Содержание пророческой проповеди Иоиля таково. Ввиду постигших страну бедствий ( Иоил.1:1–16 ), пророк призывает народ обратиться к Иегове всем сердцем, «в посте, плаче и рыдании» ( Иоил.2:12 ), приглашает назначить пост и объявить торжественное собрание ( Иоил.2:15–17 ). Во второй своей речи пророк возвещает о наступлении лучших времён. По слову его, Господь даст плодородие земле, удалит «пришедшаго с севера» (саранчу), ниспошлёт дождь ранний и поздний ( Иоил.2:20–25 ), так что народ будет «есть до сытости и насыщаться» ( Иоил.2:26 ). Но милость Господня к народу не ограничится только дарованием благ земных. Земные блага – только образ благ духовных и предвестие их ниспослания. Устами пророка народу возвещается в будущем наступление такого времени, когда изольётся «на всякую плоть» Дух Божий. Следствием этого излияния Духа явится осуществление для народа того идеала, который был поставлен ему законодателем Моисеем. «О если бы», – говорил законодатель, – «все в народе Господнем были пророками! Когда бы Господь послал Духа Своего на них» ( Числ.11:29 )! И вот, Иоиль возвещает исполнение этого пламенного желания законодателя: «будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» ( Иоил.2:28 ). Но это дарование благодатных средств будет вместе с тем и началом великого «дня Господня», дня страшного суда, который произведет Господь над народами. Пророк во второй половине своей второй речи ( Иоил.2:30–3: 21 ) в образах описывает этот день страшного суда. По его описанию, знамения на небе и на земле будут предшествовать наступлению «дня Господня», а самый суд Божий будет произведён в долине Иосафатовой (ср. 2Пар.20:16 ), куда соберутся все народы. Однако же, день суда, по слову пророка, будет грозным только для язычников: для Израиля же он будет днём спасения: «Иуда будет жить вечно, и Иерусалим в роды родов. Господь будет обитать на Сионе» ( Иоил.3:21 ). Пророчество об излиянии Св. Духа на всех людей и о страшном дне Господнем составляет важнейшее место в книге Иоиля. Исполнение этого пророчества должно относиться ко временам новозаветным. Главным основанием для этого служит свидетельство Деян.2:15–21 , где слова Иоил.2:28–32 рассматриваются, именно как пророчество о сошествии Св. Духа на Апостолов. В этом последнем событии Ап. Пётр, как следует заключать из Деян. 2:16–21 , видит и исполнение изречения пророка о страшном дне Господнем. И, действительно, сошествием Св. Духа на Апостолов закончилось устроение мессианского царства для спасения людей, поданы все благодатные силы. Так как теперь уже остаётся ждать только божественного суда за пользование этими силами, то можно сказать, что сошествие Св. Духа на Апостолов было уже началом этого суда. Но во всей своей полноте слова пр. Иоиля о страшном дне Господнем, по толкованию экзегетов, могут относиться только к «последним временам».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Деян.10:34–35 . «Пётр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». Объяснение. Вера в Господа и вступление в Церковь Христову не должна быть принадлежностью только одного какого-либо народа, но все люди, которые, подобно Корнилию, своими добродетелями подготовили себя к вступлению в Церковь Христову, призываются Богом ко спасению: 1Кор.12:13 ; Гал.3:28 ; Рим.10:12–14 . 2Пет.3:10 . «Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей». Объяснение. Сказанное здесь сбудется в последний день, т.е. в день страшного суда Божия: Мф.24:29–30 , а до этого дня человек, как состоящий из души и тела, нуждается в благодатных действиях не только для очищения души, но и тела, а стало быть, и средствами для очищения должны служить не одни духовные силы и внешние, как, например, при Крещении вода: Ин.3:5:23 ; при елеопомазании – масло: Иак.5:14 ; да и при жизни апостолов все чудеса совершались чрез внешние видимые посредства: Деян.2:2–3 ; Мк.8:23 ; Ин.9:6:7 ; Мк.5:27–29 . Рим.10:13 . «Ибо всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся» ( Иоил.2:32 ). Объяснение. Не думай, что спасение зависит от одного словесного обращения к Господу: Мф.7:21 . Нужно, чтобы имя Господне обладало всеми нашими помыслами, желаниями и делами: Мф.19:17 ; Мк.8:34 . По действию Духа Божия и камни могут вопиять: Лк.19:40 , и ослица провещать: Чис.22:28 , но отсюда далеко до спасения, которое бывает плодом не одного исповедания веры, но всей жизни, направляемой по христианскому учению: 1Кор.13:4–7 ; Гал.6:9–10 . 1Кор.1:28–29 . «И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом». Объяснение. Бог избирает немощных и уничиженных и чрез них спасает мир не потому, чтобы Он отрицал мудрость истинную: Иак.3:13–17 ; а потому, чтобы таким образом доказать человеку, что спасение его зависит не от его сил, а от Христа, Который сделался нашей мудростью и спасением: Ин.15:5 ; Деян.4:12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Задумает антихрист отменить у истинно верующих Закон Божий, который говорит, например, нам, что нужно повиноваться священникам ( Мк.1:44 ; Евр.13:17 ; 1Пет.5:5 и др.), поститься ( Мф.11:15 ; Деян.14:23:13:3 ; Иоил.1:14 и др.), клясться в важных случаях именем Божиим ( Втор.10:20 ; Мф.26:63–64 ; Иез.20:28 ) и прочее. Видимое дело, что и слуги антихриста будут отвергать посты, присягу и клятву именем Божиим, не будут повиноваться священникам и вообще отринут ясные заповеди Закона Божия. В-пятых, антихрист положит всем своим последователям печать на правую руку и на чело их: Откр.13:16 . Святые отцы Церкви говорят, что принявшие печать антихриста не будут иметь власти изображать на себе животворящий крест правой рукой, но связана будет рука их. А потому все, восстающие против почитания Креста Христова ( Флп.3:18 ) и отвергающие крестное знамение, суть тоже предтечи антихриста. Кроме вышеупомянутого, всякий последователь антихриста изображается: а) отвергающим воплощение Христово: 2Ин.1:7 , б) отвергающим Бога Отца и Сына: 1Ин.2:22 , в) затем обманщиком, лжехристом и лжепророком, которые дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить и избранных: Мф.5:5:24 ; пришествие главного антихриста будет по действию сатаны и будет сопровождаться ложными знамениями и чудесами: 2Фес.2:9 ; Деян.13:13–14 ; антихрист будет преследовать святых: Откр.13:7 , но Иисус Христос убьёт его духом уст Своих: 2Фес.2:8 ; Дан.7:11 . Краткое объяснение мест Священного Писания, относящихся к выяснению вопроса об антихристе 1Ин.2:18 . «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придёт антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время». Объясн. Антихристом не в собственном, а в подражательном смысле называется всякий, кто не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти: 1Ин.4:3 ; в собственном же смысле антихрист будет таков, какой описан апостолом Павлом во 2 Послании к Фессалоникийцам: 2Фес.2:3–4 ; при всём том нужно помнить, что в тех местах посланий апостольских, в коих говорится о пришествии антихриста и кончине мира, не указаны люди какого-либо известного времени, а подразумеваются именно люди того времени, когда приблизится страшный день Христов, ибо «о дне же том никто не знает»: Мк.13:32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Таким образом, сны в известной степени могут характеризовать чистоту нашей души. Мы можем заметить, что наяву нам может претить нечистота и какой-либо грех. Но вот мы с удивлением замечаем, что во сне мы можем грешить такими грехами, которых не может быть наяву. Это показатель того, что очищение нашей души еще поверхностно, а в глубине ее еще таится грех. Св. отцы говорят, что лишь при совершенном очищении сердца и сновидения будут всегда чистыми и светлыми. Итак, характер снов отвечает духовному состоянию человека наяву. Если человек не живет Богом и не имеет в себе Его Духа, то он наяву находится во власти страстей, пристрастий, беспокойства и суеты. Иначе говоря, он находится во власти или под влиянием лукавого духа, который непрерывно всевает в него мысли и чувствования. То же продолжает делать злой дух с человеком и во сне. Здесь ему еще легче владеть душой, потому что воля человека ослаблена. Как бы насмехаясь над бедной, порабощенной ему душой, злой дух заставляет ее переживать нелепые, иногда грязные положения, в соответствии с той нечистотой мыслей и чувствований, которые допускала душа наяву. Вот почему св. отцы в качестве общего правила запрещают придавать снам какое-либо значение и тем более рассказывать их другим, считая их за откровения из потустороннего мира. Но не то значение будут иметь сны для людей, живущих живой верой и в бодрствовании стремящихся всегда удержать в себе Духа Святого Божия. Когда ап. Петр говорил свою первую общенародную проповедь о Христе в день сошествия Святого Духа, то он характеризовал духовное состояние уверовавших во Христа следующими словами из книги пророка Иоиля: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» ( Деян.2:17 ; Иоил.2:28-32 ). Поэтому Симеон Новый Богослов приравнивает сновидения духоносных людей к истинным видениям и Божественным откровениям. Св. Никита Стифат (ученик преп. Симеона Нового Богослова) разделяет сны на: 1) простые сны, 2) «зрения» и 3) «откровения».

http://azbyka.ru/o-snovideniyax-kak-xris...

Наконец в 1 стихе говорится, что „Он возвестит народам суд“. Не осуждение, а милосердное правосудие с возможностью каждому спастись, приносит Господь человечеству 1389 . Стихи 2 и 3 Исаии ( Мф. 12:17–20 ) предначертывают пророчески образ кроткого и смиренного Богочеловека, творящего волю Отца в тишине и спокойствии правды и смирения. Этот священный образ глубоко начертан в душе каждого из нас 1390 . Это Он глаголал: „Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко“. ( Мф. 11:28–30 ). Не с царскою властию появился на земле Еммануил, и создал великое царство, пересоздав любовию внутреннего человека, ибо глаголал Он: „царствие Божие внутри вас есть“. ( Лк. 17:21 ). Под образами трости надломленной и льна курящагося 1391 многие комментаторы разумеют грешные души, которые могли быть спасены лишь любовью Господа нашего 1392 , обещавшего спасение и прощение всем „призывающим священное имя Его“. ( Деян. 2:21,38 и Иоил. 2:28–32 и Рим. 10:13 ). Не законом, a любовью и благодатью совершено спасение человечества 1393 . Грядет время и суда и воздаяния: но в этом и любовь и милосердие Божие, что „Отец всякий суд отдал Сыну“ ( Ин. 5:22–27 ) 1394 . Заметим, что указание на это есть и в ветхозаветных книгах, как напр. в псалме 44-м, о чем мы говорили в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 228–229. Стих 4-й говорит о Мессии, что Он не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда“. Вся жизнь и страдание Господа нашего Иисуса Христа есть исполнение этого пророчества. Отходя из мира, в ночь перед страданием, Господь Иисус Христос молился ко Отцу: „Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить“. ( Ин. 17:4 ). Мы хотим указать еще на другое объяснение, даваемое комментаторами 1395 , основывающими его на тексте перевода LXX, который так передается нашим Славянским текстом: „ст. 4. „Воссияет и не потухнет, дóндеже положит на земле суд“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Тот же пророк Осия, вещая от имени Бога и обращаясь к избранному народу, говорит: “Я Бог, а не человек; среди тебя — Святый” (Ос. 11. 9). Бог Сам так определяет Себя, и это означает, что святость — одно из важнейших определений Бога (Ср.: Лев. 11. 44–45; 19. 2; 20. 3, 7, 26; 21. 8; 22. 2, 32. Нав. 24. 15, 19. 1 Цар. 2. 2, 10; 6. 20. 2 Цар. 22. 7. 4 Цар. 19. 22. 1 Пар. 16. 10, 27, 35; 29. 16. 2 Пар. 6. 2; 30. 27. Тов. 3. 11; 8. 5, 15; 12. 12, 15. Иф. 9. 13. Иов. 6. 10. Пс. 2. 6; 3. 5; 5. 8; 10. 4; 14. 1; 15. 10; 17. 7; 19. 7; 21. 4; 23. 3; 26. 4; 27. 2; 32. 21; 42. 3; 45. 5; 46. 9; 47. 2; 50. 13; 64. 5; 67. 6; 70. 22; 76. 14. 77. 41, 54; 78. 1; 88. 19; 97. 1; 98. 3, 5, 9; 101. 20; 102. 1; 104. 3, 42; 105. 47; 110. 9; 137. 2; 144. 13, 21. Притч. 9. 10. Прем. 1. 5; 9. 8, 10, 17; 10. 20. Сир. 4. 15; 17. 8; 23. 9–10; 43. 11; 47. 9, 12; 48. 23. Ис. 1. 4; 5. 16, 19, 24; 6. 3; 8. 13; 10. 17, 20; 11. 9; 12. 6; 17. 7; 29. 19, 23; 30. 11–12, 15; 31. 1; 37. 23; 40. 25; 41. 14, 16, 20; 43. 3, 14–15; 45. 11; 47. 4; 48. 17; 49. 7; 52. 19; 54. 5; 55. 5; 56. 7; 57. 13, 15; 58. 13; 60. 9, 14; 63. 10–11; 65. 11, 25; 66. 20. Иер. 23. 9; 31. 23; 50. 29; 51. 5. Вар. 2. 16; 4. 22, 37; 5. 5; 20. 39–40; 28. 14; 36. 20–22; 39. 7, 25. Иез. 43. 7–8. Дан. 3. 52–53; 4. 5–6, 10, 14–15, 20; 5. 11; 9. 16, 20, 24. Иоил. 2. 1; 3. 17. Ам. 2. 7. Авд. 1. 16. Ион. 2. 5, 8. Мих. 1.2. Авв. 1. 12; 2. 20; 3. 3. Соф. 3. 11–12. Зах. 2. 13. 2 Мак. 8. 15; 14. 36; 15. 32. 3 Мак. 2. 2, 11, 16; 5. 8; 6. 1–2, 4, 17, 26; 7. 8. 3 Езд. 14. 22. Мф. 1. 18, 20; 3. 11; 12. 32; 28. 19. Мк. 1. 8, 24, 29; 12. 36; 13. 11. Лк. 1. 15, 35, 41, 49, 67, 72; 2. 25–26; 3. 16, 22; 4. 1, 34; 11. 13; 12. 10, 12. Ин. 1. 33; 7. 39; 14. 26; 17. 11; 20. 22. Деян. 1. 2, 5, 8, 16; 2. 4, 33, 38; 3. 14; 4. 8, 25, 27, 30–31; 5. 3, 32; 6. 3, 5; 7. 51, 55; 8. 15, 17–19, 39; 9. 17, 31; 10. 38, 44–45, 47; 11. 15–16, 24; 13. 2, 4, 9, 35, 52; 15. 8, 28; 16. 6; 19. 2, 6; 20. 23, 28; 21. 11; 28. 25. 1 Пет. 1. 12, 15–16. 2 Пет. 1. 21. 1 Ин. 2, 20; 5. 7. Иуд. 1. 20. Рим. 5. 5; 9. 1; 14. 17; 15. 13, 16. 1 Кор. 2. 13; 3. 17; 6. 19; 12. 3. 2 Кор. 6. 6; 13. 13. Еф. 3. 5; 4. 30. 1 Фес. 1. 5–6; 4. 8. 2 Тим. 1. 14. Тит. 3. 5. Евр. 2. 4; 3. 7; 6. 4; 9. 8, 14; 10. 15. Откр. 3. 7; 4.8; 6. 10; 15. 3–4; 16. 5).

http://mospat.ru/archive/86436-chto-my-z...

О мессианском помазании Христа говорится и в Деян 10. 38. К. Г. знаменует собой наступление эсхатологической эпохи, когда Св. Дух будет пребывать с народом Божиим (Деян 2. 17-21; ср.: Иоил 2. 28-32). В Евангелии от Матфея к описанию К. Г., представленному у евангелистов Марка и Луки, добавляются новые подробности (Мф 3. 13-17). Только евангелист Матфей сообщает о диалоге Иисуса Христа с Иоанном Предтечей, к-рый отказывается совершить над Ним крещение, возражая, что это ему самому «надобно креститься» от Спасителя. Ответ Христа подчеркивает принятие Им крещения как следование божественному замыслу, состоящему в том, чтобы «исполнить всякую правду» (πληρσαι πσαν δικαιοσνην - Мф 3. 15). Вероятно, этот эпизод призван обосновать проблему необходимости принятия крещения Тому, Кто не имел греха, тем более что, как подчеркивается в Евангелии от Матфея, прерогатива очищать от грехов принадлежит только Христу (Мф 1. 21; 26. 28). Представление о правде (δικαιοσνην) как о реализации в этом мире Божественного Промысла становится одним из центральных понятий Евангелия от Матфея (Мф 5. 6, 10; 6. 33; 21. 32), а тема богосыновства связывается у Матфея с послушанием божественной воле (Мф 4. 1-11; 26. 39; 27. 43). Матфей единственный из евангелистов, кто говорит о сошествии именно «Духа Божия» (τ πνεμα το θεο - Мф 3. 16; в Мк 1. 10 говорится просто о Духе; в Лк 3. 22 - о Духе Святом). Только у Матфея божественный глас с неба предстает как обращение к Иисусу в 3-м лице: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Мф 3. 17). В др. Евангелиях эти слова носят форму личного обращения, чей адресат представлен во 2-м лице: «Ты Сын Мой возлюбленный» (Мк 1. 11; Лк 3. 22). Эта же усыновительная фраза присутствует в рассказе о Преображении Господнем (Мф 17. 5; ср.: 2 Петр 1. 17). В отличие от Евангелия от Луки в описании сцены К. Г. у Матфея нет указаний, что др. ее участники, а не только Иисус или Иоанн Креститель могли слышать голос с неба. В Евангелии от Иоанна К. Г. представлено как повествование от лица Иоанна Предтечи об уже происшедшем и известном событии.

http://pravenc.ru/text/Крещение ...

Читая Талмуд, мы понимаем ту среду, против которой боролись пророки; ту среду, в которой выше всего было развито поклонение своему собственному уму, уму исключительно Еврейскому: вот почему мы и видим у Исаии обвинение, что высшие классы положительно были уверены, что они могут скрыть свои замыслы от Бога и что они считали своим неотъемлемым правом критиковать действия Всемогущего. Только такие люди и могли говорить с насмешкой о Боге: „пусть поспешит, чтобы мы увидели... ( Ис. 5:19 ) или сказать, слыша пророчество о бедствии: „мы заключили договор с смертию и преисподнею“. ( Ис. 28:15 ). Ложь, обман, обожание своего ума не могли служить основой будущности Израиля. Глубокое горе не раз испытывал Исаия 1053 , но ему даны были великие утешительные видения будущего. В следующих стихах,-до конца главы,-Исаия видит тот великий переворот, который совершится в мире: „чудно и дивно“ будет это. Пророк в предыдущих главах видел Еммануила; теперь он видит царство света, любви и правды. 17 . Еще немного, очень немного, и Ливан не превратится ли в сад, а сад не будут ли почитать, как лес? Этот стих есть вступление в пророчество о царстве Мессии. Определение времени: „немного, очень немного“ представляет собою неопределенное время, миг в земной жизни, но подготовление к этому великому событию начинается почти непосредственно за произнесением пророчества. К этому подготовлению надо впрочем отнести и проповедь Ионы к Ниневии, до пророка Исаии. После же пророчества – и гибель армии Сеннахерима, и падение Ниневии, и взятие Иерусалима Навуходоносором, и вызов с востока Арийских рас для замены их властию власти Кушито-Семитов,-все эти события подготовляли царство Мессии. В стихе 17 многие комментаторы видят указание, что Израиль т. е. сад (насаждение Божие, см. гл. V, 2) заростет зарослью запустения, а дебри непроходимого леса язычества превратятся в плодоносный сад Господа Бога. Ниже в XXXII главе, стих 15, эта мысль представляется еще яснее и есть повторение откровения, данного пророку Иоилю ( Иоил. 2:28 ), на которое указывает в Деян. 2Апостол Петр в речи к народу в великий день Сошествия Духа Святого. Напомним, что пророк Исаия сказал: „на земле народа Моего будут расти терны.... -доколе не излиется на них Дух свыше, и пустыня не сделается садом, а сад не будут считать лесом“ ( Ис. 32:13,15 ). А пророк Иоиль, предшествовавший Исаии, пророчествовал: „И будет в последние дни, говорит Бог, изолью от Духа Моего на всякую плоть.... и будет всякий, кто призовет имя Господне, спасется“ ( Иоил. 2:28–32 ). В читаемом нами стихе главы 29-й, по сравнению с главой 32, Ливан соответствует понятию о пустыне, о месте не заселенном и не приносящем пользы 1054 . Он соделывается садом (как и степи), когда „излиется свыше Дух Божий“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Книга пророка Иоиля I. АВТОР КНИГИ И ВРЕМЯ ЕЕ НАПИСАНИЯ Иоиль, сын Вафуила ( Иоил. 1:1 ), – один из 12 малых пророков. О его жизни достоверно ничего не известно, но содержание книги позволяет сделать некоторые заключения о времени его пророч. служения. Из «врагов Иуды» в К.П.И. названы Тир, Сидон и филистимляне ( Иоил. 3:4 ), Египет и Едом, но не упомянуты ни Ассирия, ни Вавилон, ни персы. Из этого можно заключить, что книга была написана не позднее первой половины VIII в. до Р.Х., вероятно, до победы Амасии над Едомом в 793 г. до Р.Х. ( 4Цар. 14:7 ). К тому же, в соответствии с библ. каноном, Иоиль относится к числу пророков, чья деятельность приходится на период до вавил. плена. В книге говорится о священниках и народе, но не упоминается царь, поэтому исследователи предполагают, что она была написана в то время, когда царь Иоас еще не достиг совершеннолетия (после 835 г. до Р.Х.) и находился под опекой первосвященника Иодая ( 2Пар. 24:1.2 ). II. СОДЕРЖАНИЕ А. Иоиль, указывая на настоящие и будущие прегрешения израил. народа, призывает его к покаянию. В центре его проповеди, исполненной поэтич. силы, находится ⇒ «День Господень» , явление Божьей славы, не только карающей, но и милующей. Предвозвещением этого Дня служит опустошение страны саранчой ( Иоил. 1 ), которое олицетворяет будущий суд над Иудой ( Иоил. 2:1–11 ). После суда придет время нового благословения и излияния Св. Духа ( Иоил. 2:28–32 ; ср. Деян. 2:1 ) и наступит День Господень ( Иоил. 3:14 ). Тогда окончат. установится Царство Божье на земле. Взор Иоиля охватывает огромный временной отрезок – от событий, современником которых он был, до завершения истории спасения, т.е. до конца мира. И во все времена действительно обетование: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Иоил. 2:32 ) Б. КОМПОЗИЦИЯ КНИГИ: 1 . Вступление ( Иоил. 1:1 ). 2 . Описание нашествия саранчи во времена Иоиля и призыв к покаянию: а) нашествие саранчи как символ грядущего Дня Господнего ( Иоил. 2:1–11 ); б) новый призыв к покаянию. 3 . Избавление от наказания и новое благословение как ответ Господа. 4 . Излияние Св. Духа перед наступлением Дня Господнего. 5 . Суд над народами ( Иоил. 3:1–17 ). 6 . Царство благоденствия в Иудее и Иерусалиме ( Иоил. 3:18–21 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

3. Обетование об излиянии Св. Духа (Иоил 2. 28-32). Стих Иоил 2. 28 является наиболее часто употребляемой цитатой в традиции древней Церкви, поскольку его интерпретация как пророчества относительно снисхождения дара Св. Духа на апостолов уже была задана в Деян 2. 17-21. Соотнесение с кн. Деяния св. апостолов отсутствует только в комментариях свт. Ефрема Сирина, к-рый истолковывает смысл пророчества как избавление от Синахериба во времена царя Езекии или от рабства сатаны через Иисуса Христа ( Ephraem Syr. in Joel. 2. 28), так же эти слова понимает Исихий Иерусалимский ( Hesychius von Jerusalem. Scholien zum Propheten Joel//JAC. 1994. Bd. 37. S. 42). Тертуллиан первым в христ. письменности соотносит Иоил 2. 30 с Лк 21. 27-28, демонстрируя преемственность эсхатологических обетований ВЗ и НЗ ( Tertull. Adv. Marcion. IV 39. 9-11). На основании цитирования Иоил 2. 28 в НЗ св. отцы акцентируют внимание на универсальном, вселенском характере излияния Св. Духа, дар Которого отныне доступен не отдельным пророкам, а всякому верующему во имя Спасителя. При этом «…не всякий, кто получил Духа Святого, тотчас же будет иметь и благодать Духа, но через излияние Духа Святого получит различные дары» ( Hieron. in Joel. 2. 28-32). Дар Св. Духа предназначен для «всех вообще достойных принять» ( Суг. Alex. In Joel. 2. 28). Свт. Климент Александрийский приводит Иоил 2. 28, чтобы продемонстрировать превосходство христианства над языческой философией: хотя языческие философы и считали разум, данный человеку, божественным дарованием, христиане получили сверх него дар Св. Духа ( Clem. Alex. Strom. V 88). Выражение «всякая плоть» (Иоил 2. 28) подчеркивает всеобщий характер этого обетования и указывает в соответствии с его библейским словоупотреблением на все человечество и на все народы, а не только на иудеев ( Iren. Adv. haer. III 12. 1; Tertull. Adv. Marcion. V 17. 8-9; Orig. De princip. II 7. 2; Athanas. Alex. Or. contr. arian. III 30), но ни в коем случае не относится к миру животных ( Суг.

http://pravenc.ru/text/578234.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010