Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДВОРНИК [чеш. Dvorník] Франтишек (14.08.1893, с. Хомиж, Моравия - 4.11.1975, там же), чеш. и амер. католич. историк Церкви, византинист, славист. Общее образование получил в гимназии г. Кромержиж. В 1912 г. поступил на Кирилло-Мефодиевский богословский фак-т Оломоуцкого ун-та. В 1916 г. рукоположен во священника. В 1919-1920 гг. изучал слав. филологию и археологию под рук. проф. Я. Бидло на философском фак-те Карлова ун-та в Праге. В 1920-1926 гг. изучал историю Византии в Сорбонне (у Ш. Диля ) и в Школе политических наук (окончил в 1923), одновременно работал в Ин-те слав. исследований. В 1926 г. защитил докт. дис. «Славяне, Византия и Рим в IX в.». Ассистент (1925), доцент (1927), профессор (c 1928) церковной истории богословского фак-та Карлова ун-та. После оккупации Судетской обл. Чехословакии (1938) нацистской Германией Д., находившийся в этот момент за границей, решил не возвращаться на родину и остался во Франции. В 1940 г. переехал в Великобританию, где в годы второй мировой войны исполнял обязанности капеллана, занимался научными исследованиями в Британском музее. В 1948 г. получил приглашение на работу в научный центр Дамбартон-Окс (Вашингтон), где стал в следующем году профессором визант. истории. В США Д. совмещал научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность, читал лекции по истории славян в Гарвардском ун-те, на основании к-рых выпустил 2 монографии. В 1964 г. Д. вышел в отставку, но продолжал давать консультации коллегам и студентам, заниматься научной работой. В 1975 г. Д. посетил родину, где скоропостижно скончался. Ф. Дворник. Фотография. 60-е гг. XX в. Ф. Дворник. Фотография. 60-е гг. XX в. Сфера научных интересов Д. простиралась на 3 крупные области: ранние связи между Византией и славянами; отношения между Православием и Римом, прежде всего в IX в.; средневек. историю Центр. и Вост. Европы. Д. внес большой вклад в изучение деятельности создателей слав.

http://pravenc.ru/text/171515.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗАНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Казанской и Татарстанской епархии), находится в г. Казань. Основан в 1-й пол. 60-х гг. XVI в. как подворье новоучрежденного свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря настоятелем (1555-1564) архим. св. Германом (Садыревым-Полевым). Впервые упоминается в Писцовой книге 1565 г.: «Да у бани двор архимандрита Свияского Богородицына монастыря, а живет в нем дворник Останка...» (Писцовое описание Казани. 2006. С. 136). Вероятно, на подворье останавливались монахи, приезжавшие из Свияжского мон-ря в Казань ( Азлецкий. 1898. С. 4). Казанский мон-рь св. Иоанна Предтечи. Литография по рис. Э. Турнерелли. 1839 г. (ГПИБ) Казанский мон-рь св. Иоанна Предтечи. Литография по рис. Э. Турнерелли. 1839 г. (ГПИБ) Основным источником по древнейшей истории К. м. является послание 1594 г. митр. Казанского свт. Ермогена царю Феодору Иоанновичу с просьбой об обращении свияжского подворья в самостоятельный монастырь. Согласно этому документу, на подворье имелась ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, основанная архиеп. Казанским Германом. После пожара, случившегося в Казани 23 июня 1579 г., на средства казанских торговых людей вместо сгоревшей была выстроена новая одноименная церковь (1583): «И на посаде, государь, храм Усекновения честныя главы великаго Предтечи Иванна, а прежде государь, поставление того храма - богомольца вашего, бывшаго архиепископа Германа Казанскаго, и жили, государь, в том монастырьке, по келейкам мирские старчики» ( Борисов. 1898. С. 2-5). Колокольня мон-ря св. Иоанна Предтечи в Казани. 1649–1652 гг. Фотография. 2004 г. Колокольня мон-ря св. Иоанна Предтечи в Казани. 1649–1652 гг. Фотография. 2004 г. В Житии свт. Германа, написанном мон. Иоанном между 1657 и 1672 гг., сведения об основании подворья отсутствуют. Но в Житии, составленном П. В. Знаменским , без ссылок на источники утверждается, что на месте К. м., «в старом Казанском посаде на горе стояла прежде богадельня, принадлежавшая церкви Николая Чудотворца Ляпуновского». Именно при ней «в последней год своего святительства» (т. е., вероятно, в 1566-1567) архиеп. Герман построил деревянную ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи ( Знаменский. 1894. С. 20). Посвящение главного храма традиционно связывалось с патрональным святым царя Иоанна IV Васильевича .

http://pravenc.ru/text/1319820.html

Согласно Житию прп. Евфросинии сер. XVI в., Е. м. стоял «под стеною градною». В писцовой книге Суздаля 1627-1629 гг. М. Трусова и подьячего Ф. Витовтова местоположение обители обозначалось так: «В Суждале на посаде, идучи от острожной осыпи к Спасскому монастырю большею улицею на леве монастырь преподобные княжны Евфросинии Суждальские». В «Историческом собрании...» уточняется, что Е. м. находился к северо-востоку от кремля и соборной церкви и отделялся рвом от городских стен. В наст. время Е. м. расположен в центре Суздаля. Очевидно, Е. м. неоднократно разорялся татар. «ратями» в XIII-XV вв., а также поляками, запорожскими казаками и рус. изменниками в период Смуты нач. XVII в. В 1764 г. Е. м. был причислен ко 2-му классу. Обитель неоднократно горела, в т. ч. в 1719, 1766 и 1901 гг. В 1899 г. к Е. м. приписан бывший до того мужским суздальский во имя свт. Василия Великого мон-рь . 16 мая 1913 г. Е. м. посетили святые имп. Николай II и вел. княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия . Насельницы Е. м. Ризоположенский собор. Сер. - 2-я пол. XVI в. Фотография И. Ф. Барщевского. 80-е гг. XIX в. (ГИМ) Ризоположенский собор. Сер. - 2-я пол. XVI в. Фотография И. Ф. Барщевского. 80-е гг. XIX в. (ГИМ) (игумения и 51 старица) впервые упоминаются в писцовой книге Суздаля 1627-1629 гг. Столько же насельниц и еще 20 безместных стариц проживало в мон-ре в сер. XVII в., бельцов было 2 попа, диакон и просвирня. В 1700 г. в Е. м. числились игумения и 72 старицы, по ведомости Коллегии экономии 1739-1741 гг.- настоятельница, 55 монахинь (2 церковницы, 7 крылошанок, 2 в пономарской должности, 2 трапезницы, просвирня, 6 звонарок, вратница, 34 рядовые), а также бельцы (2 попа, диакон) и белицы (вдова и «девка»). В 1763 г. в Е. м. значились игумения, 21 монахиня, 8 белиц «на монастырских порциях», 102 послушницы на собственном пропитании, а также бельцы (2 попа, диакон, 2 пономаря, дворник). При мон-ре проживал женатый отставной поручик. По табели 1795 г. штат Е. м. состоял из игумении, казначеи и 15 монахинь, но реально в мон-ре жили 2 игумении (одна на покое «за старостию и слепотою»), казначея, 14 монахинь и белица. Одной из сестер, мон. Маргарите (Ильиной), было 102 года. В 1811 г. в Е. м. находились казначея, 13 монахинь, 2 девицы на монашеской вакансии и 88 сверхштатных белиц на собственном содержании; в 1815 г.- казначея, 13 монахинь, 2 девицы на монашеской вакансии, а также сверхштатные 160 белиц и 4 служителя. По штату 1867 г. было положено 17 насельниц, реально проживали 14 монахинь и 58 указных послушниц; в 1901 г.- 17 монахинь, 12 сверхштатных, 13 рясофорных послушниц, 60 послушниц, живших по указным предписаниям, и 79 послушниц - по паспортам. На 1914 г. в Е. м. числились 17 штатных монахинь, 22 сверхштатные, 80 «живущих по паспорту», 68 указных рясофорных послушниц. С 1883 г. материальное благосостояние позволило ввести в мон-ре общую трапезу, в 80-х гг. XIX в. были организованы золотошвейная мастерская, образцовое молочное хозяйство.

http://pravenc.ru/text/187868.html

Патриарх глазами фотохудожника Фотограф — человек, который всех видит. Хороший фотограф — человек, которого, кроме того, никто не замечает. Фотограф, снимающий во время богослужения, должен быть очень и очень хорошим. А фотограф, снимающий на патриарших богослужениях, еще и летописец. 15 ноября, 2011 Фотограф — человек, который всех видит. Хороший фотограф — человек, которого, кроме того, никто не замечает. Фотограф, снимающий во время богослужения, должен быть очень и очень хорошим. А фотограф, снимающий на патриарших богослужениях, еще и летописец. Фотограф — человек, который всех видит. Хороший фотограф — человек, которого, кроме того, никто не замечает. Фотограф, снимающий во время богослужения, должен быть очень и очень хорошим — не отвлечь священников от служения, мирян — от молитвы, не нарушить благоговейного настроения, не «спугнуть» ощущение благодати… В совместной молитве чад Церкви и Предстоятеля выражается не просто «политическое», «юрисдикционное» единство, но и символическим образом изображается единство Церкви со Христом. Именно поэтому богослужения, совершаемые Патриархом, и все мероприятия, в которых участвует и во время которых общается с паствой Патриарх, всегда широко освещаются. И именно поэтому фотограф, работающий на таких мероприятиях — не только художник, но и летописец, взор которого фиксирует происходящее и через кадр передает в будущее. Как встречают люди своего Предстоятеля — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла? Как сам Патриарх общается с людьми? Какая атмосфера царит вокруг него? О своих впечатлениях корреспонденту ПРАВМИРа рассказали фотографы Московской Патриархии — Сергей Власов и Кирилл Новотарский. Официальные визиты Патриарха: атмосфера радости   Сергей Николаевич Власов работает в Московской Патриархии с 1993 года. Его работы публикуются в «Журнале Московской Патриархии», «Церковном вестнике», на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru и в других изданиях. Сергей Власов «Любое служение Патриарха — будь то богослужение, встреча с народом или любое другое мероприятие — это событие, это наша история, которую я считаю своим долгом запечатлеть, — рассказывает Сергей Николаевич Власов. —  Даже если Святейший неоднократно совершал визит в какую-либо епархию, все равно обязательно произойдет что-то новое, а даже если и не будет нового — все равно мы увидим счастливые глаза людей, радующихся встрече с Патриархом.

http://pravmir.ru/patriarx-glazami-fotox...

Дворник продолжал: Вы здесь хотите церковь строить! Этого мы вам не допустим делать, и только узнаем, что вы зачинаете такое дело, выгоним вас отсюда. Я ответил: Чтобы здесь построить церковь , это от меня не зависит, а зависит от желания здешних жителей и от воли епископа; я же не имею на то никакого полномочия. Дворник еще сказал: Вы прежде проповедовали здесь безбрачие! Я отвечал: Правду говорите, господин дворник, и тогда бы, за эту проповедь безбрачия, вам следовало нас по справедливости выгнать; но тогда вы нас не гнали, а теперь, когда мы проповедуем истину, вы грозите нам изгнанием! После этого дворник спросил: А долго ли вы пробудете здесь? Я ответил: Когда исправлю все свои потребности, тогда и отправлюсь отсюда. Дворник опять спросил: Вы, может, целый год проживете? – Года жить не буду, отвечал я, а сколько мне потребуется, поживу. Дворник сказал: Смотрите же, не развращайте наше село, а то мы вас тотчас же выгоним! Я ответил: Если чтó буду говорить развратно, за это я подлежу суду начальства; но развратного я не говорил ничего и говорить не буду. Если же вы не верите этому, то извольте послушать мою проповедь, и увидите, что я говорю от книг. Дворник сказал: «Я не хочу слушать!». А другие бывшие тут старшины из поповцев сказали: «Мы сами читали книги, сами знаем, что в книгах писано!». Я отвечал: Это и хорошо, что вы сами читали книги, знаете, чтó в них писано; давайте от знакомых вам книг и поведем беседу. Но от беседы и они уклонились, сказавши: «Мы занимаемся житейскими делами и всего знать не можем, чтобы состязаться в беседе». Я заметил им, что на то имеются у них духовные лица, с которыми я не откажусь и при них поговорить о вере. Так меня с громады и отпустили, – просили только, чтобы я долго в Климоуцах не жил. 7. Пасха в Климоуцах. – Монастырь Сучавцы. – Белая-Криница: разговор с белокриницкими старцами, свидание и беседа с Кириллом. – Разговор одного из обращающихся с поповцем. – Ответ епископа Евгения Первый светлый день Пасхи не только мне, но и новопознавшим святую церковь , весьма грустно было встретить без церковного священнослужения. К празднику Пасхи им желательно было присоединиться и приобщиться святых таин; а мне тогда вполне припомнилась мрачная моя прежняя без священства жизнь. Я, конечно, мог мы на первый день съездить к службе в православную церковь ; но опасался этим еще больше причинить скорбь новообращающимся к церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

«Я абсолютно счастлива». Об Анне Людковской , 31 год, которая занимается спортом, учится в Духовной Академии и возглавляет проект глянцевого журнала «ХлебСоль» с Юлией Высоцкой. Фотограф – студентка Юлия Зацепина. – С.52-53; « Делай, что должен, и будь что будет ». Герой подборки – телекорреспондент Александр Егорцев . Церковь, выстраданная вера – с одной стороны. Криминальная журналистика, риск и цинизм – с другой. Это переплетения его стремительной жизни. Награжден двумя орденами от двух патриархов за борьбу с сектами и светскими орденами и медалями – за горячие точки. Фотограф – студентка Татьяна Тихомирова. – С.54-55; Батюшка. Подборка посвящена протоиерею Игорю Фомину (р. в 1970 г.). Служит в Казанском соборе на Красной площади и в приписанном к нему кладбищенском храме Святителя Иннокентия Московского, а также является настоятелем строящегося храма князя Александра Невского при МГИМО. Духовник православного журнала «Фома». Отец четверых детей. Фотограф – студентка Юлия Линде. – С.56-57. подборку см. в С.60-65/номере «Фомы» за 2010 г. Личное: Константин Мацан . Там . Лирическое эссе о семейных отношениях, о том, почему «Браки совершаются на небесах». Фото Владимира Ештокина//Фома. - – декабрь 2010. – С.58-59. – (раздел « Люди », рубрика « Личное »). Виталий Каплан . Собиратель миров. Финский православный фотограф пишет детские сказки. Герой очерка – Марин Ангел Лазаров , с которым автор познакомился в московском клубе детских писателей «Черная курица», - поэт, сказочник, философ, журналист, фотограф, отец семерых детей.  Финн болгарского происхождения он стал членом православной общины в Хельсинки. Фото Марина Ангела Лазарова//Фома. - – декабрь 2010. – С.60-62,64. – (раздел « Люди »).  На врезке к статье: Марин Ангел Лазаров . Поцелуй матери . Эссе. Печатается в  авторском переводе//Фома. - – декабрь 2010. – С.64. – (раздел « Люди »). См. также: « Трудности перевода ». Приносим извинения за неточности «Фома», декабрь 2010 года)/ Редакция . В статье «Собиратель миров» о финском писателе и фотографе Марине Ангеле Лазарове было допущено несколько неточностей, которые сам Марин Ангел, в силу не очень хорошего знания русского языка, не отследил на этапе согласования. Перечислено, какие неточности//Фома. - – январь 2011. – С.96. – (рубрика « Отклики »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-12-92-...

Просто свободный Знаменитый фотограф, он просит прощения за выражения вроде «творческая биография» и говорит, что всего лишь «шуруп или отвертка» в художественной деятельности, и себя часто чувствует сторожем при наследии «этого пресловутого»… самого себя 8 апреля, 2010 Знаменитый фотограф, он просит прощения за выражения вроде «творческая биография» и говорит, что всего лишь «шуруп или отвертка» в художественной деятельности, и себя часто чувствует сторожем при наследии «этого пресловутого»… самого себя Он был инженером и сторожем в храме. А сейчас он «просто свободный». Знаменитый фотограф, он просит прощения за выражения вроде «творческая биография» и говорит, что всего лишь «шуруп или отвертка» в художественной деятельности, и себя часто чувствует сторожем при наследии «этого пресловутого»… самого себя. Под сводами одного из московских храмов Георгий КОЛОСОВ размышляет о призвании художника, о христианской жизни и о себе. «Сейчас я не фотографирую» — Георгий Мстиславович, все знают вас как фотографа, вас называют основателем современного пиктореализма, на ваши редкие мастер-классы стремятся попасть не только любители, но и профессионалы фотографии. Но при этом сегодня вы говорите: «Нет-нет, я не фотограф». Так кто же вы? — Кто я? Семь лет церковный сторож в храме Космы и Дамиана в Шубине, нынче — просто свободный, уже два с лишним года. Фотография — это предыдущие много-много лет моей жизни, начиная с 1976 года. То, что имеет отношение ко мне в наибольшей степени сегодня, это мое крещение в девяностом году, интенсивное воцерковление и последние, наверное, десять лет вот такая приходская жизнь: от Чаши до Чаши, от Причастия до Причастия. Если этого не происходит дня три-четыре, я уже не очень понимаю, зачем я здесь. — А есть ли место для фотографии? — Литургия — Небо на земле. И когда человек не просто по своим ощущениям, а в полноте сознания соединяется на каждой Литургии со всей двухтысячелетней Церковью, когда это Небо на земле воспринимает как абсолютную реальность, все остальное в жизни — семья, дом, творчество, родина — оказывается в разных степенях отдаления. Но поскольку мы волею Божией вселены в эту жизнь, поставлены на это место в этой стране и в это время, то ничего не остается, как оправдывать Его доверие и пытаться как-то соответствовать. И здесь должно быть место для всего, что может быть хоть какой-то формой служения.

http://pravmir.ru/prosto-svobodnyj/

3. Поможем Ирине восстановиться после перелома позвоночника . Еще 11 лет назад у Ирины была обычная счастливая жизнь: рядом любимый муж, родители, а главное — появилась на свет дочка Вика... Но неожиданно произошел несчастный случай. Дальше всё было как во сне: больница, диагноз — компрессионно-оскольчатый перелом позвоночника — и операция. После выписки из больницы муж возил Ирину по центрам реабилитации. Но уже через год бесплатные квоты для женщины закончились, и процесс восстановления замер. Доход семьи состоял только из пенсии по инвалидности: супруг Ирины вынужден был оставить работу, чтобы ухаживать за маленькой дочкой, женой и ее пожилыми родителями. Совсем недавно благодаря помощи добрых людей Ирине всё же удалось вновь попасть на реабилитацию и впервые поверить, что она сможет вернуться к нормальной жизни! Врачи дают очень хороший прогноз. Ирина сможет полноценно ходить, гулять за руку со своей дочкой и наконец-то прийти на ее выступление в школе. Но для этого необходимо усиленно заниматься со специалистами. Стоимость предстоящей реабилитации 759 000 рублей . Семье очень нужна наша с вами помощь! Как помочь : Номер с текстом для отправления СМС. Также можно сделать пожертвование на сайте фонда «Мои друзья»: my-friends.ru/campaign/irina-skolodova, QR-koд. Фото. — С.41. Документальный фотограф Сергей Пронин. Богословы . [Публикация отмеченной на международных фотоконкурсах серии фото (12 названий) «Богословы», снятой документальным фотографом Сергеем Прониным в июле 2021 года в летнем лагере богословского факультета ПСТГУ. «Я, — пишет автор серии в своем вступительном слове, — ездил в этот лагерь каждый год как университетский фотограф, но только на шестой раз я понял, что здесь можно снять большой проект про многое: и про православную молодежь, и про богословов и богословие, про Церковь и общину, про время и, наверное, про себя самого, несмотря на то, что фотограф всегда остается за кадром». Отметив, что «назвать богословами всех насельников лагеря» своего рода «вольность художника», он отсылает читателя и зрителя к словам проповеди, произнесенной в лагере в самый последний день: «Лагерь — это непрекращающаяся литургия. Он начинается литургией, он заканчивается литургией, но литургия не заканчивается. Потому что целый месяц мы жили вместе, вместе молились, вместе служили литургию»]//Фома. октябрь 2022. — С.42-57. — (раздел « Люди »). — Имеется биографическая справка « Сергей Пронин, фотограф » (С.44).

http://foma.ru/bibliografija-foma-10-234...

В основу «Летописца» была положена «Выписка из старых монастырских вкладных книг о выезде, чести и вкладах рода бояр с привлечением уже частично собранной информации по древнейшей истории монастыря и его основателе прп. Антонии. Автором «Летописца» мог стать составитель одного из монастырских Синодиков 1680-х гг. Не менее интересен для исследователя и картографический материал. В настоящее время обнаружено несколько карт XVIII–XIX вв., на которых отмечен Николаевский Антониев В приложении к этой статье (см. вклейку) публикуем «Геометрической специалной план Бежецкого уезду Антоновского стану вторагокласа монастырю, называемому Николаевскому Антоньеву», составленный по результатам Генерального межевания, которое было проведено в пределах монастырских владений 7 августа 1772 Дорога к Антониеву монастырю обозначена на чертеже земель по реке Могоче 1679 Несколько особняком в ряду рассмотренного материала стоят воспоминания о монастыре. Их в настоящее время известно 2: первое оставлено неизвестным лицом в середине XIX в., опубликовано в «Московских второе – краснохолмцем, академиком Академии медицинских наук, профессором А. Л. Сохранились также немногочисленные фотографии Николаевского Антониева монастыря и его архитектурных объектов, выполненные во 2-й половине XIX – начале XX в. В настоящий момент нам известны следующие из них: 1. Панорамный вид Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. Фотогравюра 80-х гг. XIX в. Фотограф: «Шерер, Набгольц и К о » 2. Вид собора во имя свт. Николая Чудотворца и [звонницы] Николаевского Антониева Краснохолмского монастыря. 28–29 января 1913 г. Фотограф 3. Общий вид выездных ворот Николаевского Антониева Краснохолмского монастыря. 28–29 января 1913 г. Фотограф 4. Общий вид на монастырь с места слияния реки Неледины и реки Могочи. Открытка. Издание В. Г. Ефимова. Около 1914 г. Фотограф неизвестен. 5. Никольский собор Николаевского Антониева Краснохолмского монастыря. Юго-восточный угол здания монастыря. Фото начала XX Сохранились 2 карандашных рисунка монастыря, принадлежащие археологу, историку, доктору наук М.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299237/

" И еще, открою вам маленький секрет. В рукопашной схватке, дворник всегда победит программиста.... И какова тогда цена, этому " изменившемуся " сознанию, которое не сможет защитить ни само себя, ни свое тело? " -Вы вообще о чём? к чему это-кто сильней Брюс Ли или Чак Норрис? Речь шла о литературе, преподавании её в школе и ВУЗе. АлександрГ. 26 апреля 2016, 21:09 Дмитрий26 апреля 2016, 16:00 Маргарита: " А уроки русского языка и литературы давались нам нашими учителями идеально. " - … Дмитрий: " человек не читавший Евангелие,не живущий жизнью Церкви или хотя бы стремящий жить Церковью, не может правильно понимать литературу XIX века,тем более правильно объяснить детям " . ………. Спорный тезис. Ибо, несмотря на изьятие из широкого обращения Евангелия, русская литература XIX-ro века пронизанная сама по себе Евангельской проблематикой, в сочетании с " моральным кодексом строителя коммунизма " оставляла человека в системе координат, воспроизводящих в человеке традиционную систему ценностей. Что само по себе, даже по современным меркам, очень и очень хорошо. Для справки: " моральный кодекс строителя коммунизма " был практически один в один " содран " с Евангелия. И тот факт, что наибольший приток верующих в церковь произошел именно в 90-е годы, свдетельствует как раз о том, что люди получившие советское образование были в достаточной степени готовы к вхождению в Церковь. К слову сказать советский ученик, в отличие от современных детей знал, что Бетховен и Штраус это композиторы, а не собака и птица. ………………………………… Теперь, собственно говоря об окружающей обстановке, изменившейся благодаря техническому прогрессу. А что он собственно говоря изменил в человеке? У человека стало две головы, четыре руки? Что изменилось? Может быть технический прогресс освободил человека от необходимости быть самостоятельным? И программисту, сидящему дома вовсе не нужно быть готовым к " самостоятельному " походу в магазин? Напомню, что речь идет именно о воспитании самостоятельности, о которой упомянула Маргарита. Поэтому мы говорим только о самостоятельности, не затрагивая нравственную проблематику. И еще, открою вам маленький секрет. В рукопашной схватке, дворник всегда победит программиста. Да и кросс, дворник-гастарбайтер пробежит лучше программиста. И какова тогда цена, этому " изменившемуся " сознанию, которое не сможет защитить ни само себя, ни свое тело?

http://pravoslavie.ru/92834.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010