архитектуры. В К.-С., т. о., органично сочетались новые византийские веяния и классические античные устои. Пространство интерьера базилик хорошо освещалось. Искусная резьба дополняла декор фасадов. Рельеф в виде «сирийской ленты» из сочетания нескольких профилей над арочными проемами подчеркивал вертикальные ритмы пилястр под арками и угловых опор октагона. В отличие от экстерьера профили здесь дополнены обильным декором с рядами всевозможных плетенок и растительными орнаментами в виде аканфовых и лавровых листьев, волнообразно вьющихся стеблей с зубчатыми листочками, бусин, веночных плетений. Горельефный пояс в виде малых арочек украшал триумфальную арку конхи апсидального полукружия. Апсиды являлись средоточием декоративных элементов всего комплекса. У пят некоторых арок профильная лента имела «отвороты» в виде волют, что встречалось и в др. сир. храмах (Дейр-Сета, Бакирха). Неск. колонн и пилястр венчали коринфские капители с развевавшимися от «неземного» ветра листьями аканфа. Подобная форма капителей была довольно необычной даже в сирийских храмах и использовалась только в вост. базилике в Бакирхе, в Дар-Кита. В VI в. этот мотив появился в постройках К-поля, региона Эгейского м. и Италии (собор Св. Софии в К-поле, базилики св. Димитрия и Св. Софии в Фессалонике, базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне). Наряду с подобными капителями в К.-С. были и простые коринфские капители с жестким аканфом, и псевдоионические - со схематизированными волютами и с мотивом креста между ними. Четкого распределения капителей не было, хотя капители с развевавшимся аканфом чаще встречались в октагоне, а простые - в базиликах. Т. о. являясь крупнейшим проектом своего времени, К.-С. внес существенные новшества в развитие христ. архитектуры в Сирии и во всем Средиземноморье. Главной ценностью его композиции стал опыт соединения центрической (октагон) и базиликальной форм культового здания. К.-С. был одним из звеньев на пути формирования концепции центрических купольных храмов, появившихся в Византии в VI в.

http://pravenc.ru/text/1320169.html

В 1922 г. Кроули стал великим магистром «Ордена восточного храма», тесно связанного с германскими оккультными группами, в которые входили будущие высокопоставленные функционеры СС. Бафомет (таково было его мистическое имя в ордене) вообще глубоко симпатизировал нацизму и лично Гитлеру. Во время второй мировой войны Кроули написал свое последнее значительное произведение – «Книгу Тота». Он оставил множество учеников, один из которых, Рон Хаббард, основал секту сайентологии и в конце жизни сам провозгласил себя антихристом. Другой ученик Кроули, Энтони Шандор ЛаВей , автор «Сатанинской библии» 1386 , официально учредил «Первую церковь сатаны» и зарегистрировал ее в Сан-Франциско. По разным оценкам, количество ее членов колеблется от пятисот до двух тысяч человек. В числе прочего ЛаВей прославился тем, что сыграл роль сатаны в некогда культовом фильме Романа Поланского «Ребенок Розмари», что привело к притоку новых членов в его секту. Правда, сейчас детище ЛаВея находится в глубоком кризисе – после его смерти в 1997 г. среди его приближенных и двух его дочерей идет борьба не на жизнь, а на смерть за наследство и даже за авторские права на «Сатанинскую библию». В 1975 г. от секты ЛаВея откололся армейский офицер США Майкл Акино, создавший свою собственную сатанинскую церковь под названием «Храм Сета» и учредивший ее печатное издание «Свиток Сета». Акино считает свою секту высокоэлитной, глубоко законспирированной организацией. Ее членство также вряд ли превышает 500 человек. Сайентология и дианетика уже широко распространились в России. Не исключено, что у нас обосновались и другие иностранные сатанинские секты. Во всяком случае, труды Кроули, ЛаВея и Акиносегодня вполне доступны в России на русском языке. Начитавшись их, многие обвешанные черепами «металлисты» или честолюбивые провинциальные учителя зачастую приходят к мысли основать свой собственный сатанинский кружок. Что за этим следует, нам уже хорошо известно. 16. Астрология и уфология Для нашего времени характерно еще одно повальное ньюэйджевское увлечение – астрология 1387 , которая очень распространена на Западе (в свое время в рубриках «их нравы» мы читали о придворных астрологах западных президентов и голливудских кинозвезд), а теперь, как пишется на рекламных плакатах, «уже в России».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

ОФИТЫ - египетские гностики, поклонявшиеся змееподобному Разуму, который предупредил ветхозаветных Адама и Еву о грядущей со стороны верховного Бога опасности. Офиты барбелитского толка знали образ " горнего " Христа и его сестры, а также Иисуса, принявшего мучения на кресте. Пользовались образами, заимствованными из Ветхого завета (Каин, Авель, Авраам, Моисей). ПЕЛАГИАНСТВО - течение в христианстве, возникшее на рубеже IV-Vbb. Названо по имени основателя - церковного деятеля из Британии Пелагия (настоящее имя Морган; умер после 413). Пелагиане отрицали божественное предопределение, не верили в грешную природу человека, наделенного свободой воли. Проповедовали учение о добрых делах как средстве спасения. ПНЕВМАТОМАХИ - члены секты, основанной последователем Ария Македонией. Считали Святой Дух сотворенным, подобно ангелам, существом, находящимся в подчинении Бога-Отца и Христа. СЕТИАНЕ обитали в Египте, в Хенобоскионе. Древнеегипетского бога Сета считали третьим сыном ветхозаветного Адама. В их писаниях доминирует мотив Христа - Сета - Тифона и семантически связанной с ним воды, сближающий их с офитами. УНИТАРИИ (антитринитарии) - последователи учения, зародившегося в период формирования основного догмата христианства - Троицы (II-III вв.). Его сторонники считали Христа и Святого духа не равными Богу-отцу, а лишь его проявлением. Бог согласно учению - мировой разум, или природа. Учение возродилось в Европе в период Реформации, сначала в Италии и Польше, затем в Англии и Америке. ВОСТОЧНОЕ ХРИСТИАНСТВО ПРАВОСЛАВИЕ Восточная ветвь христианства, которая после разделения Римской империи (395) начала обособляться как официальная религия Византийской империи. Как самостоятельная ветвь христианства существует с 1054г. В основу вероучения положены Библия, " священное предание " (постановления вселенских и поместных церковных и соборов) и творения отцов церкви. В настоящее время существуют автокефальные (самостоятельные) православные церкви: албанская, александрийская, антиохийская, болгарская, грузинская, иерусалимская, кипрская, константинопольская, польская, румынская, русская, элладская (греческая), сербская, чехословацкая и американская. Автономны две православные церкви: финская и японская.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/124/...

Из второй группы больше всего нашим участникам экспедиций 2000-х годов запомнились Бакирха с храмом Зевса (161) и церквами V века, а также Кальб-Луза с большой трехнефной базиликой предположительно в честь архангелов Михаила и Гавриила (вторая половина V века). Ее притвор фланкирован двумя башнями (характерная черта одного из типов сирийских храмов), а единственная апсида украшена снаружи колоннами. Пора­жает своей искусностью декор храма — карнизы, архивольты, капители, обрамления арок, порталы с тонкой резьбой, монограммы Христа. Наконец, в третьей группе выделяются Фафертин с одной из древнейших датированных христианских церквей (372), Хараб-Шамс, Мушаббак и Басофан с церковью Святого Фоки (491–492). Самый северный из «мертвых городов» — античный город Кир с руинами базилики, под которой покоились мощи святых Космы и Дамиана Аравийских, обезглавленных в 280-е годы (память 17 октября). В честь святых город получил второе название — Агиополис. Именно в сирийских «мертвых городах» можно хорошо проследить формирование архитектуры христианских храмов от простых домовых церквей, устроенных в жилых домах во II–III веках, через зальные церкви IV века (в Кирк-Бизе) к большим трехнефным базиликам в Хараб-Шамсе (IV–V), Мушаббаке и Кальб-Лузе (вторая половина V века). Большое опасение вызывает сов­ременное состояние «мертвых городов», так как их большая часть ныне контролируется оппозиционными силами так называемой Свободной армии Сирии и других формирований. Могут быть расхищены или даже разрушены многочисленные памятники архитектуры и искусства, в том числе саркофаги IV–VI веков. Монастыри Наряду с Египтом горы близ Антиохии с III века служили местом подвижничества первых монахов. Среди них были затворники, жившие в подземных цистернах для воды, аскеты, носившие тяжелые цепи, и др. B V beke развилось движение столпничества — уединения на горе или столпе. Самым известным среди них стал святой Симеон Столпник Старший. Около 40 лет вплоть до своей кончины в 459 году он жил в 30 км к северо-западу от Алеппо, на вершине столпа диаметром около 1,1 м и высотой 16,2 м, нижняя часть которого сохраняется до сих пор.

http://e-vestnik.ru/world/drevnyaya_siri...

Имя духа земли в египетской мифологии – Геб (по-гречески Гэ – земля), его считали отцом Озириса, Изиды, Нефтис и Сета. Ему приносили в жертву детей. Жена одного из египетских фараонов принесла ему в жертву 14 детей, чтобы умилостивить его 95 . В книге пророка Захарии Бог Саваоф говорит: «В тот день Я истреблю имена идолов с этой земли и… нечистого духа удалю с земли» ( Зах. 1, 2 ). 8 «Когда образу присущ архаический характер, я называю его изначальным или исконным (опираясь на определение Якова Буркгардта)» Цит. Юнг К. Г. Избранные труды по аналитической психологии, том З. 1939. (§764). 14 Каллист патриарх Константинопольский, Добротолюбие, т. 5, 459, наставления безмолвствующим, в сотне глав (гл. 96). Русское изд. Т. 5, М., 1900 (репринт Св.-Троиц. Сергиева Лавра, 1992), с. 420. 18 «а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 26–28). Ср. ( Мк. 10, 43–45 ). 19 Откровение Иоанна, 2, 21; 20, 14; 21, 8. «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» ( Откр. 20,6 ). «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» ( Откр. 21,8 ). 45 Таулер Иоганн (1300–1361), мистик и проповедник, родом из Страсбурга, в 1318 вступил в доминиканский орден. Занимался преимущественно изучением произведений древней и новейшей мистики, особенно сочинений Экхарта; сделался проповедником в Страсбурге. Как мистик, Т. отличается от Экхарта тем, что гораздо меньше занимается философскими идеями ведущими к пантеизму, а требует главным образом проявлении духа, исполненного любви к Богу, Человек высокой нравственности, он беспощадно осуждал недостатки церкви. Из его сочинений и проповедей многие остались в рукописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Они предлагают народу и катехизическое учение, что предоставлено одним местным архиереям. А как царствующий император есть и помазанник Господень по причине помазания на царство, а Христос и Бог наш есть между прочим и архиерей; то благословно и император украшается архиерейскими дарованиями» 320 . «Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются : анафема» 321 .) Египетская мифология настаивала на неразрушимой смертью связи нематериального состава человека с его телом. Это стало мотивом для созидания величественных гробниц (пирамид), а также причиной стремления сохранить труп при помощи мумификации или предложить ему замену в виде искусственно созданной фигуры 322 . Древний Египет создал архетипичную сотериологическую концепцию, изложенную в мифе об Осирисе и Исиде. Гор (сын Осириса, рождённый в мир ради торжества правды) победил Сета (образ хаоса и смерти). Результат этой победы – пробуждение (воскресение) Осириса, возвращение его к жизни и к власти (царствованию), а также воцарение его сына – Гора 323 . Отождествляясь с богом, преодолевшим смерть и тление, человек получал надежду на единство с ним в вечности, что означало личностное преодоление смерти, которое, однако, не подразумевало телесного воскресения. (Ср.: Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним ( Рим.6:8 ). Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживём ( 2Тим.2:11 ).) Литература: 1 . Okasha El Daly. Egyptology: The Missing Millenium. Ancient Egypt in Medieval Arabic Writings. London: UCL Press, 2005. 2 . Scharff A. Archäologische Beiträge zur Frage der Entstehung der Hieroglyphenschrift. München, 1942. 3 . Бадж У. Древний Египет: духи, идолы, боги/пер. с англ. Л.А. Игоревского. М.: Центрполиграф, 2009. 4 . Бадж У. Жители долины Нила/пер. с англ. А.Б. Давыдовой. М.: Центрполиграф, 2009. 5 . Бадж У. Легенды о египетских богах/пер. с англ. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2001. 6 . Касаткина Т.А. Религия. Культура. Искусство: учеб. пособие по курсу «Религия, культура, искусство». Вып. 1. М., 2009. 7 . Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М., 1976. 8 . Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М., 1996. 9 . Рак И.В. Мифы Древнего Египта. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. 10 . Тураев Б.А. История Древнего Востока: в 2 т. Л.: Социально-экономическое, 1935. 11 . Уайт Д.М. Боги и люди Древнего Египта/пер. с англ. Л.А. Калашниковой. М.: Центрполиграф, 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Сильный восточный ветер, посрамляя своего «хозяина» Сета, приносит в дельту Нила саранчу, поедающую все уцелевшее от града. Фараон опять раскаивается, но потом вновь ожесточается. Осязаемая тьма – хамсин – покрывает Египет, посрамляя самого солнечного бога Ра, не могущего дать света «покровительствуемому» им народу и своему «сыну» – фараону. Последний ставит условие – народ может выйти на служение, но без имущества, чтобы потом вернуться к нему в дом рабства. После отказа Моисея три триады казней, имевших природные, но направляемые волей Бога Израилева причины, прекращаются. Наступает время для сверхъестественной кульминации всего повествования – избиения первенцев. Установление Пасхи Последняя казнь и связанное с ней установление Пасхи связана с требованием Единого Бога об освобождении Своего первенца среди народов земли – ветхозаветной общины спасения. Невыполнение его приводит к гибели всех первенцев в земле египетской: от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице ( Исх. 12:29 ). От погибели избавлены лишь первенцы израильские, дома которых, отмеченные кровью жертвенного агнца, обошел стороной ангел-губитель: откуда наименовался праздник – Пасха (др.-евр.: песах – «Он миновал, пропустил, переступил»). Приносимый в жертву агнец символизировал выкуп за еврейских первенцев, опресноки – быстрый выход из Египта, горькие травы – четырехвековое рабство. Ветхозаветная Пасха имела и нравоучительное значение: святитель Григорий Нисский видит в смерти первенцев умерщвление греха, а святитель Димитрий Ростовский изводит из этого события следующую аккомодацию: «В тяжкие грехи впал некогда богопротивник фараон, не хотевший отпускать из Египта людей израильских, однако и нехотя отпустил. Кто же уговорил столь ожесточенного? Кто умягчил каменное сердце? Кто научил отпустить их? Смерть первородных египтян, в одну ночь умерщвленных повсюду рукою Ангела; смерть была его учителем» 208 . Важнейшим, однако, является прообразовательное значение ветхозаветной Пасхи. О том, что Пасха ветхозаветная прообразовала новозаветную, а заколаемый агнец – Христа, Агнца Божия, берущего на Себя грех мира (см.: Ин. 1:29 ), мы имеем согласное свидетелство, восходящее к апостолам. Подобно тому, как кровь пасхального агнца спасла от истребления еврейских первенцев, так все человечество, по словам святого апостола Петра, избавлено от суетной жизни драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас (ср.: 1Пет. 1:18 – 20 ). По словам же апостола Павла, Пасха наша, Христос, заклан за нас ( 1Кор. 5:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Ст. 20, идеже бо сета два или трие собрани во имя мое, т. е. как истинные ученики Христовы, для угодного Христу дела, ту и Христос посреде их, т. е. научая и наставляя их, содействуя им в благом совершении благого намерения. Последнее обетование относится ко всем верующим во Христа. Во всех случаях, когда они собираются для, имеющего связь с обязанностями последователей когда они собираются для дела, имеющего связь с обязанностями последователей Христовых, имеющего целию прославление Христа, распространение Его царства, просвящение Христа, распространение Его царства, просвящение людей светом Его учения, исправление заблуждающих, помощь несчастным, которых Он благоволил наименовать. Своею меньшею братиею, – во всех этих случаях и во всех таких телах верующие во Христа, собравшись, имеют среди себя невидимо присущим и содействующим Самого Христа. Ст. 21. Поводом к вопросу ап. Петра, изложенному в этом стихе, могли послужить слова Самого Господа, приводимые ев. Лукою (17, 4): аще седмищи на день согрешит к тебе, и седмищи на день обратится, глаголя: каюся: остави ему. Посему вопрос Петра можно изложить так: до семи ли только раз должен я прощать согрешающему против меня брату? Но числом семь Иисус Христос означил неопределенное множество; сверх сего, чтобы не оставлять сомнения в том, что прощение обид не должно быть ограничиваемо никаким числом, Господь умножает семь на десять и умноженное снова берет седмижды. Выходит число 490, ясно показывающее не предел, а беспредельность прощения. И здесь слово употреблено в том же смысле, как и в 3–4 ст. 17. гл. ев. Луки, а именно: во внешних отношениях к ближнему выражает, что мы ни во что вменяем полученную от него обиду. Такое прощение безусловно требуется лишь тогда, когда ближний сознал свою вину; если же он не считает себя виновным, то такое прощение могла бы повредить ему в нравственном отношении, подтвердив его мнение о своей правоте или неответственности. Поэтому любовь и всепрощение должно иногда для пользы самого ближнего скрыться в глубине нашей души. О неразрывности брачного союза и о жизни безбрачной

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

В египетском мифе об Осирисе и Исиде мы также находим типичные для древнейших верований мотивы весеннего возрождения природы. Между прочим, египтяне рассказывали, что Исида бежала с младенцем Гором верхом на осле, спасаясь от враждебного бога Сета. Отсюда делались попытки вывести рассказ о бегстве в Египет. Редко какая антирелигиозная книга обходится без рисунка, изображающего богиню на осле, а рядом аналогичную евангельскую сцену. Но, во-первых, об осле сами Евангелия не упоминают, во-вторых, если египетское искусство и подсказало раннехристианским художникам этот сюжет, то нельзя делать вывод о заимствовании и самого рассказа. Втретьих, на Востоке осел очень часто употреблялся как верховое животное. Критики любят указывать на аналогии между языческими и христианскими обрядами. Но ведь каждый, кто знаком с историей христианских народов, знает, что и после крещения у них сохранялись некоторые старые традиции. Это явление вполне естественное, но в пользу мифологистов оно отнюдь не говорит. Если в России, например, существуют такие пережитки дохристианских верований, как масленица , можно ли утверждать, что православие – продукт Перунова культа? Кроме того, имели место и сознательные заимствования. Возвышенные и поэтичные египетские гимны в честь Осириса были переработаны в христианские. Древний символ вечной жизни + был отождествлен с крестом Христовым, имевшим в действительности форму буквы Т 470 . 25 декабря почиталось во многих странах как “день рождения Солнца”. Чтобы вытеснить из этого праздника его языческое содержание, Церковь с IV века стала праздновать Рождество 25 декабря. Однако большинство этих заимствований было сделано уже после возникновения книг Нового Завета. Даже многие историки-марксисты признают, что евангельский рассказ весьма далек от мифологии. Так, известный востоковед, академик Н.Никольский писал: “Осирис, Адонис, Аттис, Таммуз гибнут от враждебных богов или от враждебных стихий; там нет ничего человеческого, естественного, похожего на историческую действительность. Иисус погибает в неравной борьбе с правящими иудейскими сферами. Его преследуют за то, что он стал народным героем, что его готовы провозгласить “Царем иудейским”, как провозглашали в ту эпоху многих вождей народных восстаний. Его ведут к римскому прокуратору, которому именно были подсудны дела о бунтах. Он приговаривается к смертной казни через распятие, обычной казни, применявшейся римлянами к восставшим рабам. Тут нет ничего несообразного, напротив, все чрезвычайно стройно укладывается в рамки тогдашней бурной иудейской жизни и в то же время вполне соответствует порядкам, которые были установлены римлянами” 471 .

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/8

Были мы в лазарете Большого дворца сегодня днем с Алексеем и было удивительно скучно и слабо, так как мы и сестры стояли у одного дерева, а раненые у другого, и долго не могли разойтись. А после сыграли в теннис в первый раз после Твоего отъезда. Четыре сета по-разному, и я все проиграла. Погода была чудная, и солнце сильно припекало, так что понемногу начинаем загорать, а вечера совсем свежие, так что в платье холодно сидеть. Здесь, на балконе, стало очень уютно, так как Мама приобрела новую соломенную мебель, сделанную инвалидами, и горят две лампы. Сейчас принесли чайный стол, и Галкин усердно пихает Аню в кресле под столом. Папа душка, я много о Тебе думаю эти тревожные дни. Бог даст, все скоро пройдет и «будет легче», как Григорий всегда говорит. Ах, да! Были мы четыре, Иза, Кира 431 и Вильчковский в Колпине 432 вчера днем. Там гораздо теплее, чем здесь, и очень красиво около реки. Мы были в шести лазаретах и церкви, где находится образ Св Николая Чудотворца (чудотворный). Там было довольно много рабочих и между инженер-механиками Соловов – помнишь его на яхте, а потом на «Абреке». Извиняюсь за только что сделанную кляксу. У нас в лазарете находится Коленкин – у него нарыв в левом ухе, но уже лучше. Прибыл он в Александрийск только неделю, но его уже очень полюбили, и он рвется обратно. Ну, теперь кончаю. Храни Тебя, Папа, ангел мой. Целую и люблю Тебя крепко, крепко. Твой верный Елисаветградец. Кланяюсь Николаю Павловичу. Из дневника Татьяны Николаевны Вторник, 30 июня Утром поехала с Ольгой к «Знамению», оттуда в лазарет. Была операция под местным наркозом Грамовичу, вырезали пулю из груди. Подавала инструменты. Потом Андреевскому, разрез сделали на пятке. Перевязывала Прокошеева 14-го Финляндского полка, рана грудной клетки, рана щеки и глаза. Перевязывала потом Иванова, Мелик-Адамова, Таубе, Малыгина. Между сидела в коридоре с Ираклием [Вачнадзе], Снарским и другими. Завтракали с Папа, Мама и Дмитрием. Был урок. Пошли пешком в Большой дворец. Каталась на байдарке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010