4. Древний этап Традиции: «исихазм до исихазма» Справочно-библиографические материалы См. также соотв. статьи CPG, BHG, ВНО, BHL, DS, LTK, TR и отечественные публикации по коптологии и греко-римскому Египту. 1 . Библиографический указатель/Сост. Шрон Г. С. Л. 1989. 2 . Русская и иностранная библиография по истории византийской Церкви IV-IX вв. (Алфавитный список авторов и краткий обзор их трудов. Прил. к соч. доц. Ф. Терновского ). Киев 1885. 3 . Bibliotheca Sanctorum. Roma 1 (1961) – 13 (1970), Prima Appendice. 1987. [BibS] 4 . Leclercq H. Hésychastes//DACL 1925. 6:2. 2362–2365. [Период до преп. Иоанна Лествичника ]. 5 . Νεοελληνικ βιβλιογραφα περ Μοναχισμο. θναι 1972. 23. 6 . The Coptic Encyclopaedia/Ed. Atiya A S. Ν. Y. 1991. 1–8. 7 . Vivian T. Reading the Saints (II): An annotated bibliography of early monastic texts and resources available in English//CistSt 1998. 33:3. 329–344. Интернет-ресурсы 8 . The Christian Classics Ethereal Library (www.ccel.org): Cassian’s Conferences 9 . The Ecole Initiative (www2.evansville.edu/ecoleweb/): Житие Антония и др. произведения (напр., жития св. Павла Фивейского и Марии Египетской). Общие проблемы древней аскезы 10 . Османкина Г. Ю. Монашеское движение в первые века возникновения византийской империи//Verbum 3 9 .1524). 105–110. 11 . Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М. 1998. 528. [Популярный очерк. Библ.: 362–396. Приложение: Казанский П. С. Общий очерк жизни иноков египетских в IV и V веках. ( 1 М. 1872)]. 12 . Сидоров А. И. Становление культуры святости. Древнее монашество в истории и литературных памятниках//Он же. У истоков культуры святости: Памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности. М. 2002 [Сидоров. У истоков культуры святости]. 15–130. 13 . Филарет (Гумилевский) , архиеп. Черниговский. Жития святых подвижниц Восточной Церкви. СПб. 2 1885. М. 1994. 300. Подвижницы Александрии и ее окрестностей (Синклитикия, Сарра, Феодора, Александра и Пиамуна, Ефросиния, Фомаида, Таисия, Феодора, Аполлинария, Марина, Анастасия); 2: Верхнего Египта (Таисия, Пахомия, Исидора, Талида, Тафра, Евпраксия, Феодула, Юлия и неизвестные по имени); 3–6: Подвижницы палестинские, сирские, малоазийские, Константинополя и Эллады].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

диакон Андрей Скачать epub pdf Опричная реформация О монархическом начале в Церкви – «Соборность» и ошибка славянофилов – Верно ли, что «народ – хранитель Православия»? – Кто сказал, что «молчанием предается Бог»? – Как народные братства помогли унии – О бесцензурном Православии – О не-святости Ивана Грозного – О не-святости Григория Распутина – Как раскалывают Русскую Церковь – Спецпроект по имени «Старец Антоний» Много лет я читаю лекции по технике религиозной безопасности. Конечно, на этих лекциях речь шла о сектах. Сейчас же в этом моем курсе приходится писать новую главу. Оказывается, мало прийти в Православную Церковь . Затем вырастает не менее трудная задача – как выжить в Православной Церкви. С одной стороны – как не утратить человечность, не превратиться в какую-то неулыбчивую мумию. С другой стороны – как остаться в Церкви, не попав в псевдоправославную секту. Сектанство – это не только те или иные кружки, которые собираются по домам культуры и кинотеатрам. От психологии сектанства не защищен и православный человек, и православный монах, и православный священник. Самое тревожное мое наблюдение последних лет состоит в том, что сейчас, в начале XXI века, наша Православная Церковь оказалась на пороге не то что раскола, а гораздо более серьезной вещи. Я считаю, что на наших глазах начинается русская реформация. В Европе Реформация произошла пять веков лет назад. У нас она припозднилась: ждала, пока не ослабнет государство. Пока была государственная власть с ясной и жесткой религиозной политикой (сначала православной, потом – атеистической), мирянский активизм осаживался. Теперь этот удерживающий отошел. И мы увидели лицо «русского бунта». Лицо Григория Распутина и Пелагии Рязанской. Издания типа «Русский вестник», «Русь православная» «Жизнь вечная» и просто «Жизнь» – вот буревестники Русской Реформации. Опричной Реформации. Просто не надо обманываться видимостью. Реформация – это не борьба с иконами, это не утверждение тех или иных лютеранских догматов. Реформация – это всего-навсего антииерархическое движение мирян. Это бунт мирян против церковной иерархии, это мирянское движение, разворачивающееся под лозунгом: «Иерархия, дай порулить!».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Закрыть Народное почитание – это и есть самое настоящее свидетельство о святости человека Подведены итоги Всероссийской суворовской конференции: «Имя победы – Суворов» 15.04.2024 104 Время на чтение 4 минуты Фото: vrns.ru В среду, 10 апреля, по благословлению Председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла состоялась Четвертая Всероссийская конференция, посвящённая вопросу прославления А.В. Суворова в лике святых Русской Православной Церкви, сообщает пресс-служба Международной общественной организации «Всемирный Русский Народный Собор». В конференции приняли участие: представители Русской Православной Церкви, члены Всемирного Русского Народного Собора, представители МО РФ, представители Общероссийского Общества «Царьград», участники Всероссийского Суворовского Движения (ВРСД), представители суворовских общественных организаций, ученые, а также православные миряне из различных городов России. Перед началом конференции был отслужен молебен на начало благого дела и лития об усопших воинах, души свои за Веру и Отечество положивших. В самом начале конференции прошла минута молчания по погибшим воинам и жертвам теракта в Москве. Со вступительным словом к участникам конференции обратились: первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию с ВС и правоохранительными органами протоиерей Константин Татаринцев, заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора Сергей Рудов. Прозвучали слова приветствия от депутата Государственной думы VIII созыва Михаила Шеремета. Открыл конференцию своим докладом, Председатель Всероссийского Суворовского Движения, генерал-полковник, доктор исторических наук, член Президиума Академии военных наук и Управления генеральных инспекторов МО РФ – Валерий Баранов. В ходе конференции участники представили более 20 докладов посвященных праведной жизни, делам веры, благочестия, церковного и народного почитания А.В. Суворова. Представленные доклады наглядно показали, что накопленный за более чем двести лет материал, прямо свидетельствует об искреннем и глубочайшем почитании Александра Суворова русским народом в качестве святого. Особым, во временных рамках, свидетельством почитания Суворова, как подвижника веры и благочестия, стали последнее два десятилетия.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/15/na...

Часть первая Благоговение § 2. Три рода любви Благоговение – чувство весьма сложное. В нём есть вера, преданность, сознание своего недостоинства и чувство высокого. Бог Отец, пекущийся о каждой твари, влечёт к себе наше сердце. Существо, возбуждающее благоговение, превосходит меру обыкновенных, знаемых нами предметов. Это Существо не объемлется пространством и временем, оно – более чем вселенная; необъятны Его ум и сила, Его помыслы – действие, движение воли Его творить и разрушать! Человек испытывает чувство благоговения при созерцании природы, при размышлении об истории человечества и о событиях своей собственной жизни. Это чувство благоговения простирается на все, что стоит в близком отношении к Богу, на храм, на религиозные обряды, на реликвии 6 , на священные книги и на тех людей, которые по святости или по величию более или менее уподобляются Богу. Благоговение есть как бы некоторое ощущение Бога; оно неразлучно с той верою, которая заставляет человека, ходить в истине, т. е. жить по воле Божией. Но при своих попытках сообразоваться с волей Божией человек испытывает движение страха и старается поддерживать себя на истинном пути то надеждою на загробные награды, то опасением наказаний, то представлением святости и высоты евангельского закона, то надеждой на содействие благодати. Самое обычное и самое напряженное проявление чувства благоговения совершается в молитве, в которой находят выражение и восторг, и благодарность, и любовь, и страх, надежда и опасение, радость и печаль. Близка к благоговению любовь детей к родителям и младших к старшим. Вера и добродетель § 3. Зависимость доброй жизни от веры и убеждений нравственно беспорядочном человеке простолюдины говорят, что «Бога в нём нет», или, что такой человек «Бога позабыл». Народ подметил связь между верой в Бога и нравственностью. Вера служит источником добрых дел, и добрые дела дают свидетельство о вере. Добрые дела, как свет, окружают человека, и, видя эти дела, люди прославляют Отца Небесного. Вера в Бога прибывает и возвышается при виде добра, убывает и прячется при торжестве зла.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВОАПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ Новое религ. движение, возникшее в 1863 г. в результате раскола в т. н. Католической апостольской церкви. Совр. название Н. ц. получила в 1930 г. Католическая апостольская церковь (КАЦ) появилась в Европе в 20-30 гг. XIX в. под влиянием таких протестант. течений, как ривайвелизм и Движение святости . С 1826 по 1830 г. в поместье банкира и филантропа Г. Драммонда в Олбери-Парк (графство Суррей) прошли 5 встреч, основной темой к-рых стали библейские пророчества. Участие в этих встречах принимали представители различных христ. деноминаций, в т. ч. Э. Ирвинг и Дж. Кардейл. Появилось «молитвенное движение», основной целью к-рого было получение даров Св. Духа. В окт. 1830 г. в доме Кардейла, где проводились собрания, стали происходить случаи «излияния Святого Духа», сопровождавшиеся исцелениями, пророчествами и т. п. В апр. 1831 г. жена Кардейла также начала пророчествовать. Не найдя поддержки в Англиканской Церкви, Кардейлы покинули свой приход и присоединились к приходу Ирвинга (отсюда их др. название - «ирвингиане», «ирвингиты»). Вскоре случаи «пророчеств и говорения на языках» стали происходить и во время богослужений. В 1832 г. Ирвинг был лишен должности и по решению Генеральной ассамблеи Церкви Шотландии запрещен в служении. Некоторое время он и его сторонники проводили службы под открытым небом, а позднее - в арендованном здании картинной галереи. Фундаментом для развития КАЦ стало учение о том, что в конце времен Господь вновь изольет на Церковь дары, данные апостолам в день Пятидесятницы, пошлет новых апостолов, к-рые «соберут разрозненное Тело Христово». Осенью 1832 г. Кардейл стал 1-м «апостолом» «восстанавливающейся Церкви первохристианских времен». В 1833 г. он посвятил Ирвинга в «ангела» новой Церкви. После смерти Ирвинга (1834) «ангелом» стал Кристофер Хит. Во главе общины стояли «апостолы», за ними следовали «пророки», «евангелисты», а за ними по вертикали «ангелы», священники и диаконы.

http://pravenc.ru/text/2577799.html

   Что такое человек в настоящем положении? Весь — сосуд греха. Грех живет не в одной душе нашей, он живет и в теле. Он воюет в членах наших, волнует кровь нашу, сотрясает нервы наши. Ласкаемая плоть то предается праздной лени, губящей плоды духа, то мятется движениями несмысленными, готовыми повергнуть душу в ад. И с такою ли плотию думают попасть в рай без поста? Нет, зачем ласкать плоть и без того воюющую против духа? Если дорого нам спасение наше: то нельзя дорожить плотию потому самому, что она исполнена греха. Для нее необходимы строгие точные правила воздержания, правила поверенные и оправданные опытами. Для нее необходим пост, как дело святое и как средство к святости. Пост — дело святое, потому что обуздывает силу греха, живущего в теле. Пост — средство к святости, потому что невоздержание отворяет дверь разврату помыслов и дел, потому что воздержание сообщает мыслям свет, чувствам чистоту, духу свободу и крепость. «Если какой царь, говорит один опытный муж, захочет взять неприятельский город: то прежде всего удерживает воду и съестные припасы, и неприятели, погибая от голода и жажды, покоряются ему. Так бывает и с плотскими страстями. Если человек будет жить в посте и голоде: то враги, ослабев, оставят его душу». Св. Златоуст учит: «кто постится, тот гасит злые страсти. Кто постится, тот молится с бодрым духом». «Пост делает душу бодрою, облегчает крылья ей, возносит ее выше земного, ведет к мыслям о небесном». Так говорят о посте люди опытные в духовной жизни! Сам Спаситель назначил для учеников своих пост. Его спросили некоторые: «для чего Иоанновы и фарисейские ученики постятся, а твои ученики не постятся»? Он сказал в ответ: «могут ли брачные гости поститься, когда жених с ними? ...Придут дни, когда отнимется от них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк.2:19—20). Так, по словам Господа, кто искренно любит Его, кто берет душевное участие в Его великом деле, как брачные гости делят чувства жениха: тот будет сокрушаться, будет поститься, когда Господь их взят будет на страдания и смерть; тот будет освящать время разлучения с Господом постом умиляющим. Так должно быть по свойству любви учеников к учителю, рабов к Господу. Так и поступает доселе православная церковь, освящая время страданий Христовых постом особенным. Евангелие повествует нам, что Сам Господь постился сорок дней. А не служит ли жизнь Его примером для нас? В делах Того, Кого послал нам Отец, не каждый ли шаг свят для нас? Жизнь Его, как и Его учение, — закон для нас, закон веры и благочестия, закон,предписываемый и любовию к возлюбившему нас, и благоговением к посланнику Сыну Божию. Так и сорокодневный пост Его не может не быть для нас непременным правилом, если только не напрасно носим мы имя последователей Христовых.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Был ли царь Иван Грозный местночтимым святым «Как человек я грешен, но как царь — свят!» — говорит в вышедшем на экраны фильме Лунгина Иван IV. В Церкви и около Нее существуют люди, почитающих царя Ивана Грозного как… святого. «Нескучный сад» публикует подробный разбор аргументов по теме. 10 ноября, 2009 «Как человек я грешен, но как царь — свят!» — говорит в вышедшем на экраны фильме Лунгина Иван IV. В Церкви и около Нее существуют люди, почитающих царя Ивана Грозного как… святого. «Нескучный сад» публикует подробный разбор аргументов по теме.  «Как человек я грешен, но как царь — свят!» — говорит в вышедшем на экраны фильме Лунгина Иван IV . Удивительно, но в Церкви и около Нее существует группа людей, действительно почитающих царя Ивана Грозного как… святого. Такими людьми многочисленные исторические свидетельства его душевного нездоровья и патологической жестокости объявляются клеветой «врагов России», а историю почитания этого человека они прослеживают вплоть до самого дня его кончины. «Нескучный сад» публикует подробный разбор подобных аргументов.  Церковь обманывают? В октябре 2003 года газета «Вашингтон пост» стала готовить материал о царе Иоанне Грозном. 3 октября состоялась беседа директора бюро «Вашингтон пост» в Москве Сусанны Глассер «с одним из наиболее компетентных исследователей темы Л.Е. Болотиным». Последний, изучив вопрос об отношении к личности Иоанна IV в средствах массовой информации и в заявлениях православных общественных движений России за последние 12 лет, пришел к выводу, что информационно-аналитический аппарат Русской Православной Церкви не предоставляет ее Священноначалию «достоверной информации по вопросу реального церковного почитания Царя Иоанна Васильевича Грозного». «Штатные сотрудники предоставляют на Патриаршее благорассмотрение фальшивку. И потом они сами в своих выступлениях полемизируют с выдуманной ими фальшивкой. Они сочинили информационный фантом об организованных группах, партиях почитателей святости Царя Иоанна. И они «обличают» именно эти выдуманные маргинальные церковные группы и партии». А между тем, речь, по мнению господина Болотина, должна идти не о подобных группах, а о почитании « церковным народом, передовой его частью — исповедниками Православия — святости Царя Иоанна Васильевича Грозного», каковое является «органичной частью внутренней церковной жизни».

http://pravmir.ru/byl-li-car-ivan-grozny...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мы призваны изменить реальность Выступление настоятеля Патриаршего Подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках на Съезде движения «Народный Собор» 17.12.2010 474 Время на чтение 15 минут 4 декабря 2010 г. в Москве состоялся съезд «Народного Собора» . Дорогие братья и сестры, уважаемые делегаты и гости Съезда! Мы собрались в знаменательный день - в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. С этого дня в православных храмах начинается пение рождественского канона «Христос рождается», чтобы народ за время поста приготовился ко встрече Рождества. Нам также в своей работе предстоит многое сделать, чтобы приготовить себя и мир вокруг себя к обновленной, осмысленной жизни. Мы живем не только в этом материальном мире, но и в мире духовном, мистическом. И вся наша деятельность сопровождается нашим духовным выбором, поддержкой или поправками со стороны Божией. И очень многое зависит от того, насколько внимательно мы относимся к добрым или тревожным знакам. Все важнейшие вехи в жизни Народного Собора, начиная с его создания в день памяти преподобного Сергия Радонежского, приходились на важнейшие даты православного календаря. Это характерно для многих значимых событий - побед и свершений в истории нашего православного Отечества. Введение во храм Богородицы - это высочайший знак её святости и призванности. Нам всем очень важно стремиться к святости и к соответствию своему призванию, к осуществлению деятельности на земле, как служения во имя высоких, а не случайных целей. Ради этого и стоило собраться и приступить к общему деланию. Само название «Народный собор» говорит об изначальном высоком призвании организации. Соборность - это та форма единения, которая неоднократно приводила Россию к победе над самыми страшными внешними и внутренними врагами, к новому расцвету, к преодолению всех кризисов и угроз. Это понятие следует первоначально из принципа соборности Церкви. Сегодня оно толкуется шире, охватывая весь уклад жизни, комплекс морально-этических норм внутри сообщества. Но всегда соборность - это противоположность эгоизму, самопревозношению, потребительскому поведению, противоположность хаосу и раздроблению народа.

http://ruskline.ru/analitika/2010/12/18/...

Опыт святости XX века в образовательном процессе Доклад протоиерея Николая Доненко, председателя Комиссии по канонизации Крымской епархии УПЦ Перед лицом торжествующей беспринципности, все более разцерковляющимся Бытием, чувством «ошибочности» этого мира православные христиане, призваны к бесконечно полному воплощению Евангельских заповедей. История человеческих заблуждений безмерно велика, и результат этих заблуждений очевиден. Но как бы ни были велики наши заблуждения, они не превышают Премудрость Божию, Его Человеколюбивый Промысел, который никогда не оставляет человека. Когда тьма становится непроницаемой, а передвижение человека хаотически бессмысленным, предрассудки и суеверия, явные и тайные заблуждения тесно переплетаются с человеческим существом и все это безальтернативно приводит к великим потрясениям, какими изобиловал русский XX век. Как известно, прошедший век богат определениями человека. А. Камю говорил о «бунтующем человеке», И. Хайзенги о «человеке играющем», но мы отчетливо видим, что на смену «человеку разумному» пришел «человек заблудившийся». Его основным качеством является уже не способность к размышлению, бунту или игре, но какая-то врожденная предрасположенность к заблуждению, поражающему ум и совесть, ищущему минутного удобства, которое со всей неизбежностью преграждает путь к истине. Человек заблудившийся предает забвению национальные святыни, устои и традиции, или же, более того, сознательно и активно их отрицает. В результате разрываются духовные связи и становится невозможной ориентация в историческом пространстве. И в результате такой человек, сосредоточившийся на сумрачной пульсации своего существа, не может определить своего истинного местонахождения и конечной цели своего движения. Предоставленный самому себе, «человек заблудившийся» обречен на бессмысленное блуждание до тех пор, пока в его жизненную ситуацию не вмешается кто-то извне, обладающий знанием духовных ориентиров и способный провести заблудившегося к конечной цели. Очевидно, каждое поколение должно быть евангелизировано и воцерковлено. Это возможно сделать, учитывая специфику времени, а также характер вызовов и соблазнов, присущих ему. И если недоразумения прошлого мы видим отчетливо без особых усилий, то искушения своего времени мы различаем с трудом и не сразу.

http://pravoslavie.ru/449.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Пацифизм (от лат. pacificus – миротворческий, pax – мир и facio – делаю) – 1) идеология сопротивления насилию ради исчезновения насилия; 2) политическое или общественное движение, направленное на сопротивление войнам и насилию вообще. Говорится ли в заповеди «Не убий» о любом лишении жизни? Или возможны исключения? Полемизируя с христианами, пацифисты зачастую ссылаются на ветхозаветную заповедь «не убий», данную Богом Моисею на горе Синай на 50й день после Исхода из Египта ( Исх.20:13 ). Эта заповедь понимается ими, как безусловный запрет на лишение жизни любого человека, в любых обстоятельствах. Удивительно, но хотя стремление к исполнению этой заповеди объясняется ими исходя из необходимости послушания Богу, они словно и не замечают, что, согласно Писанию, в ряде случаев умерщвления одних людей другими происходили в соответствии с волеизъявлением Божьим ( Исх.22:18-20 ; 1Цар.15:1-3 ). Это значит, что в ветхозаветные времена заповедь «не убий» осмысливалась отнюдь не как абсолютный и безусловный императив Заметим, что древние евреи не настаивали на существовании категорического противоречия между соблюдением этой заповеди и необходимостью сражаться, отстаивая веру и независимость Израиля. Смертная казнь также практиковалась, и нет никаких исторических свидетельств, что кто-либо оспаривал законные смертные приговоры как нарушение заповеди «не убий». Следует обратить внимание на слова Бога, дающие ограничение принципу «не убий»: « Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника » ( Исх.23:7 ). Во времена действия Нового Завета Церковь тоже не придавала этой заповеди безусловного значения. Можно ли считать христианскую святость близкой к пацифизму? Нельзя. В христианском понимании святость подразумевает праведность и теснейшую благодатно-духовную связь с Богом, любовь к Богу и ближним. Святые стремятся к миру во Христе. Пацифист же (в светском значении слова), в своем пацифистском стремлении, руководствуется отдельно взятым принципом о неприменении силы, уклоняясь подчас от дел и забот, в которых он, как человек и гражданин, призван принимать участие. Выступая против применения силы, пацифист выступает и против силового противления злу. Тем самым пацифизм предоставляет злу множиться. Нередко это приводит к тому, что пацифист оказывается равнодушным к окружающему миру и, напротив, щепетильным и мнительным в отношении личной своей «чистоты». Как христианину относиться к пацифизму? Содействует ли пацифистская идеология миру и ненасилию?

http://azbyka.ru/pacifizm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010