Летописные и другие древние сказания о святом Благоверном Великом князе Данииле Александровиче, сыне святого Благоверного Великого князя Александра Невского, и о построенном им Даниловском за Москвою-рекою монастыре Источник Содержание Из Сборника 1702 года Моск. Синод. Библиотеки 607 Л. 116. Повесть о великом князе Данииле Александровиче Московском и всея России чудотворце О побеждении татар на Рязани. Глава 4 Л.120. О восприятии града Переяславля и о получении Л.120. О начале Даниловского монастыря и о пострижении и о преставлении блаженного великого князя Даниила. Глава 4 Л.120. О пренесении Даниловского монастыря во град Москву. Глава 5 О пренесении того же монастыря на новое. Глава 6. О явлении великого князя Даниила к юноше некоему. Глава 7 Чудо о князе Иоанне Шуйском. Глава 8 Л. 128 об. Чудо о купце. Глава 9 Л. 130. Об обновлении монастыря. Глава 10 Л. 131. О зачатии царствующего града Москвы, како исперва зачася. Глава 11 Служба святому благоверному великому князю Даниилу, составленная иноком Сергием и Симеоном Ольферьевым, неизданная нигде     " В лето 6780 1 (1272) 2 наста быти княжение Московское. Начал княжить на Москве князь Великий Данило Александрович Московский» (л. 24., Родословная, писан. в 1660 г., 583 Моск. Синод. Библ.). «В лето 6811 (1303) марта 4 преставился князь Данило Александрович Московский в черницах и схиме 3 ». (Летописн сбор. в Рус. музее XVII в. л. 255 об.). «В лето 6811 преставился великий князь Данило Александрович, (сын Александра) Невского Московский всея России. Животворящий крест, и порфиру, и виссон, и злату гривну, и венец Мономахов предаде четвертому своему сыну князю Иоанну Калите» (Лет. собр. Унд. в Рум. муз. 775. XVII в., л. 113). «В лето 6811 марта в 4 день преставился благоверный князь великий инок Даниил Александрович в память святого преподобного отца нашего Герасима иже на Иордани» (Надпись времен Грозного на том месте, где был гроб святого князя Даниила, переведенная на другую плиту, при возобновлении нижней церкви во имя св. пророка Даниила в 1867 году).

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Патриарх Кирилл: Не силой, не коварством, а любовью и миром можно приобретать то, что имеет в очах Божиих и оправдание, и поддержку 13 сентября, 2015. Святейший Патриарх Кирилл Слово Святейшего Патриарха в день обретения мощей князя Даниила Московского 12 сентября, в праздник обретения мощей святого благоверного князя Даниила Московского (1652) и перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского (1724), Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Данилова монастыря. По окончании Литургии Предстоятель обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец наместник. Дорогие отцы, братия и сестры. Всех вас поздравляю с праздником — с днем памяти святых благоверных князей Александра Невского и сына его Даниила Московского. В своем слове, посвященном князю Даниилу, митрополит Московский Платон говорит такие слова: «Чтобы блеск града Москвы в начале его истории не омрачил взор завидующих, поставил Господь во главе града мудрого и смиренного князя». Эти слова четко характеризуют эпоху, в которой происходило становление града Москвы, — XIII век, век жестоких междоусобиц, когда брат поднимал руку на брата, когда богатство и слава одного вызывала зависть у других, так что они не останавливались ни перед чем, чтобы огнем и мечом захватить землю соседа или даже брата, присоединить к собственной земле, обогатиться за счет богатств и средств ближнего. А град Москва был слабым и малозаметным княжеским уделом, ни у кого не вызывавшим зависти, так что основная борьба происходила между другими князьями, там, где были богатства. И вот во главу сего града Господь промыслительно поставляет князем Даниила, младшего сына святого благоверного князя Александра Невского, который отличался смирением, мирным духом, который сознавал пагубу междоусобицы и, занимая незаметное место среди русских князей, делал все, чтобы примирить одних с другими. В этом смысле особенно показательно отношение святого Даниила к старшему брату Андрею Александровичу, человеку с тяжелым характером и сильной волей, который, будучи великим князем и стремясь к постоянному расширению своих владений, вступил в борьбу и с Муромом, и с Суздалем, и с Коломной, и с Дмитровом, и побеждал эти города, присоединяя их к своему княжеству. Но когда он вознамерился силой взять город Москву, князь Даниил сделал то, чего не сделал ни один князь, к которому его старший брат подступал с силой, — он вышел навстречу без всякого оружия. Этот поступок так впечатлил Андрея Александровича, что он пощадил Москву.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-ne-sil...

Подольск. Часовня Николая Чудотворца на Васильевском погосте. Никольская часовня Карта и ближайшие объекты Васильевский погост Земли по Лопенке в домонгольскую эпоху находились на самой окраине Владимиро-Суздальского княжества, а населявшие их вятичи отличались особой приверженностью к язычеству. Они не принимали Христа и не крестились, хоронили покойников по языческому обряду в курганах вплоть до XIII века. Положение дел изменилось после татаро-монгольского нашествия, сильно подорвавшего устои прежней русской жизни. В правление святого благоверного князя Даниила Александровича (1276–1303 г.г.), великого основателя и устроителя государства Московского, население княжества стало жить на новых христианских началах. Сам князь был активным и успешным христианским просветителем земли московской, он заботился о строительстве церквей не только в Москве, но и во всех волостных и становых центрах княжеской власти на местах. Немаловажное значение при обустройстве управления княжеством приобрели и погосты традиционные места собрания сельских жителей для встречи с властями, для сдачи налогов, судебных разбирательств, на праздники, ярмарки и для молитвы. Твердой опорой власти святому Даниилу служила Русская Православная Церковь. Поэтому на погостах, особенно там, где ранее были языческие капища, ставили православные храмы. Медленно и постепенно изглаживались в памяти народной языческие верования и обряды, и русичи-московиты становились истинными христианами. С конца XIII в. курганы в Подмосковье почти не встречаются. Погост Васильевский продолжал оставаться одним из местных родовых центров на средней Пахре. Свое название погост получил от построенного на месте древнего Велесова капища храма во имя святителя Василия Великого, память которого празднуется 1 января. Нетрудно догадаться, что это имя было созвучно старому названию места «Велесово» и призвано было, по мнению Церкви как можно быстрее и прочнее стереть память о боге Велесе, празднование которого приходилось близко к Васильеву дню. Если кульминацией колядских языческих Святок был Велесов день 6 января, то таковым стал Васильев день 1 января Святок Рождественских. На Васильевский погост в престольные праздники в XIV столетии могли бывать и благоверный князь Даниил, и его сыновья Юрий и Иван Данииловичи, и Симеон Гордый, и Иван Красный, и св. Дмитрий Донской. Позже, в XV–XVI в.в., при расширении Московского государства великокняжеские выезды на погосты прекратились и погосты стали, в привычно понимаемом ныне смысле, сельскими кладбищами со скромными церковками при них. Священники церкви Васильевского погоста на протяжении столетий окормляли приход припахринского левобережья село Васильевское с Ордынцами, Плещеевым, Бякантовым, Быковкой и Услонью, а позже и расположенные по Лопенке деревни Борисовское, Захарьино и Щербинка.

http://sobory.ru/article/?object=48721

Святитель Димитрий родился в 1651 году в местечке Макарове, находящемся в 40 верстах от Киева. Родители его были рядовой казак макаровской сотни киевского полка Савва Григорьевич Туптало и жена его Мария Михайловна. Савва Туптало происходил из шляхетской фамилии Савичей. По свидетельству самого святителя, родители его были люди глубоко-верующие и отличались примерной благочестивой жизнью. Наибольшее влияние на ум и сердце Даниила (так звали в мире св. Димитрия) оказывала его чрезвычайно религиозная мать, так как по делам своей службы отцу его редко приходилось бывать дома. Без сомнения, ее же постоянным заботам об истинно-христианском воспитании своих детей сестры Даниила обязаны тем, что все три, Памфилия, Феврония и Параскева, приняли впоследствии пострижение и были преемственно игумениями ими же основанного Никольского Иорданского монастыря. Первоначальное образование Даниил получил дома, где научился читать и писать по-славянски. Наученный грамоте, он был отдан своими родителями для дальнейшего образования в училище при Киевском Богоявленском монастыре, в котором преподавателем тогда состоял знаменитый в то время духовный писатель Иоанникий Голятовский. Здесь он с особенною любовию и прилежанием отдался изучению наук и, благодаря своим большим природным способностям, вскоре занял место в числе лучших учеников училища и обратил на себя внимание, между прочим, некоторыми самостоятельными работами в стихотворстве. Даниил учился здесь в продолжении трех лет и преимущественно занимался чтением книг св. Писания, творений отцов и учителей церкви и житий святых, а в праздники и воскресные дни неленостно ходил в церковь Божию для молитвы. Еще при поступлении своем в училище Даниилу пришлось быть свидетелем торжественного внесения новообретенной чудотворной иконы пресв. Богородицы, Братской, в новую церковь училища. Чудное нахождение иконы, на которой вплавь спасся татарин, сильно подействовало на впечатлительного юношу и еще более усилило его религиозное настроение. Оно невольно должно было отразиться и на всей последующей жизни Даниила: он отличался благонравием и безукоризненным поведением, так что и тогда легко можно было предвидеть заранее, какой путь жизни изберет себе Даниил. В 1665 году Киево-Братский монастырь был опустошен поляками; здания его были разрушены, и Даниил должен был удалиться в дом своего отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/z...

ЦВ 6 (259) март 2003 /  20 марта 2003 г. Даниил Московский: Исторический портрет 17 марта 2003 года православный мир отметил 700-летие со дня преставления святого благоверного князя Даниила Московского. Так уж сложилось, что наиболее известные и авторитетные российские историки в своих исследованиях уделяли мало внимания князю Даниилу. О нем вспоминали либо в общем ряду, при перечислении предков властителей Московской Руси, либо при разборе поистине ужасающей политической ситуации XIII века. Современные авторы статей и заметок, посвященных нынешнему юбилею, склонны подчеркивать непричастность Даниила Александровича к междоусобной борьбе: он-де жил сам по себе, вне реальной жизни. Но ведь именно то, что князь Даниил, будучи вынужденным защищать интересы своей земли, смог избежать морального падения и грязи княжеских усобиц, и явилось его духовным подвигом. Он сумел не свернуть с праведного пути и при этом сберечь себя и народ. Князь Даниил Александрович родился в 1261 году. Уже почти тридцать лет русские земли находились под властью иноземных захватчиков. Ханы умело управляли ситуацией, пользуясь разобщенностью удельных княжеств. От них зависело назначение великих князей и разрешение междоусобных споров. Подчас интересы князей намеренно сталкивались, а от их поведения в ставке хана зависела их жизнь. Так, в 1237 году князь Федор Юрьевич, отказавшийся отдать свою жену на утеху хану, был убит, а его тело брошено на съедение диким зверям. Его жена Евпраксия, узнав об этом, кинулась вниз с высокого терема с сыном на руках, предпочтя смерть позору. В 1246 году дед Даниила Московского, Ярослав, был вызван в столицу Орды, город Кара-Корум в Монголии. Причиной этого, по-видимому, явилась чрезмерно самостоятельная политика князя. Некоторое время он жил при хане Гуюке, а затем, после визита к матери хана, Туракине, скоропостижно умер. По свидетельству летописца, тело князя страшно посинело — вероятно, он был отравлен. Его сын Александр Невский, продолжавший политику отца, тоже был приглашен в ставку, но почувствовал недоброе и не поехал.

http://e-vestnik.ru/history/daniil_mosko...

Владимир Мединский: «Мы живем в расколотом обществе, это наша общая беда» Минул год с того дня, как президент Владимир Путин дал поручение создать единую концепцию учебника истории. Первые пособия новой линейки появятся не ранее 2015-го, а пока очевидно, что российское общество резко расходится в оценке наших исторических реалий. Свидетельством тому — события, развернувшиеся вокруг празднования 70-й годовщины снятия блокады Ленинграда — в частности, высказывание министра культуры и председателя Военно-исторического общества Владимира Мединского, усомнившегося в изобильном питании ленинградского руководителя Жданова, и реакция на него. 19 февраля, 2014 Минул год с того дня, как президент Владимир Путин дал поручение создать единую концепцию учебника истории. Первые пособия новой линейки появятся не ранее 2015-го, а пока очевидно, что российское общество резко расходится в оценке наших исторических реалий. Свидетельством тому — события, развернувшиеся вокруг празднования 70-й годовщины снятия блокады Ленинграда — в частности, высказывание министра культуры и председателя Военно-исторического общества Владимира Мединского, усомнившегося в изобильном питании ленинградского руководителя Жданова, и реакция на него. Свою позицию Владимир Мединский объяснил в беседе с корреспондентом «Известий». — В соцсетях несколько дней первенствовало сочетание тегов: Гранин, Мединский, вранье. — Вся эта история искусственно раздута. Я позвонил Даниилу Александровичу, извинился за то, что его побеспокоили таким неприятным образом, сказал, что отношусь к нему с бесконечным уважением, ничего подобного о его книгах не говорил, ни фамилию Гранин, ни «Блокадную книгу» на «Эхе» я даже не упоминал. Попросил не судить по комментам в интернете, можно просто послушать саму запись радиопередачи. — В общем, тема закрыта — от вас требовали, чтобы вы извинились, и вы извинились. — Извинился за неудобства, причиненные замечательному писателю и уважаемому человеку, хотя и странно извиняться за то, что не делал. Сейчас, когда эмоции утихли, могу сказать: совершенно точно будем подавать иск в суд о защите чести и достоинства. Журналисты из числа тех, кто поддержал распространение «утки», еще и звонили Гранину с вопросом: «А как вы относитесь к тому, что министр культуры «назвал все ваши книги враньем?». У меня нет слов. Я о себе и не такое слышал, но 95-летнего человека могли бы пожалеть.

http://pravmir.ru/medinskij-my-zhivem-v-...

17 марта — память Святого благоверного князя Даниила Московского 16 марта 2007 г. 15:00 Святой благоверный князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 году. Он был четвертым сыном святого Александра Ярославича Невского (память 23 ноября/6 декабря) и праведной Вассы. Двух лет от роду он лишился отца. Время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в церкви в честь Рождества Христова во Владимирском Успенском монастыре (Княгинин монастырь) и у окрестных жителей почиталась праведной. В 1272 году благоверный князь Даниил получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими землями. Благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм (и при нем монастырь) в честь своего тезоименитого покровителя, преподобного Даниила Столпника (память 11/24 декабря). Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Неспокойно было на Руси. Междоусобицы между удельными князьями были постоянными. И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие. Когда в 1293 году его брат, великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем («Дюденева рать») опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1295 году выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать. В 1300 году, когда рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Рязани, разбил неприятеля, взял в плен Константина и истребил множество татар.

http://patriarchia.ru/db/text/97297.html

Большие Дворы. Церковь Рождества Христова. Рождественская старообрядческая церковь общины Белокриницкого согласия /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Христова Год постройки:Между 1906 и 1908. Год утраты:приблизительно 1955 Адрес: Россия, Московская область, Павлово-Посадский городской округ, п. Большие Дворы Координаты: 55.816189, 38.64637 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:От ж.д. ст. Павловский Посад автобусами 21, 27, 28, 51, 55, 58 или 386 до остановки " Администрация п. Большие Дворы " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Современный посёлок Большие Дворы расположен в Мещёрской низменности на левом берегу реки Клязьмы, напротив города Павловский Посад. Свою многовековую историю он ведёт от XIII века, когда после смерти святого благоверного князя Александра Невского в удел его младшему сыну, Даниилу, в 1272 году достаётся удельное Московское княжество. На высоком левом берегу реки Клязьма, на самой границе Владимирского и Московского княжеств им был поставлен большой княжеский двор. Проживал там небольшой отряд княжеской дружины. Бывал иногда здесь и сам князь. Именно княжеский двор послужил названию будущей деревни. Случилось как-то князю Даниилу Александровичу заблудиться в здешних, дремучих тогда еще, лесах во время охоты. Проплутав немалое время и потеряв надежду самому найти дорогу, князь обратился с молитвой к Господу, прося о помощи. Обещал князь построить храм в том месте, где посчастливится ему выйти из леса. Вышел князь Даниил из леса к светлому озеру, находящееся вблизи своего княжеского двора. Вскоре на месте своего спасения князь Даниил Московский по обету построил храм, а озеро в народе стало называется Данилищево. Деревня Большой Двор стала приходом этого храма.

http://sobory.ru/article/?object=58671

Владимир Мединский — блогерам: о Данииле Гранине, «Сталинграде» и «Дожде» Министр культуры встретился с блогерами и рассказал об инциденте с Даниилом Граниным, фильме «Сталинград» и своем отношении к телеканалу «Дождь» 17 февраля, 2014 Министр культуры встретился с блогерами и рассказал об инциденте с Даниилом Граниным, фильме «Сталинград» и своем отношении к телеканалу «Дождь» Министр культуры Владимир Мединский встретился с блогерами. На встречу пришли около 15 блогеров-тысячников, среди них — публицист Егор Холмогоров, художник Лиля Даль и, в числе прочих, некий человек, именующий себя «первым блогером-сталинистом». Владимир  Мединский озвучил причину встречи: «Мы хотим, чтобы все неформальные средства коммуникации правильно писали о том, что мы пытаемся сделать. И правильно критиковали нас, если мы что-то делаем неправильно». И уже потом повернул к наиболее обсуждаемому: «Если в традиционном СМИ есть какая-то ответственность, то в виртуальном мире такой ответственности нет. Пример: вчера пресс-служба меня затерроризировала — зачем я оскорбил писателя Гранина?» Гранин «Даже смешно опровергать то, чего не было. В последний раз фамилию Даниила Александровича я произносил в день его 85-летия. И с тех пор никогда о нем не говорил, и тем более — о его книгах. Это случилось из-за прямого эфира на радио. Там ведущий говорил про Гранина, я говорил про Жданова, и ведущий меня постоянно перебивал. А когда делали распечатку эфира, то сложили: вот звучит фамилия „Гранин“, а вот Мединский произносит слово „вранье“ — и все сложили одно к другому. Я сегодня позвонил Даниилу Александровичу и извинился — за то, чего не было. Сказал ему: „Вы меня простите, пожалуйста. И хотя я ничего не делал — сегодня прощеная среда, простите меня за беспокойство“. Инцидент мы уладили. Несуществующий инцидент. Но все равно — неприятно». Олимпиада «Во время открытия Олимпиады я смотрел трансляцию и параллельно пролистывал интернет. И вот, что удивительно: люди с напряжением ожидали, что-то проколется, сорвется. Ничего не прокололось и не сорвалось.

http://pravmir.ru/pered-pisatelem-granin...

Митрополит Петр: Камень в основание святой Руси Однажды в Брянске святителю Петру пришлось спасаться за стенами храма, так как в город ворвались союзные одному из князей татары… 3 января, 2012 Однажды в Брянске святителю Петру пришлось спасаться за стенами храма, так как в город ворвались союзные одному из князей татары… Подготовлено для газеты «У Соломенной Сторожки» Причины возвышения Москвы всем хорошо известны еще со школы: выгоды географического положения, пересечение торговых путей… И так далее, в том же духе. Хотя непонятно, чем ее положение привлекательнее той же Твери, Ярославля или Серпухова, и почему этих замечательных преимуществ никто не замечал ни в XII , ни в XIII веках, когда крошечный городок на реке Москве не интересовал никого. За него не дрались князья, в него не ехали купцы (несмотря на «пересечение торговых путей»!), не селились вокруг крестьяне… Оно и понятно, лесной подзол – почва далеко не лучшая, а «пересечения торговых путей» возникают лишь там, где уже есть торгово-ремесленное население и стоит крупный торговый центр. Княжения в Москве были эпизодическими и короткими, московские князья считали себя неудачниками и не успокаивались, пока не захватывали удел «попрестижней». Переяславль Залесский, например. В 1262 году, собираясь на верную смерть в Орду, св. благоверный князь Александр Невский завещал Москву младенцу Даниилу, самому младшему из своих сыновей. Видимо, из расчета, что уж Москву-то у маленького княжича не отберет никто – не нужна. С этого завещания и начинается – нет, пока еще не возвышение, но превращение Москвы в настоящее княжество, не хуже других. Добрый, хозяйственный и умный князь Даниил Александрович берег и обустраивал доставшуюся ему вотчину, о лучшем не мечтал; привлекал население льготами и помощью в обзаведении хозяйством, выкупал у татар и сажал на землю пленных христиан. Не было недостатка и в добровольных переселенцах, искавших хоть какой-нибудь безопасности, хоть мизерной передышки от бесконечных татарских погромов.

http://pravmir.ru/mitropolit-petr-kamen-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010