Многие правильные и разумные решения Поместного Собора, избравшего Святейшего Тихона, они захотели осуществить в жизнь. Но, поскольку благодать Божия отступила от этих лжевождей, ничего у них не получилось, и лучшие решения Собора, направленные на обновление церковной жизни, на укрепление веры, стали поводом для православных людей отказаться от обновленчества. Никто не отказывался от всего того, что Патриарх Тихон совершал и призывал вместе с Поместным Собором осуществить, но должны были произойти очень важные, но глубоко церковные изменения в жизни русского Православия. Тогда все было бы принято без всякого конфликта, без всяких расколов, без всякого недоумения. Но когда наследие Собора попытались восхитить обновленцы, лишенные благодати, толкуя по своему усмотрению соборные решения, желая обрушить на Русскую Церковь большое количество безумных реформ, начиная от женатого епископата и полной секуляризации церковной жизни, народ наш от них отвернулся. Приведу такой пример — свидетельство моей мамы. Она родилась в начале XX века, и ко времени обновленчества была хоть и юным, но уже взрослым человеком. Однажды она посетила Андреевский собор на Большом проспекте Васильевского острова, который был тогда кафедрой обновленческого митрополита Платона, и рассказала своей семье (а потом и до меня дошел ее рассказ), как она была поражена тем, что на архиерейскую кафедру посреди храма для облачения в архиерейские одежды перед началом Литургии взошел некий господин в синем костюме и в галстуке, как иподиаконы совлекали с него костюм и развязывали галстук, а потом налагали на него священные ризы. Можете себе представить, как одна эта картинка была противна традициям и в каком-то смысле вере нашего народа! Вот народ и не принял обновленчество, и не сумели обновленцы занять место святителя Тихона, хоть и требовали от него отречения. Вместо отречения святитель подписал некое завещание, и я уже рассказывал, как обнаружил, разбирая бумаги Московской Патриархии, текст обращения Патриарха Тихона, напечатанный на машинке того времени, на ветхом листе бумаги такого формата, какого сейчас не бывает, и подписанный им собственноручно, карандашом.

http://pravoslavie.ru/149525.html

Затем Святейшего Владыку приветствовал протоиерей Владимир Воробьев. Ректор ПСТГУ преподнес Его Святейшеству икону с изображениями святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, и святителей-новомучеников ХХ века, предстоящих Державной иконе Божией Матери. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . Предстоятель Русской Церкви передал в дар ПСТГУ Владимирскую икону Божией Матери, протоиерею Владимиру Воробьеву был вручен крест с украшениями. «Хотел бы поблагодарить Вас, отец Владимир! Вы основатель, вдохновитель, труженик, человек, который отождествил себя с этой школой. В память о сегодняшнем совместном служении хотел бы преподнести вам крест с украшениями», — сказал Святейший Владыка, вручая награду. Студентам ПСТГУ Святейший Патриарх передал свою книгу «Только жизнь. Диалог с молодежью». Далее преподавателям и сотрудникам вуза были вручены церковные ордена. Указом Святейшего Патриарха Кирилла в ознаменование 30-летия основания Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и во внимание к трудам на ниве духовного образования наград Русской Православной Церкви были удостоены: «Еще раз всех вас поздравляю, дорогие многочтимые владыки, отцы, братья и сестры, студенты! И еще раз призываю благословение Божие, чтобы Его силой, Его милостью мы хранили себя от всякого зла и с упованием на Его волю благую и совершенную шествовали по своему жизненному пути. Храни вас Господь!» — сказал в завершение Предстоятель Русской Церкви. Затем по благословению Святейшего Патриарха Кирилл управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий  возглавил торжественный годичный акт ПСТГУ. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892).

http://patriarchia.ru/db/text/5977724.ht...

После богослужения митрополит Арсений от имени Святейшего Патриарха Кирилла поблагодарил представителей власти, столичное правительство, игумению Иулианию и создателей памятной доски за предпринятые усилия по увековечиванию памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также поздравил всех с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы и днем памяти святителя Тихона. В ответном слове игумения Иулиания поблагодарила владыку Арсения и напомнила о том, что именно в этот день 90 лет назад отошел ко Господу Патриарх Тихон. Во время пребывания святителя в больнице из его кельи были видны купола Зачатьевского монастыря, и Патриарх Тихон утешался видом на монастырь. За девять дней до своей кончины Патриарх Тихон служил в храме Воскресения Словущего, который был приписан к Зачатьевской обители. Также игумения Иулиания рассказала собравшимся, как попала икона Благовещения к Патриарху Тихону. История появления в палате святителя иконы сохранилась благодаря Алексею Александровичу Беляеву, иподиакону епископа Можайского Бориса (Рукина), викария Московской епархии до 1925 года. Когда Алеша навещал святителя Тихона в больнице, Патриарх сказал ему, что хочет икону в свою келью, поскольку на тот момент у него не было ни одной иконы. Алеша отправился в Зачатьевский монастырь и обратился к монахиням с просьбой передать икону святителю. Одна из монахинь сняла со стены небольшой образ Благовещения Пресвятой Богородицы в серебряном окладе и передала его Патриарху. Через два с половиной месяца Патриарх Тихон отошел ко Господу именно в праздник Благовещения. В завершение праздника В.С. Фуер, выступивший от лица Правительства г. Москвы, заверил, что столичное правительство было, есть и остается первым помощником Церкви и священнослужителям в восстановлении памяти новомучеников. Здания по адресу Остоженка д. 17 и д. 19 были построены в начале XX века по проекту архитектора Л. Кекушева. В 1920-е годы в зданиях была размещена одна из московских клиник, где хирургом работал А.И. Бакунин. Именно здесь скончался Патриарх Тихон в 1925 году. Лечебница Бакуниных была одним из лучших медицинских учреждений Москвы и одна из немногих частных больниц, еще остававшихся в 1920-е годы. Другие клиники побоялись принять на лечение опального Патриарха: это было чревато закрытием больницы (что и случилось с клиникой Бакуниных уже через год).

http://patriarchia.ru/db/text/4024673.ht...

Информационная врезка: Явления Христа святым: критерии истины /Автор - Роман Маханьков //Фома. - – апрель 2006. – С.23,25. – (рубрика « Тема номера. Пасха: Если Христос не воскрес …»). Свидетельство «неверия». Апостолы Фома и Павел . Подготовил Роман Маханьков . Ил.: Гравюры Густава Доре и Юлиуса Шнор фон Карольсфельда//Фома. - – апрель 2006. – С.26-27. – (рубрика « Тема номера: Пасха : Если Христос не воскрес…»).   Юрий Максимов, религиовед, историк, преподаватель Московской духовной семинарии. Что было бы с нашей цивилизацией, если бы Христос не воскрес? Фото ИТАР-ТАСС//Фома. - – апрель 2006. – С.28-29. – (рубрика « Тема номера: Пасха: Если Христос не воскрес…»). Повторная публикация//Фома. – Спецвыпуск. 2013/Москва Пасхальная. – С.30-31. - (рубрика « Тема номера. Пасха »). Постскриптум: Митрополит Сурожский Антоний (1914 – 2003). Еще одна встреча со Христом: Страничка воспоминаний //Фома. - – апрель 2006. – С.30. - (рубрика « Тема номера: Пасха: Если Христос не воскрес…»). ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА (раздел). – С.31-52. (на заставке – фото Евгения Глобенко) Ортодоксия:   Спаситель безнадежных, или можно ли быть хорошим и не спастись . На помещенное в начале статьи письмо читателя ( Сергея Николаевича ) отвечает Александр Ткаченко. Фото Павла Кузнецова, Евгения Глобенко//Фома. - – апрель 2006. – С.33-37. – (рубрика « Ортодоксия »). Числа: Апрель (Церковные даты апреля). Подготовил Роман Маханьков //Фома. - – апрель 2006. – С.38-39. – (рубрика « Числа »). Представлены и прокомментированы даты: 7 апреля (25 марта по старому стилю). День памяти святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси ; 13 апреля ( 31 марта). День памяти святителя Ионы , митрополита Московского и всея Руси; 14 апреля (1 апреля) и 5-е воскресенье Великого Поста. Дни памяти преподобной Марии Египетской (VI век); 27 апреля (14 апреля). День памяти святителя Мартина исповедника , папы Римского (середина VII века).   Андрей Кураев (исполняет функции иностранного агента) , диакон храма Св. Иоанна Предтечи на Пресне, город Москва. Бог, ждущий ответа. - 7 апреля (25 марта по старому стилю). Благовещение Пресвятой Богородицы . Фото Евгения Глобенко//Фома. - – апрель 2006. – С.39. – (рубрика « Числа »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-36-a...

21 ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. [Еще до сотворения материального мира Бог создал мир духовный — ангелов. Самый прекрасный и сильный из них подумал, что полученное могущество делает его равным Богу, и решил оставить своего Создателя. Вместе с ним отпала от Бога третья часть всех духов. Архангел Михаил возглавил ангелов, которые остались верными своему Творцу. Между мятежными и верными духами произошел конфликт: И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откр 12:7–9). Так прекрасный денница стал сатаною, соблазненные им ангелы — бесами. А Церковь в честь победы над отпавшими от Бога духами празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил]. Ил.: Архистратиг Михаил. Симон Ушаков. 1674 или 1681. - С.4; 18 ноября. День памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. [В 1898 году будущий Патриарх Тихон, а тогда — епископ Алеутский и Аляскинский, предпринял опасное и тяжелое пастырское путешествие к поселениям аборигенов-христиан. Сам епископ, два священника, два псаломщика и пять индейцев-гребцов отправились в путь на байдаре туда, куда невозможно было добраться пароходом. Байдара — это большая кожаная лодка, или, точнее, деревянная решетка, обтянутая тюленьей кожей. Она могла пройти по совсем мелким речушкам и ручьям. Владыку Тихона не остановили ни опасности пути, ни угроза здоровью от эпидемий и болезней, частых у индейцев. К больным он заходил в палатки и дома, нисколько не смущаясь заразностью болезни, грязными помещениями и ужасным запахом вяленой рыбы (которую индейцы ели слегка протухшей). Каждого владыка утешал, молился о его здравии и со всеми общался лично. За 78 дней этого путешествия епископ Тихон преодолел расстояние более 11000 километров]. Ил.: Прощание с Америкой святителя Тихона. Филипп Москвитин. 1995. - С.5.

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-247...

Из Холма архимандрита Тихона перевели ректором семинарии в Казань, а 4 октября 1897 г. в Александро-Невской лавре состоялась его хиротония во епископа Люблинского, викария Холмской епархии. В декабре 1898 г. епископ Тихон был назначен на зарубежную Алеутско-Американскую кафедру, которая находилась в Сан-Франциско. На новом поприще он неустанно трудился над укоренением и распространением Православия в Америке. При нем сооружено было много новых храмов и на Аляске, и в Канаде, и в Соединенных Штатах. В 1901 г. епископ Тихон совершил закладку кафедрального храма в Нью-Йорке во имя святителя Николая. Через полтора года владыка освятил этот храм. При его архипастырском служении в Америке участились присоединения новообращенных из других исповеданий к Православной Церкви. Епископ Тихон принял деятельное участие в переводе и издании богослужебных книг на английском языке. В Канаде по его ходатайству открылась викарная кафедра. В 1905 г. святитель Тихон был возведен в сан архиепископа, а через два года после этого переведен на одну из самых почетных в России кафедр — Ярославскую, преемницу древней Ростовской. И в Ярославле он оставался все тем же мудрым, распорядительным, благожелательным архиереем; часто объезжая епархию, совершал службы в приходских и монастырских храмах. Замечания всегда делал мягко и добродушно, часто в шутливой форме, никогда не кричал на подчиненных. Необычной была и простота его домашнего обихода. В 1913 г. архиепископа Тихона перевели в Литовскую епархию — в Вильно. Обстановка в Литве была подобна той, которую он хорошо знал по Холмщине: влиятельная Католическая Церковь и смешанное русско-литовско-польско-еврейское население. В Вильне владыку застала война. По распоряжению Святейшего Синода архиепископ Тихон переехал в Москву, привезя с собой мощи святых Виленских чудотворцев, но вскоре из Москвы перебрался ближе к своей пастве, почти на линию фронта. Он посещал госпитали, служил молебны, исповедовал и причащал раненых, напутствовал умирающих. Его не раз вызывали в Петербург для участия в работе Синода.

http://patriarchia.ru/db/text/52167.html

5/18 декабря. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 6/19 декабря. День памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца («Никола Зимний»). Служил литургию в храме Христа Спасителя. 8/21 декабря. Церковным Собором утверждено «Определение о правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России». 10/23 декабря. Служил литургию в храме Воскресения Христова в Сокольниках. 17/30 декабря. Служил литургию в храме Николая Чудотворца в Голутвине и вечерню в храме Василия Блаженного на Красной площади (собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву). 18/31 декабря. Послание патриарха Тихона о вступлении на Патриарший престол Православной Российской Церкви. («В годину гнева Божия, в дни многоскорбные и многотрудные, вступили на древнее место патриаршее».) 24 декабря/6 января. Рождественский сочельник. Служил всенощную в храме Христа Спасителя. 25 декабря/7 января. Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Служил литургию в храме Христа Спасителя. 26 декабря/8 января. Служил литургию в храме Христа Спасителя. 27 декабря/9 января. Служил литургию в храме Адриана и Наталии на 1 – й Мещанской улице. 29 декабря/11 января. Патриаршее послание грузинским иерархам по поводу автокефалии Грузинской Церкви. 31 декабря/13 января. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 1918 год 1/14 января. Служил молебен в канун Нового года в храме Христа Спасителя и произнес проповедь «Новогоднее слово». («Забыли мы Господа! Бросились за новым счастьем, стали бегать за обманчивыми тенями, прильнули к земле, хлебу, к деньгам, упились вином свободы, – и так, чтобы всего этого достать как можно больше, взяли именно себе, чтобы другим не оставалось. Заботимся о том, что преходит, прилежати же о душе, вещи бессмертней, совсем забываем».) Служил литургию в Успенском соборе Кремля. 3/16 января. Председательствовал в большом зале Епархиального дома на открытии Пастырского союза. 5/18 января. Крещенский сочельник. Освящал воды в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Огромная скорбь, в которую были повергнуты все насельники и прихожане Донского монастыря, через несколько месяцев превратилась в радость, потому что именно благодаря пожару, случившемуся в тот день, начались раскопки в малом Донском соборе, и были явлены мощи свт. Тихона, патриарха Московского и всея России чудотворца, в сохранность которых не верили даже многие оставшиеся к тому времени в живых современники святителя. Замечу, что в этот же день, 18 ноября 1918 года на Поместном Соборе на святителя. Тихона пал патриарший жребий. Еще одно событие произошло именно в этот день. 18 ноября 1993 года, тоже неожиданно, умерла одна из известных в православной Москве благотворительниц и тайная подвижница Валентина Павловна Коновалова . В годы советской власти – в 1960-е, 1970-е, 1980-е – когда не просто было являть свою христианскую веру, она была настоящей исповедницей. Валентина Павловна занимала тогда очень высокий пост - была директором продуктовой базы. Можно представить, насколько важный это был тогда человек. Она была хозяйка своего слова и дела, внешне очень грозная. Идеальная дисциплина царила в ее владениях. Весь ее кабинет был завешен иконами. Какое бы милицейское или иное начальство ни приходило к ней, она никогда иконы не снимала, всегда совершенно открыто молилась. Несмотря на свой жесткий, купеческий характер, она была удивительно доброй, благотворила очень многим – нищим, больным, убогим. Жила она очень скромно для своего положения – в обыкновенной хрущевской пятиэтажке на окраине. В этой жизни она ничего не боялась, пережила многие испытания – потерю мужа и единственного сына, но сохранила твердую веру. С трогательным, благоговейный страхом относилась на земле лишь к одному человеку  - своему духовнику отцу Иоанну (Крестьянкину), которому свято верила и была у него в послушании всю свою жизнь. Но только однажды она преступила это послушание. У нее была катаракта, и она спросила у отца Иоанна благословение лечь на операцию. И вдруг отец Иоанн через меня – я как раз был в Печорах – передает письмо: «Ни в коем случае не ложитесь на операцию. Вы умрете». Все были просто поражены, потому что от таких операций не умирают. Все это было очень необычно. Но отец Иоанн был чрезвычайно настойчив: «Ни в коем случае не ложитесь на операцию». Я был убежден, что она послушает отца Иоанна, хотя мы не могли понять, почему он так твердо настаивает на своем.

http://pravoslavie.ru/1954.html

14 декабря 1891 года в церкви Трех Святителей Псковской Духовной Семинарии, будучи ее преподавателем, двадцатишестилетний Василий Белавин был пострижен в монашество и получил иноческое имя — Тихон. Его направляют в Холмскую Духовную Семинарию (Варшавской епархии). Он становится ректором и происходит его хиротония в епископы. Он был самым юным из современных ему иерархов Русской Церкви. Все его служение — по слову Апостола: «Не имамы зде пребывающего града, но грядущего взыскуем». И в буквальном смысле — странствие из одного города в другой. С полной самоотдачей, не жалея сил, он окормляет свою паству на Аляске, в Ярославле, в Вильно. Февральская революция застала Владыку в Москве, где была его очередь присутствовать в Священном Синоде. В Москве епархиальный съезд готовился к выборам нового московского архиепископа или митрополита. Обер-прокурор Львов стремился уничтожить Православие. Его детище — газета «Московский церковный голос» — устами протоиерея А. Введенского советовала переходить в богослужении с церковно-славянского языка на русский. Устами епископа Бельского Серафима пеняла духовенству, что оно не отметило праздничными богослужениями «праздник свободы» — 1 мая по новому стилю. Священник Смирнов призывал «сбросить рясу» и стать «священником-гражданином», а не посмешищем. Но как ни старался Львов протащить своих, все его кандидаты были отвергнуты церковным народом. И на Московскую кафедру 4 июля 1917 года был избран уволенный Львовым из Синода архиепископ Виленский Тихон. Ему и была поручена организация Поместного Собора, который не собирался более двухсот лет. Мы благоговейно предстоим перед тайной избранничества Патриарха Тихона. Он — предстоятель Церкви новых мучеников и исповедников Российских, прославившейся небывалыми в истории гонениями. Вместе с Царской семьей — в центре иконы новых мучеников. То же самое изображено на иконе, написанной по откровению свыше. Невольно возникает связь со стоянием у Креста Христова Божией Матери и возлюбленного Его ученика. Удивительно, что прославление патриарха Тихона было в день памяти апостола Иоанна Богослова. Всем своим обликом святой патриарх как бы дает завещание нашей Церкви словами апостола: «Дети, любите друг друга». И слова эти перекликаются с его последним обращением: «Чадцы мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей святой Церкви… Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!» Это самый главный завет — всегда, и в особенности во времена, когда зло раскрывается с предельной силой. Не потому ли Господь влагает почти буквально те же самые слова в уста святого царя-мученика накануне его смерти: «Зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но не зло победит, а добро». Святые патриарх Тихон и царь-страстотерпец — у Креста Христова, и все мученики, стоящие в бесконечном сонме за ними, — у Креста, каждый с Христовым крестом в руке.

http://moral.ru/святой-патриарх/

Богослужебные песнопения исполнили хор факультета церковного пения ПСТГУ (регент — Т.И. Королева) и мужской хор ПСТГУ под управлением иерея Алексия Зайцева. Среди молившихся были преподаватели, сотрудники, выпускники и студенты ПСТГУ, представители духовных школ Русской Православной Церкви. На телеканалах «Союз» и «Спас» , а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru осуществлялась прямая трансляция Патриаршего богослужения. В сугубую ектению были включены прошения о начальствующих, учащих и учащихся ПСТГУ. На сугубой ектении были вознесены особые прошения:  «Еще молимся Тебе, Господу Спасителю нашему, о еже прияти молитвы нас недостойных рабов Твоих в сию годину испытания, пришедшую на Русь Святую, обышедше бо обыдоша ю врази, и о еже явити спасение Твое. Рцем вси, Господи, услыши и помилуй. Еще молимся о еже благосердием и милостию призрети на воинство и вся защитники Отечества нашего, и о еже утвердити нас всех в вере, единомыслии, здравии и силе духа. Рцем вси, Господи, услыши и милостивно помилуй». Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси. За Литургией Святейший Владыка рукоположил клирика храма Троицы Живоначальной при б. Странноприимном доме Н.П. Шереметева (ныне НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского), старшего наставника тьюторской службы Православного Свято-Тихоновского богословского института диакона Алексия Захарова в сан пресвитера. Также Предстоятель рукоположил в сан диакона студента 4-го курса ПСТБИ Дионисия Семенова.  Проповедь перед причастием произнес иерей Александр Мазырин, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе г. Москвы, доктор церковной истории, кандидат исторических наук, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права, главный научный сотрудник и заместитель заведующего Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ. По завершении Литургии Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву у ковчега с частицей мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.

http://patriarchia.ru/db/text/5977724.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010