– Владыка, сложно ли отмечать Рождество 25 декабря в стране, которая привыкла к тому, что его отмечают двумя неделями позднее? – О сложностях, наверное, не стоит говорить, потому что в стране, где есть религиозная свобода, никто не ограничивает прав верующих, праздновать не сложно. Но, конечно, есть определенные неудобства, если наши праздники выпадают на рабочие дни. В этом году Рождество приходится на воскресенье, поэтому часть этих сложностей отпадает. В другие годы, конечно, когда Рождество – это рабочий день, многим людям сложно участвовать в богослужениях: приходится подстраиваться на работе, брать выходные – эти вопросы наши единоверцы решают в индивидуальном порядке. В любом случае, физически не все могут участвовать в ночном богослужении, потому что потом сложно добраться до дома. Конечно, в России празднуют прежде всего Рождество по юлианскому календарю, но при этом все знают, что у католиков и других христиан, живущих по календарю григорианскому, Рождество 25 декабря. – Как отмечали католики Рождество до распада СССР и того, как стало возможно исповедовать веру открыто? – Конечно, ситуация была совершенно другой. Люди хранили, исповедовали и передавали веру из поколения в поколение практически исключительно в семейном кругу. Были и периоды, когда даже это было небезопасно. Если речь идет о России, то у нас до 1991 года действовали непрерывно только два храма: святого Людовика на Лубянке в Москве и Лурдской Божией Матери в Ковенском переулке в Санкт-Петербурге – тогдашнем Ленинграде. Туда приходили те, кто мог. Другие, если была возможность, старались ехать в западные регионы Советского Союза, где были храмы – может быть, не в само Рождество, но в новогодний период, в выходные. Ну а большинство, конечно, праздновало Рождество в семейном кругу. – Такие поездки, наверное, можно назвать паломничеством? – Да, это могло быть паломничеством в несколько сот и даже тысяч километров. Среди моих знакомых есть люди, которые ездили в Прибалтику, в западную Белоруссию – туда, где были действующие католические храмы.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

И мир содрогнулся бы, и сила бесправия и зла была бы поколеблена тогда только, тогда человек стал бы свободным, каким сделал его Христос. И каким радостным, каким великим праздником стало бы тогда для человечества Рождество Христово! Рождество Христово 12 Один из самых ужасных и распространённых видов рабства, в котором живёт человечество, – это рабство неправильно понятых или совсем непонятых слов. Люди привыкают к целому ряду понятий, начинают совершенно механически употреблять их, не отдавая себе отчёта ни в том, что они значат, ни в том, к чему обязывают. И эти ложные понятия становятся хозяевами жизни, распоряжаются судьбами людей и народов, делают людей счастливыми и несчастными. И нет более жестокого деспота, чем ложное понятие, и ни чему другому так безропотно не отдаётся в рабство человек, как ложному слову. Одна из насущнейших задач современной реформации – это раскрепощение людей от рабства ложных слов. За этими словами скрыты ложные, или извращённые, или не осознанные идеи. И для того, чтобы реформировать жизнь, надо прежде всего освободить людей от груды того мусора, которым они свою собственную жизнь душат. Есть слова, правильно и во всём объёме понятый смысл которых мог бы произвести в человечестве целую духовную революцию. Одним из таких слов является: Рождество Христово. Каждый год 25 декабря во всех европейских странах празднуется этот день. «Рождество» – это такая же неотъемлемая часть года, как зима, лето, «Пасха». Мы, русские, твёрдо усвоили, что в этот день «не учатся», «делают визиты», жарят гусей с капустой, гадают и, особенно, устраивают ёлку. и Рождество – почти одно и то же. Мы совершенно «механизировали» это великое слово – Рождество Христово. И так привыкли, что 25 декабря оно обязательно будет, из году в год, и что газетчик принесёт газеты с «святочными рассказами», что положительно потеряли даже способность понять, к чему это слово обязывает. Но если бы все люди даже один раз в год по-настоящему вспоминали, к чему обязывает слово «Рождество Христово», то и тогда бы жизнь наша очень скоро стала неузнаваемой.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Часто приходится видеть, что христиане жизнь в этой радости, жизнь во Христе меняют на что-то другое. Они забывают о Самом Боге — Источнике этой радости и любви. Бесконечные споры о правилах, о том, что можно и чего нельзя, о том, кто лучше и кто хуже, убивают радость в людях. Сегодня половина христиан празднует Рождество. С этого года в Украине объявили этот день государственным праздником. Опять слышны споры о том, что есть «хорошие христиане», которые празднуют Рождество 7 января, и есть «плохие христиане», которые празднуют 25 декабря, есть католики и есть православные. Сегодня не только католики празднуют Рождество, но и греки, которые служат по новому стилю, румыны и многие другие Поместные Православные Церкви. В Украине есть такие области, например, Черновицкая, где один район празднует Рождество сегодня, а другой будет праздновать 7 января. Я очень хочу, чтобы это не стало поводом для разделений и осуждения друг друга. Мы верим не в календарь, не в числа и даты. Нас Господь призвал последовать за Ним и научиться от Него той жертвенной любви к Богу, которую Он явил к Своему Отцу Небесному в послушании Ему, и той жертвенной любви к ближнему, которой Господь служил каждому до самой Своей крестной смерти. Мы сегодня, бывает, это забываем и считаем людей, которые не так, как мы, празднуют, людьми второго сорта, людьми хуже нас. Этого не должно быть. Я считаю, что нам не нужно отказываться от своей традиции. Она для нас важна, она существует неслучайно, и мы будем продолжать ей следовать. Вопрос календаря не стоит у нас на повестке дня, мы как праздновали, так и будем праздновать Рождество в положенное время. Сегодня память святителя Спиридона Тримифунтского, и мы ещё ждём тех дней, когда мы будем праздновать Рождество Христово. То, что сегодня опять будут разделяться люди — одни будут праздновать Рождество 25 декабря, другие 7 января, — не должно стать поводом для нас, христиан, кого-то осуждать. Не надо этого делать. Это не сделает нас ближе к Богу, не сделает нас лучше и праведнее.

http://pravoslavie.ru/109573.html

– Чтобы нам войти в полноту жизни, Господу пришлось войти в нашу ограниченность, падшесть, смерть. Он это сделал по Своей воле. Как на человеческих судьбах отразилось Его Рождество, пришествие в мир? – Отражение – это понятие поверхностное. Пробежал луч, осветил то, что возникло на его пути, – и все. А пришествие Господне – это основа основ жизни. Нельзя сказать, что Рождество Христово началось 2000 лет назад. Нет, это – как бы воспоминание о будущем. Рождество Христово – в центре, в средоточии всей духовной жизни, чаяний, верований человеческого рода. К нему стремились праведники, начиная с Адама, первого человека. Жаждали пришествия Господа. Бог открывал пророкам, что настанет такой день, и в мир таинственно придет Бог и Спаситель. В Евангелии Господь сказал, что Авраам, праотец наш, увидел этот день и возрадовался духом ( ). Мы тоже можем приблизиться к Рождеству, сопереживать, радоваться ему. Принимать его великое благочестие. Но само оно всегда остается тайной. Сколько еще Бог судит людям таких тысячелетий, уходящих вперед? Мы не знаем. Но твердо верим: Рождество Христово – событие, к которому всегда будут обращены и взор, и мысли, и благодарные чувства человечества. – В земном времени Рождество Спасителя занимает особую, как бы нулевую точку. До него мы считаем годы по убывающей: третий век, второй, первый... После него – по возрастающей: первый, второй... – Да, исторически это интересно. С приближением солнца гаснут звезды. Они остаются на местах, остаются теми же, но уступают место хозяину, который должен согреть землю теплом, влить в нее жизнь. Вот так же примерно угасает время, его духовное содержание, когда приближается Рождество. И хронология это отражает. Время у нас солнечное. – Следовательно, сейчас, в 2000 году, духовность в мире высока? Не потому ли, что появилось множество новых святых – наших покровителей, помощников, молитвенников? – Когда благочестивые люди прощаются с дорогим, близким человеком, который много сделал в этой временной жизни или, может быть, жил мало, но ярко и плодотворно, то иногда говорят: «С этого дня мир духовный обогатился, а земля оскудела». Но Бог милует – и вновь рождаются благочестивые души, праведники, которых земля чает, радуется, если они являют себя тут во всей силе.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

Оратория состоит из шести кантат, которые исполняются в разные дни святочного времени. Первая часть посвящена собственно рождению Спасителя (исполнялась в сам день Рождества), вторая — ангельскому благовествованию пастухам о Рождестве (исполнялась на второй день Рождества), третья — поклонению пастырей Богомладенцу (в третий день Рождества), четвертая — обрезанию и наречению имени Иисус (в первый день Нового года), пятая — путешествию волхвов (второго января) и шестая — поклонению волхвов (в день Богоявления). Вниманию читателей (и слушателей) будет предложена оратория в исполнении швейцарского камерного оркестра I Barocchisti и хора Швейцарского радио (Лугано). Этот вариант был выбран не случайно — большинство даже самых именитых исполнителей Рождественской оратории играют ее излишне торжественно (отчего музыка становится грузной, неповоротливой), а эти музыканты сыграли ее всего лишь чуть быстрее, чем ее играют обычно, но это будто вдохнуло в музыку новое дыхание жизни. 2. «The Twelve Days of Christmas» The Singers (Великобритания), Mormon Tabernacle Choir (США) Время Адвента (Рождественского поста) и святок на Западе — сезон рождественских концертов. Традиционно один из самых грандиозных таких концертов дает Мормонский хор Скинии — главный музыкальный коллектив этой христианской деноминации — в конференц-центре Скинии Солт-Лейк. Грандиозный хор из 360 участников, которому аккомпанирует оркестр из 110 музыкантов, тем не менее — лишь фон для приглашаемых ими известных музыкантов. Кстати, билеты на этот концерт бесплатны — их можно выиграть в лотерею. В 2007 году приглашенными звездами были участники лондонского мужского хорового ансамбля «The Singers», которые в частности исполнили английскую рождественскую песню «12 дней Рождества». У этой песни, появившейся в конце XVIII века (и, возможно, имеющей французский оригинал), интересная особенность — в каждом куплете, начиная со второго, повторяются наборы подарков (в каждый святочный день возлюбленная дарит исполнителю песни куропаток, гусей и т.д.) из предыдущих куплетов, а число даров совпадает с упоминаемым в куплете днем с начала Рождества.

http://pravmir.ru/pyat-zhemchuzhin-rozhd...

Что дороже Христовой пещеры? По-над Родиной свет. На душе благодать! Оживают глаголы у сердца. И готов вместо хлеба солому жевать, Лишь бы в Яслях увидеть Младенца! 3 января 1999 скит Ветрово Непогода вчера как с цепи сорвалась, А сегодня остыла немного. И природа стоит, до зела затаясь, Ожидая Рождения Бога. А деревья молчат, распрощались с листвой. Лихолетье зимой небольшое. С каждой ветки звучит: «Рождество! Рождество!» - Безголосые славят душою. Всё в едином родстве. Первозданная связь! Нет чужих среди близких и дальних. Небеса и Земля, у Яслей обручась, Сторожат Вифлеемскую Тайну. 6 января 1999 скит Ветрово И в душе, и вокруг - просветленье, По-иному трезвонит звонарь. Ночь поста миновала мгновеньем, Вот и Праздник - всему господарь. Постаралась вовсю снеговея, Показала своё мастерство. Так бело - не бывает белее - Рождество! Рождество! Рождество! И леса, и пустыни, и степи Отражают небесную водь. Благодать и в разбойном вертепе, Если там возлегает Господь. 6-7 января 1999 скит Ветрово Наконец-то и снег заскрипел, Словно песню запел под ногами. Патриарший клобук на трубе - Рождество на Руси со снегами. И мороз подрядился на пост Легким инеем нежить былинки. Аки меньшая братия звёзд, Заискрились на окнах снежинки. Благо есть и моим камышам: Полыхают, а всё ж - не сгорают. До чего же земля хороша, Коль она Небеса отражает! 8 января 1999 скит Ветрово За окном - бахрома, бахрома. Всё под солнцем играет, искрится. Белоризица наша зима, За морями сие не приснится. О, лазури великая звень! Чудо-липы мерцают порошей. В царской шубе довольный плетень Притулился до Праздника тоже. Праздник-батюшка третий денёк Православную Русь украшает. Ясну радугу враз истолок И по лику земли рассыпает. Снегирям и в мороз На кустах, на снегу полыхают. Святорусью и в Святки тепло: Святорусье Господь согревает. 10-11 января 1999 скит Ветрово Не день, а сказка! Солнце и лазурь! Блистанье снега непосильно оку! В засеребрённом царственном лесу Всё светится поэзией высокой.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/05/...

Наш народ называет Благим днем каждый большой церковный праздник. Рождество — первый христианский Благой день, который осветил своим светом детей Адама и внес радость в их души, первый сладкий день после многих горьких дней безбожия. Рождество — Благой день прежде всего из-за того, что в этот день пришел в мир благий Царь. Города вписывают в каменные летописи зданий и памятников дни, когда посещали их земные цари. А мы впишем в сердца свои день посещения Царя Небесного. Дерево истлеет, камень разрушится, а то, что хранится в сердце, преодолеет смерть и обручится с вечностью. Святые люди вспоминают имя Царя Христа так же естественно, как дышат. Когда звери растерзали святого Игнатия в Колизее, сердце его было найдено невредимым, и на нем были как будто вырезаны две буквы И(исус) Х(ристос). Рождество — Благой день и из-за явленной Христом жизни вечной. До этого дня лишь крошки падали в мир, чтобы напомнить людям о трапезе небесной жизни. Люди судорожно хватали их, не зная, ни откуда, ни от Кого они. Христос пришел в мир, чтобы открыть людям неиссякающую трапезу жизни и позвать их на вечный пир. И каждый, кто принял приглашение и поверил Непогрешимому, начинал чувствовать голод полноты жизни, голод Божественной обильной трапезы жизни. Когда святому мученику Зиновию предложили выбирать между жизнью и смертью, он ответил: без Христа не жизнь, но смерть, а смерть ради Христа не смерть, но (Пролог, Рождество — Благой день и из-за явленной во Христе Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми пишет видевший Христа (1 3 , 1). До явления Христа человеческий род не знал о любви Отца к детям и детей к Отцу. Но с рождением в нашем мире Сына Божия Единородного открылись человеческие глаза на единого Родителя Небесного и на Его, до той поры не познанную, любовь небесную.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Приходят-уходят люди с красными лицами, в белых воротничках, пьют у стола и крякают. Гремят трубы в сенях. Сени деревянные, промерзшие. Такой там грохот, словно разбивают стекла. Это — «последние люди», музыканты, пришли поздравить. — Береги шубы! — кричат в передней. Впереди выступает длинный, с красным шарфом на шее. Он с громадной медной трубой, и так в нее дует, что делается страшно, как бы не выскочили и не разбились его глаза. За ним толстенький, маленький, с огромным прорванным барабаном. Он так колотит в него култышкой, словно хочет его разбить. Все затыкают уши, но музыканты все играют и играют. Вот уже и проходит день. Вот уж и елка горит — и догорает. В черные окна блестит мороз. Я дремлю. Где-то гармоника играет, топотанье… — должно быть, В детской горит лампадка. Красные языки из печки прыгают на замерзших окнах. За ними — звезды. Светит большая звезда над Барминихивым садом, но это совсем другая. А та, Святая, ушла. До будущего года. Святки Птицы Божьи Рождество… Чудится в этом слове крепкий, морозный воздух, льдистая чистота и снежность. Самое слово это видится мне голубоватым. Даже в церковной Христос рождается — славите! Христос с небес — слышится хруст морозный. Синеватый рассвет белеет. Снежное кружево деревьев легко, как воздух. Плавает гул церковный, и в этом морозном гуле шаром всплывает солнце. Пламенное оно, густое, больше обыкновенного: солнце на Рождество. Выплывает огнем за садом. Сад — в глубоком снегу, светлеет, голубеет. Вот, побежало по верхушкам; иней зарозовел; розово зачернелись галочки, проснулись; брызнуло розоватой пылью, березы позлатились, и огненно-золотые пятна пали на белый снег. Вот оно, утро Праздника, — Рождество. В детстве таким явилось — и осталось. Они являлись на Рождество. Может быть, приходили и на Пасху, но на Пасху — неудивительно. А на Рождество, такие трескучие морозы… а они являлись в каких-то матерчатых ботинках, в летних пальтишках без пуговиц и в кофтах и не могли говорить от холода, а прыгали все у печки и дули в сизые кулаки, — это осталось в памяти.

http://azbyka.ru/fiction/leto-gospodne/?...

Сортировать по Исключить новости Рождество Христово в стране выходных Сам праздник Рождества в Испании проходит традиционно очень тихо. Все отмечают его накануне, в Рождественский Сочельник (Nochebuena – добрая ночь). 4 января, 2012 Сам праздник Рождества в Испании проходит традиционно очень тихо. Все отмечают его накануне, в Рождественский Сочельник (Nochebuena – добрая ночь). В Испании отмечают не только сам день Рождества; весь период с 24 декабря по 6 января называется Navidades . Здесь празднуют Рождество, потом Новый Год, а затем, 6 января День Королей, или Богоявление . Сам праздник Рождества проходит традиционно очень тихо. Все отмечают его накануне, в Рождественский Сочельник (Nochebuena – добрая ночь). В этот вечер главное – постараться собраться всей большой испанской семьей. Подарки традиционно в это день не дарились. Сейчас детям их дарят, хотя главные подарки принесут на день Королей-Волхвов. Есть одно событие, с которого начинается период Рождественских праздников — это розыгрыш рождественской лотереи, которая существует с 1812 года. Билеты покупает 98% они продаются уже с августа-месяца, а 22 декабря происходит священнодействие, за которым следит по телевизору вся страна. Ученики школы св. Ильдефонсо в Мадриде нараспев возглашают номера , которые написаны на небольших деревянных шариках, помещенные в две большие золоченые сферы. Действо длится более трех часов: поющие дети сменяют друг друга, идет прямая трансляция по телевидению, все смотрят, затаив дыхание. Хотя шанс выиграть небольшой (по пессимистическим прогнозам около 5%, по оптимистическим – около 10%), многие надеются на чудо. Поклонение золотому тельцу объединяет страну и заставляет забыть о кризисе . Ликования выигравших (а это могут быть целые коллективы на работе или группы знакомых по бару, купивших один билет в складчину) и залпы шампанского 22 декабря окончательно переводят Испанию с рабочего режима в праздничный. При всей любви испанцев к публичности, Рождество – чисто семейный праздник. Другое дело, что собравшаяся в доме, слегка расширенная испанская семья по количеству и уровню шума может сравниться с переполненным автобусом. На праздничном столе – морепродукты и сухофрукты, а также туррон — сладости на основе миндаля. Возможно, это отголоски поста в сочельник, в любом случае, эта традиция соблюдается неукоснительно, поэтому ежегодно в этот период цены на морепродукты повышаются.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-xristovo-v-...

в Пасхалии называется число дней, дополняющее основание до 21, если основание меньше этого числа, и до 51, если основание больше 21. Это дает возможность узнать конец ветхозаветной Пасхи, то есть определить число марта или апреля, когда наступит 22-й день мартовской луны или 22-й день нисана, которым оканчивается еврейская Пасха. При определении дня празднования христианской Пасхи эпакта значения не имеет. границ, или ключевыми буквами, называются 35 букв славянского алфавита, соответствующие 35 дням, которые заключаются между самым ранним и самым поздним пасхальными пределами. Каждая ключевая буква указывает, насколько в данном году день празднования Пасхи удаляется от 21 марта. При наличии пасхальной таблицы и Зрячей Пасхалии ключ границ освобождает от сложных пасхальных вычислений, помогая легко отыскать уже в готовых вычислениях число и месяц празднования в данном году Пасхи, а также зависящих от нее подвижных праздников, постов и времен церковных. Правила вычисления и определения дня празднования Пасхи точного определения дня празднования Пасхи необходимо установить порядок данного года в лунном круге, найти золотое число, основание, мартовское полнолуние, затем определить истинное пасхальное полнолуние, узнать, в какой день седмицы случится это истинное пасхальное полнолуние, и после этого определить число празднования Пасхи. лунных кругов в Пасхалии считается год Сотворения мира. В год Рождества Христова для полных 290 лунных кругов недоставало 2 лет. Чтобы определить порядок данного года в лунном кругу после Рождества Христова, необходимо от данного года отнять 2, а остаток разделить на 19, тогда частное покажет количество протекших лунных кругов, а остаток – порядок данного года в текущем кругу луны. Если деление будет без остатка, тогда принимается за 19 (число лет лунного круга). Например: остаток 16 – число, указывающее порядок 1975 года в кругу луны. Далее, так как по римскому летосчислению до Рождества Христова прошло 248 лунных кругов и 1 год, то для определения золотого числа в нашем летосчислении (после Рождества Христова) необходимо к данному году прибавить 1 год и сумму разделить на 19, тогда частное покажет число протекших лунных кругов, а остаток – золотое число данного года. Если остаток равен 0, тогда принимается за 19. Например: Деление происходит без остатка, и золотое число для 1975 года – 19.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010