Совр. празднование всех святых, в земле Российской просиявших, было установлено по решению Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. На заседании 7 (20) авг. был заслушан доклад проф. Б. А. Тураева о праздновании памяти всех святых, новых чудотворцев российских (Деяние 146 - Собор 1918. Деяния. Т. 10. С. 146-147). В докладе был сделан краткий обзор истории службы новым российским чудотворцам, приведены примеры подобных служб (ветхозаветным праотцам, преподобным афонским и др.) и предложено восстановить празднование памяти рус. святых в воскресный день после памяти Всех святых недели по примеру памяти афонских подвижников, отмечаемой на Св. Горе. Заслушав доклад, Собор определил восстановить празднование дня памяти всех рус. святых в 1-е воскресенье Петрова поста, а соответствующее последование (основанное на последовании инока Григория, но исправленное и дополненное Высшим Церковным Управлением) напечатать в конце Цветной Триоди. Статьи были переданы в Редакционный отдел Собора и приняты с небольшими поправками 13 (26) авг. (Деяние 150 - Там же. С. 216-217). Дополнение и исправление службы было поручено Тураеву и иером. Афанасию (Сахарову) (впосл. епископ, священноисповедник). Служба была почти полностью переписана, из старой осталось лишь неск. песнопений. Первоначальный вариант службы издали брошюрой гражданской печати в Москве в 1918 г.; издание отличалось большим количеством опечаток. Священноисп. Афанасий редактировал службу в продолжение всей жизни. Следующее издание ее вышло в Москве в 1946 г. Окончательный текст службы, более полный по сравнению с текстом первых изданий, был выпущен в составе Миней, подготовленных Московской Патриархией в 1978-1989 гг. (Минея. (МП). Май. Ч. 3. С. 308-387; см. также: Служба. 1995). Служба имеет много особенностей, обусловленных желанием священноисп. Афанасия выделить ее в круге праздников РПЦ; она включает избыточный гимнографический материал, что позволяет со всей полнотой совершать ее как в воскресный, так и в будний день. Нек-рые особенности составленной священноисп. Афанасием службы не вполне традиционны: поименное перечисление всех рус. святых на литии не имеет аналогов в древних службах (а после прославления сонма новомучеников на Архиерейском юбилейном Соборе 2000 г. стало практически неосуществимым), соединение 3 величаний, обращенных к Богу, Божией Матери и ко всем рус. святым, не находит соответствия в Типиконе.

http://pravenc.ru/text/155558.html

Исторические сведения о шестом Вселенском Соборе VI. Святой Собор Вселенский шестой, Константинопольский третий I. Высочайшая грамота, посланная Домну, святейшему папе древнего Рима, но врученная Агафону, святейшему и блаженнейшему папе того же древнего Рима, потому что Домн отшел из сей жизни II. Высочайшая грамота, посланная Георгию, святейшему архиепископу сего славного города Константинополя, нового Рима III. Послание Мансвета, епископа медиоланского, к императору Константину Изложение веры отцов медиоланского собора Деяния святого Шестого Собора, бывшего в Константинополе, против тех, которые нечестиво учили, что Господь наш Иисус Христос, истинный Бог наш, Единый от Святой и Единосущной Троицы, в домостроительстве воплощения имеет одну волю и одно действие Деяние первое Деяние второе Деяние третье Деяние четвертое (Послание папы Агафона) (Послание Агафона и римского собора ста двадцати пяти епископов, которое было как бы инструкциею легатам, посланным на шестой собор) Деяние пятое Деяние шестое Деяние седьмое Деяние восьмое Изложение или исповедание веры ересиарха Макария Деяние девятое Деяние десятое Деяние одиннадцатое Деяние двенадцатое Деяние тринадцатое Копия с удостоверения, совершенного между Киром, бывшим папою Александрии, и последователями секты феодосиан Деяние четырнадцатое Деяние пятнадцатое Деяние шестнадцатое Деяние семнадцатое Деяние восемнадцатое Изложение веры 318-ти святых блаженных отцов, собиравшихся в Никее Изложение веры 150-ти святых и блаженных отцов, собиравшихся в Константинополе Подпись благочестивейшего и христолюбивого императора Константина Приветственное слово от шестого святого вселенского собора к благочестивейшему и христолюбивому императору Константину Копия с послания, отправленного святым и вселенским шестым собором к святейшему и блаженнейшему папе древнего Рима Агафону Эдикт благочестивейшего и христолюбивого императора Константина, выставленный в третьем притворе святейшей великой церкви, близ так называемого дикимвала Список высочайшего повеления Юстиниана августа, посланного к Иоанну, папе города Рима, в подтверждение шестого собора константинопольского К читателям о так называемых правилах шестого собора Приветственное слово отцов, собравшихся в Константинополе в императорском дворце Трулле, к благочестивейшему императору Юстиниану  

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Лавров А.Е. Предполагаемая реформа церковного суда. Спб., 1873-74. Т.1,2. Руновский Н. Церковно-гражданские законоположения. С.225. Горчаков М.И. Рецензия на изд. Мнения епархиальных преосвященных, относительно проекта преобразования духовно-судебной части. Т.1. Спб., 1874//Сборник государственных знаний под ред. В.П.Безобразова. Т. II. СПб., 1876. С. 13. Елагин Н.В. Белое духовенство и его интересы. СПб., 1881. С.87. Этот конфликт ярко проявился на съездах духовенства в 1917 гг. - см. Леонтьев П.Я. Революция в церкви: съезды духовенства и мирян в 1917 г.//Церковь в истории России. Сб. 2. М., 1998. С. 232-237. Смолич И.К. Русская церковь во время революции.: с марта по октябрь 1917 г. и Поместный Собор 1917/1918 гг.//Смолич И.К. История русской церкви.Ч.2. (Книга 8) М., 1997. С.727. Журналы и Протоколы Заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия. (далее ЖПЗПП ) СПб., 1906. Т.1. С.558. ЖПЗПП. Т.1. С. 614. ЖПЗПП. Т.1. С. 653. РГИА Ф.796,оп. 445, д. 226, 1916г.лл.114. РГИА Ф.796, оп.445, д.238 Заседания 4 Отдела Предсоборного Совета. Журналы заседания, церковный судебник, проект церковно-карательного устава и др. материалы; начато июнь 1917, лл.235. РГИА, Ф.796, оп.445, д.238 лл. 150-228. Протоколы заседания Отдела о церковном суде. ГАРФ, ф. р-3431, д. 258. Л. 3об. ГАРФ, ф. р-3431, д. 258. Лл. 9-9об. Там же. Л.11. Там же. Л. 28. ГАРФ, ф. р-3431, д. 258. Лл.101. Там же л. 106. ГАРФ. ф.Р-3431. оп.1. д.263 лл.25-31. ГАРФ. Ф.3431 д.258. л. 102. Там же. Л. 102-102 об. ГАРФ. ф. Р-3431. д. 152. Л. 25-27. Деяние 151. Т.10. С.242. ГАРФ. ф. Р-3431. 152 Л. 33. Деяние 151. Т.10. С.246. ГАРФ. ф. Р-3431. 152. лл. 41. Деяние 151. Т.10. С.249. ГАРФ. ф. Р-3431. 152. лл. 41 Деяния. Т.10. С. 250. ГАРФ. ф. Р-3431. 152. лл. 41.Деяние 151. Деяния. Т.10. С.251. ГАРФ. ф. Р-3431. 152. лл. 41.Деяние 151. Деяния. Т.10. С.251. ГАРФ. ф. Р-3431. 152. лл. 41.Деяние 151. Деяния. Т.10. С.252. Там же. лл.43-44. Деяние 151. Деяния. Т.10. С.252. Деяние 152. лл.49-57. Деяния. Т.11. С. 16-18.

http://pravoslavie.ru/archiv/cerksud.htm

Но в середине 20-го века, с тем Ватикан обновил образ своей тактики. Любопытно то, что Ватикан признал таинства Православной Церкви. Когда Ватиканом утверждались Дeяhuя II Ватиканского собора (1962–1965) некоторые православные поняли, что здесь ловушка. Другие весьма радовались . Некоторые из «православных» за рубежом считали, что этот широкий жест Ватикана придал авторитет не только благодаря признанию таинств, и их личности как религиозным лидерам. После этого, Фанар (резиденция Константинопольской патриархии в Стамбуле) и Ватикан заявили 7 декабря 1965 года о совместном снятии анафем 1054 года. Через Ватикан, было совершено деяние вступления в общение в таинствах на основании признания таинств Православной Церкви. С точки зрения православных Фанаром было совершено некое деяние с помощью которого возникает опасность потерять в Православии председательское место, если он примет следующее – что данным деянием он признал или попустительствует или соглашается с ересями 13 франко-латинскими «Вселенскими Соборами». Если только одно простое деяние доброй воли будет совершено для того, чтобы усложнить диалог о котором велась тогда речь, это уже хорошо. Во всяком случае что касается Ватикана вопрос стоит так: изменение тактики Ватикана в отношения Православной Церкви от «войны» и «диалога» к «признанию таинств Православной Церкви», что является реальностью. Но то, что Фанар сразу же отплатил нынешним совместно с Ватиканом снятием анафем 1054 года 12.7.1965 означает, что это совместное деяние было результатом тайных консультаций между ними. То есть деяние имело только односторонний характер в том смысле, что в нем не участвовала вся Православная Церковь , но только Фанар. То что почти совместно приветствовали данное деяние и остальные православные как деяние доброй воли, это те не менее не имеет никакого догматического значения. К чему стремиться Ватикан будет зависеть от того, что он станет делать с 13 франко-латинскими Вселенскими соборами, которые он добавил к 7 Римским Вселенским Соборам вместе с собором 869 г., который отлучил свт. Фотия Великого. Ватикан в действительности рассматривает собор 869 г. В качестве VIII Вселенского Собора. Православие в качестве официальной религии римского государства

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Том 1 Том 2 Том 3 Том 4 Том 5 Том 6 Содержание Исторические сведения о седьмом Вселенском Соборе Святой собор Вселенский седьмой, никейский второй I. Первое послание отца нашего Григория, папы римского, к императору Льву исаврянину. О святых иконах II. Второе послание отца нашего Григория, папы римского, о святых иконах. III. Предисловие Анастасия библиотекаря к седьмому собору. (в форме письма) к Иоанну VIII, великому первосвященнику Краткое оглавление содержания книги IV. Высочайшая и благочестивейшая грамата отправленная августейшими Константином и Ириною к святейшему и блаженнешему Адриану, папе древнего Рима V. Апология Тарасия пред народом, вырвавшаяся из уст его в тот день, когда самодержцы объявили народу, что он делается патриархом, в каковой сан он и был возведен индиктиона восьмого, 6293 года от создания мира Краткий очерк того, что было сделано до собора Изложение деяний второго никейскаго собора Деяние первое Деяние второе Деяние третие Копия соборного послания Феодора, святейшего патриарха иерусалимского Деяние четвертое «Святого отца нашего Нила к епарху Олимпиодору: Правило шестого и вселенского собора (82-е) Римская редакция (πμηνεα) подписей Деяние пятое Деяние шестое Том первый Том второй Том третий Том четвертый Том пятый Том шестой Деяния седьмое Деяние восьмое Церковные правила, провозглашенные вторым никейским собором Похвальное слово, сказанное святому собору Епифанием, диаконом церкви катанской, что в Сицилии, и местоблюстителем Фомы, архиепископа острова Сардинии 39 правило святых апостол Из Деяний святых апостол Из третъей книги царств Из четвертой книги царств о проказе Гиезия Из правил шести сот тридцати отцов, собравшихся в Халкидоне, правило второе Из окружного послания Геннадия, святейшего архиепископа константинопольского, и бывшего с ним собора Из правил шестого вселенского собора, правило 22-е VII. СОБОР НИКЕЙСКИЙ, 2-й, ВСЕЛЕНСКИЙ СЕДЬМОЙ     ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О СЕДЬМОМ ВСЕЛЕНСКОМ СОБОРЕ В царствование Льва Исаврянина был в Аравии один иудей Сарантахин 1 , знаменитый чародей и фокусник.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Вкратце рекше, весма от Церкве и от Бога отчюждишася. О, злаго плода недобраго семене!» 112 . Вот представители такой гнусной проповеди , по деяниям Большого Московского Собора: протопоп Аввакум (деяние 4), поп Никита (деяние 5), дьякон Федор (деяние 6), монах Ефрем (Потемкин) (деяние 7), иеромонах Сергий (деяние 8), поп Лазарь (деяние 9), иеромонах Григорий, Герасим (Фирсов), архимандрит Антоний, иеромонах Аврамий, игумен Сергий (Салтыков), Боголеп (Львов) (деяние 10). Вот против такихто лиц царь Алексей Михаилович и «повеле собору быти всех архиереов... в... Москве» 113 , и они «яко добрыи вои Христовы потщахуся на борбу с противники Церкве Христовы, и яко добрии пастырие текоша, во еже хищныя волки поразити» 114 . Собор, хотя частию, достиг цели: некоторые из перечисленных расколоучителей и многие, конечно, из их последователей, уклонившихся в раскол, вразумленные Собором, возвратились опять в лоно Святой Церкви. Так вот, братия, как дело было: не клятвы Собора произвели раскольников, а раскол был причиною созвания Собора и клятв его на отделившихся от Церкви упорных раскольников». Перетрухин: «Прежде чем толковать о Соборах 1666 и 1667 годов и о клятве Собора 1667 года, Вы бы прежде уяснили раннейшую клятву, именно 1656 года; Вы толкуете о том, о чем Вам легче толковать, a о чем говорить трудно или, лучше, невозможно, Вы о том умалчиваете, именно: зачем восточные и русские иерархи в 1656 году прокляли православное двуперстие? Макарий, Патриарх Антиохийский, Гавриил, Патриарх Сербский, Григорий, митрополит Никейский, Гедеон, митрополит Молдавский так выразили это проклятие прежде изустно, а потом письменно: «Предание прияхом с начала веры от святых апостол, и святых отец, и святых седми соборов творити знамение честнаго креста тремя первыми персты десныя руки, и кто от христиан православных не творит крест тако, по преданию восточныя Церкве, еже держа с начала веры даже до днесь, есть еретик и подражатель арменов. И сего ради имамы его отлучена от Отца и Сына и Святаго Духа» 115 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

64 Список послания императора Льва I к Анатолию, епископу Константинопольскому. Ibid. Том. IV отд. 3, XVII. 69 Ibid. Ч. IV. Слово прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь 150 епископов. 70 Соборное послание. VII Вселенский Собор, Деяние VII, стр. 294. Деяние Вселенских соборов т. VII. Казань 1891 г. 72 Эдикт императора Константина, выставленный в третьем притворе святейшей великой Церкви близ так называемого дикимвала. Ibid стр. 259 73 Деяние Вселенских Соборов. Т. I. Отд. III, стр 29–32. Срав. Послание Императора Константина к никомидийцам против Евсевия и Феогниса. Ibid. Отд. XIX. 74 Речь императора Константина святому Собору. Отд. VI. Срав Отд. VII Деяния Вселенских Соборов. Т. I, стр. 38. 77 Высочайшее послание, отправленное к собору в Никею императорами Валентинианом и Маркиапом. Деяния Вселен. Соб. Т. III. Отд. I, стр. 51. Срав. список с Высочайшего послания императрицы Пульхерии к военачальнику Вифинии. Ibid. 78 Список с Высочайшего повеления, посланного от императора Маркиана к епископам всех стран. Ibid. Отд. I, стр. 50. 86 Деяние Всел. Соб., т. IV. Казань, 1873 г., отд. III. Послание Лукиана, епископа Базского, к императору Льву XXIV. 93 Послание епископов области Геллеспонтской к императору Льву, XLIX и послание епископов области Пафлагонии. 95 Список послания св. папы древнего Рима Льва, к императору Константину, подтверждающего действия VI Вселенского Собора, Ibid. Т. VI, стр. 271. 97 Приветственное слово отцов Собора собравшегося в Константинополе в Императорском дворце Трулле к императору Юстиниану. Т. VI, стр. 271. 99 Второе послание св. папы Григория о святых иконах. Деяния Вселенских Соборов. Т. VII, отд. 2. 107 Послание святого Собора к Феодосию Великому, с приложением постановленных отцами правил. Ibid. Отд. II, ст. II. 110 Список послания императрицы Пульхерии к военоначальнику Вифинии. Список со второго Высочайшего послания к святому Собору. Ibid. Т. III. Отд. I. 111 Наприм., см. Деяние Второе Халкидонского Собора. Т. III стр. 228, Деяние Четвертое. Т. IV, стр. 29 в друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

Здесь же, в 4–й песни, мы обнаруживаем больше всего богословских рассуждений Преподобного, выраженных в наиболее прекрасной, захватывающей форме. Необходимо, однако, сказать, что эти драгоценные перлы творчества преподобного Андрея касаются здесь как богословских, так и нравственных истин о месте и роли деяния и зрения, внешних трудов и внутреннего созерцания в духовной жизни человека. Вот эти сокровища творчества Преподобного. Жены ми две разумей, — говорит святой пастырь Критский о женах патриарха Иакова, — деяние же и разум в зрении: Лию убо деяние, яко многочадную, Рахиль же разум, яко многотрудную; ибо, кроме трудов, ни деяние, ни зрение, душе, исправится . Восходя к возможности человека стать богословом, иметь разум в зрении, преподобный Андрей говорит о том, что проповедовал и раньше, когда выступал учителем духовной жизни, — о том, что здесь необходима последовательность: сначала труды покаяния, дела, и только потом — богословие, зрение, потому что, убеждает он, кроме трудов, ни деяние, ни зрение исправится (совершится). В следующем тропаре той же песни обретаем еще одно из драгоценных выражений преподобного Андрея. Душа Преподобного раскрылась; как бы снимая ветхозаветный покров со своих только что изложенных мыслей о двух женах, он отчетливо печатлеет ход духовного восхождения человека: Бди, о душе моя, — изрекает он в этом тропаре, — изрядствуй, якоже… великий в патриарсех, да стяжеши деяние с разумом, да будеши ум, зряй Бога, и достигнеши незаходящий мрак в видении и будеши великий купец Здесь Преподобный говорит, по существу, об основном принципе богословия — его апофатизме, незаходящем мраке видения, в котором святые зрят Бога. В этой же 4–й песни мы опять находим образ лествицы, о котором говорили в предыдущем разделе. Но если там он был отчетливым назиданием к последовательному прохождению добродетелей, то здесь этот образ относится к разбираемому Преподобным положению о сосуществовании деяния и зрения в ходе богословского постижения основ христианской жизни. Лествица, юже виде древле великий в патриарсех, — говорит преподобный Андрей, — указание есть, душе моя, деятельного восхождения, разумного возшествия; аще хощеши убо деянием , и разумом , и зрением пожити, обновися . Богословие, зрение, свидетельствует преподобный Андрей, находится на высоте лествицы и доступно только тем, кто имел деяние, деятельное восхождение; тем, кто жаждет, ищет обновиться.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Здесь же, в 4-й песни, мы обнаруживаем больше всего богословских рассуждений Преподобного, выраженных в наиболее прекрасной, захватывающей форме. Необходимо, однако, сказать, что эти драгоценные перлы творчества преподобного Андрея касаются здесь как богословских, так и нравственных истин о месте и роли деяния и зрения, внешних трудов и внутреннего созерцания в духовной жизни человека. Вот эти сокровища творчества Преподобного. Жены ми две разумей,— говорит святой пастырь Критский о женах патриарха Иакова,— деяние же и разум в зрении: Лию убо деяние, яко многочадную, Рахиль же разум, яко многотрудную; ибо, кроме трудов, ни деяние, ни зрение, душе, исправится Восходя к возможности человека стать богословом, иметь разум в зрении, преподобный Андрей говорит о том, что проповедовал и раньше, когда выступал учителем духовной жизни, — о том, что здесь необходима последовательность: сначала труды покаяния, дела, и только потом — богословие, зрение, потому что, убеждает он, кроме трудов, ни деяние, ни зрение исправится (совершится). В следующем тропаре той же песни обретаем еще одно из драгоценных выражений преподобного Андрея. Душа Преподобного раскрылась; как бы снимая ветхозаветный покров со своих только что изложенных мыслей о двух женах, он отчетливо печатлеет ход духовного восхождения человека: Бди, о душе моя,— изрекает он в этом тропаре,— изрядствуй, якоже… великий в патриарсех, да стяжеши деяние с разумом, да будеши ум, зряй Бога, и достигнеши незаходящий мрак в видении и будеши великий купец Здесь Преподобный говорит, по существу, об основном принципе богословия — его апофатизме, незаходящем мраке видения, в котором святые зрят Бога. В этой же 4-й песни мы опять находим образ лествицы, о котором говорили в предыдущем разделе. Но если там он был отчетливым назиданием к последовательному прохождению добродетелей, то здесь этот образ относится к разбираемому Преподобным положению о сосуществовании деяния и зрения в ходе богословского постижения основ христианской жизни. Лествица, юже виде древле великий в патриарсех,— говорит преподобный Андрей,— указание есть, душе моя, деятельного восхождения, разумного возшествия; аще хощеши убо деянием, и разумом, и зрением пожити, обновися Богословие, зрение, свидетельствует преподобный Андрей, находится на высоте лествицы и доступно только тем, кто имел деяние, деятельное восхождение; тем, кто жаждет, ищет обновиться.

http://pravmir.ru/mesto-velikogo-kanona-...

Собор ответил (1 июля), что Несторий осужден вполне справедливо, как это можно видеть из посланных актов, и просил императора вызвать к себе для разъяснения дела Кандидиана и 5 членов собора; приговор Несторию произнесли более чем 200 голосов, на его же стороне теперь было только 37 человек (перечисляются опять 35). Прибытие через несколько дней римских легатов (епископов Аркадия и Проекта и пресвитера Филиппа) дало повод к продолжению заседаний. 10 июля (2–е деяние) прочитано было послание папы, 11 июля (3–е деяние) — акты первого заседания, которые были подписаны теперь и легатами; в Константинополь были отправлены об этом послания. Затем на заседании 16 июля (4–е деяние) была выслушана жалоба Кирилла и Мемнона на Иоанна Антиохийского и посланы ему два приглашения явиться на собор. На другой день (5–е деяние) приглашение было повторено, и так как Иоанн не явился, он и его сообщники (общим числом 35) были объявлены отлученными, а суд их против Кирилла и Мемнона не имеющим силы; постановлено было и об этом довести до сведения императоров. Папе теперь тоже было отправлено описание всего сделанного собором (с упоминанием о подтверждении состоявшегося на Западе осуждения пелагиан, — о чем, однако, в сохранившихся записях деяний собора не говорится). 22 июля (6–е деяние) был рассмотрен Символ Феодора Мопсуэстийского, по донесению пресвитера Филадельфийской церкви Харисия, что пришедшие в Лидию из Константинополя лица с рекомендательными письмами от близких к Несторию пресвитеров, Анастасия и Фотия, предлагали этот Символ для подписи вместо Никейского присоединявшимся к Церкви четыренадесятникам. Имя автора Символа хотя и было известным отцам собора, но не называется в деяниях. Собор запретил составлять иную веру, кроме Никейской, и учить о Воплощении так, как изложено в представленном Харисием Символе. 31 июля (7–е деяние), по заявлению Регина, митрополита Кипрского, утверждена была независимость Кипрской церкви от Антиохии (попытка Ювеналия достичь того же для Иерусалимской церкви на этом соборе не имела успеха).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010