Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ, НИКИФОР († 1617), ИОСИФ, ТИХОН, ФЕОДУЛ, ПОРФИРИЙ, ТРИФОН, ИОСИФ, СЕВАСТИАН, ТИМОФЕЙ, САВВА († 1636), НЕСТОР предыдущая статья ЕФРЕМ, НИКИФОР († 1617), ИОСИФ, ТИХОН, ФЕОДУЛ, ПОРФИРИЙ, ТРИФОН, ИОСИФ, СЕВАСТИАН, ТИМОФЕЙ, САВВА († 1636), НЕСТОР (XVII в.), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкие, пустынники, подвизавшиеся на Б. Соловецком о-ве. Большинство названных святых упомянуто в древнейшем Соловецком патерике, составленном между 1682 и 1700 гг. (наиболее полный список - РНБ. Соф. 452, 90-е гг. XVII в.), в связи с отшельническим подвигом прп. Дамиана (Диодора) Юрьегорского, встретившего монахов в начале своего подвижничества. В древнейшем Соловецком патерике сообщается, что прп. Дамиан, будучи насельником Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря , услышал рассказы о подвигах прп. Андрея Соловецкого и др. соловецких пустынножителей и решил последовать их примеру. Отправившись в глубь Б. Соловецкого о-ва, прп. Дамиан встретил там 2 отшельников и неподалеку от их келий построил себе хижину. Прп. Дамиан часто ходил по острову, желая встретить и др. пустынножителей, поскольку «в то время мнози отшелницы на Соловецком и Анзерском островех в пустыни, мало кому ведоми, живяху» (цит. по: Петренко. 2001. С. 498). Прп. Дамиану удалось встретить инока Ефрема Чёрного, о к-ром агиограф пишет, что он был первый среди пустынножителей, «старец честен», мирянина Никифора Новгородца, Алексия Калужанина (см. Алексий Соловецкий ), москвичей Тихона и Иосифа, Феодула Рязанца, Порфирия, Трифона, Иосифа Младого, Севастиана и др. Выходец из Алексина Тимофей («иже аггелоподобным своим житием, яко орел высокопарный, леташе» - Там же) рассказал прп. Дамиану о себе. В Смутное время прп. Тимофей оставил отеческий дом и на небольшой лодке из Архангельска приплыл на Б. Соловецкий о-в, где соорудил себе хижину, в к-рой прожил много лет, питаясь травой. В продолжение 3 лет прп. Тимофей терпел жестокие бесовские нападения, голод и холод, затем был утешен видением светлообразного старца, укрепившего подвижника и показавшего ему траву для еды и источник воды. Прп. Дамиан заботился о Соловецких пустынниках, своими руками хоронил скончавшихся.

http://pravenc.ru/text/182163.html

Т. о., полное жизнеописание Н. содержится только в 2 ранних редакциях Повести, сохранивших рассказ об отшельнической жизни святого. Согласно их тексту, Н. родился в семье священника из Вел. Новгорода. Когда он пришел на Соловки в 1602 г., то был юн и очень красив («красен лицем») и поэтому в ответ на просьбу о пострижении в монашество получил отказ. Тогда Н. остался в мон-ре трудником, решив не возвращаться к своим родным. Любимым его чтением было Житие отшельника Марка Фраческого, жившего в Ливийской пустыне у подножия Фраческой горы. Однажды во время этого чтения Н. удостоился чудесного видения, после которого, перекрестившись, снял с себя пояс и сандалии и убежал в лес. Он поселился в пещере у подножия горы и стал жить, подражая подвигам древних отшельников и мужественно перенося нападения бесовские. Когда спустя 9 лет к его жилищу пришел один из соловецких иноков, Н. коротко рассказал ему о себе, не назвав, впрочем, ни своего имени, ни причину, к-рая привела его в пустыню. На вопросы инока он ответил, что Богу это известно. Н. поведал соловецкому иноку, что его чудесным образом посещают 2 старца, к-рые приносят ему хлеб и просфоры. Сообщил он также, что рядом с ним живет др. отшельник и что был еще один брат, к-рый скончался. Кроме того, Н. дал попробовать ему свою обычную пищу - белый мох, сквашенный с брусникой. В заключение Повести приводится рассказ о Н. др. св. пустынножителя - прп. Мисаила. В нем говорится, что Н. прожил в пустыне 15 лет, за 3 года до кончины принял постриг с именем Никита, умер в 1616 г. в Вербное воскресенье. Еще один краткий эпизод, связанный с Н., содержится в Житии прп. Дамиана (в схиме Диодор) Юрьегорского. В нем упоминается об их случайной встрече в лесной чаще в зимнюю пору. Дамиан увидел, что отшельник в мороз был совершенно нагим. Зная, что Дамиан втайне от монастырских властей навещает пустынников Соловецкого о-ва и приносит им необходимые вещи, Н. напутствовал его: «Посщай, посщай, Домияне, и самъ от Бога посщенъ будеши». Как сказано в Житии, Дамиан хотел поговорить с ним и бежал вслед, чтобы догнать, но Н. вдруг сделался невидим.

http://pravenc.ru/text/2565448.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ СОЛОВЕЦКИЙ (1-я пол. XVII в.), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых и в Соборе Новгородских святых), пустынник, упоминается в житии прп. Диодора Юрьегорского (древнейший список в февральском томе Четьих-Миней Иоанна Милютина - ГИМ. Син. 802, 40-е гг. XVII в.). Когда прп. Диодор обходил Соловецкий и Анзерский о-ва, помогая пустынножителям, он встретил многих подвижников, скрывавшихся в лесных чащах, среди них был А. С., родом из Калуги. Настоятелем Соловецкого мон-ря в то время был игум. прп. Иринарх (1613-1628). Состоялась ли в XVII-XVIII вв. местная канонизация А. С., как и др. пустынножителей Соловецких, неизвестно, но его имя в нач. XIX в. внесено в «Верное и краткое исчисление... преподобных отец Соловецких» (РНБ. Солов. 1195/1366), в нач. ХХ в. включено в «Архангельский патерик». Местное прославление А. С. совершилось в связи с установлением в 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II Собора Соловецких святых. День тезоименитства А. С. может быть положен 17 марта. Лит.: Докучаев-Басков К. А. Подвижники и монастыри Крайнего Севера//ХЧ. 1888. 5-6. С. 342-345; Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям, и исторические сведения о церковном их почитании: Агиол. очерки. СПб., 1900. С. 19; он же. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 49-50; Житие преподобного отца нашего Диодора, или Дамиана, Юрьегорского чудотворца//ЖСв. Кн. доп., 1: Сент.-дек. С. 426; Волкова Т. Ф. Житие Диодора (Дамиана) Юрьегорского//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 342-345; Соловецкий православный церковный календарь/Изд. Соловецкой обители. 1999. С. 107-108. Игум. Андроник (Трубачев) Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/64706.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ СУНАРЕЦКИЙ (Сунский, Виданский) (Карп Ипатьев; 1608, дер. Андреев Наволок Олонецкого у.- март 1690, Выговский суземок), инок, основатель Виданского Сунарецкого Троицкого муж. монастыря (пустыни), старообрядец. Род. в крестьянской семье, отец - Ипатий Васильев. К. С. обучался грамоте у священника в Кондопоге. Прожив 3 года в браке, в 1627 г. он решил покинуть мир и поселился в Юрьегорском мон-ре при жизни основателя обители прп. Дамиана (Диодора; † 27 нояб. 1633), через год принял постриг. Более 15 лет К. С. странствовал по сев. обителям, в нек-рых жил по неск. лет, побывал в Кожеозерском, Соловецком в честь Преображения Господня , Александровом Ошевенском , Кенозерском, Муромском в честь Успения Пресв. Богородицы (на Муромском мысе Онежского оз.), Корнилиевом Палеостровском в честь Рождества Пресв. Богородицы , Клименецком во имя Св. Троицы мон-рях, в Курженской пуст. Будучи монахом Александрова Свирского в честь Св. Троицы монастыря , К. С. ок. 1645 г. посетил свою семью и вскоре решил основать в родных местах мон-рь. Он поселился на юж. оконечности пустынного Виданского о-ва на р. Суне, построил здесь мельницу, 2 кельи - «молчальницу» (для себя) и «странноприимницу» (для приезжавших на мельницу), установил поклонный крест. К. С. получил от Новгородского митрополита антиминс и разрешение на строительство Троицкой ц. (освящена ранее 1678). В период ок. 1657-1666 гг. (с перерывом в 2 года) на Виданском о-ве жил Епифаний , буд. вождь старообрядчества (он предрек К. С. разорение строящейся обители от сторонников церковных «новин»), а также др. выходец из Соловецкого мон-ря - Варлаам; для них в разных местах острова были поставлены кельи. После нападения на К. С. окрестных жителей, хотевших его изгнать, инок получил от олонецкого воеводы грамоту на землю и рыбные ловли для создававшегося Троицкого мон-ря. В обители начались масштабные строительные работы, шедшие в 60-70-х гг. XVII в. На Виданском о-ве появились кельи, было устроено братское кладбище, территорию мон-ря обнесли оградой; на берегу р. Суны располагались принадлежавшие монастырю скотные дворы, амбары, сеновалы, а также кельи монахинь, жилые дома трудившихся в монастыре «бельцов» (впосл. дер. Чикулай). В эти годы число насельников монастыря возросло почти до 50 чел. В Виданском монастыре приняли постриг родные К. С.: отец (с именем Иосиф), мать (с именем Елисавета), жена Татьяна (в иночестве Таисия), дочь Акилина и внук Иван. К. С. отказывался принимать священнический сан, управлял монастырем в должности строителя.

http://pravenc.ru/text/1840447.html

Архитектор Андрей Борисович Бодэ Бодэ Андрей Борисович - ведущий научный сотрудник, заведующий Сектором деревянного зодчества, кандидат архитектуры, советник РААСН. Родился в Москве в 1967 г. Окончил Московский архитектурный институт. Работал в градостроительной сфере. В 2001 г. поступил на работу в НИИТИАГ. В 2005 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Характерные особенности деревянного культового зодчества Поонежья XVII – XIX вв.». По совместительству работает архитектором-реставратором в Центральных научно-реставрационных проектных мастерских. Область научных и творческих интересов – деревянное зодчество Русского Севера, местные традиции, архитектурное формообразование, реставрация памятников архитектуры. Список храмов, которые построил Андрей Борисович Бодэ (или с его участием) Архангельская область Церковь Космы и Дамиана (строящаяся) Каргопольский район, Печниково (Ватамановская) Архитектор: А.Б. Бодэ Год постройки: 2014 Часовня Николая Чудотворца (новая) Плесецкий район, Мартемьяновская (Луги) Архитектор: А.Б. Бодэ Год постройки: 2011 Церковь Троицы Живоначальной Онежский район, Юрьева гора Архитектор: А.Б. Бодэ Год постройки: Между 2013 и 2014 Часовня Успения Пресвятой Богородицы (новая) Онежский район, Луза Архитектор: А.Б. Бодэ Год постройки: приблизительно 2006 - 2008 Ленинградская область Часовня Спаса Нерукотворного Образа Всеволожский район, Невский Парклесхоз Архитектор: А.Б. Бодэ Год постройки: 2009 Республика Карелия Часовня Диадора Юрьегорского Пудожский район, Гостьнаволок Архитектор: А.Б. Бодэ, Л.М. Лисенко Год постройки: 2004 Часовня Сергия Радонежского Пудожский район, Лапиннаволок, урочище Архитектор: А.Б. Бодэ Год постройки: 2007 Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Пудожский район, Водлозерский Пречистенский погост, урочище Архитектор: А.Б. Бодэ Год постройки: приблизительно 2018 - 2019. Собрана в Варишпельде, затем разобрана и перевезена на остров Пога г. Москва Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы Троицкий административный округ (ТАО), Введенское-Борисовка, урочище Архитектор: А.Б. Бодэ, Е.А. Ополовникова Год постройки: Между 2003 и 2008 Церковь Спиридона Тримифунтского Троицкий административный округ (ТАО), Введенское-Борисовка, урочище Архитектор: А.Б. Бодэ Год постройки: не ранее 2012 --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/architect/abbode

В 1834 г. возведён существующий ныне надвратный Никольский храм, в настоящее время в нем проходят службы. На территории монастыря сохранились также другие каменные строения XVIII-XIX вв., среди них – Святые ворота, корпуса, построенные в стиле провинциального ампира. Вокруг монастыря стоят невысокие стены с четырьмя башнями по углам. Ошевенская обитель имела громадное значение для местного края и воспитала шесть обителей. Из стен обители вышло немало основателей северных монастырей: преподобный Пахомий Кенский (бывш. Кенский монастырь), воспитавший Антония Сийского (Троицкий Сийский монастырь); преподобный Кирилл, основатель Сырьинской обители, Никодим Кожеозерский, Нифонт Кожеозерский, неизвестные основатели Вознесенской, Макарьевской и Спасской пустынь, и другие подвижники, основавшие давно уже не существующие обители. Из этой же обители вышли и такие подвижники благочестия, как преподобные Иона Каргопольский, Евфросин Курженский и Макарий Высокоезерский. В духовной связи с преп. Александром находилась обитель св. Дамиана Юрьегорского. К началу 20 в. в монастыре кроме Успенского собора были еще надвратная Никольская церковь и деревянная Покровская. В соборе с церковью внизу во имя Сретения в приделе преп. Александра под спудом почивали его мощи. Монастырь окружен каменной оградой, в нем были странноприимный дом и гостиница. Управлял обителью игумен. К 1907 г. братии было 8 человек. Монастырь имел тогда 30 коров и 10 лошадей, пахотные и сенокосные земли, лесные наделы, рыбный промысел и капитал 23 тысячи рублей. С 1907 г. монастырь имел собственное подворье в Санкт-Петербурге с часовней в честь святого Пантелеимона. История подворья начинается с осени 1903 г., когда иеромонах Иоаким подал епархиальным властям просьбу о постройке на Пискаревке, вблизи проспекта Императора Петра Великого, на подаренном Г. И. Бычковым участке, деревянной подворской церкви. Поскольку участок был мал, то просьбу власти отвергли. Взамен церкви 28 ноября 1904 г. по проекту Н. Н. Еремеева была заложена деревянная часовня на 300 человек без права обращать ее в церковь.

http://sobory.ru/article/?object=07397

Житие прп. Александра погибло во время пожара. Но так как был жив еще брат его Леонтий и некоторые старики, помнившие его, то братия поручила одному иеромонаху по их рассказам восстановить его. Но когда он его писал, прп. Александр явился ему во сне, упрекнул его за то, что он берется за дело, которое превышает его разум, и ударил его хворостиной. Старец проснулся в лихорадке. Но через несколько дней преподобный опять ему явился, милостиво на него взглянул и исцелил его. Тогда братия поручила иеромонаху Феодосию написать вторично житие его. Ошевенская обитель имела громадное значение для местного края и воспитала шесть обителей. Из нее вышел прп. Пахомий Кенский (память его в субботу по Богоявлении), воспитавший прп. Антония Сийского (память его 7 дек.); прп. Кирилл, основатель Сырьинской обители, и другие подвижники, основавшие свои давно уже не существующие обители. С прп. Александром в нравственной связи находилась обитель св. Дамиана (в схиме Диодора) Юрьегорского (память его 27 нояб.). Когда в этой обители был голод, прп. Дамиану предстал светлый муж и сказал: «Не скорби, Дамиане, и укрепляй братию. В последнее время прославится имя Божие. А ныне вели ловить рыбу, тем пропитает вас Бог». Себя же он назвал: «Постриженник Кириллова монастыря, игумен Ошевенского. Имя же мое Александр». Улов рыбы был чудесный. До конца своего существования (1764) Юрьегорская обитель чтила своего небесного помощника. И до конца существования Ошевенского монастыря не оскудевали благодатные исцеления от святых мощей его первоначальника. • Прп. Александр, в миру Алексий, родился 17 марта 1427 г. в селении около Вещозера (в пределах совр. Липноборского р-на Вологодской обл.), во времена правления Василия II Темного. • Основанный им Александро-Ошевенский монастырь находится в 44 верстах от Каргополя, на р Чурьяге Во времена преподобного это была земля Новгородская, ныне — Каргополъский р-н Архангельской обл. Жизнь и подвижнические труды преподобного связаны с совр. Архангельской и Вологодской епархиями.

http://sedmitza.ru/lib/text/437096/

В 1869 г. пудожский корреспондент «Олонецких губернских ведомостей» В. Р. Чевский в статье о Водлозерье ошибочно отождествил Ильинский погост с расположенным неподалеку Юрьегорским во имя Св. Троицы монастырем: «В Писцовой книге 7136 и 7137 (1628-1629) годов говорится, что в Водлозерском погосте, в пустоши, на Юрьевой горе, подле Каргопольского рубежа строит вновь монастырь (вероятно, Ильинский) старец Демьян, им была уже поставлена тогда церковь Св. Троицы «древяна клецки»» (см.: В. Ч. [Чевский В. Р.] От Пудожа до Водлозера. 1869. С. 756-757). Слова в скобках - «вероятно, Ильинский» - домысел Чевского. Др. исследователь, дословно повторив эту цитату из статьи Чевского (без ссылки на нее), пришел в выводу, что Ильинский погост являлся в древности «монастырским комплексом» (см.: Ополовников. 1955. С. 163-184). Г. А. Кутькова и Ю. В. Линник на основе той же ошибки Чевского предположили, что в XVII в. прп. Дамианом Юрьегорским на Водлозере была построена несохранившаяся Илиинская ц. ( Кутькова. 1999. С. 139-146). В действительности причастность Дамиана Юрьегорского к строительству Илиинской ц. источниками не подтверждается. В 1928 г. храм был закрыт, последний свящ. Н. В. Лутоев в нач. 30-х гг. XX в. репрессирован. Ильинский погост пребывал в запустении, постройки разрушались. В 50-х гг. здесь под рук. А. В. Ополовникова были проведены противоаварийные работы. В 1991 г. на территории Водлозерья был создан Национальный парк «Водлозерский». Реставрация Илиинской ц., колокольни и ограды осуществлена по инициативе администрации парка в 1999-2006 гг. (авторы проекта Кутькова и В. Н. Куспак). Со 2 авг. 1995 г. в Илиинской ц. совершались нерегулярные богослужения, с нач. XXI в.- регулярные. Храмовые иконы находятся в Музее изобразительных искусств Республики Карелии (среди них - шедевр древнерус. иконописи «Огненное восхождение Илии Пророка», 1647) и в МЗ «Кижи» (Петрозаводск). Для отреставрированного Илиинского храма написаны новые иконы художниками Ю. С. и И. Л. Грецкими (С.-Петербург).

http://pravenc.ru/text/389253.html

Из-за противоречий, существовавших между Анзерским скитом и Соловецким мон-рем, к-рый должен был осуществлять строительство Знаменской ц., начавшиеся работы остановились. Они возобновились в 1648 г., когда царь пожаловал на возведение храма 700 р. Троицкая ц. с приделами Знаменским и во имя прп. Михаила Малеина, с трапезной и келейным корпусом была освящена осенью 1649 г. Постройку храма сопровождали чудесные знамения. Кирпич и др. строительные материалы брали из Соловецкого мон-ря. С наступлением весны из-за ледохода сообщение скита с мон-рем было прервано. Однако, чтобы не останавливать строительство, преподобный отважился на путешествие на Б. Соловецкий о-в с неск. работниками. Путники благополучно достигли обители и загрузили на суда кирпич и др. материалы. На обратном пути их суда натолкнулись на большие льдины. Е. повелел кормчим обратить ладьи против шедших на них льдин, и по молитвам преподобного путь расчистился. Важным делом Е. стало формирование б-ки Анзерского скита (ныне в составе Соловецкого собрания РНБ, 10 рукописей имеют записи о принадлежности Е.), в соответствии с описью 1676 г. она насчитывала более 200 рукописных и старопечатных книг. Из записей во вкладной книге скита известно о переписке Е. книг: в документе сообщается, что преподобный «братии своей Патерик о уставе и благочинии скитском положи с Старчество и иныя книги своею рукою написа... От многаго Божественнаго писания различныя повести собра и три книги Цветники своею рукою написа уставом, такоже и чин монашеского келейнаго правила в писании своем благоразумно, яснейши от искусу чернеческаго жития добре истолкова» (Прп. Елеазар. 2001. С. 237, 249). Переписанные им книги святой вложил в скитскую б-ку. Автографы Е. не установлены. В описях Соловецкого мон-ря XVIII в. отмечены послания, челобитные Е., касающиеся вопросов жизнеобеспечения скита, устава скитской жизни, строительства, отношений с Соловецким мон-рем. Эти документы не сохранились, об их содержании можно отчасти судить по ответным грамотам царей, патриархов, митрополитов в Анзерский скит (опубл.: Там же. С. 159-207). Сохранившееся лит. наследие Е. невелико, наиболее значительным произведением является автобиографический «Свиток». Севастьянова атрибутировала Е. сохранившиеся в единичных списках Предисловие к богослужебному уставу (в нем излагаются обстоятельства получения анзерскими пустынножителями богослужебного устава из Соловецкого монастыря), «Сказание о Божественном гласе» (по мнению исследовательницы, это надпись на иконе Спасителя, созданной преподобным) и учительную грамоту, адресованную некоему мирянину. Считается, что Е. в 1641-1648 гг. участвовал в составлении первоначальной редакции Жития прп. Дамиана (Диодора) Юрьегорского ( Голоскова Н. А. Житие Диодора Юрьегорского в обработке И. С. Мяндина//Источники по истории народной культуры Севера. Сыктывкар, 1991. С. 21-22).

http://pravenc.ru/text/189679.html

В 1621 г. И. заложил и по окончании строительства освятил храм на Анзерском о-ве. В ответ на просьбу прп. Елеазара прислать в Анзерскую пуст. устав скитского богослужения И. передал ему список Скитского устава и послал на Анзер (очевидно, по благословению патриарха) Дионисия Крюка, к-рый мн. годы был уставщиком и строителем Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пуст. Заботясь о насельниках Анзерского скита, И. тем не менее неохотно отпускал туда жить соловецкую братию: в 1624 г. И. была прислана грамота от царя, к-рый велел игумену не препятствовать «добрым старцам» уходить в Анзерский скит (Прп. Елеазар. 2001. С. 171-172). Не поощрял И. и стремление новоначальных иноков к отшельничеству. Об этом говорится в «Житии Диодора Юрьегорского» и в одной из повестей о Соловецких пустынножителях («Повесть о преподобном отце нашем Дамиане»). В них рассказывается о том, что однажды к игумену пришли больничные старцы и просили вернуть в мон-рь больничного келаря прп. Кирика , к-рый ушел в «пустыню» вместе с отшельником прп. Дамианом . Монахи обвиняли пустынников в том, что те «в праздности пребывают, а не в монастыре трудятся». И. повелел вернуть Кирика. На поиски были посланы вместе с иноками трудники и стрельцы, к-рые возвратили в мон-рь преподобных Кирика и Дамиана и мн. др. пустынножителей, а кельи их разорили (эти события произошли, вероятно, ок. 1618). В качестве игумена Соловецкого мон-ря И. был полномочным представителем царской власти в Поморье и начальником 2 военных крепостей: каменной на Б. Соловецком о-ве и деревянного острога в Сумской волости. При игумене находился осадный воевода (из соловецких старцев), в Сумском остроге - царский воевода (М. Спешнев). В 1621 г. военный гарнизон, занимавший обе крепости, состоял из 1040 чел. (РНБ. Солов. 18/1477. Л. 278. 195). Весной 1619 г. И. получил повеление от царя принять меры предосторожности против нападения датчан (дат. кор. Кристиан IV заявил о своих притязаниях на «Лопскую землю», включая рус. погосты). Царь повелел игумену, чтобы ратные люди «жили с великим береженьем, и наряд по городу и острогу устроили, и караулы и осадных людей росписали» (ААЭ. Т. 3. С. 145-146, 106). 5 авг. 1621 г. И. была послана царская грамота, извещавшая о появлении близ Кольского острога дат. кораблей. Ему было приказано построить на случай осады каменные кельи для служилых и мирских людей и закончить строительство оборонительного рва (ААЭ. Т. 3. С. 167. 119). В нач. 20-х гг. XVII в. по распоряжению игумена были проведены работы по укреплению Соловецкой крепости. У зданий поварни и квасоварни, включенных в оборонительную систему, был построен дополнительный участок крепостной стены - т. н. пристенок с 2 башнями. Было укреплено здание сушила: его облицевали камнем и снабдили навесными бойницами. С сев. и юж. сторон крепости был вырыт ров, обложенный валунами и обнесенный частоколом.

http://pravenc.ru/text/673965.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010