Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Глава 5. Почему нельзя причащаться без страха Божия В Житии святителя Василия Великого есть рассказ о неком еврее, который пожелал узнать, что собой представляют Святые Тайны. Для этого он представился христианином и вместе с прочими верующими вошел в церковь , где совершалась литургия. Во время богослужения еврей увидел, как святитель Василий взял в свои руки Младенца и разрезал его на части. Когда верующие стали причащаться из рук святого, подошел и еврей. Святитель Василий подал ему, как и прочим христианам, часть Святых Даров. Приняв их в руки, еврей воочию убедился, что это была действительно человеческая Плоть. Когда же он приступил к чаше, увидел в ней подлинную Кровь. Страх и трепет охватил еврея. Спрятав частицу Святых Даров, он пришел домой, где показал святыню своей жене и рассказал ей обо всем, что видел своими глазами. Смотрите, человек, обманом получивший Святые Дары, не был наказан Богом! Наоборот, взяв Дары в свои руки — именно так в древности причащались христиане, — он удостоился увидеть Пречистое Тело Христа. Почему? Этот богобоязненный еврей любил и искал Бога. Большинство его соплеменников не признало в Иисусе из Назарета Мессию, но ему было важно не мнение большинства, а — истина. Он на личном опыте хотел узнать, является ли Иисус Спасителем мира. Рассказ об этом человеке заканчивается так: «Уверовав, что христианское таинство есть действительно страшное и славное, он пошел на утро к блаженному Василию и умолял удостоить его святого крещения. Василий же, воздав благодарение Богу, немедленно окрестил еврея со всем его семейством». Как видим, Бог привел этого искателя истины к православной вере через чудо, вызвавшее в его сердце благочестивый страх. Да, начало мудрости — страх Господень ( Пс. 110:10 ). Без него человеку не возможно спасти свою душу. Страх Божий должен лежать в основе всех наших поступков. При подготовке к причащению, наряду с горячим желанием принять Святые Дары и покаянием в грехах, нам надо также возбудить в себе чувство страха Божия. Для чего? Выдающийся церковный писатель митрополит Вениамин (Федченков ; 1880–1961) писал, что причастнику Христовых Тайн «нужен страх Божий, чтобы не было страшно. То есть, если человек приступает или ведет себя бесстрашно, тогда ему грозит страшное последствие: суд, осуждение, болезни, смерть, даже хуже: впадение в грехи или во власть сатаны, как то было и с Иудой. И, наоборот, если будет в нашей душе страх Божий, будет и радость, и мир, и свобода духа, и собранность, и углубление. Благодать приумножится» 13 .

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

     Если спросить у какого-нибудь человека: «Знаешь ли ты заповеди?» Он ответит: «Знаю. Не укради; не убей; чти отца и матерь…» Вспомнит, что было начертано на каменных скрижалях. Но заповедей очень много. Например, Господь говорит на Тайной вечере: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов». Это — заповедь. «Пийте от Нея вси…» — это заповедь. Любое слово Христово, сказанное в повелительном наклонении, является заповедью для всех, кто верит в Господа. Но вот удивительная заповедь: «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш»(Лев.19,2). Это пишется в книге Пятикнижия Моисеева, Господь повелевает нам быть святыми. А что такое святость и все ли могут быть святыми? Размышляет священник московского храма Воскресения Словущего протоиерей Андрей Да, друзья мои, все мы должны быть святыми. Апостол Павел говорит эти слова в своём послании, обращаясь к христианам: «избранные Божии, святые и возлюбленные» (Кол.3,12). Некогда вы были чужие Богу, а сегодня вы Богу присные — близкие, родные. Как стяжается святость? Нет никого из святых людей, кто был бы свят личной святостью. Святость есть подарок Бога человеку. Бог свят по существу, а человек свят по причастию к Богу. Все святые освятились и очистились, и оправдались, и омылись, благодаря близости Господу и союзу с Ним. По причастию получили благодать, но никто из них не гордится, «ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф.2,8). Святые угодники Божии прекрасно понимали, что не они являются источником святыни, ибо сами по себе они просто люди, просто плоть и просто кровь, прах и пепел. Пища червям человек без Бога. А с Богом – это сын Божий и наследник вечных благ. Вот и мы с вами должны прекрасно понимать, что мы без Бога никто и ничто, но должны стремиться к святости. Когда на богослужении преломляются Дары, священник говорит: «Святая святым», то есть Святые Дары святым людям. А кому это? Нам. А мы что, святые? Нет, но Церковь смотрит на нас как на возможных, потенциальных святых. Г.Честертон писал в одном из своих эссе, что демократия верит, что каждый человек должен быть хорошим и честным гражданином, сознательным и просвещённым; а Церковь верит, что каждый человек должен быть святым. Церковь зовёт нас к святости. Причём мы знаем святых, которые были святы от младенчества до самой старости. Например, Иоанн Предтеча – сын святых родителей, святой с детства, святой до смерти. Мы знаем святых, которые были грешными в детстве и юности, зрелом возрасте, а освятились, например, во второй половине своей жизни – как Мария Египетская. Полжизни беззаконий и полжизни тяжелейших подвигов. Мы знаем святых, которые освятились в последние часы своей жизни. Именно последние часы жизни разбойника благоразумного искупили его душу для вечной жизни, открыли ему ворота рая. Разбойничье покаяние рай открыло! Так что мы знаем разных святых.

http://pravoslavie.ru/105755.html

III. Церковно-учительные повести и рассказы Январь 1. Слово, еже не осуждати никого же, дóндеже Господь объявит и о долготерпении Божии (5 янв.) Во дни Леона и Александра (царей) некто князь в Пелопонисе купи отрочища скифина родом и предаде и пресвитору служащему в молебнице в дому его (в домовой церкви), да наказав и научит грамоте. И научився отрок служаше попови на потребу его. И яко бысть лет двоюнадесяте вопроси его господин его: «аще христиане суть скифы?» И отвеща: «ни, господине мой, не суть христиане, якоже мню, и аз не крещен есмь». И рече ему господин его: «ты како причащаешися, не крещен сый? А аз мнех, яко христиан еси и того ради не возбранях пресвитеру подаяти животворящаго Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа». И глагола отрок: «аз, господине, не ведех, но яко виде ины дети причащающася, да и аз причащахся». Тогда призва князь пресвитера и повеле крестити отрока. Крестив же отрока и скончав божественную литургию, и прииде отрок к господину своему, держа свещу. И рече князь к нему: «шед, призови крестившаго тя». Отрок жо, шед, обрете пресвитера, похраняюща святые Дары, и обращся рече к господину: «несть уже, господи мои, крестившаго мене». И рече князь: «како толь скоро отшел есть»? И паки глагола отроку: «иди и призови крестившаго тя» Отрок же, паки шед, обрете пресвитера похраняюща святыя Дары и обращся рече ко господину: «несть уже, господи, крестившаго мене». И рече князь: «како толь скоро отшел есть?» И глагола отроку: «иди и призови крестившаго тя». Шед же отрок не виде попа и рече князю: «несть тамо крестившаго мя». Удивльжеся князь и рече иному отроку: «иди и призови пресвитера». И шед отрок обрете и, похраняюща святые Дары, и возва его. И пришедшу ему, и рече князь отроку крещеному: «како ты рекл еси, несть тамо крестившаго мене, кто сей есть»? Отрок же рече: «ей, не крестил бо есть мене сей, господине, ибо крестивый мене яко молнию имяше лицо и светяся, яко солнце, той сотвори божественную службу. И егда служаше той страшный пресвитер, а сей поп вне стояше пред церковию, связан ужем железным, наг по шии, и по руки и по ноги и держаста его два синца (беса) изувера и страшна, дóндеже сконча солнцеобразный божественную литургию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Разделы портала «Азбука веры» По благословению Агапита, епископа Северодонецкого и Старобельского Вступление Молитва есть дыхание живой души, молитва есть разговор с Богом, молитва есть сила, отверзающая врата помощи Отца Небесного страждущему и труждающемуся рабу Божию. Промыслом Божиим в помощь нам на земле определены святые заступники и покровители в самых разных житейских и духовных нуждах. Молитвенное предстательство этих святых перед престолом Господним имеет великую силу в призывании помощи Божией к нашим нуждам, начинаниям и делам. В эту книгу входят редкие молитвы, которыми молились сами великие русские святые и подвижники благочестия. В молитвах святых передан драгоценный духовный опыт — заветы, как относиться к близким и родным, к врагам и гонителям, как стяжать дары Духа Святаго, как начинать каждое дело, как молиться в беде, в болезни, при приближении кончины. Тайну рождения этих молитв приоткрыл святой праведный Иоанн Кронштадтский : «Хорошо на молитве сказать несколько своих слов, дышащих горячею верою и любовию ко Господу… И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий прямо от верующего, любящего и благодарного сердца, — пересказать нельзя: надобно только то сказать, что душа при своих словах к Богу трепещет радостию… Несколько слов скажешь, а блаженства вкусишь столько, что не получишь его в такой мере от самых длинных и трогательных чужих молитв, по привычке и искренно произносимых». На протяжении многих веков эти святые молитвы горячей верою и любовью ведут нас, грешных, ко Господу, помогая преодолевать в благодарении к Богу за все печали, скорби и притеснения наш тернистый жизненный путь. Молитвы святых о стяжании даров Духа Святаго Преподобный Никон Оптинский о стяжании даров Духа Святаго сказал следующее: «…Мы сподобились получить дары Святаго Духа при крещении. А многие ли помнят об этом? Мало получить, надо еще сохранять, усовершать, умножать, а не зарывать. Для этого надо возгревать ревность. Как? 1. Читать Священное Писание, — ведь святые книги написаны Святым Духом, от них и веет Он. Никакое светское удовольствие не может дать того мира, той радости, которая дается Святым Духом. Песнопения, псалмы.

http://azbyka.ru/molitvoslov/redkie-moli...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужебные предметы — предметы, используемые при совершении богослужения. Агнец евхаристический – четвероугольная частица, вырезаемая из просфоры и пресуществляющаяся во время литургии в Тело Христово для причащения православных христиан (названа так в честь Агнца Божия – Иисуса Христа). Аналой (греч. «подставка под книгу») – высокий, вытянутый вверх четырехгранный столик с пологой доской для удобства читать стоя богослужебные книги или прикладываться к иконам, положенным на него. Антидор (греч. – вместо дара) – части просфоры, из которой был вынут Агнец евхаристический для совершения таинства причащения. Раздается верующим по окончании литургии. Антиминс – (греч. – вместо и лат. престол) – четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия. Артос (греч. – хлеб) – хлеб, который освящается с особенной молитвой в день  Пасхи . Всю Светлую седмицу он хранится в храме, а в пасхальную субботу раздробляется (разрезается на небольшие кусочки) и раздается как святыня. Артос напоминает верующим о том, что Спаситель воскрес и пребывает с нами. Богослужебные книги – книги для совершения богослужений, содержащие чинопоследования служб и богослужебные (уставные) указания. Подразделяются на священно-богослужебные и церковно-богослужебные. Венцы – короны из цветного металла, возлагаемые на жениха и невесту во время венчания – Таинства Брака. Воздух – прямоугольный плат, который возлагается на дискос и потир во время литургии. При чтении Символа веры священник поднимает воздух и колеблет его над Святыми Дарами. Это священнодействие совершается в знак веяния над ними Святого Духа. Дароносица – один из малых священных сосудов, металлическая шкатулка, в которой переносят Святые Дары для причащения больных в домах и больницах. Дарохранительница – металлический напрестольный священный сосуд, в котором хранятся запасные Святые Дары для причащения умирающих и тяжелобольных или для литургии преждеосвященных даров. Изготовляется в виде часовни Гроба Господня.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-predmety

Церковь Христова пребывает не только здесь, на земле, но и на небе, и к Церкви, торжествующей на небесах, принадлежат не только небесные бесплотные силы, но и «честнейшая Херувим и славнейшая Серафим» Божия Матерь, а также души усопших праведников. Между христианами, живущими на земле и отошедшими в иной мир, продолжается общение, которое выражается как в наших молитвах об усопших, так и в заступничестве за нас пред Престолом Вседержителя Его угодников в ответ на наше молитвенное обращение к ним. Святые, пребывая вместе с ангелами в Царстве Небесном, возносят молитвы Богу за чад церковных и за весь мир. Православная Церковь заповедует своим чадам призывать святых в своих молитвах, благоговейно почитать их иконы и мощи, но почитание святых не равнозначно поклонению и служению, которое воздается христианами единому только Богу. И восхваляя подвиги святых угодников, православные христиане относят воздаваемую ими честь самому Творцу, благодатию которого они достигли святости, стяжали дары Святого Духа. Суд над усопшими творит Господь, Он один ведает участь, уготованную каждому из нас. Но Церкви, которая является столпом и утверждением истины ( 1Тим. 3:15 ), открывается, что некоторые из почивших угодили Богу своим святым житием, достигли вечного блаженства и предстательствуют за нас перед Его Престолом. Прославленные Богом, они прославляются и Церковью . Признание Церковью того или иного из её усопших членов состоящим в сонме угодников Божиих и называется канонизацией. В область церковного права канонизация входит постольку, поскольку она подразумевает, как писал Е.Темниковский, «допущение или предписание чествовать в Церкви умершего её члена… иначе говоря, установление его культа» 1 . Известный русский церковный историк Е. Е. Голубинский , рассматривая вопрос об условиях причтения к лику святых в Древней Церкви, разделял древних святых на три разряда: первый разряд – это ветхозаветные патриархи и пророки и новозаветные апостолы; второй – мученики; третий – «святые, относительно которых необходимо думать, что Церковь признавала их не по причине принадлежности их к известному классу, а потому, что лично того или другого из них считали достойным сего признания. Это святые из подвижников (аскетов)» 2 . Ветхозаветных святых и новозаветных апостолов Церковь почитала изначально. Древние христианские мученики издревле почитались как святые уже по самому факту пролития ими крови за Христа. Для их прославления не было необходимости в особенно тщательном предварительном исследовании их житий. До обращения они могли, подобно благоразумному разбойнику, быть и закоренелыми грешниками,

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

     Каждый воскресный день мы приходим в храм, желая принять благодать Божию. Что такое благодать? Нетварные энергии Божии; сила Господня, направленная на спасение человека, меняющая его личность и природу. В молитвах перед Причащением мы называем благодатью Святые Дары: «Божественных бо причащаяйся и боготворящих благодатей, не убо есмь един, но с Тобою, Христе мой». В Таинстве Причащения и в других церковных Таинствах и обрядах мы получаем спасительную благодать Божию. А может ли быть благодать неспасительна, бесполезна для нас? Да. Сегодня мы прочитаем в апостольском зачале такие слова святого Павла: «Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами» (2 Кор. 6:1). По мнению апостола Павла, благодать может быть тщетна – т. е. бесполезна. В каком случае? Если христианин, принимающий благодать, не хочет менять свою жизнь. Такой человек противится зову благодати. Бесплодны бывают дары Божии и для тех, кто запутался в вероучении, мировоззренческих вопросах, практике благочестия – и при этом не желает слушать голоса Церкви. Какова историческая предпосылка Павловых слов: «Умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами»? Коринфяне, к которым писал апостол, не совсем правильно поняли евангельское благовестие. Так, они не верили в телесное воскресение мертвых, пытались совместить христианство с иудаизмом. Существовала и мировоззренческая проблема: коринфские христиане восприняли веру лишь как направление философии. Многие из них без зазрений совести совмещали языческий образ жизни с внешней христианской церковностью. Они не понимали, что христианское бытие - не философствование, а суровая борьба со своим ветхим человеком и с диаволом. Страдала и церковная практика благочестия – случались беспорядки на богослужении, люди не понимали сути этих собраний, по-мирски относились к дарам Святого Духа. И апостол предупреждает коринфян, что если они не исправятся, благодать Божия может стать тщетной для них. Вот три важнейших стороны христианства, братья и сестры – вероучение, мировоззрение, практика духовной жизни. Если на что-либо из этой триады не обращать внимания, и для нас благодать может оказаться бесполезной.

http://pravoslavie.ru/106590.html

     Сегодняшние рассуждения апостола посвящены прекрасной теме: духовному единству во Христе при пестром разнообразии служений в Церкви. «Как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, – пишет Павел, – то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием» (Рим.12:6–8). По единогласному мнению наших толковников, здесь перечисляются виды служений, бывших в древней Церкви. На сегодняшний день некоторые из них уже отошли в область церковной истории, некоторые приобрели другое название или получили несколько иной характер. Не стоит смущаться. То, что должно оставаться неизменяемым в Церкви – присутствие Духа Святого – так и осталось неизменным; меняются лишь формы выражения этой внутренней сути. Дух один, а дары различны (ср.1 Кор. 12:4), и Господь может забирать старые дары и давать новые. Об этом и говорят первые слова сегодняшнего чтения: «Как, по данной нам благодати, имеем различные дарования». По мысли апостола, вид служения зависит от дарования Божьего. В разные же эпохи дарования могут быть различны. Итак, первое служение, упоминаемое апостолом, это пророчество. «Имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры». Пророчество – это не только прозрение будущего, но и возвещение воли Божией в самом широком смысле. Если собрать все значения этого слова в одно, то можно сказать так: пророчество есть правильная проповедь о воле Божией. «Пророчествуй по мере веры». Святые отцы дают два возможных толкования. Первое: «пророчествуй по мере веры», которую ты имеешь. Второе: «пророчествуй по мере веры», которая есть у твоих слушателей. Примем ли мы первое или второе толкование, вывод из них очевиден: как и дар проповеди, так и возможность ее расслышать зависит от состояния, в котором мы содержим нашу веру. Если наша вера питается Писанием, молитвой, Таинствами, добрыми делами, то мы не только поймем слова христианской проповеди и отзовемся на них, но и в наши уста Господь вложит пророческое слово в нужный момент.

http://pravoslavie.ru/114201.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Мог ли Царь Иоанн Васильевич умереть от отравления и быть прославлен как Великомученик в XVII веке 17.12.2017 1029 Время на чтение 8 минут Как многие знают, при вскрытии гробниц в Архангельском соборе Московского Кремля в 1963 году, проводившемся группой Герасимова, и последующем исследовании останков Царя Иоанна Васильевича и его сына Царя Феодора Иоанновича было обнаружено значительное количество ядов, которые, по всей вероятности и вызвали смерть обоих благоверных Царей, местночтимых святых Этот исторический факт смущает некоторых христиан, которые приводят слова Спасителя, обращенные к ученикам: «аще и что смертно испиют, не вредит их» (Мк. 16:18). Вначале необходимо сделать небольшую оговорку. Проповедуя в среде язычников, Апостолы часто были вынуждены есть и пить с теми, кто при приготовлении пищи и питья не соблюдал Ветхозаветные Заповеди о том, что пригодно в пищу, а что нечисто (Лев.11), а несоблюдение Заповедей -смертно духовно. Поэтому не только возможность отравления ядами, но и возможность греховного вкушения нечистого с язычниками не могла не волновать учеников. Не случайно Апостолу Петру впоследствии в видении было дано разъяснение этого. (Деян.10:9-17) Но вернемся к теме отравления ядами. Надо сказать, что слова Спасителя были обращены к Апостолам в конкретной ситуации их великого особого служения - просвещения языков во всей вселенной. Этими словами Учитель укреплял и подбадривал Своих Учеников, давал им не только защиту от покушений, но и еще один аргумент в словах проповеди веры в Истинного Бога. Как мы знаем из Священного Предания, Апостолы получили от Бога разнообразные дары: и дар прозрения, и дар чудотворения, и дар врачевания болезней наложением рук, дар глаголания незнакомыми языками и иные многие дары. Как говорил Апостол Павел, « Разделения же дарований суть, а тойжде дух: и разделения служений суть, а тойжде Господь: и разделения действ суть, а тойжде есть Бог, действуяй вся во всех. Комуждо же дается явление духа на пользу: овому бо духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о томже Дусе: другому же вера, темже духом: иному же дарования исцелений, о томже Дусе: другому же разсуждения духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков » (1Кор. 12:4-10). И далее: « И овых убо положи Бог в Церкви первее апостолов, второе пророков, третие учителей: потом же силы, таже дарования исцелений, заступления, правления, роди языков. Еда вси апостоли? еда вси дарования имут исцелений? еда вси языки глаголют? еда вси сказуют? Ревнуйте же дарований больших » (1Кор. 12:28-31). То есть, какими бы дарами не были одарены святые, все они от одного Духа, и каким быть сему дару, решает Сам Господь.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/18/...

монахиня Екатерина Дарования преподобного старца О дарах Источник даров в Боге. «А Бог один и тот же, производящий все во всех» 132 . Святой Дух же распределяет «как Ему угодно» 133 различные дары для верующих им «на пользу». 134 Дары «сами» раскрываются в человеке, как пишут святые отцы, а человек этого не ощущает. Но чтобы дар утвердился, ему необходим «дом» чистый и особо смиренный. Дом души нашего Батюшки был и чистым и смиренным. Он весь стал домом Божьим 135 , и Святой Дух «вселился в нем» и нашел упокоение. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что «надобно нам прежде позаботиться о приуготовлении себя к принятию умного света, чтобы соделаться достойными духовных дарований». И наш Батюшка приготовил подходящее место и плодородную землю – все свое сердце, самоотрешенно подвизающееся на аскетическом ристалище с божественным рвением, непрестанными изумительными подвижническо-мученическими подвигами и жертвами. «Борец Царствия Божьего» стал вместилищем множества даров и источал божественное сияние. Еще с малых лет Бог даровал ему дар видения и прозорливости, позже – дар исцеления, рассуждения, духовного наставничества и рассудительного воспитания. А также другие боговидные добродетели и «действия сил» 136 , которые, как следовало, он использовал для домостроительства Церкви – «все сие да будет к назиданию» 137 . О даре рассуждения Смирение – условие приобретения этого драгоценного и неучтенного великого дара рассуждения. Рассуждение – это не просто способность рассуждать, а дар, дарование благожелательного сердца Спасителя душ наших тем, кто оделся в боготканную одежду смиренномудрия и кто, «соединяясь с Господом, есть один дух» 138 , чтобы «неложно узнать хорошее и противоположное этому». То есть в каждом отдельном случае для каждого человека и каждого дела они безошибочно знают, какова воля Божия. С сияющей благодатью Пресвятого Духа в смиренной душе преподобного старца Порфирия вместе с аскетическим опытом явился «спаситель, отец и рассудитель». Его боговдохновенные советы и указания были божественным благоволением к нам и ко всем, кто испытывал потребность в руководстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010