Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ Рака с мощами прп. Евфимия в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Фотография. 2006 г. Рака с мощами прп. Евфимия в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Фотография. 2006 г. прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 20 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), схимник. Время жизни святого неизвестно, в агиографической литературе XIX в. было принято относить его без особых оснований к XIII-XIV вв. Мощи Е., находящиеся в Дальних пещерах, впервые упоминаются в «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского (К., 1638), где сообщается, что на мощах имелся «раменный крест», «которым приходящие к нему люди благословляются, а некоторые исцеляются». Ко 2-й пол. XIX в. креста в пещерах уже не было. В пояснениях к картам Дальних пещер Киево-Печерской лавры 1638, 1661, 1703 гг. предположительно 1744 г., где указано место св. мощей Е., о нем сказано как об «иеросхимонахе» и о «схимнике» (Патерик Киево-Печерский. К., 2004. Т. 1: Подвижники Киево-Печерской лавры IX-XV вв. и древние святые, причисляемые к ее чудотворцам/Под ред. В. Дятлова. С. 359-360). Биохимическое обследование св. мощей показало, что Е. скончался в возрасте 30-40 лет. Е. «молчаливый» прославляется в 3-м тропаре 8-й песни канона преподобным отцам Дальних пещер, составленного в кон. XVII в. (Службы преподобным отцам Печерским. К., 1763. Л. 108; Минея (МП). Авг. Ч. 3. С. 137). Существуют отдельные тропарь и кондак Е. (написанные, по-видимому, в XIX в.), в последнем читается: «Яко приял еси схиму, был выну тих, молчалив, преподобне, никогда же бо ни с ким, разве молитв ко Господу, ничтоже глаголал еси и пищи, разве зелия сурова, никоеяже вкушал еси; тем обрет днесь пищу неиждивущую на небеси, Евфимие, моли и нам тояжде причаститися» (Минея (МП). Янв. С. 203). Местная канонизация подвижника совершилась в XVII в., когда киево-печерский архим. Варлаам (Ясинский ; впослед. митрополит Киевский) установил празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер, тогда же была составлена служба. Общецерковное почитание святого установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым разрешалось печатать службы печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. Е.) в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. Память Е. приходится на 20 янв., очевидно в связи с празднованием в этот день памяти прп. Евфимия Великого (дни памяти преподобных Дальних пещер установлены во 2-й пол. XIX в.).

http://pravenc.ru/text/187657.html

11. Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Глас 1-й. Свт. Софрония, патриарха Иерусалимского. Свт. Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца. Свт. Софрония, еп. Врачанского. Перенесение мощей мч. Епимаха (службу зри 31 октября) . Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди. Примечание. Служба свт. Софрония, патриарха Иерусалимского, переносится на великое повечерие в пятницу вечера (см. 10 марта) . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 6, и Триоди, глас 6-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Благодать возсия истины...», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Радуйтеся, пророцы честнии...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Все упование мое...» (см. прил. 2-е, «В четверток утра»). На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Из нечестия во благочестие...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе новаго...» (см. прил. 1-е). По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь праздника Триоди, глас 2-й: «Пречистому Образу Твоему...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь праздника Триоди, глас 2-й: «Пречистому Образу Твоему...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези...». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже...», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и Триоди на 6.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-24/

с 2005 года Богослужебные указания за 24 марта 2024 года 11. Неделя 1я Великого поста. Торжество Православия. Глас 1й. Свт. Софрония, патриарха Иерусалимского. Свт. Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца. Свт. Софрония, еп. Врачанского. Перенесение мощей мч. Епимаха (службу зри 31 октября) . Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди. Примечание. Служба свт. Софрония, патриарха Иерусалимского, переносится на великое повечерие в пятницу вечера (см. 10 марта) . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1й – 6, и Триоди, глас 6й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2й: «Благодать возсия истины…», «И ныне» – догматик, глас 1й: «Всемирную славу…». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма. «Слава» – Триоди, глас 2й: «Радуйтеся, пророцы честнии…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Все упование мое…» (см. прил. 2е, «В четверток утра»). На стиховне стихиры воскресные, глас 1й. «Слава» – Триоди, глас 2й: «Из нечестия во благочестие…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе новаго…» (см. прил. 1е). По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника Триоди, глас 2й: «Пречистому Образу Твоему…» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1й (дважды). «Слава» – тропарь праздника Триоди, глас 2й: «Пречистому Образу Твоему…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…». Кафизмы 2я и 3я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 9е. «Воскресение Христово видевше…». По 50м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8й: «Покаяния отверзи ми двери…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези…». Глас 6й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных…». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и Триоди на 6.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

с 2005 года Богослужебные указания за 2 февраля 2024 года 20. Пятница. Прп. Евфимия Великого. Свт. Евфимия, Патриарха Терновского, Болгарского. Прп. Евфимия Архангелогородского. Прп. Евфимия, схимника Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Лаврентия, затворника Печерского, в Дальних пещерах. По Типикону, если изволит настоятель, в честь прп. Евфимия Великого совершается всенощное бдение. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 1й и глас 4й – 8 (стихира: «Иже из чрева матерня освящен…» – дважды) . «Слава» – преподобного, глас 3й: «Освящен быв Богу…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Како не дивимся…». Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3. На литии стихира храма и литийные стихиры преподобного, глас 2й. «Слава» – преподобного, глас 4й: «Просияша добрая дела твоя…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Призри на моления…». На стиховне стихиры преподобного, глас 5й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас тот же: «Преподобне отче…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Блажим Тя, Богородице Дево, и славим…» (см. прил. 2е, «В среду вечера»). По Трисвятом: на всенощном бдении – тропарь преподобного, глас 4й (дважды), и «Богородице Дево…» (единожды); при полиелее – тропарь преподобного, глас 4й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 4й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…». Кафизмы 19я и 20я. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды). Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 8й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен преподобного, глас 4й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие преподобного. По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго Евфимия…». Стихира преподобного, глас 6й: «Преподобне отче…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

1. Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника. Глас 4-й. Прп. Марии Египетской. Прп. Евфимия, архим. Суздальского, чудотворца. Мч. Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца. Прп. Варсонофия Оптинского . Прп. Геронтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди. Примечание. Служба прп. Марии Египетской переносится на великое повечерие в пятницу вечера (см. 31 марта). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 7, и Триоди (прп. Иоанна), глас 8-й – 3. «Слава» – Триоди (прп. Иоанна), глас 5-й: «Преподобне отче...», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу стихиры храма, от стиховных. На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава» – Триоди (прп. Иоанна), глас 2-й: «На земли ангела...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О чудесе новаго...». По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь Триоди (прп. Иоанна), глас 1-й: «Пустынный житель...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу вещавшу...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези...». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже...», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, Триоди – 1-й (о впадшем в руки разбойников) на 4 и 2-й (прп. Иоанна) на 4. Примечание. «Каноны: воскресный с Богородичным на 6: и Триоди на 4, глас 5-й: и святаго на 4, глас 8-й» (Типикон, гл. 49, «Неделя 4-я святых постов»). Данное предписание Устава может быть истолковано как указание на пение трех канонов: воскресного со ирмосом и Богородичнами на 6 (ирмосы единожды), Триоди – 1-го (о впадшем в руки разбойников) на 4 и 2-го (прп. Иоанна) на 4. (Ср.: Типикон, гл. 49, «В Неделю 5-ю святых постов».)

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-14/

Феодор Сикеот , Анастасиупольский, еп. (22 апреля/5 мая; 15/28 июня) Феодор Стародубский , блгв. князь (21 июня/4 июля) Феодор Стратилат , Гераклийский, вмч. (8/21 февраля; 8/21 июня) Феодор Студит , игумен, исповедник (26 января/8 февраля; 11/24 ноября) Феодор Тирон , вмч. (17 февраля/2 марта; в субботу 1-й седмицы Великого поста) Феодор Трихина («власяничный»), прп. (20 апреля/3 мая) Феодор Черниговский , мч., чудотворец, боярин мч. Михаила Черниговского (14/27 февраля; 20 сентября/3 октября) Феодор Ярославич Новгородский , блгв. князь, брат св. Александра Невского (5/18 июня) Феодор , архиеп. Ростовский (28 ноября/11 декабря) Феодора Александрийская , прп. (11/24 сентября) Феодорит Рязанский , архиеп. (10/23 сентября) Феодосий Великий , Киновиарх, прп., общих житий начальник (11/24 января) Феодосий Глушицкий , чудотворец, прп. (13/26 мая) Феодосий Едесский , столпник (9/22 июня) Феодосий Печерский , прп., общих житий начальник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (3/16 мая; 14/27 августа; 28 августа/10 сентября [Печер.]; 2/15 сентября) Феодосий Сийский , прп. (29 октября/11 ноября) Феодор Терновский , прп. (27 ноября/10 декабря) Феодосий Тотемский Суморин , прп., игумен (28 января/10 февраля) Феодосий Угличский , Черниговский, архиеп. (5/18 февраля; 9/22 сентября) Феодосий Череповецкий , прп. (местночтимый; 25 сентября/8 октября и 26 ноября/9 декабря) Феодосия Константинопольская , дева, прмц. (29 мая/11 июня) Феодот Анкирский , корчемник, мч. (18/31 мая; 7/20 июня; 7/20 ноября) Феодот Кизический , мч. (29 апреля/12 мая) Феодот Киринейский , еп., исповедник, сщмч. (2/15 марта) Феодотия Асийская , прп., мать бессребреников Космы и Дамиана (1/14 ноября) Феодул Критский , мч. (23 декабря/5 января) Феодул Цареградский , прп. (3/16 декабря) Феоктист Новгородский , архиеп. (23 января/5 февраля; 23 декабря/5 января) Феоктист Палестинский , прп., игумен, спостник Евфимия Великого (3/16 сентября) Феоктист Сербский , бывший Драгутин, прп. (12/25 марта) Феостих Кизический , мч. (29 апреля/12 мая)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Евдокия (в инокинях Евфросиния) Московская , при., вел. княгиня, супруга св. Димитрия Донского (17/30 мая; 7/20 июля) Евдокия Илиопольская , игумения, прмц. (1/14 марта) Евлампий Никомидийский , мч. (10/23 октября) Евлампия Никомидийская , мц. (10/23 октября) Евмений Гортинский , еп., чудотворец (18/31 сентября) Евникиан Критский , мч. (23 декабря/5 января) Евпл Катанский (Сицилийский), архидиакон, сщмч. (11/24 августа) Евпор Критский , мч. (23 декабря/5 января) Евпсихий Кесарийский (Каппадокийский), мч. (9/22 апреля) Евсевий Самосатский , еп., сщмч. (22 июня/5 июля) Евсевон Маккавей , мч. (1/14 августа) Евстафий Виленский (Литовский), мч. (14/27 апреля) Евстафий Плакида , Римский, полководец, вмч. (20 сентября/3 октября) Евстафий I, Сербский, архиеп. (4/17 января) Евстратий Печерский , прмч., в Ближних (Антониевых) пещерах (28 марта/10 апреля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Евстратий Севастийский , военачальник, мч. (13/26 декабря) Евтихий Константинопольский , архиеп. (6/19 апреля) Евтихий , епископ, сщмч., ученик ап. Иоанна Богослова (24 августа/6 сентября) Евтропий Амасийский , мч. (3/16 марта) Евфимий Архангелогородский , прп. (20 января/2 февраля) Евфимий Афонский , прмч. (1/14 мая) Евфимий Великий , иеромонах (20 января/2 февраля) Евфимий Константинопольский , прмч. (22 марта/4 апреля) Евфимий Новгородский , архиеп., чудотворец (11/24 марта) Евфимий Новый , Солунский (Фессалоникийский), иеродиакон (15/28 октября) Евфимий Печерский , иеросхимонах, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (20 января/2 февраля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Евфимий Суздальский , архим., чудотворец (1/14 апреля; 4/17 июля) Евфимий Сянжемский , прп. (11/24 апреля) Евфимий Терновский , Болгарский, свт. (20 января/2 февраля) Евфимия Всехвальная , Халкидонская, вмц. (11/24 июля; 16/29 сентября) Евфросин Псковский , Спасо-Елеазаровский, прп. (15/28 мая) Евфросин Синозерский , Новгородский, прмч. (20 марта/2 апреля) Евфросиния (в миру Феодулия) Суздальская , княжна, прп. (25 сентября/8 октября; 18 сентября 1 октября)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преподобный Евфимий (XIV b.) был иеромонахом. Жил он чисто и безмолвно и подражал иноческим добродетелям преподобных. Часто с великим благоговением приносил он Бескровную Жертву и своими всегдашними молитвами достиг духовного общения и собеседования с Ангелами. А когда облекся в схиму, тогда, предавшись подвигу безмолвия, ни с кем ни о чем не беседовал. Одна молитва в церкви и в келлии была в его устах. Также никакой пищи, приготовляемой на огне, он не ел, а довольствовался одним зелием. Погребен в Дальних, Феодосиевых, пещерах Киево-Печерского монастыря. Память его также 28 августа/10 сентября и во 2-ю неделю Великого поста. Евфимий Сянжемский, преподобный Преподобный Евфимий первоначально подвизался в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере. О роде и происхождении, о времени его прибытия в монастырь и пострижения сведений до нас не дошло. Известно только, что он был уроженец вологодский, пробыл в монастыре в различных послушаниях довольно времени, но по любви к уединению вышел из него и поселился в пустыне близ устья реки Кушты, на восточном берегу Кубенского озера, в двух верстах от него. Здесь, окруженный со всех сторон непроходимыми болотами и чащей, он построил себе малую келлию, в которой и подвизался в посте и молитве, не давая себе успокоения от труда. Через несколько времени пришел к нему инок Александр (прп. Александр Куштский, память 9/22 июня), постриженник Спасо-Каменного монастыря, оставивший, как и он, Каменный монастырь по любви к безмолвию и поселившийся было на реке Сянжеме. Преподобному Александру понравилось место жительства Евфимия, как совершенно безмолвное, и он стал просить его уступить ему свою келлию, предлагая взамен оставленную им на Сянжеме. Преподобный Евфимий охотно согласился поменяться с преподобным Александром местом подвигов. Прощаясь, преподобный Евфимий оставил Александру в благословение свой крест, пошел на Сянжему и поселился там в келлии преподобного Александра. Сюда пришел к нему Харитон, чтобы разделить с ним иноческие подвиги. Были и другие, желавшие поселиться с Евфимием и Харитоном. А так как поблизости не было храма Божия и окрестные жители в нем нуждались, то Евфимий решился построить церковь во имя Вознесения Господня, при ней устроить монастырь и вскоре исполнил это. До глубокой старости трудился преподобный Евфимий над устроением своей обители и, только предчувствуя приближение смерти, передал управление монастырем ученику своему Харитону, который состарился, во всем подражая ему († 11 апреля 1509 г.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

На иконе имеется надпись: «Ciя святая икона написана и освящена на Афон въ Русскомъ Св.-Пантелеимоновомъ монастыр». Именно на Святой Горе Афон в одноименном соборном храме Русского Свято- Пантелеимонова монастыря хранится честная и многоцелебная глава великомученика. Справа от амвона, в южном приделе храма, освященном в честь Собора всех преподобных отцов Киево-Печерских, расположен мощевик преподобных старцев Печерских . Список частиц мощей: Местоположение Святой Левая сторона от литографии: Прп. Поликарп, архим. Печерский, в Ближних пещерах (1182) Прп. Сисой, схимник Печерский, в Дальних пещерах (XIII) Прп. Вениамин Печерский, в Дальних пещерах (XIV) Прав. дева Иулиания, кн. Ольшанская (XVI), в Ближних пещерах (1718) Сщмч. Владимир, митр. Киевский и Галицкий, в Дальних пещерах (1918) Прп. Ахила Печерский, диакон, в Дальних пещерах (XIV) Свт. Лаврентий, затворник Печерский, еп. Туровский, в Ближних пещерах (1194) Прп. Савва Печерский, в Ближних пещерах (XIII) Прпп. 12 зодчих греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (XI) Прп. Феодор, инок, кн. Острожский, Печерский, в Дальних пещерах (ок. 1483) Прмч. Евстратий Печерский, в Ближних пещерах (1097) Прп. Игнатий, архимандрит Печерский, в Дальних пещерах (1435) Сщмч. Кукша Печерский, просветитель вятичей, в Ближних пещерах (после 1114) Прп. Варлаам, игумен Печерский, в Ближних пещерах (1065) Прп. Моисей Угрин, Печерский, в Ближних пещерах (ок. 1043) Правая сторона от литографии: Прп. Агафон Печерский, в Дальних пещерах (XIII–XIV) Прп. Никон Сухой, Печерский, в Ближних пещерах (XII) Прп. Нифонт, еп. Новгородский, в Ближних пещерах (1156) Прп. Нектарий, послушливый, Печерский, в Ближних пещерах (XII) Прп. Никола Святоша, кн. Черниговский, Печерский чудотворец, в Ближних пещерах (1143) Прп. Феофила Печерский, архиепископ Новгородский, в Дальних пещерах (1482) Прп. Прохор Чудотворец, называемый Лебедником, в Ближних пещерах Прп. Онисифор Печерский, исповедник, в Ближних пещерах (1148) Прп. Ипатий Печерский, целебник, в Дальних пещерах (XIV) Прп.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Успени...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕСТОР Прп. Нестор Некнижный. Икона. После 1842 г. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Нестор Некнижный. Икона. После 1842 г. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) (XIII-XVII вв.?), прп., Киево-Печерский (пам.: 27 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Некнижный, в Дальних пещерах почивающий. Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.- Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» (см. Летописание ) и Житии прп. Феодосия Печерского. О нем, как и о большинстве святых Дальних пещер, сохранились только краткие поздние сведения. Указание на XIII-XIV вв. как на время жизни Н. (Дива печер лаврських. К., 1997. С. 67; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 24 и др.) следует признать необоснованным. Рака с мощами прп. Нестора Некнижного в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Фотография. 2013 г. Рака с мощами прп. Нестора Некнижного в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Фотография. 2013 г. В отличие от известного древнерусского писателя прп. Нестора Летописца (XI-XII вв.), мощи которого почивают в Ближних пещерах, Н. Дальних пещер получил в лавре и в агиографической лит-ре прозвище Некнижный. С этим прозвищем он упоминается уже в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах (см.: Евгений (Болховитинов). 1847. С. 288; Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 80). Тем не менее Н. не указан в составленном по благословению митрополита Киевского св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг . Мощи Н. присутствуют на планах Дальних пещер 1661 и 1674 гг. (Дива печер лаврських. К., 1997. С. 141). В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником архиеп. Модесту (Стрельбицкому) при написании его Кратких сказаний о св. отцах Дальних пещер (1-е изд. 1862), сообщалось, что Н. был «некнижный и рода простого». Оставив «свет и хлопоты светския», он «Господеви горячо служил», во время богослужений никогда не дремал, а только молился: «негды иншого не мыслил, едино к Богу», «день ото дня старался лепшим быти, подвигом себе причиняючи, за что заслужил себе, иже при молитвах видал аггелы и Самаго Бога, и ведал день смерти своея» ( Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 56).

http://pravenc.ru/text/2565116.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010