В день памяти преподобноисповедника Георгия Даниловского в Данилов монастырь г. Москвы перенесли останки монахов Спасо-Преображенской обители Московского Кремля 5 июля 2023 г. 10:21 4 июля 2023 года, в день памяти преподобного Георгия (Лаврова), исповедника, архимандрита Даниловского, в Данилов ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы были перенесены костные останки 30 иноков Спасо-Преображенского монастыря, находившегося на протяжении XIV-XV столетий на территории Московского Кремля и являвшегося преемником первой московской обители, основанной благоверным князем Даниилом. Костные фрагменты были обнаружены в 1997 году при производстве земляных работ во дворе Большого Кремлевского дворца на месте храма Спаса на Бору, снесенного 1 мая 1933 года. В 2007 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II останки были извлечены из земли. Экспертиза подтвердила их подлинность. До настоящего времени реликвия пребывала на Патриаршем подворье при храме Собора новомучеников и исповедников Российских в Новокосине г. Москвы. Утром в Покровском храме Даниловской обители наместник монастыря епископ Солнечногорский Алексий отслужил Божественную литургию и совершил славление у раки преподобного Георгия. На богослужении пел хор монастыря. Затем владыка Алексий посетил недавно открытую мемориальную келью преподобного. В храме Собора новомучеников и исповедников Российских в Новокосине г. Москвы в полдень была совершена заупокойная лития по почившим инокам Спасо-Преображенского кремлевского монастыря, которую отслужили настоятель храма протоиерей Владимир Клюев и духовенство Патриаршего подворья. Затем святыня была доставлена в Данилов монастырь. После литии в присутствии Священноначалия, насельников монастыря и прихожан три ковчега были перенесены в поминальную часовню, где они будут находиться до августа, затем в рамках мероприятий, посвященных 40-летию возрождения Данилова монастыря, состоится их перезахоронение в монастырской костнице. Епископ Алексий, отвечая на вопросы прессы и прихожан, сказал: «У Бога все живы. И сегодняшнее событие — возвращение даниловских монахов в стены родной обители — еще одно тому подтверждение. Кажется, и имена уже их забыты и значатся только в летописях и монастырских синодиках. Но Господь печется о нас. Он напоминает нам о том, что наши предки жили здесь, молились, и оставили нам пример жизни христианской, жизни монашеской... Как говорил отец Кирилл (Павлов), " каждый должен делать свое дело " . Всем нам в будущей жизни хочется быть в Царствии Божием, а здесь, на земле, пребывать в мире, тишине, благоденствии...»

http://patriarchia.ru/db/text/6040441.ht...

Летописные и другие древние сказания о святом Благоверном Великом князе Данииле Александровиче, сыне святого Благоверного Великого князя Александра Невского, и о построенном им Даниловском за Москвою-рекою монастыре Источник Содержание Из Сборника 1702 года Моск. Синод. Библиотеки 607 Л. 116. Повесть о великом князе Данииле Александровиче Московском и всея России чудотворце О побеждении татар на Рязани. Глава 4 Л.120. О восприятии града Переяславля и о получении Л.120. О начале Даниловского монастыря и о пострижении и о преставлении блаженного великого князя Даниила. Глава 4 Л.120. О пренесении Даниловского монастыря во град Москву. Глава 5 О пренесении того же монастыря на новое. Глава 6. О явлении великого князя Даниила к юноше некоему. Глава 7 Чудо о князе Иоанне Шуйском. Глава 8 Л. 128 об. Чудо о купце. Глава 9 Л. 130. Об обновлении монастыря. Глава 10 Л. 131. О зачатии царствующего града Москвы, како исперва зачася. Глава 11 Служба святому благоверному великому князю Даниилу, составленная иноком Сергием и Симеоном Ольферьевым, неизданная нигде     " В лето 6780 1 (1272) 2 наста быти княжение Московское. Начал княжить на Москве князь Великий Данило Александрович Московский» (л. 24., Родословная, писан. в 1660 г., 583 Моск. Синод. Библ.). «В лето 6811 (1303) марта 4 преставился князь Данило Александрович Московский в черницах и схиме 3 ». (Летописн сбор. в Рус. музее XVII в. л. 255 об.). «В лето 6811 преставился великий князь Данило Александрович, (сын Александра) Невского Московский всея России. Животворящий крест, и порфиру, и виссон, и злату гривну, и венец Мономахов предаде четвертому своему сыну князю Иоанну Калите» (Лет. собр. Унд. в Рум. муз. 775. XVII в., л. 113). «В лето 6811 марта в 4 день преставился благоверный князь великий инок Даниил Александрович в память святого преподобного отца нашего Герасима иже на Иордани» (Надпись времен Грозного на том месте, где был гроб святого князя Даниила, переведенная на другую плиту, при возобновлении нижней церкви во имя св. пророка Даниила в 1867 году).

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Он стоял у истоков воссоединения Церквей и возвращения " Даниловского звона " Уходящий 2007 год войдет в историю церковно-общественной жизни России прежде всего двумя значимыми событиями: преодолением трагического восьмидесятилетнего разделения Русской Православной Церкви и принятием после почти четвертьвековых переговоров долгожданного решения о возвращении из Гарварда проданных в 1930 году большевиками 18-ти колоколов московского Данилова монастыря – одного из пяти чудом сохранившихся в мире дореволюционных тяжеловесных колокольных подборов. Об этом говорилось в «Приветственном слове» Святейшего Патриарха Алексия Второго по случаю открытия в декабре в Вашингтоне выставки «Русская Православная Церковь в XX веке», на которой были представлены предметы церковного искусства и личные вещи, принадлежавшие выдающимся духовным подвижникам прошлого столетия, просиявшим в пределах своего отечества и в рассеянии. Символично, что у истоков обоих отмеченных Патриархом важных исторических свершений стоял старейший клирик Русской Православной Церкви Заграницей, многолетний настоятель и окормитель Богоявленского прихода в Бостоне митрофорный протоиерей Роман Лукьянов. Он одним из первых выступил с призывом к сближению с Матерью-Церковью в России, когда еще мало кто осмеливался об этом открыто высказываться, и стал вести свою паству к утраченному в вынужденном отрыве от родной земли единству. К сожалению, он не дожил всего трех дней до подписания в Москве Акта о каноническом общении: немногим больше полугода назад 14 мая 2007 года после тяжелой продолжительной болезни отец Роман мирно отошел ко Господу. Близко знавший его наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) метафорически точно сравнил уход приснопамятного пастыря с праведной кончиной библейского пророка Моисея, «который вел свой народ к земле обетованной, но так и не сподобился войти в нее… По неизреченному Промыслу Божию он узрит исполнение обетований, уже перешагнув порог вечности» [ 1 ]. Всего несколько месяцев не дожил отец Роман и до другого знаменательного события – в августе этого года, согласно достигнутой договоренности с администрацией Гарвардского университета, точные художественные копии колоколов легендарной звонницы Данилова монастыря, отлитые на воронежском заводе «Вера» и освященные Патриархом Алексием Вторым, были доставлены к берегам Америки в обмен на предстоящее возвращение в Россию исторических подлинников.

http://pravoslavie.ru/5064.html

Архиепископ Волоколамский Феодор (Поздеевский; †1937) — один из самых ярких иерархов в истории Русской Церкви последнего времени 13 января 2014 г. Тайны следственного дела об иноческом братстве князя Даниила Проблемы источниковедческого и почерковедческого анализа применительно к архиепископу Феодору (Поздеевскому): факты, гипотезы и доказательства Московский Свято-Данилов монастырь много лет ведет работу по изучению своей богатой истории, в том числе недавней — истории гонений, закрытия обители и мученической кончины братии. Важнейшей фигурой этого периода является последний перед закрытием настоятель монастыря архиепископ Волоколамский Феодор (Поздеевский; †1937) — один из самых ярких иерархов в истории Русской Церкви последнего времени. Скрупулезное изучение всех материалов его последнего следственного дела заставляет иначе оценить многие ключевые аспекты достоверности и подлинности «лично подписанных» протоколов обвиняемых того страшного времени. И, наконец, исправить страшную несправедливость 1937 года, когда человека не только уничтожили физически, но и оклеветали его имя. Глава «Даниловского Синода» Архиепископ Феодор воспитал целую плеяду архиереев — настоящих духовных пастырей православного народа в годину страшных испытаний. Во многом именно благодаря владыке и близким ему по духу архиереям, сплотившимся вокруг него и Данилова монастыря (которых так и называли «Даниловским Синодом»), Русская Церковь устояла перед натиском богоборцев и разрушителей. Храмы, захваченные обновленцами, пустовали, в то время как Данилов монастырь еле вмещал молящихся. Владыку называли столпом православия, а «даниловцы» были для всех образцом непреклонного стояния в вере. Последнее следственное дело архиепископа Феодора и даниловской братии 1 , получившее в исследовательской литературе название дела «Иноческого братства князя Даниила», частично уже публиковалось. Прежде исследователи неоднократно пытались его проанализировать, в основном принимая во внимание только протоколы допросов архиепископа Феодора, причем лишь последние. Но при внимательном изучении всех протоколов допросов обвиняемых и свидетелей (причем в хронологическом порядке, и не только дела владыки Феодора, но и предшествовавших ему дел — например, Ковровского епископа Афанасия (Сахарова; †1962) 2  и даниловского архимандрита Симеона (Холмогорова; †1937) 3 , очень многие «странности» следственного дела становятся вполне понятными.

http://e-vestnik.ru/history/tayny_sledst...

Глава 1. Начало основания монастыря В 1821 году июня 21-го протоиерей Горицкого Успенского собора Антоний писал казначею Данилова монастыря Иоасафу с братиею: Велено мне с братиею прислать сведение как о Горицком монастыре, так и о Вепревой пустыни. Но как Вепрева пустынь до состояния Переславской епархии была приписною к Переславскому Данилову монастырю, то благоволите сделать выправку по Вашим монастырским запискам, как о времени строения и о настоятелях, так и о прочем, сообразно известному вам требованию по форме и прислать мне. Из Данилова монастыря последовал следующий ответ: Вепрева пустынь построена с Горицким монастырём вместе, об оном значится в грамоте царей и Великих Князей Иоанна и Петра Алексеевичей и Великой Государыни царевны Софии Алексеевны, данной 7195 (1687) года февраля в 28-й день Даниловскому архимандриту Варфоломею о приписке означенной Вепревой пустыни к Данилову монастырю, но в котором году, неизвестно 1 . Действительно, в означенной грамоте написано: «в прошлых годех по указу прадеда нашего Государского блаженныя памяти Великого Государя, царя и Великого князя Иоанна Васильевича всея России построена та пустынь с Горицким монастырём вместе» 2 . Царствование царя Иоанна В. Грозного продолжалось с 1533 по 1584 год; следовательно, по этому известию и построение Горицкого монастыря надлежало бы относить к царствованию Грозного, то есть к XVI столетию, и это тем более казалось бы достоверным, что подтверждается царскою грамотою, документом официальным. Даниловские власти de jure отчасти правы, что сослались на этот документ (?). Но дальнейшие археологические исследования покажут, что и грамоты Великих Государей в отношении к хронологии исторических событий надобно принимать с осторожностью и не придавать им несомненной достоверности. Основание Горицкого монастыря было ранее царствования Иоанна Грозного. В житии святого Димитрия Прилуцкого пишется, что он жил и подвизался в иноческих подвигах в Горицком монастыре; а святой Димитрий жил в нём ранее 1350 года, потому что около этого года он основал в Переславле свой монастырь – Никольский на болоте; в 1354 году виделся с Преподобным Сергием, когда сей приходил в Переславль к епископу Афанасию, жившему в Никитском монастыре, просить игумена для созданной им Троицкой обители; 1368 г. святой Димитрий ушёл из Переславля в пределы Вологодские и скончался в Вологде в 1391 г. Следовательно, и кончина святого Димитрия Прилуцкого последовала за 142 г. до царствования Грозного.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Данилово. Церковь Михаила Архангела (строящаяся). Церковь. Не действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Архитектор:И.П. Канаев Ссылки:   Адрес: Московская область, Пушкинский район, д. Данилово Координаты: 56.176139, 37.93403 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Общиной храма Спаса Нерукотворного усадьбы «Мураново» им. Ф.И. Тютчева в настоящее время в деревне Данилово Ашукинского муниципального образования строится храм святого Архангела Божия Михаила, одного из покровителей русского воинства. Исторически достоверно, что подобный храм находился в деревне Данилово с XVI века и определенное время являлся подворьем Чудова Кафедрального Кремлевского монастыря г. Москвы. Планируется построить храм, воспроизводящий формы разрушенного в 1929 году собора Чудова монастыря в Московском Кремле. К настоящему времени выстроена только звонница. 7.11.2016 http://muranovo.ru/ Строящаяся церковь Архангела Михаила расположена у дороги, проходящей через деревню Данилово. Село Даниловское (нынешняя деревня Данилово) известно с XIV века как центр волости Бели, входившей в Радонежское княжество. Оно впервые упомянуто в духовной грамоте Иоанна Калиты в 1335 году. В начале XV века село стало вотчиной кремлёвского Чудова монастыря (монастырь был основан в 1365 году Московским митрополитом Алексием), и здесь было устроено монастырское подворье с церковью во имя Чуда Архистратига Михаила в Хонех (празднование 19 сентября). В 1720 году по прошению архимандрита Чудова монастыря на месте прежней сильно обветшавшей церкви была возведена новая деревянная церковь Архистратига Михаила. Приход её вначале ограничивался только самим селом. Но к середине XVIII века, после того как сгорели церкви в соседнем селе Рахманове, часть деревень Рахмановского прихода была приписана к Даниловскому. В их числе были деревня Подвязново, а также сельцо Мураново и деревня Гришино, принадлежавшие Михаилу Ивановичу Оболенскому. По описи 1778 года, в церкви было много древних сосудов и икон. Среди последних выделялись: запрестольный образ Богоматери, образ Спасителя и храмовая икона Архангела Михаила. В 1764 году вышел государственный манифест " О секуляризации монастырских земель " . Согласно манифесту, подворье Чудова монастыря было упразднено, а Михайловская церковь стала приходским храмом и просуществовала почти 20 лет. По архивным документам можно проследить, как в течение длительного временни небольшой приход и его прихожане всячески хотели подновить и отремонтировать свой храм. Но... На протяжении многих лет в консисторию поступали прошения от прихожан дозволить " под фундамент подвести венец, также крышу перекрыть и стену обшить тёсом " . На что последовал ответ: " Починку в той церкви не дозволять, а священника, если пожелает, определить в монастырь " .

http://sobory.ru/article/?object=41901

Посеянный ветер ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ПОСЕЯННЫЙ ВЕТЕР Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 17-24 марта. - Праздник святого Даниила. - Миротворческая миссия. - Американская агрессия. - Бомбы на историю. - Обедненный уран и пасхальные куличи. - В поисках идентичности. - Советы атеистов. - Музейное лобби. - Христианская Троя. Прошлая неделя началась с праздника - в понедельник Русская Православная Церковь отметила 700-летие со дня преставления святого благоверного князя Даниила Московского - собирателя русских земель, родоначальника московских князей и основателя древнейшего в столице Свято-Данилова монастыря. Об этом сообщило агентство РИА " Новости " , опубликовав на сайте также и программу праздника. На сайте " Вести.Ru " , кроме рассказа о торжествах, прошедших в этот день в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря, коротко говорится и о самом святом Данииле Московском: " В 11 лет святой Даниил унаследовал от своего отца Александра Невского Московское княжество, которое в то время было одним из самых маленьких и бедных среди других русских земель, и сумел значительно укрепить его. Несмотря на многочисленные посягательства со стороны соседей, князь Даниил старался не участвовать в междоусобных войнах, предпочитая решать все вопросы мирным путем. В итоге именно при нем Москва стала центром объединения русских земель " . Сайт " Седмица.Ru " публикует подробный отчет о торжествах, посвященных 700-летию преставления св. блгв. кн. Даниила Московского. Там же приводятся слова предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, обращенные к архипастырям, братии Свято-Даниловского монастыря, а также ко всем, празднующим этот праздник. Также на сайте можно прочитать житие святого благоверного князя Даниила Московского и историю Свято-Данилова монастыря .

http://pravoslavie.ru/press/obzor36.htm

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Мужские монастыри Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь Россия, г. Москва, ул. Даниловский вал, д. 22. Древнейшая иноческая обитель Москвы. Основана в 1282 году князем Даниилом Московским (1261–1303), родоначальником московских князей, младшим сыном святого благоверного князя Александра Невского. Сын святого Даниила великий князь Иван Калита в 1330 году перевел часть даниловской братии к кремлевскому храму Спаса на Бору. Данилов монастырь в течение почти двух с половиной столетий пребывал в запустении. На его месте были маленький храм, ставший приходским, и кладбище. Его возрождение началось во времена царя Иоанна Грозного и Макария, митрополита Московского. В те годы в монастыре был построен и освящен храм во имя Святых Отцов Семи Вселенских соборов (древнейшая постройка в обители). В основе своей собор относится к XVI b., но неоднократно перестраивался в XVII–XVIII bb. На протяжении своей истории Свято-Данилов монастырь неоднократно становился ареной значительных событий в жизни нашего Отечества. В 1591 году у его стен располагался «гуляй-городок» – подвижная крепость, принявшая на себя удар полчищ крымского хана Казы-Гирея. У Данилова монастыря 1 декабря 1606 года собрал свои полки выдающийся русский военачальник М.В. Скопин-Шуйский с тем, чтобы нанести сокруши тельный удар по мятежным отрядам Ивана Болотникова. В сентябре 1610 года отряды Лжедмитрия II подвергли монастырь обстрелу, повредив стены и башни обители. После Смутного времени обитель быстро восстановили. 30 августа 1652 года в монастыре состоялось обретение святых мощей его основателя. Во время наполеоновского нашествия строения монастыря остались неповрежденными, но часть имущества обители была разграблена, храмы осквернены. В 1833–1838 годах по проекту архитектора О.И. Бове в обители возводится Троицкий собор, освященный святителем московским Филаретом (Дроздовым) . До революции монастырь был известен своим некрополем. На кладбище монастыря обрели последнее земное пристанище великий русский писатель Н.В. Гоголь, поэт, богослов и общественный деятель А.С. Хомяков, другие видные представители славянофильства (Ю.Ф. Самарин, князь В.А. Черкасский, А.И. Кошелев), ученый-славист Ю.В. Венелин, поэт Н.М. Языков, духовная писательница Н.А. Бахметева, художник В.Г. Перов, основатель Московской консерватории Н.Г. Рубинштейн. После закрытия монастыря некрополь был уничтожен, лишь несколько захоронений было перенесено на другие кладбища.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Скачать epub pdf Библеисты Амфилохий (Казанский-Сергиевский Павел Иванович) (1818–1893) Преосвященный Амфилохий (в мире Павел Иванович Казанский-Сергиевский) родился 20 июня 1818 года в селе Любицы Малоярославецкого уезда Калужской губернии в семье священника. В 1829 году поступил в Боровское Духовное училище, из которого в 1834 году перешел в Калужскую Духовную семинарию. В 1840 году Павел Иванович окончил с отличием курс и в том же году поступил в Московскую Духовную Академию. По документам Академии он числился Казанским, в дальнейшем ему была присвоена фамилия Сергиевский. В ноябре 1842 года Павел Иванович принял монашеский постриг с именем Амфилохий. По окончании курса в 1844 году иеромонах Амфилохий был назначен смотрителем Суздальского Духовного училища, где преподавал также греческий язык, географию и нотное пение. В 1852 году он был возведен в сан архимандрита и перемещен на должность смотрителя духовных училищ в Ростов и вместе с тем назначен настоятелем Борисоглебского монастыря на реке Устье недалеко от Ростова. В 1856 году архимандрит Амфилохий по рекомендации митрополита Московского Филарета (Дроздова) был назначен настоятелем Воскресенского ставропигиального Новоиерусалимского монастыря, основанного Патриархом Никоном . Через несколько лет по состоянию здоровья он был переведен в братию Московского Покровского миссионерского монастыря. В 1870 году по ходатайству митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова) архимандрит Амфилохий был назначен настоятелем Даниловского монастыря в Москве. 1 мая 1888 года он был хиротонисан во епископа и назначен викарием Ярославской епархии, епископом Угличским. Поселился преосвященный Амфилохий в Ростовском Спасо-Яковлевском монастыре, где почивают мощи одного из наиболее почитаемых святых – святителя Димитрия Ростовского . Первый печатный труд преосвященного Амфилохия, академическое курсовое сочинение «О трех обетах монашества: девстве, нестяжании, послушании», был издан в 1845 году. Пребывание в Новоиерусалимском монастыре, славившимся своей библиотекой, определило направление деятельности преосвященного Амфилохия как ученого. Живя в Москве, он занимался изучением и изданием древнеславянских и греческих рукописей, хранившихся в Синодальной библиотеке и в Румянцевском музее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богоявленский монастырь в Москве «Памятник благочестия» Богоявленский Собор бывшего Богоявленского монастыря. Фото: Олег Гусаров/sobory.ru Богоявленский монастырь – второй по древности в Москве после Даниловского. Он тоже был основан благоверным князем Даниилом Александровичем, младшим сыном святого Александра Невского и первым князем Москвы, при котором она стала самостоятельным удельным княжеством, выделившись из Владимирского, – и «начат быти княжение Московское». Даниил Александрович получил в удел захолустную Москву после смерти отца, когда ему исполнилось всего два года. На первых порах за него правили дядя и брат, но в 1276 году благоверный Даниил сам принял власть. В 1282 году он основал в Москве ее первый монастырь с деревянной церковью Даниила Столпника – во имя своего небесного хранителя (хотя некоторые исследователи считают, что Даниловский монастырь появился позднее, и первенство отдают Богоявленскому монастырю). О дате же основания Богоявленского монастыря тоже нет достоверных сведений. Принята условная дата – 1296 год, когда Даниил принял титул князя Московского, но основан он мог быть между 1296 и 1304 годом, то есть при жизни князя Даниила. Епископ Дмитровский Никодим, много лет проживший в Богоявленском монастыре, назвал его «памятником благочестия» благоверного Даниила Александровича. Место «за Торгом», где был основан монастырь, словно самой судьбой было для него предназначено. Во-первых, он появился на главной московской дороге во Владимир и Суздаль, подле деревянного Кремля, откуда князю было удобно ходить на богомолье. Ведь Даниловская обитель стояла в Заречье, далеко от Кремля, а Москва настоятельно нуждалось в своем монастыре. Во-вторых, рядом текла Неглинка, а Богоявленские храмы традиционно ставились около рек, чтобы устраивать Иордань и совершать к ней крестный ход на престольный праздник. В-третьих, тут была возвышенность, а храмы предпочитали возводить на них. Монастырь встал на посаде (который еще не был обнесен крепостной стеной Китай-города), где селились ремесленники и купцы и где раскинулся главный московский торг. Отсюда первое обозначение монастыря – «что за Торгом». Потом появилось более определенное название – «что за Ветошным рядом»: здесь торговали мехами (по-старинному, ветошью), а рядами назывались традиционные московские прилавки. Вход же в обитель до конца XVII века был со стороны Ветошного переулка.

http://pravoslavie.ru/3927.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010