из с. Ободова Спировского р-на Тверской обл., XV в., ЦМиАР), а также с развернутым свитком с текстом молитвы «Владыко многомилостиве» в руке (по типу иконографии Богоматери Параклесис (Агиосоритиссы), напр., Д. в верхней части иконы «Святые братья Алфановы», 1701, НГОМЗ); св. Иоанн Предтеча - с развернутым свитком в руке («Васильевский чин»); ап. Петр - с развернутым свитком в виде раструба («Высоцкий чин»). Деисус. Икона. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГРМ) - древнейший тип композиции, по содержанию отвечающей теме моления Церкви перед Христом. Прообразом такого Д. является популярное в ранневизант. период изображение Христа с 12 учениками (росписи катакомб, III-IV вв.; мозаика апсиды ц. Сан-Лоренцо в Милане, IV в.; апостолы в медальонах в мозаиках кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае, 560-565). Один из ранних примеров апостольского Д.- икона с Д. и 12 праздниками (кон. XI - нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), напоминающая изображение иконостаса в миниатюре. В среднике - 5-фигурная композиция с архангелами, по сторонам - попарно 12 апостолов в рост. Сокращенный вариант такого апостольского Д., с Петром и Павлом и 2 евангелистами, представлен в среднике эпистилия темплона из мон-ря Ватопед на Афоне (XII в.). Эпистилий темплона из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (XIII в.) представляет собой поясной апостольский Д. без архангелов, включающий помимо изображений Богоматери и св. Иоанна Предтечи образы апостолов Петра и Павла, 4 евангелистов и великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. Д. с евангелистами находился в иконостасе кафоликона мон-ря Хиландар (XIV в.). В рус. искусстве самым ранним примером апостольского Д. являются псковские иконы ростового чина из ц. Успения Пресв. Богородицы на Пароменье в Пскове (XV в., ПИАМ). Этот тип композиции не получил распространения на Руси в XV-XVI вв. и чаще встречается в искусстве кон. XVII в. (напр., иконостас ц. Покрова в Филях). «Царский» Д., или «Предста Царица одесную Тебе» «Предста Царица одесную Тебе».

http://pravenc.ru/text/Деисуса.html

с кодексом по правую руку от ап. Иоанна Богослова в подобной же композиции в росписи купола ц. Спаса Преображения на Нередице в Вел. Новгороде (1199). Устойчивые признаки во внешности - короткие кудрявые волосы, худощавое лицо - позволяют идентифицировать Л. в различных евангельских сценах в храмовой декорации: «Сошествие Св. Духа на апостолов» в мозаиках зап. купола собора Сан-Марко, Венеция (XIII в.); «Страшный Суд» в росписи юж. склона свода зап. рукава в Успенском соборе Владимира (1408, мастера - преподобные Андрей Рублёв и Даниил Чёрный), где по правую руку от Христа сидит Л., на раскрытых страницах кодекса литеры «Л» и «К»; «Причащение апостолов» на алтарной апсиде ц. Пресв. Богородицы «тис Подиту» в Галате, Кипр (1502). Образ Л. в декорации многокупольного храма встречается и в зените купола, как, напр., в юго-вост. главе Успенской ц. мон-ря Грачаница (1318-1321); в этом же храме Л. наряду с ап. Клеопой изображен на вечере в Эммаусе в 3 сценах, также в ц. свт. Николая Чудотворца в Куртя-де-Арджеш, Румыния (ок. 1375) и мон-ре Каленич, Сербия (между 1418 и 1427). В поствизант. период встречаются варианты росписи купола, где апостолы, в т. ч. Л., а не пророки или праотцы изображаются в простенках барабана, как в церкви келлии вмч. Георгия в Провате на Афоне (росписи 1634/35, мастера монах Меркурий и Атзалис). С XIV в. в росписях рядом с евангелистами появляются персонификации Премудрости (напр., в церквах вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317/1318); Богородицы «Одигитрия» в Печской Патриархии (ок. 1337); Вознесения в мон-ре Раваница, Сербия (1375-1377); Успения на Волотовом поле близ Вел. Новгорода (1363)). Образ Л. в числе 4 евангелистов включается в Деисус и в деисусные чины иконостасов (напр., икона «Апостольский деисус и 12 праздников», XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае; поясной деисусный чин иконостаса собора мон-ря Хиландар на Афоне, XIV в.). Образы 4 евангелистов традиционно помещаются на створках царских врат иконостасов. В стенописях помимо минейных изображений Л.

http://pravenc.ru/text/2110770.html

Спаса на Ильине ул. в Вел. Новгороде (1378), и Мануила Евгеника, выполнившего роспись церкви в Цаленджихе (Грузия, 1384-1396). Особая ориентированность на человека произведений палеологовского искусства наиболее ярко проявилась в иконах. В 1-й пол. XIV в. была создана серия образов, в к-рых заметна проникновенность и глубина духовного чувства. Именно в этот период получили большое распространение образы Христа Пантократора, часто сопровождающиеся эпитетами, выражающими глубокую надежду верующего на заступничество: Елеимон (Милующий), Психосотир (Душеспаситель) и др.; подавляющее большинство образов Богоматери с Младенцем относятся к различным вариантам Одигитрии и сопровождаются эпитетами: Елеуса (Милующая), Перивлепта (Прекрасная), Пантанасса (Всецарица). Как и в монументальной живописи, в иконах появилось динамичное движение («Благовещение», Музей в Охриде), сложные пространственные построения («Благовещение», ГМИИ), объемная пластичность в моделировке ликов («Деисус», мон-рь Хиландар). В палеологовскую эпоху получила развитие алтарная преграда (поясной «Деисусный чин», ГТГ), принявшая на Руси форму высокого иконостаса, что свидетельствует об исключительном значении икон в храмовом убранстве. Именно в иконописи нашло прямое выражение учение свт. Григория Паламы о нетварных Божественных энергиях, о чем свидетельствует ряд образов, созданных во 2-й пол. XIV в. Особая техника наложения краски тонкими полосками телесного и почти белого цвета привела к созданию иллюзорного эффекта свечения плоти, как на иконах «Христос Пантократор» (1363, ГЭ; XIV в., мон-рь Пантократор на Афоне; кон. XIV - нач. XV в., ГМИИ), «Арх. Михаил» (XIV в., Византийский музей, Афины), «Свт. Григорий Палама» (70-80-е гг. XIV в., ГМИИ), диптих «Фома Прелюбович» (1382-1384, собор в Куэнке), Пименовская икона Божией Матери (1380, ГТГ). Иконографические и стилистические формы палеологовского искусства в дальнейшем развивались в иконописи Крита и Афона. Лит.: Clausse G. Basiliques et mosaïques chrétiennes.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Водосвятный крест. 2-я пол. XVII в. (ризница Протата) Водосвятный крест. 2-я пол. XVII в. (ризница Протата) 2-й пол. XVII в. датируется крест для водосвятия - деревянный, резной, с 2 сторон состоящий из рельефов на сюжеты праздничного и Страстного циклов, а также с образами святых, украшенный позолоченными звездами и полудрагоценными камнями (Θησαυρο. 1997. Σ. 396, N 9. 58). Согласно надписи, крест вначале принадлежал Великой Лавре. Именно такой тип водосвятного креста получил распространение с XVI в. на правосл. Востоке - в странах Балканского п-ова. В мон-рь Хиландар первоначально мон. Василий вложил хранящийся в ризнице Протата позолоченный, медный светильник из просечных орнаментов, включающий сцены из НЗ, фигуры святых и украшения из стекла в виде камней (кон. XVII в.; Ibid. Σ. 420-421, N 9. 76; Κειμλια Πρωττου. 2000. Σ. 84-85). По типологии, орнаментации и форме буквиц светильник близок к произведениям серб. мастерских сер. XVII в. К числу редких предметов можно отнести сосуд для чина благословения хлебов из золота без пробы, в центре - литийница с изображением Божией Матери «Достойно есть» (Θησαυρο. 1997. Σ. 407-408, N 9. 67; Κειμλια Πρωττου. 2000. Σ. 87, 91). Она была преподнесена, согласно надписи, властями К. «Деве и Богородице Марии Протата» в янв. 1746 г. (Θησαυρο. 1997. Σ. 407). В центре ее - небольшой киворий (кувуклия), под к-рым находится круглый медальон с композицией Деисус. По его сторонам расположены вписанные в арочки рельефные изображения святых, а на краях дискоса, как и на поддоне, вычеканены рельефные орнаменты с цветочными мотивами в духе барочного европ. искусства. По стилю литийница восходит к произведениям мастерских Сербии и Болгарии XVII в. (Ibid. Σ. 408), а более всего близка к ней литийница (сер. XVIII в.), вложенная патриархом Кириллом V в афонский скит прав. Анны. Евангелия в драгоценных окладах датированы 2-й пол. XVIII в. Первое, с изображением на средниках лицевой и оборотной крышек оклада «Сошествие во ад» и «Распятие», изготовлено в М. Азии; в композициях используются европ. мотивы, характерные для барочного искусства,- лучи вокруг фигуры Спасителя во славе, крест и ветвь, к-рые ангелы несут над Восставшим (Κειμλια Πρωττου. 2000. Σ. 99-101; Αγιον Ορος. 2006. Σ. 126, N 75). Второе, с композицией «Воскресение Христово» и «Распятие», было сделано в Дунайских княжествах; «Воскресение Христово» трактовано как явление ангела женам-мироносицам, в то время как над разверстой гробницей показана парящая фигура Христа со штандартом - образ, напоминающий о декорации храма Гроба Господня в Иерусалиме (Κειμλια Πρωττου. 2000. Σ. 102-104; Αγιον Ορος. 2006. Σ. 127, N 76). В оформлении оклада сказываются новые, почти классицистические веяния - накладки с изображениями уже не занимают все поле, их соединяет не сплошная орнаментальная полоса, но прорезная; ось композиции отмечена фигурками 2 херувимов с высоко поднятыми рельефными головками.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Именно в описи церквей и монастырей Ярославской епархии, по писцовым книгам 1627 – 1629 года, значится так: „Село Никольское: в церкви образы и книги и свечи. Село Полтево: в церкви образы местные, и деисус, и свечи поставныя. Село Медячино: в церкви образы местные, и деисус, и двери царские, и свечи поставныя (Ярослав, еп. Вед. 1873 г., Л» Л» 38 и 39). Село Говииинское на р. Сонгебе: церковь Нерукотвореннаго образа с двумя приделами, а в церквах образы местные и деисус, и праздники, и пророки, и праотцы, и книги (Ibidem, Л» 41). в описи Томского монастыря, после описания 13 образов, обложенных серебром, сказано: „да на тябле 50 образов, пятшиц два образа, деисус с праздники и с пророки на 36 досках на золоте, да образ отечество на золоте, двери царские, столицы и сени резныя, позолочены. Да в приделе престол Николая Чудотворца, в нём образ его обложен сребром сканью, венец и гривна резные, деисус на краске с праздники и пророки на 15 досках, двери царские, и столицы, и сени на краске. Да в другом приделе Дмитрия Солунскаго – образ местный великомученика обложен сребром, деисус с праздники и пророки на 15 досках, двери царские, столицы и сени на краске. Да в церквах Ярославской епархии, в начале XYI века, не было еще ни царских врат, ни деисуса над их столицами или триморфия, ни верхних рядов иконостаса, а были только иконы на алтарной и других стенах монастыре церковь теплая Воздвижения, а в церкви образ местной Воздвижение, образ местной Живоначальной Троицы, образ Пречистой Богородицы, деисус на семи дсках, все на краске, двери царские, и столицы, и сени резныя позолочены, да деисус вверху на 10 дсках, да в алтаре образ Пречистая Богородицы на краске (Ibidem. 40). Монастырь Вознесения на Обноре– Церковь Вознесения, а в церкви образ местный Вознесения Христова, образ пречистой Богородицы, двери царские, столицы и сени. и деисус на празелени. Да другая церковь теплая Введения. А в ней образ местный Введения Пречистою Богородицы, да образ страстотерпцев Бориса и Глеба в киоте, а на других досках преподобного Михаила Малеина, да св. мученика Феодора иже в Пергии, да в том же теплом храме Деисус в краске, а в нём 7 образов» (Яросл. еп. Вед. 1873 г, 43)

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Lebedince...

В 1967-1971 гг. должность хорепископа была вакантна, с 26 марта 1972 г. до 15 февр. 1978 г. обязанности хорепископа католикоса-патриарха исполнял митр. Цилканский Гаий (Гайоз) (Кератишвили). С 28 июля 1978 г. до 14 окт. 1980 г. хорепископом и управляющим М.-Т. е. был митр. Кутаисско-Гаенатский Шио (Авалишвили); с 14 окт. 1980 г. до 21 окт. 1996 г.- митр. Батуми-Шемокмедский Константин (Меликидзе); с 21 окт. 1996 г. до 10 июня 2003 г.- митр. Руисско-Урбнисский Иов (Акиашвили); с 10 июня 2003 г. до 25 янв. 2005 г.- еп. Зугдидский и Цаишский Герасим (Шарашенидзе, в наст. время митрополит). Ныне М.-Т. е. возглавляет Католикос-Патриарх Илия II, к-рый имеет 3 хорепископов: митр. Ахалцихского и Тао-Кларджетского Феодора (Чуадзе; с 25 янв. 2005 управляет М.-Т. е.); еп. Бодбийского Иакова (Иакобишвили; с 9 мая 2010); митр. Сенакско-Чхороцкуского Шио (Муджири; с 15 авг. 2010). По состоянию на 1 янв. 2017 г. клир М.-Т. е. составляли 958 чел.: 3 схиархимандрита, 65 архимандритов, 2 схиигумена, 40 игуменов, 2 иеросхимонаха, 47 иеромонахов, 24 иеродиакона, 5 схимонахов, 85 монахов, 1 протопресвитер, 277 протоиереев, 157 иереев, 1 архидиакон, 1 протодиакон, 55 диаконов, 3 схиигумении, 15 игумений, 2 схимонахини, 173 монахини. Число клириков постоянно растет и на данный момент достигает 1 тыс. чел. Монастыри В М.-Т. е. в наст. время действуют 85 мон-рей (из них 17 - ставропигиальные) и ок. 180 церквей. Монастыри в Тбилиси и его окрестностях: ставропигиальный муж. мон-рь Самеба (во имя Св. Троицы) с кафедральным патриаршим собором Самеба (2002), жен. мон-рь в честь Преображения Господня в Авлабари (1821-1822), жен. мон-рь во имя св. прор. Илии в Грузинской Патриархии (1978), жен. мон-рь Дидубе в честь Боголюбской и «Взыскание погибших» икон Божией Матери (1992), жен. мон-рь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи в Авчале (1994), жен. мон-рь Цхнети в честь Успения Пресв. Богородицы (1996, с. Квемо-Цхнети), муж. мон-рь в честь Иверской иконы Божией Матери на горе Махата (2002), муж. мон-рь в честь Преображения Господня на горе Табори (2002) и др.; в Мцхете и ее окрестностях: муж. мон-рь Джвари с кафоликоном VI в., жен. мон-рь Антиохия во имя первомч. Стефана (сер. VI в.), жен. Ольгинский мон-рь (Ахалкалакури) (VI в.) с кафоликоном во имя вмц. Екатерины (XI-XII вв.), жен. мон-рь Самтавро во имя св. Нины (1820) с кафоликоном XI в. и др.; в муниципалитете Мцхета: муж. мон-рь Шиомгвиме (VI в.), муж. мон-рь Зедазени во имя прп. Иоанна Зедазнийского (VI в.), мон-рь Бзиани (с. Ахалсопели) с кафоликоном VIII в., мон-рь Абулети с кафоликоном во имя вмч. Георгия XI в. (с. Сатовле), муж. мон-рь Бетаниа в честь Рождества Пресв. Богородицы (не позднее XI в.), жен. мон-рь Дзегви во имя прп. Георгия Святогорца (2001, с. Дзегви), ставропигиальный муж. мон-рь Цхваричамиа в честь Вознесения Господня (2003, с. Цхваричамиа) с кафоликоном Патара Сакдари (VIII-IX вв.) и др. Церкви

http://pravenc.ru/text/2564528.html

74 fin.). 562  „Владыка Ростовский Васьян дал сто рублев мастером иконником Денисию да попу Тимофею да Ярцу да Коне, писати деисус в новую церковь святую Богородицу, иже и написаша чюдно велми и с праздники и с пророки”, – 2 Софийская летопись в Собрании летописей VI, 233. (Ответ на вопрос, почему архиепископ Ростовский захотел на свой счёт написать иконостас в Московский собор, очень простой: по своему усердию к нему, как общерусской святыне, и в частности по своей близости к великому князю, которым был он построен, в качестве духовника последнего). 563  „Повелением пресвященного архиепископа Серапиона дописан бысть деисус в святей Софии да праздники”, – 4 Новгородская летопись в Собрании летописей IV, 136. (Архиепископ Нифонт кивот сътвори в Софии Новгородской, – Новгородская летопись I, стр. 12, лист 6664 (1156). При архиепископе Геннадии в Новгороде было тябло, но ещё не было иконостаса, – Вивлиофика т. XIV, стр. 252). 564  Священник Сильвестр в показании против Висковатого: „и как иконописцы иконы (в собор) написали: деисус и праздники и пророки и местныя болшия иконы”, – Акты Экспедиции т. I стр. 247 col. 2. „Летописец руский” Львова, III, 177, говорит, что в 1482г., по заказу Ростовского владыки Вассиана, те же иконописцы, которые писали иконы для Московского Успенского собора, и за ту же самую цену, написали деисус, пророков и праздники чудно вельми в Ростовский собор. Но очевидно, что составитель летописца ошибочно переносит на Ростовский собор известие предшествующего 1481г., относящееся к Московскому собору, ибо Вассиан скончался 23 Марта 1481 года. 565  См. у Снегирёва в Памятниках Московской древности, пояснительных примечаний, приложенных к книге на конце, стр. 60 fin. (Об иконостасе Чудова монастыря см. ibid. стр. 135 col. 2). 566  Митрополит Макарий, быв архиепископом Новгородским, обложил золочёным серебром 13 икон большого деисуса („болшии деисусы 13 икон”) св. Софии, – Прибавление ко 2 Софийской летописи под 1537г., в Собрании летописей VI, 301. Большой деисус значит тут главный пояс (апостольско-святительский) деисуса-иконостаса. Но большой может быть как при нескольких малых, так и при одном, а поэтому от названия большой деисус нельзя делать никакого заключения относительно того, оставался ли при Макарии, как было в 1509г., один малый деисус (праздники) или же последовало после того прибавление одного из остальных двух малых деисусов или обоих вместе. (Полная опись Московского Успенского собора 1627г. напечатана в ΙΙΙ т. Русской Исторической Библиотеки).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

I отделения 3, Описная книга Княгининского уезда 1672г. стр. 140 sqq; Исторические записки о Кривоезерской пустыне Филумена стр. 16 fin.; Владимирский сборник Тихонравова 170 col. 1. Что деисус второй, а не первый, ряд икон над местными, это ясно в Описании Кирилло-Белозерского монастыря, – Записок русского и славянского отделения Императорского Археологического Общества т. II, Опись Кириллова Белозерского монастыря, 1668г. стр. 139, 142 и 144 (местные, тябло, деисус), над царскими дверьми – 180, 181, 200 и 201; иногда деисус и прямо над местными иконами ibid. стр. 193, 206. „Под деисусами в тябле двадцать четыре иконы штилистовых”, – Исторические записки о Кривоезерской пустыне Филумена стр. 15 fin.). – Второй, после праздников, верхней ярус со Спасителем и апостолами, – митрополит Макарий в Новгороде, Карамзин к т. VIII, примечание 71, col. 15. – Деисусы и иконы большие различаются, – Собрание летописей т. VI, стр. 290. – Деисус – иногда первый ряд, в первом тябле или на первой полке, – Известий Археологического Общества т. II, стр. 58. – Деисус – тот ярус иконостаса, в средине которого икона деисус, – см. в Исторических записках о Кривоезерской пустыне иеродиакона Филумена стр. 15, 16 и 17, во Владимирском сборнике Тихонравова стр. 141 sqq и 168 sqq. – Вообще тябло или полка икон меньшего размера, чем местные. Деисусы на воротах монастырских, – Исторические записки о Кривоезерской пустыне иеродиакона Филумена стр. 17; деисусы в трапезе церковной на стене, – Владимирский сборник Тихонравова стр. 168 col. 2 fin., Вообще ряд икон, поставленных на тябле. – Упомянут: деисус полный, – Описание Хотькова монастыря, стр. 37, 39; деисус над царскими дверьми, – Описание Хотькова монастыря, стр. 39, Акты Юридические Калачова т. II, стр. 634; большой деисус (образ Спасов, по сторонам по пяти образов, Спас и четыре святые), – Записок русского и славянского отделения Императорского Археологического Общества т. II, стр. 193 и 201 fin.. „Образ Спасов в деисусе на одиннацети дсках” в часовне (Что это?), – Записок Археологического Общества т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Устюге, жен., основан после 1262 как муж., в 1764 обращен в жен., упразднен после 1918); великоустюжский во имя арх. Михаила мон-рь (в Вел. Устюге, муж., основан, вероятно, в 1276, упразднен в 1918); Спасо-Каменный в честь Преображения Господня мон-рь (на Кубенском оз. в Вологодском у., муж., основан в XIII в., в 1801 переименован в Белавинскую Преображенскую пуст., упразднен в 1925); Авнежский в честь Св. Троицы мон-рь (при впадении р. Авнежки в р. Сухону в Тотемском у., муж., основан в 1370, время упразднения неизвестно); Воскресения Господня мон-рь (при реках Леже и Великой в Грязовецком у., муж., основан ок. 1370, упразднен до 1764); Святолуцкий во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь (на Кубенском оз. в Вологодском у., муж., время основания и запустения неизвестно, возобновлен в 1393, упразднен до 1764); Орловский во имя Св. Троицы мон-рь (на р. Юг в Великоустюжском у., жен., основан в XIV в., упразднен в XVII в.); Сергиев Нуромский в честь Преображения Господня мон-рь (в Грязовецком у., муж., основан в кон. XIV в., упразднен в 1764); Иоанно-Предтеченский мон-рь в Вел. Устюге. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Иоанно-Предтеченский мон-рь в Вел. Устюге. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) во имя Св. Троицы пуст. (при впадении р. Мылвы в р. Печору в Усть-Сысольском у., муж., основана в кон. XIV - нач. XV в., упразднена до 1764); Глушицкий в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь (в Кокошиловской вол. Кадниковского у., муж., основан в нач. XV в., упразднен в 1764); Александров Куштский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь (на р. Куште в Закуштской вол. Кадниковского у., муж., основан ок. 1420, упразднен в 1764); Глушицкий Сосновецкий во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь (в Кокошиловской вол. Кадниковского у., муж., основан ок. 1420, упразднен после 1918); Евфимиев Сянжемский мон-рь (близ р. Сянжемы в Кадниковском у., муж., основан ок. 1420, упразднен в 1764); в честь Преображения Господня мон-рь (в Вел. Устюге, жен., основан в 1422, в 1678 сгорел, в кон. XVII в. восстановлен, упразднен в 1764); Григориев Пельшемский Лопотов мон-рь (в Кадниковском у., муж., основан ок.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Затем, под именем деисуса разумеется целый ярус иконостаса, в котором помещается известная нам трехличная икона (греч. триморф) с изображением на ней Спасителя, Богоматери и Предтечи. Например, в Ильинской церкви Хутынского монастыря, по описи за 1642 г., был «над царскими дверями Деисус, а в нем Спас на престоле, около его семь святых стоящия, писаны на золоте» 88 . В Богородице-Рождественской церкви в селе Пояркове, московского уезда, были «над местными иконами шестнадесять икон праздничных...; да деисусы: образ Всемилостиваго Спаса на золоте, образ Пр. Богородицы, образ Иоанна Предтечи, образ Архистратига Михаила, образ Архистратига Гавриила, да по сторону дванадесятых апостолов» 89 . А вот еще пример, доказывающий историческую достоверность указанного понимания слова «деисус». «Апреля 25 дня, 7197 (1689) г. иконописец Кузьма Григорьев договорился в Патриаршем Казенном Приказе сделать... в звенигородской уезд... в новопостроенную каменную церковь Дмитрия Селунского иконостас и написать иконы местные...; да в верху поясы деисус, мерою два аршина без четверти, с средником одиннадцать икон, а на среднике написать Спасов образ, а на прочих – апостолы; да пояс праздников двенадцать икон...; да пояс пророческий с средником одиннадцать икон... на среднике писать образ Пречистыя Богородицы» 90 . В этом договоре деисусом назван апостольский ярус иконостаса. Оя ясно отличается от праздничного и пророческого поясов, которым здесь не усвоено названия «деисус». Это последнее понимание и употребление слова «деисус» было весьма распространенным в старинных русских памятниках письменности. Оно подтверждается и исследованиями наших отечественных археологов: архимандрита Макария 91 , Е. Е. Голубинского 92 , С. А. Усова 93 , И. Д. Мансветова 94 и В. А. Прохорова 95 . Наконец, деисусом иногда назывались и все иконостасные ряды, кроме местного. Например, в церковной описи Амиревской Знаменской церкви, московского уезда, за 1701 год записан «деисус два пояса писан на красках», находившийся над местными иконами 96 . Очевидно, здесь деисусом названы два верхние яруса Амиревского иконостаса, который состоял только из трех ярусов. Другой пример: по свидетельству церковной описи за 1702 г., в Николаевской церкви, что в селе Пушкине, московского уезда, было «над царскими дверми четыре пояса деисусов праздники и апостолы и пророки и страсти Христовы все писаны на красках... сверху над деисусом Распятие Господне» 97 . Здесь деисусом названы праздничный, апостольский, пророческий и страстной ярусы иконостаса, но к местным иконам, которые описаны в упомянутой описи отдельной статьей, это наименование не относится. Возьмем еще один пример. В 1670 г. Оружейной палаты кормовым иконописцем Исаией Ананьиным были написаны в главный храм Столобенского Нилова монастыря «четыре статьи деисуса: праздники, апостолы, пророки и праотцы, всего 70 икон» 98 . Здесь опять деисусами названы верхние ярусы иконостаса, кроме местных икон.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/starinny...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010