А лживых пророков еще нужно распознавать, потому что они стараются выдать себя за истинных православных христиан,  КОТОРЫЕ ПРИХОДЯТ К ВАМ В ОВЕЧЬЕЙ ОДЕЖДЕ , прикрываясь лицемерной кротостью и простотой, даже наружным благочестием: милостыней, молитвой, хотя все это делают в духе фарисейском,  А ВНУТРИ  (на самом деле) они  СУТЬ ВОЛКИ ХИЩНЫЕ . Кто же эти лживые пророки? Истинный пророк есть избранник Божий, которого Бог посылает возвещать людям волю Свою и открывать будущее. А так как древние пророки не только предсказывали будущее, но и учили народ благочестию, то пророками называли иногда и посланных Богом проповедников веры и учителей благочестия. Поэтому ложный пророк есть самозванец, выдающий себя за посланника Божия, за проповедника истины; это лжеучитель и обманщик. Немало их и теперь. Но как отличить этих лживых учителей от истинных? Господь указывает верное к тому средство. Все они заражены такой гордыней, которая даже все их мнимые добродетели обращает в ничто в очах Божиих. Дерево может иметь цветы прекрасные и благоуханные, листья густые и зеленеющие; но все дело в плодах: хороши плоды – хорошо и дерево, худы плоды – худо и дерево. Так и человек узнается не по словам, а по его делам, по его жизни и поведению:  ПО ПЛОДАМ ИХ УЗНАЕТЕ ИХ! Смотрите не на учение их, которое для простых и неопытных бывает трудно распознать и опровергнуть; смотрите, как они ведут себя. Тот путь, по которому Я велел идти Своим ученикам, путь трудный и неудобный; лицемеры не могут идти по нему, для этого у них нет самого нужного – смирения.  СОБИРАЮТ ЛИ С ТЕРНОВНИКА ВИНОГРАД  (кисти сладкого винограда),  ИЛИ С РЕПЕЙНИКА  питательные  СМОКВЫ?   ТАК ВСЯКОЕ ДЕРЕВО ДОБРОЕ ПРИНОСИТ И ПЛОДЫ ДОБРЫЕ ,  А ХУДОЕ ДЕРЕВО  (дерево гнилое или негодное)  ПРИНОСИТ И ПЛОДЫ ХУДЫЕ . «Господь сравнивает человека с деревом, – говорит блаженный Феофилакт, – потому что он, если хочет, может быть привит от безплодного греха к добродетели, подобно тому, как прививают безплодное дерево, чтобы оно было плодоносно».  НЕ МОЖЕТ ДЕРЕВО ДОБРОЕ , пока оно не испорчено,  ПРИНОСИТЬ ПЛОДЫ ХУДЫЕ ,  НИ ДЕРЕВО ХУДОЕ , пока оно остается плохим, не привитым к доброму дереву,  ПРИНОСИТЬ ПЛОДЫ ДОБРЫЕ . Так и от лжеучителей нельзя ожидать чистой, богоугодной, истинно христианской, смиренной добродетели. «Христос, – поучает святитель Златоуст, – не то говорит, будто худому человеку невозможно перемениться, или доброму невозможно пасть; но то, что человек не может принести доброго плода, пока живет худо. Как же Давид, будучи и добр, принес худой плод?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

протоиерей Александр Шаргунов Скачать epub pdf Седмица 10-я по Пятидесятнице Понедельник Мф, 84 зач., 21, 18–22 Поутру же Иисус, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите. Когда Господь возвращался в Иерусалим после изгнания торговцев из Храма, Он увидел смоковничное дерево у дороги. Господь испытывал жажду и голод, но, подойдя к смоковнице, Он не нашел на ней ничего, кроме листьев. «Да не будет же впредь от тебя плода вовек», – сказал Христос. «И смоковница тотчас засохла». Мы знаем, что пророки часто прибегали к символическим действиям, когда видели, что слова их не достигают цели. Что же хотел сказать этой происходящей у всех на глазах притчей Господь? Вспоминается другая евангельская притча о бесплодной смоковнице. «Вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, – сказал господин виноградника своему служителю, – и не нахожу. Сруби ее: на что она и место занимает» ( Лк.13:7 ). Бесплодная смоковница была бесполезна, и участь ее была предрешена. Суть истории со смоковницей не в том, что Господь разгневался на это дерево, а в том, что тень от него покрывала Иерусалимский храм. Тень от смоковницы и Храм слились в одно. Это дерево изображало иудейский народ, который обещал миру принести духовный плод. Но когда Помазанник Божий, ради которого существовал Израиль, пришел, Его не только не узнали, но решили распять Его. Потому Господь и сказал: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». Ученики, видя, как смоковница тотчас засохла, так были потрясены властью Господа над природой, что не задумались о смысле этого события. И Господь обратил их мысль к научению истинной вере. Без плода благодати жизнь теряет главное измерение, и для чего ей надо продолжаться? Мы увидели образ проклятия Божия бесплодному Израилю, точно так же, как очищение Храма было символическим действием, показывающим пустоту внешнего благочестия – без духовного плода. Дерево в цветах и листьях, но не имеющее плода, – исповедание веры без жизни по вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вопрос о местоположении земного рая, служившего местопребыванием первой человеческой четы до грехопадения, принадлежит к числу труднейших вопросов библейской географии. История этого вопроса замечательна как по значительному количеству учёных сил, принимавших участие в решении проблемы, так и по необыкновенному разнообразию результатов, достигнутых исследователями. Это разнообразие ближайшим образом объясняется неясностью – при настоящем состоянии точных сведений по географии древнего мира – некоторых географических указаний, сделанных в тексте библейского повествования о земном рае. Необходимо выписать это повествование, для того чтобы яснее видеть, в каких пунктах оно неясно и могло более или менее затруднять толкователей. В книге Бытия 2:8–15 читается: И насадил Господь Бог рай в Эдеме (букв. с евр. в Эдене) на востоке; и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Эдема (евр. Эдена) выходила река для орошения рая; и потом (букв. с евр. и оттуда) разделялась на четыре реки: Имя одной Фисон (евр. Пишон): она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; И золото той земли хорошее·, там бдолах и камень оникс (евр. гашшогам). Имя второй реки Гихон (Геон): она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель (Тигр): она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. И взял Господь Бог человека (которого создал) и поселил его в саду эдемском, чтобы возделывать его и хранить его. Из рек, которые, по этому повествованию, вытекали из рая, составляя подразделения одного течения, самая известная и не допускающая колебаний относительно её местонахождения есть «четвёртая река Евфрат», западная из двух больших рек, между которыми находится Месопотамия. Относительно третьей реки могло бы возникать недоумение только по поводу названия её в евр. тексте именем Хиддекель. Но, с одной стороны, есть очевидно тоже, что ассир. Идиклат – форма, правда, в доселе известных памятниках вавилонско-ассирийского клинообразного письма только однажды встречающаяся, но зато не оставляющая сомнения, что она относится к той же реке, которая гораздо чаще называется сокращённым Диклат; последнее же название от древних вавилонян и ассириян перешло в позднейшее халдейское наречие: Диглат, в сирский язык: Дэклат, в арабский: Диджлат. С другой стороны, по древне-персидски та же река называлась Тигра (в Бундэгеш – Даград), от какового названия, очевидно, произошло уже греч. Τγρης или Τγρις (стр. 170 и сл.). Чтобы установить тожественность Τγρις и Диклат-Диглат, необходимо только прибавить, что буквы «р» и «л» заменяются иногда одна другою как в арийских, так и в семитских языках: ср. греч. σιγηρς=σιγηλς, κρβανος=κλβανος; евр. = , = ( Ис. 13:22 ).  

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/g...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > 4. Грехопадение. Тайна Египетских казней Конспект занятий воскресной школы для взрослых 12.10.2016 1173 Время на чтение 11 минут Руки Твои сотворили меня и устроили меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим. (Пс.118:73) 1. Божественная поэзия Шестоднева 2. О третьем и четвертом днях творения 3. О пятом и шестом днях творения Адам сотворен был совершенным по душе и по телу, видом прекрасен, духом светел, чист и безгрешен, однако совершенство его могло быть легко утрачено. Получив от Бога творческие способности и свободную волю, Адам мог употребить свою свободу на зло. Поэтому немедленно Господь начинает обучение и воспитание Адама. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. (Быт.2:8,9) Бог устраивает в определенном месте «на востоке» прекрасный сад Эдем (Эдем - «наслаждение», в славянском тексте - «Рай сладости»), и в этом саду помещает Адама. Местоположение Рая «на востоке», (то есть, там, где восходит солнце), символизирует путь Адама к вершине духовного совершенства, рассвет красоты его души на этом пути. И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь . (Быт.2:15-17) Разумеется, Эдемский сад, как и все творение Божие, был «весьма хорош». Но, по-видимому, свободный рост деревьев и другой зелени Эдема в дальнейшем мог привести сад к «одичанию». Поэтому сад поручен заботливым рукам Адама. Уход за садом Эдемским садом символизирует необходимость рассудительности и сдержанности во всех вожделениях свободной воли Адама. Хотя душа его благоустроена и совершенна, ей требуется «хранение и возделывание», то есть, развитие в себе навыка самодисциплины, умения во имя собственного блага, и блага всего творения, добровольно отсекать худое и держаться доброго. И поскольку Бог является абсолютным источником всякого добра, всегда охотно подчиняться благодатному вождению Святаго Духа Божьего. Дана же и первая заповедь - запрет вкушать от «древа познания добра и зла» как упражнение в добровольном ограничении своей воли, через воздержание.

http://ruskline.ru/analitika/2016/10/13/...

Новости 19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Афонские старцы: Духовные и богословские аспекты вакцинации COVID Афонские старцы: Духовные и богословские аспекты вакцинации COVID   «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые»(Мф.7:18). Непросто вырастить доброе дерево, нелегко вырастить доброго человека, и очень сложно сделать человеческое сообщество добрым, простым и глубоко нравственным, в котором живут настоящие люди, красивые и душой, и телом. Еще сложнее воспитать ум целеустремленным, внимательным и сосредоточенным в Боге. И самая сложная задача - целиком и полностью отдать сердце Богу, чтобы возлюбить Его всем сердцем и всем разумением своим и ближнего, как самого себя. На этом пути очень много препятствий, как внутренних, так и внешних. Внутренние препятствия - это телесные страсти, умственные греховные помышления и сердечные эгоистические привязанности. Внешние препятствия - это болезни, недуги, семейные проблемы, жизненные неустройства, войны, катастрофы, эпидемии. Всякий человек - это часть мироздания, которые, как часть и целое, испытывают взаимное влияние друг на друга. Бог - это основа мироздания. Чем ближе человек к Богу, тем чище и благотворнее влияние такого человека на мир, окружающий его. И чем дальше человек от Бога, тем ближе он к катастрофам и бедствиям, потрясающим все его существование. Мир изменчив и преходящ и потому не может быть истиной, которая неизменна и вечна. Поэтому истина - это нескончаемое благо, а мир есть место скорби и печали, ибо не может быть истиной. Прислушаемся со вниманием и надеждой к словам Христа: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь, Я победил мир»(Ин.16:33).

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=1&iid=31...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Русь – инструмент в руках Бога На Западе раздаются голоса: Путин уже победил 12.03.2022 3143 Время на чтение 3 минуты Фото: Из личного архива автора Те, кто читает на английском, обратили внимание на статью американской журналистки (блогера) Джессики Уайльдфайр « Владимир Путин уже выиграл, но никто не хочет этого признавать» , опубликованную 8 марта. Это приятно звучит для нашего уха, но все-таки надо уточнить. Победил не Путин, а побеждают исторические законы, которые не Путин устанавливает. Сами западные мыслители (реальные мыслители) давно видели, к чему дело идёт. Освальд Шпенглер ещё сто лет назад написал книгу «Закат Запада» (в оригинале именно Запада, а не Европы, как переводили наши переводчики). Арнольд Тойнби, исследователь цивилизаций, который заимствовал у русских К. Леонтьева и Н. Данилевского цивилизационный подход к изучению истории, тоже предупреждал о том, что западная цивилизация, как и все прежние, умрёт, и довольно скоро. Основатель русской и американской социологии Питирим Александрович Сорокин тоже писал о том, что исторический маятник качается от идеационной культуры к чувственной. Идеационная фаза – это юность цивилизации (время героев), идеалистическая фаза (время творцов) – это фаза зрелости, а чувственная фаза – это старость, одряхление. Все цивилизации погибали от подмены цели и смысла жизни человека. А подмену эту осуществляет всё тот же «первый гуманист и демократ», враг рода человеческого. Автор правильно пишет, что Запад сам себя загнал в ловушку. И не мог не загнать, поскольку цель и смысл жизни западного человека давно поменялись с созидательных, христианских, на потребительски-разрушительные. Деградация культуры, нравственности на Западе уже давно свидетельствуют: цивилизация умерла и смердит. То, что она продолжала существовать и обеспечивать достаточно комфортный уровень жизни, означает, что цивилизация – это очень большая система, на ее разрушение нужно много времени. Даже умершее, высохшее дерево еще десятилетия стоит, постепенно роняя всё более крупные ветви. А цивилизация – система намного более сложная и масштабная, чем дерево. Кстати, Христос сравнивал Царство Божие и с деревом.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/12/ru...

Кадр из фильма " Гардемарины, Вперед! " Хотите проверить свое отношение к ближним? Задайте себе вопрос: как много осталось у вас старых друзей? Известный артист Вениамин Смехов в своей книге «Когда я был Атосом» вспоминает, что в 80–90-х годах XX века в списках самых популярных актеров он с удивлением не находил талантливейших. Первые места традиционно доставались героям « Мушкетеров » и «Гардемаринов». Причина подобного выбора публики ясна: предпочтение отдавалось фильмам, в которых изображались крепкая дружба, единодушие, взаимовыручка – то, чего не хватает современному обществу. Так или иначе, но наверняка почти каждый из нас признает, что близкая, единомышленная дружба – великое сокровище. И в определенные моменты жизни это может быть особенно значимо для нас. Вопрос только в том, возможно ли действительно обрести подлинную дружбу. Прежде всего, заметим, что в душу человека изначально заложены две потребности – общения с Богом и общения друг с другом. Дерево не может жить без солнца. Так и человек без Бога не имеет подлинной жизни, и это выражается в ощущении душой какой-то недостаточности, нехватки чего-то высшего, истинного, подлинного. Но и если дерево растет одно, оно легко становится жертвой неблагоприятных погодных условий, допустим, сильного ветра. Человек без друзей терпит бедствия с особенной сокрушающей силой, и душа чувствует свое одиночество, покинутость в мире земном. Замечали ли вы, что после общения с друзьями настроение всегда повышается и появляются силы и вдохновение для совершения своих ежедневных работ? Общность и общение, единство и радость от единодушия всегда пробуждают интерес к жизни. Для каждого из нас большое значение имеет не только теплое слово близких людей, но и просто их присутствие рядом. Общность с ближними – это глубокое чувство взаимосвязи с другими. Оно поддерживается как словом, так и нахождением вблизи с любимыми тобой и любящими тебя людьми. И когда рядом долго нет никого близкого тебе, душа начинает тосковать, чувствуя свое одиночество.

http://pravoslavie.ru/62237.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Богомольчество было и остается школой соборности  «Рождение “во Христе” новой твари…» 24.11.2023 58 Время на чтение 7 минут Источник: Русский Вестник Если кто видел долго лежащие в лесу спиленные деревья, то обращал внимание, что из стволов этих деревьев, у которых обрезали крону и ветви, из сучков еще пробиваются зеленые с листочками побеги. Иной раз уже и кора начинает отслаиваться у этих бревен, а из сучков их еще исходят последние токи жизни. Дерево умирает, почти умерло, но все же изо всех сил пытается жить. Поваленное дерево обречено, но и в таком состоянии оно все-таки живет. Так и Россия. Она подобна спиленному кедру, который расчленен, разрезан на отдельные бревна или чурбаки, но и эти чурбаки пытаются жить, несмотря на приведенный в исполнение приговор. И все-таки зеленые побеги от поваленного древа – это реликт накануне окончательного угасания. Так было с Римом, так было с Византией, так будет и с Россией. Последние всплески жизни не есть сама жизнь. А потому впору задаться непраздным вопросом «Как возродить ее – жизнь? И возродить во всей полноте». Прежде чем начать разговор о Богомольческом движении, надо прежде выделить его главную направляющую силу. Эта сила должна заключаться, как и все дело спасения человека, в стремлении к совершенству. Потому что, так же как невозможно паруснику без попутного ветра доплыть до спасительной гавани, так и без стремления к совершенству невозможно угодить Богу. Совершенство же, особенно если это касается дела любви, не имеет предела. И исполнять его может лишь тот, чье сердце способно вместить в себя боль и страдания, если не всего мира, то хотя бы ближнего человека. Как говорил о том старец Паисий (Эзнепидис): «Православие – это когда чужая боль становится своей!» Речь идет об оружии скорби. Могут спросить: разве нельзя просто ходить крестными ходами? Просто молиться? Ведь крестный ход – это богатство впечатлений. Это встречи с новыми людьми. Это силы на многие месяцы вперед.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/24/bogomo...

Блаженное состояние первых людей в раю продолжалось недолго. Дух тьмы, диавол, терзаемый завистью 123 , решился лишить их рая и любви Творца, как сам был лишён неба и отвержен от Бога. Вследствие этого, он вошёл в змея и, чрез это мудрое животное, стал соблазнять Еву вкусить от древа познания добра и зла, и тем самым нарушить заповедь своего Творца. Таким образом, «слова те (которые мы слышим из уст змия, – Быт., III, 1. 4. 5.) принадлежали диаволу, который возбуждён был к сему обману своею завистью; а этим животным (змием) он воспользовался, как способным орудием, к тому, чтобы, прикрыв обман своей приманкою, обольстить сначала жену, как всегда более способную к обольщению, а потом, через неё, и первозданного» 124 . И действительно, «надмившись надеждою на равенство с Богом, Ева преступила заповедь» 125 и увлекла с собою Адама. – Едва прародители нарушили данную им заповедь, сбылись над ними слова Господа 126 : они и всё их потомство стали смертными. «Как в человеческих судах, когда кто-либо, быв приговорён на отсечение головы, затем посажен будет в темницу; то хотя бы он здесь и долго пробыл, ничем, однако же, не лучше будет мёртвых, будучи уже предан смерти приговором: подобным образом и прародители с того самого дня, в который получили приговор смертный, хотя и долго ещё прожили, но по приговору уже умерли (стали смертными)....» 127 . «Так перевёл и Симмах: «с того дня, в который вкусишь от древа, будешь смертен»» 128 , тогда как , не преступив заповеди, они могли бы быть бессмертными, так как «Бог сотворил его (человека) ни смертным, ни бессмертным, но, как сказали выше, способным к тому и другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это бессмертие и сделался бы богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти. Ибо Бог сотворил человека свободным и самовластным» 129 . Следовательно, «не дерево, как думают некоторые, было смертоносно, но преслушание заповеди» 130 . Если бы человек устоял в искушении и не нарушил воли Божией, то, по мнению Св. Ефрема Сирина , это же самое дерево познания добра и зла не только перестало бы потом быть для человека вредным и опасным, а, напротив, – принесло бы для него несомненную и великую пользу. «Если бы змий, говорит Св. Отец, не вовлёк их (прародителей) в преступление, то вкусили бы они плодов древа жизни, и древо познания добра и зла тогда не было бы уже им воспрещено; от одного из сих древ приобрели бы они непогрешительное ведение, а от другого прияли бы вечную жизнь и в человечестве стали бы богоподобны» 131 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Боль за детей надо обращать в молитву Воспитание детей по святому Паисию Святогорцу. Часть 2 Митрополит Лимасольский Афанасий Окончание. Часть 1 см. здесь: http://pravoslavie.ru/113943.html Как безрассудная любовь вредит, так вредит и безрассудное давление, поскольку оба они проистекают из нашего нездорового эгоизма. Старец отмечал это, говоря: «Некоторые родители сильно давят на своих детей, даже при посторонних. Как будто у них есть какой-нибудь ослик, и они его палкой направляют, чтобы шел вперед, держат уздечку в руках, а ему говорят, чтобы шел себе свободно! Потом доходят до того, что детей бьют. Своим давлением родители не помогают детям, а душат их. Постоянно: “Не то, не это, это сделай так…” Поводья держать надо, но так, чтобы они не лопнули. Пускай внимательно контролируют детей, чтобы направить их на путь истинный, но не создают пропасть между собой и ими. Пусть делают то же, что хороший садовник, когда сажает деревце: он его нежно привязывает к колышку, чтобы оно росло ровным и не поранилось, когда ветер станет клонить то налево, то направо. Он его даже огораживает плетнем и поливает своевременно, смотрит, чтобы, пока у него ветки не отрастут, их не обглодали козы. Потому что если его оставят без ветвей козы, ему уже конец, оно уничтожено. Дерево с отломанными ветвями ни плодов дать не может, ни тени тебе предоставить. А когда ветки у него отрастут, тогда садовник убирает плетень, и дерево начинает давать плоды, а под его тенью могут найти себе приют козы, овцы и люди. В своей чрезмерной заботе родители, однако, хотят в большинстве случаев обмотать своего ребенка проволокой, тогда как его надо привязывать нежно, чтобы не поранить. Пускай стараются помочь детям таким образом, который культивирует в их душах достоинство, чтобы они ощутили добро как необходимость. Пускай объясняют им, что такое добро, насколько могут по-доброму, с любовью и болью» . Незабвенный старец всегда подчеркивал и для малых, и для больших: что бы мы ни делали, надо делать это с усердием, благородством, любовью и болью. Он советовал родителям взращивать достоинство в детях, чтобы они могли сами смело и радостно делать добро в жизни, любить Христа и своего ближнего и чтобы их жизнь была исполнена духовного смысла.

http://pravoslavie.ru/113969.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010