Дан.7:9 . Видел я, наконец, что по­ставлены были пре­столы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая вóлна; пре­стол Его – как пламя огня, колеса Его – пыла­ю­щий огонь. Дан.7:10 . Огнен­ная река выходила и про­ходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем пред­стояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги. Жизнь и деятельность одиннадцатого рога заканчивается судом над ним. Величественный вид Судии – Господа, вид Старца, свидетельствует о внушаемом Им благоговении; о совершеннейшей чистоте и святости Его существа говорит облекающая Его белая одежда и чистые, как волна, волосы ( Ис.1:18 ). 8 Его святая ревность символизируется огненным видом престола, а ее простирающееся на все живущее действие – истекающею из-под престола рекою. Окруженный бесчисленными сонмами Ангелов, призванных к участию в суде, Судия воссел на престоле, и «книги раскрылись», – обнаружились и подверглись обсуждению дела подсудимых, не скрытые от всеведения Божия. Дан.7:11 . Видел я тогда, что за изрече­ние высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах мо­их, и тело его сокрушено и пред­ано на сожже­ние огню. Дан.7:12 . И у про­чих зверей отнята власть их, и про­долже­ние жизни дано им только на время и на срок. Результатом суда было полное уничтожение боговраждебной силы, воплотившейся в четвертом звере, – он был убит, и его тело отдано на сожжение огню (ср. Ис.66:24 ). Лишились власти и три первых зверя. Они погибли ранее, каждый в свое определенное Богом время. Дан.7:13 . Видел я в ночных виде­ниях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. Дан.7:14 . И Ему дана власть, слава и цар­с­т­во­, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владыче­с­т­во Его – владыче­с­т­во вечное, которое не пре­йдет, и цар­с­т­во Его не раз­рушит­ся. Созерцаемый пророком суд над четвертым зверем завершился открытием вселенского, вечного и славного Царства святых Всевышнего ( Дан.7:27 ), возглавляемого Сыном Человеческим. В видении Он выступает в качестве отдельной от общества святых Вышнего личности. Последнее открылось ранее Его явления: одиннадцатый рог ведет войну со святыми, превозмогает их, пока не приходит Ветхий днями, производит суд, после которого является на облаках Сын Человеческий ( Дан.7:21–22 ). Во-вторых, он является личностью высшей, ибо таков смысл слов: «идущий на облаках небесных» ( Дан.7:13 ; ср. Пс.103:3 ; Ис.19:1 ; Наум.1:3 ; Мф.24:30 ; Откр.1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В книге Иова небесное собрание показано почти в самом начале. Из нее мы получаем общее представление о «сатане», появившемся в тот «день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа» ( Иов.1:6 ). В книге Иова сатана показан в роли не злого духовного существа, каким мы видим его в Новом Завете, а вполне правомочного «обвинителя» на заседании небесного суда. Несмотря на неверность сатаны Богу, ему, в силу его божественного положения, позволялось присутствовать на собраниях совета, когда на него приходили «сыны Божии» ( Иов.1:6; 2:1 ). Того требовало положение сатаны как обвинителя или «клеветника» ( Зах.3:1 ; Откр.12:10 ). Еще одна сцена небесного совета описана в Дан.7 . Здесь картина разработана более подробно. Совет собрался для суда над великими земными империями, изображенными в виде ужасных чудовищ. В своем видении Даниил видит поставленные «престолы» и «Ветхого днями» в «белом, как снег» одеянии и с волосами «как чистая волна», сидящим на престоле, который «как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь», с исходившей из них «огненной рекой» ( Дан.7:9–10 ). На собрании присутствовало огромное число небесных существ: «Тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним» ( Дан.7:10 ). Задача их заключалась в вынесении приговора, и они раскрыли книги. В результате звери потеряли власть, а один из них, вызвавший большое волнение, был убит ( Дан.7:11 ). Затем с облаками небесными на собрание явился «как бы Сын человеческий». Этому существу, представляющему «святых Всевышнего» ( Дан.7:27 ), совет вручил всеобъемлющую и вечную власть ( Дан.7:14 ). В конце видения Даниил, у которого от этой сцены закружилась голова, подошел к одному из участников собрания и спросил у него об истинном значении произошедшего. Ему было дано исчерпывающее объяснение ( Дан.7:15–28 ). Эта подробная картина послужила прототипом для изображения многих других сцен небесного собрания и тронного зала в иудейской апокалиптической литературе. Божественное собрание в Новом Завете . В Новом Завете узкий круг божественного собрания состоит из ангелов, окружающих небесный престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Начиная речь обычным на востоке при разговоре с царем приветствием: «царь, во веки живи» ( 1Цар.10:24 ; 3Цар.1:31 ; Неем.2:3 ; Дан.3:9 ; Дан.5:10 ), мудрецы убеждены, что они приглашены для разъяснения хорошо известного царю сновидения. Дан.2:5 . Отвечал царь и сказал Халдеям: слово отступило от меня; если вы не скажете мне сновиде­ния и значе­ния его, то в куски будете изрублены, и домы ваши обратят­ся в раз­валины. Дан.2:6 . Если же рас­скажете сон и значе­ние его, то по­лучите от меня дары, награду и великую по­честь; итак скажите мне сон и значе­ние его. Предъявленное мудрецам требование рассказать содержание забытого сна не представляло, по мнению Навуходоносора, чего-нибудь невозможного. Приписывая себе уменье открывать при содействии богов тайное и сокровенное, они, очевидно, могли узнать теми или другими путями и виденное им сновидение. И потому Навуходоносор считал себя в праве, назначая мудрецам в случае неисполнения ими своего требования обычное у вавилонян наказание, – рассечение на куски ( Иез.16:40 ; Иез.23:47 ). Дан.2:7 . Они вторично отвечали и сказали: да скажет царь рабам сво­им сновиде­ние, и мы объясним его значе­ние. Дан.2:8 . Отвечал царь и сказал: верно знаю, что вы хотите выиграть время, по­тому что видите, что слово отступило от меня. Дан.2:9 . Так как вы не объявляете мне сновиде­ния, то у вас один умысел: вы собираетесь ска­за­ть мне ложь и обман, по­ка минет время; итак рас­скажите мне сон, и тогда я узнаю, что вы можете объяснить мне и значе­ние его. Из ответа мудрецов Навуходоносор понял, что они не обладают высшим ведением, понял и то, что они не хотят сознаться в этом, надеясь тем или иным путем выйти из затруднительного положения («выигрывают время»). Мудрецы выжидают, «не переменится ли время», т. е. не выскажет ли сам царь что-нибудь определенное относительно виденного им сна, или не будет ли какого-либо обстоятельства, дающего возможность проникнуть в неведомую им тайну. Но составленный на основании таких намеков и догадок ответ должен быть далек от истины («собираетесь сказать что-то лживое, хитрое»). Поэтому Навуходоносор и требует от мудрецов, немедля, сообщить содержание виденного им сна. Это будет служить доказательством их высшего ведения и вместе с тем ручательством за то, что и самое объяснение свободно от ошибки.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О происхождении и авторе утраченного еврейского оригинала книги трудно сказать что-либо определенное. Правда, в книге ( Вар.1:1 ) он отожествляется с пророком Варухом, сыном Нирии, сотрудником Иеремии, но явные исторические погрешности книги препятствуют такому отожествлению. Напр., „в 5-й год“ книга читалась Иехонии и его вельможам, старейшинам, сыновьям царским и всему народу ( Вар.1:3–4 ). Под „пятым годом“ естественно разуметь пятый год плена Иехонии, но тогда он сидел еще в темнице и не имел обстановки, здесь описываемой (ср. 4Цар.25:27 . Иер.52:31 ); а „царских сыновей“ у Иехонии, Иоахава и Седекии не было никогда в Вавилоне ( Иер.23:30 . Иер.52:10 ). Потом замечается в книге, будто Седекия сделал серебряные сосуды в иерусалимский храм вместо унесенных из него золотых сосудов Навуходоносором при взятии Иерусалима ( Вар.1:8 ). Это также ошибочно, потому что золотые сосуды из храма были Навузарданом унесены в Вавилон чрез месяц после уведения пленного и ослепленного Седекии ( Иер.52:1–23 ); след., Седекия никак не мог делать серебряных сосудов (ср. 1,10 и др.). С другой стороны, упоминание писателя о том, что еврейский народ уже „состарился“ в плену ( Вар.3:10 и ср. Вар.4:32 ), заставляет относить время его жизни к более поздней эпохе. Знакомство писателя книги с книгой пр. Даниила ( Вар.1:15–17 = Дан.9:5,7 ; Вар.1:20 = Дан.9:11 ; Вар.2:1 = Дан.9:2 ; Вар.2:2 = Дан.9:7 ; Вар.2:9 = Дан.9:14 ) еще далее отодвигает время его жизни, – уже в послепленную эпоху. Учеными, признающими греческий оригинал книги несомненным, считается знакомство писателя с ветхозав. книгами в переводе LXX, а следов. и еще более поздняя эпоха его жизни (ср. Kaimzsch l. с., S. 215. Аndré l. с., р. 251–252). Но мы, допуская еврейский оригинал, можем признать сходство ныне известного греческого текста книги Варуха с переводами LXX плодом работы греческого переводчика книги. Тогда можно и писателя книги признать палестинским иудеем, жившим после вавилонского плена. Имя его неизвестно. Автор ныне известного и распространенного греческого перевода жил уже после составления перевода LXX, не ранее конца III-ro или половины предпоследнего века до р. Хр. Следы ясного знакомства с книгой Варуха (уже в существующем греческом тексте) впервые встречаются в 3 книге Ездры (ср. 3Ездр.2:2–4 = Вар.4:12,17,19 ) и апокрифических псалмах Соломона (Пс. Сол. 11:4,5,11= Вар.5:1,5,7 ). Но оба эти писателя весьма не раннего происхождения, – не ранее христианской эры. Из христианских писателей первые цитуют ее (особ. 3, 38) Ириней лионский , Климент александрийский ( Вар.3:16–19 =Пед. II, 3), Ориген ( Вар.3:10 =Com. in Jer. 31 ) и более поздние. Таким образом, к началу и в начале христианской эпохи книга уже существовала в греческом переводе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Отказ Даниила питаться яствами и вином с царского стола был вызван боязнью оскверниться, – нарушить предписания закона Моисеева о нечистой для евреев пище. Оскверняющими могли быть самые блюда, приготовленные из мяса запрещенных Моисеем животных и птиц ( Лев.11:4–19 ; Втор.14:7–18 ) и, может быть, даже окропленные кровью жертвенных животных; несоответствующий закону способ их приготовления ( Лев.11:32–38 ) и, наконец, вся обстановка вкушения пищи: пред ее принятием призывали идолов, в честь их совершали жертвоприношения, во время обеда пели хвалебные гимны богам ( Дан.5:4 ). Стремление избежать осквернения могло быть у Даниила тем сильнее, что о нем предсказывали пророки ( Ос.9:3 ; Иез.4:13–14 ). Дан.1:9 . Бог даровал Даниилу милость и бла­го­расположе­ние начальника евнухов; Дан.1:10 . и начальник евнухов сказал Даниилу: боюсь я го­с­по­дина моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье; если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверст­ников ваших, то вы сделаете голову мою виновною перед­ царем. При всем благоволении к Даниилу Асфеназ не соглашается на его просьбу об изменении пищи. Он боится навлечь на себя гнев Навуходоносора. И это понятно. Возможная при перемене пищи худоба Даниила и его друзей могла вызвать различные неблагоприятные для царедворца объяснения, начиная с указания на небрежное исполнение им личного царского указа («сам определил кушанье ваше и питье ваше») и кончая предположением о хищении: назначенную юношам пищу берет себе. Подобную мысль проводит И. Флавий, дополняя библейский рассказ замечанием, что Даниил просил Асфеназа брать положенную им пищу себе, а ему и друзьям присылать растительную. Дан.1:11 . Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов при­ставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии: Дан.1:12 . сделай опыт над рабами тво­ими в тече­ние десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; Дан.1:13 . и по­том пусть явят­ся перед­ тобою лица наши и лица тех отроков, которые питают­ся царскою пищею, и затем по­ступай с рабами тво­ими, как увидишь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Очи имел он, говорит Пророк, мечущие из себя огонь, мышцы подобны прекрасной меди, и кто слышал его беседующего, тому казалось, что слышит глас весьма многочисленного народа. Дан.10:7 . И видех аз Даниил един явление, а мужи, иже со мною, не видеша явления, но ужас великий нападе на них, и отбегнуша в страсе. Но, может быть, скажет иной: почему бежали, не видев явления? Вероятно сие-то самое и производило в них больший страх; ибо, никого не видя, но слыша громкий глас, имели причину убоявшись бежать. А «ужасом» называет здесь Пророк -не один страх, но и слепоту. Ибо сие подобно было тому, что с блаженным Павлом произошло на пути близ Дамаска; потому что и он видел там облиставший его свет, а бывшие с ним ничего не видели, слышали же только голос. Посему также и здесь окружающие божественного Пророка, услышав только голос, предаются бегству, и остается он один. Ибо говорит: Дан.10:8 . Аз остах един, и видех явление великое сие, и не оста во мне крепость, и слава моя обратися в разсыпание: и не удержах крепость. Такой напал на меня страх от этого видения, что расслабли союзы членов, изменился цвет телесной наружности, и не стало во мне никакой крепости. Дан.10:9 . И слыша глас словес его, говорит Пророк, и внегда слышах, бых сокрушен лицем моим, и лице мое на земли. Как скоро услышал я этот громкий глас, говорит Пророк, упал ниц; и не в силах будучи смотреть на страшное видение, приложил лице мое к земле. Дан.10:10 . И се рука прикасающися мне, и возстави мя на колена моя, и на длани рук моих поставила меня. В этом состоянии, ощутил я, говорит Пророк, как бы чью-то руку, прикасающуюся ко мне и подъемлющую меня; и я, опираясь на колена и на руки (потому что страх привел меня в раслабление), покушался встать. Дан.10:11 . И рече ко мне: Данииле мужу желаний, разумей в словесех сих, яже аз глаголю к тебе, и стани на стоянии своем, яко ныне послан есмь к тебе. Внимай тщательно, говорит явившийся, произносимому мною, и отложив страх, с разумением выслушай, что будет изречено. Я послан открыть тебе это; потому что оказалось, что ты выше телесных вожделений, стал любителем божественного, и по сильной любви к народу возжелал знать, что будет с ним. Называет же явившийся Пророка, не Валтасаром, но Даниилом, ибо то было халдейское, а это – еврейское имя; и последнее дано благочестивыми, а первое придано злочестивыми. Имя же Даниил в переводе на еллинский язык значить: суд Божий; а потому Пророк соответствует своему имени, и самым делом проповедует, что Бог по неуклонному и праведному суду сподобил его пророчественной благодати, и соделал чрез него явным, что будет в последствии, после многих родов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Общее число привратников – 212 не соответствует ни числу времени Давида (93 см. ( 1Пар.26:8–11 )), ни Зоровавепя (139 – ( 1Езд.2:42 )), ни Неемии (172 – ( Неем.11:19 )). По всей вероятности, это число предпленного периода. 1Пар.9:24 .  На четырех сторонах находились привратники: на восточной, западной, северной и южной. Ср. ( 1Пар.26:14 ) и др. 1Пар.9:28 .  Одни из них были приставлены к служебным сосудам, так что счетом принимали их и счетом выдавали. Ср. ( 1Пар.28:13 ; Дан.1:2,5:2 ). 1Пар.9:29 .  Другим из них поручена была прочая утварь и все священные потребности: мука лучшая, и вино, и елей, и ладан, и благовония. Ср. ( Лев.2:1 ; Исх.30:23,25:6 ). 1Пар.9:30 .  А из сыновей священнических некоторые составляли миро из веществ благовонных. Ср. ( Исх.30:23 ). 1Пар.9:32 .  Некоторым из братьев их, из сынов Каафовых, поручено было заготовление хлебов предложения, чтобы представлять их каждую субботу. Ср. ( Чис.4:7 ). 1Пар.9:35 .  В Гаваоне жили: отец Гаваонитян Иеил, – имя жены его Мааха, 1Пар.9:36 .  и сын его первенец Авдон, за ним Цур, Кис, Ваал, Нер, Надав, 1Пар.9:37 .  Гедор, Ахио, Захария и Миклоф. 1Пар.9:38 .  Миклоф родил Шимеама. И они подле братьев своих жили в Иерусалиме вместе с братьями своими. 1Пар.9:39 .  Нер родил Киса, Кис родил Саула, Саул родил Ионафана, Мелхисуя, Авинадава и Ешбаала. 1Пар.9:40 .  Сын Ионафана Мериббаал; Мериббаал родил Миху. 1Пар.9:41 .  Сыновья Михи: Пифон, Мелех, Фарей [и Ахаз]. 1Пар.9:42 .  Ахаз родил Иаеру; Иаера родил Алемефа, Азмавефа и Замврия; Замврий родил Моцу; 1Пар.9:43 .  Моца родил Бинею: Рефаия, сын его; Елеаса, сын его; Ацел, сын его. 1Пар.9:44 .  У Ацела шесть сыновей, и вот имена их: Азрикам, Бохру, Исмаил, Шеария, Овадия и Ханан. Это сыновья Ацела. Родословие Саула, воспроизводящее родословие 1Пар.8:29–40 (см. комментарии), помещается в настоящем месте в качестве перехода к главе 1Пар.10 , касающейся одного из моментов царствования Саула – его неудачной войны с филистимлянами и смерти. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 2: Исторические книги. - 1054 с./Первая книга Паралипоменон. 534-642 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дан.1:7 . И возложи им имена старейшина Евнухов Даниилу Валтасар, и Анании Седрах, и Мисаилу Мисах, Азарии же Авденаго. И сие у них почитается правом владычества; покупая рабов, переменяют именования, чтобы переменою именования давали знать о своем рабстве. Так и здесь поступил старейшина евнухов, и отняв именования еврейские, дал им имена халдейские; потому что царь повелел обучить юношей и халдейскому языку. Дан.1:8 . И положи Даниил на сердцы своем, еже не осквернитися от трапезы царевы, и от вина пития его: и моли старейшину евнухов, яко да не осквернится. Боголюбцы не на одном каком месте взыскуют Сущего над всеми Бога, но, куда ни приходят, совершают Ему одно и тоже служение, и находясь в тесных обстоятельствах, также покланяются своему Создателю. Но в этом можно находить нечто чрезвычайно удивительное; воспитанные у Иудеев отроки, научившиеся служить, Богу на известном месте, потом поселившись на чужой стороне, будучи принуждены рабствовать в самом юном возрасте, доведенные до необходимости жить под иными законами, стараются сохранять отеческое благочестие. И поскольку видели, что Вавилоняне оскверняют снеди призыванием идолов, и вино – возлияниями; то, пренебрегши видимое, здравие, возгнушавшись тем, чтобы наслаждаться царскою трапезою, умоляют старейшину евнухов, дозволить им питаться не царскими снедями. Дан.1:9 . И вдаде Бог Данила в милость и в щедроты пред старейшиною евнухов. С нашим произволением сообразуется Божие о нас попечение. Едва только отроки сии избрали «для» себя Божественное, как изведали Божию помощь. Сие, как находим, было и с Иосифом; ибо сказано: «и бяше Господь со Иосифом, и бяше муж благополучен, и возлия на него милость и благодать пред начальным стражем темничным» ( Быт. 39, 2, 21 ). Посему научаемся из этого, что Бог никого из уверовавших в Него никогда не оставляет без Своего о нем попечения. Потому и другой Пророк взывает: вопросите древние роды, бывшие прежде вас: «кто верова Господеви, и постыдеся» ( Сир.2,10 .)? Дан.1:10 . И рече старейшина евнухов Даниилу: боюся аз господина моего царя, заповедавшего о пищи вашей, и пития вашем, да не когда увидишь лица ваша уныла, паче отроков сверстников ваших, и осудите главу мою царю.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

15; 25. 9 и др.). В послепленных пророчествах благодаря включению провозвестия о Д. Г. в апокалиптические тексты поздней пророческой письменности (Ис 24-27; 34-35; Зах 12-14) суд Божий становится неотъемлемой составляющей в формировании эсхатологических представлений ВЗ. Меняется масштабность события Д. Г. В эсхатологической перспективе Д. Г. рассматривается в качестве грядущего последнего всеобщего суда, к-рый будет совершен не только над всеми народами мира (Ис 24. 21; Иоиль 3. 11-14; Авд 1. 15-16; Зах 12. 3), но и над всеми поколениями живых и умерших людей. Этот суд совершится благодаря всеобщему воскресению мертвых (Дан 12. 1-4). Д. Г. станет временем окончательного восстановления правды в отношении участи праведников и нечестивых (Мал 4. 1-3), будет грядущим вселенским судом над всем творением, «всякою плотью» (Ис 66. 16), самой «землею» (Ис 24. 1, 19-20), когда будут повержены силы зла (Ис 27. 1). Д. Г. осуществится как теофания, сверхъестественное вмешательство Яхве в события мира, вслед. чего будет нарушен естественный порядок вещей (Ис 13. 10, 13; 24. 21-23; Иоиль 2. 10, 30-31; 3. 15-16; Зах 14. 6-7 и др.). Суд Господа над миром (Дан 7. 9-10) положит конец всей земной несправедливости (Ис 25. 8; 32. 17 и др.). И, хотя «то время» станет самым «тяжким» в истории человечества (Дан 12. 1), последний суд приведет не к всеобщему уничтожению и разрушению, а к обновлению всего творения (Ис 65. 17; 66. 22). В поздних пророческих текстах Д. Г. не ассоциируется с конкретными историческими событиями, а становится радикальным свершением истории, несовершенства к-рой будут окончательно преодолены. Т. о., в отличие от ранних пророческих текстов, преимущественно сосредоточенных на исторических событиях, в поздних пророчествах главное внимание уделяется эсхатологии, что свидетельствует об изменении временных и пространственных характеристик Д. Г. в пророческих книгах ВЗ. Отдельным остается вопрос о присутствии эсхатологических воззрений в допленных пророчествах, к-рые, возвещая о событиях ближайшего будущего, также содержат и эсхатологические пророчества (напр.: Ис 2.

http://pravenc.ru/text/День ...

Не преставала милость Твоя призирать на нас, и через Пророков беседовать, то с царями и князьями, то с священниками и учителями (их Даниил назвал отцами), а многократно и со всем народом; но при всем этом продолжали мы прекословить. Посему справедливо присовокупил Пророк: Дан.9:7 . Тебе, Господи, правда, нам же стыдение лица, якоже день сей, мужу Иудину, и живущим во Иерусалиме, и всему Израилю, и ближним и дальним во «всей земли, идеже разсеял еси я тамо, во отвержение их, имъже отвергошася Тебе Господи». Соделанное Тобою, Владыка, проповедует правду Твою; а мы, по причине великого нашего беззакония, пребывая в стыде, обвиняем себя в собственной своей не признательности. Тебе от нашего нечестия никакого не произошло вреда; а мы собрали плоды своих семян и плоды горестные. Пророк, обвиняя единоплеменников, и себя присоединяет к числу преступивших Божий закон. Дан.9:8 . Нам, говорит он, «стыдение лица, и царем нашим, и князем нашим, и отцем нашим, иже согрешихом Тебе». Каждого из сих выражений достаточно, чтобы преклонить на милость и самого жестокого, не только кротчайшего и человеколюбивейшего. Ибо Пророк показывает сими словами, что преисполнены стыда, не только малозначительные и незнатные в народе, но и самые цари, и князья, и священники; ибо их назвал отцами. И показав справедливость наказания, присовокупил: «иже согрешихом Тебе». Но мы понесли плоды достойные беззакония. Дан.9:9 . Господу же Богу нашему щедроты и очищения. Ибо Тебе, подлинно кроткому и человеколюбивому, подобает поступать с нами милостиво и милосердо. И продолжая обвинять в беззаконии (ибо слышал, что Бог говорит чрез другого Пророка: «глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися» ( Ис. 43, 26 )), Пророк себе присвояет беззаконие народа, и произносит обвинение оного, возвещая Божию милость. Яко отступихом, говорит Пророк, (10). «И непослушахом гласа Господа Бога нашего, ходити в законех Его, ихже даде, пред лицем нашим, рукою раб Своих Пророков». Просвещаемые Пророками и руководимые к должному, все время продолжали мы прекословить.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010