В соседнем с храмом Христа Спасителя храме Илии Пророка во 2-м Обыденском переулке пребывает чтимый список иконы Божией Матери «Державная», написанный в начале 1920-х годов художником Николаем Чернышевым. Вскоре после этого Николай Чернышев был арестован и погиб за веру в декабре 1924 года. Вы прочитали статью Державная икона Божией Матери. Обратите внимание на другие материалы: Казанская икона Божией Матери Иверская икона Божией Матери Икона Божией Матери «Утоли моя печали» Видео об иконе Божией Матери Державная: Об иконе Божией Матери Державная для детей: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 16 апреля, 2023 9 апреля, 2023 27 февраля, 2023 9 марта, 2022 18 января, 2022 21 ноября, 2021 20 ноября, 2021 26 октября, 2021 30 сентября, 2021 Помогите Правмиру работать в этих сложных условиях пожертвовать рублей в месяц Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/derzhavnaya-ikona-bozh...

Вечер открылся выступлением руководителя  Женского православно-патриотического общества, председателя правления Фонда по постановке памятника Патриарху Гермогену, автора книги «Под Державным покровом. История народного почитания»,  кандидата исторических наук  Галины Васильевны Ананьиной. В своем вступлении она подробно рассказала об истории обретения иконы Божией Матери «Державная»,  её народном почитании, о духовной связи этой иконы с личностью последнего русского царя.  Галина Ананьина   напомнила, что в этом году исполняется 15 лет крестному ходу «Под звездой Богородицы».  Она рассказала  о том, что икона Божией Матери «Державная» сейчас находится  на реставрации в  Свято-Троицкой Сергиевой лавре, а также   высказалась  о необходимости возвращения  к инициативе Президента РФ  В.В. Путина о возрождении Чудова и  Воскресенского монастырей Московского кремля.  Галина  Ананьина принесла с собой и показала участникам вечера  историческую реликвию – образок столетней давности  с изображением Патриарха Гермогена и иконы Божией Матери «Державная». Главный редактор газеты «Русь Державная» Андрей Николаевич Печерский  поделился своими воспоминаниями  о «Державной» иконе  Божией Матери  в  Локотках  и явленных при этом чудесах,  свидетелем которых он стал. Позже было установлено, что раннее на этом месте находилось подворье Чудова монастыря.  А.Н. Печерский  также рассказал о своем участии  в крестном ходе  «Под звездой Богородицы», посвященном воссоединению Русской Православной Церкви в Отечестве и Заграницей. Основу его программы тогда составили восемь крестных ходов, проводимых в период с 20 мая 2007 года по 8 июня 2008. Крестные ходы вышли в Москву из Владивостока, Якутска, Барнаула, Ростова на Дону, Афона, Иерусалима, Санкт-Петербурга и Архангельска. Они символизировали собой восемь окончаний Звезды Богородицы. Каждый ход сопровождал свою икону Божией Матери «Державная». Их участники вышли в разное время, в зависимости от расстояния до столицы, а пришли к Храму Христа Спасителя одновременно.

http://radonezh.ru/2023/03/21/v-moskve-p...

Проповедь перед причастием произнес священник Георгий Баронец, настоятель строящегося храма святителя Митрофана, епископа Воронежского, в Москворечье г. Москвы. На запричастном в алтаре храма состоялась краткая беседа Его Святейшества с архимандритом Спиридоном (Катрамадосом). По завершении Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление у чудотворного Державного образа Пресвятой Богородицы и вознес молитву ко святым Царственным страстотерпцам. От лица духовенства и прихожан Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовал настоятель храма епископ Гурий (Шалимов), который преподнес Его Святейшеству список Державной иконы Божией Матери. Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар храму Святейший Владыка передал список иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Верующим были розданы иконки Божией Матери «Державная» с Патриаршим благословением. После богослужения Предстоятель Русской Церкви посетил выставку «Державная заступница России. К 100-летию отречения императора Николая II и обретения в Коломенском иконы " Богоматерь Державная " », которая открылась в выставочных залах Сытного двора в Коломенском 1 марта и будет проходить до 25 июня 2017 года. Святейшего Патриарха Кирилла сопровождали руководитель выставочного проекта, директор музея-заповедника С.И. Худяков, епископ Гурий (Шалимов), автор выставки, главный хранитель музея-заповедника О.А. Полякова. История иконы «Богоматерь Державная» и ее почитания представлена на выставке с момента ее обретения до наших дней. В 1929 году икона была помещена в запасники Государственного исторического музея, а в 1990 году возвращена в Коломенское, в церковь Казанской иконы Божией Матери. Предметный ряд выставки составляют более 200 экспонатов, в том числе реликвии Царской семьи — шашка императора Николая II и кружевная накидка императрицы Александры Федоровны, а также уникальные свидетельства Февральской революции 1917 года. Представлены материалы о Первой мировой войне, восстании в Петрограде и свержении монархии. Тема заступничества Пресвятой Богородицы раскрывается на памятниках древней иконописи. Отдельный раздел выставки составляют древние иконы Пресвятой Богородицы по большей части из Московского государственного объединенного музея-заповедника,  которые экспонируются впервые, а также из Сергиево-Посадского музея-заповедника. Также подготовлена визуальная электронная экспозиция с использованием кадров кинохроники, документов и фотографий.

http://patriarchia.ru/db/text/4834726.ht...

В начале поездки, когда мы поднесли икону в специальном футляре к трапу, то все замерли: пройдет ли она в проем двери. По милости Божией мы внесли святыню в салон. Еще бы два сантиметра, и икона не вошла бы… Переносить же ее было непросто — весила она с футляром около ста килограммов. В Нью-Йорке православные люди сжалились над нами и приделали к футляру специальные колесики. И даже тогда, когда надо было ее представлять для таможенных служб — таможенники разных стран, где мы побывали, которые наверняка не были православными, с благоговением относились к святыне. Наверняка среди этих людей были и протестанты, которые не почитают икон, были и просто неверующие. Вся наша поездка прошла под покровом Царицы Небесной. По словам владыки Лавра, она оказалась очень важна для Русского Зарубежья. Потому что — вот прошло 17 мая, воссоединение. Торжества в Москве. А потом, как мне говорили мои друзья из зарубежья, наступила некая пауза: «а что же дальше?» И когда в зарубежные православные храмы в Америке, Канаде, Австралии, Европе пришла икона Державной Божией Матери — это было для всех грандиозным событием. Множество людей собиралось для того, чтобы поклониться Царице Небесной. Все знали историю иконы, а для тех, кто не знал, мы привезли с собой специальные буклеты, маленькие иконки Державной Божией Матери с благословением Святейшего Патриарха, которые раздавали всем. Это чувство единения, которое все мы ощущали тогда под покровом Божией Матери, между нами, представителями Московского Патриархата и членами Русской Зарубежной Церкви, было удивительным. Царица Небесная благословляла это единство, любовь, самые дружеские и искренние отношения. Многие сомневающиеся приходили тогда в храм, где находилась икона Державной Божией Матери, присутствовали на литургии, слушали хор нашего Сретенского монастыря, слова наших иерархов: владыки Исидора Кубанского, митрополита Онуфрия Буковинского, который говорил еще и по-английски. Он, может быть, и не в совершенстве говорил на иностранном языке, но это было так трогательно и искренне, что люди не могли сдержать слез. Владыка сначала обращался с проповедью на русском языке, а потом то же самое повторял по-английски. Люди видели, что владыка потрудился для того, чтобы донести до всех то, что было у него на сердце. Когда мы сидели в самолете, он со словарем готовился к проповеди.

http://pravoslavie.ru/36611.html

В 1817 г. на Воробьевых горах заложили храм Христа Спасителя – памятник победы в Отечественной войне 1812 г. Он должен был террасами спускаться с вершины Воробьевых гор к Москве-реке. Однако во время земляных работ обнаружилось, что грунт осыпается и сползает; поэтому в 1827 г. строительство здесь прекратили и позже перенесли на Пречистенку. Так Троицкая церковь осталась в этих местах единственным памятником и свидетелем героических событий 1812 г. В XIX веке обновление Троицкого храма происходило дважды: в 1858–1861 гг. и в 1898 г. В XX веке, в 1964 и 1971 гг., производился внешний ремонт здания, а в 1971–1972 гг. – внутренний ремонт. Чистилась настенная живопись, частично была сделана новая. В 2006 г. церковное здание также ремонтировалось снаружи и внутри. Наружные стены храма и колокольни в настоящее время украшают фрески. На колокольне вверху расположен образ Божией Матери «Знамение», а на нижнем ярусе – «Прп. Сергий Радонежский благословляет блгв. кн. Димитрия Донского», «Митр. Московский Алексий исцеляет царицу Тайдуллу» и «Моление прп. Серафима Саровского на камне перед образом Богородицы “Умиление”». На правой стене трапезной изображен святитель Николай, на левой – преподобный Сергий Радонежский (в соответствии с расположением приделов). На портике южного входа находится фреска «Св. Троица с Авраамом и Саррой под Мамврийским дубом». Далее против часовой стрелки: образ Иоанна Предтечи, на внешней стене Горнего места – Голгофа, и, наконец, образ Спасителя. Особого внимания заслуживает настенная живопись внутри храма. Над входом в главную часть из трапезной изображена Ветхозаветная Троица, на куполе – Бог Отец и Бог Дух Святой с предстоящими ангелами, а над алтарем – Вознесение Господне. На стенах в медальонах – изображения пророков Илии и Моисея, святителей Николая и Алексия, митрополита Московского, преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского, а также образ Божией Матери «Знамение». Над южной дверью ниже медальонов – Сретение Господне и «Насыщение пяти тысяч пятью хлебами», над северной – Введение во храм Пресвятой Богородицы. В иконостасе главного престола привлекает внимание икона Божией Матери «Живоносный Источник», как память о прежнем названии храма. Перед солеей слева – Печерская икона Божией Матери, справа – образ Спаса Нерукотворного. За этими иконами располагаются два лика (хора) для антифонного пения. Слева от амвона – небольшая икона новомучеников Российских, справа – такая же по размеру икона Царственных мучеников. На северной стене находится икона Божией Матери «Утоли моя печали» и особо чтимый образ Божией Матери «Благодатное Небо», на южной стене – икона Божией Матери «Державная».

http://sobory.ru/article/?object=02278

Чудо? Конечно, Божие чудо, чудо Царицы Небесной. Так было и с нашим Державным храмом. Сначала, десять лет назад, был маленький крестный ход вокруг старого ветхого здания - тогда еще склада, который нам никак не хотели отдавать и куда нас добрые сторожихи еле-еле пустили помолиться на свой страх и риск. Ну, кажется, ну что произошло? Несколько человек, взрослых и детей, прошло с иконками, с молитвой... Неужели что-то будет от этого, какие-то большие события вдруг совершатся, на которые сейчас даже и намека нет? Какие-то серьезные люди изменят свое мнение, и всё это будет отдано, наконец, Церкви?.. Года не прошло - и отдали. И - храм стоит Державной иконы Божией Матери. Пока он строился на пустом месте, в этом, ветхом здании служили, и рядом с Державной иконой уже тогда на аналое лежала икона святых Царственных мучеников, одной из первых написанная для нового храма. Она и теперь лежит в новом уже храме, но только теперь это особая святыня: ее пешком пронесла по всей Русской Земле от Владивостока до Коломенского в Крестном ходе «Под звездой Богородицы» раба Божия Галина. После завершения Крестного хода мы этот образ торжественно встретили в нашем храме, а потом долго расспрашивали Галину о том, как всё это было, как они шли с Иисусовой молитвой, как икона эта мироточила, благоухала во время Крестного хода, как она спасла ей жизнь. Когда они шли по Забайкалью, мы получили вдруг весточку из Бурятии, из-под Улан-Уде, из села Тарбагатай. Позвонила Валентина Сидоровна Константинова, староста будущего храма, а потом и приехала в наш храм, рассказала. Они хотел там строить храм, но не знали, кому его посвятить. А тут пришел Крестный ход, и они решили, что храм будет в честь Державной иконы Божией Матери. Очень много поклонных крестов было установлено на их пути. Крестный ход - это исповедание веры в силу заступления Царицы Небесной за землю Русскую и полного нашего человеческого безсилия вывести сегодня Отечество из беды, из затянувшегося смутного времени. Это вопль к Небесам, к Заступнице Усердной: веруем и исповедуем, что без Тебя, Радосте наша, мы не можем никак, только на Тебя вся наша надежда! Спасешь - спасемся. Не примешь наших недостойных молитв - будем еще и еще Тебя умолять, но не отступим, Владычице, от Тебе, невозвратную надежду имуще на Тя избавления всех зол.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/m...

В это сложное и нелегкое для многих время, связанное с возникшими разделениями, часто касающихся близких родственников и друзей, Господь не лишил нас благодатного Своего утешения: в нашей епархии пребывали две замечательные чудотворные иконы Божией Матери. Во-первых, Курскую-Коренную икону Пресвятой Богородицы, которая находилась в пределах нашей епархии в течение целых четырех месяцев, посетив почти все наши приходы, общины и обители в Австралии и Новой Зеландии, принося великое счастье и утешение посещением многочисленных домов верующих. Пребывание второй иконы – дивного чудотворного образа Божией Матери «Державной» – было связано с празднованием восстановления в этом году канонического церковного единства Русской Церкви. Явление Державной иконы, обретенной в день отречения от престола царя-мучениа Николая II в 1917 году, ознаменовало принятие Божией Матерью под Свой небесный покров страждущей Русской земли в годы наступивших кровавых гонений против Церкви Христовой и против всех русских православных христиан. Эта святая икона, хорошо известная в пределах русского зарубежья, милостиво посетила и нас в Мельбурне и Сиднее по благословению Святейшего Патриарха Алексия. Ее сопровождала церковная делегация в следующем составе: митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, ректор Московских духовных семинарии и академии архиепископ Верейский Евгений, наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), протоиерей Владислав Цыпин, несколько других клириков и хор Сретенского монастыря, состоящего из 42-х голосов. Эта делегация вместе с Державной иконой посетила в сентябре Богородице-Успенский храм Данденонге, Покровский кафедральный собор в Мельбурне, Покровский храм в Кабраматте и Петропавловский кафедральный собор в Стратфильде. Наличие столь великой святыни, архипастырей Русской Церкви и замечательного мужского хора на торжественных богослужениях в наших храмах произвело незабываемое, благоприятное духовное впечатление на всех присутствовавших богомольцев.

http://pravoslavie.ru/5708.html

О чудесном явлении ничего не знал Император, однако по воле Божией именно эта икона была вместе с Царской Семьей в день их мученической кончины. Незадолго до этого Великая Княгиня Елизавета Феодоровна через графиню Зинаиду Толстую отправила копию Державного образа и текст молитвы Государю. 17 июля 1918 года в Ганиной яме после убийства страстотерпцев мужики нашли образ Державной иконы Божией Матери, которая была исколота «штыками». Об этом говорится в материалах следствия Николая Соколова. Следовательно, икона находилась у кого-то на груди из царственных мучеников во время убийства. Царица Небесная и в последние минуты жизни Николая II и его Семьи защищала их. Державная икона Божией Матери стала одной из самых почитаемых православными святынь. Известно множество чудес, связанных с этим образом. В книге приводятся рассказы самовидцев. После начала прославления Державной иконы Божией Матери, в период гонений на христиан богоборцы сделали все, чтобы уничтожить упоминание о ней. Составители службы были расстреляны, а на людей, у которых хранились списки образа, открыли настоящую охоту. На протяжении долгих лет: и в войну, и в послевоенное время иконы находили у многих, однако сам Явленный образ считался утраченным. Второе же обретение Державной иконы состоялось 14(27) июля 1990 года. Она была обнаружена в запасниках Государственного исторического музея. И ее снова передали в Коломенское. Сергей Фомин на примере множества исследований обстоятельно описывает каждое событие, связанное с Державным образом. Он прослеживает историю создания этой иконы, ее взаимосвязь с другими изображениями Богородицы, смысловое наполнение, а также определяет место этой святыни в Домостроительстве Руси. Подробно православный историк рассматривает Отчину «Державцев Русской земли», коей является Коломенское. Не случайно именно здесь произошло первое явление иконы. Перед читателями открывается смысловое пространство Коломенского, его храмов, внутрицерковной символики. В книге представлены также службы, акафисты и молитвы Державному образу.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/16/...

Икона сразу же стала почитаться как чудотворная, с нее делали многочисленные списки, ее приглашали для совершения молебнов во все окрестные села, во многие обители, храмы, на заводы и фабрики по всей Москве. Служба и акафист Державной иконе были составлены по благословению и с участием Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона. (Другая служба, изданная позднее в Джорданвилле, была составлена В.В. Богородицким.) Название иконы соответствует ее иконографии. Богородица представлена как Царица Небесная и земная. Облаченная в красное одеяние, напоминающее императорскую мантию, и зеленый хитон, Она восседает на престоле, держа в простертой правой руке скипетр, левая рука Ее положена на державу, на голове, окруженной золотым нимбом, — царская корона. На коленях Владычицы — благословляющий Богомладенец, левой рукой указывающий на державу. Предполагается, что Державная икона, созданная в XVIII веке, прежде находилась в Вознесенском девичьем монастыре Московского Кремля, откуда была вывезена в Коломенское во время нашествия Наполеона в 1812 году. После большевистской революции 1917 года икона вместе с другими святынями закрытого Вознесенского храма находилась в различных хранилищах Государственного Исторического музея. Возвращение чудотворной иконы знаменательно совпало с освобождением России от богоборческого ига. В конце 1980-х годов стараниями митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) и архимандрита Иннокентия (Просвирнина) икона, согласно личному распоряжению директора музея К.Г. Левыкина, была негласно перенесена в Издательский отдел Московского Патриархата, где и пребывала в течение нескольких лет в алтаре домового храма во имя преподобного Иосифа Волоцкого. 27 июля 1990 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II духовенство и православные москвичи торжественно перенесли икону в Коломенское, в действующую Казанскую церковь. Образ был установлен у правого клироса храма. С тех пор перед чудотворной иконой Божией Матери «Державная» по воскресным дням совершается чтение акафиста, составленного при участии святителя Тихона.

http://pravoslavie.ru/860.html

Произведенным, по поручению Преосвященного Иоасафа, расследованием чрез местного духовного следователя выяснилось, что 1 . обстоятельства, изложенные в донесении причта Вознесенской, села Коломенского, церкви вполне подтверждены показаниями допрошенных лиц. Молва о явлении иконы весьма быстро стала распространяться среди окрестных жителей, стали стекаться во множестве богомольцы на поклонение иконе и(,) с разрешения Преосвященного Иоасафа, от 1Ю Июля с[его] [года], стали брать означенную икону по домам не только свои прихожане, но и соседние селения. О чудесах же от иконы 1016 [тогда] 1017 не было заявлено. Икона находится в настоящее время в Георгиевской церкви (-) в новом вызолоченном иконостасе(;) (2.) Изображена на иконе: («)Богоматерь,сидящая на престоле, с короной на главе, со скипетром в одной руке и с державою в другой, на коленях Божией Матери (-) Благословляющий Спаситель, без короны, сверху изображен Бог Саваоф». Высота иконы 2 аршина, 1018 ширина с полями 2 аршина, икона имеет отчасти сходство с изображением иконы «Киево-Печерския Божия Матери». По сведениям, данным Членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения 1019 протоиереем Страховым: икона не древняя, приблизительно конца 18 века/не старше/, по форме/вверху овальная/иконостасная, средняя, из третьего пояса/пророческого/. 1020 По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенско[й] церкви ранее нынешнего/и об этом иконостасе известный археолог И. Снегирев сообщает, что он в свое время был перенесен из одной из церквей Московского Вознесенского монастыря 1021 /. Означенная икона Богоматери, по усердию богомольцев, ныне износится не только по окрестным селениям, но и по Московским женским монастырям и приходам для возношения молений пред Нею. О вышеизложенном долг имею почтительнейше донести Святейшему Синоду на благоусмотрение. ВАШЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА 1022 [Подпись:] покорнейший послушник

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010