Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛЫЙ МОНАСТЫРЬ [мон-рь (апы) Шенуте, Дейр-эль-Абьяд, Дейр-Анба-Шенуда], в В. Египте; расположен на краю Ливийской пустыни, примерно в 10 км к северо-западу от совр. г. Сохаг. Основан апой Пжолем ок. 340 или 350 г., дядей Шенуте , или самим Шенуте в нач. V в. Б. м. является одним из древнейших памятников христ. архитектуры Египта. Название «Белый монастырь» (араб. Дейр-эль-Абьяд) стало широко употребляться не ранее XIII в. Белый мон-рь. Общий вид Белый мон-рь. Общий вид Первые сведения о мон-ре содержатся в «Житии Шенуте» (Vita Sinuthii. 13, 24, 30-32). Вероятно, сначала мон-рь имел небольшие размеры, там находился колодец и склад. В житии говорится о знамении, способствовавшем строительству монастырской церкви. Шенуте явился Иисус Христос и повелел построить церковь. Шенуте ответил, что у него нет средств на строительство, тогда ему было велено идти в пустыню, где он обнаружил кошель с деньгами. На эти деньги были наняты рабочие для строительства. Можно предположить, что вместе со строительством церкви велась перестройка всего мон-ря. Помимо церкви в источниках упоминаются также кельи монахов, двор, 11 печей, хранилища для хлеба. Судя по проповедям Шенуте «О нашествии эфиопов» (De Aethiopium invasionibus. I-III), мон-рь в его время был крупным центром, к-рый мог разместить и накормить окрестное население, пострадавшее от набега кочевников. Известны имена нек-рых архимандритов мон-ря, бывших после Шенуте: Виса (Беса), автор жития Шенуте, Зиновий, секретарь Шенуте, Петр (V-VI в.), Геннадий (VIII в.). О Б. м. неоднократно упоминается в «Истории Александрийских Патриархов» (Х в.). Абу-ль-Макарим в трактате (ранее неверно приписанном Абу Салиху, XII в.) сообщает о захоронениях в мон-ре апостолов Варфоломея и Симона Кананита, о могиле Шенуте, находившейся на вершине горы, в районе Атрипе (разорена во время вторжения Ширкуха в XII в.). В качестве особой святыни в мон-ре хранился деревянный, отделанный слоновой костью ящик с книгами, в к-рые Шенуте записывал пожертвования мон-рю. Араб. ученый Якут (XII-XIII вв.) упоминает о Б. м. в своем географическом словаре. Небольшую заметку о мон-ре оставил аль-Макризи (XV в.). Он отмечает древность мон-ря, правильно локализует его и указывает общую площадь (7,5 акров), но в то же время сообщает, что мон-рь разрушен и ничего, кроме церкви, не сохранилось. Самые поздние упоминания о Б. м. в араб. источниках относятся к XVII в.

http://pravenc.ru/text/77970.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Коптские святые Пжоль, Псой, Шенуте. Икона (Красный мон-рь) [Дейр-эль-Ахмар, Дейр-Анба-Бишой; араб.    ,      ], мон-рь Коптской Церкви ; расположен в В. Египте близ совр. г. Сохаг, на территории рим. пров. Фиваида Вторая; один из древнейших и наиболее хорошо сохранившихся памятников христ. архитектуры и искусства Египта . Принятое название К. м. связано с цветом его внешних стен, сложенных из красного кирпича, в отличие от расположенного в 4 км южнее от него Белого монастыря , стены которого построены из белого известняка. История К. м. основан в сер.- 2-й пол. IV в. и до VII в. был частью монашеского союза Белого мон-ря, состоявшего из 2 муж. мон-рей и жен. обители. Наиболее известным архимандритом союза был Шенуте (Шенуда), к-рый управлял монастырями ок. 80 лет до своей кончины (ок. 466). В копт. традиции К. м. носит имя подвижника Псоя (Пшой, Бишой; IV в.). Краткое араб. Житие Псоя содержится в верхнеегип. редакции копто-арабского Синаксаря (кон. XII - нач. XIII в.) под 5 амшира (30 янв.; SynAlex. Vol. 3. P. 792-793), где указано его греч. имя-прозвище - Петр (так же в Энкомии в честь ап. Марка Иоанна , еп. Шмуна, VI - нач. VII в.; см.: Un encomio di Marco Evangelista/Ed., trad. T. Orlandi// Orlandi T. Studi Copti. Mil., 1968. P. 18). Согласно Синаксарю, Псой, уроженец дер. Псоне (араб. Басуна), был сподвижником апы Пжоля, дяди Шенуте и возможного основателя Белого мон-ря; они подвизались на горе в Атрипе (араб. Адриба), где к ним позднее присоединился юный Шенуте, построили в этой местности храм (возможно, первоначально пещерный), а рядом с ним - отдельные келии, к-рые еще существовали во время составления Синаксаря. В Житии Шенуте, составленном Бесой ( Висой ; посл. треть V в.; см.: Еланская А. И. Изречения египетских отцов. СПб., 20012. С. 122), Псой назван жителем горы Псоу (вероятно, имеется в виду К. м.). Об обители сохранилось меньше исторических свидетельств, чем о Белом мон-ре, по отношению к к-рому она всегда занимала второстепенное положение. К. м. упоминают в каталогах монастырей Египта копт. свящ. Абу-ль-Макарим (кон. XII - нач. XIII в.) и мусульманский историк аль-Макризи (XV в.).

http://pravenc.ru/text/2458977.html

В 1959 г. М. а.-М. был одним из кандидатов на выборах патриарха. По распоряжению нового предстоятеля Кирилла VI в нач. 1960 г. он вернулся в Дейр-эс-Суриан, однако уже в авг. уединился вместе с учениками в пустынной местности Вади-эр-Раян в мухафазе Эль-Файюм (что стало причиной конфликта с патриархом). М. а.-М. и его ученики провели здесь 9 лет в пещерах, к-рые вырыли своими руками, подражая древним отцам-пустынникам. В 1969 г. патриарх Кирилл VI поручил М. а.-М. восстановить монашескую жизнь в обители прп. Макария (Дейр-Анба-Макар) в Вади-эн-Натрун. На тот момент в мон-ре было всего неск. престарелых насельников, строения сильно обветшали. М. а.-М. прибыл в обитель с 12 учениками и энергично приступил к выполнению поручения. Ко времени его кончины в мон-ре подвизались уже 130 монахов, расселенных в новых корпусах, существовало развитое хозяйство, работала типография; обитель стала одним из основных центров паломничества для коптов. В 1971 г. М. а.-М. вновь оказался в числе кандидатов на выборах патриарха, к-рым был избран друг его юности Шенуда III (1971-2012). Оба они принадлежали к поколению религ. энтузиастов, взращенных в недрах Движения воскресных школ, и, будучи еще молодыми людьми, к 40-м гг. XX в. стали в авангарде коптского религиозного возрождения. И буд. патриарх (в миру Назир Гайед), и М. а.-М. приняли монашеский постриг, имея на руках университетские дипломы, и некоторое время вместе подвизались в Дейр-эс-Суриан (М. а.-М. даже был духовником буд. патриарха). Первоначально они выступали как единомышленники, Гайед написал предисловие к 1-й книге М. а.-М. Однако впоследствии не без влияния политических обстоятельств они встали в явную оппозицию друг к другу, представляя 2 основные тенденции в жизни КЦ - к бурному материально-организационному развитию (патриарх Шенуда) и к акцентированию внимания на взаимоотношениях человеческой души с Богом (М. а.-М.), хотя и патриарх был плодовитым духовным писателем, и М. а.-М. показал себя эффективным организатором хозяйства в возрожденном под его руководством монастыре прп. Макария.

http://pravenc.ru/text/2562620.html

Последняя фаза развития церковной архитектуры Е. представлена простыми храмами на 4 опорах, к-рые относятся скорее всего ко времени мамлюков (1250-1517). Их наос имеет 9 почти одинаковых компартиментов, центральный из к-рых выделен повышенным и богаче декорированным куполом (CoptE. Vol. 2. Р. 554). Такова церковь мон-ря Дейр-эш-Шахид-Тадрус-эль-Мухариб близ Мединет-Абу (XIV-XV вв.), где зальный наос с 9 ячейками отделен от хуруса лишь 2 небольшими участками стен (к концу эпохи мамлюков хурус выходит из употребления, престол помещают в апсиду). Центральная часть хуруса выделена большим куполом. Позднее к храму с севера было пристроено 2 алтарные апсиды. Для ряда храмов Верхнего Е. XVI-XVII вв.- ц. св. Меркурия в Ахмиме (мухафаза Сохаг) и храмов мон-рей близ Ахмима: Восточного мон-ря св. Шенуды (Дейр-Анба-Шенуда-эш-Шарки), арх. Михаила (Дейр-эль-Малак-Микаил) и Пресв. Богородицы (Дейр-эль-Адра) - характерны 5-частные алтари с 3 купольными апсидами и 2 дополнительными помещениями по бокам. Поперечно ориентированный наос этих храмов имеет 3 нефа, разделенные 1 (при 6-частной схеме) или 2 (при 10-частной схеме) колоннами. Существуют и композиции с 5 и более апсидами ( Krautheimer. 1986. P. 307). Выделение купольных пространств в зап. нефе приводит к превращению традиц. для архитектуры христ. Е. базиликального здания в разделенную на равные купольные компартименты мечеть, что выводит поздние копт. храмы за рамки визант. архитектурной традиции (Ibid. P. 308). Лит.: Butler A. J. The Ancient Coptic Churches of Egypt. Oxf., 1884. Vol. 1; Clarke S. Christian Antiquities in the Nile Valley. Oxf., 1912; Quibell J. E. Excavations at Saqqara, 1908-1909. Le Caire, 1912. [Vol. 4]: The Monastery of Apa Jeremia; Monneret de Villard U., Patricolo A. The Church of Sitt Barbâra in Old Cairo. Florence, 1922; Monneret de Villard U. Les couvents prés de Sohâg (Deyr el-Abiad et Deyr el-Ahmar). Mil., 1925-1926. 2 vol.; idem. Il monastero di San Simeone presso Aswân. Mil., 1927; idem. Deyr el-Muharraqah.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Росписи, включающие поясное изображение благословляющего Христа (верхняя часть фигуры не сохр.) в мандорле, к-рую несут 6 летящих ангелов, и Богородицы среди 12 апостолов, представляют собой рисунок густыми черными линиями на белом фоне с элементами раскраски. Живопись в церквах Каира ближе к визант. традиции, знакомой мастерам, возможно, через привозные иконы и иллюминированные рукописи приезжих или местных мастеров, связанных с греч. средой Александрии. В конхе апсиды алтарного придела св. Такла Хайманот (XII или XIII в., см.: Ibid. P. 110) ц. Божией Матери «аль-Муаллака» представлена большая по размерам композиция с изображением Богородицы в рост (не сохр. верхняя часть фигуры) с предстоящими ангелами (сохр. фрагментарно), ниже - епископский чин. По качеству роспись соотносима с памятниками визант. искусства. Удлиненные силуэты, подчиненность композиции монотонному ритму стоящих фигур, молитвенная сосредоточенность ликов, прописанных активными белильными движками, экспрессивное сочетание белых одежд и красных нимбов воплощают духовную программу, близкую к представлениям визант. искусства ок. сер. XI в. (или позднее?). Роспись колонн, возможно, была выполнена одновременно с декорацией апсиды, но стилистически отличается от нее. Монументальные, с характерными белильными движками на личном образы Христа и Богородицы с Младенцем на круглых колоннах в ц. св. Меркурия одноименного мон-ря (Дейр-Абу-Сайфайн) в Каире обнаруживают некоторое родство с росписью колонн ц. Божией Матери «аль-Муаллака». В церкви мон-ря св. Шенуды (Дейр-Анба-Шенуда) близ Сохага сохранились росписи, датируемые между XI и XII вв. или кон. XII в. (юж. апсида - Деисус по сторонам Креста в медальоне, поддерживаемом 2 ангелами) и кон. XII в. (центральная апсида - Христос Пантократор на троне в медальоне в обрамлении тетраморфов, продублированных по сторонам трона изображениями пишущих евангелистов). Образ Христа, очевидно работы арм. мастера, что подтверждается надписями на арм. языке, исполнен монументального величия и силы.

http://pravenc.ru/text/187963.html

W. M. The Castle of Azgit//The Cilician Kingdom of Armenia/Ed. T. S. R. Boase et al. N. Y., 1978. P. 90-91; Edwards R. W. Ecclesiastical Architecture in the Fortifications of Armenian Cilicia//DOP. 1982. Vol. 36. P. 155-176; 1983. Vol. 37. P. 123-146; idem. The Fortifications of the Armenian Cilicia. Wash., 1987; Hild F., Hellenkemper Н. Kilikien und Isaurien. W., 1990. 2 Tl. (TIB; 5). Э. П. Г. Монументальная живопись Средневек. арм. источники свидетельствуют, что настенной живописью были украшены храмы в мон-ре Скевра, в Сисе, в Ромкле. Фрагменты расписанной штукатурки сохранились на стенах часовен в крепостях Бардзраберд, Хамус, Сис, Аназарв. Остатки фресок видны в центральной апсиде церкви кн. Тороса I в Аназарве. Стены егип. мон-ря св. Шенуды (Дейр-Анба-Шенуда) украшены живописными изображениями, выполненными худож. Теодоросом Кесунци из К. А. Иконопись Примеры иконописи К. А. не сохранились, хотя известно, что кн. Торос I украсил иконами церковь в Аназарве. Изображения икон есть на рукописных миниатюрах. Скульптура В церкви кн. Тороса I в Аназарве фрагменты изысканных рельефов обрамляют вход, видны также уникальные декорированные буквы в строительной надписи. В кладку одной из часовен в Аназарве вставлены 2 простых хачкара, свидетельствующие об известности в К. А. этого традиц. вида арм. скульптуры. В той же часовне есть фрагменты скульптурно украшенных бровок. В XIX в. были описаны хачкар в ц. св. ап. Павла и скульптуры в форме щитов в кладке ц. Богородицы в Тарсе. Рельефами были украшены и надгробия (камень Алидц в ц. св. Павла). Прекрасным примером скульптуры К. А. является фрагмент хачкара в ц. кн. Смбата Спарапета в Чандыре. В нач. XX в. в Ромкле в ц. св. Нерсеса Благодатного были видны скульптурные рельефы интерьера, а на цоколе храма по соседству с арм. надписью сохранились рельефы с животными и растительными мотивами. На тимпане одного из входов крепости Чем (Кема) есть изображение схватки человека с 2 львами, к-рое, возможно, перенесено из некой античной постройки.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Много общего с архитектурой Эль-Ашмунейна имеет обширный (75×37 м) собор мон-ря св. Шенуды (Дейр-Анба-Шенуда, т. н. Белый мон-рь) близ Сохага (455 г.; датировка по: Grossmann. 2002. S. 528-529) - важнейший памятник раннехрист. архитектуры Верхнего Е. Вытянутая 3-нефная базилика с 4-сторонним обходом имела галереи над боковыми нефами (не сохр.). Вместе с триконхиальной апсидой, заключенной в прямоугольник внешних стен, план базилики напоминает план собора в Эль-Ашмунейне, вероятно послужившего образцом для строителей мон-ря св. Шенуды. В отличие от образца вост. часть не имеет трансепта и триконх полностью занят алтарем. Его боковые экседры, заключенные в прямоугольные объемы, достигают лишь половины глубины боковых нефов, в результате чего по обеим сторонам триконха образованы Г-образные в плане пространства, предназначавшиеся для различных функций (баптистерий и др.). Экседры украшены 2-ярусными колоннадами, приставленными к стенам (ср. с колонными галереями рукавов трансепта в Эль-Ашмунейне); между колоннами размещены архитектурно оформленные ниши. Не исключено, что колоннады и ниши возникли в VI в. ( Krautheimer. 1986. P. 117). Видимо, престол располагался в центре триконха. Последний открывался в наос триумфальной аркой, опиравшейся на колонны, стоящие по линии зап. стены триконха. Вост. обход отделялся от центрального нефа 2 высокими колоннами, поддерживавшими 2-ю триумфальную арку, визуально уменьшавшую различие ширины центрального нефа и относительно узкой вост. апсиды. Западнее, в центральном нефе, обнаружены основания амвона, у одной из колонн сев. ряда - настоятельского места. Базилика была перекрыта деревянной кровлей на стропилах. С запада к базилике примыкал вестибюль для прохода на хоры; он имел боковые экседры, украшенные колоннами. Подобная же экседра замыкала с запада длинное юж. помещение (зал капитула), к к-рому была пристроена находившаяся в юго-вост. углу комплекса квадратная в плане б-ка. Все эти помещения были вписаны в вытянутый прямоугольник стен, имевший с запада, севера и юга по 2 входа, оформленные скромными порталами.

http://pravenc.ru/text/187963.html

А может быть, ты предвидел, что я, как и ты, преуспею в науках? Я, конечно, кое-чему научился, но не настолько, чтобы суметь хоть когда-нибудь [Р. 364] по достоинству описать твою жизнь, пытаясь уберечь ее от времени и забвения. Будь же милосерд и прости, что я медлил исполнить свой долг и поведать о тебе. Не оставь меня и, предстоя ныне на небесах Великому Престолу, ты сам, который горячо желал и усердно стремился узреть Господа, ходатайствуй обо мне. Многие верят в твою заботу обо мне и моих братьях, в которых – да будет Бог доволен всеми! 207 – ты видишь свое наследие. Будь витий в прошениях и молениях об оставлении моих грехов! Пусть Господь достойно управит мой жизненный путь в отпущенный мне срок, да избавлюсь от несчастий и обращусь к тому, что угодно Богу и приближает к Нему! Твои последователи, соработники и чада, которых ты породил во Христе и наставил на богоугодный путь, – это священные ветви, духовные цветы и начатки 208 , принятые Самим Господом. Среди них – анба 209 Георгий Старший 210 , насаждение, взлелеянное тобой. Он встретил святого императора Никифора и стал настоятелем монастыря Мар Симеона Столпника Халебского. Среди них – дивный анба Иоанн. Он удостоился стать католикосом над областями Востока. Среди них – подвижник анба Харитон Младший 211 , заботливый архимандрит монастыря Мар Симеона Дивногорца аль-Бахри 212 , что на Дивной горе аль-Лукам 213 . Среди них – анба Йа‘иш Халебский, отшельник. Он подвизался на разновидных столпах [и совершал удивительные чудеса. Среди них–анба Ефрем/Авраам 214 , человек Божий, затворник] . 215 Во многих кельях терпел он тесноту, но не сошел с выбранного пути. Он был нам другом во Христе в монастыре святого Григория Богослова в Батьясе 216 .Среди них – дивный его сподвижник анба Иеремия, настоятель монастыря Госпожи Владычицы Богородицы, известного как Джараджима 217 . Он основал его на священной горе аль-Лукам. Среди них – блаженный авва Евтихий 218 , сын Фарджуса 219 . [Р. 366] Среди них – досточтимый анба Григорий Старший 220 , настоятель монастыря Владычицы Богородицы, именуемого Дафнуна 221 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриарх Коптской Церкви Шенуда III 26 марта 2012 г. Патриарх Александрийский, Патриарх престола св. Марка Шенуда III (+ 17.03.2012) 17 марта на 89-м году жизни почил о Господе Его Святейшество Патриарх Александрийский, Патриарх престола св. Марка  Шенуда III, с 1971 года возглавлявший египетскую Коптскую Церковь, крупнейшую христианскую  общину на Ближнем Востоке. Согласно официальным источникам, Предстоятель Коптской Церкви скончался от рака легких и острой печеночной недостаточности. " Я лично знал Патриарха Шehyдy III " , - рассказал корреспонденту " ЦВ " Представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки архимандрит Леонид (Горбачев). - " Периодически с ним встречался и обсуждал различные вопросы, связанные как с отношениями межцерковными, так и с общеполитическими. Его Святейшество всегда сохранял доброжелательность в общении, был мягок и приветлив, однако, когда дело касалось серьезных, исторических моментов, улыбка исчезала с его лица, он становился воплощением многолетнего опыта, помноженного на редкое умение сочетать в себе многогранность образованности, простоты и мудрости. То же самое можно сказать о времени, когда необходимо было принять волевое, порой трудное решение. Несмотря на почтенный возраст и множество перенесенных за последнее время операций, его разум всегда отличался неимоверной чистотой памяти и работоспособностью " . Отец Леонид также отметил, что " Представительство Русской Православной Церкви в Каире всегда было для Коптской Церкви надежным партнером в свете межцерковного братского диалога, и многое удавалось благодаря личному отношению Патриарха Шенуды III. Мы верим и надеемся, что кого бы Господь не привел на этот сложный во всех отношениях сегодня Церковный Престол, этот Предстоятель всегда будет помнить великое наследие, которое ему досталось от его предшественника, вписавшего свое имя навечно в историю христианства " . Патриарх Александрийский, Патриарх престола св. Марка  Шенуда III (в миру Назир Гайед Рафаэль), третий из восьми детей коптской семьи,  родился 3 августа 1923 года в Асьюте, в Верхнем Египте.

http://e-vestnik.ru/obituaries/patriarh_...

В Египте открылось шесть новых семинарий: В Александрии, Танте, Шебин-эль-Коме, при монастыре Эль-Мухаррак, в Эль-Минии и Эль-Блаяне. Кроме того, благодаря усилиям епископа Шенуды, в США - также две, на Восточном побережье в Джерси-Сити, и на Западном, в Лос-Анджелесе. В 1969 году епископ Шенуда избирается Президентом Ближневосточной Ассоциации богословских учреждений Коптской Церкви. 9 марта 1971 Патриарх Кирилл VI отходит ко Господу. 22 марта для избрания Преемника в Египте собирается Священный синод. Епископ Шенуда становится одним из трех претендентов на Патриарший Престол.  31 октября 1971 года состоялась церемония избрания, во время которой, по традиции, маленький мальчик с завязанными глазами выбрал одну записку из чаши, куда были помещены бумаги с именами трех кандидатов.  Выбор пал на епископа Шенуду. 14 ноября 1971 года в соборе Святого Марка в Каире, состоялась интронизация епископа Шенуды.  Он стал 117 Патриархом Александрийским, Патриархом Престола Святого Марка, и первым, начиная с V века, Патриархом, занимающим пост декана Центральной духовной семинарии Коптской Церкви, где продолжал читать лекции равно, как и в  Коптском институте высших исследований. Расширяя границы христианского образования, Предстоятель Коптской Церкви учреждает три новых факультета: библиологии, гимнологии и коптского языка. А 29 ноября 1993 года благодаря Патриарху Шенуде III открывает двери Институт пастырского служения. Предстоятель Коптской Церкви свободно говорил на английском, арабском, коптском, французском языках, читал на амхарском, греческом и латыни.  В 1965 году издал первый номер основного печатного органа Коптской Церкви, журнала «Эль-Кераза», главным редактором которого оставался вплоть до блаженной кончины.  До монашеского пострига был членом союза журналистов Египта, а писательством занимался всю свою жизнь, оставив после себя богатое литературное наследие – письма, дневники, статьи, стихотворения, рассказы и религиозные тексты. Патриарх Шенуда III писал о том, как строить свои отношения с Богом, в частности об этом повествует довольно известный пятитомник «Жизнь в Покаянии и Очищении», в который вошли книга с одноименным названием, «Духовное пробуждение», «Духовная бдительность», «Страх Божий» и «Духовная война».

http://e-vestnik.ru/obituaries/patriarh_...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010