«Самое главное для нас – хранить верность нашей канонической Церкви» 02.05.2016 09:34:34 Священник Георгий Максимов Священник Георгий Максимов: Сегодняшнюю нашу передачу я хотел бы посвятить тем нестроениям, смущениям, вопросам, которые возникают сейчас у многих православных христиан. В частности, как стало известно, некоторые клирики объявили, что они прекращают поминовение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Ему предъявляются обвинения, претензии, что он будто бы впал в ересь, поэтому от него нужно отделяться по 15 правилу Двукратного Собора.  На эту  тему записывают ролики, выкладывают их в интернете. Конечно, когда звучат заявления подобного рода -  нам, христианам, нужно к ним отнестись серьезно. И разобраться, насколько они  соответствуют действительности. Мне доводилось обсуждать эти вопросы со многими нашими современниками, которые заявляют: «Патриарх впал в ересь, поэтому нам надо от него отделяться по 15 правилу Двукратного Собора». Думаю, что и нашим слушателям тоже доводилось слышать эти ссылки. Что же это за правило Двукратного Собора? Оно - продолжение предыдущих 13,14,15 правил. И все эти три правила направлены против расколов. Эти правила гласят:   13,14  - о  поминовении архиереев, а 15- о поминовении Патриарха. Все они утверждают, что какое бы обвинение канонического характера ни предъявлялось архиерею или Патриарху - никто не имеет права прекращать его поминовение до тех пор, пока его, т.е. архиерея или патриарха, вина не доказана Церковным судом. А ежели   какой-нибудь священник или игумен дерзнет прекратить поминовение до Церковного суда в случае любого канонического обвинения, насколько оно ни казалось бы ему очевидным - то он как восхищающий себе суд, который Церковь определяет только епископам, сам должен быть извержен из сана.   Т.е. он сам является раскольником. И, чтобы мне  не быть голословным, процитирую 15 правило: «если какой-нибудь пресвитер, или епископ, или митрополит дерзнет отступити от общения со своим Патриархом и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном Тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершенного осуждения его учинит раскол: таковому святый Собор определил быти совершенно чужду всякаго священства».  Далее в этом правиле делается одна оговорка.

http://radonezh.ru/text/samoe-glavnoe-dl...

епископ Григорий (Граббе) Скачать epub pdf Содержание Каноны Церкви О Значении Священных Канонов Дополнительные мысли О Книге Правил Епископ Никодим (Милаш) Основные правила О правилах святых Апостолов О правилах вселенских соборов О правилах поместных соборов О дополнительных правилах О правилах святых отцов Правила Святых Апостолов Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Правила Вселенских Соборов I Вселенский Собор II Вселенский Собор III Вселенский Собор Послание III Вселенского Собора к Памфилийскому собору IV Вселенский Собор Часть 1 Часть 2 V-VI Вселенский Собор Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 VII Вселенский Собор Часть 1 Часть 2 Сокращения Примеры Каноны и Церковная Жизнь (Прот. В. Цыпин) Значение канонов: вечное и временное Компетенция Соборов, их состав Церковное судопроизводство Приход, его границы Церковный и гражданский брак Правила Анкирского Собора Правила Неокесарийского Собора Правила Гангрского Собора Правила Антиохийского Собора Правила Лаодикийского Собора Часть 1 Часть 2 Правила Сардикийского Собора Часть 1 Часть 2 Правила Карфагенского Собора Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Послание Африканского Собора к Папе Келестину Правило Константинопольского Собора Правила Константинопольского Двукратного Собора Часть 1 Часть 2 Правила Собора бывшего во храме Премудрости Слова Божия Приложение Окружное Послание Собора Архиереев Русской Православной Церкви Заграницей, состоявшегося в 1932 г. в Сремских Карловцах, Относительно Масонства О необходимости Собора для Российской Православной Церкви. Записки епископа Игнатия Брянчанинова (1862–1866 гг.) Действия, существенно нужные для Российской Церкви Главнейшие предметы занятий Собора должны быть нижеследующие Заключение Примечания об Обер-прокуроре и Попечителе     Каноны Церкви Св. Василий Великий в девяностопервом правиле, взятом из двадцать седьмой главы его творения о Св. Духе, говорит: «Из соблюдаемых в Церкви догматов и наставлений мы имеем некоторые в письменном виде, а некоторые приняли от апостольского предания – по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия, и этому никто, даже малосведущий в церковных установлениях, не станет перечить. Ибо если отважимся отвергать неписанные обычаи, как маловажные, то непременно повредим Евангелию в самом главном, и от апостольской проповеди оставим пустое имя без содержания». В следующем, девяностовтором правиле Св. Василий вновь возвращается к значению предания: «Думаю, что это Апостольское правило, чтобы мы держались неписанных преданий, как говорит Апостол Павел: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор. 11:2 ), и в другом месте: братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Сол. 2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Николай: «По-другому я поступить не мог» Удмуртские клирики, выступившие с обвинениями в адрес Патриарха Кирилла, запрещены в служении 01.04.2011 2561 Время на чтение 4 минуты Митрополит Ижевский и Удмуртский Николай выступил с обращением к духовенству, монашествующим и верующим епархии в связи с появившимся в Интернете обращением трех удмуртских клириков к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу . «С большой скорбью принял я решение об освобождении от занимаемых должностей и увольнении за штат с запрещением в священнослужении бывших штатных клириков Ижевской и Удмуртской епархии протоиерея Сергия Кондакова, протоиерея Михаила Карпеева и священника Александра Малых. Но по другому я поступить не мог, потому что эти священнослужители, самочинно прекратив поминовение за богослужениями Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, дерзновенно попрали Определение Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви о избрании его Святейшим Патриархом Московским и всея Руси и поставили себя, по существу, вне Русской Православной Церкви», - говорится в обращении правящего архиерея, опубликованном на сайте епархии . «В своем обращении к Святейшему Патриарху они ссылаются на 15-е правило Двукратного Собора и 3-е правило 3-го Вселенского Собора, якобы дающие им такое право. О чем же говорят эти правила? В 3-м Правиле Третьего Вселенского Собора говорится: " ...повелеваем, чтобы единомудрствующие с православным и вселенским собором члены клира, отнюдь никаким образом, не были подчинены отступившим, или отступающим от православия епископам " . Во-первых, прежде всего, необходимо особо подчеркнуть слова правила " …единомудрствующие с православным и вселенским собором... " , то есть речь идет о неподчинении епископам, отступившим, или отступающим от православия в ересь, уже осужденную собором, а Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не осужден собором, а избран им на высокий и ответственный свещник церковного служения», - пишет архиерей.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/01/mi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Опыт молитвы за богослужением в храме не поминающих Патриарха Протоиерей Георгий Городенцев считает, что возможный выход Русской Православной Церкви из Всемирного совета церквей мог бы успокоить ревнителей 03.05.2016 5521 Время на чтение 3 минуты Уже в течение нескольких лет я служу на Пасху в своем храме, однако на второй день Пасхи по немощи человеческой не служу, но подобно мирянину молюсь за богослужением в храме одного из одесских монастырей. Так было и в этом году, когда мы с матушкой, с чувством благодатной пасхальной радости, по своему обычаю снова пришли помолиться в сей храм. Но это радостное чувство продолжалось только до Мирной ектении на Божественной литургии, когда по чину богослужения положено поминать Святейшего Патриарха Кирилла, коего в сем монастыре не поминали. Сразу же после сего непоминания оная благодатная радость у меня в душе сменилась чувствами смущения и беспокойства. Вплоть даже до того, что я уже было собрался покинуть сей храм, если эти неприятные духовные ощущения продолжатся и усилятся. Однако затем все, так сказать, стабилизировалось; и я достоял литургию до конца уже без особого смущения или беспокойства, но и без прежней благодатной пасхальной радости. Какие богословско-литургические выводы можно сделать из этого? В своих публикациях на РНЛ (особенно в статьях «Смущение» и « Все ли хорошо, " прекрасная маркиза? " ») я писал, что известная встреча Патриарха с папой римским вызвала у меня и у многих православных смущение, а также указал на причины этого смущения. Но при этом следует отметить, что никакие православные каноны не запрещают такую встречу саму по себе. Таким образом, вопреки мнению многих ревнителей и, особенно, непоминающих ничего особо страшного, непоправимого и губительного вследствие всего этого пока не произошло. Если данная встреча и рана на теле Церкви, то пока эта рана не смертельная. А вот что касается не поминания своего Предстоятеля за богослужением, то 13-е, 14-е и 15-е канонические правила Двукратного Константинопольского собора говорят о сем совершенно недвусмысленно. Особенно подходит к нашему случаю 15-е правило сего собора, гласящее: «Аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отступити от общения со своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в божественном тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершеннаго осуждения его, учинит раскол: таковому святый собор определил быти совершенно чужду всякаго священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии».

http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/03/op...

8. Взаимоотношения православной церкви с инославными церквами и нехристианскими религиями 57. Православная церковь и инославные церкви 57.1.Каноны о ересях и расколах В Символе мы исповедуем веру в единую Церковь . Церковь действительно единственна и едина; в исторической реальности, однако, христианская Церковь предстает разделенной на конфессии. По нашей вере только Православная Церковь тождественна исповедуемой в Символе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Вопрос об отношении к единой и Святой Церкви отделившихся от нее христианских общин – трудная экклезиологическая проблема. В «Основных принципах отношения Русской Православной Церкви», принятых Архиерейским Собором 2000 г., содержится положение о том, что «заблуждения и ереси являются следствием эгоистического самоутверждения и обособления. Всякий раскол или схизма приводит к той или иной мере отпадения от полноты церковной. Разделение, даже если оно происходит по причинам невероучительного характера, есть нарушение учения о Церкви и в конечном счете приводит к искажениям в вере» 427 . Ряд канонов посвящен теме расколов и ересей. Среди них особенно важны 13, 14-е и 15-е правила Двукратного Собора. 13-е правило гласит: «Вселукавый, посеяв в Церкви Христовой семена еретических плевел и видя, яко они мечем духа посекаются из корени, вступив на другой путь козней, покушается безумием раскольников разсекати Тело Христово: но и сей его навет совершенно воспящая, святый Собор определил ныне: аще который пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев своего епископа, прежде соборного изследования и рассмотрения, и совершеннаго осуждения его, дерзнет отступити от общения с ним и не будет возносити имя его в священных молитвах на литургиях, по церковному Преданию: таковый да подвергнется извержению и да лишится всякия священническия чести. Ибо поставленный в чин пресвитера, и восхищающий себе суд, митрополитом предоставленный, и прежде суда, сам собою осуждати своего отца и епископа усиливающийся, не достоин ни чести, ниже наименования пресвитера. Последующие же таковому, аще суть некие от священных, такожде да лишены будут своея чести: аще же монахи или миряне, да отлучатся вовсе от церкви, доколе не отвергнут сообщения с раскольниками и не обратятся к своему епископу».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

VII. Взаимоотношения Православной Церкви с инославными Церквями, нехристианскими религиями и с государствами 61. Православная Церковь и инославные Церкви 61.1. Каноны о ересях и расколах В Символе мы исповедуем веру в Единую Церковь . Церковь действительно единственна и едина; в исторической реальности, однако, христианская Церковь предстаёт разделённой на конфессии. По нашей вере только Православная Церковь тождественна исповедуемой в Символе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Вопрос об отношении к Единой и Святой Церкви отделившихся от неё христианских общин – трудная экклезиологическая проблема. В «Основных принципах отношения Русской Православной Церкви», принятых Архиерейским Собором 2000 года, содержится положение о том, что «заблуждения и ереси являются следствием эгоистического самоутверждения и обособления. Всякий раскол или схизма приводит к той или иной мере отпадения от Полноты церковной. Разделение, даже если оно происходит по причинам невероучительного характера, есть нарушение учения о Церкви и в конечном счёте приводит к искажениям в вере» 469 Ряд канонов посвящён теме расколов и ересей. Среди них особенно важны 13-е, 14-е и 15-е правила Двукратного Собора. Правило 13-е гласит: «Вселукавый, посеяв в Церкви Христовой семена еретических плевел и видя, яко они мечем духа посекаются из корени, вступив на другой путь козней покушается безумием раскольников разсекати Тело Христово; но и сей его навет совершенно воспящая, святый Собор определил ныне: аще который пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев своего епископа, прежде соборного изследования и разсмотрения и совершеннаго осуждения его дерзнет отступити от общения с ним и не будет возносити имя его в священных молитвах на литургиях по церковному преданию, таковый да подвергнется извержению и да лишится всякия священническия чести. Ибо поставленный в чин пресвитера и восхищающий себе суд, митрополитом доставленный, и прежде суда сам собою осуждати своего отца и епископа усиливающийся, не достоин ни чести, ниже наименования пресвитера. Последующие же таковому, аще суть некия от священных, такожде да лишены будут своея чести; аще же монахи или миряне, да отлучатся вовсе от Церкви, доколе не отвергнут сообщения с раскольниками и не обратятся к своему епископу».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Свт. Фотий Константинопольский. Роспись. Греция. Конец XX в.Экклезиологический догмат не занимал в византийской патристике места, сопоставимого с тринитарной, христологической и пневматологической темой. Это замечание относится и к творениям святого Патриарха Фотия, но имплицитно в них содержится аутентичное православное учение о Церкви, и, в частности, о соотношении в ней вселенского и поместного начала, о значении епископского служения, о главенстве и власти в Церкви, о соборном и иерархическом элементе в ее жизни. Эти темы рассматриваются Патриархом Фотием не теоретически и умозрительно, но прагматически, на языке канонической дисциплины. Его видение канонической нормы во взаимоотношениях между Поместными Церквями выразилось в ряде его посланий, главным образом в контексте кризиса в общении между Константинопольским и Римским престолом. Кроме того, как известно, Патриарх Фотий председательствовал на Константинопольских Соборах – Двукратном, в храме 12 Апостолов, состоявшемся в 862-м г., и в храме Святой Софии в 879-м г., который рядом церковных историков и патрологов рассматривается как равный по значимости Соборам Вселенским. Дисциплинарные постановления, принятые на этих двух Соборах, приобрели статус канонов Вселенской Церкви. Святитель Фотий, выдающийся богослов и канонист, несомненно, участвовал в составлении или редактировании этих канонов, и можно с большой уверенностью полагать, что это его участие имело решающее значение в формировании их текстов. Некоторые из них, а именно 13, 14 и 15 правила Двукратного Собора, а также 1 правило Собора в Святой Софии, заслуживают особого внимания при рассмотрении вопроса об экклезиологии Патриарха Фотия. Будучи одним из самых эрудированных в свою эпоху знатоков римского и византийского права, он принимал участие и в составлении актов имперского законодательства, во всяком случае, тех положений, которыми регламентировались церковные правоотношения. Особое значение имеет в этом контексте «Эпанагога», в которой начертан идеальный образ Патриарха.

http://ruskline.ru/opp/2021/09/30/ekklez...

  разделы   рассылка  распечатать Архиерейский Собор наказал 4 сторонников епископа Диомида Три священника попали под запрет и один лишен сана. Архиерейский собор Русской православной церкви запретил служение представителям духовенства Чукотской епархии, подписывавшим письма с резкой критикой священноначалия и призывами к расколу. Три священнослужителя запрещены в служении до покаяния и один лишен сана, говорится в постановлении Архиерейского собора. До этого Архиерейский собор лишил сана епископа Анадырского и Чукотского Диомида за раскольническую деятельность и неподчинение священноначалию. " Решительно осудить деятельность епископа Диомида, нарушающую 34-е апостольское правило, шестое правило второго Вселенского собора, 13-е, 14-е 15-е правила Двукратного собора, девятое правило Антиохийского собора " , – говорится в постановлении Архиерейского собора. " За совершенные канонические преступления, выразившиеся в клевете и хуле на Церковь и священноначальников, извергнуть епископа Диомида из сана " , – говорится в документе. Собор также призвал Диомида к покаянию и постановил, что в случае этого раскаяния решение об извержении из сана не вступит в силу, а дальнейшая судьба Диомида будет решена Священным Синодом. По материалам:  Риа-Новости СМ.ТАКЖЕ сюжеты: Дело епископа Диомида. Архиерейский собор 2008 ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM НОВОСТИ 14.04.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 6 /Комплекс превосходства " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 11.04.2024 Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024 Авторская программа Василия и Николая Щипковых " Брат-2 " 07.04.2024 Щипков 303. " Незавершённый нацизм. Часть 5 /Нацизм и либерализм " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 31.03.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 4/Расизм и нацизм " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 28.03.2024 Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности Авторская программа Василия и Николая Щипковых " Брат-2 "

http://religare.ru/2_55657.html

44 года тому назад ряд епископов Русской Православной Церкви, покинув пределы Родины и свои паствы, во главе с митрополитом Киевским Антонием (Храповицким) образовал «Высшее Церковное Управление». В Бозе почивший Святейший патриарх Тихон с Священным Синодом Русской Православной Церкви по получении известий об образовании этого управления Указом от 22 апреля (5 мая) 1922 года упразднил его. Тогда эта же группа архиереев, чтобы избежать церковного прещения, переименовала свое управление во «Временный заграничный архиерейский синод», который имел пребывание в Сремских Карловцах (Югославия). Это действие повлекло за собой еще большее удаление группы архиереев от своей Церкви. В 1923 и 1928 годах высшей властью Русской Православной Церкви было вновь подтверждено указанное распоряжение Святейшего Патриарха Тихона (Указ 106 от 10 ноября 1923 года и Указ 104 от 9 мая 1928 года). Однако ни слова увещания, ни призывы к возвращению не были приняты оставившими прямой путь  и заблудившимися (2 Петр.2,15). Поэтому 22 июня 1934 года Священный Синод Русской Православной Церкви вынес постановление, пункт первый которого гласил: «Заграничных русских архиереев и клириков так называемой Карловацкой группы, как восставших на свое законное священноначалие и, несмотря на многолетние увещания, упорствующих в расколе, предать церковному суду по обвинению в нарушении правил святых апостолов 31, 34, 35, Двукратного Собора 13-15 и других с устранением обвиняемых, впредь до их раскаяния или до решения о них суда, от церковных должностей (если таковые они занимают)». Но и это  постановление Священного Синода не подвинуло отклонившихся к осознанию своего греха и раскаянию. Напротив они еще усугубили свою враждебную деятельность по отношению к  своей Матери-Церкви и договорились до полного отвержения ее. Грехам предваряющим и другие грехи последуют» (7 правило 7 Вселенского собора); нарушения канонические повлекли за собой извращение и самого вероучения христианского. Раскольники измыслили новый «догмат» - о единении Православия с монархией в России. Это показывает, что не Церковь, не истина, не Православие, а политические расчеты являются главными в деятельности «Архиерейского синода». Эта политическая подкладка деятельности «синода» особенно наглядно проявилась в 1938 году, когда «Архиерейским синодом за границей» был поднесен подписанный председателем «синода» митрополитом Анастасием «благодарственный адрес» Адольфу Гитлеру, в котором, в частности, говорилось: «Лучшие люди всех народов, желающие мира и справедливости, видят в вас вождя в мировой борьбе за мир и правду».

http://radonezh.ru/analytics/k-naznachen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КНИГА ПРАВИЛ [полное название - «Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец»], офиц. собрание общецерковных канонов , составляющих фундамент действующего церковного права Русской Православной Церкви. В состав К. п. входят 85 Апостольских правил, Правила Вселенских Соборов (20 правил Вселенского I Собора , 7 - Вселенского II Собора , 8 - Вселенского III Собора , 30 - Вселенского IV Собора , 102 - Трулльского Собора , 20 - Вселенского VII Собора ), Правила Поместных Соборов (25 правил Анкирского Собора (см. в ст. Анкирские Соборы ), 15 - Неокесарийского Собора , 21 - Гангрского Собора , 25 - Антиохийского Собора (см. в ст. Антиохийские Соборы ), 60 - Лаодикийского Собора , 20 - Сардикийского Собора , 1 - К-польского Собора 394 г. (см. в ст. Константинопольские Соборы ), 133 (по другой нумерации, 147) - Карфагенского Собора 419 г. (см. в ст. Карфагенские Соборы ), 17 - Двукратного Собора , 3 - К-польского Собора в храме Св. Софии 879 г. (см. в ст. Константинопольские Соборы )), Правила святых отцов (4 правила свт. Дионисия Великого , 12 - свт. Григория Чудотворца , 14 - сщмч. Петра I Александрийского, 3 - свт. Афанасия I Великого , 92 - свт. Василия Великого , 18 - Тимофея I , архиеп. Александрийского, 1 - свт. Григория Богослова , 1 - свт. Амфилохия Иконийского, 8 - свт. Григория Нисского, 14 - Феофила I , архиеп. Александрийского, 5 - свт. Кирилла , архиеп. Александрийского, 1 - свт. Геннадия I , патриарха К-польского, и 1 - свт. Тарасия , патриарха К-польского). До издания К. п. в слав. Церквах каноны были известны по их переводам в разных редакциях Кормчей книги . Недостатками печатной Кормчей, использовавшейся в Русской Церкви, были далекий от совершенства перевод, а также то обстоятельство, что большая часть помещенных в ней нормативных актов устарела и вышла из употребления (напр., законы визант. императоров). В 1839 г. взамен Кормчей книги Святейшим Синодом была опубликована К. п. Работа над изданием велась в 1836-1839 гг. в связи с подготовкой Свода законов Российской империи. До революции К. п. печаталась только в синодальной типографии, офиц. издательстве Русской Церкви. Первое издание К. п. было снабжено греческим текстом канонов, в последующие, как правило, входил только перевод. Начиная со 2-го издания (1843), К. п. была снабжена алфавитно-предметным указателем.

http://pravenc.ru/text/1841560.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010