Котломуш – принадлежит к числу штатных монастырей. Иноков в нем немного. Карея. Так как от монастыря Котломуша находится в самом близком разстоянии замечательное место – Карея и древний храм – Протат; то мы здесь и скажем об этом месте. Местоположение Кареи. Карея находится почти в самой средине св. Афонской горы, на северо-восточном склоне её, на вершине живописного лесистого ущелья, подымающегося от моря к хребту горы. К югу от нее лежит сама гора – Афон; к западу – уступы гранитных скал её и утесов; к востоку и северо-востоку – холмы и низменное прибрежье моря, окутанные роскошной зеленью, море с островами. В окрестностях Кареи, со всех сторон, разсеяны в безчисленном множестве по горам и ущельям лесистым, по холмам и низменностям, кельи, каливы и монастыри. История Кареи. В древности Карея была весьма знаменита и славна. На ней были знаменитая Лавра Карейская, господствовавшая над всеми обителями св. горы; был скит Протат, управлявший всей Афонской горой. Надобно полагать, что на месте, названном впоследствии Карея, около церкви сооруженной Равноапостольным Константином, основалась, утвердилась и процветала иноческая обитель скорее и прежде, чем все другие обители св. горы; потому что Карея, находясь в центре Афонского полуострова, была безопасна и свободна от непрестанных вторжений Славянских племен и прибрежных грабежей Сарацин, которым постоянно подвергались приморские обители в течении целых почти трех столетий. Это-то вероятно, т. е. безопасное от неприятелей местоположение Карейской обители, преимущественное пред другими обителями, процветание её и было причиной того, что общим советом иноков всей св. горы, согласием Цареградского Патриарха и грамотами Греческих Царей, Карейской обители предоставлено было первенство пред всеми Афонскими обителями. Игумен её сделался главным Начальником всей св. горы и стал именоваться и подписываться Протом (Πρωνος), т. е. первенствующим, а сама обитель сделалась и стала называться Протатом, и от неё зависели все прочие Афонские обители. Это очевидно из Хрисовулла Греческого царя Мануила, хранящегося в Карейской библиотеке, и из древней Синодальной грамоты, называемой Трагос, там же находящейся, в которой изображены все уставы, чины и обыкновения горы Афонской. Когда именно Карейский скит сделался первенствующим, неизвестно; но достоверно что, во времена великого подвижника Афонского, св. Афанасия, Прот Карейской лавры стоял во главе прочих игуменов св. горы, которая в Х в. красовалась 180-ю обителями. Возникли киновии и обширные монастыри; явилась и знаменитая лавра Афанасиева: но первенство над всей горой сохранилось в Карее, и утверждено было хрисовуллами Императоров, Иоанна Цимисхия и Константина Мономаха, находящимися в Трагосе.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

«Святая Анна» выходит из Уранополиса раньше большого парома, и, пока он не торопясь доберется до Дафни, она уже успевает проплыть до окончания полуострова, выгрузить пассажиров по арсанам монастырей, находящихся в южной оконечности Святой горы, забрать с тех же арсан паломников и монахов, едущих в сторону Дафни и Уранополиса, и, прибыв в Дафни, дожидаться прибытия большого парома. Кроме «Святой Анны», пассажиры большого парома пересаживаются на несколько микро- и просто автобусов, едущих в столицу Святой горы — Кариес. Некоторых приехавших встречают монастырские машины (в основном это пикапы и джипы), а некоторые и сами съезжают с большого парома, подобно нам в этот раз, на разных автомобилях (кроме пикапов и джипов, на палубе обычно бывает немало грузовиков со стройматериалами). Пока происходит разгрузка большого парома, у кассы и пропускного таможенного пункта уже толпится народ, готовящийся отплывать в сторону Уранополиса. В принципе за билетом можно и не толкаться у кассы, а купить его уже на борту парома, но таможенный досмотр проходить все равно придется. Устроена эта таможня с целью не допустить вывоза со Святой горы религиозно-исторических ценностей и прочего антиквариата. Но смотрят таможенники багаж, как бы это сказать, не сильно зверствуя! После разгрузки большого парома происходит его загрузка машинами и уже прошедшими таможню паломниками, затем большой паром уходит в сторону Уранополиса, попутно заходя по второму разу на все монастырские арсаны. Народу в Дафни резко убавляется. Затем уходит «Святая Анна» к южной оконечности Святой горы, и в Дафни воцаряется полный штиль. Разве что парочка каких-нибудь «заблудших» паломников или рабочих не спеша допивает свой кофе под навесом единственной в Дафни таверны, содержателем которой является русскоязычный грек Янис. Про Яниса нужно рассказать особо, ибо и он, подобно Марии в Уранополисе, для околоафонского общества есть фигура знаковая. Когда мы в первый раз посещали Святую гору, то в один из последних дней нашего там пребывания решили посетить ближайший к Пантелеймону греческий монастырь Ксиропотаму (обычно русские называют его «Ксиропотам»). По устроению своей внутренней жизни это «исихастирий» (исихия по-гречески — молчание), то есть обитель углубленной молитвенной жизни, и поэтому, ради создания соответствующей внутреннему сосредоточению атмосферы, всячески ограничивает свои сношения с внешним миром.

http://azbyka.ru/fiction/flavian-vosxozh...

Каракалл, Каракал (греч. Кαραλλου) – греческий монастырь на северо-восточной стороне Афонского полуострова, основанный, по одной из версий, в конце X в. римским монахом Иоанном Каракаллом. В XII–XVI вв. неоднократно восстанавливался после разрушительных набегов. В 1813 г. грамотой патриарха Кирилла VI в монастыре был восстановлен общежительный устав. Каракалские монахи участвовали в греческом восстании 1821 г. Во второй половине XIX в. в монастырь поступило много русских монахов. К началу XX в. в Каракалле было около 100 монахов, монастырь отличался богатством. В нем находится собор в честь апостолов Петра и Павла и семь церквей, в которых хранятся такие святыни, как частицы Животворящего древа Креста Господня, частицы мощей Иоанна Предтечи, ап. Варфоломея, вмч. Меркурия, свт. Иоанна Милостивого, мч. Ореста и равноап. Аверкия, еп. Иерапольского, и др. В начале XXI в. в Каракалле подвизалось около 30 иноков. Карея Карея (греч. Кαρυς – административный центр Афона, основанный в конце IX в. как небольшой монастырь. Первоначально называлась «Меса» («середина») из-за месторасположения в самой середине полуострова, на северо-восточном склоне Святой Горы. В конце X в. стала резиденцией прота, исполнявшего по существу функции общего игумена Святой Горы, и административным центром Афона, а также местом торговли. Тогда же был построен собор в честь Успения Богоматери. Три раза в год, а именно в день Успения Богородицы, на Светлой седмице и на Богоявление, все иноки Святой Горы собирались в Карее для молитвенного торжества и для совещаний по общественным делам. В 1280 г. Карея была разорена за сопротивление Лионской унии, прот и все монахи убиты. В конце XIV в. она стала называться Карейской лаврой. После турецкого завоевания в ней располагался представитель турецкой администрации. В XVI в. Карея пришла в упадок; почти все ее многочисленные земельные владения были проданы. В 1626 г., после упразднения власти прота, Карея стала резиденцией представителей монастырей (членов Священного Кинота (Протата) и Священной Эпистасии). В ней были построены подворья (конаки) всех монастырей, а также келлии, зависящие от монастырей и населенные монахами-ремесленниками. По субботам в Карее устраивался торг, на котором монахи продавали свои изделия купцам-мирянам и покупали продукты и необходимые вещи. На Успение проводилась большая трехдневная ярмарка. Кроме высших административных органов управления в Карее находится афонское училище, в котором преподают богословие и иностранные языки; в него принимают по два молодых инока из каждого монастыря. В середине XX в. в Карее было построено новое здание Протата – единственная крупная постройка на Афоне за последние полвека. Котломуш (Кутлумуш)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Монастырское казначейство, трапезная и библиотека просто великолепны. Среди сокровищ монастыря — более 20 тыс. книг и рукописей, древних ценных фресок и священных предметов, в т. ч. Библия в посеребрённом переплёте, украшенном драгоценными камнями. — подарок императора Никифора Фоки. Сейчас в Великой лавре живет примерно 45 монахов. Наиболее почитаемая святыня монастыря — часть Животворящего Древа Креста Господня в драгоценном кивоте, украшенном драгоценными крупными перлами, дар св. Афанасию его друга императора Никифора Фоки, как это видно из подписи. Крест хранится в золотом ковчеге и обычно употребляется для водосвятия. Этим же Крестом освящают 14 сентября закваску для хлебов на весь год. Деревянный крест св. Афанасия в железном окладе, который носил преподобный, хранится здесь же. Кресту приписывают целительные свойства. Святые мощи: глава св. Василия Великого: глава св. Михаила Синадского; глава св. Александра: глава и левая рука св. мч. Минодоры; глава св. Иоанна Кукузеля; глава св. вмч. Евстратия: кровь, смешанная с землею, св. вмч. Димитрия; стопа ноги св. мч. Кирика; правая рука св. апостола Андрея Первозванного: кровь св. Иоанна Предтечи: части св. Сампсона Странноприимца, св. царей Константина и Елены; части кости Григория, свт. Великой Армении; глава св. мч. Иакова Персянина; глава прп. Нила Мироточивого; глава св. вмч. Меркурия; локоть левой руки св. Иоанна Златоуста; часть главы св. Феодора Стратилата; часть главы первомч. Стефана; правая рука новомч. Феодора Византийского и др. (обратно) 10 Дафни — порт Святой Горы, конечный пункт прибытия парома с материка. В Дафни находятся порт, таможня, почта, полиция, гостиница, церковные лавки, а также склады и дома для приезжающих на Афон рабочих. (обратно) 11 Столица Афона Карея (Кариес) расположена в горной местности в центре полуострова Афон, на высоте 370 м над уровнем моря; ее площадь приблизительно 2 га. Карея была основана в IX b. первыми афонскими монахами. Затем сюда был переведён административный центр из района Ксерского канала. Первоначально он назывался Протат (от греч. πρωτος; — «первый»). Название «Карея» появилось позднее. Этимологически это название происходит от греч. «каридия» (ореховое дерево), поскольку в этой местности произрастает много орешника.

http://isihazm.ru/?id=2079

(В грамоте прописаны все права его). Зограф. Июля.. Инд. 9. Его же грамота тому же Митрополиту, в которой определены обязанности и хлебные пособия Духовенства и паствы Православной в упомянутых странах в отношении к сему Митрополиту. Тогда же. Зограф. Его же грамота тому же Митрополиту о том, чтобы никто из его Епархии не ходил в другую за рукопожатием (Замечено содержание). Тогда же. Его же – тому же Митрополиту о праве сзывать соборы церковные и пр. (Замечено содержание). Тогда же. Отделение IV. Хрисовулы Воевод Угровлахийских и Молдавских и принадлежащие к ним разные акты Монастыри. Хрисовул Александра Воеводы Молдавского: жалует жене своей Марии Вишневицкой монастырь, где Егумен Киприан, с тем чтобы она и дети ее пользовались доходами с имений сего монастыря. «Умысли ли есмы добро нашей мыслию» 6937 Февр. 9. Зограф. Хрисов. Iω 5 Александра Воеводы Угровлахийского: жалует 3000 аспр м. Зографскому. (Замечено содержание). 6941 Февр.9. Хрисов. Iω Бассарабы Воеводы и Самодержца земли Угровлахийской. (Поврежден так, что нельзя разобрать его вполне). Кутлум. Хрисов. Iω Стефана Воеводы Молдавского: жалует 100 дукат оугреских м. Зографскому. (Замечено содержание). 6974 Июня 10. Зограф. Его же: жалует 500 аспр на больницу м. Зографскому. (Замечено содержание). 6979 Сент. 13. Хрисов. Iω Влада Воеводы Угровлахийского: жалует м. Рускому 6000 аспр. (Замечено содержание). 6995 Июн.12 Его же: жалует 4000 аспр м. Филофейскому. (Копия. Года нет). Филоф. Его же, о подаянии 1000 аспр в Ильинскую келлию родителя его Козмы, бывшего Протом Св. горы. 7000 Апрел. 29. Кутлум. Хрисовул Iω Петра Воеводы Молдавского – жалует 5000 аспр м. Кастамонитскому. Кастам. Хрисов. Iω Радула Воеводы Влашкого: жалует 3000 аспр м. Рускому. «Елицы Духом Божиим водими суть». 7004. . . . 30. Его же о пожаловании 3000 аспр м. Капрулеву на Афоне. (Замечено содержание). Зограф. Его же о пожаловании 4000 аспр м. Рускому. (Замечено содержание). 7010 Февр. Инд. 10. Хрисов. Iω Владула Воеводы Господина Влашкой земли: жалует Лавре 10,000 аспр.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

У меня была слабая надежда, что нас подберет попутная машина и подбросит до Дафни или до Ксиропотама. Вскоре дошли до русской кельи святого Модеста. Там шла вечерняя служба и нас пригласили в храм. Мы порадовались знакомому богослужению на церковнославянском языке, по которому, откровенно говоря, сильно соскучились. После богослужения нас без всяких расспросов пригласили в трапезную, покормили, напоили горячим чаем. «Сейчас пойдет машина в Дафни, – сообщил один из монахов, – она может подбросить вас до Ксиропотама, а там до Пантелеимонова монастыря рукой подать». Мы сказали, что очень устали и что, если есть возможность, хотели бы здесь переночевать. Нам отвели удобную келью, и мы прекрасно отдохнули. Утром монах сказал, что через два часа в Карею пойдет машина. Мы не захотели так долго ждать и отправились пешком. В Кареи мы предполагали помолиться у чудотворной иконы Божией Матери «Достойно есть», но храм, в котором она находится, был, к сожалению, закрыт. Зашли в скит святого апостола Андрея Первозванного (он находится в пяти минутах ходьбы от Кареи). Здесь нам повезло. Греческий монах открыл храм, и мы приложились к главе святого апостола. Монах нас не торопил, и мы пробыли в храме столько, сколько пожелала душа. Теперь наш путь лежал в Дафни, где мы планировали посмотреть местные магазинчики и купить сувениры. Дорога в Дафни долгая и очень пыльная. В это время подошла машина из скита святого Модеста, и она подвезла нас до Ксиропотама. В этом монастыре находится величайшая православная святыня – самая большая часть Животворящего Креста Господня. В прошлые мои посещения Афона я прикладывался к ней. А в этот раз нам не удалось ее увидеть, так как монастырь готовился к празднику Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня и паломников не принимал. Ну, не все коту масленица. Побывав в Дафни, мы отправились в Пантелеимонов монастырь. У нас были некоторые опасения, что нас не примут из-за большого наплыва паломников, но все обошлось – разместили, да еще и неплохо. Нас не могли не принять, потому что на престольный праздник везде, в любом монастыре, принимают. А в тот день праздновалась память преподобного Силуана Афонского.

http://pravoslavie.ru/93980.html

Так или иначе, 1-е письменное упоминание о первоначальной обители Д. относится к 1013 г., когда мон. Феодул поставил подпись под 2 документами Собрания в Карее; в 1015 г. он подписывался как «монах Дохиара», в 1020 г.- как «монах и игумен Дафни». Его же подпись как игумена Д. стоит под Типиконом имп. Константина IX Мономаха (1045/46), и, вероятно, он и был преемником игум. прп. Евфимия. В документе N 1 архива Д. от 1037/38 г. отмечено, что «во имя свт. Николая воздвигнутая обитель, Дафни [называемая] и Дохиаром прозванная» (Actes de Docheiariou. N 1). Название Дафни (греч.- лавр), видимо, было дано обители по причине изобилия в том месте этих деревьев и перешло к совр. афонской пристани. На древность основания мон-ря, а также на раннее владение им собственностью за пределами Св. Горы указывает сообщение в документе от 1037 г. о том, что Д. «с незапамятных времен» принадлежит крупный надел в Перигардикии. Сведения «Повести...» содержат нек-рые хронологические противоречия: Евфимий представлен современником прп. Афанасия Афонского и имп. Никифора III (1078-1081), а также дядей и предшественником игум. Неофита, управлявшего обителью в кон. XI - нач. XII в. Акты свидетельствуют о том, что перемещение мон-ря на совр. местоположение произошло при преемниках прп. Евфимия: разрешение прота Св. Горы на строительство новой укрепленной обители к западу от мон-ря Ксенофонт было получено между 1037 и 1089 гг. (Actes de Xénophon/Ed. D. Papachryssanthou. P., 1986. (ArAth; 15). N 1). Прот Павел, защищая интересы Д., говорит о том, что ранее по желанию прота Иосифа ксенофонтский игум. Дионисий добровольно передал мон-рю «святителя Николая, или Дохиару» территориальные владения. Вероятно, эта земля была куплена Д. в 1-й пол. XI в., о чем свидетельствует др. документ, от 1344 г., где монахи Д. сообщают, что уже 300 лет эта земля, приобретенная ктитором, принадлежит им (Actes de Docheiariou. N 23). Владения Д. были небольшими и ограничивались пределами Ксенофонта и 2 др., впосл. исчезнувших мон-рей. Обитель Дафни служила подворьем Д. до 1880 г., когда по неизвестным причинам эта собственность была утеряна. Ее развалины южнее совр. построек Дафни, справа от дороги к мон-рю Симонопетра, сохранились до наст. времени.

http://pravenc.ru/text/180375.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Карея, Ивирон, Лавра. Игорь Маликов   Карея, Ивирон, Лавра. Игорь Маликов   Карея – административная столица Афона . Размером с поселок. Оттуда с центральной площади отходят маршрутки в разные направления. На площади магазинчики и лавочки, продают иконы, утварь, продукты - все что угодно. Есть кафешки и туалет. Туалеты на Афоне только " М " - женщин тут нет. В магазине закупились всякими печеньками. Лично я купил колу, банку консервов и хлебные палочки. Все это было тут же с аппетитом съедено, а банку из под консервов у меня отобрали местные коты, наглые и голодные.      Подошел микроавтобус (а там работают полноприводные мерседесы) и мы загрузились. Скинулись по пятерке и поехали в следующий монастырь. Таким образом часам к шести в воскресенье мы уже добрались маршруткой до Великой Лавры, что находится у подножия Горы Афон.      Про Лавру читаем здесь. На море сегодня шторм, паромы не ходят, но ветер теплый. И дождь. Поселились в архондарике вместе с одесситами. Причем нас заселили с условием: ровно 7 утра нас уже нет в Монастыре. Такие правила. Вечером служба в храме и поклонение мощам, их там и очень много и всех не запомнить. Вкратце о святынях: жезл святого Афанасия, которым ударила Божия Матерь в камень, и явился источник воды; - крест, который святой Афанасий на себе носил. Еще здесь находится чудотворная икона Пресвятая Богородицы " Икономисса " , именуемая так потому, что Богоматерь обещала святому Афанасию - быть икономом его Лавре и всей Горе Афонской. Еще имеются части Честнаго Древа, и множество святых мощей. Легли отдыхать, думал высплюсь - сутки без сна. Сейчас. Ночью снились кошмары. Обычно в таких случаях про себя молишься, или " Отче Наш " - помогает. Это после причастия гниль всякая из меня лезет или как? Греческая служба, а был я на ней первый раз, поразила меня несколькими вещами. Первое – очень темно. И из этой темноты на фоне свечей выделяются силуэты монахов, они ходят туда-сюда, тихо кланяются, тихо переговариваются и снова исчезают в темноте. Третье - тихо, молитвы читаются именно тихо, поют тихо, и как-то очень смиренно. И еще: потрясающей красоты иконостас. Язык службы непонятен, и только по интонации догадываешься, что и когда происходит. Хотя “Кирие, элейсон” или по-нашему " Господи, помилуй " очень отчетливо выделяется на общем фоне.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1766

Но сладкий сон сделался уже горьким – не мог уже уснуть; под утро было уснул, да пригласили опять прослушать литургию и поклониться святым мощам 296 . После литургии, так как до обеда было еще часа два, мы отправились в Карею, которая отстоит всего на четверть часа от скита. Карея – местечко в восточном вкусе: улицы узкие, но, пожалуй, не уже константинопольских, нечистота и дома в восточном вкусе. Местоположение Карей довольно живописное: кругом роскошная зелень – преимущественно каштановые деревья и орешник; говорят даже, что вследствие такого обилия орешника Карея и получила свое название: по-гречески – αρυ – орех; хотя другие производят от ρα (греч.) – череп, так как здесь при копании иноками жилищ много найдено было черепов. Перспектива из Карей прекрасная: на восток располагаются холмы с роскошною зеленью и прекрасен вид на море; с юга – прекрасный вил на Афон; с запада – горизонт тесен вследствие отвесных скал. Карея – это иноческий базар, где иноки сбывают свои ручные произведения, а взамен этого покупают у торговцев – преимущественно греков – все необходимое в их монастырском быту. Лавки есть довольно богатые, хотя, как видно, торговля идет не слишком бойко: продавцы апатично, подогнувши ноги, сидят на прилавках, куря свой кальян, а покупатель-монах редко-редко где-где покажется, и то за покупками мелкими. Завтра базар – должно быть, будет несколько оживленнее. Карея, будучи торговым центром Афона, составляет вместе с тем средоточие гражданского и духовного управления. Здесь живет турецкий ага 297 . Здесь же находится Протат, или Афонский синод, занимающийся решением дел, касающихся афонских монастырей. Поэтому здесь живут представители, или антипросопы, всех монастырей 298 . Заседания бывают смотря по надобности. Из исторических древностей здесь замечателен старинный собор 299 . Говорят, что он построен Константином Великим , а Юлианом Отступником был разрушен; потом опять возрожден и несколько раз подвергался пожарам. Тут есть чудотворная икона Богоматери «Достойно есть» 300 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

И вот мы уже движемся в монастырь, освещая себе путь фонарями. На сей раз все утеплились, как могли, и выглядят по-зимнему. Странно видеть нашу северную униформу на фоне зеленеющих кипарисов и прочей южной растительности. В храме прикладываемся к иконам и мощам, расходимся по стасидиям. Служба. Такое знакомое слово «праздник» искрится здесь новыми гранями, звучит в голове и сердце радостно, победоносно: «Христос Рождается, славите…». Нет слов человеческих, чтобы описать ликование грешного существа от осознания великой милости Божией, ниспосланной роду человеческому в тайне Рождества Христова. Проходит ночь, и мы устремляемся к Чаше Жизни. Господи, прости! Господи, помилуй! Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!     Внизу в Пантелеимоновом соборе краткий молебен. Выносят из алтаря честную главу великомученика и исцелителя Пантелеимона. Раскручивают хорус и паникадило. Где мы – на земле или на небе, не ведаю. Праздничная трапеза, монастырская лавка с сияющим отцом Исидором, отдых. Не проспать бы паром, на котором решено отправиться в порт Дафни, а оттуда в паломничество по Афону. Дафни и Карея К посадке на паром развиднелось, стало по-весеннему тепло. А вот и «Святой Пантелеимон». Поехали! Плавание наше заняло всего несколько минут, и вот уже порт, точнее, пристань, где на крошечном пространстве разместились немногочисленные портовые службы, почта, кафе, магазинчик, да площадка для стоянки автобусов. Сели в один из них и начали подъем по непростому афонскому серпантину. А вот и Карея, столица полуострова Афон. Отсюда микроавтобусы доставляют монахов и паломников к месту назначения. Сегодня мы едем к Иверской. Иверон После Свято-Пантелеимонова монастыря Иверон кажется маленьким и слегка запущенным, но это только первое впечатление. Просто греки не обращают внимания на несущественное. Размещаясь в архондарике, познакомились с паломниками из Грузии. Оказалось, один из них говорит по-гречески, что значительно упростило нам общение в монастыре. Скорее на службу. Незнание языка для человека, знакомого со строем православного богослужения, не играет роли – все понятно (за исключением изменяемых частей службы – стихир и тропарей). Да и здесь тоже просто – Рождество Христово!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=2817

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010