Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕКРЕТИСТЫ [лат. decretistae; нем. Dekretisten; англ. decretists; франц. dé-crétistes], канонисты, занимавшиеся толкованием Декрета Грациана . С деятельностью Д. связано оформление церковной юриспруденции как науки (во 2-й пол. XII в.). Расцвет декретистики как раздела канонистики, изучавшего Декрет Грациана, приходится на посл. треть XII - 1-ю треть XIII в. После появления ординарной глоссы Иоанна Тевтона на Декрет Грациана в 1216-1217 гг. деятельность Д. сводится к комментированию глоссы. С изданием Декреталий Григория IX (иначе «Liber Extra») усилия канонистов были направлены в основном на изучение декретального права . Определяющую роль в развитии декретистики и канонистики в целом сыграл процесс рецепции рим. права в XII-XIII вв. (особенно в Болонье). Канонисты заимствовали разработанные глоссаторами приемы и методы комментирования и цитирования правовых сводов. Изучение правовых сводов, в т. ч. Декрета Грациана, было вызвано потребностями преподавания права, что обусловило специфику жанров юридической лит-ры, заимствованных у глоссаторов. Помимо глосс Д. создавали и более пространные комментарии на Декрет (Summae, Commentum), а также трактаты, в к-рых рассматривались различные правовые проблемы и вопросы (Distinctiones, Casus, Notabilia, Quaestiones и др.), и эксцерпты, сокращенные варианты Декрета, подборки выдержек из него (Abbreviationes и др.). Разделение канонистов на Д. и декреталистов не было жестким, многие из канонистов комментировали и Декрет и своды декретального права. Сохранились, напр., отдельные глоссы и небольшие комментарии на Декрет декреталистов Бернарда Павийского, Петра Испанского, Алана Английского, Дамаса Венгерского, Раймунда Пеньяфортского , Гвидо де Баизио и др. Нек-рые глоссаторы кон. XII в. писали комментарии к Декрету Грациана (напр., Гвиберт из Борнадо), а часть Д.- к сводам рим. права ( Иоанн Фавентин , Бассиан (был 1-м д-ром канонического и рим. права), Меленд и Гугуччо Пизанский).

http://pravenc.ru/text/171632.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАУКАПАЛЕА [Лат. Paucapalea] (сер. XII в.), болонский юрист, декретист, ученик Грациана , создателя свода канонического права католич. Церкви - Декрета Грациана (Decretum Gratiani). О происхождении и жизни П. достоверно ничего не известно. Предложенная в нач. XX в. на основании свидетельств дипломатики гипотеза о том, что канонист П. и Паукапалеа, епископ г. Санта-Джуста (Сардиния),- одно и то же лицо ( Mocci. 1904/1905), к наст. времени опровергнута ( Noonan. 1980; Weigand. 1981). Имя Паукапалеа названо в 2 болонских актах, однако нет оснований отождествлять человека, упомянутого в этих документах, с П. (Chartularium Studii Bononiensis: Documenti per la storia. Bologna, 1909. Т. 3. P. 120). О П. упоминается в сумме «Antiquitate et tempore» (70-е гг. XII в.; Maassen. 1859. S. 9-10), в анонимной «Summa Parisiensis» (60-е гг. XII в.; The Summa Parisiensis. 1952. P. 1; также см.: Maassen. 1859. S. 19) и в «Summa» Сикарда Кремонского (1179-1181; Maassen. 1859. S. 24). Канонист Иоанн Андреа в соч. «Additiones ad Speculum iudicale» (Добавления к «Судебному зерцалу» Вильгельма (Гийома) Дуранда) писал, что П. был учеником Грациана (Ibid. S. 26). В этих и др. работах средневек. декретистов и канонистов П. приписывается разделение 1-й и 3-й части Декрета Грациана на разделы-дистинкции, его принято считать автором «Summa» на Декрет Грациана и ряда paleae - старейших добавлений ко 2-й редакции Декрета. Самым ранним свидетельством того, что П.- автор «Summa» на Декрет Грациана, служит раздел штутгартской рукописи (ок. 1200), по инципиту называемый «Excerpta ex Summae Pauce Palee» (Извлечения из «Summa» Паукапалеи - Stuttg. Landesbibl. Hb VI 63 (Weingarten H. 71). Fol. 35r; см.: Viejo-Xim é nez. 2012. P. 198). Произведение П. было указано как источник в соч. «Stroma Rolandi» (или «Summa Rolandi») (Hanc ceterasque historias in rationibus Paucapaleae diligenter legendo reperies - Summa Magistri Rolandi: Mit Anhang incerti auctoris quaestiones/Ed. Fr. Thaner. Innsbruck, 1872. S. 162).

http://pravenc.ru/text/2579792.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕКРЕТАЛИСТЫ [лат. decretalistae; нем. Dekretalisten; англ. decretalists; франц. decretalistes], средневековые юристы в Зап. Европе, занимавшиеся изучением сводов декретального права . Изучение и комментирование университетскими юристами сводов декретального права началось в посл. трети XII в.; ко 2-й трети XIII - нач. XIV в. сложились основные декретальные своды, к-рые впосл. вошли в «Corpus iuris canonici» . После создания ординарных глосс (см. Glossa ordinaria ) на Декреталии Григория IX (или «Liber Extra») и «Liber Sextus» работа Д. сводилась в основном к комментированию глосс, а не сводов. История декреталистики исследована слабо, отсутствуют критические издания большинства сочинений Д., в т. ч. ординарных глосс на своды декретального права. К наст. времени известно более 350 Д., живших в посл. трети XII - нач. XVI в. (см.: Schulte); однако, очевидно, число их было больше; мн. сохранившиеся сочинения анонимные. Во 2-й пол. XIV - нач. XVI в. разделение специалистов по каноническому праву на декретистов и Д. становится менее выраженным, сохранились имена ок. 200 канонистов, декретистов и Д., этого времени. Наиболее известные Д. кон. XII-XIII в.: Бернард Павийский (глоссы на «Compilatio I»), Алан Английский (глоссы на «Compilatio I», «Compilationes II»), Иоанн Уэльский (глоссы на «Compilationes II», «Compilationes III»), Иоанн Тевтон (Немецкий), к-рого ряд историков идентифицируют с Иоганном Цемекой, или Земекой (глоссы на compilamiones III, IV, V, Декрет Грациана), Танкред (глоссы на compilamiones I, II, III), Дамас Венгерский (известностью пользовались его «Brocarda» и «Quaestiones» на Декрет Грациана и декретальные своды). Создавались также Notabilia, Summae, Lecturae и др. жанры комментариев. В трудах Д. использовался Декрет Грациана, и наоборот, в комментариях на Декрет Грациана давалось много отсылок на своды декретального права и сочинения Д. Самый большой комплекс комментариев был создан на свод «Liber Extra».

http://pravenc.ru/text/171624.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЕКРЕТАЛИЯ [лат. decretalis, littera decretalis, epistola decretalis], тип папских грамот: 1) в средние века и Новое время - приговоры, решения и определения папского суда по отдельным делам; ответы папы на вопросы ординарных и делегированных церковных судей (архиепископов, епископов, аббатов и др.), касающиеся церковной дисциплины и канонического права в целом; 2) общее наименование для канонов, входящих в своды декретального права (хотя в их составе находились не только Д., но и декреты Соборов, папские постановления (consultationes) и др. типы папских грамот); 3) после реформ папы Льва XIII (1878-1903) обозначение litterae decretales употребляется для консисторских булл; 4) в широком смысле - синоним decretum, папской грамоты с предписанием, повелением; употребляется также как синоним всех папских посланий (litterae) о церковной дисциплине. Происхождение и типология Прилагательное decretalis (определяемый декретом, декретный) не встречается в классической латыни и появляется в поздней античности в законодательных актах, судебных и делопроизводственных документах имп. канцелярии и церковных учреждений (напр., в Дигестах Юстиниана - Dig. 38. 9. 1. 7). Прилагательное decretalis происходит от decretum (распоряжение, приказание, имп. декрет), обозначало, что юридическая сила определяемого декретом (декретального) действия или состояния зависит от постановления магистрата или решения судьи. В поздней античности и раннем средневековье термины littera/epistola decretalis и decretum часто употреблялись как синонимы применительно к папским грамотам, представляющим собой ответы на обращения в Рим за консультацией по вопросам вероучения, церковной дисциплины или за правосудием и содержащим папское распоряжение, повеление. Формирование Д. как особого типа папских грамот произошло к XII-XIII вв. Первые сохранившиеся Д. относятся к кон. IV в., к правлению пап Дамаса I (366-384) и Сириция (384-399). В историографии Нового времени распространена гипотеза о том, что появление Д. в кон. IV в. было связано с передачей в 378/9 г. императорами Грацианом и Валентинианом II Римскому епископу высшей судебной власти в церковных делах на территории Зап. Римской империи (рескрипт «Ordinariorum», согласно к-рому кафедра Римского епископа наряду с Собором 15 епископов провозглашалась высшей инстанцией в разбирательствах обвинений, выдвинутых против митрополитов и епископов, и 2-й инстанцией после императора в гражданском судопроизводстве, а также сходная привилегия имп. Валентиниана III от 8 июля 445 г. (PL. 54. Col. 636-640)).

http://pravenc.ru/text/171626.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла CORPUS IURIS CANONICI Титульный лист изд. «Corpus iuris canonici». Venetiis, 1591 Титульный лист изд. «Corpus iuris canonici». Venetiis, 1591 Офиц. свод канонического права Римско-католической Церкви, изданный папой Римским Григорием XIII в 1582 г. и действовавший до выхода Кодекса канонического права 1917 г. (см. ст. Codex iuris canonici ). Термин «corpus» (лат.- «совокупность», букв.- «тело») часто применялся для обозначения различных правовых и канонических сводов, а сочетание «corpus iuris canonici» могло использоваться в названиях разных сводов канонического права (напр., один из комментаторов XII в. называл так Декрет Грациана (см. ст. Грациан )), однако после появления «римского издания» (editio Romana) 1582 г. под C. i. c. подразумевается именно совокупность конкретных канонических книг Римско-католической Церкви. В состав C. i. c. вошли важнейшие источники средневек. католич. канонического права, имевшие общецерковное значение и использовавшиеся в ун-тах и правовых школах при изучении канонического права: Декрет Грациана (1-я пол. XII в.), своды декретального права «Liber Extra» (1234; см. Декреталии Григория IX ), «Liber Sextus» (1298), «Clementinae» (1317), «Extravagantes Joannis XXII» (1325 или 1327; см. в ст. Иоанн XXII ), а также наиболее авторитетные комментарии этих сводов - ординарные глоссы (см. Glossa ordinaria ). «Extravagantes communes» - последний по времени возникновения свод канонического права, вошедший в C. i. c., был составлен в нач. XVI в. франц. лиценциатом рим. и канонического права Ж. Шаппюи на основе 2 анонимных декретальных сборников XIV-XV вв., включавших в себя 74 декреталии 13 Римских пап. В кон. XV - нач. XVI в. парижскими издателями У. Герингом и Б. Рембольтом была проведена ревизия текстов основных сводов и их публикация. В 1504 г. Шаппюи и В. де Теб, предпринявшие сверку и исправление текстов, впервые объединили эти своды в рамках 3-томного издания под названием «Corpus iuris canonici glossatum».

http://pravenc.ru/text/2458739.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРАЦИАН Посвятительный лист Декрета Грациана. Венеция, 1477 (Университетская и научная б-ка Эрфурта/Готы. Decretum Gratiani aun glossa Bartholomaei Brixiensis. Mon. typ. 1477) Посвятительный лист Декрета Грациана. Венеция, 1477 (Университетская и научная б-ка Эрфурта/Готы. Decretum Gratiani aun glossa Bartholomaei Brixiensis. Mon. typ. 1477) [лат. Gratianus], создатель первого общего свода канонического права католич. Церкви - т. н. Декрета Грациана. О жизни и деятельности Г. сохранилось мало сведений. Предание, бытовавшее с сер. XII в. в болонской школе права, приписывает создание Декрета «магистру Грациану». Точное имя его неизвестно (по нек-рым версиям - Иоанн или Франциск Г.). Согласно традиции, Г. был монахом ордена камальдулов из мон-ря святых Феликса и Набора в Болонье, где он преподавал церковное право и пользовался большой популярностью. Основополагающее значение Декрета для развития канонического права обусловило закрепление за Г. в кон. XII в. титула «pater scientiae iuris canonici» (отец науки канонического права). В историографии Нового и новейшего времени неоднократно предпринимались попытки идентифицировать Г. с тем или иным лицом, биография к-рого известна, однако ни одна из версий не получила достаточного подтверждения. Декрет Грациана (Decretum Gratiani, Decretum) - важнейший средневек. памятник зап. канонического права. Время его создания определяется исследователями неоднозначно: вероятно, составлен в 1-й пол. XII в. с добавлениями во 2-й пол. XII-XIII в. Не прояснен вопрос о первоначальном названии: в списках встречаются заголовки «Concordia (или Concordantia) discordantium canonum», «Nova collectio», «Corpus iuris canonici», «Decreta», однако наибольшее распространение получило название «Decretum», данное канонистами по образцу Декрета Иво , еп. Шартрского, и ставшее общепринятым уже к кон. XII в. Декрет Грациана не был офиц. законодательным сводом католич. Церкви, действенную силу имели лишь входившие в его состав отдельные каноны и др. церковно-правовые акты, но не сборник в целом. Фактическое признание Папского престола он получил в 70-80-х гг. XII в., что выразилось в ссылках на Декрет Грациана в папских декреталиях. До XVI в. являлся основным сборником церковных законов, в 1582 г. был отредактирован и стал главной частью официально утвержденного Римским папой Григорием XIII собрания законов католич. Церкви «Corpus juris canonici» , действовавшего до принятия в 1917 г. Кодекса канонического права (см. ст. «Codex juris canonici» ).

http://pravenc.ru/text/166407.html

Наибольшее развитие институт G. o. получил в каноническом праве, что было обусловлено особым вниманием к этой области знаний церковных властей, контролировавших сферу вероучения и церковной дисциплины. Первыми появились G. о. к Декрету Грациана и сборникам папского законодательства - декретальным сводам «Compilationes antiquae I, II, III» из числа «Quinque Compilationes antiquae». Созданный ок. 1216/17 г. аппарат глосс Иоанна Тевтона к Декрету Грациана довольно быстро, как считают ученые, получил в Болонском ун-те, а затем и в др. школах права статус G. o. При его создании Иоанн Тевтон активно использовал сочинения предшественников-канонистов, в первую очередь аппарат глосс Лоренцо Испанского и Сумму на Декрет Гугуччо. Вскоре после 1245 г. глосса Иоанна Тевтона была переработана др. болонским канонистом, Бартоломео Брешианским, с учетом нового декретального права из свода «Liber Extra», этот текст стал G. o. В рукописях и раннепечатных изданиях комментарии Иоанна Тевтона и Бартоломео Брешианского отмечались соответственно сиглами Jo., Joannes, Jo. Teut. и B., B. B., Barth., Bart. Brix. К самой G. о. также было создано множество комментариев, в нач. XVI в. в нее были внесены добавления. Практически одновременно с аппаратом Иоанна Тевтона к Декрету Грациана между 1210 и 1220 гг. появился аппарат глосс болонского канониста Танкреда к первым 3-м «Compilationes antiquae», к-рый также был вскоре признан в Болонском ун-те как G. о. Ординарной глоссой к «Compilatio IV» стал аппарат Иоанна Тевтона (между 1215 и 1217), а к «Compilatio V» - комментарий болонского канониста Джакопо да Альбенга, созданный вскоре после обнародования этого свода в 1226 г. После создания в 1234 г. испан. канонистом Рамоном Пеньяфортским на основе «Quinque Compilationes antiquae» декретального свода «Liber Extra» папы Григория IX предыдущие ординарные глоссы, как и сами «Compilationes», официально вышли из употребления. Их материал был использован болонским декреталистом Бернардом Пармским (Бернардо ди Ботоне).

http://pravenc.ru/text/165159.html

Борьба с практикой владения мирянами частными церквами в XI-XII вв. не приносила желаемого результата. Во мн. регионах Европы вплоть до Нового времени светские владельцы по-прежнему сохраняли широкие права в отношении имущества и распределения должностей подвластных им храмов. В отличие от прав мирян аналогичные права церковных владельцев частных храмов не подвергались строгим законодательным ограничениям. Начиная с XI в. прослеживается рост их количества за счет дарений светскими владельцами частных церквей мон-рям, каноникатам, церковным благотворительным учреждениям, а в позднее средневековье - ун-там. Дарения мон-рям приходских храмов, нередко приносивших значительные доходы, способствовали развитию института частной церкви в различных формах, в т. ч. церковного патроната в XII в. и И. в XIII в. Правовую основу для института частных церквей, принадлежавших церковным учреждениям (прежде всего мон-рям) и духовным лицам, составили постановления и послания Римских пап (напр., послание папы св. Григория I Великого к субдиак. Петру), в т. ч. заимствованные из Лжеисидоровых декреталий , а также вошедшие в Декрет Грациана каноны западноевроп. Соборов (напр., 3-й канон Собора в Ниме, 1096), согласно которым монастыри могли владеть приходскими храмами, а рукоположенные во пресвитеров монахи - служить на приходах. Большая их часть собрана в Causa (раздел) 16 Декрета Грациана, где разбираются вопросы о монастырском владении (possessio) приходскими храмами. В этих постановлениях прослеживается стремление поставить под контроль правящих епископов принадлежавшие мон-рям приходские храмы и институт частной церкви в целом, особенно в вопросах душепастырства и назначений на церковные должности (напр., глава (capitulum) из Causa 16 questio 3 о 30- и 40-летнем праве давности, в соответствии с к-рым храмы переводились в полную юрисдикцию епископа; собранные в Causa 16 questio 7 постановления Римских пап Григория VII , Урбана II , Пасхалия II , Николая II , а также 17-й канон Латеранского I Собора (1123) (Cap. 1. Causa 16 questio 4) о запрете аббатам принимать дарения храмов от мирян-патронов и др.). На основе этих канонов декретисты сформулировали учение о церковном патронате, базирующемся на праве владельцев распоряжаться доходами и заведовать вопросами имущества принадлежавших им храмов (temporalia), а также представлять кандидатуру приходского священника на утверждение епископу (spiritualia).

http://pravenc.ru/text/389609.html

Римским епископам не могли быть желательны постановления, содержащаяся в пятом, семнадцатом, восемнадцатом, двадцатьшестом и сороковом правилах относительно женитьбы священных лиц, в шестом правиле – о том, чем должны заниматься священные лица, в тридцать четвертом правиле – о признании самостоятельной власти митрополита, в тридцать пятом и тридцать седьмом правилах – об ограничении единоличной власти римского епископа в церкви, или в пятидесятом правиле – о крещении чрез погружение. Поэтому римские епископы, пользуясь властью, которую имели на западе, должны были запрещать распространение Апостольских правил и объявлять их апокрифами. Папа Геласий издал (494 г.) декрет de libris non recipiendis, и в прибавление к тому декрету, по решению одного римского епископа (по-видимому Ормизда †523), в число запрещенных книг включен был и сборник Апостольских правил 18 . Вообще Апостольские правила в течение следующих трех веков почти потеряли свое значение на западе. Только в IX веке Лжеисидор опять принял в свой сборник эти правила по Дионисиеву переводу 19 . После они внесены были и в Грацианов декрет (XII века), вследствие признания второго правила Трулльского собора обязательным и для западной церкви, в количестве упомянутом в этом правиле, след. всех восьмидесяти пяти правил, хотя в том же декрете находятся извлечения только из первых пятидесяти правил по Дионисиеву переводу 20 . Итак, Православная Церковь признает, что в настоящем своем содержании и количестве Апостольские правила устно передавались от апостольских времен и получили свою законченную форму к концу III века. Они приняты Вселенскою Церковью , по словам второго правила Трулльского собора, «ко исцелению душ и уврачеванию страстей». Эти правила находятся во всех официальных сборниках поместных Православных Церквей: славянской Кормчей, русской Книге правил, греческом Пидалионе, румынской Indreptarea legii 21 и т.д. О правилах вселенских соборов Православная церковь принимает и признает семь Вселенских соборов, которые собирались в течение от 325 до 787 года 22 . Из числа этих семи соборов, собиравшихся по поводу появлявшихся в церкви ересей, от шести сохранились правила, а именно: Никейского I, Константинопольского I, Ефесского, Халкидонского, Трулльского и Никейского второго. Константинопольские соборы второй и третий не издали никаких правил, и для того, чтобы восполнить недоконченное этими соборами, созваны были в другой раз отцы Константинопольского третьего собора в Константинополь, которые вместе с другими епископами собрались в 691–692 годах в тех самых (εν Τρολλω) царских палатах, где и в первый раз они собирались, и издали соответственные правила. Сообразно с задачею этого собора правила его называются правилами или VI Собора, или V-VI, т.е. V и VI Вселенского или Трулльского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

XII - нач. XIII в., к-рые имели наибольшее значение для развития Д. п. В историографии эти своды получили название «Quinque compilationes antiquae» (Пять древних компиляций). Свод Бернардо Бальби был первым из них, поэтому часто называется также «Compilatio Prima» или «Compilatio I» (Первая компиляция). В нем были собраны декреталии, не включенные Грацианом в Декрет, и новые папские послания. Предложенного Бальби деления материала на 5 книг и на более мелкие титулы придерживались все последующие составители декретальных сводов. В соответствии с содержанием 1-я кн. «Compilatio I» получила условное название «Judex» (Судья - в ней были подобраны декреталии, касавшиеся положения и должностных обязанностей ординарных и делегированных судей), 2-я - «Judicium» (Суд - процессуальное право), 3-я - «Clericus» (Клирик - распоряжение церковными бенефициями, орденское право, право таинств), 4-я - «Connubium» (Брак - брачное право), 5-я - «Crimen» (Преступление - уголовное и уголовно-процессуальное право). Вскоре после создания свода Бернард Павийский составил к нему глоссу, которая получила широкое распространение. В кон. XII - нач. XIII в. были созданы глоссы к «Compilatio I» Ричарда Английского, Петра Испанского, Алана Английского. Свод «Compilatio III» был составлен в 1209-1210 гг. канонистом и нотарием Папской курии Петром Беневентским (Колливаччо). В свод вошли декреталии, изданные папой Иннокентием III за первые 12 лет понтификата (1198-1209). Следующий значительный и признанный в ун-тах свод был составлен в 1210-1212 гг. болонским канонистом Иоанном Уэльским. Поскольку большая его часть помимо посланий Иннокентия III включала хронологически более ранние декреталии Климента III (1187-1191), Целестина III (1191-1198), этот свод получил название «Compilatio II», хотя он был создан после «Compilatio III». «Compilatio IV» называется свод, составленный ок. 1216 г. в Болонье. Он содержит постановления IV Латеранского Собора (1215) (они бытовали и как отдельный свод) и декреталии Иннокентия III за 1209-1215 гг.

http://pravenc.ru/text/171628.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010