Повелев соорудить на поле Деир (Дура - равнина на юго-востоке от Вавилона) золотого истукана, Навуходоносор задумал его торжественное открытие, на к-ром должны были присутствовать все царские чиновники. При звуках муз. инструментов все жители страны под страхом ввержения в раскаленную печь должны были поклониться золотому идолу (Дан 3. 1-11). В. о. не исполнили царское повеление, открыто исповедали свою веру в Бога, отказавшись служить местным богам и поклониться золотому истукану. По приказанию царя они были связаны и брошены в раскаленную печь, при этом от огня погибли исполнители казни (Дан 3. 12-23). Спасенные сошедшим в печь ангелом, В. о. вместе с ним ходили среди огня несвязанными и неповрежденными (Дан 3. 91-92). Тогда Навуходоносор благословил Бога Седраха, Мисаха и Авденаго и даже запретил Его поругание, назначив принятое для Вавилонии наказание за богохульство - смертную казнь и разрушение жилища, и возвысил В. о. в своей стране, поставив их начальствовать над всеми иудеями, жившими в империи (Дан 3. 95-97 по LXX). В греч. тексте LXX и в переводе Феодотиона , послуживших источником для большинства др. церковных переводов, в т. ч. церковнослав. и рус. (в Синодальном издании), рассказ о В. о. более пространный, чем в евр. МТ: присутствуют 2 больших поэтических отрывка с предваряющими их прозаическими фразами и заключением (Дан 3. 24-90). Эти же отрывки содержатся и в сир. тексте Гекзапл Оригена. В нек-рых греч. рукописях они имеют особые надписания: «молитва Азарии» (греч. Προσευχ Αζαρου) и «Песнь трех отроков» (λδβλθυοτεΥμνος τν τριν παιδν) (напр., в Туринской Псалтири) или «Песнь отцов наших» (λδβλθυοτεΥμνος τν πατρων μν) (напр., в Александрийском кодексе ; см. также в сочинении арм. католикоса Ованнеса III Одзнеци (718 г.) ( Conybeare F. C. Rituale armenorum. Oxf., 1905. P. 497)). В копт. традиции песнь В. о. известна как «гимн трех святых» ( Schneider. S. 55). Вопрос об аутентичности той части рассказа о В. о., к-рая содержится только в греч. тексте (Ep. ad Africanum. 2//PG. 11. Col. 49-52), одним из первых затронул Ориген . Он так же, как и святители Афанасий Александрийский и Кирилл Иерусалимский , отстаивал подлинность фрагментов. Блж. Иероним включил их в свой перевод Библии, отметив, что они отсутствуют в евр. тексте (Prologus in Danihele propheta//Biblia sacra iuxta vulgatam versionem. Stuttg., 19944. P. 1341). Полихроний, брат Феодора Мопсуестийского, отказался комментировать эти отрывки, поскольку они не входят ни в евр., ни в сир. Библию, однако позднее они были включены в текст Пешитты . Несторианская и малабарская христ. традиции также признают каноничность этих текстов; они вошли в саидский, эфиопский, старолатинский и др. переводы Свящ. Писания ( Daubney. P. 71-72).

http://pravenc.ru/text/153809.html

" И царь повелел... мужем сильным крепостию...: оковавше Седраха, Мисаха и Авденаго» ( Дан.3:19–20 ). Царю было донесено, что товарищи Даниила не поклоняются кумиру, и тот, кто сказал Даниилу: «Бог ваш Той есть Бог богов» ( Дан.2:47 ), теперь угрожает отрокам, что ввергнет их в огонь, и говорит: «и кто есть Бог ваш, Иже измет вы из руки моея?» ( Дан.3:15 ). Товарищи Даниила были уверены, что избавятся от огня и меча, как уверен был Даниил, что будут открыты ему и сон, и значение оного. И как Даниил просил дать ему время, будучи уверен, что возвестит царю значение сна, так и товарищи его говорят: «Бог наш... Ему же мы служим, силен изъяти нас от пещи огнем горящия, и от руку твоею избавити нас, царю» ( Дан.3:17 ), то есть ни меч, ни другое какое-либо мучение не могут лишить нас жизни и сделать нам вред. «Се, аз вижду мужы... разрешены и ходящя среде огня» ( Дан.3:92 ). Повеление царя было быстро исполнено: юноши в своей одежде связаны и брошены в печь. Но огонь отступил от них, по повелению Четвертого, снисшедшего к ним, Который разрешил связанные чресла их и восставил юношей не для того, чтобы поспешили выйти из огня, как бы опасаясь губительных действий его, но чтобы оставались в огне, как исполненные упования. «И... четвертый подобен сыну Божию». Четвертого царь увидел уже позже, но юноши увидели Его, как только брошены были в огонь. Он принял их, когда их ввергли, Он сопровождал их, когда они выходили; там и нашли Его юноши, там и оставили. Он предварил их, чтобы изменить пожигающее естество огня, Он остался после них, чтобы возвратить огню собственное его естество, и потом уже сделался невидимым. Огонь, исшедший из печи, пожигает тех, которые обвиняли юношей; он попаляет злокозненных, но не вредит народу, ими собранному; внутри печи не вредит троим, а вне ее – тысячам и тьмам, но истребляет оболгавших. «Благословен Бог Седрахов, Мисахов и Авденаго, Иже... изъя отроки Своя из пламени» ( Дан.3:95 ), сохранил тех, которые предавали тело свое огню, чтобы служение Богу своему не заменить поклонением идолам. " Всяк, иже речет хулу на Бога их, буде т разсечен на части» ( Дан.3:96 ). Кто после такого чуда, совершенного Им, похулит Его, отрицая, что Он истинный Бог, тот будет рассечен на части. Глава 4

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Разделы портала «Азбука веры» Добрый день. Помогите, пожалуйста, понять следующее. В Каноне Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю в песне 7 есть слова “Из Иудеи пришедшие юноши, в Вавилоне некогда верою в Троицу попрали пламя печи, воспевая: “Боже отцов наших, благословен Ты!”” . Как так “верою в Троицу”? Тогда же еще не было понятия Троицы. Похожие вопросы 2 Ответа Понятие о Троице прикровенно заложено в тексте Ветхого Завета. Местами, Божье Откровение говорит о Троице вместе, либо об Её Лицах в отдельности. Для человека трудно понять и соотнести со своим жизненным опытом Троицу. Но именно чёткое и никак не отменяемое обозначение Её проявления в Лицах в Священном Писании, вынудило богословов тонкими понятиями древнегреческого философского языка, внести Троическое поклонение Богу. Одним словом, святым отцам не для тумана в людских головах, но для чёткого представления о Боге, которое Он различными безусловными фактами явил нам Себя, пришлось в жарких спорах сформировать понятие о Троице. Это понятие они заложили в Символ Веры, с тем, чтоб никто ничего не мог добавить ложного в понимании или интерпретации о Боге. Теперь к Вашему вопросу. Это история из книги Пророка Даниила описана в третьей главе. В ирмосах канонов говорится о вере в Троицу в отношении трёх отроков, отправленных на сожжение царём Навухудоносором. И вот, когда через языки пламени царь обнаруживает не трёх, но четырёх живых мужей, то он удивляется, что они невредимы, а четвертый из них по словам царя подобен Сыну Божьему. Дан. 3:92 Навухудоносор не стал как фараон из Египта противиться, но ради Бога Всевышнего повелел отрокам выйти из огня, и поклонился Богу, признавая увиденного им Ангела Божьего Дан. 3:95 Здесь мы наблюдаем явление Бога Слова, защитившего отроков, о чём царь-язычник не стал лгать, но открыто признал Его Сыном, и особо поклонился именно Богу Отцу, так как Сын не выходил из огня. И если царь-язычник увидел и публично признал два Лица Бога, то гимнографы канонов смело и без оглядки смогли утверждать, что три отрока за свою веру, в пламени огня были удостоены лицезрения Бога в Троице.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-v-kanona...

7). Именно о Божьей воле, относящейся к происходящим в мире событиям, говорится в Еф 1:11. Во-вторых, Божия воля это Его повеления, т.е. наставления, данные Им в Писании относительно того, как должны и как не должны поступать люди. Иногда это называют предписанием Его воли; именно в этом смысле о воле Божьей говорится в Рим 12:2, Еф 5:17, Кол 1:9, 1 Фес 4:3—6. Некоторые из этих требований коренятся в святом характере Бога, которому мы должны подражать: таковы принципы Десяти Заповедей и двух главных (Исх 20:1—17, Мф 22:37—40 ср. Еф 4:32—5:2). Другие требования являются просто божественными установлениями к этому разряду относятся обрезание, законы Ветхого Завета о жертвоприношениях и чистоте, а также крещение и Вечеря Господня, соблюдаемые и в наши дни. Но все заповеди того и другого характера являются одинаково обязательными для нашей совести; и в Божий план событий (Его предвечный замысел) уже включены «добрые дела» послушания, которые верующие должны будут совершить (Еф 2:10).    Иногда бывает трудно, даже невозможно поверить, что повиновение Богу, создающее для нас, живущих в этом мире, дополнительные проблемы, является частью предопределенного Богом плана, цель которого прославление Его и наше собственное благо (Рим 8:28). Но мы прославляем Бога уже самой своей верой в то, что так оно и есть и что однажды мы увидим это собственными глазами, ибо Его премудрость превосходит все и никогда не бывает бессильной. Бог царствует: абсолютное всевладычество Божье    Утверждение Божьего абсолютного всевладычества, проявляемого Им в творении, провидении и благодати лежит в основе библейской веры и библейского прославления Видения Бога, сидящего на престоле, т.е. царствующего, встречаются в Писании постоянно (3 Цар 22:19, Ис 6:1, Иез 1:26, Дан 7:9, Откр 4:2 ср. Пс 10:4, Пс 44:7, Пс 46:9—10, Евр 12:2, Откр 3:21). В Писании последовательно проводится мысль, что Господь (Яхве) владычествует как Царь, осуществляя власть как над великим, так и над малым (Исх 15:18, Пс 46, Пс 92, Пс 95:10, Пс 96, Пс 98:1—5, Пс 145:10, Прит 16:33, Прит 21:1, Ис 24:23, Ис 52:7, Дан 4:31—32, Дан 5:21—28, Дан 6:26, Мф 10:29—31).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Semiten und Indogermanen. S.22. Что такое сыны Божии (Bene – ha Elohim), для библейской экзегетики – вопрос издавна спорный. Под ним разумеют то filios magnatum, puellas plebejas rapientes, то ангелов, которые в Библии называются также сынами Божиими, то, как всего ближе дается непосредственным смыслом сказания, благочестивых семитов, потомков Сифа ( Быт.4:26 . Быт.6:1,2 ; между окончанием 4-й главы и началом 6-й перерыв повествования, исчисляются роды от Авраама до Ноя). Первое объяснение принадлежит самаритянским (самаританским) и древним еврейским толковникам. Второе было по преимуществу распространенным в еврейской синагоге и встречается у древних церковных учителей. Оно, между прочим, основывается на том, что греческие переводчики еврейского текста намеревались, по-видимому, Bene ha Elohim перевести словами; ангелы Божии. Есть чтение: γγελοι το θεο, вместо – υο το θεο. Находят также подтверждение для этого мнения в посланиях Петра ( 2Пет.2:4,5 ) и Иуды (стт. 6, 7). Из древних отцов его держались Иустин, Климент Александрийский , Тертуллиан , Киприан, Лактанций . Из новых экзегетов – историк Куртц (Die Ehen d. Söhne Gottes mit d. Tochtern d. Menschen). Но это мнение, начиная с Оригена , отвергалось многими отцами (Златоуст, Феодорит, Августин) уже по самому догматически ложному смыслу. Оно отвергается и связью рассказа. Имя сынов Божиих в приложении к ангелам, к тому же, в Библии употребляется только в поэтических книгах (Иова, Псалмы) и есть метафорическое. Исключение составляет только у Даниила III,92 снес. 95 ( Дан.3:92 . снес.95). Из древних отцов большинство поэтому и разумеет здесь потомков благочестивого Сифа. Указанные места из Нового Завета не дают никакого повода разуметь здесь ангелов. Мнения этого держатся из церковных учителей только принадлежавшие по образованию к александрийской школе, или такие, лишенные критического взгляда учителя, каков был Тертуллиан . Очевидно, это мнение раввинское, талмудическое и носит видимые следы влияния греческого мифа о титанах. Исполины (Nephilim), родившиеся от таких браков, по смыслу Библии, представляют собой развитие физической силы и внешних подвигов на счет нравственных силы и нравственного развития. См. об этом у Lange в Bibelwerk. I, 130 и folg.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Ил.: Портрет Ф. М. Достоевского. Перов В. 1872. С.85. Какое же может быть чудо больше этого? Отрывок из романа Льва Толстого «Анна Каренина». Отрывок приводится с сокращениями.   Заголовок отрывка дан редакцией. «Константин Левин». Иллюстрация Ореста Верейского, 1970-е гг.//Фома. - — сентябрь 2020. - С.86-87. - (раздел « Культура », рубрика « Школа “ Фомы ”. Книга. Классики рекомендуют »). Строфы:                    Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир». Максим Амелин . .. .Мой Тебе утреннюет дух . Подборка стихотворений («По утрам, восстав как из гроба...»; «Потерявши голову, плакать по волосам...»;   Надпись над дверями тбилисской бани/«Смертных сердца прожигая глаголом...»/; «Сложного сложнее, простого проще...»; Исповедь переписчика/«Я — переписчик, обитель святую лет...»/). Автор вступ. заметки Павел Крючков , заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Рисунок Наталии Кондратовой//Фома. - – сентябрь 2020. – С.88-89. – (раздел « Культура », рубрика « Строфы »).   Страница добрых дел. На правах рекламы: С. 90-92. Реклама: С.92-95. Вопросы о церковном искусстве : Что такое строгановское письмо ? Отвечает Дмитрий Трофимов , руководитель творческих мастерских «Царьград». Ил.: Икона  св. Максима  Исповедника. Имеет подпись: «По повелению Максима Яковлевича Строганова, писмо человека ево Истомы Гордеева»//Фома. - – сентябрь 2020. – С.96. – (рубрика « Вопросы о церковном искусстве »). Какую икону подарить на свадьбу? Отвечает Анатолий Влезько , руководитель мастерской «Палехский иконостас». Фото Юлии Бондиной//Фома. - – сентябрь 2020. – С.96. – (рубрика « Вопросы о церковном искусстве »). Реклама: С.97. Эпилог: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает певица Виктория Макарская. Фото Анастасии  Журавлевой//Фома. - — сентябрь 2020. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). Имеется биографическая справка (С.98). 1. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя? Меня затронул за живое ответ психолога Александра Ткаченко на «Вопрос номера»  (с.16). 2. Какую публикацию Вы бы особенно порекомендовали тем, кто еще мало знает о вере и Церкви? Невозможно остаться равнодушным, прочитав факты из жизни священномученика Николая Цветкова (с.34) .

http://foma.ru/bibliografija-foma-9-209-...

Только призваны, а не сделались уже такими. Теперь вопрос только в том: сохранила ли когда-нибудь «до конца» вся Церковь Христова это свое назначение – быть чистой и свободной от недостатков во всех своих членах? Ha этот вопрос и Спаситель, и апостолы, и евангельская история дают вполне отрицательный ответ. Они говорят, что Церковь «до конца времен» будет состоять из праведников и грешников, из святых и порочных людей. И что никогда еще не было такого времени, когда бы Церковь Христова была бы обществом только одних святых. К этому выводу неминуемо приводит нас и разум. В самом деле, если бы не было в Церкви Христовой слабых и немощных братий, то для чего бы тогда существовать и самой Церкви на земле? Для чего все эти ветхозаветные и новозаветные законы? Ведь «закон, по слову Апостола, положен не для праведника». 92 Наконец, для чего все эти пастыри и учители, если в Церкви все святые и если они непреткновенно идут по стопам Христа? Еще: если бы не было грешников в Церкви, то зачем бы тогда Спаситель учил последователей Своих молиться словами: «и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим»? 93 Ведь у святых, по мнению сектантов, совершенно нет грехов! Кроме того, если бы не было в Церкви грешников, то зачем же тогда установил Иисус Христос таинство покаяния? Зачем он сказал апостолам: «кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся»? 94 Нет, в Церкви Христовой, как в «большом доме», всегда будут разные сосуды – «не только золотые и серебряные», но и «деревянные и глиняные». 95 Последний вопрос. Сектанты спрашивают нас: не нарушают ли грешники святости Церкви? – Нисколько. «Ведь мы, православные, Церковь именуем святою не за безгрешность людей. Мы веруем в ее святость потому, что Един «Свят Господь Бог наш» – Глава православной Церкви ( Ин.8:46 ; 2Кор.5:21 ; Дан.9:24 ); свято учение Его ( Рим.15:4 ; 1Тим.6:13 ; Рим.1:2 ; 2Тим.3:15 ; Пс.118, 138, 140 и др.), на котором устрояется наша «святейшая вера» ( Иуд.20 ); свята «благодать» Божия, живущая в Церкви и врачующая немощных людей ( 2Кор.12:9 ; 1Кор.15:10 ; Рим.5:17,21 ; Тит.2:11–12 ); святы таинства, чрез которые эта Божественная благодать подается верующим ( 1Кор.4:1 ; Мф.3:11 ; Деян.1:8 ; 1Тим.3:5–9 ; Мф.26:26–28 ; 1Кор.10:16, 11:28, 30–32 ; Евр.10:29 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

85. Иоанн Златоуст. Слово пр. игр и зрелищ. 86. Васил. В. Пис. 63 (207) к неокес. клир. 87. Ennodius, Vita Epiph. Binterim, Denkw. 360. 88. Руфин, Церк. ист. II, 33 (Migne, Patrol. s. 1. t. 21). 89. Никиф. Калист, Церк. ист. XIV, 3. 90. Марк Д. Жизнь Порф. III, 19–20 (Migne, Patrol. s. gr. t. 65). 91. Сидон. Апол. кн. 5, пис. 17 (Migne, Patrol. s. 1. t. 68.). 92. Созомен, Церк. ист. I, 16. 93. Блж. Августин, О граде Б. XXII, 8. 94. Как будет показано при объяснении II гл. Типикона, где будет дан и исторический очерк чина литии. 95. S. Ephraemi. Opera gr.-lat., ed. Asscmani, Bibl. orient, t. III, p. 577. Филарет арх. Ист. обз. песноп. 101. 96. См. выше стр. 146–147. 97. Иоанн Златоуст. Бес 6, о покаянии. 98. Иероним. Пис. 50 (103) к Павле. 99. Сократ. Церк. ист. VII, 22. 100. Иероним. Пис. к Марцелле, 17 (44). 101. Августин. Бес. на пс. 138. 102. См. выше стр. 147–148. 103. Иоанн Златоуст. На 1 Кор. бес. 36. 104. Августин. Изъясн. на пс. 91. 105. Binterim Die vorz. Denkwürd d. Chr.-kath. Kirche, IV, 327. 106. Соб. Лаодик. Пр. 15. 107. Кассиан. Об уст кинов. II, 8. 108. Кассиан. II, 5 109. Кассиан. II, 11 110. Amalarius, De divino officio III, 12 (Migne Patrol., s, t. t. 99). Ныне в р.- католической мессе tractus — стих псалма, поемый в посты вместо аллилуиа. 111. Иоанн Златоуст. Бес. на пс. 17. Ср. в бес. 11 на Мф.: «если вы подпевали (πηχσαντες) к 2 или 3 псалмам…» В бес. на пс. 17 Злат. говорит, что народ обыкновенно подпевает (ποψλλειν) стих «сей день Господень». 112. Церк. истории: Сокр. II, 12. Созомен. III, 6. Блж. Феод. II, 13. 113. Созомен. V, 19. Блж. Феод. III, 6. 114. Блж. Августин. Изъясн. на пс. 138. 115. Иоанн Златоуст. На 1 Кор. бес. 36. 116. Амвросий. Об обязан. III, 13. 117. Блж. Августин. Испов. X, 34. 118. Пример респонсория на р.-кат. богослужении: на утрени по обычном начале, произносимом тайно, «говорится громко стих (versiculum): Господи устне мои отверзеши. Респонсорий: И уста моя возвестят хвалу Твою (Пс. 50, 16). Стих: Боже в помощь вонми. Респонсорий: Господи помощи ми потщися (Пс. 69, 2). Слава Отцу… (Breviarium, 2). Стих произносит священник, респонсорий — певец или хор.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

990 Ист. Иоанна стр. 118. Говоря так определенно об этом деле, Курбский, конечно, имел в виду неизвестную ныне летопись. 996 Никон. лет. 3, 108. Карам. 4. пр. Сказ. о хождении св. Петра в орду у Толстого 2, 341, нап. р. Григорьева о достоверности ханских ярлыков, стр. 111. М. 1842. 997 Ярлык дан «в заячий год», иначе в 1315 г. (Григорьев стр. 92. 93. 118). И в том же году кн. Михаил возвратился из орды. Никон. лет. 3, 110. 108. 998 Следует перечень татарских чиновников: «князьям великим, средним и нижним, сильным воеводам и вельможам, князьям удельным, дорогам славным, полковым князьям, высоким и низшим, книжникам, уставщикам, учительным вестникам народам, сборщикам, баскакам, послах наших, гонцам, даньщикам, писцам, проезжающим послам, ловцам нашим, сокольникам, пардусникам я всем людям нашим царства, высоким и низким, малым и великим, по всем нашим странам и улусам, где владеет наша власть и наше слово». – Значение этих названий чиновничества монгольского объяснено Беляевых в архиве истор. юрид. Калачове. М. 1850 г. 999 Лучшее издание ярлыка у Григорьева, стр. 112–118. М. 1842 г. У Карамзина 4. пр. 248, издание с ошибками. 1000 Пишут: (декабрь 148): «не достойно ли внимания, какое благоволение к св. церкви внушил Господь в сердце язычника»? Узбек же был язычником, – он был магометанин и даже фанатик магометанства. Каков он был сам по себе для христиан, видно по истории св. кн. Михаила тверского. См. ноября 22 ч. ярлык его, по его же словам, – подражание примеру прежних ханов, иначе невольное повиновение ясе Чангиса, государственному закону монголов. На основаниях этого закона обещана была покорность России монголам при Батые, и преемники Батыя не могли отступить от того. Г. Костомаров (сев. рус. народопр. 2:268) изволит хлопоты святителя, вынужденные необходимостью и благодетельные для тысячей бедных земледельцев, называть «испрашиванием милостей и покровительства сильных нехристей». – Легкомыслие! 1005 Ни у Прохора, ни у Киприана не показан год, когда происходил суд над Сеитом. Татищев (ист. кн. 4. ст. 95) рассказывает об этом под 1313 г. Но в этом году святитель не имел времени разбирать такое важное дело, каково дело Сеита: он ходил тогда в орду. По известью Татищева святителю помог низложить новгородского протопопа кн. Иван Данилович Калита. По летописям (Карамз. 4, пр. 228). Калита был в Новгороде с войском в начале 1319 г. По соображению этих обстоятельств надобно положить, что Сеит и возбужденное им волнение новгородское утешаемы были в 1319 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

246 A потому Кауч очень легко разрешает, выкидывая вовсе слова: «(Александр воцарился) вместо него над Елладою», признавая их «позднее каким-либо читателем вставленною глоссою» 1. с. 34 s. 252 Lewy. Chald. Wörterbuch. Leipz. 1881 г. 2, 495 s. Сл. . Здесь указаны случаи употребления в таргумах и талмуде слова: небо в значении: Господь. У пророка Даниила есть выражение: власть неба, т. е. Господа ( Дан.4:23 ). 254 Тождественное имя Иасон Киренский встречается в надписях в храме Тотмеса в Египте в 3 в. до Р.Х. Andre. 1 с. 95 ρ. 257 Keil. Einl. 719–720 ss. – за 63 г. до Р.Х., католич. ученые к более ранней эпохе относят. Шольц и Корнели к 124 до Р.Х., Каулен к 154 и 123 до Р.Х., Вигуру к 123–106 или 67 гг. до Р.Х.; Рейш – к 100-му; Вельте к началу последнего века до Р.Х. Cornely. Introd. spec. I, 457–458 pp. Упоминаемое Кальметом мнение о принадлежности ее Филону или Фидию уже не повторяется (Dissert. prael. 2, 417 p.). 269 Нужно, впрочем, заметить, что Великими Вигуру называет двух Антиохов; на 208 стр. Антиоха III, а на 212 Антиоха IV Епифана 271 Апологетические доводы за достоверность 2 Мак. книги собраны в соч. Patrizi. De consemsu utriusque libii Maccabicorum 1856. Им пользуются новые католич. защитники Мак. книги. Cornely. 1. c. 642–664 pp. Вигуру. Указ. соч. 184 стр. прим. 272 По приведенным у Гримма (1 В. Мак. 92 s. и 2 В. Мак. 146 s.) историческим и географическим свидетельствам ясно, что эти города находидись в разных местах. Кориели прибегает к «порче текста» вм. ν περσδη πλις прочтено: ν περσεπλει (1. c. 467 р.). Но догадка его не подтверждается памятниками и бездоказательна. 276 Тем более суетны эти попытки, что столп католического богословия, бл. Августин, замечает, что « Церковь признает Маккав. писание не бесполезным, если оно будет читаемо или слушаемо благоразумно» (Contra Gavdent I, 31. – Христ. Чт. 1882, 60), а в сочинении «О чудесном» бл. Августин даже исключает Маккав. книги из канона Божественных писаний (De mirab. Sakr. Script. II). 278 Origen. Exhoit. ad. тагтуг. Opp· 1, 287. Cyprian. De exhort, тагтуг. 9 cap. Greg. Nazianz. Hom. XXII. У Златоуста есть три слова о Маккавеях. В катакомбах давние рисунки изображают их подвиги.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010