митр. Дамаскин Алекс (Папандреу) Вторая часть. Вселенская патриархия. Соборный опыт и свидетельство Вселенская Патриархия в новое время 43 Вселенская Патриархия всегда являлась для Православной Церкви заботливой Матерью-Церковью в применении своих канонических привилегий и осуществлении своей исключительной миссии. Многовековое каноническое предание и экклезиологическая практика во взаимоотношениях Вселенской Патриархии с поместными автономными или автокефальными Церквами являлись основными вехами неустанной заботы и непрерывного служения Православию как в период процветания и благосостояния православных народов, так и в смутные времена. Изменения объективных политических, социальных и духовных условий, происходящих в жизни православных народов, влияли, конечно, и на способы применения служения Вселенской Патриархии, однако не меняли ее отношения к незыблемой основе канонического предания или к содержанию ее исключительной миссии сохранения единства общения поместных Православных Церквей на основе святоотеческого предания, канонического порядка и общения в любви. I. Забота о каноническом порядке Каноническое и церковное самосознание Вселенского Престола определялось и развивалось посредством соответствующих решений и всего духа трудов семи Вселенских Соборов, которые и определили содержание ее служения в жизни Православной Церкви. Основные и характерные критерии этого служения всегда основывались на авторитетном выражении Православного канонического предания: а. в самостоятельных духовных возможностях поместной Церкви, которая переживает на каждом месте и в каждую эпоху полноту опыта исторического Тела Христа, б. в необходимости общения в правой вере и любви всех поместных Церквей, которые, руководствуясь апостольским и святоотеческом преданием, переживают непрерывно содержание этого духовного опыта, и в. в диаконии Первого Престола на каждом уровне церковной организации ради сохранения, утверждения и показа общего духовного опыта. Этими критериями были законно обоснованы и реально функционировали в течение всей исторической жизни Православной Церкви отношения поместных православных Церквей между собой и со Вселенской Патриархией. Этой постоянной стабильностью сознания ответственности Матери-Церкви и неустанной ее диаконией поместным Православным Церквам, можно объяснить не только сохранение единства Православной Церкви в православной вере и каноническом чине, но также и отсутствие всякого желания со стороны одной или большинства поместных Церквей оспаривать канонические структуры Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

митр. Дамаскин Алекс (Папандреу) Содержание Священная Царская и Ставропигиальная Обитель Кикку Предисловие автора Часть первая. Православие и европейское единство Роль православия в объединенной Европе А. История европейского синтеза Б. Миссия Православия в построении будущей Европы В. Дилемма vers l " intégration ou vers la désagrégation Религия и общество в современной европейской действительности Некоторые мысли об использовании духовных сил Православия в Европе Современная миссия православного богословия Православие и нация Тысячелетие исторического опыта Русской Церкви Религии перед экологической проблемой Православие и Балканы Современная миссия Православия Вторая часть. Вселенская патриархия. Соборный опыт и свидетельство Вселенская Патриархия в новое время I. Забота о каноническом порядке II. Административная юрисдикция III. Служение единству IV. Соборное самосознание Православный Центр Вселенской Патриархии, Шамбези-Женева. Итоги двадцатилетней деятельности (1966–1986) 1. Некоторые сведения 2. Создание Православного Центра. Развитие и цели 3. Деятельность Центра 4. Послесловие по случаю двадцатилетнего юбилея Первый и его юрисдикция Высший авторитет в Православных Церквах Икона и Собор Соборный путь. 550-летие Ферраро-Флорентийскому Собору На пути к Святому и Великому Собору. Проблемы и перспективы Выступление на Первом Предсоборном Всеправославном Совещании (1976 г.) 1. Исторический обзор 2. Обзор литературы о Соборе Вклад поместных Православных Церквей в утверждение христианских идеалов мира, свободы, братства и любви между народами и в устранении расовых дискриминаций 1. Достоинство человеческой личности – основа для мира 2. Достоинство человеческой свободы и опасности от ее абсолютизации 3. Мир и справедливость: необходимые различия 4. Миссия Православия в современном мире 5. Православие и расовые дискриминации 6. Православие и братство между народами 7. Пророческая миссия Православия: свидетельство любви Православная Диаспора. Доклад на Межправославной Подготовительной Комиссии (1990 г.) I.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

митр. Дамаскин Алекс (Папандреу) Часть первая. Православие и европейское единство Роль православия в объединенной Европе 1 Позвольте мне вспомнить свое приветствие, с которым я встретил 18 Марта 1980 г. блаженной памяти Президента Греческой Республики замечательного духовного человека Константина Тсатсоса во время его визита в Центр: Диакония этой Священной Патриаршей Ставропигии вдохновляется мечтою Апостола Языков Павла, икону которого можно увидеть у входа этого Священного Храма. Это странное видение, изложенное в книге Деяний Апостольских, является решающим для дальнейшего исторического пути Христианства в Европе, так как в конце концов Апостол внял просьбе мужа македонского, попросившего его прийти в Македонию и помочь, а не своему желанию, вопреки Духу Святому, продолжить миссию в Азии. На это видение откликнулись и мы, приехавшие вместе с Апостолом Павлом – в честь которого построен этот храм – на Запад с Востока. Это было сделано для того, чтобы ответить на зов времени, который заключается в воплощении транснационального и объединительного духа Вселенской Патриархии в этом европейском регионе, цивилизацию которого нельзя ощутить без наследия Апостола Павла. Это наследие объединяет греческий и христианский дух настолько, что невозможно искать настоящую европейскую цивилизацию, отнимая христианский элемент у эллинизма или греческий дух от христианства. Потому что совмещение настоящего эллинского духа у христианства является квинтэссенцией европейского наследия, которое определяется удивительным балансом мирского и духовного подхода к человеку, как носителю образа Божия, в практической жизни и монашеского подвига, демократии и христианского благочестия, свободы и христианской морали. Однако, каков этот своеобразный элемент, существующий в понятии и в реальности Европы, отличающий ее от других географических регионов, сделавший возможными эти неповторимые сочетания и баланс? Чем отличается европейская цивилизация с точки зрения ее онтологических предпосылок от других, более древних цивилизаций, которые в период своего расцвета, казалось, были готовы монополизировать навсегда высочайшие достижения человеческого духа ?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

митр. Дамаскин Алекс (Папандреу) Часть третья. Православие и экуменические диалоги Апостольская преемственность. Мысли о преодолении раскола 163 На Третьем Предсоборном Всеправославном Совещании, созванном в Православном Центре Вселенской Патриархии, рассматривался вопрос о диалогах Православной Церкви с другими Церквами. При этом на Совещании было отмечено следующее: Православная Церковь , будучи Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью, сознавая полностью свою ответственность за единство христианского мира, признает реальное существование всех христианских Церквей и Конфессий, но считает, что ее отношение к ним должно основываться на скором и объективном разъяснении всего экклезиологического вопроса и особенно их учений о таинствах, благодати, священстве и апостольской преемственности. Современные двусторонние богословские диалоги Православной Церкви выражают в его истинной форме данное сознание Православия 164 . Таким образом, Православная Церковь отождествляет себя с Unam Sanctam, с древней нераздельной Церковью, веру которой передает и сохраняет живой в неразрывной последовательности через историю. Православная Церковь в состоянии признать какую-либо Церковь в качестве Церкви в полном смысле слова Церковь там, где имеет место единство в существе веры, т.е. определения веры Вселенских Соборов и древней Церкви, и там, где основной канонический порядок Церкви, дальнейшее сохранение апостольской структуры древней Церкви, т.е. апостольская преемственность, остается нерушимой. Эти элементы не могут рассматриваться отдельно. Итак, предпосылки экклезиологического признания отдельно и в совокупности создают неразрывное единство: это апостольская вера и апостольская преемственность. Именно в этом имеются сегодня большие богословские трудности. Наши диалоги дошли до критической точки – до экклезиологии. Ввиду этих новых перспектив, раскрываемых широко в экуменическом диалоге, Православная Церковь сможет использовать свое экклезиологическое учение не только для подтверждения своего самосознания, но и для ответственной оценки формы церковности христианского мира, находившегося вне ее лона 165 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М.А.Шахбазян, К.Г.Шахбазян Новая терминология Фанара: на примере богословской антропологии митрополита Иоанна (Зизиуласа) Источник Аннотация Сегодняшняя ситуация кризиса межцерковного общения в Православии требует осмысления в контексте не только внешнеполитическом или церковно-каноническом, но и богословском, собственно догматическом. Уже очевидно, что одной из важнейших причин возникших нестроений является новая экклезиология, которая просматривается в ряде заявлений и действий священноначалия Константинопольского Патриархата. При этом важно заметить, что к исповеданию этой новой экклезиологии Константинопольский Патриархат движется вполне самостоятельно, не принимая во внимание мнение ряда Поместных Церквей. Целью настоящего исследования стало выявление специфики богословия Константинопольского Патриархата как одной из причин новой экклезиологии. Задачи исследования – последовательный анализ богословской терминологии митрополита Иоанна Зизиуласа (влиятельнейшего на сегодняшний день богослова Константинопольского Патриархата), сравнение её с традиционным святоотеческим словоупотреблением. В работе использовались историко-сравнительный метод, метод герменевтической интерпретации (историческая распознающая интерпретация). В результате анализа выявлено несоответствие учения митрополита Зизиуласа об ипостаси и сущности применительно к антропологии учению Церкви. Не является оно и разъяснением смысла учения Церкви для современного читателя, но попросту искажает его смысл. Введение В Послании иерархам Румынской Церкви от 24 ноября 2018 г. патриарх Варфоломей, оправдывая намерение самостоятельно предоставить автокефалию украинским раскольникам, сказал, что, хотя в процессе подготовки документов Критского собора предполагалось согласовать и определить иной способ провозглашения автокефалии, это оказалось невозможно, так как на Соборе отсутствовали делегации четырех Поместных Церквей. По этой причине документ об автокефалии даже не оказался среди тем, «подлежащих изучению Святым и Великим Собором» 2; 3]. Эту явную ложь затем высказал и Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним Священный Синод РПЦ опроверг эту ложь, указав, что «тема автокефалии была исключена из повестки Собора много ранее, по настоянию Патриарха Варфоломея» Разумеется, если бы патриарх Варфоломей не настоял на исключении темы, то Критский собор принял бы согласованный вариант документа. А, как утверждается в докладе митрополита Дамаскина (Папандреу), работа Межправославной Подготовительной Комиссии в Шамбези (7–13 ноября 1993 г.) хотя и завершилась тем, что «сформировались совпадающие и расходящиеся подходы и толкования», однако согласие было достигнуто в главном: признании необходимости достижения консенсуса как условия возникновения новой автокефалии с. 254]. И Константинопольский Патриархат также признал главенствующую роль всей полноты Вселенской Церкви, о чем и было сказано: «в сознании Церквей вопрос автокефалии касался компетенции всей Церкви в целом» с. 247].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

Блаженнейший Даниил, Патриарх Румынской Православной Церкви, направил телеграмму с соболезнованиями в связи с кончиной Его Высокопреосвященства Дамаскина Папандреу, митрополита Адрианопольского 9 ноября. ПРАВМИР. Блаженнейший Даниил, Патриарх Румынской Православной Церкви, направил телеграмму с соболезнованиями в связи с кончиной Его Высокопреосвященства Дамаскина Папандреу, митрополита Адрианопольского, сообщает Theorthodoxchurch.info . Дамаскин (Папандреу) Адрианопольский Его Высокопреосвященству Иеремии, Греческому православному митрополиту Швейцарии, Вселенский Патриархат Ваше Высокопреосвященство, С глубокой христианской скорбью мы узнали об уходе из этого мира после продолжительной болезни Его Высокопреосвященства Дамаскина Папандреу, митрополита Адрианопольского, Вашего предшественника на посту митрополита Швейцарии, близкого друга Румынской Православной Церкви, которая так его чтила. Многолетняя дружба и сотрудничество с нашей Церковью митрополита Дамаскина углублялись и обогащались на протяжении более трех десятилетий, с избранием его митрополитом Швейцарии в 1982 году до 2003 года, когда он ушел в отставку из-за серьезных проблем со здоровьем. В этот час траура всей греческой православной митрополии Швейцарии, которой покойный Митрополит Дамаскин служил так верно, как только может иерарх, мы молим Бога упокоить его душу в свете Его Воскресения и Его вечного Царства. Вечная память! † Даниил Патриарх Румынии Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/skonchalsya-mitropolit...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Иоиль (Яннакопулос). Фотография. XX в. [Яннакопулос Фотиос; греч. Ιωλ Γιαννακπουλος] (1901, сел. Дранга, ныне Матия, близ Петалиди, ном Мессиния, Пелопоннес, Греция - 23.12.1966, Каламе (ныне Каламата), там же), архим., старец, писатель. Происходил из многодетной крестьянской семьи. Детство и юность старца прошли в Каламе, куда семья переселилась вскоре после его рождения. В отрочестве на Фотиоса большое влияние оказал подвижник и проповедник Илия Панагулакис († 1917), чьими учениками были также Герасим Микраяннанит и 1-й греч. миссионер в Африке архим. Хризостом (Папасарандопулос), с к-рым Фотиоса связывала духовная дружба. В 15 лет Фотиос тайно ушел в мон-рь, но родители насильно вернули его обратно. Его служба в армии совпала с греко-тур. войной 1919-1922 гг. В составе действующей армии Фотиос дошел почти до Ангоры (ныне Анкара), участвовал в сражениях при р. Сакарья и Кале-Грото (авг.-сент. 1921). После возвращения из армии обучался на богословском фак-те Афинского ун-та, к-рый окончил в 1925 г. В 1923 г. Фотиос был принят послушником в монастырь Веланидиас близ Каламе. 23 июля 1924 г. игум. Иезекииль, юрист и богослов, постриг его в монашество и нарек ему имя Иоиль. В сент. 1924 г. он был рукоположен во диакона, 6 янв. 1929 г.- во иерея. В 1925 г. И. был назначен преподавателем Закона Божия в гимназии г. Метони и иерокириксом (священнопроповедником) Мессинийской митрополии (1924-1934). И. строго постился, не вкушая даже елея. Вскоре у него обнаружили туберкулез. Когда у И. открылось горловое кровотечение, он был вынужден на некоторое время уехать в Алагонию, находящуюся в горах Тайгет, с климатом, напоминающим швейцарский. Несмотря на временное улучшение, врачи считали больного безнадежным. Однако во время пребывания в Кавале И. чудесным образом исцелился от туберкулеза. В 1938 г. И. вошел в число приближенных архиеп. Хрисанфа и был назначен служить в один из самых аристократических афинских храмов - ц. свт. Николая Чудотворца в квартале Пефкакия. В 1941 г., когда архиепископом стал Дамаскин (Папандреу) , И. подал в отставку и уехал в Каламе. Там митр. Поликарп (Синодинос) определил И. служить в лучшем городском храме - во имя свт. Николая Чудотворца. Но в 1942 г. И. попросил митрополита перевести его в небольшой обветшавший парекклисион св. Таксиархов (архангелов Михаила и Гавриила) при мон-ре Веланидиас. Там собралась община духовных чад старца. В годы фашистской оккупации и гражданской войны за пламенные проповеди отцу И. не раз угрожали смертью. И. также читал лекции в «Школе для мирян», действовавшей в Каламе.

http://pravenc.ru/text/578238.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ [Ваванацос Георгиос; греч. Ικωβος] (22.06.1895, Галаксидион, совр. ном Фокида, Греция - 25.10.1984, о-в Саламин, Греция), архиеп. Афинский и всей Эллады (13.01.1962-25.01.1962). Род. в семье моряка Константиноса Ваванацоса. Благодаря дяде иерею Николаю Скутеракосу с раннего возраста приобщился к церковной жизни. Закончив с отличием 1-ю гимназию Пирея, поступил на Богословский фак-т Афинского ун-та (1922), а по его окончании - на Юридический факультет. В 1918 г. принял монашеский постриг и был рукоположен во диакона. Служил в ц. прор. Илии в Пирее. В 1923 г., после избрания архиеп. Афинским и всей Эллады Хризостома I (Пападопулоса), получил должность великого архидиакона. В 1926 г. был рукоположен во иерея, возведен в сан архимандрита и назначен секретарем Афинской архиепископии, митрополичьего совета и епископского суда. В 1931 г. занял должность протосинкелла, в 1932 г.- вел. протосинкелла Афинской архиепископии. 10 янв. 1935 г. И. избран епископом Христупольским, викарием Афинского архиепископа (хиротония 11 янв. 1935), продолжая одновременно исполнять обязанности протосинкелла. За годы административной деятельности в архиепископии проявил себя талантливым организатором, заботящимся о церковной дисциплине и благочестии, уровне образования иереев, оживлении приходской жизни и единобразии в совершении богослужений. В 1932 г. им был созван 1-й съезд приходских священников (впосл. ежегодный), учрежден Дисциплинарный совет пресвитеров, приобрели большее значение собрания духовенства. 30 сент. 1936 г. избран митрополитом новообразованной Аттикийской и Мегарской митрополии, выделенной из обширной Афинской епархии, к-рой управлял архиепископ (см. подробнее в ст. Аттикийская митрополия ). После смерти архиеп. Хризостома (23 окт. 1938) поддерживал кандидатуру Коринфского митр. Дамаскина (Папандреу). После возведения под давлением правительства И. Метаксаса на Афинскую кафедру Трапезундского митр. Хрисанфа (Филиппидиса), вопреки победе на архиепископских выборах митр. Дамаскина, территория Аттикийской и Мегарской митрополии была существенно урезана и кафедра перенесена из Кифисьи в Мегару. Эта мера, в частности, была вызвана желанием исключить из пределов управляемой И. епархии о-в Саламин, где находился в изгнании митр. Дамаскин. Границы митрополии были восстановлены в 1941 г., после низложения Хрисанфа и восшествия на архиепископский престол Дамаскина.

http://pravenc.ru/text/200255.html

Новости 9 ноября, 2011 Награды Митрополичьего округа в Республике Казахстан впервые вручили многодетным семьям Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр вручил родителям медали «Алгыс» («Благодарение») и благодарственные письма. Каждая семья получила из рук владыки сертификат на покупку бытовой техники. 9 ноября, 2011 Митрополит Владимир поклонился мощам великомученика Димитрия Солунского Ковчег с десницей святого великомученика Димитрия Солунского доставили в больницу, где пребывает Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир 9 ноября, 2011 Владимир Легойда: Новые епархии - это ответ на запросы общества Святейший патриарх постоянно говорит о том, что Церковь, архиереи, священники должны быть ближе к народу. Что стоит за этими словами? 9 ноября, 2011 Прот. Александр Абрамов: Родители отмечают нравственное развитие своих детей, изучающих курс религиозной культуры Дети, которые пошли заниматься Основами исламской культуры или Основами православной культуры, оказались мудрее тех, кто пророчил новый раскол общества. 9 ноября, 2011 В Волгограде возведут скульптурную композицию в честь свв. Петра и Февронии Скульптурные композиции святым Петру и Февронии - небесным покровителям православной семьи - ежегодно появляются по инициативе организаторов программы " В кругу семьи " в разных городах России. 9 ноября, 2011 Скончался митрополит Дамаскин Адрианопольский Блаженнейший Даниил, Патриарх Румынской Православной Церкви, направил телеграмму с соболезнованиями в связи с кончиной Его Высокопреосвященства Дамаскина Папандреу, митрополита Адрианопольского 9 ноября, 2011 Движение в Самаре перекроют на время пребывания в городе Пояса Богородицы Госавтоинспекция попросила автолюбителей, прибывающих в Покровский собор, использовать общественный транспорт, поскольку парковочных мест в этом районе города мало 9 ноября, 2011 Архиепископ Егорьевский Марк совершил освящение мемориала советским воинам в Венгрии Владыка Марк выразил благодарность мэру за заботу о захоронении и отметил, что глубоко символично, что данное мероприятие происходит в день празднования памяти святого великомученика Димитрия Солунского, покровителя христианского воинства.

http://pravmir.ru/category/news/page/524...

О единственном в Гватемале православном монастыре рассказала его игуменья Москва, 6 апреля 2004 г. О жизни и проблемах единственного в Гватемале православного монастыря рассказала в воскресенье его настоятельница на встрече с прихожанами московского храма святой Екатерины на Всполье. По словам игуменьи Инессы (Аяу), община испытывает определенные трудности в отношениях с преобладающей в стране католической Церковью, но при этом поддерживает хорошие отношения со светскими властями, сообщает «Благовест-инфо». Женский монастырь св. Троицы – первая и единственная православная обитель в Гватемале – расположена в получасе езды от столицы этой центральноамериканской республики. Как рассказала матушка Инесса, именно с основания этого монастыря 17 лет назад началась история Православия в Гватемале. Основанию обители предшествовало обращение в Православие самой игуменьи Инессы. Будущая игуменья родилась в Гватемале в католической семье, в молодости поступила в монашескую конгрегацию ассумпционисток. Проведя в ее рядах 16 лет, сестра Инесса – под влиянием литературы о восточно-христианской духовности – пришла к выводу, что католичество – и в особенности его монашеские институты – находится в глубоком кризисе, и через таинство миропомазания была принята в Православную Церковь как монахиня. После этого вместе с одной из своих единомышленниц игуменья Инесса путешествовала по разным странам, в частности, прожила некоторое время в Иерусалиме. Наконец, по благословению митрополита Швейцарского Дамаскина (Папандреу, Константинопольский патриархат), она решила основать православную обитель у себя на родине. Через некоторое время был открыт православный приход в столице (сегодня его окормляет священник-мексиканец), а затем светские власти передали сестрам сиротский дом. Православные Гватемалы находятся в юрисдикции Антиохийского патриархата; кафедра их правящего архиерея, епископа Антония, расположена в Мехико. По словам игуменьи Инессы, католическая иерархия восприняла открытие монастыря и прихода крайне негативно: архиепископ Просперо Пенадос, занимавший в те годы столичную кафедру, разослал по всем приходам епархии письмо, в котором запрещал своей пастве общаться с православными, которых он называл «еретиками и схизматиками».

http://pravoslavie.ru/9467.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010