Десятинной церкви



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ • Православная Энциклопедия ...Искать в Источникеpravenc.ru
... период Освящение Десятинной церкви в Киеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34. 5. 30. Л. 67 об.) Археологические исследования Старокиевской горы выявили, что Д. ц. была воздвигнута на месте обширного могильника (обнаружено ок. 150 погребений) , создававшегося на протяжении X в. (в погребениях найдены араб. монеты, отчеканенные в 961-976, овальные сканд. фибулы сер. - 2-й пол. X в., оружие и др.) . По мнению археолога К. А. Михайлова, храм был построен на «родовом погребальном участке представителей киевского княжеского дома или членов рода Рюриковичей, умерших до официального принятия христианства в 988 г. », чем объясняется «необычная сохранность большого числа пышных языческих захоронений под фундаментами» Д. ц. ( Михайлов. С. 37, 42 ) . Для строительства Д. ц. кн. Владимир в 989 г. отправил послов в К-поль, к-рые привели в Киев «мастеры от Грек» (ПВЛ. С. 54) . Данные источника подтверждаются многочисленными греч. граффити, к-рые были заметны на сохранившейся юго-зап. части Д. ц. еще в сер. XVII в. В плане Д. ц. (42 ´ 34 м) вычленяется композиционное ядро - 3-нефный храм с большим (7 ´ 6, 5 м) подкупольным квадратом и нартексом. С 3 сторон ... текст полностью ...
Десять веков святого Владимира. Родъ правыхъ ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... святости великого князя — Красна Солнышка в середине XVII столетия. Образ святого князя Владимира и киевская тема в русском искусстве второй половины XVII века С середины XVII века в русской культуре наблюдается особый интерес к киевской теме, к образам истории и искусству Киевской земли. Великую Русь с этим регионом объединяло общее прошлое, общие моменты славы и скорби, общие предки, в том числе герои и святые. Память о богоспасаемом Киеве, о «первопрестольной матери градам» (как называли его уже древнейшие источники времени Киевской Руси Повесть временных лет, Слово на обновление Десятинной церкви середины XII века, тропарь святому равноапостольному князю Владимиру и др.) навсегда сохранилась в русской истории. Открытие мощей митрополитом Петром (Могилой) На протяжении нескольких веков непрерывная преемственность с Киевом традиционно подчеркивалась в письменных источниках и в изобразительном искусстве Великой Руси. В московской культуре образы святых князей — равноапостольного Владимира, его мученически погибших сыновей Бориса и Глеба — оказываются своеобразными архетипами, собирательными образами великого киевского прошлого. В русском искусстве середины — второй ... текст полностью ...
Равноапостольный князь Владимир Великий / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... тем самым посвящал стольный град Небесной Владычице. Летопись сохранила молитву святого Владимира, с которой он обратился к Богу Вседержителю при освящении Успенского храма: «Господи Боже! Взгляни с неба и воззри. И посети сад Свой. И сверши то, что насадила десница Твоя, – новых людей этих, сердце которых Ты обратил к истине познать Тебя, Бога истинного. Взгляни на церковь Твою, которую создал я, недостойный раб Твой, во имя родившей Тебя Матери Приснодевы Богородицы. Если кто будет молиться в церкви этой, то услышь молитву его, ради молитвы Пречистой Богородицы». Сергей Ефошкин. У Десятинной церкви Этот соборный храм еще получил название Десятинной церкви, потому что в то время святой Владимир пожаловал Русской Православной Церкви десятину от всех доходов, и храм Успения стал центром общерусского сбора церковной десятины. «Се даю церкви сей Святыя Богородицы десятину из всего своего княжения», – так сказано в древнейшем тексте уставной грамоты, или церковного Устава святого Владимира. Десятинная церковь была особенно родной и любимой князю Владимиру. В 1007 году святой Владимир перенес в эту церковь мощи своей святой бабушки равноапостольной Ольги. А четыре ... текст полностью ...
Князь крестивший Русь | Свято-Пантелеимоновский ...Искать в Источникеchurch.ua
... родной для русичей. Как принял Владимир веру христианскую Важно отметить тот факт, что о том, как был крещен Владимир, имеются до воли противоречивые сведения. В результате этого у нас не достаточно информации о таком важном событии в жизни князя киевского. В летописи говорится, что правитель земель русских был крещен около 988 года. Связывают это событие с покорением византийского города (Херсонеса) , что в Крыму, войском Владимира. Долгое время не поддавался город натиску князя. Как рассказывает летописец, помог Владимиру некто Анастас. Прежде — защитник города, а после — настоятель Десятинной церкви в Киеве и сподвижник князя. Он посоветовал перекопать трубы, что обеспечивали Корсунь водой. Дал Владимир обещание: если город падет, благодаря этому совету, примет он крещение. Но не спешил князь выполнять слово, которое дал после взятия Херсонеса. Владимир отправил послов в столицу Византийской империи, город Константинополь, где потребовал у тамошних правителей, Василия и Константина брака с их сестрой, порфирородной Анной. Братья-императоры соглашаются, но ставят ответное обязательное условие: князь должен стать христианином до свадьбы. Согласно источникам, Владимир ... текст полностью ...
Духовная матерь всея Руси | ...Искать в Источникеchurch.ua
... Молва ходит о чудесах, связанных с останками княгини. Окошко было установлено в верхней части гроба каменного, где святые мощи покоились. И если кто-либо приходил с верой твердой к саркофагу, окошко это открывалось само по себе. А там тело нетленное святой Ольги светилось, как солнце ясное. Исцеляются от всевозможных болезней люди многие у этой гробницы. Так люди говорят. Но для тех, кто приходил и не имел в сердце веры, не открывалось это окошко, и только каменный гроб могли они видеть. Осталось раскрыть дальнейшую судьбу святыни христианской, мощей Ольги. К сожалению, постигла их участь церкви Десятинной в Киеве. Когда в 1240 году случилось нашествие татар на столицу Руси, святые останки спрятали в церкви под спудом. Но в XVII веке, если верить летописям и приданиям, митрополит киевский Петр Могила, когда проводил раскопки в церкви Пресвятой Богородицы (она же Десятинная) , снова открыл их. А на месте разрушенного храма он построил новый небольшой. Там и находились нетленные мощи, а в начале XVIII столетия были окончательно утеряны по неизвестной причине. Поделиться: Twitter ВКонтакте Facebook Одноклассники Google Эта запись была размещена в Жития святых, Успение прав. ... текст полностью ...
Небесный покровитель храма | Храм во имя ...Искать в Источникеprihod.ru
... святого человека — от чудес или от дел? » И сказал: «От дел узнаем, а не от чудес»…» И только в XIII веке происходит общецерковное причтение князя Владимира к лику святых. Наверное, этому способствовало и то обстоятельство, что именно в день памяти святого Владимира (15 июля) была одержана одна из славных побед русского оружия — битва на Неве, в которой дружина новгородского князя, потомка Владимира Святого, Александра Ярославича (Александра Невского) , разгромила шведское войско. Мощи святого князя Владимира, как и мощи блаженной княгини Ольги, разделили трагическую участь Киевской Десятинной церкви, разрушенной татарами в 1240 году. На многие столетия гробница святого князя оказалась погребенной под развалинами храма. В 1635 году киевский митрополит Петр Могила, казалось бы, обнаружил драгоценную святыню — два саркофага, в одном из которых, по его предположению, находились мощи святого Владимира. «В воспоминание будущим родам» святитель извлек из гроба главу и кисть правой руки. Впоследствии глава была положена в главный храм Киевской Печерской лавры во имя Успения Пресвятой Богородицы, кисть — в Киевский Софийский собор. Часть святых мощей оказалась в Москве, в ... текст полностью ...
Храм Рождества Пресвятой Богородицы г. Мерефа -Искать в Источникеprihod.ru
... в неизвестном месте. По Житию и монаху Иакову тело блаженной княгини сохранилось от тлена. Её «светящееся яко солнце» тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление. Все же прочие видели только гроб. Скорее всего, в княжение Владимира княгиня Ольга начала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение её мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля, по крайней мере, в самой Десятинной церкви. Однако официальная канонизация (общецерковное прославление) произошла, видимо, позднее — до середины XIII века. Её имя рано становится крестильным, в частности, у чехов. В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина) . 21 июля - Явление иконы Пресвятой Богородицы во Казани Как гласит предание, Казанская икона появилась после 1579 года, когда большая часть Казани, незадолго до того ... текст полностью ...
Климент, папа Римский – один из любимых святых ...Искать в Источникеsdsmp.ru
... его мощам. Но в?? веке останки священномученика Климента перестали быть доступными. Когда же в Херсонес прибыли святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, они убедили духовенство и паству молить Бога об обретении мощей. И только после соборной молитвы в полночь на поверхности вод появились останки святого. Обретение мощей священномученика Климента, папы Римского близ Херсонеса. Миниатюра из Менология императора Василия II Когда князь Владимир взял Херсонес и крестился в крымских водах, а затем принес христианскую веру на Русь, он привез в Киев честную главу священномученика. Ее поместили в Десятинной церкви, один из приделов которой был освящен в честь святого Климента. В Киеве сразу распространилось почитание святого. До наших дней дошел памятник древнерусской литературы «Слово на обновление Десятинной церкви» (?? в.) , на страницах которого святой Климент прославлялся как заступник земли Русской. Фрагмент макета из Музея Института археологии НАН Украины. Так могла выглядеть центральная часть Киева с Десятинной церковью во времена князя Владимира, в конце X века Святитель ассоциировался у русских людей с началом христианства на Руси. В памяти народа ярко запечатлелась его ... текст полностью ...
Даниловский звон. Часть 1 / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... о колоколах при храме Святой Софии. В конце XII века колокола уже имелись в церквах и монастырях Полоцка, Новгорода Северского, Владимира на Клязьме. Ранний период колокольной истории России довольно хорошо представлен многочисленными археологическими находками в виде целых колоколов или их фрагментов; они обнаружены в основном при раскопках городов, сгоревших в результате противоборства удельных князей и набегов степных кочевников. Древнейшим русским колоколом считается один из двух колоколов коринфской меди в 2 пуда 10 фунтов, обнаруженный в 1824 году при раскопках фундамента киевской Десятинной церкви. О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи 1194 года. В XII веке в Суздале и Киеве появились литейные мастерские. К XIV веку центром литейного дела становится Москва (Шашкина Т. Б.) Древнерусские колокола домонгольского времени Колокола: История и современность. М., 1993. С. 128–142; см. также: Константинова В. О церковных звонах Мир Православия. 2003. № 5 (. [3] «При церкви [преподобного Даниила Столпника] с первого ее устроения была и звонница, это естественно, – писал в конце XIX века историограф Данилова монастыря архимандрит Дионисий) ... текст полностью ...
Кому принадлежит святой князь Владимир? / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... москали украли святого князя Владимира, что-де специально скопировали киевский памятник; некоторые производители конфет даже заявляют, что это-де демонстрация попытки гибридного присвоения истории. И в связи с этим ставится вопрос: кому принадлежит святой князь Владимир, и имеет ли право Российская Федерация поставить ему памятник в своей столице? Можем ли мы претендовать на наследие святого князя? Рассмотрим этот вопрос без гнева и пристрастия. Фото: Татьяна Белякова ТАСС Да, с одной стороны, святой равноапостольный князь Владимир правил в Киеве, в нем скончался и был погребен в Десятинной церкви, разрушенной монголами в 1240 году. Однако разве вся территория современной Российской Федерации находилась вне пределов державы Владимира? Разве в нее не входили Новгород и Псков, Суздаль и Ростов, Муром и Старая Ладога? И более того: до того как Владимир стал князем Киевским в 980, он княжил в Новгороде. Новгородцы сами попросили его у его отца, князя Святослава. Киевская Русь и созидалась между двумя полюсами — Новгородом и Киевом, на пути «из варяг в греки». Когда Киевский князь терпел поражение и вынужден был бежать, его базой становился Новгород. Попытка сделать св. ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Десятинной церкви
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"