Имя, данное человеку при крещении, уже не меняется, кроме немногих, очень редких, случаев, как, например, при пострижении в монашество. С именем, данным человеку при крещении, человек остается во всей дальнейшей жизни, с ним переходит на тот свет; имя его, после его смерти повторяется Церковью, когда возносятся молитвы о упокоении его души. Если человек крещен в детстве и рос в православной среде, то ему с детства известен и день своих именин. Но часто случается так, что люди, крещенные в детстве, сознательную жизнь прожили вне Церкви и даже не знают, в честь какого святого были названы. К тому же святые с одинаковым именем встречаются в церковном календаре не один раз. Так святых с именем Александр встречается около тридцати, Иоанн — более восьмидесяти; кроме того, у одного святого может быть несколько дней памяти. Читайте также: Православный календарь именин Как определить день именин? Чтобы определить день именин, в Церкви сложилась следующая практика: если в церковном календаре встречаются несколько дней памяти святым, тезоименитых с вами (тезоименитый – соименный, с тем же именем), то вашим днём Ангела будет ближайший из этих дней после вашего дня рождения вперёд по календарю. Святой же, память которому совершается в этот день, и будет вашим небесным покровителем. Если вашему святому совершается в течении года несколько дней памяти, то ближайший день после вашего дня рождения – это день ваших именин, остальные же дни его памяти называются малыми именинами. Правила эти рекомендательны, но не обязательны. По желанию каждый может выбрать своим небесным покровителем любого соимённого с ним святого и праздновать именины в день его памяти. Если ребёнок назван неправославным именем, то при крещении обычно выбирается созвучное православное имя и именины у него определяются по православному имени. Святые имеют разные наименования: пророки, апостолы, мученики, исповедники, святители, преподобные, бессребреники, блаженные, праведные. Пророки – святые, которые, по внушению Святого Духа, предсказывали будущее, преимущественно пророчествуя о пришествии, смерти и Воскресении Спасителя. Они жили до пришествия Спасителя на землю.

http://pravmir.ru/imeniny/

Так искажаются факты. А порой и важные обстоятельства событий, как в случае с датой Бородинской битвы и других важных вех нашей истории, например, Куликовской битвы, которую нам предлагают праздновать 8 сентября по григорианскому, а не по юлианскому календарю, когда она реально и произошла, и это был двунадесятый праздник - Рождество Пресвятой Богородицы. Во-вторых, и это самое важное, хронологический произвол приводит к игнорированию связи духовной (церковной) хронологии с мирской хронологией - историей развития государства и общества. А ведь если мы возьмем себе за правило накладывать церковный календарь и Пасхалию на календарь исторических событий, то можем сделать не только удивительные открытия, но порой и просто понять логику участников исторического процесса, открыть важные особенности самого исторического факта. К примеру, мы можем понять логику действий накануне битвы под Полтавой Петра Великого, который, вооружившись недавно прославленной Каплуновской иконой Божией Матери, хотел дать решающий бой шведам в день памяти своего небесного покровителя - в день Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Это кстати, важный штрих к портрету «безбожника на троне», нарисованный либеральной историографией. Однако шведы подошли двумя днями раньше, и бой пришлось дать в день памяти преподобного Сампсона Странноприимца, и этот живший в конце V - начале VI века римлянин стал с тех пор, можно сказать, русским святым. А теперь о самом главном. Если самые важные события отечественной истории наложить на церковный календарь и Пасхалию, то мы придем к удивительному открытию: почти все они происходили в дни великих христианских праздников . Напомню самые яркие события. Невская битва, в которой прославился благоверный князь Александр Невский, произошла в 1240 году в день памяти святого равноапостольного князя Владимира Крестителя. Ливонских рыцарей в Ледовом побоище в 1242 году русские войска под водительством того же князя Александра разгромили за 15 дней до Пасхи, т.е. в субботу Акафиста Пресвятой Богородицы. Куликовская битва, как уже упоминалось, произошла 8 сентября 1380 года в день Рождества Пресвятой Богородицы (не мог же Мамай заранее договориться с русскими и привести войска именно в этот день!). Казань русские войска под началом Царя Иоанна Грозного взяли 2 октября 1552 года, на следующий день после Покрова Пресвятой Богородицы. А через 30 лет 26 октября 1582 года в день памяти покровителя православного воинства Великомученика Димитрия Солунского казаки атамана Ермака Тимофеевича взяли Кашлык - столицу Сибирского ханства. Морское сражение при мысе Гангут, решившее исход Северной войны и приведшее к закату морской мощи Швеции, произошло в день памяти одного из самых почитаемых святых Великомученика и Целителя Пантелеимона 27 июля 1714 года. Великое Чесменское морское сражение (24-26 июня 1770 года) началось в день Рождества Иоанна Предтечи, а закончилось в память Тихвинской иконы Божией Матери.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/06/09/sv...

День памяти святителя Филарета Введение во храм Пресвятой Богородицы Слово о выборах, которые мы совершаем Предпразднство Богоявления. Слово о подготовке к Таинствам Слово на всенощной под Богоявление Слово об истинном покаянии Слово о неравенстве и предопределении. Память святого преподобного Антония Великого Неделя о блудном сыне Неделя о Страшном Суде Слово в Неделю изгнания Адама из рая Слово на чине прощения Слово в Неделю Торжества Православия Пассия первая. Слово о спасении и святости Пассия вторая. Слово о послушании Пассия третья. Слово об истине Слово в день памяти преподобной Марии Египетской Слово в Великий Четверг Слово в Неделю апостола Фомы Слово в Неделю о самаряныне. Память святителя Николая Слово на Пятидесятницу Слово в день Всех святых, в земле Российской просиявших Слово на Преображение Господне Слово на Успение Пресвятой Богородицы Слово на беседу Спасителя с богатым юношей Притча о званых на брачный пир Слово о плодах Слово на притчу о гадаринских бесноватых Слово на притчу о милосердном самарянине Слово на день памяти святителя Филарета Московского Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы Слово на исцеление жены согбенной Слово на день памяти святителя Николая Приводим отрывок из книги. Слово об истинном покаянии 23.01.2011 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Мф 4, 12-17 Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Все мы с вами знаем, дорогие братья и сестры, что Священное Писание должно быть основой нашей веры. Оно и есть основа веры Церкви, несомненно, но также оно должно быть основой веры и внутреннего строя жизни каждого из нас. Слово Божие есть тот меч обоюдоострый, тот источник ведения, на основании которого единственно христианин и должен определять то, во что мы верим, как мы думаем, как мы поступаем.

http://religare.ru/2_95047_1_21.html

Болящая Раиса: У меня «Молитвослов» издания 2003 года издания, в который включены выдержки из Евангелия. Там есть про мучеников и про святых. Этим я и ограничиваюсь. Само Евангелие я давно уже не читала. Можно ли этим ограничиться? - Церковь каждый день празднует память того или иного святого - мученика, апостола, пророка, святителя, Христа ради юродивого. Т.е. тот или иной святой обязательно присутствует в богослужении нашей Русской Православной Церкви. Во время Литургии, когда празднуется служба полиелейная и даже иногда славословная, то отдельно ему посвящается и апостольское послание, и Евангельское послание. Это маленькое зачало, т.е. маленький кусочек Священного Писания, которое прочитывается за Божественной литургией. И если Вы в этот день читаете такое зачало, то Вы каждый  день приобщаетесь к памяти того или иного святого и как бы в честь него, послание от него, читаете этот кусочек из Священного Писания, таким образом соединяетесь, молитвенно, с днем памяти этого святого, где подчёркивается его образ жизни. Но Священное Писание независимо от дня памяти того или иного святого, мы должны обязательно читать хотя бы по одной главе из Ветхого Завета, главу из Евангелия и главу из Апостольских посланий. Вот так Оптинские старцы и заповедовали христианам. Это тот духовный минимум, который должен быть у нас. Очень часто я слышу о том, что многие люди говорят: " Мы рабочие люди, нам некогда! " . Я им отвечаю: " Тот, кто хочет, тот ищет средства, а кто не хочет, то ищет оправдания!». Встань на час или полчаса пораньше утром и посвяти это время именно своей душе, а не чему-либо иному. Чтение Священного Писания обязательно должно сопровождать всю нашу жизнь. Об этом епископ Игнатий Брянчанинов так и говорит: «Как телу потребно необходимое количество пищи и пития, так и душе потребно необходимое количество молитв и мыслей из Священного Писания. Пища питает наше тело, а молитва и Священное Писание питает нашу душу». Болящий Сергий из Москвы: Преподобный Симеон Богослов говорит: " Кто не узрит Господа Иисуса Христа в этой жизни, тот не узрит Его и в будущей " . Как это понимать?

http://radonezh.ru/text/15-12-2014-pryam...

С ней связано много исторических воспоминаний. Она была переносима из города в город. В продолжение нескольких веков перед этой святой иконой русский народ воссылал свои моления Заступнице рода христианского и Пресвятая Богородица не раз во время опасности от вражеских нашествий являла Свою благодатную помощь. 2 червня 2009 р. 00:00 2 июня — обретение мощей митрополита Алексия, святителя Московского и всея России чудотворца [Стаття] Господь рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. На двенадцатом году жизни отрок раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей». С этого дня он стал уединяться, часто посещать церковь и решился стать иноком. 31 травня 2009 р. 19:04 1 июня — день памяти святого благоверного князя Димитрия Донского [Стаття] 1 июня (19 мая по ст. ст.) празднуется день памяти святого благоверного князя Димитрия Донского. Князь, знаменитый своей победой в Куликовской битве, был прославлен в лике святых в 1988 году, в год празднования тысячелетия Крещения Руси. 27 травня 2009 р. 15:00 28 мая — Вознесение Господне [Стаття] Вознесение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Святой Православною Церковью как один из великих праздников, в сороковой день от первого дня Пасхи. 21 травня 2009 р. 19:00 22 мая перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар [Стаття] Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 (22) мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. 21 травня 2009 р. 00:00 21 мая день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова [Стаття] Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

21 мая, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в престольный праздник правого придела собора Свято-Духова монастыря, епископ Иларион совершил в этом соборе Божественную литургию. Владыке сослужило духовенство собора. За богослужением присутствовал митрополит Виленский и Литовский Хризостом, насельники монастыря. По окончании Божественной литургии и праздничного молебна епископ Иларион произнес проповедь, посвященную учению святого апостола Иоанна Богослова о любви. Далее, поблагодарив митрополита Хризостома за приглашение посетить Литву, Владыка Иларион сказал: " После долгого перерыва с большим волнением переступил я порог этого святого храма, совершил эту Божественную литургию. В моей памяти воскресли образы людей, которые уже перешли в мир иной, и с большой радостью увидел я снова тех, кто продолжают жить и трудиться в монастыре во славу Божию " . " Я с радостью посещаю в эти дни храмы Вильнюса и других городов Литвы, – продолжил Владыка Иларион. – Видя, как многое изменилось за прошедшие четырнадцать лет, как те храмы, которые стояли почти в руинах, сейчас отреставрированы и сияют золотыми куполами, видя, как развивается церковная жизнь, как храмы наполняются людьми, как молодежь сплачивается вокруг Церкви, я радуюсь тому, что есть будущее у Православной Церкви в Литве, радуюсь, что Церковь здесь развивается и процветает " . В тот же день епископ Иларион посетил храмы в селах Титувенай, Колайняй и Каунатава, настоятелем которых он служил в 1988-1990 годах. 22 мая, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, епископ Иларион по благословению митрополита Хризостома совершил Божественную литургию в Свято-Николаевском храме города Тельшяя, настоятелем которого он был в 1989-1990 годах. По окончании литургии и крестного хода Владыка обратился к настоятелю и прихожанам с приветственным словом. В ответном слове настоятель прихода иеромонах Нестор от своего имени и от имени прихожан тепло приветствовал Владыку, пожелав ему многих и благих лет служения Церкви Христовой.

http://pravoslavie.ru/13671.html

Согласно другому преданию, когда святой Кутман был еще пастухом, он однажды, помолившись, прочертил посохом на земле круг вокруг своих овец и пошел раздобыть немного еды. Возвратившись, Кутман заметил, что ни одна овца не забрела за эту невидимую границу. С тех пор он не потерял ни одной овцы. Вероятно, это чудо произошло в поле рядом с Чидемом, которое на протяжении веков носило название Поле святого Кутмана или Долина святого Кутмана. Говорили также, что большой камень в этом поле, «на котором имел обыкновение сидеть и молиться святой пастух Кутман», обладал чудодейственной силой и исцелял от многих болезней. Святого Кутмана, так любившего молиться в своей церкви, посвященной Господу, почитали в Сассексе, и особенно в Стейнинге, до норманнского завоевания. В грамотах короля Вильгельма Завоевателя город Стейнинг упоминается иногда как «порт святого Кутмана» или «приход святого Кутмана». Со временем часть мощей святого перенесли в монастырь Фекамп в Нормандии, что послужило широкому почитанию святого Кутмана за пределами Англии – в Нормандии и многих других землях, а день его памяти праздновался во многих обителях Европы. Знаменитый немецкий живописец Мартин Шонгауэр (ок. 1440 – 1491) изобразил на одной из своих гравюр святого Кутмана рядом с его тележкой, а в 1658 году болландисты включили житие святого Кутмана, написанное анонимным автором, в многотомный сборник житий святых. В Райпонском соборе в Йоркшире среди резных украшений сидений хоров сохранилась и фигура святого Кутмана с трехколесной тележкой (ок. 1450). В Чидеме, на родине этого святого отшельника, в XVII веке и, возможно, ранее, существовала гильдия в честь святого Кутмана. И хотя стоящая и теперь в Стейнинге церковь (на месте отшельнической жизни подвижника) освящена во имя апостола Андрея, а не святого Кутмана, приход, насколько нам известно, сейчас добивается того, чтобы церковь имела двойное посвящение – апостолу Андрею и святому Кутману. Это здорово, что память об этом святом не изгладили ни века, ни протестантизм, ни секуляризация, что его до сих пор помнят и любят! В церкви, как мы уже упоминали, существует придел святого Кутмана, есть там и два его изображения, а напротив храма стоит статуя святого, выполненная художником Пенни Ривом. И на эмблеме Стейнинга до сих пор изображен святой Кутман, везущий на тележке свою мать. В 1938 году английский драматург из Бристоля, по имени Кристофер Фрай (1907–2005), написал пьесу, посвященную подвижнику, – «Мальчик с тележкой». Приведем отрывок из нее:

http://pravoslavie.ru/34616.html

     Наиболее значимым для меня было возрождение почитания памяти святого апостола Варфоломея, который пострадал в городе Альбанополе — нынешнем Баку. Согласно церковному преданию, святой апостол Варфоломей претерпел мученическую кончину у подножия Девичьей башни: его сначала распяли, а затем с еще живого содрали кожу и отсекли голову, дабы он прекратил благовествовать Слово Божие. До 1937 года на месте его мученической кончины стояла удивительная по красоте часовня в честь святого ученика Христова. В годы безбожия власти старались стереть память о его подвигах и мученической кончине. Снесли часовню, место засыпали землей, а затем всё заасфальтировали. Но все же верующие тайно по ночам приходили к подножию Девичьей башни и читали там акафист святому апостолу Варфоломею. Удалось найти экземпляр акафиста, написанный протоиереем Сергием Городцовым, впоследствии митрополитом Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем, и напечатанный еще по благословению Святейшего Патриарха Тихона.      После моего обращения в Правительство республики мы получили разрешение совершать богослужение на месте мученической кончины апостола. К тому времени были проведены археологические работы, в результате которых был найден сохранившийся фундамент часовни, а также древние строения вокруг самой Девичьей башни. Ежегодно 24 июня, в день памяти святого апостола Варфоломея, при большом стечении молящихся мы совершаем молебен с акафистным пением небесному покровителю Баку. В 2003 году в город была доставлена часть мощей святого апостола Варфоломея. Эта святыня пребывает в кафедральном соборе Святых жен-мироносиц. Переиздали житие святого апостола и акафист.      В 2001 году Азербайджан посетил Патриарх Алексий II, который вместе с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Святейший  Патриарх Московский и всея Руси) освятил кафедральный собор Святых жен-мироносиц после восстановления. Патриарх Алексий дважды посещал Баку — в 2009 и 2010 годах. Проблем было много, но нам не только удавалось открывать приходы, но и строить и восстанавливать храмы. Среди них — соборный храм Святого благоверного великого князя Александра Невского в Гяндже, кафедральный Успенский собор в Махачкале, собор в честь святого Георгия Победоносца в Кизляре. Важно и то, что не просто открывались приходы, строились храмы, но и то, что мы наполняли их людьми.

http://e-vestnik.ru/church/pravoslavie_v...

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин». Но все возвращается на круги своя, и мы вновь поздравляем наших родных и знакомых с Днем Ангела (это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; нельзя, однако, смешивать святых покровителей с Ангелами-Хранителями, посылаемыми для попечения и охранения людей). Традиционно День Ангела относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день – это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь – древнее сакральное число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями – в честь родственников, например. Именины обращают нас к одной из наших ипостасей – к личному имени.

http://zavet.ru/a/rss_1087277795.html

31 января 2004 года, в Петрозаводске архиепископом Петрозаводским и Карельским Мануилом было совершено освящение новопостроенной церкви во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Адрес: Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Крупской, дом 12А (за зданием Дворца творчества детей и юношества) Подробнее... Храм пророка Божия Илии (Петрозаводск) [ править править код ] 14 июня 2016 было совершено освящение места под строительство храма и заложен фундамент. 2 августа 2016 года, в день памяти святого пророка Божия Илии в Петрозаводске состоялось освящение нового храма во имя святого пророка Божия Илии. Дата освящения храма выбрана не случайно: 2 августа – день воздушно-десантных войск и памяти святого пророка Божия Илии. Проект храма принадлежит архитектору Владиславу Куспаку. Внутри храма установлены памятные плиты c именами 133 карельских воинов, погибших при исполнении служебного долга в боевых действиях и локальных конфликтах. Адрес: Республика Карелия, город Петрозаводск, Первомайский проспект, дом 2А Подробнее... Храм Святого и Животворящего Духа (Петрозаводск) [ править править код ] Для утешения страждущих от недугов и укрепления врачебного персонала при земской больнице в 1894 году была создана небольшая часовня. Создание кварталов исторической застройки Петрозаводска, включающих и территорию губернской земской больницы, вызвало необходимость реконструкции бывшей часовни. В 1990-1996 годах по проекту архитектора В. А. Каурова были проведены работы по переоборудованию здания больничной часовни под церковь. Здание церкви одноэтажное, деревянное, состоит из разношироких объемов с равной высотой. Прямоугольный в плане алтарь увенчан главкой с крестом на шатровом основании. Со стороны южного фасада располагается крыльцо главного входа с бетонной лестницей. Здание представляет историко-архитектурную ценность как пример часовни, входящей в комплекс больничного городка, со своеобразным архитектурным решением. Храм во имя Святого и Животворящего Духа является архитектурным памятником, находится в квартале исторической застройки.

http://azbyka.ru/palomnik/Петрозаводск_(...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010