Мн. насельники В. м. занимали архиерейские кафедры Западнорусской митрополии . В 1620 г. Иерусалимский Патриарх Феофан IV восстановил правосл. западнорус. иерархию. Настоятель В. м. архим. Леонтий (Карпович) был избран епископом Владимирским и Брестским. Архим. Леонтий скончался, не успев получить хиротонии, во архиепископа Полоцкого в том же году был хиротонисан др. насельник В. м.- Мелетий (Смотрицкий), ставший после своего возвращения в Вильно настоятелем мон-ря. В 1623-1633 гг. во главе В. м. стоял архим. Иосиф (Бобрикович; с 1633 еп. Мстиславский), к-рый добился от светских властей разрешения на строительство в обители каменной церкви. 18 марта 1633 г. вступивший на престол кор. Владислав IV Ваза пожаловал В. м. грамоту на постройку храма «по подобию других церквей и костелов, а не в виде крепости». Грамотой также подтверждался статус мон-ря при Свято-Духовском храме как общежительного по чину свт. Василия Великого; к обители приписывались 17 муж. и 2 жен. мон-ря. Братии разрешалось получать пожертвования, беспрепятственно распоряжаться движимым и недвижимым имуществом, а судебные дела рассматривать в суде высшей инстанции - в главном трибунале. В 1634 г. в В. м. был построен каменный храм Сошествия Св. Духа на апостолов с приделами во имя равноапостольных Константина и Елены и ап. Иоанна Богослова. При В. м. продолжало существовать уч-ще, конгрегации правосл. студентов и учеников монастырского уч-ща принадлежал Константино-Еленинский придел Свято-Духовского храма. После поставления Иосифа (Бобриковича) на Мстиславскую кафедру настоятелями В. м. являлись Митрофан (Дементьянович; упом. в 1635), затем Самуил (Шитик-Залесский; упом. в 1637), происходивший из местной шляхты. Вместе со званием настоятеля («старшего») мон-ря Самуил носил также титул «наместника митрополии в Великом княжестве Литовском», т. е. ему подчинялось все правосл. духовенство митрополичьей епархии. В нояб. 1637 г. игумен В. м. Леонтий (Шитик-Залесский) ездил в Москву и получил от царя Михаила Феодоровича 200 р. в качестве пожертвования на обитель. В 1655 г., после взятия Вильно рус. войсками, были обретены и перенесены в В. м. мощи Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия , святыню поместили в пещерном склепе Свято-Духовской ц. В 1661 г. город вновь перешел к Речи Посполитой. В 1676 г. сейм запретил всем ставропигиальным мон-рям на территории Польского гос-ва обращаться по вопросам веры к К-польскому Патриарху и в спорных случаях предписал обращаться к гражданским судам.

http://pravenc.ru/text/158674.html

В Сибирском крае, хотя уже утвердилось христианство и был свой постоянный архиерей, живший в Тобольске, все еще ощущалась крайняя нужда в достойных священнослужителях. В 1635 г. царь Михаил Федорович писал Вологодскому архиепископу Варлааму, чтобы он выбрал в Вологде и во всей своей епархии протопопа для Тобольска да двух попов черных и трех белых для Тобольска и других городов Сибири и чтобы все выбранные были «люди добрые, крепкожительные и духовные учители, а не бражники». Спустя несколько недель царь приказал тому же архиепископу увеличить число духовных лиц, назначаемых для Сибири, и именно избрать архимандрита, протопопа, пять попов черных да десять или двенадцать попов белых. Воля государя была исполнена архиепископом. А так как и в Москве записались своею волею ехать в Сибирь два попа черных да шесть попов белых, то государь велел отправить всех их вместе с избранными в Вологодской епархии, «потому что в Сибири попов надобно много». Всем отправленным назначено было на подъем и проезд из государевой казны жалованье, а белым попам дана возможность продать свои дома и хозяйства и взять с собою свои семейства . Исправление и печатание богослужебных книг при патриархе Иоасафе продолжалось прежним порядком и безостановочно. Всех книг напечатано теперь 23. Большая часть из них (16) были те же самые, которые печатались и при патриархе Филарете, и также изданы теперь почти все по нескольку раз. Псалтирь издана теперь семь раз (1634 —дважды, 1635, 1636, 1637, 1638, 1640) По четыре раза изданы: Псалтирь следованная (1634, 1636, 1638, 1640) Потребник (1634, 1636, 1637, 1639) 564], Минея общая (1635, 1636, 1637, 1638) и Часослов (1635, 1637, 1638, 1640) По три раза: Евангелие (1634, 1637, 1640) 197, 198], Служебник (1635, 1637, 1640) 509, 511] и Триодь цветная (1635, 1638, 1640) По два раза: Апостол (1635, 1638) 123], Триодь постная (1635, 1638) 574], Каноник (1636, 1640–1641) 257] и Шестоднев (1635, 1640) 641]. По одному разу: Евангелие учительное (1639) Октоих (1638) Минея месячная только за два месяца: сентябрь (1636) и декабрь (1636) и Устав церковный, оконченный уже по смерти патриарха Иоасафа (1641) Иногда книги печатались с прежних изданий без перемены: так, Требники и Служебники 1635 и 1637 гг. 507, 509] перепечатаны с Требника и Служебника 1623 г. 501] Иногда же печатались с прибавлениями, или дополнениями, например в Требник (мирской) 1639 г. прибавлены целые три главы: 40-я, излагающая известное постановление Московского

http://sedmitza.ru/lib/text/436128/

Спустя несколько недель царь приказал тому же архиепископу увеличить число духовных лиц, назначаемых для Сибири, и именно избрать архимандрита, протопопа, пять попов черных да десять или двенадцать попов белых. Воля государя была исполнена архиепископом. А так как и в Москве записались своею волею ехать в Сибирь два попа черных да шесть попов белых, то государь велел отправить всех их вместе с избранными в Вологодской епархии, «потому что в Сибири попов надобно много». Всем отправленным назначено было на подъем и проезд из государевой казны жалованье, а белым попам дана возможность продать свои дома и хозяйства и взять с собою свои семейства. Исправление и печатание богослужебных книг при патриархе Иоасафе продолжалось прежним порядком и безостановочно. Всех книг напечатано теперь 23. Большая часть из них (16) были те же самые, которые печатались и при патриархе Филарете, и также изданы теперь почти все по нескольку раз. Псалтирь издана теперь семь раз (1634 – дважды, 1635, 1636, 1637, 1638, 1640). По четыре раза изданы: Псалтирь следованная (1634, 1636, 1638, 1640), Потребник (1634, 1636, 1637, 1639), Минея общая (1635, 1636, 1637, 1638) и Часослов (1635, 1637, 1638, 1640). По три раза: Евангелие (1634, 1637, 1640), Служебник (1635, 1637, 1640) и Триодь цветная (1635, 1638, 1640). По два раза: Апостол (1635, 1638), Триодь постная (1635, 1638), Каноник (1636, 1640–1641) и Шестоднев (1635, 1640). По одному разу: Евангелие учительное (1639), Октоих (1638), Минея месячная только за два месяца: сентябрь (1636) и декабрь (1636), и Устав церковный, оконченный уже по смерти патриарха Иоасафа (1641). Иногда книги печатались с прежних изданий без перемены: так. Требники и Служебники 1635 и 1637 гг. перепечатаны с Требника и Служебника 1623 г. Иногда же печатались с прибавлениями, или дополнениями, например в Требник (мирской) 1639 г. прибавлены целые три главы: 40-я, излагающая известное постановление Московского Собора 1620 г., 42-я – статья о святительском суде и 46-я – чин на новолетие 1 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Будучи епископом, И. поддерживал связь с виленским Свято-Духовским братством. 21 янв. 1634 г. архиерей просил виленского стольника Гедеона Тризну о помощи в решении имущественных проблем братства. По просьбе виленских братчиков И. собирался поехать на сейм в Варшаву для защиты позиций православных. Очевидно, благодаря усилиям И. кор. Владислав IV 14 марта 1635 г. подтвердил привилеи, данные Белорусскому (Могилёвскому) еп-ству. В марте 1634 или в 1635 г. И. отправился в Вильно. В письме членам Могилёвского братства епископ сообщил, что едет в столицу Великого княжества Литовского по просьбе Виленского братства. В связи с состоянием здоровья архиерей предполагал задержаться в Вильно, чтобы получить квалифицированную медицинскую помощь (письмо было написано 14 марта 1634 (С. Т. Голубев , А. И. Малевич) или в 1635 (Ф. Жудро, Миронович)). Приехав в Вильно, И. тяжело заболел и скончался вскоре после Пасхи (в 1634 или в 1635). По преданию, узнав о его смерти, митр. Петр (Могила) сказал: «Ах, правая бе мне рука усечена» (АСЗР. 1867. Т. 2. Прил. С. X). Ходили слухи, что смерть И. была насильственной. Униаты (Я. Кречмер, И. Стебельский) утверждали, что И., будучи тяжело болен, якобы пригласил к себе священника-униата и за это был умерщвлен монахами мон-ря Св. Духа. Игум. правосл. Минского мон-ря Феофилакт (Заяц), дававший в 1635 г. показания в консисторском суде Киевской митрополии, утверждал, что И. был отравлен Елисеем (Илковским), монахом-униатом, перешедшим в Православие. Похороны И. состоялись 9 апр. 1635 г., когда в Вильно приехал свт. Петр (Могила). Надгробное слово произнес преемник И. на Белорусской кафедре Сильвестр (Косов), в 1635 г. проповедь была издана в переводе на польск. язык: «Cherubin, przy akcie pogrzebowym... Józepha Bobrykowicza, episkopa Mcisawskiego, Orszaskiego, Mohilowskiego, archimandryty wileskiego, w cerkwi bratskiej wilenskiej Zeycia Ducha w. roku 1635 aprilis 9 przez sucsessora jego... Sylwestra Kossowa, electa episkopa Mcisawskiego, Orszaskiego, Mohilowskiego, wykonterfetowany, a wieo z ruskiego na polski przeoony» (Херувим, при погребении...

http://pravenc.ru/text/578493.html

III. О Сретенском соборе . Не говорит о ремонте его в 1620 г. (см. столбцы 1 разряда 7128 г. 31 августа, о даче каменных дел подвязщику Алексею Новгородцу государева жалованья за сделанное им у Сретения Господня, что на сенях, для крепости деревянных связей). IV. Не упоминает о бывших ремонтах и последовавших вследствие этого освящениях церквей вел. муч. Екатерины 1 ноября 1653 г. и прп. муч. Евдокии 15 ноября того же года (кн. под сими числами). V. Построение собора Спаса Нерукотворного образа (Верхоспасскаго собора) о. Извеков относит к 1635–1636 гг. и в подтверждение этого довольствуется ссылкой на И.Е. Забелина. Между тем, среди документов бывших Дворцовых приказов имеются более точные указания. В июле 1635 г. еще продолжалось «каменное дело церкви Спаса Нерукотворного и придела Иоанна Белградского» (столбцы 1 разряда 7143 г. июля 9, но 17 августа она уже была освящена и притом самим патриархом (см. «Материалы» И. Е. Забелина, ч. I, стр. 183) и от 20 августа известен полный состав причта ее (кн. под 20 августа. См. также царские награды мастеровым людям за их работы при этой стройке, а певчим за пение при освящении церкви – кн. под 10 и 30 ноября 1635 г., 20 января и 2 августа 1636 г.; кн. 292/961, под 25 ноября 1636 г. Об отпуске сукна на обшивку дверей и окон 25 сентября 1635 г., столбцы 1 разряда, 7144 г. Документы указывают местонахождение ее: 5 августа 1635 г. отпущен бархат «к киоту на поволочку, где стоять образу Спаса Нерукотворному в новой церкви, что против хором государя царевича князя Алексея Михайловича» (кн. под 5 августа). VI. Говоря о времени освящения Похвальской церкви полезно было бы или привести надпись, которая была высечена на камне в стене при входе в церковь (ныне не существует), или по крайней мере указать на нее и сказать, что она напечатана в «Путеводителе» Максимовича, ч. I, стр. 271. VII. О. Извеков приводит сведения о построении церкви Нерукотворного Спаса образа у царевен на сенях и о бывших в нем ремонтах (стр. 74–75), но ни слова не говорит об освящении ее, бывшем 11 мая 1687 г. (См. «Путеводитель» Максимовича, ч. I, стр. 270).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Тогда другие две старицы сказали, что и они слышали во сне подобное возвещение о приходе Царицы Небесной, и все вместе пошли по Киевской дороге, где они вскоре встретили неизвестных трех странниц, которые приближались уже к городу… Юнейшая из трех инокинь шла впереди других и на руках несла створчатый киот со святой иконою. Подойдя близко к старицам, она спросила: «Далеко ли еще до города Севска? И кто есть в гор[оде] такой боголюбивый, который бы приютил их странных?» Тогда старицы Севские исполнились великой радости и объяснили, что они посланы от самой Царицы Небесной им навстречу и просят инокинь усердно посетить их убогий храм и келии. Так совершилось перенесение чудотворной иконы Молченской Божией Матери в г. Севск, апреля 24 дня». Молченская икона Божией Матери путивльского Молченского мон-ря. Литография. Кон. XIX — нач. XX в. Факт переноса иконы в Севск оставался малоизвестным на протяжении XVII-XVIII вв. Знаток Богородичных икон С. Ф. Моховиков в рукописи 1714-1715 гг. «Солнце Пресветлое» датировал явление М. и. 1635 г., обойдя молчанием 1405 и 1612 гг.: «Образ Престыя Бдцы Молченския, чудотворный, явися в лето 6143 апреля в 24 де во пределех града Путивля северныя страны российского црьства, яко з поприщ от града того, на месте зовомо молченское, инже на той превысочайшей горе создан мнтрь Престыя Бдцы, аки звезда издалеча зрится всеми» (МГУ НБ. 10536-22-71. Л. 83 об.- 84). Архим. Палладий (Батенин) также считал, что М. и. вернулась в Софрониеву пуст. в 30-х гг. XVII в., когда на Чудной горе «около 1630 г. вместо деревянной церкви построена… каменная… и перенесена, в числе других святынь, чудотворная икона Богородицы Молченския. С тех пор она неразлучно пребывает в Молчанской Софрониевой пустыни» ( Палладий. 1914. С. 22). Он также оставил замечание, что в Б. Молченском мон-ре в Путивле была своя чудотворная М. и., к-рая явилась, «как сказано об этом в московских описных реестрах, 24 апреля 1635 г. вблизи Молчи, в Линевском лесу, у колодезя, называемого «Кобозева Криница», которая во время бывшего в этом монастыре в 1752 г. пожара сделалась неизвестной, о чем и возбуждалось тогда дело в Путивльском Духовном Правлении» (Там же). К этому же времени относил появление иконы в Софрониевой пуст. ее настоятель архим. Сосфен, о чем сообщил в составленном и изданном им в 1855 г. описании обители. Е. Н. Поселянин в нач. XX в. отмечал, что «чудотворный образ исчез неизвестно куда», и датировал 1635 г. принесение в Софрониеву пуст., при строителе этой обители Серапионе, списка М. и. «от сумского атамана Лукиана Константинова» ( Поселянин Е. Богоматерь. С. 600). Следов., ни церковные историки, ни насельники Софрониевой пуст. и путивльского Б. Молченского монастыря не знали, где точно находилась чудотворная икона начиная со Смутного времени до 1635 г.

http://pravenc.ru/text/2564082.html

Иосиф Рутский обвинял правосл. школы в том, что в них распространяются протестант. учения, и добивался, чтобы в них не учили латынь. В 1634 г. король издал распоряжение закрыть школу в Виннице, на территории правосл. митрополии не должно было существовать ни «латинских» школ, ни «латинской» типографии. В нач. 1635 г. было издано соч. Сильвестра (Косова) «Exegesis, или Справа о школах киевских и винницких» (Exegesis, to iest Danie sprawy о szkolach kijowskich i winickich), где опровергались обвинения в близости правосл. школ к протестантизму, обосновывалось право «русских» жителей гос-ва учить латынь. На сейме 1635 г. удалось добиться перемен. В жалованной грамоте, выданной православным, разрешалось «в школах киевских и виленских» преподавать латынь и греческий. Однако обучение должно было идти «не далее диалектики и логики», чтобы не допустить создания правосл. высших учебных заведений, где преподавали бы философию и теологию. П. и его советники в Киеве игнорировали эти распоряжения. Этот эпизод был отражением общих перемен в религ. политике властей Речи Посполитой, поскольку в сер. 30-х гг. XVII в. наметился отход от условий, изложенных в «Статьях успокоения». Главные положения «Статей...» - о законности существования правосл. Церкви и правосл. иерархии - неоднократно подтверждались решениями сеймов в 30-х гг. XVII в. Однако в конкретные условия соглашения в жалованной грамоте 1635 г. был внесен ряд изменений, неблагоприятных для православных. Одно из них касалось положения в Митрополичьей области. Согласно «Статьям успокоения», православным передавался гродненский Коложский во имя мучеников Бориса и Глеба мужской монастырь как резиденция митрополичьего наместника в Великом княжестве Литовском. В 1635 г. обитель была отдана униатам, также устанавливалось, что в старой резиденции Западнорусских митрополитов - Новогрудке - православные не должны иметь ни одной церкви. Не менее важным оказалось и то, что часто не было возможности реализовать предложенные условия на практике, прежде всего при разделе церковных имуществ между православными и униатами.

http://pravenc.ru/text/2580094.html

«Западныя страны христиане, … Римляне, … крест Господень, … в церкви имуще, и почитают, и взирают нань и, покланяющеся ему, облобызают» (Соборное излож. Филарета патриарха о фрянзех и о прочих латинян. С нач. и статьи 23 и 24. Иноч. Потребник лист. 238 на обор., 241 и на обор. Книга Кирилл. лист. 257 на обор. 260 на обор.). 18. В каких словах Канона кресту Крест Христов называется четвероконечным? «Кресте всечестный четвероконечная сила» (Канон кресту, песнь первая, Псалтирь с восследов., печатан. 1651 года, Москва, лист. 473 на обор.). 19. Какие предметы освящаются четвероконечным крестом, изображаемым рукой? «Рукою изображаемый крест освящает вся, на нихже полагается: и воду, глаголю, крещения, и масло, и миро, и лица человека верующих, и тайный Хлеб, и священную Чашу, и иная вся» (св. Илариона. Книга Кирилла лист 275 на обор.). 20. Что четвероконечный крест изображается, кроме движения рукою, прикосновением копия в проскомидии, как об этом говорится в старопечатном Служебнике? «Приемлет иерей в левой руце просфиру, в десней же святое копие, и знаменает с ним трижды вверху просфиры крестообразно» (Служебник. 1646 г. лист. 90 на обор. и 1635 г. лист. 78 на обор.). 21. Что четвероконечный крест изображается в проскомидии разрезыванием посредством копия, как об этом говорится в старопечатном Служебнике? «Взимая святый Агнец … и режа иерей крестообразно, глаголет сице: жрется Агнец Божий» (Служ. 1646 г. л. 91 на об. и 1635 г. л. 79 на об.). 22. Что четвероконечный крест изображается расположением Святых Даров на дискосе, как об этом говорится в старопечатном Служебнике? «Иерей, разделив святый Хлеб на четыре части, полагает их на святем дискосе крестообразно» (Служебн. 1646 г. л. 154 и 1635 г. лист. 134 и на обор.). 23. Что четвероконечный крест изображается осенением части Святых Даров над потиром, как об этом говорится в старопечатном Служебнике? «Иерей, прием горнюю часть треми персты обеих рук, творит с нею крест вверху святого потиря» (Служебн. 1646 года лист. 154 на оборот. и 1635 г. лист. 134 на оборот.).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Владислава IV Вазы выдачи 15 марта 1633 г. грамоты Л. б. В преамбуле документа указывалось, что о нем ходатайствуют люди, «вписанные в состав Люблинского братства» ( Голубев . 1898. Т. 2. Прил. 2. С. 10). Очевидно, шляхетские патроны были «старшими членами» братства, как это имело место в основанном в 1617 г. Луцком братстве. Текст грамоты Владислава поместил в луцкие книги пан Ю. Бойкевич. Подтверждая грамоту Сигизмунда III, Владислав IV внес в нее важные изменения. Так, клир Спасо-Преображенской ц. и братство были освобождены от власти Холмского униат. епископа и подчинены власти правосл. Киевского митрополита. Сохранилась запись об освящении каменного здания Спасо-Преображенской ц. Киевским митр. свт. Петром (Могилой) . В грамоте содержалось разрешение жить при Спасо-Преображенской ц. монахам, «iako iu i teraz iest» (как уже есть сейчас). Т. о., к 1633 г. рядом с церковью был устроен небольшой муж. мон-рь, и именно его насельники стали окормлять правосл. мещан Люблина. В марте 1635 г. король назначил комиссаров, к-рым предстояло распределить храмы между православными и униатами. В состав той части комиссии, которая должна была действовать на территории Польского королевства, вошли волынские шляхтичи - подсудок луцкий А. Захоровский, ключник луцкий Я. Станишевский и один из главных предводителей правосл. шляхты Волыни кн. Г. Святополк-Четвертинский. Комиссары прибыли в Люблин в кон. 1635 г. Собравшиеся рус. мещане Люблина, проявив единодушие, заявили, что намерены жить «при старой вере, то есть без унии» (АрхЮЗР. Т. 1. Ч. 6. С. 704). Комиссары санкционировали своим декретом от 15 дек. 1635 г. существующее положение. В декрете также было отмечено, что правосл. мещане имеют право быть членами цехов и занимать городские должности. В дек. 1638 г. Холмский униат. еп. Мефодий (Терлецкий) добился королевской грамоты о передаче ему Спасо-Преображенской ц. со всем ее имуществом. 8 янв. 1639 г. епископ «в купе немалой людей арматных» захватил храм, выгнав оттуда монахов, певчих, «слуг церковных и людей убогих» (АрхЮЗР.

http://pravenc.ru/text/2561042.html

При митр. свт. Петре (Могиле ; 1633-1646) его наместником в белорус. землях был С. Шитик, старший виленского братства, позднее с титулом архимандрита перемещенный в Слуцк. Т. о., после почти 25-летнего перерыва в Б. была восстановлена правосл. иерархия, в 1635 г. митр. Петр (Могила) объехал правосл. приходы на территории Б. Часть мон-рей и приходских церквей, занятых униатами, была возвращена православным, было возобновлено строительство новых правосл. храмов и мон-рей (преимущественно на частных землях), особенно в Могилёвской епархии. Однако, уступая латино-униатской партии, представлявшей грозную силу в сейме, король зачастую принимал решения, противоречившие ранее принятым: уже на сейме 1635 г. Владислав IV грамотой от 14 марта предоставил униатам на вечные времена митрополию и архиеп-ство Полоцкое, еп-ства Владимирское, Пинское, Холмское, Смоленское с мон-рями, церквами и имуществом, виленский Свято-Троицкий мон-рь с братством и ц. Св. Пятницы, большое число др. мон-рей. В Витебске, Полоцке и Новогрудке православные не должны были иметь храмов. Эта грамота стала толчком к новому обострению борьбы между униатами и православными, к-рая достигла особой остроты в Могилёвской епархии, при еп. Сильвестре (Косове; 1635-1647), противостоявшем Полоцкому униатскому архиеп. Антонию Селяве, на стороне к-рого была гос. власть. В 1637 г. еп. Сильвестр созвал съезд духовенства для решения вопросов епархиальной жизни, в 1646 г. основал в Могилёве жен. мон-рь при ц. свт. Николая. Власти запретили еп. Сильвестру посещать Полоцк и Витебск, где православные выступали против униатского архиерея. Открытое глумление над Православием не прекращалось на всей территории Б., вызывая возмущение как у православных, так и у перешедших в унию; бесчинства униатского священноначалия в Бресте вызвали массовый переход мещан-униатов под власть правосл. епископа. Широкой известностью и авторитетом среди правосл. населения Б. пользовался брестский игум. сщмч. Афанасий (Филиппович) , принявший мученическую смерть за свою приверженность Православию и обличение униатства (1648).

http://pravenc.ru/text/77856.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010