Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Проповедь в субботу 5й седмицы по Пятидесятнице.протоиерея Александра Глебова Июль 15-ое 2011 Проповедь в субботу 5й седмицы по Пятидесятнице.протоиерея Александра Глебова Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии», – говорит апостол Павел в Послании к Римлянам, отрывок из которого мы сегодня слышали. Апостол утверждает, что через воплощение Сына Божия, через Его искупительную жертву и Воскресение род человеческий был усыновлен Богу. Действительно, ведь Христос был Сыном Божиим и Сыном Человеческим, и в Его человечестве вся человеческая природа, все люди были усыновлены Богом. Он называет людей, нас с вами, Своими братьями. Но ведь братья – это дети одного Отца. И если Он – Сын Божий, а мы – Его братья, значит, и мы – дети Отца небесного. Откуда, собственно, и проистекает наше дерзновение, когда мы обращаемся к Богу, Творцу вселенной со словами: Отец наш. Степень нашего усыновления и близость человека к Богу апостол выражает следующими словами: «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии». Еврейское слово «авва» означает не просто отец, и не сам факт отцовства, потому что, как известно, отцы-то бывают разные. Авва – это заботящийся и любящий отец, который является самым близким человеком для своих детей. Святитель Иоанн Златоуст , истолковывая этот текст, пишет: «Апостол, желая показать, что мы – сыны по рождению, употребил еврейское слово. Не сказал только «отче», но «авва, отче» Ибо так преимущественно называют отца подлинные его дети». Совершенно естественно, что дети являются наследниками своего отца. Но если в этом мире дети вступают в правонаследство после смерти своих родителей, то наследие Божие человек получает после своей собственной смерти. А что это за наследство, которое человек по замыслу Божию должен обрести в вечности? Обратимся вновь к Посланию апостола Павла: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Наследство Вызвался богач и представляет резон, почему убогим отказывает: «Я-де имею детей, надо детям оставить наследство». Правда, не должно детей оставлять. Требует того естественная к детям отеческая любовь. Ближе тебе дети твои, нежели другие. И плохо и бесчеловечно делает тот, который, оставив домашних без хлеба, питает других. Итак, не оставляй детей, но не оставляй и убогих, которые просят у тебя милости ради Христа, за всех и за тебя умершего. Люби детей, но Христа, Который у тебя через убогих просит, не только более детей, но и более себя люби. Но притом внимай следующему предложению: 1 . Если хочешь оставить наследство детям, неизвестно, детям ли оно достанется или врагам твоим. Ибо часто бывает, что имение чужим достается по смерти, а не тем, кому желаем при жизни нашей. 2 . «Неизвестно, – говорит свт. Василий Великий , – будет ли им полезно оставленное богатство твое» (В Слове к богатым), поскольку многие дети оставленным им отеческим имением развращаются и погибают временно и вечно. 3 . Душа твоя ближе тебе и дороже должна быть, нежели дети твои: должен ты более о ней заботиться, нежели о детях. Ибо с нею ты вовеки будешь – или в жизни вечной, или в муке вечной, а дети твои до тех пор твои, пока на свете этом с ними живешь, хотя и при жизни твоей они более Божии, нежели твои, как и сам ты. 4 . Дети, и без наследства оставшись, могут нажить имение, как и ты нажил. Ибо Бог, Который тебе дал, может и им дать. А душа, тобою оставленная, у кого найдет милость, когда и заповедь Божию презираешь, и милости к ближнему не показываешь? 5 . Дети твои имеют Промыслителя общего – Бога, Который обо всех промышляет. Его Промыслу, как себя, так и детей вверяй, а не на богатство погибающее надейся, отчего апостол отвращает, и детей тому же учи, чтобы уповали не на богатство неверное, но на Бога Живого, дающего нам все обильно для наслаждения ( 1Тим. 6, 17 ). 6 . Нет лучшего наследства, чем чтобы дети твои наследовали твою добродетель и нравы добрые, чтобы от тебя, отца, научились милость творить ближнему; видя тебя, родителя своего милостивого, и сами бы милостивы были. Это наследство старайся им оставить. Постарайся воспитать их в учении и наставлении Господнем ( Еф. 6, 4 ), как апостол учит. А если без наставления этого оставишь их, то и богатство твое, им в наследство оставленное, также мечом будет, которым сами себя погубят, и сам ты перед судом Божиим повинным явишься.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Мы — дети Божии 30.03.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Введение во храм Пресвятой Богородицы Сегодня царство детей на земле. Все, что делают, — делают для детей. И дети заставляют все делать, как если бы они держали нас за руку. Самое малое — и самое великое и прекрасное. Что бы мы стали делать, что бы стало с миром без детей? Откуда эта уверенность в их открытом взоре, прямом и кротком, идущем прямо из рая? В их взоре, в их голосе, во всех их движениях, в их царственном, благоговейном и внушающим благоговение существе — блаженство и неподражаемая невинность. Мы знаем, почему они все — наши лучшие учителя, почему они так распоряжаются нами. Все младенцы — от Богомладенца Христа. А Христос рождается, потому что Младенец Пречистая Божия Матерь входит во Святое Святых. Мы не видели Богомладенца Христа, но мы видели младенцев, принявших крещение. Мы помним в Евангелии, как приносили ко Господу детей, чтобы Он прикоснулся к ним. Но ученики не допускали их. За этими детьми стояли их матери, которые нежно подталкивали их вперед или просто несли на руках. Господь создавал вокруг Себя особенную атмосферу доброты и простоты. Эти женщины были бесконечно счастливы, когда Он благословлял их детей. Им так хотелось, чтобы они были рядом с Ним! Увидев строгость учеников, заботившихся о поддержании в толпе порядка, Господь вознегодовал и сказал им: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие». Истинно говорю вам: кто не примет Царствие Божие как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10, 13-16). В праздник Введения во Храм трехлетней Отроковицы Пресвятой Богородицы Церковь впервые воспевает ирмосы «Христос раждается» и приглашает нас восходить к Вифлеему с расположением ребенка, с его простотой, открытостью и доверчивостью. Более того! Нам надо самим стать как дети, чтобы войти в Царство Небесное. «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное», — скажет Господь еще раз, поставив дитя перед всеми людьми (Мф.

http://moral.ru/сегодня-царство-детей-на...

И.Ц. Миронович Лекция 6. Христос и фарисеи. Дети Божии и дети диавола В 8-й главе Евангелия от Иоанна не знаешь, что и думать после тех страшных слов, какие мы слышим из уст Самого Господа. И вот нужно подумать, кому Он их адресовал. Как Он мог произнести такие слова, и распространяются ли они на преемников в этом народе, или они адресованы только тем, кто тогда был, и кто задумал убить Его, считая себя вполне – что они поступают правильно. И вот давайте откроем 8-ю главу от Иоанна, дойдём с вами до этих слов. Итак, в контексте прощения грешницы – опять с 12 стиха – Христос говорит о Себе, что Он – Свет И вот с темы Света и начинается Евангелие от Иоанна. Он был Свет, и Свет во тьме светит, и тьма не объяла его (см. Ин. 1:5 ). Бог есть Свет, и нет в Нём никакой тьмы (см. 1Ин. 1:5 ). Свет, просвещающий всякого человека благодатно грядущего в (см. Ин. 1:9 ). Иоанн Златоуст сказал, что, если бы мы распахнули грудь святых людей и посмотрели, какой Свет они носят внутри себя, мы ослепли бы от того Света, какой был внутри них! И вот Этот Свет проявлял себя и в их внешности – Он струился из глаз, Он струился из уст в виде благодатных слов, Он был виден во всех его движениях. Вот этот, отец Арсений выходит из тюрьмы в своей тюремной фуфайке, приходит на квартиру к этому человеку – а он специалист по иконам в Академии художеств. И вот он увидел, что икона у него поставлена не на месте – как он испугался: да как он сейчас коснётся его икон?! Но уже по одному тому, как он протянул свои преподобные руки и взял эти иконы, видно было, что это человек непростой. Конечно, всё это проявляется вовне, как и проявлялось во Христе. И сокрыть это было невозможно. И вот Апостол во Втором Послании к Коринфянам говорит: зависимость видна – от того, на кого мы взираем, тот в нашей внешности и отражается (см. 2Кор. 3:18 ). Посмотрите: люди, которые занимаются чёрными делами, чёрной мессой, люциферианством, призывают нечистого – какие они страшные уже здесь сами по себе. Вот он с ними беседует и говорит: неужели вам не жалко своей жертвы, когда вы её потрошите и пьёте её кровь?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Куда попадают дети, которые умерли до рождения (не крестились от “воды и Духа”)? 366 04.04.2024 Дети Из вопроса “все ли дети попадают в рай”, прочитав комментарии (в большинстве своем, авторы которых придерживаются одной из трех основных позиций Церкви “об участи некрещенный детей” — так называемая “юридическая позиция”. На сколько мне известно, догматически этот вопрос не решен), и прочитав другие материалы: на сайте “Азбука веры” “19. Где пребывают души убитых во чреве младенцев и какой будет их участь на Страшном Суде?”  и толкование к стиху Ин.3:5   которые, в той или иной степени противопоставлются данным комментариям. Ответы на вопрос: “Куда попадают души нерождённых младенцев?”   я тоже читала. Так-же о наследии и ненаследии говорят священники в разных источниках, например: экзегет.ру. (говорят о непостежимости данного вопроса и больше склоняются к тому, что “дети наследуют Царство Небесное”. Свт. Феофан Затворник : «Дети все — ангелы Божии суть. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надобно предоставлять милосердию Божию. Они не пасынки, и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих бездна. Такие вопросы следовало бы решить, если бы на нас лежал долг всех призреть и пристроить. Как это невозможно для нас, то и оставим пещись о них Тому, Кто печется обо всех». Возникает следующий вопрос: Где правда, в чем вина ребенка, и почему некоторые считают, что ребенок, “не видя белого света”, должен оказаться навсегда в аду, “родиться в аду”? 7 Ответов Здесь системно рассмотрен этот вопрос. Об участи младенцев, умерших некрещёными . Правильнее рассматривать участь таких детей, как неполноту бытия. Примером может быть наш мир: мы не святые и наша жизнь не полна, но есть святые, которые обрели полноту земной жизни. Кажется, Вы воспринимаете бытие в аду только как наказание за личные грехи, а пребывание в аду — лишь в контексте евангельских мук (червь, огонь, тьма и проч.). Отсюда и рай понимается как место пребывания людей, которые не совершили личных грехов. Но это механистическая, крайне упрощенная позиция, которая отвергает предведение Божие и Его Промысл, а также смысл взаимоотношений Бога и человека. Возможно, мои слова покажутся Вам резкими, в таком случае прошу меня простить.

http://azbyka.ru/vopros/kuda-popadajut-d...

Скачать epub pdf Над Словом Божиим (Толкование на Священное Писание) 1 «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» ( 1Тим. 4:16 ). «Будь бдительным во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» ( 2Тим.4:5 ). «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь Бог твой? Так только, чтобы ты боялся ГОСПОДА БОГА твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей» ( Втор. 10:12 ). Вот главнейшее дело всякого христианского народа: служение Господу Богу. Что это значит? Неужели всюду должны идти непрестанные богослужения по нужде Церкви Божией, и все миряне должны оставлять в это время свои обычные дела? В Древней Руси почти так было, потому что и бояре, и цари, и люди знатные, да и простолюдины раньше прослушивали заутреню ежедневно или в храмах, или в своих домах, а потом приступали к своим мирским занятиям. Пусть в настоящее время сочтут это прекрасное дело трудным в христианских странах. Но пусть все люди поставят во главу угла всей своей жизни – и государственной, и общественной, и личной – заповеди Бога. Его всесвятая воля пусть творится на земле. Пусть во всей христианской стране люди веры, без всяких препятствий совершают службу Богу. И никогда не раскается такое христианское государство, потому что оно будет иметь могущественного заступника в лице всесильного Бога. В самом деле, каждая страна в период своего мирного процветания ищет себе надежного и сильного союзника и в случае опасности от врагов прибегает к его помощи. Что же сильнее Бога?… … 27/14 сентября 1927 г. 2 «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» ( Ин. 1:12 ). Кто эти чада Божии? Все члены Церкви Христовой на земле, наследники будущих вечных благ в царстве небесном, как разъясняет св.Апостол: «Мы дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» ( Рим. 8:16–17 ). Что же требуется для этого высокого жребия от всякого человека? Вера в Бога ( Евр. 11:6 ), вступление в лоно Церкви Божией (Д.А.П. 47; Ин. 3:5 ) и жизнь по заповедям Божиим ( Мф. 7:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Почему люди — «рабы Божьи», а не «дети Божьи»? 8 мин., 11.07.2020 Читатель «Фомы» прислал в редакцию вопрос: Скажите, пожалуйста, почему в христианской религии люди — это «рабы Божьи», а в язычестве — «дети богов»? Возможно, я задаю глупый вопрос, но все же ответьте. Михаил Отвечаем: Начнем с того, что и в христианстве люди — строго говоря, не рабы. И уж точно не рабы в том смысле, который мы сегодня в слово «раб» вкладываем. Прежде чем ответить на заданный вопрос по существу, зафиксируем главное: Бог не задумывал и никогда не желал видеть человека безвольным забитым исполнителем Его приказов. Прощаясь с учениками после Тайной вечери, Господь Иисус Христос сказал им: Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин 15:15). «Друзья Божии» — так традиционно в православном христианстве именуют святых. А к святости призван всякий человек. Еще ветхозаветным иудеям Господь заповедовал: Будьте святы, ибо Я свят (Лев 11:44); апостол Петр напомнил эти слова и христианам (1 Пет 1:16). Стать другом Божиим, стать святым — вот задача «на вырост» для всякого христианина, чрезвычайно высокая, но достижимая для того, кто осознает ограниченность собственных сил и просит помощи у Бога, кто стремится выстроить жизнь по Его заповедям. Причем заповеди — это не приказы Бога неким подневольным подчиненным. Это скорее подсказки любящего Творца обладающим правом выбора, но заблудившимся и несчастным людям. И цель заповедей — как раз освободить людей от всего порабощающего и лишающего их полноты жизни и радости. Почему же мы так часто слышим в Церкви это словосочетание — «раб Божий»? Прежде всего просто потому, что мало кто дерзнет назвать сам себя «другом Божиим». Авва Дорофей и многие другие отцы Церкви говорят, что человек может исполнять заповеди Божии по трем причинам. Во-первых — из страха наказания. Во-вторых — из желания получить награду, условно говоря, «пропуск в рай». И в-третьих — бескорыстно, из любви к Богу. Страх наказания свойственен рабу. Желание «заработать» Царство Небесное — наемному работнику. И только когда человек следует за Богом по любви к Нему, он может назваться Его другом. И даже — сыном или дочерью. Не случайно та молитва, которую дал Своим ученикам Сам Христос, начинается с сыновнего обращения к Богу: «Отче наш!»

http://foma.ru/pochemu-ljudi-raby-bozhi-...

Священник возглашает : Благодарим Господа! Народ отвечает: Достойно и праведно есть!.. Представьте себе измученного, несчастного, запутавшегося человека, которого вдруг находят и ведут во дворец, и говорят ему: – Посмотри, этот дворец принадлежит твоему отцу, он твой, это твое наследство. До этой минуты это был измученный, голодный, в порванной одежде, бедный человек, а теперь он внезапно стал наследником огромного богатства и радуется уютному дворцу. Его сердце буквально переполнено благодарностью и признательностью тому, кто подарил ему это наследство. То же самое происходит и с нами. Когда мы видим Бога, когда мы стоим перед Ним, то первая реакция нашего сердца – это благодарность: «Благодарим Господа!» Мы отвечаем: «Достойно и праведно есть!..», то есть достойно и праведно Его благодарить. Мы много раз говорили о благодарении (Евхаристии), но мы должны это делать снова и снова, потому что благодарность Богу – это очень важное дело. Мы видим, что Божественная литургия называется Святой Евхаристией (то есть святым благодарением), а это означает, что человек всегда должен выражать благодарность Богу. В то время, когда начинается главная часть Божественной литургии, Церковь призывает нас благодарить в себе, и больше от нас ничего не требуется. Мы не должны пугаться и вздрагивать: – Сейчас начинается Божественная литургия, и горе вам! Горе вам, потому что вы грешники! Подумайте об аде, мучениях, Божьем гневе, подумайте о том, что все вы попадете в преисподнюю! Ничего подобного. Такие мысли и чувства неуместны в духовной жизни, они не приводят нас к правильным отношениям с Богом. А каковы должны быть наши отношения с Богом? Мы – дети Божии и должны благодарить нашего Небесного Отца Мы – дети Божии и должны благодарить нашего Небесного Отца. Разумеется, мы знаем это, а также знаем то, что мы грешные и вовсе не хорошие дети Божьи. Тот, кто думает, что он хороший, не имеет внутреннего расположения благодарить Бога. В то же время тот, кто считает себя очень плохим человеком, гораздо искреннее благодарит Бога. Тропарь, который подготавливает нас к Рождеству Христову, повествует о том, что мы находимся в духовной темноте, и Свет взошел на нас, и поэтому мы еще больше должны благодарить Его. Если бы мы были праведными и добрыми, мы бы сказали:

http://pravoslavie.ru/113015.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИРОПОМАЗАНИЕ [Греч. τ Χρσμα - Помазание], таинство , совершаемое после таинства Крещения и состоящее в помазании новокрещеного св. миром с произнесением определенных слов. В просторечии миропомазанием иногда называют также елеопомазание на всенощном бдении , что в корне неверно: елеопомазание представляет собой рядовое благословение с использованием неосвященного елея (согласно Типикону, масла от лампады, горевшей во время службы у иконы праздника; на практике нередко используется елей с ароматическими добавками, что, возможно, и является причиной того, почему некоторые прихожане ошибочно считают его св. миром), к-рое можно принимать хоть каждый день; М. же является сакраментальным актом - таинством, к-рое совершается с использованием св. мира, освященного по особому чину, и, как правило, предстоятелем Поместной Церкви, и принять его можно лишь один раз в жизни. Богословское содержание М. неразрывно связано с его внешней формой как: 1) помазания, следующего за Крещением и совершаемого при помощи 2) св. мира, к-рым епископ или священник с произнесением 3) слов о «печати» (или иных) изображает знаки креста на теле принимающего таинство. Помазание и дар Св. Духа Как таковое, крещальное помазание освященным елеем или миром с раннехрист. времен служит видимым указанием на невидимое получение крещаемым дара Св. Духа (ср.: «Главное невидимое действие таинства Миропомазания состоит в том, что оно сообщает верующим Св. Духа» - Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 358). Этот дар уже сам по себе называется помазанием: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас [есть] Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор 1. 21-22). Ему причастны все члены Церкви Христовой: «Вы имеете помазание от Святого и знаете всё» (1 Ин 2. 20). Этот дар усыновляет человека Богу Отцу и соединяет его со Христом: «Вы... приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим 8. 15-17); освящает и просвещает человека; наставляет его в истинах веры: «Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин 2. 27).

http://pravenc.ru/text/Миропомазание.htm...

Закрыть itemscope itemtype="" > Инструкция для родителей от святых О советах святых отцов и собственном детстве рассказывает митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 18.04.2019 804 Время на чтение 5 минут Воспитание начинается с утробы Воспитание ребенка начинается еще в утробе матери. Преподобный Сергий, сосуд Духа Святого, удивлял окружающих и свою мать еще до своего рождения. И в современном мире, когда мама во время беременности часто ходила в храм, причащалась, по ребенку это заметно. Феофан Затворник, святой XIX века, бил тревогу, говоря о том, что в школах дается неправильное воспитание, детей учат безбожию. И предупреждал, что, если так будет продолжаться, в конце концов у нас не останется христианства, не останется христианского духа, только личина, оболочка. Родители, с которыми святитель Феофан переписывался, жаловались, что дети их, вырастая, отходят от веры, от Православия. Конечно, для них это было очень тяжело. А святитель отвечал: если в ребенке посеяно благочестие, не надо бояться, надо предать его в руки Божии, и эти семена в свое время взойдут. У него есть и своеобразная инструкция для родителей, чьи дети перестали воспринимать, говоря современным языком, христианские ценности. Он предлагает сначала выбрать подходящее время и спокойно поговорить с ребенком, выяснить, что его смущает. А выяснив, развеять его сомнения, уничтожить этих идолов. И после этого, с любовью, ни в коем случае не унижая ребенка, внушать истинные христианские ценности. Ему вторит один из святых нашего времени, афонский старец Паисий. Он сравнивает детей с картошкой. Если молодую картошку потереть, кожура сойдет сама, а старую картошку надо чистить. А если она еще полежит, то начнет гнить, и гниль придется вырезать... Вот почему так важно воспитание, полученное в детстве. Причем детей надо не просто учить, им надо показывать пример. Сами родители должны возрождаться от греха, бороться со страстями. Дети копируют поведение родителей на очень тонком уровне. Еще один совет старца - причащать детей как можно чаще. Тело и Кровь Христовы - величайшая святыня, которая питает душу и тело маленького человека. Ребенок - как часы с пружиной

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/18/ins...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010