...В декабре 1651 года неподалёку от Киева, в местечке Макарове, родился Даниил Саввич Туптало. Родители его были ревностными христианами и с детства привили мальчику нерушимые правила православного благочестия. Когда ему было одиннадцать лет, отец и мать переехали в Киев и отдали Данилушку в Киево-Могилянскую коллегию. Таланты мальчика вскоре стали известны всему городу - он мгновенно всё схватывал и отличался немереным трудолюбием. В совершенстве изучил греческий и латинский языки, многие классические науки, наизусть запоминал огромные тексты. Ему ещё не было и семнадцати, когда он принял монашеский постриг, взяв себе имя в честь Димитрия Солунского. Ещё через семь лет Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия во иеромонаха. Около десяти лет иеромонах Димитрий подвизался в разных монастырях, был игуменом Максимовской обители, Батуринского Никольского монастыря. Наконец, наступил значительный для русской православной книгописи год 1684-й. Настоятель Киево-Печерской лавры Варлаам (Ясинский) призвал иеромонаха Димитрия к себе и высказал ему важнейшее поручение - составить Четьи-Минеи на целый год. Димитрий покорно взялся за это дело. Как оказалось - подвластное только ему. О карамзинской " Истории государства Российского " Пушкин сказал, что древняя Русь открыта Карамзиным подобно тому, как была Колумбом открыта Америка. Православному человеку " Жития святых " Димитрия Ростовского не грех поставить выше " Истории " Карамзина. По масштабу сей труд грандиознее. По духовному значению - величественнее. Двадцать лет, не покладая рук, он составлял свои Четьи-Минеи, сопоставляя различные источники, стараясь изложить жития святых языком, доступным сердцу читателя. Сам он говорил, что душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда. А ведь ему одновременно приходилось ещё исполнять архипастырское служение! Уму непостижимо, как один человек мог делать столько! Более семи лет он являлся митрополитом Ростовским. В шестьдесят восемь лет, изнурённый трудами, святитель предсказал свою скорую кончину, определил место для погребения и предал душу Господу 28 октября 1709 года. В 1752 году в соборной церкви монастыря святителя Иакова производили ремонт, могилу вскрыли. Место погребения оказалось сырым, дубовый гроб и находившиеся в нём рукописи полностью истлели, зато тело Димитрия, а также омофор, саккос, митра и шёлковые чётки сохранились нетленными.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты Храмы и часовни монастыря: Церковь Харитона Исповедника (?) Неизвестная (Новая) церковь Церковь Николая Чудотворца Часовня иконы Божией Матери «Вратарница» (Πορτατισσα) Церковь Кириака Отшельника Фаранская лавра История лавры. Особенности Харитоновых лавр. Описание древней лавры. Изучение лавры. Источники и библиография.     История лавры     Основатель Фаранской лавры прп. Харитон Исповедник (память 28 сентября/11 октября) был родом из города Икония в Ликаонии (ныне г. Конья в центральной Турции). Год его рождения точно не известен, однако, вероятно, преподобный появился на свет в середине III века. Биографические сведения о прп. Харитоне известны из его жития. В своем переложении Жития Харитона святитель Димитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало, 1651-1709, память 19 июля/1 августа), вероятно, основывался на греческом тексте, включенном в «Менологий» Х века, принадлежащий перу прп. Симеона Метафраста (Συμεν Μεταφραστς, 940/960 - 976 или 990/1000, память 9/22 ноября). В 1941 г. бельгийский ученый Жерар Гаритт (Gérard Garitte, 1914–1992) издал (с аппаратом, но без перевода) обнаруженный им оригинальный текст анонимного Жития второй половины VI века, вероятно, послужившего основой для Метафраста. Английская версия этого текста увидела свет в 1990 г. в переводе израильской исследовательницы Леи Ди Сеньи (Leah Di Segni). По мнению Гаритта, автор Жития VI века был монахом Фаранской лавры; Ди Сеньи полагает (на основании критического анализа текста), что он был монахом Суккийской (иначе Старой или Ветхой) лавры. В своем родном городе Харитон пострадал во время гонений на христиан в правление императора Диоклетиана (284-305), или Галерия (305-311), или Максимина II Дазы (Дайи) (308-313). (Во всех версиях Жития Харитона указывается правление императора Аврелиана (270-275), что, однако, плохо согласуется и со временем жизни Харитона и с историческими фактами: при Аврелиане не было гонений на христиан.

http://sobory.ru/article/?object=18570

Дмитрий, святитель, митрополит Ростовский и Ярославский (Туптало Даниил Саввич) († 1709, память 23 мая/5июня, 21 сентября/4 октября и 28 октября/10 ноября, 6/19 июля в Соборе Ростово-Ярославских святых и 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) Родился в декабре 1651 года в местечке Макарово близ города Киева в семье благочестивых христианских родителей. Отец его всю свою жизнь служил в казацких войсках и большую часть времени проводил в походах, поэтому воспитанием Даниила в основном занималась его мать, которая отличалась исключительным благочестием. Отрок Даниил вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. Во время обучения он чуждался товарищества и стремился к одиночеству, занимался чтением святых книг, часто посещал богослужения в противоположность другим воспитанникам. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Будучи истинным патриотом, Димитрий внимательно следил за политической жизнью Украины. В это время он начал писать свой «Диарий» (записки на польском языке), в котором отмечал все события, происходившие тогда как на Украине, так и в Польше и Москве, от которых зависела судьба Украины. Димитрий болезненно переживал происходившие события. 23 мая 1675 года Димитрий был рукоположен во иеромонаха Черниговским архиепископом Лазарем (Барановичем) и назначен проповедником в г. Чернигов. В этой должности иеромонах Димитрий трудился до 1677 года. В Чернигове он начал писать свою первую книгу «Руно Орошенное», в которой описал чудеса, происходившие от чудотворной иконы Божией Матери в Черниговском Троицком Ильинском монастыре. Эта книга имела большой успех и несколько раз переиздавалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

под ред. О.В. Творогова Скачать epub pdf Димитрий Ростовский ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ (в миру Даниил Саввич) (XII. 1651, село Макарово на р. Ловиче – 28.Х.1709, Ростов) – митрополит Ростовский и Ярославский, писатель и проповедник. Учился в Киево-Могилянской академии. 9 июля 1668 г., в восемнадцатилетнем возрасте, Д. Р. принял монашество в Киевском Кирилловском монастыре. С. 1675 по 1700 г. Д. Р. – игумен и проповедник различных монастырей на Украине, в Вильне, в Минской губернии. В 1677 г. Д. Р., будучи кафедральным проповедником при Лазаре Барановиче в Чернигове, написал по повелению последнего «Руно орошенное», первое из дошедших до наС. его сочинений, представляющее собой сборник сказаний о чудесах чудотворного образа Богоматери в Черниговском Троицко-Ильинском монастыре. В 1684 г. Д. Р. по приглашению Варлаама Ясинского приезжает в Киев и становится проповедником Киево-Печерской лавры. Здесь Д. Р. принял на себя послушание – составление Четий Миней, которые прославили его имя. Над Четьями Минеями Д. Р. трудился около двадцати лет и закончил их лишь в Ростове в 1705 г. Используя в своей работе как русские источники (в том числе и Великие Минеи Четьи), так и латинские, греческие, польские, автор не просто собирал их воедино и занимался отбором, многие из житий, составленных Д. Р., могут считаться оригинальными агиографическими произведениями. Издание Миней затянулось на много лет: в 1689 г в Киево-Печерскои лавре была напечатана первая часть (сентябрь – ноябрь), а работа над четвертой – последней – частью продолжалась до 9 февраля 1705 г. В связи С. приездом в Россию изменяется взгляд Д. Р. на задачи и цели его труда: по наблюдениям исследователей, он уже в Москве, а затем и в Ростове уделяет все больше внимания памятникам русской агиографии, помимо великорусских житий Д. Р. включает в Минеи повести и рассказы, некоторые местного – ростовского – происхождения (например, Житие Димитрия царевича). Второе издание Миней вышло в 1711 – 1716гг (было напечатано три части) Далее труд Д .Р. переиздавался еще несколько раз.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/litera...

Для корректной работы сайта необходимо включить поддержку JavaScript в настройках Вашего браузера Статистика Всего в библиотеке документов: 6556 Димитрий Ростовский, свт. В миру Даниил Саввич Туптало; 1651(1651)1709) — епископ Русской Церкви; духовный писатель, оратор. В 1757 году прославлен в лике святых Православной Российской Церковью; память 21 сентября (по юлианскому календарю) и в день Собора Сибирских святых (10 июня). Родился в декабре 1651 года в селе Макарове Киевской губернии. Учился в Киево-Братской коллегии, ставшей впоследствии Киево-Могилянской академией. В 1668 году принял постриг в Киевском Кирилловском монастыре где потом прожил семь лет. Весной 1669 года рукоположен во иеродиакона, а в июне 1675 года во иеромонаха и назначен проповедником в Чернигов. В этой должности Димитрий трудился до 1677 года и прославился многочисленными проповедями.Димитрий несколько лет путешествовал по монастырям Украины, год прожил в Слуцке в Преображенском монастыре, где был братским проповедником. Все эти годы он писал свой «Диарий» (записки на польском языке). В них он делал записи о событиях на Украине, Польше, Москве, от которых зависела судьба Украины. Спасо-Яковлевский монастырь в Ростове После возвращения на Украину Димитрий жил в Крупецком Николаевском монастыре (1679—1681 годы). 10 августа 1681 года возведён в сан игумена и назначен в Свято-Спасский монастырь в Чернигове. Позже был игуменом в Батуринском Николаевском монастыре. 23 апреля 1684 года переехал в Киево-Печерскую Лавру где получил послушание составлять жития святых. В 1701 году переезжает в Москву для назначения на Тобольскую кафедру, 23 марта был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. После назначения почти год жил в Москве на Сибирском подворье в Чудовом монастыре.По причине болезни Димитрия 4 января 1702 года указом Петра I святитель Димитрий был определен на Ростовскую митрополию. Прибыв в свою епархию Димитрий после молебна в Зачатьевской церкви Яковлевского монастыря определил там себе место погребения, сказав «се покой мой, зде вселюся во век века» (традиционным местом захоронения ростовских архиереев был кафедральный Успенский собор).

http://lib.cerkov.ru/authors/37

Демьяны. Церковь Воскресения Христова. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Пятиглавый храм села Демьяны построен в 1804 году вместо деревянного на небольшой возвышенности близ речки Ишны. Название село, согласно местной легенде, получило по имени богатыря Демьяна Куденеича, жившего здесь в 12 веке. В Демьянах на рубеже 17-18 веков была летняя резиденция ростовского митрополита Димитрия (Даниил Саввич Туптало) (1651-1709). В 1757 году Димитрий Ростовский был причислен к лику святых. Источник: Федотова Т.П. " Вокруг Ростова Великого " . 1987 Время сооружения церкви в селе Демьянах относится к 1804 году. В ней престолы: Воскресения Христова и святителя Димитрия, Ростовского чудотворца. Церковной земли 36 десятин. Приход состоит из двух селений: Демьяны и Подывье. Всего домов 107, душ муж. пола 291, жен. пола 317. А. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» г. Ярославль, в типографии Германа Фалька, 1861 г. Демьяны, казенное село при р. Ишне, в 3 верстах от Ростова; 18 дворов, 51 душа и 51 надел. Каменная пятиглавая, в связи с одноярусною колокольнею, церковь во имя Воскресения Христова и св. Димитрия Ростовского сооружена прихожанами в 1804 г., а в 1866 г. она окружена каменною оградою. Близ настоящей церкви на северо-востоке, приблизительно в 10 саженях, была церковь деревянная, разрушенная по ветхости около 1810 г. К числу особо чтимых икон принадлежит: - икона Смоленской Пресвятой Богородицы, украшенная небогатою сребро-позлащенною ризою. В прежние времена на поклонение к ней приходило много посторонних богомольцев, но в последнее время икона почитается лишь прихожанами, - икона св. Николая, украшенная такою же ризою, особо почитается лишь прихожанами. 6 декабря в честь ее с давних времен установлено празднование, продолжающееся три дня. Эта икона 200 лет тому назад вероятно была храмовая, так как храм в то время был посвящен имени этого святителя, - запрестольный крест, замечательный как по своей резной форме, так и по старине; как видно из находящейся на нем надписи, он устроен при царе Федоре Алексеевиче в 1681 г.,

http://sobory.ru/article/?object=10014

Рубрики Кирилловский монастырь Акварель Федора Солнцева, 1843 г. Святитель Димитрий Ростовский и его «Руно орошенное» 2 мин., 22.12.2014 Поделиться Чудесный случай, ставший прообразом для написания икон Божией Матери «Нечаянная радость», был впервые описан святителем Димитрием (1651–1709), епископом и чудотворцем Ростовским. Святитель Димитрий был замечательным церковным проповедником и духовным писателем своего времени. Святитель (в миру Даниил Саввич Туптало) родился в 1651 году в местечке Макарово, недалеко от Киева, в семье рядового казака Макаровской сотни Киевского полка Саввы Туптало-Саввича. Изначально отрок Даниил обучался на дому, а в одиннадцать лет поступил в Киевское братское училище. В этом училище Даниил проучился всего четыре года вместо положенных одиннадцати лет. Однако за недолгие годы обучения будущий святитель в совершенстве изучил церковнославянский, греческий, латинский и польский языки. Под руководством ректора училища Иоанникия (Голятовского) Даниил также овладел искусством риторики и ораторского мастерства. В 1668 году Даниил принимает монашеский постриг в киевском Кирилловском монастыре с именем Димитрий. В 1675 году, в Густынском монастыре, Димитрия возводят в сан иеромонаха (священника в монашестве). В это время ему было всего 24 года, однако он уже был известен как проповедник. С 1677 года Димитрий начинает путешествовать по монастырям Малороссии, останавливаясь в них на недолгий срок, произнося проповеди и духовно возрастая сам. Святитель Димитрий Ростовский. Икона-портрет. Россия, последняя треть XVIII в. В 1681 году он становится игуменом Максаковского Преображенского монастыря, расположенного недалеко от реки Десны. Однако уже в 1684 году он перебирается в Киево-Печерскую Лавру, где впоследствии создает свой самый главный труд – «Четьи минеи» или «Жития святых». Эта работа велась святителем не только в Лавре, но и в других местах, где ему приходилось оказываться по послушанию и воле Божией (например, в Батуринском Николаевском монастыре). В 1689 году будущий святитель посещает Москву, а в 1699-м становится настоятелем Спасского Новгород-Северского монастыря. Этот монастырь стал последним для святителя Димитрия, где он был настоятелем. В 1702 году, уже будучи епископом, он назначается на Ростовскую кафедру, где и совершает свой подвиг святительства, то есть учительства и просвещения простого народа. Именно в Ростовской земле святитель Димитрий в полноте раскрыл данный ему Богом дар проповедничества. 28 октября 1709 года святитель Димитрий отошел ко Господу, во время молитвы, стоя на коленях. К лику святых в чине святителя, за свои огромные проповеднические и просветительские труд, Димитрий Ростовский был причислен в 1757 году.

http://foma.ru/svyatitel-dimitriy-rostov...

Миссионерский отдел Московской митрополии РПЦ Авторы Аллен Брент  — выдающийся современный патролог и историк Древней Церкви. Прославился исследованиями о Киприане, Ипполите, Игнатии Богоносце. Декан колледжа Св. Эдмунда (Кембридж). Также является сотрудником Лондонского университета,… далее» Надежда Лохвицкая (по мужу Бучинская) (1872 — 1952 гг.) — русская писательница и поэтесса, мемуарист, переводчик. Её называли первой русской юмористкой начала XX века, «королевой русского… далее» (1937—2004 гг.) — российский культуролог, философ, поэт, теоретик и историк религии, переводчик, литературовед. Н. Струве пишет о нём: «Пытаясь определить значение Сергея Сергеевича в русской культуре,… далее» Священник Владимир Васильевич Голубцов (р. 1971) — кандидат богословия, автор трудов по истории и краеведению, в частности — «Русская православная диаспора во второй половине XX века». Григорий Исаакович Беневич (род. 1956 г.) — кандидат культурологии, современный русский ученый (византинистика, патрология, история Церкви, русская философия, культурология). Ведущий научный сотрудник, заведующий кафедрой и руководитель… далее» Симон Львович Соловейчик (1930-1996) — выдающийся теоретик педагогики, публицист и журналист, детский писатель. Создатель газеты «Первое сентября», одно время был идейным вдохновителем «Учительской газеты», сотрудник многих… далее» Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) — выдающийся советский (русско-украинский) педагог. В 17 лет становиться учителем, каким и останется до конца своих дней. Участвовал В Великой Отечественной войне…. далее» Антон Семенович Макаренко (1888-1939) — выдающийся советский (русско-украинский) педагог. Писатель. ЮНЕСКО назван в числе четырех педагогов, определивших педагогику в XX веке. Главное достижение А. С. Макаренко… далее» (в миру Даниил Саввич Туптало; 16511709 гг.) — происходил из шляхетского и казацкого рода. Украинский и русский церковный деятель, оратор, духовный писатель, поэт, драматург…. далее» Date(); for (var j=0; j < document.scripts.length; j++) (window, document, " script " , " http://mc.yandex.ru/metrika/tag.js " , " ym " ); ym(24628034, " init " , clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true window.bz_custom_code_loaded=true;

http://pravbiblioteka.ru/book_author/pag...

Поиск Искать Дмитрий Ростовский, святитель (в миру Даниил Саввич Туптало; 16511709 гг.) — происходил из шляхетского и казацкого рода. Украинский и русский церковный деятель, оратор, духовный писатель, поэт, драматург. Первый канонизированный святой в синодальный период, единственный в XVIII веке. Академик Д. С. Лихачев считал Дмитрия Ростовского «последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы». Дмитрий Ростовский крайне много сделала для просвещения народа, боролся с пьянством и пороками, полемизировал с католиками и старообрядцами. Вошёл в историю прежде всего своими «Житиями святых», которые имели колоссальное духовное влияние на протяжении многих поколений и оказывают его до сих пор. Дмитрия Ростовского называли  «Златоуст Российской словесности», «Пастырь добрый», «Цевница духовная», «Звезда всю страну ученьми и чудесы озарившая», «райская ветвь Малороссии», «Святитель с медоточивыми устами» Творчество Дмитрия Ростовского многообразно — он писал пьесы, стихи, мемуары. Но прежде всего известны его проповеди и Жития святых — знаменитые Четьи-Минеи. О жизни и наследии Дмитрия Ростовского писали: Тургенев: «Кому в России не известны его великие заслуги церкви, прославленные и по смерти даром чудотворения? Кто из нас не читал его творений и не умилялся теплым чувством, с которым они написаны?» Игнатий (Брянчанинов): «Кому в России не известны его великие заслуги церкви, прославленные и по смерти даром чудотворения? Кто из нас не читал его творений    и не умилялся теплым чувством, с которым они написаны?» Толской: «вообще по языку я предпочитаю простоту и удобопонятность и сложность языка допускал бы только тогда, когда он живописен и красив, каким он часто бывает у Дмитрия Ростовского.» Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя   Date(); for (var j=0; j < document.scripts.length; j++) (window, document, " script " , " http://mc.yandex.ru/metrika/tag.js " , " ym " ); ym(24628034, " init " , clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true window.bz_custom_code_loaded=true;

http://pravbiblioteka.ru/book_author/dmi...

На диске записаны житие святой Матроны и молитвы к ней в исполнении священника Иакова Амбарцумова.   Жития святых . – М.: ИДДК, 2011. Формат: audio-CDayдuokhura Фома. - – октябрь 2014. – С.88. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Мультимедиа »). Митрополит Димитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало; 1651-1709) – знаменитый церковный автор, составитель сборников житий святых, проповедей, драм, стихов. На диске представлены: «Житие святого Василия Великого», «Житие Никандра Псковского», «Житие Феодосия Великого», «Житие Веры, Надежды, Любови и Софии», «Житие святого праведного Иосифа Прекрасного», «Житие Серафима Саровского», «Житие Иоанна Богослова», «Житие Сергия Радонежского», «Воскресение Христово», «Житие Феодоры», «Страсти Христовы» и другие. Читает Вадим Максимов.   Что читать:   Д. М. Володихин . Московский миф . – М.: Вече, 2014. – 351 с./Представляет Сергей Худиев //Фома. - – октябрь 2014. – С.89. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). Книгу Дмитрия Володихина «Московский миф» можно было бы проще всего охарактеризовать как «книгу об истории Москвы». Но такое определение неизбежно оставит за рамками очень многое. Эта книга, написанная серьезным, добросовестным историком, на высочайшем профессиональном уровне, живым, увлекательным языком, показывает историю не как набор сухих фактов, а как сложный живой поток, в который вплетаются судьбы отдельных людей, стран, городов, побед и поражений, открытий и находок. Слово «миф» напоминает о значении, в котором его используют антропологи: миф как всеобъемлющее повествование, раскрывающее смысл мира, в котором мы живем. Автор помогает нам увидеть события истории взором человека, который в Москве у себя дома, для которого вся эта толща истории, все эти люди, герои и злодеи, святые и грешники, правители и крестьяне – родные. Книга начинается с самого возникновения Москвы, говорит о ее постепенном возвышении, о том, как она чуть было не исчезала с лица земли под ударами врагов, но выживала верой, верностью и чрезвычайной жизненной силой ее обитателей. Это книга не просто об истории одного из великих городов мира - это книга о нас, и она помогает нам понять, кто мы такие, откуда мы пришли, что составляет воздух той культуры, которой мы дышим. Автор помогает нам увидеть историю Москвы так, как ее видели русские люди, - в свете Православной веры в Промысел Божий, который таинственно совершается в истории.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-138...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010