Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛУХОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Черниговской и Нежинской епархии, названо по г. Глухову Черниговской губ. 15 февр. 1923 г. определением Собора укр. епископов, по представлению Черниговского и Нежинского еп. Пахомия (Кедрова) епископом Глуховским и Новгород-Северским, викарием Черниговской епархии, был назначен прот. Крестовоздвиженской ц. Чернигова Матфей Храмцов. Его хиротонию (после пострига в рясофор) 23 апр. того же года в Чернигове совершили еп. Пахомий, епископы Борзенский Николай (Могилёвский?) и Городнянский Никифор (Богословский). Через 9 дней церковная власть в Чернигове перешла в руки Александра (Мигулина), назначенного образовавшимся в это время в Киеве обновленческим Всеукраинским высшим церковным управлением (см. Обновленчество ) (канонический Черниговский архиеп. Пахомий был к этому времени удален с кафедры). Еп. Матфей (Храмцов) подчинился власти Александра и 1 мая того же года был направлен в Новгород-Северский для управления округом. В сент. 1923 г. еп. Матфей порвал с обновленцами, 12 февр. следующего года написал покаянное прошение Патриарху Московскому и всея России свт. Тихону . 20 февр. 1924 г. патриарх и Свящ. Синод, рассмотрев прошение еп. Матфея и рапорт Черниговского архиеп. Пахомия, постановили простить еп. Матфею грех временного уклонения в обновленчество и утвердить его на Новгород-Северском вик-стве Черниговской епархии. Глухов. Фотография. 10-е гг. ХХ в. (РГБИ) Глухов. Фотография. 10-е гг. ХХ в. (РГБИ) В 1923 г. правосл. жители Глухова послали представителя к Патриарху Московскому и всея России св. Тихону, прося принять их «под свое духовное водительство». Патриарх согласился и рекомендовал избрать кандидата во епископа. Таким кандидатом, предложенным патриарху, стал пребывавший на покое еп. Макарий (Опоцкий), бывш. викарий Новгородской епархии. Однако Святейший Патриарх, желая дать жителям Глухова твердого в исповедании Православия иерарха, утвердил Глуховским епископом по рекомендации Черниговского архиеп. Пахомия, жившего тогда в Москве, архим. сщмч. Дамаскина (Цедрика) . 18 нояб. 1923 г. в Москве, в храме в честь Донской иконы Божией Матери Донского мон-ря, архим. Дамаскин был хиротонисан во епископа Глуховского, викария Черниговской епархии. Хиротонию возглавил Патриарх Тихон, ее также совершали Черниговский архиеп. Пахомий и Ананьевский еп. сщмч. Парфений (Брянских) . Вскоре правосл. общины Нежинского и др. округов избрали еп. Дамаскина своим архиереем, и он был назначен временно управляющим всей Черниговской епархией. В янв. 1924 г. еп. Дамаскин приехал в Глухов и разослал по епархии копии своей ставленнической грамоты. Архиерей приступил к организации епархиального управления, викарных и благочиннических правлений.

http://pravenc.ru/text/165171.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Иванович Смоличев (27.01.1889, с. Княжичи Глуховского у. Черниговской губ.- 15.09.1937, Карагандинский ИТЛ), сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи священника. В 1912 г. по окончании Черниговской ДС поступил в СПбДА. В 1915-1917 гг. служил в армии санитаром. В 1918 г. поступил в Томский ун-т. В 1919 г. был фельдшером в армии Колчака в г. Томске, затем год служил лекарским помощником в Красной Армии. С 1920 по 1924 г. работал учителем в г. Кролевце Черниговской губ. В мае 1924 г. в г. Глухове Глуховским еп. сщмч. Дамаскином (Цедриком) был рукоположен во иерея. В 1930 г. арестован в Глухове по обвинению в «контрреволюционной деятельности», приговорен к 5 годам ИТЛ. Отбывал заключение в Свирьском ИТЛ. После окончания в 1933 г. срока заключения служил священником в с. Суна (М. Суна, ныне Зуевского р-на Кировской обл.). В 1936 г. арестован по обвинению в «участии в контрреволюционной церковной группе», заключен в тюрьму г. Кирова. Проходил по групповому делу еп. Дамаскина (Цедрика). 27 окт. 1936 г. особым совещанием при НКВД СССР приговорен к 5 годам ИТЛ. 4 нояб. этапирован в Карагандинский ИТЛ (Карлаг), куда прибыл 7 дек. 1936 г. Находился в Бурминском отделении Карлага, где отбывал срок вместе с еп. Дамаскином, работал счетоводом-бухгалтером. 14 авг. 1937 г. после задержания еп. Дамаскина также взят в лагере под стражу по обвинению в том, что «проводил нелегальные богослужения в лагере», что было расценено как «контрреволюционная деятельность». На вопрос следователя, знает ли он, что «религия - опиум народа», И. ответил: «Я не согласен, что религия является опиумом народа, а наоборот, утверждаю, что правильно понимаемая идея религии обязательно облагораживает человека». 10 сент. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Карагандинской обл. приговорен к расстрелу. Казнен вместе с еп. Дамаскином, погребен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/469215.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР Петрович Басов (29.10. 1892, с. Городец Нижегородской губ.- 15.09.1937, Карагандинский ИТЛ), сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи диакона. По окончании ДС неск. лет служил псаломщиком, в 1918 г. рукоположен во диакона, в 1925 г.- во иерея. Служил в одном из сел Арзамасского р-на Нижегородского края, с 1931 г.- в храме в с. Ефимьеве Богородского р-на. 17 апр. 1935 г. по доносу одного из жителей села В. был арестован и заключен в тюрьму в Горьком. Обвинен в выступлениях против колхозов, произнесении «антисоветских» проповедей, помощи крестьянам в составлении жалоб на неправильное налогообложение. Во время заседания спецколлегии краевого суда 1 июня В. сказал: «Виновным я себя не признаю... Я твердо держусь правила не выступать против какой бы то ни было власти». Был приговорен к 5 годам ИТЛ. 30 авг. 1937 г. В. был арестован в лагере как сторонник «контрреволюционной группы» сщмч. еп. Дамаскина (Цедрика) , обвинен в «систематическом ведении контрреволюционной деятельности... направленной на дискредитацию политики партии и правительства и на свержение существующего строя». Поводом для ареста послужило пение в. «церковных песен» (канона Пасхи) вместе со сщмч. Иоанном Мельниченко . В. не признал себя виновным в контрреволюционной деятельности. Расстрелян по приговору тройки УНКВД по Карагандинской обл. от 10 сент. 1937 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . Арх.: ГА Нижегородской обл. Ф. 2209. Оп. 3. Д. 18741; Архив Центра Правовой Статистики и информации при Обл. Прокуратуре г. Караганды. Д. 2149. Игум . Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/158486.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР Александрович Моринский (24.06.1883, г. С.-Петербург - 15.09.1937, Казахстан), сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Отец В. был певчим в церковных хорах. Мальчик рано осиротел, был отдан на воспитание в патронажный частный церковный хор. В 1903 г. вместе с церковным хором В. переехал в Москву, пел в московских храмах. В 1912 г. получил место учителя пения в г. Клину Московской губ., одновременно в течение полугода был регентом соборного хора. Затем переехал в с. Спас-Квашонки Калязинского у. Тверской губ., преподавал пение в местной школе, возглавлял церковный хор. В 1916 г. В. был призван в армию, служил рядовым в 238-м запасном стрелковом пехотном полку в Орле. В 1917 г. вернулся в Москву, преподавал пение в школах, с 1924 г. работал в различных советских учреждениях, пел в церковном хоре и готовился к принятию священного сана. В. и его супруга не имели детей и взяли на воспитание мальчика-сироту. Сщмч. Владимир Моринский. Бутырская тюрьма. Фотография. 1935 г. Сщмч. Владимир Моринский. Бутырская тюрьма. Фотография. 1935 г. 27 июля 1934 г. В. был рукоположен во диакона, в авг.- во священника к храму мучеников Адриана и Наталии в г. Лосиноостровская под Москвой (ныне в черте Москвы). Ревностно исполнял обязанности пастыря, вскоре стал известен как усердный молитвенник и подвижник. Позднее на следствии по делу В. свидетели рассказывали, что по молитвам священника происходили исцеления. 1 апр. 1935 г. В. был арестован, заключен в Бутырскую тюрьму, обвинен в том, что «систематически проводил антисоветскую агитацию, занимался кликушеством, распространял провокационные слухи о гонении на православную церковь в СССР». В. с обвинением не согласился. 8 июня Особое совещание при НКВД СССР приговорило священномученика к 3 годам ИТЛ, он отбывал срок в Бурминском отд-нии Карагандинского лагеря, где работал зав. фуражным складом. 1 сент. 1937 г. В. был арестован в лагере в ходе следствия по групповому делу еп. сщмч. Дамаскина (Цедрика) , обвинен в том, что, «будучи заключенным и отбывая наказание в Карлаге НКВД... продолжал свою контрреволюционную деятельность, выражавшуюся в том, что собирались... Цедрик, Моринский и Лилов и устраивали пение молитв в здании почтовой экспедиции, с Горячевым неоднократно устраивали чтение вечерних молитв, а также убеждали заключенного не отказываться от священного сана». Виновным в «контрреволюционной деятельности» В. себя не признал. Расстрелян по постановлению тройки УНКВД по Карагандинской обл. от 10 сент. 1937 г. в один день со священномучениками Дамаскином, прот. Евфимием (Горячевым) и др. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г .

http://pravenc.ru/text/158986.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Пасхальное послание епископа Дамаскина (Цедрика) к духовным чадам. Драгоценная свобода духа во Христе. Опубликовано: 16 апреля 2023 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Возлюбленные о Христе! Да ниспошлет Вам воскресший Свет Свой мир и радость в Великий День святой Пасхи! Да воскресит Он в душах ваших надежду на воскресение идеалов и даст Вам вновь узреть претворение их в жизнь. В своем суровом далеке я нередко согревал душу свою воспоминаниями о моих днях покоя у Вас. Что всегда и во всем отмечает всякое христианское учреждение от нехристианского – это свобода. То беспросветное рабство, что ныне созидается под крикливыми и фальшивыми лозунгами, настолько противно христианскому понятию свободы, что нисколько не удивительно, если идеологи его так злобно восстали на все, что носит на себе печать свободы во Христе. Истинная свобода только там, где Христос, – потому-то Ленин и заявил о себе: «Христос – мой личный враг». В одном глубоко ошибаются враги Христовы, это в том, что эту свободу Христову можно уничтожить. Никак и никому этого сделать не удастся. Пусть они дезорганизуют внешний аппарат Церкви, пусть разрушат и осквернят наши святыни, пусть лишают куска хлеба и общечеловеческих прав миллионы верующих, пусть отнимают тысячи жизней в своих тюрьмах и ссылках – все это лишь больше и больше уясняет верующим, сколь драгоценна эта свобода духа во Христе и сколь превосходит она все человеческие измышления. Никогда еще в мире не выявлялась такая злобность к христианству, какою проникнуто современное холодно-расчетливое культивирование ее и внедрение ее в опустошенные души и помраченные умы тысяч несчастных рабов XX века. Это показывает, что наше время явно антихристово. Благовременно поэтому нам приготовить себя и ко всем тем скорбям, которыми необходимо будут ознаменованы эти мрачные годы (17 стих 13 главы Апокалипсиса (Откровения), накануне буквального осуществления своего. И все же мы только не должны впадать в уныние или отчаиваться, а наоборот, должны благословлять за все Господа, ибо нам ясно указано (Апокалипсис 3, 10, 7 и др.), что ждет верных в те дни, и Господь сам определил (Лук. 21, 28), каково должно быть наше настроение тогда, т. е. теперь. Может быть, вы заметите мне, сколь мало пасхальна тема настоящего письма? Нет, именно благовременна, ибо все наше упование, наша крепость, наше спокойно-решительное отношение к событиям и скорбям дней сих зиждется на факте Воскресения Христова. Христос Воскресший положил начало нашему воскресению; мы вместе с ним являемся победителями смерти и ада, через Него ждет нас воскресение для вечной славы с Ним. Что же нам страшиться неизбежных временных скорбей, смерти и даже самого сына сатаны? Мы видели, что начало сбываться предсказание.

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/837-...

Пахомия (Кедрова) определил рукоположить архим. Матфея (Храмцова) во епископа Новгород-Северского и Глуховского, что подразумевало преобразование полусамостоятельного вик-ства в отдельную епархию. Архиерейская хиротония архим. Матфея состоялась 23 апр. 1923 г. После перехода Черниговской кафедры в нач. мая 1923 г. в ведение обновленческого «епископа» Александра Мигулина еп. Матфей признал его власть и возглавил Новгород-Северское обновленческое уездное церковное правление. С мая 1923 г. он служил в Успенском соборе в Новгороде-Северском, жил при соборе (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 188. Л. 2). В его ведении состояли Новгород-Северский и Глуховский уезды. В 1923 г. правосл. жители Глухова послали представителя к патриарху Московскому и всея России свт. Тихону (Беллавину), прося принять их «под свое духовное водительство». Первоначально духовенство Глухова наметило кандидатом на Глуховскую кафедру еп. Матфея (Храмцова) «при условии, что он не принадлежит к «Живой церкви»». Еп. Матфей согласился, заявив, что он лишь номинально будет считать себя Глуховским епископом. Однако патриарх Тихон выбрал др. кандидата. 18 нояб. 1923 г. в Москве он возглавил хиротонию архим. сщмч. Дамаскина (Цедрика) во епископа Глуховского, викария Черниговской епархии. 12 февр. 1924 г. еп. Матфей послал покаянное прошение патриарху, в к-ром писал, что с сер. сент. 1923 г. он не поминал обновленческих иерархов и вернулся к поминовению патриарха Тихона. 20 февр. 1924 г. патриарх и Синод постановили простить еп. Матфею грех уклонения в раскол и утвердить его на Новгород-Северской кафедре. Это решение было принято по рекомендации Глуховского еп. Дамаскина. В покаянном письме патриарху от 12 февр. 1924 г. Матфей подписался как «епископ Новгород-Северский и викарий Черниговской епархии»; благодарственное письмо патриарху Тихону в марте 1924 г. Матфей подписал уже как «епископ Новгород-Северский и Глуховский», т. е. тем титулом, который он получил при епископской хиротонии (Там же. Л. 3-6). Вряд ли это свидетельствует о восстановлении самостоятельной Н.-С.

http://pravenc.ru/text/2577759.html

25.06.2023 Священномученик Иоанн Восторгов. Всё исчислено и взвешено числом, мерою и весом. 17.06.2023 Священномученик Петр Попов. Живое и действенное слово. 04.06.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Что же может в настоящее время объединить людей? 26.05.2023 Священномученик Василий Соколов. Как все, теперь загадочное и таинственное, раскроется для освобожденного духа. 21.05.2023 Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский. Путь к Богопознанию. 20.05.2023 Священномученик Иоанн Стеблин-Каменский. Где и как надо искать помощи в тяжелую минуту. 09.05.2023 Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Кончина Мира. 01.05.2023 Священномученик Иоанн Восторгов. Что же такое спасение? 28.04.2023 Священномученик Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский. Невинное развлечение . 21.04.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Разве Тебе иного не знаем . 19.04.2023 Священномученик Александр Хотовицкий. Дружба – дружбой, а служба – службой . 16.04.2023 Пасхальное послание епископа Дамаскина (Цедрика) к духовным чадам. Драгоценная свобода духа во Христе. 15.04.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Ужаснися бояйся небо, и да подвижатся основания земли. 09.04.2023 Священномученик Гермоген (Долганев), епископ Тобольский и Сибирский. Перерождение любви. 01.04.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Образец покаяния. 29.03.2023 Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский. Чудный дар. 29.03.2023 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Что может отобразить кинематограф, если он хочет быть нравственным? 26.03.2023 Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский. Солнце мира духовного. 23.03.2023 Священномученик Прокопий (Титов). Аще кто епископства хощет. 19.03.2023 Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский, викарий Омской епархии. Если вы Христовы. 12.03.2023 Мученица Татиана Гримблит. Всенощная. 11.03.2023 На сайте Фонда опубликовано новое житие священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского .

http://fond.ru/kalendar/person_page/phot...

12.08.2023 Священномученик Иоанн Восторгов. Свойство истинного достоинства. 01.08.2023 Преподобномученик Феодор (Богоявленский). Богом данный земной дом. 27.07.2023 Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Пусть сам Бог тебя вразумит. 18.07.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Последуйте смиренным. 12.07.2023 Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский. Надо проповедовать не только словом, но и всей жизнью своей. 29.06.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Как достигнуть совершенной беспопечительности. 25.06.2023 Священномученик Иоанн Восторгов. Всё исчислено и взвешено числом, мерою и весом. 17.06.2023 Священномученик Петр Попов. Живое и действенное слово. 04.06.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Что же может в настоящее время объединить людей? 26.05.2023 Священномученик Василий Соколов. Как все, теперь загадочное и таинственное, раскроется для освобожденного духа. 21.05.2023 Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский. Путь к Богопознанию. 20.05.2023 Священномученик Иоанн Стеблин-Каменский. Где и как надо искать помощи в тяжелую минуту. 09.05.2023 Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Кончина Мира. 01.05.2023 Священномученик Иоанн Восторгов. Что же такое спасение? 28.04.2023 Священномученик Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский. Невинное развлечение . 21.04.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Разве Тебе иного не знаем . 19.04.2023 Священномученик Александр Хотовицкий. Дружба – дружбой, а служба – службой . 16.04.2023 Пасхальное послание епископа Дамаскина (Цедрика) к духовным чадам. Драгоценная свобода духа во Христе. 15.04.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Ужаснися бояйся небо, и да подвижатся основания земли. 09.04.2023 Священномученик Гермоген (Долганев), епископ Тобольский и Сибирский. Перерождение любви. 01.04.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской.

http://fond.ru/foto/person_page/photo/12...

В 1764 г. гетманство упразднили, на укр. землях в составе Российской империи была создана Малороссийская губ., в 1781 г. она прекратила существование и была разделена на Новгород-Северское, Черниговское и Киевское наместничества. В 1785–1799 гг. действовала Новгород-Северская епархия , куда входили все церкви и монастыри сев. части Черниговщины, в т. ч. Глуховского и Конотопского уездов. В 1799 г., после упразднения Новгород-Северской епархии в результате восстановления Малороссийской губ. (1796), центром которой стал Чернигов, Глуховская и Конотопская протопопии вновь стали частью Черниговской епархии. В 1939 г. была создана Сумская обл. УССР, в нее из Черниговской обл. перешли Конотопский и Глуховский районы. В 1945 г. Синод Русской Церкви учредил Сумскую епархию, в ней имелись Глуховское и Конотопское благочиния. Решением Синода УПЦ от 22 июня 1993 г. была создана Глуховская епархия, первым ее епископом стал Пантелеимон (Романовский). С 20 июля 2012 г. по 25 сент. 2013 г. в К. и Г. е. существовало Ямпольское викариатство во главе с еп. Иосифом (Масленниковым) . Молченская Софрониева пуст. Фотография. Нач. XXI в. Молченская Софрониева пуст. Фотография. Нач. XXI в. В 90-х гг. XX в. шло восстановление монастырей, открытие приходов. 16 авг. 2008 г. в К. и Г. е. состоялась канонизация в лике местночтимых святых 13 подвижников благочестия, подвизавшихся в XIX–XX вв. в Глинской пуст., 21 авг. 2010 г. был совершен чин прославления еще 3 Глинских подвижников; в наст. время в Никольском храме обители открыто почивают мощи 9 преподобных. 27 июня 2009 г. в Путивле прошли торжества в связи с восстановлением почитания путивльского кн. св. Владимира (Иоанна) Иоанновича (чтимая икона хранится в Преображенском соборе в Путивле), 28 июня того же года были прославлены преподобные отцы Молченские. В епархии особо чтится память святых, чья деятельность была связана с этой землей: святителей Ефрема Переяславского , Димитрия Ростовского , Филофея (Лещинского) Тобольского, священномучеников Павлина (Крошечкина) , Дамиана (Воскресенского) , Никодима (Кононова) , Дамаскина (Цедрика) , прп. Паисия (Величковского) , прав. Павла (Павловича) Таганрогского и др.

http://pravenc.ru/text/1841978.html

Нестроения были вызваны сменой курса церковной политики, на которую пошел в 1927 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский). После этого в течение 2–3 лет от него отделилось более 40 православных епископов (всего в Русской Православной Церкви их тогда было порядка 200). В это число не включены русские зарубежные иерархи, каковых тогда насчитывалось несколько десятков, из которых после 1930 г. только 3–4 сохранили связь с Московской Патриархией. В общей сложности число православных архиереев, ушедших в конце 1920-х гг. в «правую» оппозицию митрополиту Сергию, сравнимо с числом епископов старого поставления, уклонившихся в первой половине 1920-х в обновленческий раскол. Причем если в обновленчество отпадали в основном наименее стойкие представители Русской Церкви, что, при всей болезненности раскола, в определенной мере способствовало очищению церковных рядов, то в «правую» оппозицию отошли наиболее достойные иерархи, многие из которых сейчас уже прославлены в лике святых. Можно для примера назвать имена священномучеников митрополита Кирилла (Смирнова), архиепископа Серафима (Самойловича), епископов Дамаскина (Цедрика), Василия (Зеленцова), Виктора (Островидова), священноисповедников митрополита Агафангела (Преображенского), епископа Афанасия (Сахарова). Политику митрополита Сергия, что особенно важно, осудил и глава Русской Православной Церкви, заключенный Патриарший Местоблюститель священномученик митрополит Петр (Полянский), который, хотя и не мог по своему статусу быть в оппозиции своему же заместителю, смотрел на сложившееся положение практически так же, как и митрополит Кирилл (Смирнов). В свете такого масштаба оппозиции митрополиту Сергию существенен вопрос о мотивах, побуждавших подвижников Русской Церкви отходить от ее временного Предстоятеля (впрочем, отходили не только подвижники). Поскольку их отходы во многих случаях предварялись попытками вразумить Заместителя, а затем сопровождались объясняющими разрыв письменными заявлениями, недостатка в источниках для проведения анализа здесь нет.

http://bogoslov.ru/article/1578803

  001     002    003    004    005