Не празднуя широко, гостей можно позвать на следующей неделе, когда будет Пасхальная радость, и дни празднования можно не ограничивать даже одним каким-то днём.  Я стараюсь свой день рождения начинать со служения Божественной литургии, с причастия. Если возможность есть, то можно поступить также. Литургия на Страстной неделе не совершается только в пятницу, в остальные дни принято причащаться, то есть даже в такой период христиане не лишены самой главной радости –  Святых Даров, Тела и Крови Христова. После службы вполне можно сходить с ребёнком куда-то прогуляться, провести время вместе, подарить подарок. Проявить все свои самые нежные чувства, которые только возможны в этот день. Это точно не воспрещается. Из любви к нам Господь взошёл на Крест и воскрес. Ваш ребёнок может почувствовать в эти дни и вашу любовь, и через неё – любовь Божию. Иерей Александр Щенёв, клирик Свято-Воскресенского женского монастыря в Муроме: – Я бы не советовал отмечать день рождения на Страстной седмице. Для верующей семьи эта неделя – воспоминание страшных событий, страданий нашего Господа. А день рождения сам по себе  подразумевает какое-то празднество, веселье, шутки, что непозволительно в это время. Но, с другой стороны, мы говорим о ребёнке. Речь не о том, чтобы сделать послабление, нет, мы говорим о том, что доставить радость чаду можно, но без шумных и увеселительных мероприятий.  Ещё немаловажный фактор – возраст ребёнка. 4–5летнему ребёнку и старше объяснить можно, почему мы переносим празднование, а малышу – труднее. Маленьким детям сложно понять смысл поста, смысл  Страстной седмицы. Но всё равно верующая семья найдёт правильный выход. По-моему, хорошая идея – сесть в кругу семьи, накрыть постный стол, приготовить вкусный, красивый, но, конечно, постный торт или пирог, сейчас такие возможности есть. А остальное празднование – с детским стремлением к подвижным играм – перенести на потом, на после Пасхи. Конечно, самый лучший вариант для верующей, особенно для воцерковлённой, семьи день рождения начать так: всем вместе пойти в храм. Мама, папа и дети, не только именинник – в храме Божием помолились на службе и причастились. Такое духовное единение.

http://azbyka.ru/deti/den-rozhdenija-na-...

Нелюбимый Петров пост Петров пост – настоящая Золушка среди православных постов: мы признаем, что это наша сестра, но предпочли бы, чтобы ее не было. 27 июня, 2016 Петров пост – настоящая Золушка среди православных постов: мы признаем, что это наша сестра, но предпочли бы, чтобы ее не было. Почему Петров пост нелюбим некоторыми верующими христианами? В данной статье «Правмир» попытается разобраться в причинах этого явления. Ну вот, у нас появилась еще одна возможность попоститься в течение недолгого времени! 27 июня, в понедельник, начался Апостольский или  Петров пост , подготавливающий нас ко дню Святых Петра и Павла , который празднуется 12 июля. Что же это для нас: «радость поутру» или «плач и скрежет зубов»? Я заметил, что православные христиане очень редко противятся (даже если им очень хочется) Великому или Рождественскому посту, но не молчат, когда дело доходит до летних постов: Петрова и Успенского. Для двух этих постов, особенно для Петрова поста, всегда находятся благовидные причины не поститься. Мы говорим: «Я обычно не пощусь в этот пост». Действительно, Петров пост – настоящая Золушка среди православных постов: мы признаем, что это наша сестра, но предпочли бы, чтобы ее не было. Забавно, как мы любим сплошные седмицы, полагая, что именно так и должно быть, и совершенно обделяем вниманием эти «малые посты», как их называют в некоторых книгах. Если же мы все-таки заострим на них свое внимание, то они начинают казаться нам чем-то, что к нам не относится. «Это же монашеский устав», – говорим мы. Или: «Вот те раз! Ты знал, что когда праздник Петра и Павла выпадает на пятницу, это все равно постный день?». А затем мы приходим к ложному выводу как к чему-то само собой разумеющемуся: если праздник не перекрывает собой постный день, то значит и пост, готовящий нас к нему, не настолько важен. «К чему утруждаться? Да и время такое отпускное». Из своего священнического опыта могу сказать, что никакие возражения и воззвания не в силах остановить это цунами оправданий. Кто-то из нас уже решил для себя, что достаточно поститься только во время Великого и Рождественского поста.

http://pravmir.ru/nelyubimyj-petrov-post...

Разделы портала «Азбука веры» За некоторое время до начала Великого поста многие начинают задаваться вопросом, как его проводить и насколько серьезно стоит соблюдать постный устав. Понятие поста присуще большинству религиозных систем. Те или иные посты в различной трактовке, те или иные аскетические упражнения были свойственны и языческим системам. В настоящий момент и мусульмане имеют пост. Но, конечно, христианство придало посту более глубокое, более осмысленное значение, не только ритуальное, как в более ранних или в более простых системах, каковой, например, при всем великолепии философии является ислам. Потому что для христианина любая аскетическая практика, подразумевая не монашество, не отшельничество, а самую простую аскетическую практику, которая рекомендована любому христианину, не самоценна — «Суббота для человека, а не человек для субботы». А потому пост представляет собой определенную помощь в сосредоточении, в переживании тех или иных событий Священной Истории, в молитвенной практике. В связи с этим пост может быть связан как с копиями событий Евангельского повествования, так и с некоторым приношением празднику, приношением христианину события. Прежде всего, Великий пост связан с последующими переживаниями страданий Господних. И особая строгость, особая печаль Великого поста связана, несомненно, с распятием, а не с воскрешением. В противовес ему, Рождественский пост представляет собой некоторое сосредоточение в подготовке к абсолютно светлому событию, к рождению будущего Спасителя, поэтому и сам по себе не содержит скорби. Таким же «проскинезисом» (почитанием, уважением), сказали бы греки, в честь Богородицы является Успенский пост, а проскинезисом в честь апостолов является Петров пост. Особые однодневные посты — тоже разные. Понятно, что день строгого поста на Усекновение главы Иоанна Предтечи есть скорбный день, что, соответственно, и подчеркивается строгим постом. Однако такой же строгий пост положен и в праздник Крестовоздвижения, но там ничего скорбного нет. Наоборот, он победительный, утверждающий.

http://azbyka.ru/postnyj-ustav-sushhestv...

Закрыть itemscope itemtype="" > Празднование Крещения Господня 19.01.2024 96 Время на чтение 7 минут Вот детство. Суровая зима. «Крещенские морозы». Сочельник. Литургия – после обеда, к вечеру. Но никто ничего не кушает – до святой воды, которая освящается в первый раз еще после литургии сочельника. Завтра будет крестный ход на реку, и воду будут святить вторично. Почему? Не думалось об этом. Отложим этот вопрос и сейчас. Так искони велось, «по уставу»: что тут думать?! А нынешняя вода завтра соединится с водой, принесенной с реки, и будет стоять целый год. И – дивное чудо – она не портится! В этом все мы были уверены. И эта вера не теперь выдумана нами. Еще святой Иоанн Златоуст († 407) говорил: «В сей праздник, в память Крещения Христова, коим Он освятил естество вод, около полуночи, все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят ее во весь год. И происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится от продолжительного времени; но почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остается неповрежденной и свежей и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников». А я сам слышал, что это и теперь совершается. Однажды же мне сообщили, что вода эта не испортилась вот уже сорок пять лет! Вспоминаю, что после принесения домой святой воды мы, отпивши от нее сами, кропили ей все: и комнату (у нас был домик лишь в одну комнату), и коровник, и отделение для свиней, и погреб – при пении «Во Иордане». Потом зажженной свечечкой коптили кресты над всеми дверями. Никто не объяснял нам, почему это делалось, но мы делали это в той вере, что крестами закрывался вход в наше жилище и даже в скотское помещение «нечистому духу». Потом мы увидим, что это имело глубокий смысл. Но почему именно на день Богоявления делалось знамение креста, этого мы богословски не могли объяснить, да и не думали: жили верой, но как-то связывали с искуплением, с распятием, с Крестом… Это вскрылось много после… Затем уже садились за постный стол. На юге же России в этот сочельник, как и в Рождественский, делалась «богатая (обильная) кутья». Считалось, что, хотя еще не наступило шестое января, но праздник уже открылся: пропели «Во Иордане», освятили воду, постились до нее, а потом уже «обедали», а точнее, «вечеряли». Служба кончалась поздно, к вечеру; а утреня начиналась завтра ранним утром. Но обед был постный: и это правильней, по уставу. При Златоусте, как мы видели, крещенская служба совершалась ночью, как и на Пасху, – только у нас позднее; а у сербов и теперь ночью.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/18/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Воинство небесное 23.02.2019 954 Время на чтение 11 минут 23 февраля 2017 г., в праздник защитника Отечества, в недавнем прошлом День Советской армии, Святейшим Патриархом Кириллом было совершено отпевание и погребение русского старца архимандрита Кирилла (Павлова). У Бога нет случайностей. «Это он, отец Кирилл, защищал легендарный дом Павлова в Сталинграде», - уверен протоиерей Николай Кречетов, член семьи русского старца Тихона Пелиха, близкого духовного друга отца Кирилла. Живое преемство - Отец Николай, а как вы познакомились со своей будущей матушкой, Екатериной Тихоновной, дочерью известного русского старца - протоиерея Тихона Пелиха? - Наши матери дружили с начала 1920-х гг. еще будучи девицами и входили в сестричество Храма Христа Спасителя в Москве еще до того, как им завладели обновленцы. Так что они были с юности знакомы и общались семьями. С моей будущей женой мы начали переписываться после института. В первый день Пасхи 1960 г. мы с мамой приехали в Троице-Сергиеву Лавру поклониться мощам Преподобного Сергия, потом зашли в гости к отцу Тихону Пелиху. В тот же день я сделал Кате предложение, и она не отказалась. А венчал нас на Собор Двенадцати Апостолов, на следующий день после праздника Петра и Павла, 13 июля 1960 г., наш духовник - протоиерей Всеволод Шпиллер, в храме Святителя Николая в Кузнецах в Москве. К нашему венцу владыка Афанасий (Сахаров) прислал дощечку, вырезанную своими руками из фанерочки, с хлебом солью и таким пожеланием: «Если будете венчаться в постный день, не нарушайте поста, счастливо проживете». Так и вышло: мы прожили с матушкой счастливо почти 50 лет. В день венчания на столе была рыбка, селедочка, всякие овощи и пр. Мы это событие отметили узким кругом, правда кто-то из родственников немножко поворчал насчет постного угощения на свадьбе. - Вы с матушкой Екатериной бывали у епископа Афанасия (Сахарова)? - Семья отца Тихона бывала у владыки Афанасия еще до нашей свадьбы - они духовно окормлялись у владыки после кончины духовника их семьи, епископа Вениамина (Милова). Как-то Татьяна Борисовна, матушка отца Тихона, вместе с Катей приехали к владыке Афанасию. Он всплеснул руками: «Надо же - и нестриженая, и не в брюках!» А у Кати была такая пшеничная коса до пояса. Рассказывали, что владыка был всегда удивительно приветлив и милостив.

http://ruskline.ru/opp/2019/fevral/23/vo...

Разделы портала «Азбука веры» Сочельник ( навечерие ) – день накануне праздника Рождества Христова ( Рождественский сочельник ) или Богоявления ( Крещенский сочельник ). Происходит от слова « сочиво » – размоченные в воде зерна пшеницы, ржи, овса, по традиции блюдо, вкушаемое в этот день). Это день строгого поста . В сочельник служатся царские часы  и совершается Литургия св.  Василия Великого . Если сочельник придется в субботу или воскресение, то царские часы совершаются в пятницу, а в сочельник бывает Литургия св.  Иоанна Златоуста . Литургия св. Василия Великого служится в сам день праздника. Сколько у нас навечерий/сочельников и когда они празднуются? Хотя в буквальном смысле слово «навечерие» означает канун или вчерашний день по отношению к празднику, в церковной традиции этот термин применяется только к двум праздникам: Рождеству Христову и Богоявлению. Кануны остальных праздников называются просто предпразднствами. Это различие обусловлено двумя причинами: Таким образом, в Православной Церкви два навечерия: 6 января (24 декабря по старому стилю) – навечерие Рождества Христова и 18 января (старый стиль – 5 января) – навечерие Богоявления. Оба навечерия еще называются «сочельниками» по причине употребления «сочива» на вечерней трапезе. Правда, указание о вкушении сочива в Типиконе дается только для навечерия Рождества Христова и только для того более редкого варианта, когда навечерие случается в субботу или неделю. Однако это частное указание стало причиной того, что в обиходе оба дня (6 и 18 января) называются «сочельниками». Еще раз следует отметить: уставное название обоих дней – «навечерия», «сочельниками» же они называются в быту и в литературе. Древность поста в навечерия Рождества Христова и Богоявления. В Древней Церкви в III веке праздновали совмещенный праздник Богоявления 6 января – соединение воспоминаний Рождества Христова и Крещения Господня. В связи с этим возник и крещенский сочельник 5 января как постный день, в который литургия совершалась после полудня и соответственно трапеза была только вечером. Таким образом, крещенский сочельник – древнейший однодневный пост.

http://azbyka.ru/sochelnik

Закрыть itemscope itemtype="" > Иерей Алексий Володин: «Слава Богу, что такой праздник все-таки есть» Но вместе с тем, считает пастырь, время празднования «Дня семьи, любви и верности» выбрано не очень удачно 08.07.2010 463 «Мне кажется, что реализация этого праздника вышла не очень удачной. У нас ведь нередко бывает так, что сначала что-то сделают, а потом уже думают. Так получилась, к сожалению, и на этот раз – вначале учредили праздник, а потом стали думать, как его проводить, как его осмысливать, какое значение в него вкладывать», - сказал в интервью «Русской народной линии» духовник Санкт-Петербургского православного центра молодежи преподобных Кирилла и Марии Радонежских, руководитель Всероссийского Православного центра занятости Mariam.ru, клирик прихода Преображения Господня в Лигово, отец троих детей иерей Алексий Володин , выказывая свое отношение к отмечаемому сегодня в России «Дню семьи, любви и верности» . «На мой взгляд, - продолжил пастырь, - нужно было сделать несколько не так. Ведь этот праздник вводился первоначально как некая антитеза западному " Дню святого Валентина " , для чего и были выбраны святые Петр и Феврония, славные, прежде всего, своей верностью. Но для семейного праздника выбор этой даты кажется неуместным, так он всегда будет выпадать на Петров пост. Как известно, многие в этот день теперь стремятся заключить браки, но по уставу Церкви это в принципе невозможно, причем, ни в каком году. Да и семейные торжества отмечать в постный день тоже не очень-то хорошо. Ведь церковный устав, если следовать ему во всей строгости, предписывает нам в этот день сухоядение до самого вечера, поэтому говорить об участии православных в каких-то праздничных мероприятиях не приходится». «Почему бы, например, было не выбрать для семейного праздника день памяти других святых, который бы приходился не на пост, например, Кирилла и Марии Радонежских? Ведь они – настоящий образец православной семьи, воспитавшей троих детей, один из которых – преподобный Сергий Радонежский. Современному человеку зачастую трудно понять, чем семья отличается от сожительства или совместного времяпрепровождения двух людей. А отличается она, прежде всего, наличием детей, так как сожительство, как правило, детей не предполагает. Смысл брака – принесения плода, а плод – это дети. А в нынешнем празднике, символом которого выбраны святые Петр и Феврония, акцента на детях нет совершенно. К тому же памяти святых Кирилла и Марии посвящены три дня в году и все они выпадают не на постное время, что позволяет совершать браки», - заметил священник.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/07/08/ie...

Закрыть itemscope itemtype="" > Крещение Господне 19.01.2009 431 Время на чтение 5 минут Как и к празднику Рождества, Церковь заранее начинает готовить верующих к празднику Крещения Господня. И тем радостнее само торжество. Что же произошло при Крещении Господа? Самое главное — это явление Пресвятой Троицы. Именно поэтому праздник также называется Богоявлением. Как и к празднику Рождества, Церковь заранее начинает готовить верующих к празднику Крещения Господня. И тем радостнее само торжество. Подготовка к празднику и Сочельник Четыре дня перед Крещением целиком посвящены приготовлению к этому празднику. В церковных песнопениях этих дней прежде всего обращается внимание на преемственность Рождества Христова и Крещения Господня, которые до середины IV века праздновались в один день — 6 января (по старому стилю). Оканчивая предпразднование Крещения, Церковь особенно подчеркивает связь этого события не только с Рождеством, но и с Воскресением Господним: «Со Мною кто в Крещении, тот и славы Воскресения со Мной насладится», — обещает Христос словами богослужения. Неоднократно говорится о том, что Христос — свет, просвещающий бывших во тьме. Этим свидетельствуется, что Крещение Господне есть начало явления Божественного света в мире. Об этом говорят и древние названия праздника: Просвещение, праздник Светов. Об этом говорят и церковные песнопения, например: «Явился еси днесь (сегодня) вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас (открылся в нас)…» В день перед самым Крещением — Крещенский Сочельник — богослужение во всем подобно Рождественскому Сочельнику. Кроме прочего, сходно в этих службах обилие ветхозаветных отрывков — здесь их даже не 8, как под Рождество, а 13. Кроме того, о Рождественском Сочельнике напоминает и предписание строгого поста в этот день — это первый постный день после праздника Рождества Христова, так во все время Святок Церковь ради великой радости не только не предписывает, но и отменяет все посты. Начало Евангелия — Иордан Что же произошло при Крещении Господа? Самое главное — это явление Пресвятой Троицы. Именно поэтому праздник также называется Богоявлением. Бог Отец свидетельствует с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Бог Сын принимает крещение по Своей человеческой природе; Дух Святой в виде голубя нисходит на Него. Этим утверждается вера в Божественную Троицу и вера в Божество Иисуса Христа. «Богоявления время, Христос явися нам во Иордане реке», — поют в храме.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 11, 2007 год «Не поститесь с лицемерами» Женщина в платке и длинной юбке уже долго мучила продавщицу кондитерского отдела: «Покажите мне, пожалуйста, еще эту коробку конфет. Вот жалость, и они не подходят - в них тоже сухое молоко». «Простите, у Вас непереносимость этого компонента?» - тактично спросила сотрудница магазина. «Да нет, иду в гости на день рожденья, а сегодня среда - постный день; ведь мы, православные, среду и пятницу свято чтим», - гордо ответила женщина, глубоко поглощенная анализом химического состава сладостей… Иерей Владимир Хулап кандидат богословия, клирик храма св. равноап. Марии Магдалины г. Павловска, референт санкт-петербургского филиала ОВЦС МП Пост среды и пятницы - одна из традиций Православной Церкви, к которой мы настолько привыкли, что большинство верующих просто никогда не задумывалось о том, как и когда он возник. Действительно, практика эта очень древняя. Несмотря на то что она не упоминается в Новом Завете, о ней свидетельствует уже раннехристианский памятник «Дидахи», или «Учение двенадцати апостолов», возникший в конце I - начале II вв. в Сирии. В 8 главе этого текста мы читаем интересное предписание: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой». Перед нами - традиционный ветхозаветный счет дней недели, соответствующий порядку творения в 1 главе книги Бытия, где каждую седмицу завершает суббота. Если перевести текст на язык известных нам календарных реалий (первый день недели в «Дидахи» - следующее за субботой воскресенье), то мы увидим четкое противопоставление двух практик: пост в понедельник и четверг («во второй и пятый день недели») против поста среды и пятницы («в четвертый и шестой»). Очевидно, что вторая из них - это наша сегодняшняя христианская традиция.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/11/3...

Рождественский пост. Праздники, питание и что не забыть Что есть, когда молиться и как подготовиться к празднику 28 ноября, 2019 Что есть, когда молиться и как подготовиться к празднику Рождественский пост – один из четырех многодневных постов Православной Церкви – продолжается с 28 ноября по 6 января включительно. Пост – это не только время воздержания от того или иного вида пищи, но и повод чаще ходить в храм. Если ритм жизни не позволяет быть на службе каждый день, какие дни для этого лучше выбрать? Постный стол Соблюдение Рождественского поста в пищевом отношении относительно несложно. В 33-й главе Типикона, в которой речь идет обо всех постах года, предлагается такая схема: по субботам и воскресеньям разрешается рыба, по понедельникам, вторникам и четвергам – пища с растительным маслом и вином, по средам и пятницам – сухоядение. Если на будний день попадает память славословного или полиелейного святого, в понедельник, вторник и четверг разрешается рыба, в среду и пятницу – масло и вино. В случае, если накануне среды или пятницы совершается Всенощное бдение, в эти дни также разрешается рыба. В той же книге в указаниях на 14 ноября (день накануне поста по ст.ст.) можно найти более строгий устав, по которому рыбу разрешено есть только по субботам и воскресеньям, на Введение во храм Пресвятой Богородицы и еще в 9 дней, когда празднуется память великих святых, если они придутся на вторник или четверг. Со 2 января по этой версии устава рыбу нельзя есть вовсе. Там же содержится отсылка к еще более строгому уставу. Такие разночтения связаны с наличием двух традиций – более мягкой студийской и более строгой иерусалимской. Иерусалимский устав – устав монахов-отшельников, предполагавший более строгий пост и более продолжительные богослужения – со временем стал господствующим в Церкви, однако к реалиям современной жизни ближе Студийский устав, выработанный монахами городского монастыря. Фактически большинство православных христиан не вникают в эти тонкости и едят рыбу каждый день, кроме среды и пятницы, когда переходят на пищу с елеем. В  Сочельник (Навечерие Рождества – 6 января) трапеза поставляется один раз, вечером (либо после Литургии), без масла.

http://pravmir.ru/rozhdestvenskij-post-k...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010