Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНТЕЛЕИМОНА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Находится близ г. Хуст Закарпатской обл. (Украина). Основан в 1934 г. иером. Мелетием (Рущаком (в схиме Лука)); 26 авг. 1902 - 30 сент. 1983), пострижеником Русского во имя великомученика Пантелеимона монастыря , духовным чадом прп. Алексия (Кабалюка). После возвращения с Афона в июне 1934 г. с благословения еп. Мукачевского и Пряшевского Дамаскина (Грданичкого ; впосл. митрополит Загребский) иером. Мелетий поселился в 5 км от города, в урочище Колесарево (Камень), в небольшой пещере, выкопанной на склоне горы. Вскоре местный житель Василий Росоха, хозяин этого участка, передал в дар буд. обители полгектара земли. Иером. Мелетий обратился в епархиальное управление за разрешением на устроение мон-ря и получил его 13 июля 1934 г. ( Сергий (Цьока), иером. 1960. С. 385), после чего начал строительство небольшой кельи и часовни во имя вмч. Пантелеимона. 9 авг. 1936 г. он освятил часовню и служил в ней 1-ю литургию. В П. м. поступили неск. молодых послушников. Иером. Мелетий ввел в обители афонский устав (сохр. до наст. времени), согласно к-рому богослужение начиналось в 12-м часу ночи и продолжалось до утра, а в праздник - с вечера до утра, трапеза полагалась 2 раза в день. К кон. 30-х гг. XX в. в скиту была построена ц. во имя вмч. Пантелеимона (ГА Закарпатской обл. Ф. Р-1490. Оп. 4д. Д. 14. Л. 46). Церковь вмч. Пантелеимона. 30-е гг. XX в. Фотография. 50-е гг. XX в. Фото: Ю. В. Данилец Церковь вмч. Пантелеимона. 30-е гг. XX в. Фотография. 50-е гг. XX в. Фото: Ю. В. Данилец В 1941 г. в П. м. поступил иером. Серафим (Шандра), с дек. 1946 г. он стал настоятелем обители. Несмотря на полученное в кон. 1944 г. запрещение принимать новых послушников, братия ежегодно увеличивалась на 1-2 чел. В 1950 г. в П. м. числились 6 монахов и послушник, некоторые из них служили на приходах (Там же. Л. 41). Насельники обители занимались домашним хозяйством и различными ручными работами.

http://pravenc.ru/text/2578880.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Хустской и Виноградовской епархии УПЦ), находится в с. Бедевля Тячевского р-на Закарпатской обл. (Украина). Основан во 2-й пол. 20-х гг. XX в. в с. Дубовом, первоначально как скит. Служивший в соседнем с. Бедевля иером. Боголеп (Церковник; † 13 мая 1974) организовал в Дубовом общину из 6 послушников (впосл. иеромонахи Сергий (Стойка), Иов (Стойка), Иаков (Попович), Серафим (Гайналий), Игнатий (Чокин)), которую возглавил иером. Николай (Мадар). К 1929 г. были возведены небольшая церковь, корпус на 14 келий, хозяйственные постройки. По благословению окормлявшего Закарпатье еп. Мукачевско-Пряшевского (Сербской Православной Церкви) Дамаскина (Грданичкого) ок. 1930 г. мон-рь был переведен из Дубового в Бедевлю, где вскоре выстроили небольшой келейный корпус с домовой церковью. В 1940 г. из Дубового была перевезена и 1-я монастырская церковь, затем построен др. келейный корпус. К 1953 г. в И. П. м. проживало 12 насельников, в т. ч. схиархим. Боголеп (Церковник), игумены Василий (Пронин), Владимир (Пронин), иером. Иннокентий (Чопик) и др. В 1959 г. обитель была закрыта. 1 сент. 1992 г. И. П. м. был возрожден. К 2010 г. возведены собор во имя Иоанна Предтечи, зимний храм в честь Почаевской иконы Божией Матери, колокольня, келейный корпус с трапезным храмом. Имеется хозяйство. Среди святынь обители - икона Иоанна Предтечи с частицей мощей святого, переданной еп. Хустским и Виноградовским Иоанном (Сиопко) . В мон-ре проживает ок. 20 насельников, настоятель - архим. Иов (Стець). Арх.: Арх. ЦНЦ. Лит.: Вечная память почившим: Боголеп (Церковник), схиархим. Мукачевская епархия//ЖМП. 1975. 8. С. 36; Дятлов В. Мон-ри УПЦ: Справ.-путев. К., 1997. С. 54; http://www.monastyr.uz.ua [Электр. ресурс]. Рубрики: Ключевые слова: БИЗЮКОВ ПРОПАСНОЙ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ГРИГОРИЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЯ АРМЕНИИ, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Херсонской и Таврической епархии), в пос. Червоный Маяк Бериславского р-на Херсонской обл. (Украина)

http://pravenc.ru/text/577922.html

Поскольку православные Подкарпатья находились в юрисдикции СПЦ, Архиерейский Собор СПЦ во главе с патриархом Варнавой с согласия чехословацкого правительства избрал 19 сент. 1931 г. 1-го епископа новообразованной епархии -Дамаскина (Грданичкого), хиротония к-рого состоялась 29 нояб. 1931 г. в Сремски-Карловцах. 5 дек. того же года он приехал в Мукачево, где на следующий день состоялась его интронизация. Мин-во школ и народного образования Чехословацкой Республики (ЧСР) решением от 13 авг. 1935 г. выделило субсидию в размере 150 тыс. крон на строительство епископской резиденции. Еп. Дамаскин добился от чехословацкого правительства того, что с 1932 г. правосл. священники наравне с духовенством др. вероисповеданий начали получать зарплату на основании закона от 25 июля 1926 г. В мукачевском Николаевском мон-ре еп. Дамаскин открыл епархиальные курсы для правосл. духовенства (действовали с 7 авг. по 2 сент. 1933). В 1929 г. епархиальный устав был официально утвержден правительством ЧСР, но до 1935 г. много времени уделял утверждению устава; в апр. проект епархиального устава был рассмотрен членами Епархиального совета. При еп. Дамаскине Мукачевско-Пряшевская епархия получила законченную структуру управления, епархиальный устав и была признана чехословацкой властью наравне с другими религиозными конфессиями. Финансовая поддержка правительства в строительстве культовых сооружений и выделение субсидии православным священникам способствовали их консолидации вокруг СПЦ, начался расцвет монашества. Активная миссионерская деятельность православного духовенства в 1931-1938 гг. была направлена на увеличение количества верующих и расширение географии православного движения. 22 авг. 1938 г. еп. Дамаскин (Грданичкий) выехал в США. В июне 1938 г. на вакантную Мукачевско-Пряшевскую кафедру был избран Владимир (Раич) . 30 окт. 1938 г. состоялась его хиротония во епископа в Белграде. 16 нояб. того же года еп. Владимир приехал в Мукачево, где 20 нояб. состоялась его интронизация. В интронизации принял участие представитель Архиерейского Синода СПЦ еп. Серафим (Иванович). Под рук. еп. Владимира было 130 приходов, в т. ч. 12 расположенных на Пряшевщине в 6 благочиниях, 5 мон-рей и 13 скитов (417 насельников).

http://pravenc.ru/text/2564328.html

После освящения Никольского храма в обители совершали регулярные богослужения, количество братии увеличивалось. Монахи шили обувь, одежду, церковные облачения. 5 февр. 1925 г. на монастырском собрании было решено построить при церкви одноэтажный келейный корпус и избрать монастырское правление. Большинство братии решило перевести мон-рь за пределы села. К маю того же года в Н. Ч. м. числились архимандрит, 12 иеромонахов, 2 иеродиакона, 5 монахов и 18 послушников. Весной того же года был избран новый настоятель - иером. Матфей (Вакаров), уроженец села. 17 мая того же года еп. Досифеем г. Ниш (Сербия) он был возведен в сан игумена (с 1926 архимандрит и помощник еп. Досифея в Подкарпатской Руси). Когда среди братии снова возникли разногласия по поводу места расположения обители, один из жителей села, Георгий Кеминь (отец иером. Димитрия), предложил для постройки монастырского корпуса земельный участок на востоке от Изы, в урочище Карпутлаш. На собрании 10 авг. 1925 г. насельники единогласно решили построить на новом месте келейный корпус с домовой церковью. 15 авг. 1925 г. в урочище Карпутлаш началось сооружение здания на 12 келий, а уже 30 нояб. того же года строительство корпуса закончилось. Однако из-за того, что во время строительства непрестанно шел дождь и стены сохли медленно, братия (18 чел.) окончательно переселилась в корпус урочища Карпутлаш только 18 дек. На следующий день, 19 дек. 1925 г., архим. Алексий освятил домовую ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. В том же году окружное начальство разрешило устроить при обители кладбище для погребения монахов. В 1927 г. в Н. Ч. м. были построены 2-й братский корпус с малой зимней ц. во имя св. Иоанна Предтечи, большой сарай, устроены хозяйственные службы. Устав обители, составленный игум. Матфеем, 31 авг. 1925 г. был принят насельниками. В 1931 г. духовенство чехословацкой Подкарпатской Руси (Закарпатья) провозгласило восстановление правосл. епархии с центром в г. Мукачево. В 1932 г. стараниями еп. Мукачевско-Пряшевского Дамаскина (Грданичкого) чехословацкое правительство признало правосл. приходы и мон-ри, включая и Н. Ч. м., юридическими лицами. По инициативе еп. Дамаскина в 1933-1937 гг. при обители действовали пастырско-богословские курсы для духовенства. 27 сент. 1936 г. в Н. Ч. м. был освящен храм в честь Успения Божией Матери. В 1945-1947 гг. архим. Матфей с братией построил в Н. Ч. м. кирпичную часовню. 8 нояб. 1950 г. для мон-ря был куплен за 20 тыс. р. большой колокол (3 тонны).

http://pravenc.ru/text/2566192.html

1941 г., епархия оказалась на территории основанного немцами Независимого гос-ва Хорватия (НГХ), в к-ром начались жестокие гонения на православных. 10 апр. митр. Досифей был арестован и не смог вернуться на кафедру, а летом 1941 г. правосл. церковным общинам запретили поддерживать связь с Сербской Патриархией в Белграде. По данным Синода СПЦ, за годы войны погибло 8 священников епархии, 43 священника находились в изгнании. После окончания войны до 1947 г. Загребской епархией управлял еп. Моравичский Арсений (Брадварович , впосл. митрополит Будимский), он добился возвращения в епархию бежавшего в годы войны духовенства и начала восстановления храмов. После смерти его преемника митр. Дамаскина (Грданичкого) с 1969 г. администратором епархии был еп. Славонский Емилиан (Маринович), а с 14 авг. 1977 г.- еп. Лепавинский Иоанн (Павлович; в 1980 возглавил кафедру в сане митрополита). Его усилиями был восстановлен запустевший мон-рь Лепавина, 25 апр. 1985 г. открыт музей епархии, экспозицию к-рого составили церковная утварь, иконы и богослужебные книги, похищенные усташами во время войны из правосл. храмов. В 1983 г. по предложению митр. Иоанна епархия стала называться Загребско-Люблянская, а после включения в ее состав в июле 1994 г. серб. приходов на территории Италии, к-рые ранее входили в юрисдикцию Среднеевропейской епархии , она получила название «Загребско-Люблянская и всей Италии». Во время гражданской войны в 1991-1995 гг., несмотря на то, что на этой территории активные военные действия не велись, в епархии были повреждены 29 церквей и уничтожены 9, разрушены 5 приходских домов и 7 сильно повреждены. Хорваты сожгли уникальные памятники серб. архитектуры, деревянные церкви в Доня-Рашенице (1709) и Растоваце (1730), а 11 апр. 1992 г. было взорвано здание митрополии в Загребе (1886/87), в к-ром располагались церковный музей и б-ка. Большинство духовенства и митр. Иоанн были вынуждены временно покинуть Хорватию. В дек. 2002 г. СПЦ заключила соглашение с правительством Хорватии о сотрудничестве, что способствовало укреплению епархии.

http://pravenc.ru/text/182463.html

После назначения в 1931 г. в Подкарпатскую Русь и Вост. Словакию первого постоянного архиерея в юрисдикции Сербской Православной Церкви еп. Дамаскина (Грданичкого) обсуждалась возможность епископской хиротонии архим. Виталия с тем, чтобы он в качестве викария Мукачевско-Прешовской епархии Сербской Церкви окормлял приходы на территории Словакии, однако этот проект не был реализован. В мае 1934 г. архим. Виталий был хиротонисан во епископа Детройтского, управляющего приходами РПЦЗ в Сев. Америке, а руководство мон-рем было поручено игум. Серафиму (Иванову); в окт. 1935 г. он был возведен в сан архимандрита. Архиеп. Виталий нек-рое время был настоятелем и регулярно посещал обитель, насельники которой числились в клире Мукачевско-Прешовской епархии. Это привело к конфликту с еп. Дамаскином, который настаивал на полном подчинении миссии своей канонической власти. Конфликт между Сербской Церковью и Синодом РПЦЗ был преодолен лишь после назначения на Мукачевско-Прешовскую кафедру еп. Владимира (Раича) ; 24 февр. 1939 г. он официально признал общину в Ладомирове ставропигиальной обителью в юрисдикции Архиерейского Синода РПЦЗ. Одновременно, чтобы упрочить положение И. П. м., архим. Серафим в 1936 г. подал для регистрации в органы внутренних дел в Братиславу устав «Общины братьев св. Иова Почаевского, покровителя церковного русского книгопечатания с центром в Ладомирове» (Spolok bratov sv. Jova Pocajevskeho, patrona cirkevneho ruskeho knihtlaciarstva so sidlom v Ladomirovej). 15 марта 1937 г. устав был утвержден Министерством внутренних дел Чехословакии. С этого времени братство официально действовало как христ. культурно-общественная организация. С авг. 1935 г. И. П. м. также осуществлял руководство основанным в 1929 г. Благовещенским скитом в с. Горбки (ныне Виноградовского р-на Закарпатской обл. Украины); с 1939 г. эта обитель преобразована в женскую и приписана к Липчанскому женскому монастырю. Вторая пол. 30-х гг. XX в. была наиболее успешным временем деятельности миссии, издания к-рой распространялись среди рус.

http://pravenc.ru/text/578212.html

Д. работал над муз. гармонизациями для различных видов хоров, записывал варианты напевов, писал об истории церковного пения, его характере и роли в богослужении, об актуальных проблемах певч. практики и о мерах, направленных на повышение исполнительского уровня певцов. Статьи о характере церковного пения Д. основывал на святоотеческом предании и традиц. правилах исполнения. Подчеркивал, что пение должно отвечать художественно-эстетическим запросам, церковная музыка - это серьезное искусство, поэтому необходимо исправлять недостатки певч. практики. Основной причиной плохого состояния серб. клиросного пения считал слабую подготовку певчих, к-рые произвольно меняли традиц. мелодии, в результате чего возникали многочисленные варианты. Д. выступал за создание певч. школ и введение курсов по сольфеджио и теории музыки в семинариях, за предоставление певчим достойного материального обеспечения, призывал к уважительному отношению к ним. Д. был сторонником использования серб. языка в богослужении, занимался переводами, опубликовал сборник песнопений литургии, вечерни и утрени с параллельными текстами на церковнослав. (в сербской транскрипции) и серб. языках (Српско црквено 1972). В церковных журналах опубликовал ряд статей по истории Церкви, издал неск. монографий. Похоронен во Введенском мон-ре в Белграде. Арх.: Белград. Архив Сербской Патриархии. Црквени хорови - празнични тропари, три kamabacuje и друге цркве песме за мешовити хор. Ркп.; Белград. Арх. прот. Миливоя Црвчанина. [О сходстве совр. греч. и серб. церк. пения] (см. изд.: Jeдah рукопис). Муз. соч.: Св. Лumyprujя за трогласни хор. Београд, 1960; Српско црквено на црквенослов. и српском jeзuky. Београд, 1972; Духовне песме: Збирка от 100 духовних песама на српском jeзuky у jeдah глас. Београд, 1992. Соч.: О у npabocлabhoj Цркви//ГлСПЦ. 1923. 18. С. 278-279; 19. С. 295-296; О болесника: Црквена пракса и одредбе. Београд, 1927; Добротворна улога Београд, 1928. Т. 3. Св. 1. С. 34-41; Мисли о. Jobaha Кронштадског о свештенству: Поводом од смрти//Там же. 1929. Т. 4. Св. 3. С. 212-225; вера и живот: Правосл. катихизис. Београд, 1954; Дан Цркве Бoжje//ГлСПЦ. 1956. С. 49-50; Горазд правосл. епископ чешки и моравскошлески: Поводом мученичке смрти//Там же. 1957. С. 175-176; Наше црквено данас//Там же. 1957. С. 85-86; О употреби српског jeзuka у нашем же. 1963. Бр. 7. С. 259-264; Jeдah рукопис митр. Дамаскина Грданичког о српском црквеном же. 1984. Бр. 6. С. 108-123.

http://pravenc.ru/text/168706.html

18 июля 1959 г. патриарх Герман прибыл в Скопье, 19 июля совершил хиротонию архим. Климента (Поповского) во епископа Преспанско-Битольского, а 26 июля - архим. Наума (Димовского) во епископа Злетовско-Струмицкого. В мае 1962 г. Македонию посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий I в сопровождении патриарха Сербского Германа, митр. Загребского Дамаскина (Грданичкого) и еп. Банатского Виссариона (Костича) . 24 мая патриархи Алексий и Герман и митр. Досифей совершили службу в ц. Пресв. Богородицы Перивлепты в Охриде. В 1963 г. митр. Досифей сопровождал патриарха Сербского Германа при его посещении Св. Горы Афон, а в сент. 1965 г. в составе делегации СПЦ посетил БПЦ. Провозглашение автокефалии МПЦ Отношения МПЦ и СПЦ продолжали ухудшаться. С кон. 50-х гг. XX в. в Австралии и Сев. Америке, где уже существовали епархии СПЦ, стали формироваться македонские церковные общины, в к-рые МПЦ стала назначать своих священников. Митр. Досифей в июле 1963 г. посетил Австралию, в апр. 1965 г.- США и Канаду, что вызвало негативную реакцию со стороны Сербского патриарха. МПЦ выражала недовольство тем, что СПЦ не информировала о ее новом статусе др. Поместные Церкви и не внесла соответствующие изменения в свой устав, напр. не удалила из него упоминание о македон. епархиях. Гос. органы Югославии и Союзная комиссия по делам религий выступали за достижение компромисса по проблеме Устава МПЦ. 15 июня 1964 г. на совещании, созванном главой Правительства Югославии П. Стамболичем при участии гос. и партийных руководителей Македонии, была констатирована необходимость «по политическим и иным причинам сохранить каноническое единство между Сербской и Македонской Православными Церквами, выраженное в личности общего патриарха», при этом МПЦ рекомендовалось привести свой устав в соответствие с рекомендациями Архиерейского Собора СПЦ, после чего СПЦ должна была сообщить остальным правосл. Церквам о самостоятельном статусе МПЦ (Там же. С. 142). Церковь вмч. Георгия Победоносца в Криви-Дол, Скопье. Кон. 60-х гг. ХХ в.

http://pravenc.ru/text/2561512.html

В Сараеве был издан многочастный сборник Г. Болярича и Н. Тайшановича «Српско православно njehuje, по карловачком старом начину» (1887. Св. 1-2: Лumypruje; Св. 3: Велики ирмоси; 1889. Св. 4: Великий пост и Пасха; Capajebo; Лпц., 1891. 2: Октоих. Св. 1-9). В Сремски-Карловци были опубликованы сборники: С. Димитриевича - «Безимена песмарица по поп (изд. карловацкого семинариста Милутина Якшича, 1885); Й. Козобарича - «Велико црквено карловачке njehuje» (1893); протодиак. Мирко Балубджича - «Православно српско црквено велико и стихире, у ноте за jeдah глас по карловачком напеву» (Сербская монастырская типография, 1913). В 1895 г. в Сомборе напечатан сборник неизвестного автора «Православно српско црковно njehuje, као што nojy приправници школе у Сомбору». Существуют издания, вышедшие на территории Хорватии. В 1900 г. в Пакраце был издан сборник преподавателя и катехизатора Сербской учительской семинарии Й. Константиновича «Нотално српско православно црквено В 1935 г. в Осиеке вышел сборник Козобарича «Велико црквено карловачко njehuje. 1: Служебник и Требник по старом карловачком начину». Во 2-й пол. XX - нач. XXI в. ряд изданий был осуществлен церковными и научными орг-циями. Архиерейский Синод Сербской Православной Церкви (СПЦ) издавал в Белграде сборники церковных песнопений (в записи Мокраняца) для студентов богословских школ в 1955, 1969, 1972, 1988, 1995 гг. В 50-70-х гг. XX в. в Белграде вышли: «Српско православно народно црквено митр. Стефана (Ластавицы) (1955. Део 1: Осмогласники; 1969. Део 2: Празнично 2 3-е изд. сборника Мокраняца «Српско народно црквено (1964); «Српско црквено nojahje на црквенословенском и српском jeзuky» митр. Дамаскина (Грданичкого) (1972. Део 1: Лumypruja; Део 2: Део 3: Осмогласник), (1970), «Триод» и «Пентикостар» (1973) Б. Цвеича (репринтное изд. рукописей 1941 г. под ред. Д. Стефановича ), сб. «Стара српска музика: Примери црквених песама из XV в.» под ред. Стефановича в 2 т. (1974-1975. Посебна Музиколошког ин-та САНУ; 15 1/2), содержащий песнопения Стефана Сербина , Исаии Сербина , Николая Сербина.

http://pravenc.ru/text/293876.html

В Новом Завете прямо не говорится о том, что Мария осталась Девой после рождения Иисуса. В Евангелии от Матфея упоминается, что Иосиф принял жену свою и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца ( Мф. 1:24–25 ). Выражение «как наконец» указывает на то, что Иосиф не познал Марию до рождения Иисуса, но ничего не говорится о Ее девстве после рождения. Однако Церковь прославляет Богородицу как Приснодеву, то есть как сохранившую девство навсегда. В соборных определениях титул «Приснодева» начал использоваться с V Вселенского Собора (553). однако учение о том, что Мария осталась Девой после рождения Иисуса, было широко распространено в христианской Церкви уже в III–IV веках. В IV веке Иоанн Златоуст в комментарии на Евангелие от Матфея говорил, что Иосиф «не захотел познать Деву после того, как Она столь чудесно сделалась Матерью и удостоилась родить неслыханным образом и произвести необыкновенный Плод». Златоуст считает доказательством девства Марии тот факт, что, умирая на кресте, Иисус поручил ее, «как незамужнюю», Своему ученику. Что же касается «братьев Иисуса», упоминаемых в Новом Завете, то в данном случае слово «братья» употреблено в значении «родственники». Отметим, что относительно «братьев Иисуса» в церковной традиции нет единого мнения: большинство восточных и ряд западных церковных писателей ( Климент Александрийский , Ориген , Евсевий Кесарийский , Епифаний Кипрский , Иларий Пиктавий-ский, Амвросий Медиоланский ), основываясь на «Протоевангелии Иакова», утверждали, что братья Иисуса были детьми Иосифа от первого брака. Некоторые западные авторы (Иероним, Августин) считали братьев Иисуса Его двоюродными братьями. Церковная традиция на Востоке и Западе отвергла мнение о том, что упомянутые в Евангелиях братья Иисуса могли быть родными братьями Христа, родившимися от Марии после рождения Иисуса. Приснодевство Богородицы – одна из важных тем православного богослужения и богословия. В богослужебных текстах Православной Церкви говорится, что Богородица – «прежде рождества Дева, и в рождестве Дева, и по рождестве паки пребывает Дева». Эти выражения дословно воспроизводят учение Иоанна Дамаски-на о том, что «Святая и единственная Дева... так возжелала девства, что в Ней, словно в некоем чистейшем пламени, оно получило свое полное выражение. Ведь всякая дева, рождая, нарушает девство. Она же и до рождества, и в рождестве, и после рождества пребывает Девой». По словам Дамаскина,

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

  001     002