Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ераст ап., еп. Панеадский - житие Святой апостол Ераст. О св. ап. Ерасте упоминается в апостольских Деяниях (XIX, 22): «Послав же в Македонию два от служащих ему Тимофея и Ераста, сам же (Павел) пребысть время во Асии»; в послание к Римлянам (XVI, 23): «Целует вы Ераст, строитель градский» и во 2-м послании к Тимофею: «Ераст оста в Коринфе» (2 Тим. IV, 20). Некоторые ученые (как-то: Винер Real-Wort. Artie. «Erasmus» p. 355) различают Ераста градского строителя (эконом), от имени коего ап. Павел посылал приветствие к Римлянам (XVI, 23) от других лиц, носивших тоже имя Ераста, т.е. от упоминаемых в Апостольских Деяниях (XIX, 22 и 2 Тим. IV, 20) и основанием к такому различию выставляют то соображение, что человеку, открыто исповедающему христианскую веру невозможно было сохранять за собою почетную и доходную должность эконома (или казначея) в языческом городе, а тем более, не оставляя оной, сопутствовать апостолу и всецело отдаваться христианской проповеди… Но Ераст, упоминаемый в Апостольских Деяниях (XIX, 20), есть несомненно лицо, тождественное с Ерастом, которого ап. Павел в послании к Римлянам (XVI, 23) называет и о котором он упоминает во 2-м послании к Тимофею (IV, 20), так как ни откуда не видно, чтобы Ераст оставался экономом (казначеем) Коринфа после своего обращения в христианство и после присоединения к спутникам св. Павла; напротив апостол Павел, невидимому, с тою целью и упоминает в Послании к Римлянам, что Ераст был экономом города, чтобы показать, чем этот высокочтимый и богатый человек пожертвовал для христианства. С каковым предположением согласны лучшие толкователи Священного Писания. Так, блаж. Феофилакт Болгарский пишет: «упоминает св. апостол Павел о нем (Ерасте), дабы ты знал, что ни богатство, ни чин никому не служат препятствием к вере и правильной жизни». (Толкование на послание к Римлянам. Казань, 1866, стр. 225). Св. Иоанн Златоуст, изъясняя 23 стих XVI главы к Римлянам: «Целует вы Ераст», пишет: «Не просто (говорит апостол), но присовокупляет слова: „строитель градский“.

http://pravicon.com/info-2326

15-е Святых Апостолов от 70-ти: Аристарха, Пуда и Трофима О Св. Аристархе, обращённом к И. X. Апост. Павлом, упоминается в «Деяниях Апостольских» ( Деян.19:29 ), что ремесленники, делавшие серебряные храмы Артемиды и получавшие от того немалую прибыль, возмутились против Апост. Павла и спутников его, проповедовавших, что «делаемые руками человеческими не суть боги», и, «схватив Македонян Гаия и Аристарха, они единодушно устремились на зрелище» ... Другое упоминание об Ап. Аристархе – в послании Ап. Павла к Колоссянам – свидетельствует о том, что он был узником вместе с Ап. Павлом: «Приветствует вас Аристарх, заключённый вместе со мной» ... (Посл. Кол.4:10 ). Ещё упоминает о нём св. Павел в послании к Филимону: «приветствуют тебя Епафрас, Марк, Аристарх и другие сотрудники мои» ( Флм.1:23 ). Аристарх был епископом в Апамее Сирской. – Кончина его произошла при императоре Нероне; он был обезглавлен в одно время с Апп. Павлом, Пудом и Трофимом. Св. Пуд, упоминаемый во 2-м послании св. Павла к Тимофею ( 2Тим.4:21 ): «приветствуют тебя Еввул и Пуд и все братия», был Римским сенатором и благочестивым человеком; он принимал в дом свой святых первоверховных Апостолов Петра и Павла, и всех христиан, так что дом его служил как бы Церковью. Об Ап. Трофиме, бывшем родом из Ефеса, обращённом ко Христу св. Ап. Павлом, упоминается в «Деяниях Апостольских» ( Деян.20:4,21:29 ), что он сопровождал Ап. Павла на его пути благовествования, и во 2-м посл. к Тимофею ( 2Тим.4:20 ) Павел говорит: «Трофима же я оставил больного в Милете». Последовав за Павлом и во время гонения при императоре Нероне, был в 64-м году обезглавлен вместе с ним и другими Апостолами. Святых мучениц Василисы и Анастасии Просвещённые верой Христовой от самих Апостолов, эти благородные Римлянки, посвятив себя на служение Христу, погребали замученных в Риме за исповедание Иисуса Христа и за это сами после истязаний обезглавлены при Нероне. – Мощи их в Риме, в церкви Божией Матери – Умиротворительницы. Свв. мучч. Сухия и 16 Месукевийцев

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Церковь Христова от времен апостольских до смерти царя Константина Великого Слово Божие и древнейшие церковные писатели оставили нам очень мало сведений о жизни и деяниях ближайших учеников и последователей Христовых. Больше всего сохранилось до нашего времени сведений о жизни и деяниях святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Св. Петр родился в небольшом Иудейском городке Вифсаиде и назывался прежде Симоном. Родители его были люди небогатые, простые, сами ничему не учились и детей своих не отдавали в учение – не на что было. У Симона был брат Андрей. Тот рано покинул отцовский дом и, услышав проповедь св. Иоанна Крестителя, пошел за ним, сделался его учеником; а Симон женился, имел детей и, чтобы доставить им пропитание, ловил рыбу и продавал ее. Между тем приспело время спасения рода человеческого. На водах реки Иордана явился Спаситель. Св. Предтеча Христов Иоанн увидел Его и сказал ученикам своим: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Услышав такое свидетельство о Христе, Андрей оставил Предтечу и пошел за Христом. Весь день он провел с Господом, а на другой день утром пошел к брату Симону и сказал ему: «Мы нашли Мессию – Христа». Тогда все Иудеи ожидали пришествия Господня, и Симон тотчас пошел ко Христу. Увидел его Сердцеведец и сказал ему: «Ты Симон, сын Ионы, и назовешься ты Кифою, иначе Петром». Кифа на тогдашнем еврейском языке значило то же, что на греческом Петр, т.е. камень. Так Господь назвал Симона за силу и крепость его веры, не уступавшей твердому камню. Такую веру и проявил св. апостол Петр. По вознесении Господнем и сошествии Св. Духа на апостолов, Петр апостол первый возвысил голос в защиту христианства – и его могучее слово тотчас обратило ко Христу 3000 человек. Однажды Петр с другим апостолом, Иоанном, пошли в Иерусалимский храм помолиться. Здесь в притворе увидели они хромого от рождения, который просил милостыню. «Серебра и золота нет у меня, сказал ему апостол Петр; но даю тебе, что имею: во имя Иисуса Христа Назарея, встань и ходи!» Хромой встал и пошел. Ужас объял всех присутствовавших при совершении этого чуда, и апостол снова проповедию обратил ко Христу 5000 человек. Священники иудейские тотчас же взяли апостолов под стражу, допрашивали, какою силою они совершили это чудо, и запретили им проповедовать о Христе. Но апостолы отвечали: «Судите сами, справедливо ли будет слушать вас больше, нежели Самого Бога?» – и Иудеи вынуждены были отпустить их. Возрадовались прочие апостолы, услышав об этом, и везде стали проповедовать Христа, творить чудеса. Даже тень Петра исцеляла больных, и всех сторон приносили их и полагали там, где Петру нужно было проходить, чтобы тень его, упавши на больного, принесла ему исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ АПОКРИФИЧЕСКИЕ раннехрист. и средневек. лит. произведения, основное содержание к-рых составляют описания проповеднической деятельности и (не всегда) кончины апостола (одного или нескольких) от 12 или от 70. Их относят к числу неканонических памятников (новозаветных апокрифов), т. к. богословское содержание, этическое учение и нек-рые эпизоды Д. а. а. не одобряются Церковью и не признаются достоверными. Тем не менее они представляют собой важные источники по истории древней Церкви. Древний термин «деяния» (πρξεις) признается совр. наукой аутентичным заглавием большинства Д. а. а. Наряду с ним существовал и термин «деяние» (πρξις), которым обозначались как отдельные рассказы об одном эпизоде из жизни апостола (напр., копт. «Деяние Андрея» в Филиппах), так и отдельные главы в Д. а. а. (напр., в «Деяниях Фомы»). Вероятно, события, о к-рых рассказывается в «Деяниях», представлялись их авторам как действия, совершенные апостолом или апостолами в различных местах и ситуациях. Полные заглавия являются самой нестабильной частью текста Д. а. а., подвергавшейся наибольшим изменениям, связанным в основном либо с увеличением числа эпитетов у имени апостола, либо с подчеркиванием роли кого-либо из героев, либо с внесением в заглавие новых обстоятельств повествования (напр., «Деяния Матфия и Андрея, святых и блаженных апостолов и учеников Господа нашего Иисуса Христа, в городе людоедов» - Paris. gr. 1539. Fol. 285). Подавляющее большинство Д. а. а. было написано на греч. языке, однако во мн. случаях греч. оригинал не сохранился или дошел до нас в измененном виде, что придает особое значение многочисленным переводам, как западным, так и восточным, прежде всего лат., сир., копт., эфиоп., арм. и слав., а также араб., груз. и др. В наст. время с той или иной степенью четкости Д. а. а. подразделяют на т. н. большие (Acta maiora) и малые (Acta minora). К большим Д. а. а.

http://pravenc.ru/text/171796.html

Структура Церкви: Вселенская Церковь — Поместная Церковь — Епархия — Приход Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 15 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 1. Вступительные замечания Вопрос о структуре Церкви является одним из самых существенных вопросов жизни Церкви в течение последних ста лет (особенно в России в грозные 20-е и 30-е годы XX столетия). Вопрос был поставлен со всей остротой на Всероссийском Поместном Соборе 1917 г. Этот же вопрос неизбежно возникает на Всеправославных совещаниях в связи с подготовкой Всеправославного Собора, при попытках решения вопроса диаспоры или межправославных отношений. Предвосхищая результаты попытки обсуждения темы о струк­туре Церкви, быть может, уже в первых строках нужно высказать мнение, что перечисляя выражения Вселенская Церковь, Поместная Церковь, епархия, приход, мы говорим попросту о Церкви, о ее проявлениях на разных уровнях. Вслед за отцом Николаем Афанасьевым хочется повторить слова священномученика Иринея Лионского: “Где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий, там Церковь и полнота благодати” 1 . В другом месте священномученик Ириней пишет: “Цер­ковь, хотя рассеяна по всей вселенной даже до концов земли, но приняла от Апостолов и учеников их веру во единого Бога Отца, Вседержителя, сотворившего небо и землю, и море, и все, что в них, и во единого Христа Иисуса, Сына Божия, воплотившегося для нашего спасения, и в Духа Святого, через пророков возвестившего все домостроительство Божие…” 2 . 2. Структура Церкви по свидетельству книг Нового Завета В Евангелиях слово ™kklhs…a находится только в двух местах Евангелия от Матфея (16:18 и 18:17). Чаще это слово выступает в Деяниях святых Апостолов. Многократно употребляет его в своих посланиях апостол Павел. Один раз употреблено оно в Послании апостола Иакова, три раза в 3-мсоборном Послании апостола Иоанна. Довольно часто мы находим его в книге Откровения Иоанна. В значении слова Церковь в посланиях апостола Павла, Деяниях и Откровении нет разницы. Во всех этих книгах слово Церковь обозначает Церковь в данном городе или же стране. В Первом и Втором посланиях к Коринфянам Апостол пишет к Церкви сущей в Коринфе — тН ™kklhs…v тоа Qeoa тН oЬsV ™n Kor…nqJ (1 Kop l:2; 2 Kop l:1).

http://pravmir.ru/struktura-tserkvi-vsel...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дух гражданина: «Антимайдан» по-русски и патриотизм 3. Памяти жертвенного подвига воинов-освободителей и 79-летию начала Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. 01.07.2020 1563 Время на чтение 57 минут 1 часть 2 часть 3 часть « Neopentacostals » – новозаветный взгляд на новую мутацию христианства В новозаветных Деяниях святых апостолов описан момент очень показательный и в отношении всех современных псевдохристиан-неопротестантов (тоже, что и неопятидесятников, по англ. «neopentacostals»), так называемых «евангельских христиан» с реальным языческим и оккультным подтекстом во всех своих мистериях, закамуфлированных под апостольские чудотворения. Момент, когда некто Симон в городе Самарийском, который, как описано в Деяниях, «перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого». Так вот он, увидев, что через возложение рук апостольских подаётся Дух Святой, принёс им деньги и говорит: «Дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Петр (апостол) сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак, покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть отпустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды». [Деян 8, 18-23]. Однако, тот ушёл, гордо подняв голову своим путём, как и нынешние харизматики. Они то – кровью Иисуса уже омыты, придя в их «церкви», то бишь спасены, а мы все, те, кто не в их «церквах», неспасённые. Они бы 100% ответили на слова апостола Петра и сейчас, как тот Симон тогда, надменно: «Помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами» [Деян 8, 24]. Именно о них в ноябре 2015 года вместе с телекомпанией НТВ нами подготовлен и снят из цикла передач «Профессия – репортер» фильм «Повелители бесов» ( http://www.ntv.ru/video/1019540/ ). Это уже взгляд и с точки зрения Церкви, и научный на данное явление, поданное ярко и креативно, в удобозримом формате.

http://ruskline.ru/analitika/2020/07/01/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРУСАЛИМСКИЙ СОБОР АПОСТОЛОВ о к-ром известно как из автобиографического сообщения ап. Павла в Гал 2. 1-10, так и из повествования евангелиста Луки в Деян 15. 2-21. Оба описания свидетельствуют, что в Иерусалиме состоялась встреча апостолов Павла , Петра , Иакова , брата Господня, и, согласно Гал 2. 9, Иоанна . Цель встречи - обсуждение вопросов, связанных с признанием миссии ап. Павла среди язычников и определение необходимых условий принятия язычников в христ. Церковь. Собор направил послание христианам из язычников Антиохии, Сирии и Киликии. Это послание цитируется или, возможно, излагается в Деян 15. 23-29. Большинство исследователей придерживаются традиц. т. зр., что в 15-й гл. кн. Деяния святых апостолов и у ап. Павла в Гал 2 речь идет об одном и том же событии, а именно об И. С. а. В таком случае И. С. а. состоялся в 49 или 50 г. Однако такое отождествление событий, описанных в Деяниях св. апостолов и в Галатам Послании , привело к возникновению альтернативных т. зр.: отождествляется сообщение ап. Павла о его посещении Иерусалима (Гал 2) с сообщением Деян 11. 27-30 или с Деян 18. 20-22. Эти не менее гипотетичные т. зр. не вносят существенного изменения в традиционно принятую, хотя и приблизительную дату И. С. а. Поводом И. С. а. были события в Антиохийской Церкви, описанные в Деяниях св. апостолов. Первое миссионерское путешествие апостолов Варнавы и Павла, начавшееся в Антиохии, сопровождалось успехом евангельской проповеди среди язычников малоазийских провинций Римской империи. Вернувшись в Антиохию, апостолы Варнава и Павел «рассказали все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам» (Деян 14. 27). Но успех апостолов стал причиной конфликта. «Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим» (Деян 15. 1-2). В Иерусалиме снова выступили «некоторые из фарисейской ереси уверовавшие» (Деян 15. 5). Они настаивали на необходимости твердого соблюдения закона Моисея и требовали обрезания обращающихся из язычников. Тогда «апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела» (Деян 15. 5-6).

http://pravenc.ru/text/Иерусалимском ...

Примирение кажущегося противоречия между апостольскими писаниями относительно формы иерусалимских совещаний (Деян. 15 и. Гал., гл. 2) H. Комарова По Деяниям (15 гл.) рассуждения ап. Павла с Иерусалимским Обществом о значении закона Моисеева имеют форму собора, и с самых древних времен принимаются за первый христианский собор: – здесь собирается вся Церковь (16, 6. 12, 22), происходят прения о предложенном вопросе, произносятся речи, место председателя собрания занимает предстоятель Иерусалимской церкви – апостол Иаков, – определение собора записывается в особый акт и рассылается с уполномоченными от собора лицами в Антиохию Сирию и Киликию, где и возникли споры, вызвавшие собор. Между тем сам ап. Павел в послании к Галатам – по Бауру – не только ничего не знает обо всем этом, но даже говорит так, как будто бы он наперед хотел противоречить такому представлению дела: я предложил им благовествование, проповедуемое мною язычникам особенно знаменитейшим νεθμην ατος το εαγγλιον о κηρσσω ν τος εθνεσι, κατ ιδαν δε τοις δοκοσι (2, 2). По мнению Баура, здесь находится решительное противоречие. Неандер это противоречие примиряет тем, что ап. Павел в послании к Галатам говорит только о частных рассуждениях с апостолами ( κατ ιδαν), а в Деяниях говорится об общих соборных совещаниях. Но на это Баур со своей стороны замечает, и справедливо, что при таком понимании текста послания к Галатам нет основания для примирения, если там ничего не сказано о соборных рассуждениях, которые собственно и решили дело, – то и само примирение будет произвольно. В приведенных словах ап. Павла видят указание и частных – наедине с апостолами, и соборных – в присутствии всего иерусалимского общества, рассуждений апостола – именно словами предложил им Евангелие ( νεθμην ατος το εαγγλιον) указывает на собор иерусалимский. Но и такое объяснение, по мнению Баура, несправедливо. Прежде всего эти слова вовсе не соответствуют тому описанию собора, какое находится в Деяниях, и не указывают на него, а главное затруднение в том, что при таком понимании этого места главные, соборные рассуждения, при которых должны также присутствовать и апостолы, совершенно отступают на задний план, а эти частные становятся главными.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Крэйг Кинер (протестант) ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ ВВЕДЕНИЕ Авторство. Древняя традиция, подтвержденная свидетельствами II в. и ранним появлением книги с таким названием (см. обсуждение проблемы авторства во введении к ком-мент, к Евангелию от Марка), говорят в пользу того, что автором этого Евангелия и Деяний святых Апостолов был Лука, спутник Павла в миссионерских путешествиях. Хотя внимание, уделяемое медицинской терминологии, использованной в этом Евангелии, несколько преувеличено, для этого имеются некоторые основания, согласующиеся с традиционным представлением об авторстве Луки. Дата и цель написания. См. введение к коммент. к Книге Деяния святых Апостолов. Евангелие от Луки и Деяния святых Апостолов составляют единое двухтомное произведение, и некоторые его важные особенности проявляются в Книге Деяний более отчетливо, чем в Евангелии. Историческая обстановка. Лука обращается к читателям греческого мира или к говорящим по-гречески представителям высшего римского общества. Его читатели – состоятельные и образованные люди, которые, вероятно, нуждались в подкреплении своей веры или аргументах, необходимых для ее защиты. См. коммент. к 1:3,4 и введение к коммент. К Деяниям святых Апостолов. Жанр. См. введение к Евангелиям в настоящем комментарии. Если другие Евангелия ближе по жанру к греко-римским биографиям, то Евангелие от Луки, составляющее наряду с Деяниями святых Апостолов единое двухтомное произведение, во многих отношениях ближе к греко-римскому историческому, чем биографическому жанру. Поскольку Лука широко пользовался материалами Марка, многие отрывки сходного содержания я рассматриваю более подробно в коммент. к Евангелию от Марка. Весть книги. В Евангелии от Луки основное внимание уделяется служению Иисуса отверженным, язычникам, бедным и женщинам; акцентируя эти темы, автор подготавливает почву для рассказа о проповеди Евангелия язычникам во втором томе, Книге Деяния святых Апостолов. Действие этого Евангелия разворачивается на пространстве от Галилеи до Иерусалима (хотя все повествование заключено между сценами в храме), а затем от Иерусалима «до края земли» – в Деяниях святых Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Разделы портала «Азбука веры» Как и когда установилось почитание святых Уже на самой заре христианства сформировалось почитание отдавших свою жизнь за Христа – Предание говорит нам о том, что с любовью и благоговением верующие собирали растерзанные останки мучеников, почитали их как величайшую святыню, помнили и чтили дни памяти мучеников, и особенно апостолов. Очень рано возник вошедший в церковную практику обычай, помещения под престолами алтарей мощей (или их частиц) мучеников. В одном древнем источнике II века мы читаем: «Христа почитаем мы, ибо Он есть Сын Божий. Мучеников мы достойным образом любим как учеников и подражателей Господа ради их непревзойденного устремления к их Владыке и Учителю». Позднее к лику почитаемых святых стали причислять еще при жизни пользовавшихся известностью святителей, а с возникновением монашества (IV век), отшельников и игуменов монастырей. Почитание было вызвано и народной любовью и необходимостью дать для недавних язычников образцы для подражания. Вера в вечную жизнь является основанием веры в то, что святые, пребывающие в состоянии блаженства, могут помогать страждущим на земле. Через них можно и нужно обращаться к Богу. Как сказал в Евангелии слепорожденный: «Мы знаем, что грешников Бог не слушает; но, кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» ( Ин.9:31 ). «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых» ( Мф.22:32 ) – сказал Господь, а в притче о богаче и Лазаре он приоткрыл завесу, скрывающую то, что происходит в «потустороннем мире». Недаром Церковь прославила и почитает и ветхозаветных праотцев, тем самым вслед за Господом подчеркивая, преемственность святости. Обсуждение «богословия святости» приходится на VII–VIII века в связи с нападками иконоборческих императоров на культ святых. В этот период формулируется различие между служебным поклонением и поклонением внеслужебным. Учение о почитании святых как неустранимая часть христианской догматики было утверждено VII Вселенским собором в Нике (787 г.). В деяниях этого собора говорится о необходимости молитв о «предстательстве пренепорочной Владычицы нашей Богородицы», а также «святых ангелов и всех святых, которым воздается почитание, равно как и святым их мощам, чтобы и мы были причастниками их святости».

http://azbyka.ru/k-dnyu-pamyati-vsex-svy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010