К области догматического богословия относятся статьи о Пресв. Троице (собственно Триединстве, Dreieinigkeit, 146 слл.), о Боге (Gott III, 1550 слл.) и доказательствах Его бытия —399— (Gott IV, 1558 слл.), о Язычестве (Heidentum, 2015 слл.), Эсхатологии (622 слл.) 548 Догматике (106 слл.) и друг. В сферу нравственного богословия входят ценные работы об эгоизме (Egoismus, 195 слл., Titius), о браке (Ehe II), чести (Ehre 227 слл., G. Naumann), присяге (Eid 239 слл., Scheel), этике (Ethik 653–672, Titius), совести (Gewissen 1405 слл.) 549 и т.д. Для историка христианской церкви представляют большой интерес такие статьи, как Диссиденты (90 слл. Förster), Доминиканцы (117 сл., срв. Hastings IV, 1187 слл.), Донатизм (120 слл., Scheel), Францисканцы (987 слл.), Григорий I–XVI (имена пап), ценная статья Bousset «Heidentumchristentum» (1930–1959), посвященная внутреннему развитию Христианства на языческой почве приблизительно от кончины св. апостола Павла до расцвета апологетической литературы (ок. 150 г.), а также, крупные статьи с географическими заголовками, как Англия (339–365), Гессен (2159–2194), Франция (954–980). Религиозному сознанию язычества посвящены статьи о древнегреческой религии W. Kroll’я (Griechenland I, Religion 1666–1688), о германской религии (Н. Fischer’a 1328–1336), Диоскурах (G. Löschke 83–84), очаге (Е. Lehmann, 2121–2122), рождении (Geburt, 1186, его же, срв. статью Birth у Hasmingsa op. cit. II, 635 слл.) и фетишизме (879: приведена лишь специальная литература; срв. Hastings V, 894 слл.). На долю II-ro тома нашего Словаря выпал ряд статей трактующих о важных направлениях и проблемах философии: таковы Дуализм (158 слл. Steinmann), Эмпиризм (318), Энциклопедисты (414 слл.), Эпикурейцы (419 слл.), Теория познания (Erkenntnistheorie 444–459 Е. W. Mayer), Эвдемонизм (682 слл.), Гностицизм (1478 слл.), равно как и статьи, посвященные выдающимся представителям европейской мысли, – Гегелю (1916 слл.), И.Г. Фихте (888 слл.), Куно Фишеру, Гассенди, Фейербаху, Эд. ф. Гартманну, Гюйо (I. М. Guyau), Гербарту (2110 слл.) и друг. 550 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Антиох Монах, Гом. 37, PG 89, 1549–52: Adversus optimates et praefectos non esse contendendum. Евстафий Солунский , De oboedientia magistratibus débita, PG 136, 301–358. Соловьев В., Оправдание добра III, XIX, 11 слл., Собр. соч., т. 8, изд. С. Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 479 слл. Н. Бердяев, Русская идея, Париж 1946, гл. VII: Анархизм, с. 145–157. Братолюбие Антиох Монах, PG 89: Гом. 28, col. 1528 слл. (de murmuratione); Гом. 29, col. 1529 слл. (de detractione); Гом. 30, col. 1533 слл. (de susurratione); Гом. 31, col. слл. (ut ne delator auerulus sis aut importunus reprehensor); Гом. 32, col. слл. (de contradictione); Гом. 40, col. 1557 слл. (de calumnia); Гом. 48, col. 1584 (ne quempiam derisui habeto); Гом. 49, col. 1585 слл. (ne temere condemnandum esse proximum); Гом. 50, col. 1588 слл. (nemini dandum esse scandalum); Гом. 51, col. 1589 слл. (ut neminem afficias probro aut dedecore, magis autem optes affici); Гом. 52, col. 1592 слл. (quod malum malo retaliandum non sit); Гом. 53, col. 1597 слл. (inimicitias in nullum prorsus exerceri debere); Гом. 56, col. 1604 (ne contendito); Гом. 57, col. 1605 слл. (neminem oderis); Гом. 58, col. 1608 слл. (nemini insultandum); Гом. 59, col. 1612 слл. (alienae felicitati aggratulandum esse et congaudendum), etc. Павел Евергет, Synagoge И, гл. 40–50, Афины 1958, с. 358–430. Нс судить ближнего Дорофей, Поучения 6, 69–78, SC 92 (1963), с. 268–287; Поучения 8, 89–95, с. 306–319 (о неприязни). Отечник, Собрание анонимных высказываний отцов, п. 122–123. Братское взаимоисправленис Василий Великий , Великое правило 7, 27, 28, 41, 46, 48, 50, 51, 52, 53; Краткое правило 4, 7, 40, 46, 79, 81, 82, 99, 106, 149, 158, 165, 166, 177. 178, 182, 189, 232. Иоанн Златоуст, Восемь катех. на крещение 6, 14, SC 50 bis (1970), с. 222 слл. Благотворительность î. Riches et pauvres dans l " Êglise ancienne, Основные тексты, собранные и изданные A. Hamman, Lettres chrétiennes 6, Paris 1962. Работа Василий Великий , Великое правило 37, 42; Краткое правило 61.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Плутарх, Отсрочки божественного воздаяния. Сенека, О провидении. Григорий Богослов , Песни I, I, 5 и б, PG 37, 424–453. Григорий Нисский , Против судьбы, PG 45, 145–174. Иоанн Златоуст , О Провидении, SC 79 (1961). Синезий Киренийский, Египетские беседы, или О Провидении, PG 66, 1209–1282. Феодорит Кирский , Шесть бесед о Провидении, PG 83, 555–774, франц. nep.Y. Azéma, Paris 1954; id., Врачевание эллинских недугов VI, 22 слл., SC 57 (1958), с. 261 слл. Проблема зла Афанасий Александрийский , Слово на язычников I, б, SC 18 (1964), с. 118121 (зло не существует само по себе, его творят люди). Иоанн Златоуст , О статуях 1, б слл., PG 49, 23 слл.; 4, col. 59 слл.; 15, 1, col. 153 слл. Кассиан, Трапеза 8, 6, SC 54 (1958), с. 14 (что Бог не сотворил никакого зла). Псевдо-Дионисий, О Божьих именах IV, 33 слл., PG 3, 812 слл. Максим Исповедник , Сотн. III, 1–5, SC 9 (1943), с. 123 слл. (разумное пользование способностей, предметов; бесы не являются злыми по своей природе). Страдания Ориген, Толковая. на св. Матфея 10, 18, SC 162 (1970), с. 244–229 (страдания пророков). Василий Великий , Что Бог не сотворил зла, PG 31, 329–353. Иоанн Златоуст, Ad Stagirium a daemone vexatum, PG 47, 423–494. Он же, Послание к Олимпии и всем верным (Quod пето laeditur), SC 103 (1964). Авва Исайя, Logos 21, франц. пер. Etiolles 1970, с. 177 слл. (через Крест к совершенной любви). Максим Исповедник , К Таласию, вопр. 61, PG 90, 625–641. Эсхатология Авва Исайя, Logos 22, франц. пер. Etiolles 1970, с. 186 слл. (испытывать себя, помышляя о будущем суде); Logos 16, с. 141 слл. (приготовление к Парусии и суду). Nersès Snorhali, Иисус- единородный Сын Отца, SC 203 (1973), с. 207 слл., с. 858 слл. (Парусил). Феофан Затворник , в кн.: S.Bolsakov, I mistici russi, Torino, 1962, с. 219 слл. (будущий век). АнЬкатастазис Григорий Нисский , ln illud: Quando sibi subiecerit omnia, PG 44, 1303–16. Кирилл Иерусалимский , О втором пришествии Христовом, PG 33, 869–916. Кирилл Александрийский , Об исходе души и втором пришествии Христа, PG 77, 1071–90.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

I 34. 9). Эсхатология Эсхатологическое учение З. испытало влияние Вергилия ( Vergil. Aen. VI), Тертуллиана, Лактанция ( Lact. Div. inst. VII 7. 3) и свт. Илария Пиктавийского. Оно изложено гл. обр. в проповеди «О воскресении» (Serm. I 2). Согласно З., в результате первой, т. е. физической, смерти души людей разлучаются со своими телами, но не разрушаются вместе с ними, будучи бессмертными по своей небесной природе (Serm. I 2. 2), о чем свидетельствуют как философы и поэты (Serm. I 2. 4), так и Свящ. Писание: в частности, в ВЗ - рассказ о явлении Саулу духа пророка Самуила (Serm. I 2. 8; ср.: 1 Цар 28. 13 слл.), а в НЗ - притча о богатом и Лазаре (Serm. I 2. 9-10; ср.: Лк 16. 19 слл.) и обещание Господа благоразумному разбойнику (Serm. I 2. 11; ср.: Лк 23. 43). После смерти души одних в соответствии с делами, совершенными в земной жизни, попадают в места наказания (locis poenalibus), а души других «упокоеваются в безмятежных обителях» (placidis sedibus - Serm. I 2. 3). При наступлении «последнего дня» произойдет всеобщее воскресение мертвых . Доказательства возможности воскресения З., подобно раннехрист. апологетам, видел в различных явлениях природы, где чередуются жизнь и смерть (напр., круговращение звезд, восход и заход солнца, фазы луны, воскрешение птицы феникс, прорастание семян и проч.- Serm. I 2. 17-22), в Свящ. Писании (в частности, обещание Бога о воскресении, данное прор. Иезекиилю (Иез 37), и учение ап. Павла в 1 Фес 4 и 1 Кор 15; см.: Serm. I 2. 12, 22), но гл. обр.- в воскресении Христа, к-рое дало пример (forma) воскресения для всего человеческого рода (Serm. I 2. 11). Также следуя раннехрист. апологетам, З. указывал, что легче возобновить уже существовавшее, чем создать то, чего не было; поэтому, если всемогущий Бог смог создать человека в начале, Он, конечно, может и воссоздать его в конце (Serm. I 2. 16). Оригинальным является мнение З. о том, что если человек с помощью прививки может сделать плодоносной дикую маслину, то тем более Бог может воскресить человека и возвратить его в состояние, в к-ром он находился в раю до грехопадения (Serm.

http://pravenc.ru/text/199839.html

I 13. 10). Экклезиология Учение З. о Церкви сложилось под влиянием ранних зап. богословов - прежде всего, Тертуллиана и свт. Киприана Карфагенского (см.: Sgreva. 1989. P. 419-420). У них он заимствовал мн. образы и наименования Церкви, такие как «Матерь» (ecclesia mater - Serm. I 10B. 2; mater nostra - Serm I 32. 1, 55. 1), «Невеста Христова» (Christi sponsa - Serm. I 1. 3), «Матерь Дева» (virgo mater - Serm. I 55. 1), «духовная Жена» (spiritalis femina - Serm. I 3. 20), «духовное Тело» (spiritale corpus - Serm. I 3. 20, 55. 1), «благодать Тела Христова» (Christi corporis gratia - Serm. I 6. 1) и др. По учению З., Церковь есть Невеста Христова и Дева, потому что она целомудренна и почтена узами небесного свадебного чертога, она остается вечной Девой (virgo perpetua) и после брака с Христом, хотя и рождает детей Богу в таинстве духовного рождения (Serm. I 1. 3, 13. 7, 32. 1). Ее, как новую виноградную лозу, вместо старой и неплодной синагоги, «из всех народов насадил для Себя по Своей воле Господь и, подвесив ее к блаженному Древу, облагородил священническими обязанностями (sacerdotalibus officiis); щедро поливая ее, Он сделал ее плодоносной и научил приносить изобильные плоды» (Serm. I 10B. 2; II 11. 1). Прообразом Церкви, согласно З., в ВЗ была Ниневия, населенная языческими народами, к-рая не случайно названа градом великим, поскольку указывала, что в будущем все народы мира, верующие во Христа, соберутся в Церкви словно бы в едином граде Божием (Serm. I 34. 9; ср.: Иона 3. 2 слл.), объединившем всех верующих из всех наций и народностей в одно тело (unum corpus - Serm I 55. 1). Предызображением Церкви, по его мнению, была также Мариам, сестра Моисея, воспевшая вместе с израильскими женщинами благодарственную песнь Богу после выхода израильского народа из Египта (ср.: Исх 15. 20-21): подобно этому, единая Церковь Христова со всеми поместными Церквами, к-рые она породила, воспевает Богу новую песнь и ведет христ. народ не в пустыню, а на небо (Serm. II 26. 3). В НЗ, как считал З., на Церковь указывает гостиница, куда милосердный самарянин - Христос - привез израненного диаволом и грехом человека - Адама - и где ему ежедневно подается духовное лечение в таинствах и проповедях Свящ.

http://pravenc.ru/text/199839.html

Царство Божие, как малое стадо, и Царство Божие «внутрь вас», в предложенном втором понимании, есть Церковь, как земной аспект Царства. Стадо, хотя бы и малое, невозможно без пастырей. В стаде Церкви пастыри – апостолы. Им вверена власть. Но служение апостолов есть служение любви. Они – те домоправители, которые поставлены господином над слугами его, чтобы «раздавать им в свое время меру хлеба» ( Лк. 12:41–48 ). Заслуживает внимания, что в повествовании о пути евангелист Лука никогда не забывает отметить, к кому обращено то или иное поучение Христово: к одним ли ученикам (ср. 10 и слл., 23, 11 и слл., 17:1 и слл., 22 и слл., 18 и слл., 31 и слл.), или к народу, разумея под народом группы людей, более или менее значительные, не входящие в состав учеников (ср., напр., 11 и слл., 29 и слл., 37 и слл., 12:13 и слл., 54 и слл., 14 и слл., 15 и слл. и др.), или наконец, к ученикам в присутствии народа, (10:18–22 17 , 12:1–12, 22–53, 16:1–13 18 ). В настоящей связи, для нас представляет интерес последняя группа поучений. Сказанные к ученикам в присутствии народа, эти поучения должны были показать народу значение учеников, как пастырей стада Церкви. Начало организации Церкви во время пути на Страсти отвечало моменту. Путь на Страсти вел к утверждению Царства, а Церковь есть Царство в его земном аспекте. Как мы увидим, учение Христово и во время пути есть учение о Царстве. С не меньшею ясностью, чем отношение Господа к ученикам, проступает, в повествовании Лк. о пути, отношение к Господу внешней среды. Влечение масс еще сильнее, чем в ранние галилейские дни. Вторая часть Лк. дает два ярких примера. Первый относится к Капернауму. Как мы видели, сопоставление текстов позволяет приурочить к Капернауму большой отрывок 11:14–13:9. Вокруг Господа чувствуется большое движение, захватывающее громадные толпы: (ср. 12:1), которые долго от Него не отходят (ср. толпы, в 12:54). В Капернауме, как мы уже отмечали, почва была трижды подготовлена. Господь шел по следам тех делателей, которых поставили Семьдесят, но еще до того, в ранние дни Его служения, Капернаум был тою базою, откуда Он ходил со словом благовестия по городам и весям Галилеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

е. Божество.- А. Ф.), готовится стать тем, чем не был (т. е. человеком.- А. Ф.)» (Serm. I 54. 3; ср.: Serm. I 36. 29). З. особенно подчеркивал наличие во Христе 2 природ: божественной и человеческой, и их различие, хотя и не употреблял для этого соответствующих терминов. С одной стороны, в полемике с докетами, стремясь доказать истинность смерти и воскресения Христа, З. утверждал, что Христос не просто Бог (purus Deus), но и человек (Serm. I 13. 17-18; II 5. 1); с др. стороны, в полемике с арианами и адопцианами он утверждал, что Христос - не просто человек (homo solus), но и Бог, в противном случае у людей не было бы никакой надежды на спасение (Serm. II 5. 1). Поэтому следует признать, что Христос одновременно есть и человек, и Бог (et homo et Deus - Serm. II 12. 4). Свою человеческую природу Он подтвердил Своими немощами, а Божественное величие - Своими чудесами (Ibid.). Однако З. не однозначно описывал способ соединения 2 природ во Христе. С одной стороны, он употреблял выражения, которые на первый взгляд означают внешнее единство природ напр.: Христос «пользуется [человеческим] обликом и смертной природой» (utitur et figura et condicione mortali), «носил тело» (corpus gestare), «облекся в плоть» (carnem induere - Serm. I 54. 5; II 4. 3). С др. стороны, использовал выражения, к-рые говорят о слиянии, смешении природ: Сын Божий «смешался с человеческой плотью» (mixtus humanae carni - Serm. I 54. 3), «смешанный человек» (homo mixtus - Serm. II 5. 2) и даже: «Бог изменился в человека» (Deum in hominem demutare - Serm. I 36. 29). Для описания отношений между Спасителем и спасенным Им человечеством З. использовал традиц. сопоставление ветхого Адама и Нового Адама - Христа (см.: Sgreva. 1989. P. 416). По словам З., любовь Бога к людям «Еву восстановила в Марии, а Адама обновила во Христе» (Serm. I 36. 29); «Адам был восстановлен Христом, а Ева - Церковью» (Serm. I 3. 20). При этом отправной точкой рассуждений З., как правило, служат образы Свящ. Писания: райское древо, жертвоприношение Исаака, лестница Иакова, жезл Моисея, пасхальный агнец и др.

http://pravenc.ru/text/199839.html

Умерщвление плоти Василий Великий , Великое правило 16, 17, 18, 19; Краткое правило 90, 126, 128, 129, 130, 131, 138, 139, 258. Кассиан, Трапеза 24, SC 64 (1959), с. 169–206 (об умерщвлении). Феодор Студит, Катех. 120, PG 99, 665–667 (миру распялся). Симеон Новый Богослов , Катех. 28, SC 113 (1965), с. 130–132 (распяться миру). Воздержание Василий Великий , Краткое правило 128 слл. Иноческий устав св. Василия 4 и 19, PG 31, 1345 слл., 1388 слл. Кассиан, см. Указатель к Трапеза SC 64 (1959), с. 230. Старец Георгий Затворник (S 1836), в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1957, c. 96–98. Соловьев В., Оправдание добра I, II, 8, Собр. соч., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 83 слл. Очищение Афанасий Александрийский , Слово на язычников II, 34, SC 18 (1946), с. 177 слл. (необходимость очищения, чтобы возвыситься до Бога). Максим Исповедник , во франц. Добротолюбии, с. 158 слл. Исаак Ниневийский , Там же, с. 100 слл. (ступени очищения). Грех Василий Великий , Краткое правило 4, 81, 82, 83, 294, 301 (тяжесть греха); Там же 45 (притворное неведение отягчает вину). Григорий Нисский , О девственности 12, 2, SC 119 (1966), с. 405 слл. (свобода в ответе за совершенный грех). Кассиан, см. Указатель к Трапеза SC 64 (1959), с. 241 слл.: грех. Псевдо-Макарий, Том. 24, 4 слл., PG 34, 664 слл. (fermentum in massa); Том. 28, col. 709–716 (calamitas animae in qua propter peccatum non habitat Christus); Том. 15, 17, col. 585 (utrum remanet gratia post lapsum); Том. 45, col. 785–792 (solus Christus sanare hominem potest); Том. 40, 7–8, col. 765768 (peccatum et gratia simul in anima); Том. 2, col. 464–468 (de regno tenebrarum, hoc est de peccato). Симеон Новый Богослов , Kamex. 3, SC 96 (1963), с. 300–302 (не существует малых грехов). Покаяние Василий Великий , Великое правило Прол. 6, 55; Краткое правило 3, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 12, 13, 17, 57, 177, 178, 287, 288, 297. Иоанн Златоуст, Paraenesis sive exhortatio ad Theodorum lapsum, PG 47, 277–316; Ad Demetrium monachum de compunctione I, Там же, col. 393410; Ad Stelechium, et de compunctione II, col. 411–492.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

11 . – На пророка Софонию. Пер. П. И. Казанского . – Там же, 1895, 3, 6; 1896, 3, 8. 12 . – На пророка Захарию. Пер. П. И. Казанского . – Там же, 1897, 1, 2, 3, 4, 5, 8; 1898, 1–8. 13 . – На пророка Аггея. Пер. и примеч. проф. М. Д. Муретова . Сергиев Посад, 1897 (Отд. оттиск из ж. «Богословский вестник», 1896, 9, 11, 12). 14 . – На пророка Малахию. Пер. и примеч. проф. М. Д. Муретова . Сергиев Посад. 1898. (Отд. оттиск из ж. «Богословский вестник», 1898, 8–12). То же. – «Христианское чтение», 1842, III, с. 3 слл., 206 слл., IV, с. 3 слл. 15 . О пользе чтения Священного Писания . – В кн.: «Выписки из писаний святых церковноучителей и других писателей о необходимости и пользе Священного Писания. Изд. Л. фон Эссом. Пер. с нем. СПб., 1817. 16 . Беседа на святой праздник Ваий. Слово на исход души и о втором пришествии. – В кн.: Поторжинский М. А. Святоотеческая хрестоматия. Киев. 1877, гл. XVII. То же. – «Христианское чтение», 1842, II, с. 3 слл. 17 . Слово о исходе души и Страшном суде. Изд. 2-е Русского Пантелеимонова м-ря на Афоне. СПб., 1868. То же: «Христианское чтение», 1841, с. 200 слл. 18 . О Святой и Животворящей Троице. – «Христианское чтение », 1847, III, с. 3 слл. 19 . О вочеловечении Господа. – Там же, 1847, III, с. 165 слл. 20 . Беседа при вступлении во святую Четыредесятницу. – Там же, 1842, I, с. 326 слл. 21 . Изъяснение Символа веры , составленного отцами Никейского Собора. – Там же, 1841, I, с. 166 слл. 22 . Двенадцать глав. – Там же, 1841, I, с. 57 слл. 23 . Полемические трактаты. – В кн.: «Деяния Вселенских Соборов», тт. 1, 2. Казань, 1855–1857. Преподобнаго отца нашего Кирилла, игумена Белоезерскаго НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры, глас 1. Подобен: Всехвальнии мученицы: Отче блаженне Кирилле,/в молитвах, и бдениих, и в воздержании прилежном/тело с душею Господеви чисто представил еси/ и оттуду жилище и дом Духа Пресвятаго был еси./Темже, яко преподобным сожитель и праведным,/венец от руки Господни достойно приял еси./Егоже моли, Богомудре,/даровати душам нашим/мир и велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

I 13. 7, 24. 1, 32. 1, 55. 1; II 14. 1, 23. 1, 24. 2-3, 28. 1, 29. 1). Т. о., возрождение человека происходит через воду и Св. Духа (per aquam et Spiritum Sanctum - Serm. I 13. 12). Кроме того, в крещении люди освобождаются от всех грехов (даже таких тяжких, как колдовство, убийство, прелюбодеяние, кровосмешение, святотатство) и вины (reatus - Serm. I 32. 1; II 24. 2), обретая первоначальную невинность и чистоту, символом чего служат белые небесные одежды (aetheria vestis), в к-рые облекаются новокрещеные (candidati - Serm. I 2. 25, 23. 1, 49. 1). З. упоминал об однократности принятия таинства Крещения (Serm. II 14. 1). Он также указывал, что в крещении верующим сообщается «дар Святого Духа» (donum/munus Spiritus Sancti) и Его достоинство (dignitas - Serm. II 29. 2), символом (imago) чего служит помазание елеем (oleum), делающее крещаемых «запечатленными и помазанниками» (impressi atque signati - Serm. I 13. 10-11, 24. 2, 49. 1; II 13. 1). Меньше сведений З. сообщает о таинстве Евхаристии. Ее прообразом была манна и вода, источившаяся из камня в пустыне: «Когда израильтяне алкали, им выпадала манна, как роса, а мы не можем более алкать, поскольку носим с собой вечное пропитание небесного Хлеба (sempiternam caelestis panis annonam). Когда они жаждали, из камня истекло питие, но тот, кто будет пить из источника Христова, не будет жаждать вовек» (Serm. I 46B. 3). Прообразом Евхаристии была также чаша и трапеза из Пс 22: чаша означала Кровь Христову, трапеза - Его Тело (Serm. I 13. 10). З. сообщает, что в святой день Пасхи новокрещеные христиане, омывшись спасительными водами и получив различные дары Св. Духа (diverso charismate), «радуясь урожаю ясного лета, приступают к ядению нового Хлеба» (panem novum manducare - Serm. II 13. 1). Наконец, не рассматривая покаяние в качестве таинства, З. тем не менее говорил о его возможности и необходимости для уже крещеных христиан, чтобы они «удостоились Иисусом Христом избежать искушений настоящей жизни и наказаний будущего Суда» (Serm.

http://pravenc.ru/text/199839.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010