Иконоборство, развившись в начале VIII столетия, окончилось около средины IX века и таким образом волновала церковь больше столетия. Явление иконоборства в своем историческом бытии непосредственно следует за такими движениями, как движения церковные, вызванные вопросами о лице Богочеловека и волях в Нем. Неоспоримо, эти движения были слишком сильны и положили на умы неизгладимое впечатление. Но можно ли иконоборство ставить в родственную связь с ними, можно ли допускать, что так или иначе они подготовили и развили из себя иконоборчество? Едва ли. Нельзя найти ни одного факта во всей истории иконоборства, который бы указывал, что между иконоборством и предшествующими ересями, касавшимися лица Христа и действий в Нем и бывшими предметом осуждения на Вселенских соборах, существовала причинная связь. Напротив, скорее можно усматривать положительно враждебные отношения между иконоборством и ересями несторианскою и монифизитскою с монофелитскою. Иконоборцы не себя, а иконопочитателей поставляли в родственные связи с несторианством и монофизитством. Они объявляли, что иконопочитание явилось и развилось под влиянием идей несторианских; именно они провозглашали: «Живопись (религиозная) напоминает нам Нестория, разделявшего одного Сына и Бога Слова, воплотившегося ради нас, – на двоицу сынов» (Деян. вс. соборов, том VII, стр. 462) 100 . С другой стороны, те же иконоборцы находили, что приверженцы иконопочитания впадают и в ересь монофизитскую. «Живопись – говорили они в упрек православным – напоминает собою Диоскора и Евтихия, учивших, что два естества единого Христа слились и смешались. Вот живописец сделал икону Христа – представляют доказательство своей мысли иконоборцы, – и икона эта есть икона Бога и человека, а следовательно он слил не слитное соединение и впал в нечестивое заблуждение слияния. Тому же самому богохульству подпадает и поклоняющийся иконам» (Д. VII, 469 ,168). Нет надобности говорить о том, что подобные укоризны православным решительно несправедливы; для нас однако же они важны как доказательство, что иконоборцы ставили себя вдали от ересей предшествующей эпохи. И значит нет оснований допускать, что иконоборцы стояли под влиянием лжеучений, которым они нимало не сочувствовали 101 . Иконоборство по-своему происхождению стоит вне связи с еретическими заблуждениями прежних времен. Оно составляет явление совершенно оригинальное и независимое от них. Оно подготовлялось целыми веками, но могло и вовсе не возникать. Если же оно возникло, то этим оно обязано стечению благоприятных для сего обстоятельств в 40;ИИИ веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Гольдберг А.Л. 10, 461 Гомбрих Э., историк искусства 347, 380, 386, 462 Гонзага Винченцо (ум. 1627), герцог Мантуанский 139 Гончарова Наталия Сергеевна (1881–1962), художница 438, 440, 442, 443, 444 Городцев П. 462 Грабар Андрей Николаевич, французский историк искусства, византинист 286. 361, 367, 369, 462 Грабарь Игорь Эммануилович (1871–1960), художник, историк искусства 179, 291, 363, 410, 462 Грамматин Н. 44, 462 Грещакова М.Ф. 459 Григорий (ум. ок. 1120), инок печерский, иконописец, преподобный 130 Григорий II, папа (751–731), святой 41 Григорий Богослов (329–389), отец церкви 168, 179, 220, 221, 222, 268, 313 Григорий Чудотворец (ок: 21З-ок. 270). святой 105 Григоров Дмитрий Александрович. историк и археолог 395, 462 Григорьев Иван, протоиерей 56 Григорьев Семен (упом. 1742), иконописец из Мстеры 182 Григорьева Е. Г. 93, 459, 462 Грищенко Алексей Васильевич (1883-?), художник, историк искусства 444 Грэй К. 462 Грязнов Ф. (упом. 1915), иконописец из Холуя 277 Гуревич А.Я. 74, 1 13. 217, 462 Гурий (ум. 299–306), св. мученик 74 Гурьянов Василий Павлович (1866–1920), иконописец и реставратор из Мстеры, Владелец иконописной мастерской в Москве, поставщик двора Его Императорского Величества 169, 185, 186, 187, 191, 192, 195, 243, 267, 270, 332 Гусева Э.К. 163, 462 Гюйе Р. 219, 304, 462 Д Даль Владимир Иванович (1801–1872), писатель, лексикограф, этнограф, создатель Толкового словаря живого великорусскаго языка (1863–1866) 206, 462 Дамаскинос М. (XVI в.), греческий иконописец с о. Крит 305 Даниил Викулин (1653–1733), основатель Выго-Лексинского старообрядческого общежительская 368 Данилевский Николай Яковлевич (1822–1885), писатель, социолог, автор сочинения «Россия и Европа» (1869) 238 Данкевич В. 380, 462 Данку Д. 220, 448, 458 Данку Ю. 220, 448, 458 Дворжак Макс (1874–1921), австрийский историк искусства 297, 326, 327, 462 Денисов Л. И. 330, 462 Державина О.А. 122, 138, 462 Джотто (1267–1337), итальянский художник 313 Дзери Ф., итальянский историк искусства 304, 462

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

о вере л. 196). Раскольники возражают, что и предания изменять запрещается («Кирилл. кн.» л. 369, «Ник. Черног.» л. 559). Должно разъяснить, что преданиями называются в Писании: учение догматическое ( 1Кор.11:34 ), общее учение св. апостол о вере ( 1Кор.11:34 , 2Сол.2:15 , 1Тим.6:20 ), апостольские постановления обрядового характера ( Деян.16:4 ) и учение нравственное ( 2Сол.3:6–8 ). Указываемые раскольниками места из книг говорят о неприкосновенности догматических и нравственных преданий; другие же предания в Церкви Христовой изменялись. Следует при этом объяснить, что обряд (от слова «обряжать») служит только для внешнего «выражения» той или другой догматической истины, которая может быть выражена во внешних вещественных знаках и средствах различно. Отсюда, обряды, как видимая вещь, могут подлежать изменению. (5 пр. св. апост.; 12 пр. шест. вс. соб.; 37 пр. св. апост.; 5 прав. перв. вс. соб.; 19 пр. четв. вс. соб.; 8 пр. шест. вс. соб.; 6 пр. седм. вс. соб.; 26 пр. св. апост.; 10 пр. анкир., 6 пр. шест. вс. соб.; 3 пр. неокесар. соб.; л. 574 кн. «Корми.»; 15 пр. неокесар. соб.; 16 пр. шест. вс. соб.; 1 пр. св. ап. Петра и Павла; 29 пр. Лаод. соб.; 41 пр. Карф. соб.; 29 пр. шест. вс. соб.; 11 и 19 прав. Лаод.; 82 пр. шест. вс. соб.; 101 пр. шест. вс. соб.). Раскольники возражают, что изменение обрядов допускалось только во времена вселенских соборов. Но это мнение неправое («Кн. о вере» л. 107, 135–136). Раскольники возражают: у нас в русской Церкви обряды не нуждались в исправлении (Кн. «Кормч.» Иосифовск. л. 9 и 15). В опровержение этого прочитать («Стогл. соб.» гл. 4; гл. 41; вопр. 30; гл. 68, «Кормч.» л. 3–4) и указать примеры изменения чинопоследований, напечатанных в потребниках первых пяти русских патриархов. В заключение спросить у раскольника: кто может лишить святую Церковь права поступать в отношении обрядов так же, как поступала и древняя Церковь ? Раскольники переходят к вопросу о перстосложении для крестного знамения. VI. О перстосложении для крестного знамения Во вступительной речи нужно выяснить, что перстосложение для крестного знамения есть обряд церковный и, как таковой, может подлежать изменению, поскольку о нем нет указаний ни в священном, ни в святоотеческом писании, не упоминается о нем и в постановлениях вселенских и поместных сборов, и – в разные времена употреблялись разные перстосложения (единоперстие: Злат. 54 бес. на Ев. Матф.; пролог 2 ноября, твор. св. Епифания ч. 1, стр. 234; троеперстие: Вып. Озерск. ч. 2; Правосл. Собеседн. 1869 г. ч. 2, стр. 329; Русск. Паломн. 1887 г. 26 и двуперстие: «Учебн. Псалт.»; «Кн. Кирил.», «Б. Катих.», «Кн. о Вере»).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

18. Постоянным органом соборной епископской власти поместной церкви, действующим по полномочию собора епископов, является Священный синод. 19. Статут священного синода устанавливается собором епископов поместной церкви. 20. Орган, представляющий епископскую власть в поместной церкви (собор епископов или Священный синод) должен собираться не менее двух раз в год (Апост. 37; I Вс. с. 5; IV Вс. с. 19; VI Вс. с. 8; VII Вс. с. 6; Ант. 20; Карф. 27, 84:106). 21. Положение первоепископа Поместной Церкви определяется древним правилом: «Епископам всякого народа подобает знать первого среди них и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения; творить же каждому только то, что касается его епархии и мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо так будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын и Святой Дух» (Ап. 34, срав. Ант. 9). 22. Поставление епископа происходит по соборному решению при участии первого епископа Поместной Церкви (I Вс. с. 4, 6; IV Вс. с. 28; VII Вс. с. 3; Ант. 19; Карф. 13). 23. Каждая поместная церковь , как часть единого целого, да объемлет своим попечением все тело церковное и оказывает другим церквам братскую помощь, не простирая, однако, при этом на другие поместные церкви своей власти (II Вс. с. 2; III Вс. с. 8; поел, к Келестину; Карф. 118). 24. Подвергшиеся запрещению или отлучению в одной поместной церкви да не будут принимаемы в общение другой церковью ( Соф. 1 ). 25. При возникновении недоразумения во взаимоотношениях между поместными церквами стороны должны руководствоваться духом взаимной любви и разумной уступчивости, а в случае нужды могут прибегать к третейскому посредничеству или к суду всей Церкви. 26. Новая автокефальная церковь может быть учреждена только по благословению поместной церкви, частью которой она являлась. 27. В автономной церкви избрание первого епископа подлежит утверждению автокефальной церкви, частью которой она является. III. Епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Новое время» 1912, 6 ноября, статьи Розанова, Меньшикова, и Афанасьева. «Высокопр. Антоний (Вадковский) митр.СПБ и Ладожский». СПБ, 1899· «Десятилетие на кафедре СПБ митр.просветителя Русской Церкви», СПБ, 1909. «Церк.Вестн.» 1891, I, стр.10. -«- 1891, 8, стр.113. -»- 1891, 16, стр.225· -«- 1891, 19, стр.301. -»- 1891, 33, стр.523. -«- 1908, I, стр.3. -»- 1908, 9, стр.278, 285. -«- 1908, 30, стр.925, 936. -»- 1908, 31, стр.955· -«- 1908, 51–52, стр.1589. -»- 1891, 40, стр.639· -«- 1891, 42, стр.670. -»- 1891, 43, стр.687· -«- 1891, 48, стр.766–767 -»- 1895, 33, стр.1050. -«- 1895, 44, стр.1414–1415. «Изв.Казан.епар.» 1873, 13, стр.400–413. -»- 1881, 21, стр.551. -«- 1884, I, стр.5· -»- 1887, 9, стр.208. -«- 1887, 10, стр.229 -»- 1903, 9, стр.557–558. -«- 1903, 16, стр.18 отчет. -»- 1907, 40, стр.1245 -«- 1908, 10, стр.290–291. -»- 1911, 9, стр.271. -«- 1912, 43, стр.1306–1307· -»- 1912, 42, стр.1256–1257, 1273, 1251 -«- 1912, 41, стр.1242, 1243. «Русск.Архив» 1916, kh.I-я стр. 133,151. «Русск.Прав.Церк.» стр.194. «Христ.Чтение» 1894, сент.-окт., стр.49–40;41,3;12–13. -»- 1894, нояб.-дек., стр.85–87; 90;115–116;119; 95–96; 110–113; 132–135;157. -«- 1901,апр.-июнь, стр.57, III· -»- 1902,март, стр.89–90, 95, 363. -«- 1902, май, стр.152, 153, 157–158. -»- 1902, сент., стр.281–284, 286. -«- 1902, нояб., стр.336, 342, 344. «Мисс.Обозрен.» 1901, март, стр.297· -»- 1901, июль-авг., стр.66. Богородский Я.А. «В Казанский период его жизни и деятельности». «Прав.Собесед.» 1913, февраль, стр.263–279.· Рункевич. Александро-Невская Лавра 1713–1913 гг. СПБ, 1913, стр.953, 965, 969, 981–983. Рункевич. «Русская Церковь в 19 в.» Рункевич. «Народная Академия». 1897, m.II, стр.3–11. М.Б., «Антоний, митр.СПБ и Ладожский». (Изд.0б-ва распространения рел.нравствен.просвещения в духе Православной Церкви). СПБ, 1915, 200 стр. Приложение: Письма митр.Антония. М. Бертенсон, 186 стр. «Памяти Высокопр. Антония, митр.СПБ и Ладожского». (Библиограф.обозрение книги М.Б. о митр.Антонии). Протоиерея Иоанна Королькова. Киев, 1916.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

28. Епархию возглавляет епископ. 29. Границы епархии должны устанавливаться в соответствии с гражданским административным делением территории (VI Вс. с. 38). 30. Епископу надлежит управлять своей епархией с приличествующей осмотрительностью, поставлять пресвитеров и диаконов, неустанно наблюдать за клиром своей епархии, учить клир и народ вере и благочестию, иметь попечение о состоянии церковной жизни, разбирать все дела с рассуждением (Ап. 58; VI Вс. с. 19, 102; Вас. В. 89; Ант. 9). 31. Всякая епархия должна сохранять без стеснения принадлежащие ей права, и никто из епископов не должен простирать власть на иную епархию (Апост. 35; III Вс. соб. 8; VI Всел. с. 20; Анкир. 13, 18; Ант. 9, 13, 16; Сард. 11; Карф. 59, 64, 67:85). 32. Епископ да не усвояет себе чуждаго клирика без соизволения прежнего его епископа (I Вс. с. 16; IV Вс. с. 20; VI Вс. с. 18; Сард. 15; Карф. 65, 91:101). 33. Епископ не должен принимать запрещенных или изверженных другими епископами (Ап. 16; Ант. 3; Сард. 13). 34. Епископ да имеет попечение о всем церковном имуществе в пределах своей епархии (Ап. 38, 40, 41; IV Всел. с. 26; VII Вс. с. 11, 12; Ант. 25). 35. Не позволительно епископу присваивать что-либо из церковного имущества или дарить другим лицам (Ап. 38; VI Вс. с. 35; VIIBc. с. 12). 36. Вдовствующая кафедра должна замещаться без промедления (IV Вс. с. 25). 37. Новая епархия учреждается по решению собора епископов или Священного синода (Карф. 111). IV. Приходы 38. Приход есть община верующих, объединенная у определенного храма под духовным руководством священника. 39. Приходы учреждаются по благословению епископа. Епископ определяет приходу настоятеля и прочих клириков (Гангр. 6). 40. Настоятель возглавляет всю церковную жизнь прихода, заботится об уставности, назидательности и благочинии богослужения, о религиозном просвещении и духовно-нравственном состоянии прихожан, сам являясь, по слову апостола ( 1Тим.4:12 ), «образцом для верных в слове, в жизни, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (Ап. 58).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

219 Brandreth R.T. Henry. Episcopi Vagantes and the Anglican Church. – Borgo Press/Wildside Press, 1987. – 79 p.; Fitzgerald E. Thomas. The Orthodox Church. – Westport: Greenwood Press, 1995. – P. 49–51, 55–56; Gary L. Ward. Independent Bishops: an international directory. – Apogee Books, 1990. – 524 p.; Keizer Lewis. The Wandering Bishops: Apostles of a New Spirituality. – 2000 edition. – 125 p.; Mead S. Frank. Handbook of Denominations in the United States. 10 th edition. – Nashville: Abingdon Press, 1995. – 352 p.; Melton G. Gordon. The encyclopedia of American religions. Vol. I. – Wilmington, 1978. – 1202 p.; Persson Bertil. A Brief Biographical Sketch on Sophronios Bishara. – Bertil Persson & St Ephrem’s Institute, 2000. – 8 p.; Plummer J. Paul. The Many Paths of the Independent Sacramental Movement: A National Study of its Liturgy, Doctrine and Leadership. – Nashwille, 2004. – 196 p.; Right Rev. Phillipe Laurent De Coster. The African Orthodox Church: General History. – 2008 edition. – 66 p.; Right Rev. Phillipe Laurent De Coster. The Apostolic Succession from Russian Orthodoh Church. The Episcopate of Aftimios Ofiese Archbishop of Brooklyn, NY, USA. – 2009 edition. – 54 p.; The Apostolic Succession of the Most Reverend Wynn Wagner III, Episcopus Vagans. – 2006. – 104 p.; Слесарев A.B. «Белорусская Автокефальная Православная (Народная) Церковь »//Минские Епархиальные Ведомости. – 2009. – 2 (89). – С. 77–83 и др. 220 Канонические правила, осуждающие раскол епископа: Ап. 34; II Вс. 4; Антиох. 9, 13, 16, 19, 21, 22; Лаод. 12; Сердик. 3, 15; Карф. 120 (134), Двукр. 14. 221 Канонические правила, осуждающие раскол пресвитера и диакона: Ап. 31; II Вс. 6; III Вс. 3; IV Вс. 18; Трулл. 31, 34; Гангр. 6; Антиох. 5; Двукр. 13, 15. 225 Канонические правила, осуждающие священнослужение в состоянии раскола и запрещения: II Вс. 6; IV Вс. 29; Сердик. 14; Антиох. 4, 12, 15; Карф. 29(38); Василия Вел. 88. 228 Канонические правила, запрещающие незаконное принятие в церковное общение отлученного клирика: Ап. 11, 12, 13, 32, 33; I Вс. 5; II Вс. 5; IV Вс. 11, 13; Трулл. 17; Антиох. 6,7,8,11; Лаод. 41, 42; Сердик. 13; Карф. 9 (9); Соф. 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolov...

53 . Умершие не могут быть крещены (Карф. 26). 54 . Не следует без крайней нужды крестить находящихся в состоянии плотской нечистоты (Тим. 6). 55 . Крещение должно совершать в храме, а в иных местах только с разрешения епископа (VI Вс. с. 31:59). 56 . Крещение запечатлевается помазанием святым миром (Лаод. 48). 57 . Совершение литургии вне храма может быть допущено только с благословения епископа (Двукр. 12). 58 . Для совершения Евхаристии должно быть употребляемо виноградное вино, растворяемое водой, и чистый пшеничный хлеб (Ап. 3; VI Вс. с. 32). 59 . От плодов земных в алтарь вносится только то, что необходимо для богослужения (Ап. 3, 4; VI Вс. с. 57, 99; Карф. 46). 60 . Священнослужители, соборно совершающие божественную литургию, непременно да причащаются Святых Христовых Тайн (Ап. 8). 61 . К евхаристии следует приступать в состоянии воздержания, мира душевного и внутренней сосредоточенности (VI Вс. с. 39; Карф. 58). 62 . Причащению Святых Тайн должно предшествовать плотское воздержание супругов (Тим. 5, 13; Дион. 3). 63 . Не следует без самой крайней нужды приступать к Святым Тайнам в состоянии плотской нечистоты (Тим.7; Дион. 2:4). 64 . Имевший нечистое сновидение по испытании своей совести, да судит о том, можно ли ему причаститься Святых Тайн (Дион. Алекс. 4; Тим.12). 65 . Готовящийся к причащению Святых Тайн и нечаянно проглотивший воду, может причаститься (Тим. 16). 66 . Душевнобольной, если не хулит, может причащаться Святых Тайн (Тим. 3). 67 . Умирающие да не лишаются Святого Причащения, даже если они находятся под епитимией (I Вс. с. 13; Григ. Нис. 2, 5; Карф. 7). 68 . Формы преподания Святых Тайн народу могут быть различны, но всегда должны соответствовать святости таинства (VI Вс. с. 101). 69 . Никто из мирян да не преподает себе Божественных Тайн, когда есть епископ, пресвитер или диакон (VI Вс. с. 58). 70 . Никто да не преподает Святых Тайн телам умерших (VI Вс. с. 83; Карф. 26) . 71 . Во все дни поста Святой Четыредесятницы, кроме субботы, воскресного дня и праздника Благовещения, святая литургия бывает не иная, как преждеосвященных даров (VI Вс. с. 52; Лаод. 49).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

-«- 1892, стр. 273. -»- 1892, стр. 370–371. -«- 1893, стр. 1. -»- 1894, стр. 133–138. -«- 1894, стр. 197–198. -»- 1894, стр. 222–230. -«- 1894, стр. 256–260. -»- 1896, стр. 289–293. -«- 1896, стр. 279. -»- 1897, стр. 483–489, 490. -«- 1898, стр. 18. -»- 1899, стр. 172, под/стр. -«- 1903, стр. 18 отчет. -»- 1907, стр. 1313 п/стр. -«- 1909, стр. 1207 п/стр. «Рус.Архив» 1899, кн. 1-я, стр. 699,671,672,673. -»- 1903, кн. 1-я, стр. 248. -«- 1904, кн. 1-я, стр. 52. -»- 1904, кн. 1-я, стр. 664–682. «Красн. Архив» 1930, том 40, стр.117. «Душ. Размышл.» 1884, стр.131–133. «Рус. Паломн.» 1910, стр.119. «Христ. Чтение» 1909, стр.252, 752. Булгаков, стр.1401, 1406, 1413, 1415. БЭС т.1, стб.529–530. БЭС m.II, стб.1140, 1634, 2112, 2170. БЭЛ m.III, стб.572–578. БЭЛ m.VII, стб.722, 723. НЭС т.Х, стб.938 и доп. т.1, стр.439. Летопись епископа Арсения, стр.870. Юбилейный сборник, стр.543. Родосский А. «Словарь воспитан. СПБ дух. акад.», cmp.XXI. Елисеев. (Записки миссионера) стр.108, 109, 160. Харлампович К.В. «Архимандрит Макарий». Изд. Примечан. 113, 126. Путев. Влтая. Стр.5 и прим.28 и др. Чевалков. «Памятные записки», стр.75–90. Павловский. «Монастыри», стр.695. Ястребов И. «Миссионер Высокпр. Владимир, архиепископ Казанский». Казань, 1898. «Прав. Собес.» 1898, янв.,– июль-авг., окт. Высокопреосв. Владимир, архп. Казанский и Свияжский». Казань, 1898. Макарова-Мирская А.И. «Апостолы Алтая». Краткий сборник статей архп. Никанора (Каменского) . Казань, 1909, стр.492, прим.4. А.З. «Памяти в Бозе почившего архиепископа Казанского и Свияжского Владимира (Петрова).» М., 1897 «0б архп. Владимире (Петрове).” «Душеп.Чт.” 1897. 0б архп. Владимире (Петрове).” История Казанской Духовной Академии. Харлампович К.В. ”Архп. Казанский Владимир (Петров), его жизнь и деятельность”. «Цер. Вестн.” 1910, 5, стр.156. «Состав Св. Прав. Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1894 г., стр.28. 1897 г., стр.24–25. «Списки архиереев Иерархии Всерос.” СПБ, 1896, 4–58, стр.68. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

8. Состав священных канонов, обязательных к соблюдению в Православной Кафолической Церкви, определяется Вселенским собором. 9. Для лучшего выражения единства и соборности Церкви в период между Вселенскими соборами надлежит действовать Всеправославному синоду, состоящему из равночестных и равноправных представителей всех поместных церквей. II. Поместные церкви 10. Православная Кафолическая Церковь являет собой единство равночестных поместных Церквей, обнимающих определенные территории. 11. В каждой автокефальной поместной церкви высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда – законодательная, административная, судебная – принадлежит поместному собору, периодически, или в чрезвычайном порядке, созываемому в составе епископов, клириков и мирян. 12. Участвующие в деятельности поместного собора епископы призваны выражать церковное сознание единомысленной с ними паствы. Важность присутствия на поместном соборе клириков и мирян проистекает из необходимости, чтобы все решения поместного собора были, по самому существу своему, не только епископскими, но и всецерковными. 13. В поместном соборе участвуют все епархиальные епископы. По приглашению поместного собора в нем могут участвовать также епископы викарные и пребывающие на покое. Все епископы – участники поместного собора имеют решающий голос. 14. В период между поместными соборами высшая власть поместной церкви осуществляется собором епископов или действующим по его полномочию Священным синодом. 15. В соборе епископов участвуют все не состоящие под запрещением епископы поместной церкви (1 Вс. соб. 5; IV Вс. с. 19; VI Вс. с. 8; Карф. 87). 16. Собор епископов созывается предстоятелем поместной церкви или, в особых случаях, в ином порядке, предусмотренном внутренним статутом поместной церкви (Антиох. 19:20). 17. Собор епископов благоучреждает дела своей церкви: рассуждает о правилах благочестия, разрешает церковные прекословия, и в необходимых случаях утверждает или исправляет определения Священного синода, рассматривает жалобы на епископа, избирает и поставляет епископа, судит епископа (Ап. 37; I Вс. с. 4, 5; II Вс. с. 2; IV Вс. с. 17, 28; VI Вс. соб. 25; VII Вс. с. 3, 6; Ант. 19, 20, 23; Лаод. 12; Карф. 13:43).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010