В 1 послании к Коринфянам, которое было написано позже, апостол Павел часто упоминает имя Аполлоса). Между тем, апостол Павел в свою очередь, пришел в Ефес и встретил там группу учеников, которые знали только крещение Иоанново, бывшее лишь «крещением покаяния». Апостол крестил их «во имя Господа Иисуса», возложил на них руки, и Дух Святой сошел на них (Деян. 19:1–7). В Ефесе апостол Павел, по обыкновению, проповедовал в синагоге, но, встретив сопротивление иудеев, покинул их и расположился в школе некоего Тиранна, где продолжал проповедовать в течение двух лет ( Деян.19:8–10 ). В Ефесе же апостолу пришлось выступить против экзорцистов, занимавшихся магией. Несколько таких «заклинателей» стали изгонять злых духов именем Господа Иисуса, но один одержимый сказал им в ответ: «Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?» (19:15) и, набросившись на них, причинил им довольно серьезный ущерб. После этого случая многие Ефесские чародеи раскаялись, отреклись от колдовства и сожгли свои книги (Деян.19:14–20).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

XXXVII. О церковном богослужении Богослужение прав. Церкви совершается по определённым, установленным Церковью правилам; а правила эти Святая Церковь основала на слове Божием. Так, согласно наставлениям и примеру святых апостолов, христианам подобает собираться для общественной молитвы в определённых местах или храмах ( Деян.16:13:20:7–8 ), в положенное время, или «час молитвы» ( Деян.3:1 ), и притом во главе с поставленными «предстоятелями» или пастырями ( 1Фес.5:12 ). Такая молитва называлась «служением Господу», Богу, или богослужением (ср. Деян.13:2 ; Флп.2:17 ). Богослужение составлено из молитв, песнопений и учения Священного Писания, также на основании примера и учения апостольского (см.: Деян.4:24–27:30–31 ; 1Тим.2:1 и 2; Еф.5:19 ; Кол.4:16 ). На том же основании в богослужение введены разные молитвенные действия, каковы, например, «преломление», «воздевание рук» и др. ( Деян.20:11 ; 1Тим.2:8 ). Богослужение должно быть совершаемо согласно установленному чину, благообразно, благопристойно ( 1Кор.14:23:40 ), со славой и благолепием, с сохранением добрых обычаев ( Исх.28:2 ; Лк.2:42 ; Деян.28:17 ; 1Кор.11:16 ). Весь такой порядок богослужебный устроен («прочее устрою») или установлен самими апостолами. Иномыслящие с православной Церковью говорят, что продолжительные церковные богослужения осуждает Сам Христос словами: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны» ( Мф.6:7 ). Да, такое многословие, какое было у язычников, которые здесь разумеются, Господь, действительно, осуждает; и язычники, действительно, думали продолжительным криком вызвать помощь бездушного Ваала: «призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа» ( 3Цар.18:26 ). Христиане же должны непрестанно молиться ( 1Фес.5: 17 ). Поэтому и в молитвах Церкви допускаемое многословие не только не вредно, но, напротив, полезно и необходимо для христиан, ибо одни и те же молитвы, повторённые во 2-й и 3-й раз, могут подействовать на нас самих так, как не подействовали в 1-й раз. Пример постоянной и продолжительной молитвы показал Сам Господь Иисус Христос, когда, взошедши на гору помолиться, «пробыл всю ночь в молитве к Богу» ( Лк.6:12 ; ср. 1Тим.5:5 ; Деян.10:2 ; 1Цар.1:12 ; Дан.1:13 ; Деян.2:42 ; 1Пет.4:7 ; Лк.2:37 ; Рим.12:12 ; Кол.4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРУСАЛИМСКИЙ СОБОР АПОСТОЛОВ о к-ром известно как из автобиографического сообщения ап. Павла в Гал 2. 1-10, так и из повествования евангелиста Луки в Деян 15. 2-21. Оба описания свидетельствуют, что в Иерусалиме состоялась встреча апостолов Павла , Петра , Иакова , брата Господня, и, согласно Гал 2. 9, Иоанна . Цель встречи - обсуждение вопросов, связанных с признанием миссии ап. Павла среди язычников и определение необходимых условий принятия язычников в христ. Церковь. Собор направил послание христианам из язычников Антиохии, Сирии и Киликии. Это послание цитируется или, возможно, излагается в Деян 15. 23-29. Большинство исследователей придерживаются традиц. т. зр., что в 15-й гл. кн. Деяния святых апостолов и у ап. Павла в Гал 2 речь идет об одном и том же событии, а именно об И. С. а. В таком случае И. С. а. состоялся в 49 или 50 г. Однако такое отождествление событий, описанных в Деяниях св. апостолов и в Галатам Послании , привело к возникновению альтернативных т. зр.: отождествляется сообщение ап. Павла о его посещении Иерусалима (Гал 2) с сообщением Деян 11. 27-30 или с Деян 18. 20-22. Эти не менее гипотетичные т. зр. не вносят существенного изменения в традиционно принятую, хотя и приблизительную дату И. С. а. Поводом И. С. а. были события в Антиохийской Церкви, описанные в Деяниях св. апостолов. Первое миссионерское путешествие апостолов Варнавы и Павла, начавшееся в Антиохии, сопровождалось успехом евангельской проповеди среди язычников малоазийских провинций Римской империи. Вернувшись в Антиохию, апостолы Варнава и Павел «рассказали все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам» (Деян 14. 27). Но успех апостолов стал причиной конфликта. «Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим» (Деян 15. 1-2). В Иерусалиме снова выступили «некоторые из фарисейской ереси уверовавшие» (Деян 15. 5). Они настаивали на необходимости твердого соблюдения закона Моисея и требовали обрезания обращающихся из язычников. Тогда «апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела» (Деян 15. 5-6).

http://pravenc.ru/text/Иерусалимском ...

7. О святом Крещении О святом крещении пророчествовалось в Ветхом Завете: «И возьму вас из народов... и окроплю вас чистою водою, – и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас Дух Мой»... ( Иез.36:24–27 ). «... откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима, для омытия греха и нечистоты» ( Зах.13:1 ). «Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» ( Мих.7:19 ). Господь обещал крещение и указал его важность: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин.3:5 ). После Своего Воскресения Христос заповедывает крещение: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ). «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» ( Мф.28:19 ). Из чего состоит крещение? 1) Покаяние в языческой жизни: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов ( Деян.2:38 ). «покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» ( Деян.3:19 ). Евнуху Филипп сказал: «если веруешь от всего сердца, можно» креститься ( Деян.8:37 ). " веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» ( Деян.16:31 ). 2) Вера в Спасителя и искупление: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). 3) Познание Божией истины, научающей новой христианской жизни; посему говорится, о Боге: что «родил Он нас словом истины» ( Иак.1:18 ). Посему христиане называются – «возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающаго во век» ( 1Пет.1:23 ). Крещение посему соединяется с научением, когда говорится, что Христос освятил Церковь (т.е. верующих), «очистив банею водною (крещением – Деян.22:16 ) посредством слова» (научением Христовой истины – Ин.15:3 ). Так и ап. Павел, уверовавший в призвавшаго его Христа, был научен ап. Ананией и крещен ( Деян.9:3–18 ; Деян.22:6–16 ). Так и ныне в Церкви бывает предварительное научение (оглашение), а затем, крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Глава 10 Корнилий сотник, явление ему Ангела и посольство к Петру (1–8). Видение Петрово и встреча с посланными Корнилия (9–22). Путешествие Петра к Корнилию, проповедь в доме его, сошествие Св. Духа на слушателей и крещение (23–48) Деян.10:1 .  В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из по­лка, называемого Италийским, «В Кесарии» – см. Деян.8:40 , прим. «Из полка, называемом Италийским», т.е. полка из природных италийцев, в отличие от воинов, набиравшихся на службу из туземцев. Кесария была резиденцией римских прокураторов Палестины, почему при них и состоял особый полк из природных римлян или италийцев, как людей более надежных и искусных. Вероятно, и Корнилий, сотник этого полка, был тоже природный римлянин или италиец. И во всяком случае, он не был даже иудейским прозелитом, а был просто язычник доброй души и природно-благочестивой настроенности (ср. Деян.10:28, 34 и до Деян.10:11, 1, 18, 15:7 ). Приобщение такого человека к Церкви Христовой, притом непосредственно, без всякого посредства иудейства, хотя бы в виде прозелитизма врат, было событием великой важности, эпохою в истории апостольской Церкви. На эту особую важность события первого обращения ко Христу язычника указывает и то, что оно совершается при посредстве первого Апостола Христова – Петра, нарочито призываемого Богом из другого города, хотя в Кесарии находился в это время известный благовестник и креститель эфиопского вельможи – Филипп. Деян.10:2 .  благо­честивый и боящийся Бога со всем домом сво­им, творив­ший много милостыни народу и всегда молив­шийся Богу. «Боящийся Бога... молившийся Богу». Эти выражения показывают, что Корнилий был почитателем Единого истинного Бога, о Котором, вероятно, узнал из соприкосновения с иудеями и их Богопочтением, но чтил по-своему, как подсказывало ему набожное сердце, самостоятельно и независимо от форм еврейского Богопочитания. Деян.10:3 .  Он в виде­нии ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! «В видении ясно видел...» – εδεν εν ορματι φανερς... – «виде в видении яве...» – очевидно, в бодрственном состоянии, а не во сне (Златоуст). Это было около девятого часа дня (­3 час. пополудни), обычного у евреев часа молитвы, когда и Корнилий молился, постившись до сего часа ( Деян.10:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 15 Смущения в Церкви Антиохийской (1–4). Апостольский Собор в Иерусалиме, его определения и письма в Антиохию. (5–35). Начало второго апостольского путешествия Павла с Силою (36–41) Деян.15:1 .  Некоторые, при­шедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Мо­исееву, не можете спастись. «Некоторые, пришедшие из Иудеи». Это были излишне ревностно преданные иудейству христиане из иудеев, укорявшие недавно Петра за крещение язычника Корнилия и искренно считавшие соблюдение всех обрядов Моисеева закона (ср. Деян.15:5 ) обязательным и в христианстве. Выражение «учили» показывает, что они явились в Антиохию, как настоящие миссионеры-проповедники определенно формулированного учения. Судя по дальнейшему, это учение успело распространиться, кроме Антиохии, и в Сирии и Киликии ( Деян.15:23 ). Деян.15:2 .  Когда же про­изошло раз­ногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то по­ложили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пре­свитерам в Иерусалим. «Произошло разногласие и немалое состязание». Это показывает, что хотя лжеучители не встретили себе единодушного сочувствия, однако не получили и достаточно единодушного отпора, внеся в общество во всяком случае большую смуту. «Положили... отправиться», т.е. братия ( Деян.15:1 ) или вся Антиохийская Церковь порешила отправиться Павлу и Варнаве для решения возникшего спора в Иерусалим, где находились авторитетнейшие судьи этого дела в лице апостолов (хотя бы и не всех) и пресвитеров церкви Иерусалимской. – «Павел» и «Варнава» избираются потому, что они были наиболее заинтересованы и сведущи в этом деле. «Некоторые другие», отправившиеся с ними, были, очевидно, избраны для более полного представительства общины Антиохийской, в которой Павел и Варнава являлись пришельцами. Деян.15:3 .  Итак, быв про­вожены церковью, они про­ходили Финикию и Самарию, рас­сказывая об обраще­нии язычников, и про­изводили радость великую во всех братиях. «Проходили Финикию и Самарию», лежавшие на пути к Иерусалиму из Антиохии, «рассказывая о обращении язычников» финикийским и самарийским христианам ( Деян.13–14 ), «чем производили радость великую во всех братиях», по-видимому, не только из язычников, но и иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 19 Павел в Ефесе, крещение учеников Иоанновых (1–7). Отделение христиан от иудеев (8–10). Чудеса Павла и их влияние (11–20). Планы Павла относительно дальнейшего путешествия (21–22). Мятеж в Ефесе против христиан (23–40) Деян.19:1 .  Во время пре­бывания Аполлоса в Коринфе Павел, прой­дя верхние страны, при­был в Ефес и, найдя там некоторых уче­ников, «Прошедши верхние страны» – страны нагорные, лежавшие выше Ефеса и низменного морского берега, на котором он был расположен; это, очевидно, внутренние провинции Малой Азии, между прочим – Фригия и Галатия, которые посещал Павел во время этого путешествия ( Деян.18:23 ). Если во время 2-го своего путешествия Павел возбранен был Духом проповедовать в проконсульской Азии ( Деян.16 и д.), и только на обратном пути побыл недолго в Ефесе ( Деян.18 и д.), то теперь, прямо из Фригии, прошедши проконсульскую Азию, он прибыл в Ефес и здесь оставался довольно долго ( Деян.19:10 ). «Некоторых учеников...». Из дальнейшего видно, что это были собственно ученики Иоанновы, а не Иисусовы, которых дееписатель по преимуществу именует «учениками». Крещеные только во «Иоанново крещение», эти «ученики» веровали в проповеданного Крестителем грядущего Мессию, но не имели полного понятия о Нем, как и Аполлос, до времени; впрочем, как достаточно подготовленные к вере во Христа, могли быть названы христианами, или «учениками» Христовыми в обширном смысле слова. Эти ученики были, по всей вероятности, из иудеев, недавно поселившихся в Ефесе, где они примкнули к христианскому обществу, так что сам Павел счел их за христиан (ст. 2: «уверовав»). Деян.19:2 .  сказал им: при­няли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слы­хали, есть ли Дух Святый.: «Не слыхали, есть ли Дух Святый?» Ответ странный и даже не совсем понятный и вежливый, если его понимать буквально. Конечно, они не могли не знать, что Дух Божий говорил через пророков и через Иоанна, но не знали основания нового домостроительства Божия, в котором Дух Святый обещан и дан всем в Иисусе Христе, как единственный деятель возрождения душ. Таким образом, здесь речь идет не о том, существует ли, имеет ли бытие Дух Святый, а о том, явился ли Мессия, долженствовавший крестить людей Духом Святым, явились ли и начали ли обитать на земле среди людей благодатные дарования этого Св. Духа? В том-то именно смысле и надо понимать ответ: «мы даже и не слыхали, есть ли уже Дух Святый», т. е. в своих дарах на земле, среди людей? (ср. Ин. 7:39 ). Очевидно, они просто не знали ничего о событиях иерусалимских со времени смерти Крестителя, живя в каком-нибудь таком уголке мира, куда слухи об этих событиях еще не проникали, и только теперь, в Ефесе, они подробнее стали узнавать обо всем, но до встречи с апостолом, по недавности пребывания своего в Ефесе, ни от кого еще они не успели узнать обо всем поточнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если будем внимательно рассматривать Священную Библию , то увидим, что первый пост заповедан был ещё первым людям в раю, когда Господь сказал Адаму: «От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» ( Быт.2:16–17 ). Перед получением скрижалей закона Моисей постился 40 дней, «хлеба не ел и воды не пил» ( Исх.34:28 ). Пост установлен особым законом при Моисее для всех ( Лев.16:29 ). Постом и молитвой Анна испросила себе сына Самуила ( 1Цар.1:7 ). Сорок дней постился пророк Илия ( 3Цар.19:8 ). Постился даже нечестивый царь Ахав ( 3Цар.24:27 ). Давид «изнурял себя постом» ( Пс.34:13 ). Евреи долго постились в пустыне, употребляя только манну да воду, и, однако же, «не было в коленах их болящего» ( Пс.104:37 ). Чрез пророка Иоиля Господь прямо требовал назначения поста: «назначьте пост» ( Иоил.1:14 ), «обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании» ( Иоил.2:12 ). Ниневитяне «объявили пост» ( Ион.3:5 ), когда Иона проповедал им, что «Ниневия будет разрушена» ( Ион.3:4 ). Соответственно 4-м нашим постам, у евреев также было установлено 4 поста «в 4-й, 5-й, 7-й и 10-й месяцы» ( Зах.8:19 ). Постился в пустыне Иоанн Предтеча ( Мф.3:4 ): «сорок дней и сорок ночей постился Сам Господь Иисус Христос» ( Мф.4:2 ). Он не только не отрицал значения постов, а, напротив, указывал, как надо поститься ( Мф.6:16 ), и точно указал время, с которого должны были начаться новозаветные христианские посты ( Мф.9:15 ; Мк.2:20 ). Пост представляется хорошим, а вместе с молитвой единственным орудием для изгнания бесов ( Мк.9:29 ). Савл постился три дня ( Деян.9:9 ). Корнилий перед крещением постился около 4-х дней ( Деян.10:30 ). Рукоположение пресвитеров апостолы сопровождали постом ( Деян.14:23 ). В Деяниях говорится, что «прошло довольно времени и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошёл» ( Деян.27:9 ); из этих слов ясно видно, что в апостольское время были уже определённые посты, и притом разные: в 13 гл. Деян., стихе 2-м, сказано об одном посте, а здесь о другом, бывшем в то время, когда пристань не способна была к перезимованию» ( Деян.27:12 ), т.е., очевидно, речь идёт о Рождественском или Филипповом посте, существующем в православной церкви до настоящего времени. Апостол Павел говорит, что «подвижники воздерживаются от всего (т.е. проводят строгий пост), для получения венца нетленного» ( 1Кор.10:25 ; 2Кор.6:5 ; 2Кор.11:27 ). И много ещё других свидетельств имеется в ветхом и новом заветах, доказывающих необходимость и пользу постов, а равно и установление их как в ветхозаветной Церкви, так и в новозаветной ещё со времён апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Пятидесятница: из книги «Христос и первое христианское поколение» Глава из книги епископа Кассиана Безобразова «Христос и первое христианское поколение» 7 июня, 2007 Глава из книги епископа Кассиана Безобразова «Христос и первое христианское поколение» Первое событие истории Апостольского Века, о котором повествует Дееписатель после Вознесения и до Пятидесятницы, было избрание Матфия на место отпадшего Иуды (ср. 1:15-26), иначе говоря, восстановление апостольской дванадесятерицы. Тем самым было выполнено условие, которое было необходимо для исполнения обетования. Евангелист Лука, повествующий о сошествии Св. Духа в Деян. 2, говорит об обетовании Отца в общей форме в Евангелии (Лк. 24:49) и уточняет это указание в повествовании о Вознесении в начале второй части своего труда (Деян. 1:4-5,8). Обетование Отца есть обетование Св. Духа. Со всей полнотой это обетование раскрыто в Прощальной Беседе Евангелия от Иоанна. Для носителей церковного сознания во все времена истории Церкви не было сомнения в том, что обетование Прощальной Беседы получило исполнение в сошествии Св. Духа в день Пятидесятницы. Три вопроса требуют нашего внимания: на кого сошел Св. Дух? Где и когда совершилось это событие? На первый вопрос иногда отвечают, что Дух Св. сошел на членов первоначальной Церкви в составе ста двадцати человек, упоминаемых в Деян. 1:16. Это понимание, как будто отвечающее общему контексту Деян., наталкивается на трудности. Достаточно отметить, что число 1:16 есть число приблизительное («…человек около сто двадцати»), между тем, как указание 2:1 («все») предполагает величину определенную. В ближайшем контексте его естественно понимать, как ссылку на восполненную дванадесятерицу в 1:26. Это понимание тем более оправдано, что, как уже было указано, избрание Матфия, в построении Деян., есть условие исполнения обетования. Замечательно, что и в дальнейшем, в своей речи перед толпою, находящейся под впечатлением чуда Пятидесятницы, Петр выступает, как член коллегии Двенадцати (2:14, ср. 37). Потому неудивительно, что, в привычном представлении носителей церковного сознания, событие Пятидесятницы есть сошествие Св. Духа на Апостолов. Допустимое распространительное толкование этого понятия должно отправляться не от неопределенного указания 1:16, а от конкретного свидетельства 1:13-14: по Вознесении Господнем в общении с членами апостольской дванадесятерицы пребывали «жены», очевидно те, которые пришли с ними из Галилеи (ср. Лк. 23:49 и паралл.), «Мария, матерь Иисуса, и братья Его» (Деян. 1:14). Хранители иконографического предания Церкви, изображающие на иконах Пятидесятницы Пресв. Деву среди

http://pravmir.ru/pyatidesyatnitsa-iz-kn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010