Критическое исследование текста. Штутдгар и Вена. 1899 Das Buch Daniel. Textkritische Untersuchung von Paul Riessler. Stuttgart und Wien. 1899. Сочинение автора посвящено изучению особенностей двух основных текстов кн. пр. Даниила, – греческого и еврейского и выяснению причин их образования. Совпадая в этом отношении с исследованиями других ученых, напр., Блюдау: «Александровский перевод книги Даниила и его отношение к масоретскому тексту», оно резко отличается от них в своих конечных выводах. В то время, как Блюдау усматривает в переводе LXX следы разнообразного искажения первоначального еврейского чтения и этим объясняет все особенности первого, наш автор считает его воспроизведением особого и более древнего, чем масоретский текст, оригинала. На этой почве и возникли, по его мнению, существующие уклонения перевода LXX от перевода еврейского. К подобному выводу приводят следующие соображения. Греческое (LXX) чтение еврейской части (I, II, 1–4, VIII-XII) кн. пр. Даниила совпадает в общем с чтением масоретов. Из 157 ст. 45 совпадают вполне и 89 – только отчасти. В последних и остальных встречается однако не мало таких выражений, которые не дают удовлетворительного смысла. К ним, между прочим, относятся 11 ст. VIII гл.; 2, 24–27 ст. IX; 3, 6 и 7 ст. XII. Во всех этих случаях, замечает автор, переводчику не стоило никакого труда заменить не имеющие смысла выражения чем-нибудь более понятным. Но раз он этого не делает, то мы должны допустить, что он, насколько возможно, точно стремится передать находящийся под руками оригинал, чтобы дать читателям вполне заменяющее его чтение. Поэтому, все те разночтения перевода LXX, которые не носят следов позднейшего искажения ( Дан.8:16 ; Дан.10:6 ; Дан.11:13 ), не понимания ( Дан.8:25 ; Дан.9:12 ; Дан.11:15 ; Дан.10:5–8–21 ; Дан.11:4–6 и т. п.) или стилистической свободы ( Дан.8:6 ; Дан.11:13–17–24 и т. п.), должны быть поставлены на счет уклоняющегося от масоретского текста еврейского чтения (стр. 28–29). Из них в особую группу приходится выделить те места, в которых позднейшие еврейские и арамейские выражения масоретского текста или совсем оставлены без перевода, или же переведены не вполне удовлетворительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Глава 4 1–4. Второе сновидение Навуходоносора и бессилие вавилонских мудрецов объяснить его. 5–15. Обращение царя к помощи Даниила; содержание сна. 16–24. Объяснение пророком сна. 25–30. Исполнение предсказания Даниила: болезнь Навуходоносора. 31–34. Его выздоровление, возвращение к власти и прославление им Бога. Дан.4:1 . Я, Навуходоносор, спокоен был в доме моем и бла­го­ден­ствовал в чертогах мо­их. Дан.4:2 . Но я видел сон, который устрашил меня, и раз­мышле­ния на ложе моем и виде­ния головы моей смутили меня. Сновидение совпадает по времени с годами мирного царствования Навуходоносора. Они же наступили после похода на Египет в 37 г. его правления, сообразно с чем сон и относится экзегетами к данному периоду. На основании прежнего опыта Навуходоносор мог понять, что и новое сновидение предвещает что-нибудь важное. Полная же неизвестность этого последнего естественно вызвала чувство смущения и страха. Дан.4:3 . И дано было мною по­веле­ние при­вести ко мне всех мудрецов Вавилонских, чтобы они сказали мне значе­ние сна. Проявленное ранее мудрецами бессилие ( Дан.2:1–11 ) не мешает однако Навуходоносору обратиться к ним за объяснением сна. Они оказались неспособными открыть сновидение ( Дан.2:8–11 ), но не отказывались от объяснения, если им будет рассказано его содержание ( Дан.2:4, 7 ). Имея это в виду, царь и прибегает к их помощи. Дан.4:4 . Тогда при­шли тайноведцы, обаятели, Халдеи и гадатели; я рас­ска­за­л им сон, но они не могли мне объяснить значе­ния его. Дан.4:5 . Наконец вошел ко мне Даниил, которому имя было Валтасар, по име­ни бога моего, и в котором дух святаго Бога; ему рас­ска­за­л я сон. Дан.4:6 . Валтасар, глава мудрецов! я знаю, что в тебе дух святаго Бога, и никакая тайна не затрудняет тебя; объясни мне виде­ния сна моего, который я видел, и значе­ние его. И только вновь постигшая мудрецов неудача вызывает в Навуходоносоре воспоминание о сверхъестественной мудрости Даниила и вынуждает царя вызвать его для объяснения сновиденья. До сих пор он не приглашался ввиду веры Навуходоносора в своих мудрецов, а также, может быть, и потому, что разница во времени между первым и вторым сном 35 лет сгладили в душе царя представление о пророке, при посредстве которого было разъяснено ему первое откровение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 11 1–2. Краткий очерк истории царства Персидского. 3–20. Царство Греко-македонское и взаимная борьба имеющих образоваться из него монархий Сирийской и Египетской. 21–45. Деятельность Антиоха Епифана. Дан.11:1 . Итак я с первого года Дария Мидянина стал ему подпорою и подкрепле­нием. Дан.11:2 . Теперь воз­вещу тебе истину: вот, еще три царя восстанут в Персии; по­том четвертый пре­взойдет всех великим богат­с­т­во­м, и когда усилит­ся богат­с­т­во­м сво­им, то поднимет всех про­тив царства Греческого. Так как откровение сообщено пророку в третий год Кира ( Дан.10:1 ), то под тремя царями, имеющими восстать в Персии, разумеются три преемника Кира: Камбиз (529–522 г.), Лжесмердиз (522–521 г.) и Дарий Гистасп (521–486 г.), а четвертый царь, «превзошедший всех великим богатством», – это знаменитый Ксеркс (486–465 г.), славившийся, действительно, несметными богатствами и известный неудачным походом против греков. Являвшийся продолжением войн, начатых отцом Ксеркса Дарием Гистаспом, он закончился полным поражением персов при Саламине. Дан.11:3 . И восстанет царь могуще­с­т­вен­ный, который будет владыче­с­т­во­вать с великою властью, и будет дей­с­т­во­­вать по своей воле. Дан.11:4 . Но когда он восстанет, цар­с­т­во его раз­рушит­ся и раз­делит­ся по четырем ветрам небесным, и не к его по­томкам пере­йдет, и не с тою властью, с какою он владыче­с­т­вовал; ибо раз­дробит­ся цар­с­т­во его и достанет­ся другим, кроме этих. Со времени битвы при Саламине персидское царство стало явно клониться к упадку; мировой державой становится Греция. Ввиду такого значения похода Ксеркса небожитель обходит молчанием его преемников по царству и переходит от персидской монархии к третьему мировому царству – греко-македонскому, а из его представителей – к Александру Македонскому, так как только с этого времени греки входят в соприкосновение с народом Божиим. Относительно Александра Македонского и его деятельности откровение сообщает то же самое, что было известно пророку Даниилу из предшествующих видений ( Дан.7:6 ; Дан.8:5–8, 21–22 ). Новым является указание, что после смерти Александра власть перейдет не к его потомкам, а к посторонним для него лицам. И действительно, Александр Македонский оставил после себя слабоумного брата Арридея и двух малолетних детей. Ни один из них не был способен управлять громадной империей, и она была поделена полководцами Александра, причем каждая из частей естественно оказалась слабее всего царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 2 1. Сновидение Навуходоносора во второй год царствования. 2–11. Бессилие вавилонских мудрецов открыть содержание сна и приказание об их истреблении. 12–24. Откровение Даниилу сновидения и его благодарственная молитва . 25–45. Истолкование Даниилом сновидения Навуходоносора. 46–49. Исповедание царем всемогущества и премудрости Бога Израилева и возвеличение им Даниила с друзьями. Дан.2:1 . Во второй год цар­с­т­во­вания Навуходоносора снились Навуходоносору сны, и воз­мутил­ся дух его, и сон удалил­ся от него. Истолкование Даниилом сновидения Навуходоносора имело место после окончания его трехлетнего воспитания ( Дан.1:5, 18 ). За это ручается факт назначения его после объяснения сна главою вавилонских мудрецов ( Дан.2:48 ), чего, конечно, не могло бы быть, если бы он не кончил изучения книг и халдейского языка ( Дан.1:4 ), и что, наоборот, вполне понятно после воспитания, так как на закончившем его испытании Даниил оказался в десять раз умнее всех вавилонских мудрецов ( Дан.1:20 ). Равным образом если бы истолкование сновидения предшествовало окончанию обучения, то тогда получилось бы нечто невероятное: глава мудрецов подвергается испытанию на мудрость. Наконец, не окончивший образования ученик не мог быть включаем в число мудрецов, а между тем Даниилу и его друзьям угрожает опасность быть убитыми вместе с этими последними ( Дан.2:18 ). Ко времени объяснения сна трехлетнее воспитание Даниила окончилось, но в таком случае данное событие не могло падать на второй год царствования Навуходоносора, как утверждает Библия . В целях устранения подобного противоречия экзегеты обращаются к помощи различных предположений. По мнению одних из них, под вторым годом Навуходоносора разумеется не второй год его царствования, а второй после трехлетнего воспитания Даниила (Яхиад), второй после разрушения Иерусалима (И. Флавий) или же, наконец, второй после подчинения Навуходоносору всех окрестных народов (Корнелий а Ляпиде, Мальдонад). Но такой способ примирения не мирится с прямыми, не допускающими перетолкования, словами Библии: «во второй год царствования Навуходоносора».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 10 1. Видение Даниила в третий год царствования Кира. 2–3. Состояние пророка пред видением. 4–10. Время видения, его обстановка и состояние при этом пророка и его спутников. 11–21. Содержание откровения. Дан.10:1 . В третий год Кира, царя Персидского, было открове­ние Даниилу, который называл­ся именем Валтасара; и истин­но было это открове­ние и великой силы. Он по­нял это открове­ние и ура­зу­мел это виде­ние. По своему характеру откровение было совершенной истиной; оно являлось сообщением того, что непременно исполнится, осуществится. По предмету оно – откровение великой скорби ( «силы»). Дан.10:2 . В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Дан.10:3 . Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполне­ния трех седмиц дней. Поводом к откровенно служила глубокая печаль пророка, выразившаяся в посте. Он воздерживался от мяса, вина и вкусного хлеба, считавшихся у иудеев праздничною пищею ( Быт.27:25 ; Ис.22:13 ), и не умащал себя благовонным маслом, что было знаком радости ( Еккл.9:8 ; Ис.61:3 ; Ам.6:6 ). Так проводил пророк три недели первого месяца ( Дан.10:4 ), т. е. Нисана, следовательно, и дни пасхального торжества. Причины подобной печали, как можно догадываться, заключались в следующем. Судя по ( Дан.10:12 ), пророк Даниил и в третий год царствования Кира не оставлял дум и забот о своем народе, тех дум, которые начались с первого года правления Дария Мидянина ( Дан.9:1 и д.). Малоотрадные и утешительные, так как современное состояние евреев было печально и в будущем не предвещало ничего хорошего, они и повергли пророка в скорбь. И действительно, хотя после возвращения иудеев на родину прошли целых два года, но возвратившиеся не нашли здесь счастья. Восстановив жертвенник ( 1Ездр.3:1–2 ), они приступили к построению храма. Но уже при закладке его радостные крики народа смешивались с плачем стариков, видевших прежний храм в его славе ( 1Ездр.3:12–13 ), а немного спустя радость и совсем должна была исчезнуть. Начались происки самарян, всеми силами старавшихся вооружить против Иудеев персидское правительство и остановить постройку храма ( 1Ездр.4:1–5 ). Цель была ими достигнута, благодаря чему через два года по освобождении иудеи не могли отпраздновать праздника Пасхи должным образом. Неудивительно поэтому, если и пророк Даниил разделял в эти дни скорбь своих соотечественников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Волхвы, волхователи, волшебники, гадатели Волхвы, волхвователи, волшебники, гадатели, и пр. (, , , и др.; ξηγητι, σοφιστι, γνοστι, μγοι, и др.; coniectores, sciolae, sapientes, magi, arioli, и др.; сказатели, волхвы, обаятели, и пр.; Wahrsager, Weisen, Gelehrte, Zauberer, и пр.): Быт.41:8 . Исх.7:11 . Лев.19:81 . Втор.18:10–11 . Иер.39:3, 13 . Дан.2:10, 27, 4:4 ,. 6, 5:11. Мф.2:1, 7 и др. – Под именем волхвов в древности разумелись люди мудрые, обладавшие высокими и обширными знаниями, особенно знаниями тайных сил природы, светил небесных, священных письмен, иероглифов, и т. под. Они наблюдали естественные явления, толковали сны, предсказывали будущее; были большей частью вместе и жрецами, и пользовались великим уважением и при дворах царских, и в народе. Таковы были: волхвы египетские, упоминаемые во времена Иосифа и Моисея ( Быт.41:8 . Исх.7:11 ). Таков Валаам у мадианитян ( Числ.22:23 ). Таковы волхвы и мудрецы персидские, упоминаемые у Даниила ( Дан.2:4 ). Таковы волхвы или маги, приходившие на поклонение Спасителю ( Мф.2:1–2 ). Слово «волхв», «маг», «», «μγος», в еврейском встречающееся только у Иеремии ( Иер.39:3, 13 ), на востоке, у разных народов, было весьма употребительно. Таковы слова – в санскритском: mah, maha, mahe; в Зендавесте: Meh (megh), Megovad; у ассириян: Mag или Meg; у древних мидян: Mag, Mog; у персов: Mugh, Magusch, и др. Herz. 8. р. 687. Ges. р. 541. Слово это означало и жреца, и мудреца, ученого, и потому у халдеев, ассириян, мидян и персов употреблялось как о жрецах, так и об ученых и мудрых людях вообще, и отсюда в арамейском и еврейском часто заменялось словами: , =мудрец, мудрецы ( Ис.44:25 . Иер.50:35, 39:3, 13 . Дан.2:2, 12, 18, 24, 4:3, 15, 5:7–8 ), или: , – ξηγητι, ερογραμματες, σοφιστα, μγοι=тайноведцы, софисты, мудрецы ( Быт.4:8, 24 . Исх.7:11 . Дан.1:20, 2:10, 27, 4:4, 5:11 ). Fürst. 1. p. 43S и 692. Судя по первоначальному значению и употреблению слова «маги, волхвы» можно думать, что с ним первоначально не соединялось понятий волхвования и колдовства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Светел всякий день, приносящий солнечный луч, и одевшийся в общий свет: так Владыка, украсивший творение, представил (его) для нас; но ещё больше радости в торжественном и всепраздничном дне праздника, когда он почтён словом и служением Богу. Он, выражая с цветом природы и красоту благочестия, обнаруживает двойное благолепие. Таков и сегодняшний праздник, освещающий чувственные глаза тела, но просвещающий лучами слова мысленные очи духа. Сегодняшний день есть один из трех знаменитых (дней), проповедуемых в законе и воспеваемых по Евангельской благодати. По Вет­хому Завету, в этот день был дан закон по новой благо­дати, в этот (день) было дано посещение Духа; в этот день Моисей принял скрижали закона, в этот день хор апостолов принял сошествие Духа, вместо скрижалей, данных чрез Моисея. Блаженный Павел говорит, пиша в послании к Коринфянам: «Вы – наше письмо, написанное… не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» ( 2Кор. 3:2–3 ). Исследуйте же, истинно ли в этот день дан был закон? В Ветхом Завете неясно было записано, что закон был дан в пятидесятый день; но сокровище знания открывается испытывающим божественные письмена. Итак, посмотрим какой (был) день, когда был дан закон. Блаженный Моисей – тщательно вникайте – говорит: «В третий месяц по исшествии их из земли Египетской,… сказал Господь Моисею: пойди к народу, и очистят самих себя сегодня и завтра.., и к третьему дню» Я буду видим ( Исх. 19:1, 10–11 ). Тщательно вникайте. Выход из Египта в пер­вый месяц: четырнадцатый день был первого месяца. Считай: четырнадцатый день, после него также дни, дополняющие этот месяц, то есть, семнадцать, и тридцать (дней) второго. И в сорок восьмой день второго месяца Бог говорил: «пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра», и «к третьему дню» Я буду видим. Итак, тридцать второго, а семнадцать первого и три третьего. И заметь согласие в делах. Когда на горе Синае был видим Бог , – Он был видим, как огонь горящий; когда Дух Святой явился апостолам, – явился в виде огня: были разделены «языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» ( Деян. 2:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава 11 Дан.11:1 . И было, говорит явившийся Пророку в первое лето Кирова стах в державу и крепость. Немедленно после того, как воцарился Кир, и исполнилось определенное время для плена, крепко стоял я, пока не домогся отпущения и освобождения народу. Дан.11:2 . И ныне истину возвещу тебе. По истине скажу тебе будущее. Се еще трие царства возстанут в Персиде. После Кира воцарился Камбиз; преемствовавшие ему маги царствовали десять месяцев; после них царствовал Дарий Истасп. И четвертый, говорит явившийся, разбогатеет богатством великим паче всех. Разумеет же Ксеркса, сына Дариева. И по одержании богатства своего востанет на вся царства еллинская. О нем упоминают, и не приявшие нашего учения бытосказатели и писатели, софисты и риторы, и повествуют о горделивом его походе и постыдном возвращении. Потом явившийся, сказав вкратце о делах персидских до Ксеркса, и умолчав о царствовавших после него, как о царях менее сильных, обращает речь к царю македонскому, и говорит: Дан.11:3 . И востанет царь силен, и обладает властию многою, и сотворит по воли своей. (4). « И егда станет царство его, сокрушится и разделится на четыре ветры небесныя». Ибо после того, как Александр, о чем говорили мы уже прежде, приял царство, можно сказать, целой вселенной, и потом подпал общему для всех людей концу; царство его разделилось на четыре части, как говорили мы о том уже неоднократно. Божественный Архангел, начав с сего, сказал еще так: И разделится на четыре ветры небесныя, и не в последняя своя, ниже по власти своей, еюже совладе. А сказанное им имеет следующий смысл: Александр царствовал целых двенадцать лет; в последние шесть лет сокрушил царство персидское и египетское, и покорил себе все между оными живущие народы. Потом Архангел сказует, что те, которые воцарятся после него, не окажутся подобными Александру, ни силою, ни властью, какую приобрел он в последние годы. Сие и выражает словами: «в последняя своя, ниже по власти своей, еюже совладе». Понеже исторгнется царство его, и другим кроме сих отдастся.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Антиох Антиох (Аντοχος=противонесущий, противоидущий, противостоящий, противоположный. Имя это носили многие цари сирийские, особенно во времена Маккавеев. В Священном Писании указываются следующие: а) Антиох II, по прозванию «Феос» (бог), сын Антиоха I, «Сотера», царь Сирийский (262–247 г. до Р. Хр.). Он не называется в Св. Писании по имени, но к нему относится пророчество Даниила, Дан.11:6–9 : «Чрез несколько лет (цари: северный и южный, т. е. сирийский и египетский) сблизятся между собою; и дочь царя южного придет к царю северному. Но она не удержит силы в руках своих, не устоит и род ее, но преданы будут как она, так и сопровождавшие ее, и рожденный ею и помогавшие ей в те времена. Но восстанет отрасль от корня ее, придет к войску и войдет в укрепления царя северного, и действовать в них и усилится. И богов их, истуканы их, с драгоценными сосудами их, серебряными и золотыми увезет в плен в Египет; и на нисколько лет будет стоять выше северного царя. Хотя этот и сделает нашествие на южного царя, но возвратится в свою землю». Из истории известно, что Антиох Феос (царь северный, т. е. сирийский) после неудачной войны с Птоломеем Филадельфом (царем южным, т. е. египетским) принужден был развертись с женой своей Лаодикеей, и женится на дочери Птоломея Филадельфа, Веренике. Но, по смерти Филадельфа, Антиох возвратил Лаодикею к себе, ко двору своему, и с детьми ее. Тогда Лаодикея, видя в Веренике соперницу себе и опасаясь непостоянства своего мужа, отравила его, а Веренику с ее сыном предала смерти, и на престол Сирийский возвела сына своего Селевка Каллиника. Это подало повод брату Вереники, Птоломфю III, Евергету, преемнику Филадельфа, в отмщение за сестру свою, восстать против царя Сирийского и он отнял у него Сирию и овладел большей частью Азии. На эту-то неудачную родственную связь между царями египетским и сирийским и их взаимные потом распри указывается у пророка ( Дан.11:6–9 . сн. Дан.2:43 ). См. Церк. Библ. ист. Филар. Пер. 9, стр. 550. Herz. 1. р. 381–382. б) Антиох III, Великий, сын Селевка Каллиника, внук Антиоха.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Глава 17 1–6. Поколения Манассиина колена, получившие удел в Западно-Иорданской стране. 7–13. Границы удела полуколена Манассиина и принадлежащие ему города в уделах Иссахарова и Асирова колен. 14–18. Заявление Ефремова колена и полуколена Манассиина на недостаточность доставшегося им удела. Нав.17:1 .  И выпал жребий колену Манассии, так как он был первенец Иосифа. Махиру, первенцу Манассии, отцу Галаада, который был храбр на войне, достался Галаад и Васан. Так как Манассиино колено получило уже удел в Восточно-Иорданской стране ( Нав.13:29–30 ), то поэтому библейский писатель, говоря о наделении этого колена новым уделом в Западно-Иорданской стране, объясняет то, почему он дан и кто именно его получил. Причина указана словами «так как он был первенец Иосифа». В силу своего первородства, дающего право на двойную часть наследства ( Втор.21:15–17 ), Манассии дается двойной удел. В Восточно-Иорданской стране получил удел Махир, первенец Манассии, отличавшийся храбростью, которую он проявил в завоевании Галаада ( Чис.32:39 ). Он назван «отцом Галаада» в смысле владетеля этой страны 161 . Нав.17:2 .  Достались уделы и прочим сынам Манассии, по племенам их, и сынам Авиезера, и сынам Хелека, и сынам Асриила, и сынам Шехема, и сынам Хефера, и сынам Шемиды. Вот дети Манассии, сына Иосифова, мужеского пола, по племенам их. Нав.17:3 .  У Салпаада же, сына Хеферова, сына Галаадова, сына Махирова, сына Манассиина, не было сыновей, а [только] дочери. Вот имена дочерей его: Махла, Ноа, Хогла, Милка и Фирца. Нав.17:4 .  Они пришли к священнику Елеазару и к Иисусу, сыну Навину, и к начальникам, и сказали: Господь повелел Моисею дать нам удел между братьями нашими. И дан им удел, по повелению Господню, между братьями отца их. Нав.17:5 .  И выпало Манассии десять участков, кроме земли Галаадской и Васанской, которая за Иорданом; Нав.17:6 .  ибо дочери [сынов] Манассии получили удел среди сыновей его, а земля Галаадская досталась прочим сыновьям Манассии. В Западно-Иорданской стране получили удел другие пять потомков Манассии, по племенам их, которые перечислены здесь, как и в Чис.26:30–33 , и, кроме того, пять дочерей Салпаада из поколения Хефера. Дочерям Салпаада, не имевшего сыновей, дан был удел согласно с повелением Моисея и всего общества ( Чис.27:1–11 ). Таким образом, Манассиино колено, по числу 10 родов, получило в Ханаане 10 участков, из которых 5, данных дочерям Салпаада, составляли вместе один участок, имевший принадлежать роду Салпаада.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010