«И царство четвертое, еже будет крепко аки железо: якоже железо стончевает и умягчает вся» ( Дан.2:40 ). Это – Александр, победитель всех народов. Как железо проникает во всякое тело, так он попрал и покорил всех властителей, князей и царей. «И персты ножнии, часть убо некая железна, часть же некая глиняна» ( Дан.2:42 ). Это – десять царей, восставших в царстве Греческом, из которых одни крепкие и сильные, как железо, а другие – малые и бессильные. Хотя они вступят между собой в союзы, но, поскольку не будет у них единодушия и любви, то пророк говорит о них: «смешены будут в племени человечи, и не будут прилепляющеся сей к сему, якоже железо не смешается со глиною» ( Дан.2:43 ). «Возставит Бог небесный царство, еже во веки не разсыплется» ( Дан.2:44 ). Царство это не народу Иудейскому дано будет. Хотя таинственно и предначертано было оно в Маккавеях, которые уничижили царство Греков, но в действительности исполнилось это пророчество на Господе нашем. «Отсечеся... камень без рук» ( Дан.2:45 ), то есть Господь наш, Который родился в уничижении и, подобно камню, отсечен от горы, так как произошел от племени Авраамова. Гора знаменует и Святую Деву, от Которой отсечен камень без рук, то есть неискусобрачно. «И наполни всю землю» ( Дан.2:35 ). Это говорит пророк о Евангелии, которое распространено во всех концах мира. «Тогда царь Навуходоносор встал с престола своего, паде на лице и поклонися Даниилу» ( Дан.2:46 ). «И постави его... князя» ( Дан.2:48 ), и сказал: «Кто видел подобного этому? В нем дух святых богов» 1 . Так царь поклонился юноше, и притом пленнику и рабу, и воскурил фимиам тому, кто обитал в Данииле, то есть духу святых, живущему в нем. Глава 3 «Навуходоносор царь сотвори тело злато... великое, и постави е на поли Деире во стране Вавилонстей» ( Дан.3:1 ), то есть поставил на таком месте, которое было бы достаточно для множества народа, собранного на праздник в честь сооруженного тела. «И посла... собрати... воеводы» ( Дан.3:2 ), то есть собрать все народы, которые готовы были своих богов заменить этим кумиром и поклоняться ему так же, как и своим идолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

В данном случае образ тьмы связывается с вселенской духовной битвой между добром и злом, между Богом и сатаной. «Какое общение праведности с беззаконием? – вопрошал Павел. – Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» ( 2Кор.6:14–15 ). Сам мир разделен на «сынов света» и «сынов ночи» или «тьмы» ( 1Фес.5:5 ). В наибольшей степени сила тьмы проявилась в момент ее временной победы, когда Иисус висел на кресте, и эта победа зла сопровождалась трехчасовой тьмой над землей, приведшей людей в ужас ( Мф.27:45 ; Мк.15:33 ; Лк.23:44 ). Заключение . Тьма как таковая – однозначно негативный образ в человеческом восприятии. Она подавляет физически, она служит естественной средой для проявления множества неприятных для человека ощущений, в частности, она ассоциируется с отсутствием свободы действий и со злом. Вопрос, следовательно, заключается в том, как Бог относится к тьме и властвует ли Он над ней. Божья власть над тьмой . Важно не путать библейскую символику тьмы и света с дуалистическими концепциями, такими, например, как зороастристские. В Библии сила тьмы не равнозначна силе света. Впечатление, что они имеют равную силу, может возникать под влиянием реалистического отношения Библии к силе греха в мире. Но тьма находится под абсолютным Божьим контролем. Бог знает «место тьмы», в то время как люди могут этого не знать ( Иов.38:19 ). Он также «знает, что во мраке» ( Дан.2:22 ). Люди, полагающие, что Бог не знает их дел в темноте своих комнат, заблуждаются ( Иез.8:12 ), «нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззаконие» ( Иов.34:22 ). Автор Пс.138 признает поражение в своей воображаемой попытке укрыться от Бога во тьме и пишет, что «и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет» ( Пс.138:12 ). Бог изображается даже Творцом тьмы: «Я образую свет и творю тьму» ( Ис.45:7 ). Божья власть над тьмой явствует из факта, что Он использует ее для достижения Своих целей. Например, Он покрывается тьмой, чтобы скрыться от человеческого взгляда.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Черный цвет . Определение «черный» в Библии редко используется для обозначения цвета ( Лев.13:31, 37 ; Песн.1:4; 5:11 ; Зах.6:2, 6 Откр.6:5 Оно часто ассоциируется с грозным присутствием Бога в темные времена Божьего суда над грехом и злом. В Ветхом Завете картины Божьего пришествия для суда рисуются в черных тонах. В гневе Своем Бог нисходит с неба на темных облаках под ногами; его окружает мрак, когда Он пускает Свои стрелы ( Пс.17:10,12 ). День Господень, день суда за грехи, изображается пророками как «день тьмы и мрака, день облака и мглы» ( Соф.1:15 ; Иоил.2:2 ). В евангелиях сообщается, что, когда Иисус умер на кресте, понеся Божье наказание за грех, всю землю покрыла тьма ( Мф.27:45 ; Мк.15:33 ; Лк.23:44 ). Характеристика «черный» относится обычно просто к цвету предмета, однако примерно в четверти случаев этот цвет связывается с Божьим судом. В Библии он не используется как образ греха. Белый цвет . В библейской символике белый цвет используется для противопоставления черному и тьме. Он встречается в сценах избавления от Божьего гнева и подразумевает отсутствие тьмы. Это цвет небесных одеяний, и он символизирует ослепительную чистоту, рассеивающую мрак божественного гнева ( Ис.1:18 ; Дан.7:9 ; Мк.16:5 ; Откр.3:4 ). Он часто используется при описании сияния света в противоположность тьме Божьего гнева, вызванного злом и грехом. Так, в отличие от образа Бога, окруженного мраком и спускающегося для суда (напр., Пс.17:8–12 ), Иисус при преображении на горе показан в «белых как свет» одеждах ( Мф.17:2 ). В Книге Откровение искупленные тоже носят белые одежды ( Откр.3:4; 6:11; 7:14 ; в древних религиях посвященных одевали в белое льняное полотно), сидят на белых конях ( Откр.6:2 ) и получают белые камни, на которых написаны новые имена ( Откр.2:17 ; ср. с ангелами в белом, Ин.20:12 ). Новое небо и новая земля в Откровении показаны белыми и наполненными светом. В них нет ничего черного или темного, ибо темная тень божественного суда никогда больше не падет на новое Божье творение, навеки очистившееся Кровью Агнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Распространенное житие Все редакции Распространенного вида жития представляют небольшой интерес с точки зрения литературы, так как являются более или менее умелыми компиляциями второго порядка по сравнению с Обычным житием. Мы приводим две из них: 3-ю редакцию Распространенного вида – Чудовскую, так как там есть интересные дополнения, и 4-ю редакцию, так как это наиболее часто датируемый текст. 3-й вид издается по единственному известному списку ГИМ, Чуд. 264/62, XVI в., л. 329 об. – 333 об. 4-й вид издается по списку «Минеи новым чудотворцам» 1494 г. Сол. 518/537, л. 367–371 об. (Сол. 1) с разночтениями по сборнику Матвея Кусова 1414 г. (Мусин-Пушкинскому) в копии нач. XIX в. РНБ, ОР, Б. 1. 295, л. 45–49 об. (М-П) и рукописи РГБ, ОР, ф. 98 (Ег.), 637, л. 538–543 (1470-е гг., Е). В отличие от «Памяти и похвалы» Иакова и «Слова о Законе и Благодати» Илариона, деление текста на разделы в рукописях отсутствует. В публикации, так же как и у Обычного жития, оно отражает границы заимствованных фрагментов. Особое житие Является самостоятельным памятником (см.: Гл. 5. 2). Текст издан по единственному списку XVII в. БАН 21.5.20 (л. 431 об. – 434 об.). Служба св. Владимиру Служба св. Владимиру издается в двух старших редакциях. 1-ая редакция (по определению М. В. Славнитского) издается по трем старшим спискам: Минея XIV в. РНБ, ОР, Соф. 382 , л. 67–71 об. (С1), Трефолой с уставом XIV в. Соф. 386 , л. 70 об. – 77 (С2); «Минея новым чудотворцам» 1494 г. Сол. 518/537, л. 144–148 об. (Сол.). Особая редакция службы представлена в сборнике Матвея Кусова 1414 г. (Мусин-Пушкинском) в Ермолаевской копии нач. XIX в. РНБ, ОР, Б. 1.295, л. 40–41 об., 43 об. – 44. Первая из этих стихир представлена в йотированном Волоколамском стихираре XIV в. РГБ, ОР, ф. 113, (Волок.), 3, л. 183–184 об. Стихиры из службы 2-й редакции, стихиры и тропари из службы по Сборнику Матвея Кусова читаются в Кирилло-Белозерском йотированном стихираре РНБ, ОР, КБ 586/843, л. 652 об. – 653 об. (XVII в.), иногда в особой в редакции. Оба йотированных стихираря представляют большой интерес с точки зрения языка, так как там текст дан без сокращений и выносных, так, как он должен был звучать при пении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Космический центр . Вокруг Иерусалимского храма была сосредоточена не только повседневная экономическая, политическая и религиозная жизнь, он символизировал центр космоса, место встречи неба и земли, центр, куда посылали для Поклонения представителей из дальних общин. Иезекииль описывает его как расположенный «среди народов» и как «вершину земли» ( Иез.5:5; 38:12 ). Следовательно, все, что происходит в пределах храма, имеет особое значение, как пророческое действие Иисуса по очищению храма ( Мк.11:15 ; Лк.19:45 ; Ин.2:15 ) и открытие храмовой Завесы в момент смерти Иисуса ( Мф.27:51 ; Мк.15:38 ; Лк.23:45 ; ср. Евр.6:19; 9:3; 10:20 ). Храм и святость . Так как храм был жилищем Бога на земле, он был символом святости. Чем дальше человек продвигался по территории храма, тем с большей святостью он сталкивался. В отличие от синагоги или церкви, сама внутренность храма не была местом публичного поклонения. Распростертые крылья херувимов на ковчеге завета во Святом-святых указывают на божественную святость и защиту ( 3Цар.8:6–7 ; ср. Быт.3:24 ; Ис.6:2–3 ). Так как храм символизирует все творение, законы чистоты, связанные с ним, определяли все, в том числе людей, как чистых и нечистых. Например, первая градация святости не разрешала язычникам входить во внутренние пределы. Иезекиилю было велено «хорошо отметить тех, кто может быть допущен в храм, и всех, кто исключен из святилища» ( Иез.44:5 NRSV). Во времена Ирода существовала стена или вывеска, предупреждавшая язычников, что дальше им идти нельзя, под страхом смерти. Павел был ложно обвинен в осквернении храма – в том, что провел язычников за эти границы ( Деян.21:28 ). Этот образ подхватывается в Еф.2:14 , где утверждается, что смерть Христа «разрушила стоявшую посреди преграду» – то есть преграду между иудеями и язычниками. Храм и общество . Так как священные границы, святость и присутствие Бога объединяли Божий народ, часто храм символизирует его. Для Исаии возрождение храмовой горы и возрождение народа – синонимы ( Ис.51:16 ); видение Иезекииля о возрождении храма – это видение надежды Израиля ( Иез.40:1–43:12 ). Множество авторов библейских книг говорит о храме как символе возвышения и падения Божьего народа, в соответствии с его моральным, этическим и духовным состоянием ( Пс.78:1; 113:2 ; Иер.24 ; Иез.9:6; 43:10 ; Дан.8:13; 11:31 ; Откр.11:1 ). Подобным образом, разговоры учеников о храме в евангелиях дают Иисусу повод для пророческой речи о народе Израиля ( Мф.24:1 ; Мк.13:1 ; Лк.21:5 ). Иоанн, в частности, подчеркивает функцию причастия, Тела Иисуса как храма, несущего в себе присутствие Бога (напр., Ин.2:19–21; 4:21–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

26 Воски— особый вид подвижников в Месопотамии и Палестине. Они жили в горах и пустынях без крыши над головой, почти без всякой одежды и питались только дикорастущими травами и корнями. 27 ...как научил Давида, когда при стадах своих тот жил в пустыне.— Согласно Ветхому завету, иудейский царь Давид в отрочестве пас овец своего отца. 28 Сколько драгоценных камней ...“лежат на земле его”.— Захар. 9, 16. 29 Не забывай нерадивых работников...— Матф. 20, 6 ел. 30 Под пророкомподразумевается Моисей — см. Исх. 3, 2. 31 Просите, и получите.— Иоанн 16, 24. 32 ...направь ноги рабов Твоих и стопы их на путь мира —ср. Пс. 36, 23; 39, 3 и Лук. 1, 79. 33 Будьте просты, как голуби.— Матф. 10, 16. 34 ...упование всех концов земли и находящихся на чужбине далеко.— Ср. Пс. 64, 6. 35 Возьми щит и латы...— несколько измененная цитата из Пс. 34, 2—3. 36 ...сам пошлет ангела Своего пред лицом вашим...— Ср. Марк 1, 2. 37 Избавивший пророка Своего из пасти львиной...— речь идет о библейском пророке Данииле, по наветам врагов ввергнутом в ров со львами, но чудесно спасенном Богом.— Дан. 6, 23. 38 ...не попустит вам быть искушаемыми сверх сил.— I Коринф. 10, 13. 39 Никто, возложивший руку свою на плуг...— Лук. 9, 62. 40 ...начали строить, и не достало сил и охоты довершить основание.— Ср. Лук. 14, 30. 41 Било— на Востоке о начале службы оповещали ударами деревянного била, или молотка, которым стучали в двери монастырских келий. Это заменяло неизвестные до X в. колокола. 42 Давай повернем в правую сторону, ибо правая сторона благая.— Правая сторона в отличие от левой считалась благой и счастливой. Впрочем, оказать здесь влияние могла и описанная Матфеем сцена: во время Страшного суда Христос ставит праведников по правую руку, а грешников — по левую.— Матф. 25, 33. 43 ...желание боящихся Его Он исполняет...—Пс. 144, 19. 44 Беспечальна— т. е. смертью избавлена от мирских печалей. 45 Ладехре, лих ем— эта сирийская фраза в транскрипции автора жития лишена смысла. 46 Боже, принявший жертву Авраама, видевший всесожжение Иефтаи, не погнушавшийся даров Авеля, через сына Своего Самуила явивший Анну пророчицей...— Авраам, один из библейских патриархов, по воле искушавшего его Бога готов был принести в жертву своего единственного сына Исаака.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=913...

   Прозябший Ааронов жезл (Чис 17:8), камень без рук отторгнувшийся от горы, виденный Навуходоносором во сне, истолкованном пророком Даниилом (Дан 2:31—45), затворенные врата, виденные пророком Иезекиилем (Иез 44:1—4), и многое другое в Ветхом Завете прообразовало рождение Девою. Подобно тому, как Адам был сотворён Словом Божиим из необделанной и девственной земли, так и Себе Слово Божие создало плоть от девственной утробы, когда Сын Божий сделался новым Адамом, чтобы исправить грехопадение первого Адама (Св. Ириней Лионский, кн. III).    Отвергать бессеменное рождение Христа могут и могли лишь отвергающие Евангелие, а Христова Церковь искони исповедует Христа «воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы». Но рождение Бога от Приснодевы явилось камнем преткновения для тех людей, которые желали называться христианами, но не желали смириться умом и ревновать о чистоте жизни. Чистая жизнь Марии явилась укором для тех, которые нечисты и в своих помыслах. Чтобы показаться христианами, они не смели отрицать, что Христос родился от Девы, но стали утверждать, что Мария оставалась Девою лишь «дондеже роди сына Своего первенца... Иисуса» (Мф. 1:25).    «После рождения Иисуса», — говорил в IV веке лжеучитель Гелвидий, а также многие до и после него, — «Мария вступила в супружескую жизнь с Иосифом и имела от него детей, именуемых в Евангелии братьями и сестрами Христа». Но слово «дондеже» не означает, что Мария оставалась Девою лишь до известного времени. Слово «дондеже» и ему подобные часто означают вечность. В Священном Писании говорится о Христе:     «Возсияет во днех Его правда и множество мира, дондеже отымется луна» (Пс. 71:7), но это не означает, что когда не станет луны при кончине света, не станет правды Божией; тогда-то именно она восторжествует. Или что значит сказанное: «подобает Ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама Своима»? (1 Кор. 15:25; Пс 109:1). Неужели Господь имеет царствовати лишь столько времени, пока враги Его не будут под ногами Его! И Давид в четвёртом псалме степеней говорит: «яко очи рабыни в руку госпожи своея, тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны» (Пс. 122:2). Итак, пророк будет иметь очи ко Господу до тех пор, пока не испросит милости, а испросивши милость, обратит на землю? (Блаж. Иероним. О Приснодевстве Блаженной Марии). Спаситель в Евангелии говорит апостолам: «Се аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20). Итак, по скончании века Господь отступит от учеников Своих, и тогда, когда они на двенадцати престолах будут судить двенадцать колен израильских, они не будут иметь обещанного общения с Господом? (Блаж. Иероним. Там же).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    Радуйся, Благодатная, мысленное море, носящее небесный Жемчуг Христа. Радуйся, Благодатная, сияющее Небо, хранящее внутри Бога, Которого не вмещают Небеса. Радуйся, Благодатная, сверкающая Херувимским Престолом Божества. Радуйся, Благодатная, ты есть мысленное Небо, без труда вместившее в себя невместимого Бога. Радуйся, Благодатная, столп облачный, заключающий в себе Самого Бога, ведущего народ Израиля через пустыню».     Что сказать мне? Как воспеть Многославную? Ту, что после Бога всех Высшая. Прекраснейшую Херувимов и Серафимов и всех Ангельских Сил, Которую не способен воспеть ни небесный, ни человеческий, ни ангельский язык. Ибо и Ангелы принесли Ей гимны и хвалу, честь и славу, но так и не смогли воспеть Ее по достоинству. Радовались Ангелы тому, что только Господь превосходил их, и вот Дева Мария вознеслась выше их, ибо родила на земле Небесного Бога, дабы привлечь на землю Ангельские Воинства. Ибо Она стала тем, что соединило Небеса с землею.     О Блаженная Дева, чистая Голубица, Небесная Невеста Мария, Ты есть Небо и Храм и Престол Божества, и в Тебе пребывает Христос – сияющее Солнце – на Небесах и на земле, Ты есть Облако Светлое, принесшее в мир Христа как всеблистающую Молнию. Ты – Облако Небесное, сокрывшее в себе гром Духа Святого и пославшее Его на землю. Ты вызвала бурный ливень Святого Духа по всей земле, дабы возрос на ней плод веры. Радуйся, Благодатная, Врата Небесные, о которых сказал пророк: «…ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез. 44: 2).     Об этих вратах и в Песни Песней явственно глаголет пророк: «Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник» (Песн. 4: 12). Пребыла Девой Святая и Смиренная Дщерь Мария, Светлое Облако, заключающее в себе Божественное Слово, о которой возвестил громовым голосом пророк Исайя: «Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет» (Ис. 19: 1). Ты есть Гора Нерукосечная, от которой оторвался Камень, сиречь Христос, о котором свидетельствует мудрейший Даниил: «…камень отторгнут был от горы не руками…» (Дан. 2: 45), подразумевая, что Дева родила без мужа Христа, Который есть Камень Твердый.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2672

40 . Письма о духовной жизни: уроки из деяний и словес Спасителя: письма. – [Репр. изд.]. – Москва: Правило Веры, 1996. – 350 с. (Е) 41 . Письма о разных предметах веры. – Москва: Правило веры: Моск. Сретен. монастырь, 2003. – 591, с. – (Духовное наследие святителя Феофана Затворника ). (Р) 42 . Письма о христианской жизни: поучения, письма. – Москва: Правило веры, 1997. – 448 с.: портр. (Е) 43 . Письма о христианской жизни. Поучения: собр. писем. – Москва: Правило веры: Сретен. монастырь, 2003. – 445 с., 1 л. портр. (Р) 44 . Православие и наука: руководственная книга изречений и поучений/святитель Феофан Затворник ; сост. игум. Феофан (Крюков); Данилов ставропигиальный мужской монастырь. – 2-е изд. – Москва: Даниловский благовестник, 2009. – 680 с. (Е) 45 . Православие и наука: сборник очерков и поучений/святитель Феофан Затворник ; сост. игум. Феофан (Крюков). – Пермь: Панагия; Москва: Пересвет, 2004. – 112 с. (Е) 46 . Примеры записывания добрых мыслей, приходящих во время богомыслия и молитвы. – Саратов: Благовест, 1997. – 48 с. (В) 47 . Простые истины сердца. Внутренняя жизнь: слова и проповеди . – Москва: Правило веры: Моск. Сретен. монастырь, 2002. – 541 с., 1 л. портр. – (Духовное наследие святителя Феофана Затворника ). (Р, Е) 48 . Путь ко спасению: крат. очерк аскетики. – Москва: Изд-во Московской Патриархии: Центр «Благо», 1996. – 367 с.: 1 л. портр. (Е) 49 . Путь ко спасению: крат. очерк аскетики: [в 3 ч.]. Ч. 3: Начертания христианского нравоучения/соч. еп. Феофана. – 8-е изд. Афон. Рус. Пантелеймонова монастыря. – Москва: Типо-литогр. И. Ефимова, 1899. – 346, II с.: портр. (Р) 50 . Путь ко спасению: крат. очерк аскетики: начертание христианского нравоучения. – Москва: Правило веры, 2003. – 606 с.: ил. (Р, Т) 51 . Путь ко спасению: (краткий очерк аскетики): начертания христианского нравоучения; Истолкование Молитвы Господней словами Святых отцов. – Фототип. изд. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1962. – 508, с.: портр. – На тит. л. вых. дан. ориг.: Москва, 1908. (В, Р)

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Среди этих пророчеств особое место занимает 53-я глава пророка Исаии, дающая образ крестных страданий Мессии Христа: «Господи! кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был, поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязаем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь... Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Исаии 53:1–8, 12). У пророка Даниила читаем откровение, данное ему архангелом Гавриилом о семидесяти седминах (490 лет), как о сроке, определенном от указа о восстановлении Иерусалима до Христа, до Его смерти и прекращении Ветхого Завета, т.е. прекращения жертв в Иерусалимском храме ( Дан. 9:2–27 ). Обетования и пророчества, во первых, поддерживали дух избранного народа, особенно в трудные периоды его жизни, поддерживали стойкость, веру, надежду; во вторых, подготовляли народ к тому, чтобы он мог узнать по этим предсказаниям приближение времени обетования и узнать Самого Спасителя в данном пророками Его образе. Благодаря этим предсказаниям, ко времени пришествия Спасителя ожидание Его было у благочестивых людей среди иудеев напряженным и бодрственным. Видим это из Евангелия. Таково ожидание Симеона Богоприимца, которому возвещено, что он не увидит смерти, доколе не узрит Христа Господня ( Лук. 2:26 ). Таков ответ самарянки Спасителю: Знаю, что придет Мессия, то есть Христос: когда Он придет, то возвестит нам все ( Иоан. 4:25 ). Таковы вопросы иудеев, приходивших к Иоанну Крестителю: «Ты ли Христос?» ( Иоан. 1:20–25 ); слова Андрея, первозванного апостола, после его первой встречи со Христом, обращенные к своему брату Симону: «мы нашли Мессию» ( Иоан. 1:41 ), а равно и подобные слова Филиппа Нафанаилу в Евангелии об их призвании к апостольству (ст. 44–45). О том же свидетельствует и настроение народа во время входа Господня в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010