Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Любимов Алексей Артемьевич; 1641, Тюмень - 6.09.1702, Холмогоры), архиеп. Холмогорский и Важский, духовный писатель и полемист. Род. предположительно в казачьей семье, по нек-рым сведениям, до пострига был близок к старообрядцам. В 1666 г. принял монашество в Далматовом мон-ре , его духовным отцом был основатель старец Далмат, в мон-ре А. составил толкование на Псалтирь. В 1666 г. А. был определен в тобольский архиерейский дом, где пребывал до 1674 г. сначала в должности крестового архиерейского иеродиакона, затем ризничего, в 1668 г. сопровождал Тобольского архиеп. Корнилия в Москву. В авг. 1674 г. вернулся в Далматов мон-рь, где вскоре состоялось рукоположение А. во иеромонаха и возведение в сан игумена - настоятеля мон-ря. А. также надзирал за благочинием (в частности, за совершением богослужений по новоисправленным книгам (см. Книжная справа никоновская )) в окрестных приходах. В 1677 г. по неизвестной причине был сослан в Спасский мон-рь в Енисейском остроге, в дек. того же года, получив прощение митр. Корнилия, вернулся в Далматов мон-рь. В авг. 1679 г. А. в числе неск. посланцев по поручению старца Далмата отправился в Москву с челобитной на имя царя о монастырских нуждах. В столице он стал Патриаршим крестовым иеромонахом. В марте 1682 г. хиротонисан во архиепископа на новообразованную Холмогорскую кафедру. Задержался в Москве для участия в погребении царя Феодора Алексеевича († 27 апр. 1682), венчании на царство Иоанна V и Петра I Алексеевичей (25 июня), в прениях со старообрядцами, проходивших в Грановитой палате (5 июля). Сразу после прений по поручению Патриарха Иоакима А. написал «Увет духовный» с целью опровержения старообрядческой челобитной, книга была издана уже в сент. 1682 г. Прибыв в Холмогоры 18 окт. 1682 г., А. энергично принялся за организацию церковной жизни в епархии, особо следил за совершением богослужений по новоисправленным книгам, противодействовал распространению раскола (мерами духовного убеждения и с помощью светской власти), в июне 1683 г. посетил Соловецкий мон-рь . При А. в Холмогорах и окрестностях началось активное каменное строительство: воздвигнут кафедральный Преображенский собор (1683-1691), в Холмогорах основан Успенский жен. мон-рь (1688).

http://pravenc.ru/text/76904.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИСТ (Опарин Кузьма Мокеевич; 1864, Таранковская вол. Нолинского у. Вятской губ.- 30.10. 1918, близ ст. Карелино Богословской (ныне Свердловской) железной дороги), прмч. (пам. 17 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), мон. Из семьи крестьянина, получил домашнее образование, в нек-рых послужных списках значится как неграмотный. Неск. лет служил в армии в нижнем чине, был уволен в запас. Весной 1899 г. поступил в верхотурский во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-рь . Нес послушания печника и штукатура. Начинал монашескую жизнь под духовным руководством валаамских подвижников прп. Илии (Чеботарёва) и игум. прп. Арефы (Катаргина) (см. прп. Арефа Верхотурский ), переехавших в 1893 г. с Валаама для возрождения в Верхотурском монастыре монашеской жизни по новому общежительному уставу. Преподобномученики Иакинф и Каллист Верхотурские. Икона. Нач. XXI в. (Преображенская ц. Верхотурского Свято-Николаевского мон-ря) Преподобномученики Иакинф и Каллист Верхотурские. Икона. Нач. XXI в. (Преображенская ц. Верхотурского Свято-Николаевского мон-ря) 13 февр. 1904 г. Кузьма принял постриг с именем Каллист в честь мч. Каллиста Аморийского. В авг. того же года был переведен в далматовский в честь Успения Пресвятой Богородицы муж. мон-рь , где нес послушания келиарха (смотритель порядка) и печника. В 1906-1907 гг. по благословению настоятеля Далматовского мон-ря архим. Максимилиана К. в течение 9 месяцев совершал паломничество по св. местам, в т. ч. на Св. землю. Летом 1912 г. К. перевели в Кыртомский Крестовоздвиженский мон-рь, где он нес послушание печника, а после 1913 г. вернулся в Верхотурский мон-рь. В 1918 г. мон-рь был занят красноармейцами. Всех трудоспособных послушников и монахов (ок. 40 чел.) насильно мобилизовали в армию на подсобные работы. Они обслуживали 4-й Екатеринбургский полк, расположившийся в мон-ре. Были заняты 2 монастырских гостиничных корпуса, в одном из которых расположился штаб полка; монастырский дом для приема гостей был отдан под продовольственную управу.

http://pravenc.ru/text/1320089.html

(Титов Амвросий Васильевич; 1667 г., с. Михайловское Костромской губ.- 17.09.1750, Рязань), архиеп. Рязанский и Муромский. Происходил из рода бояр Титовых. В документах не сохранилось сведений о жизни А. до 1708 г. Под этим годом А. впервые упоминается как архимандрит московского муж. мон-ря в честь иконы Божией Матери «Знамение» . 9 нояб. 1713 г. А. был хиротонисан во епископа Тверского. Поскольку Тверская кафедра была архиепископской, А. получил право носить архиепископские зеленые скрижали (см. Мантия ), хотя архиепископия в Твери в тот же день была упразднена. 21 янв. 1714 г. перемещен на Сарскую и Подонскую кафедру. 14 окт. 1714 г. присутствовал на Соборе в Патриаршей крестовой палате, осудившем Фому Иванова и Д. Е. Тверитинова. В период пребывания на Сарской кафедре А. пользовался расположением Петра I Алексеевича . Участвовал в погребении царевича Алексея Петровича и служил по распоряжению Петра заупокойные молебны. В 1718 г., накануне отъезда в С.-Петербург, где А. должен был принимать участие в хиротониях новых архиереев, к нему были направлены послания Местоблюстителя Патриаршего престола митр. Рязанского Стефана (Яворского) и архиеп. Тверского Варлаама с наставлением, как поступить в случае, если к посвящению в архиереи будет представлен иером. Феофан (Прокопович). В том же году в расследовании по делу освидетельствования мощей, открытых в Иосифовом волоколамском мон-ре , на А. был сделан донос архимандритом мон-ря Германом. Указом от 25 янв. 1719 г. А. был определен на Вятскую и Великопермскую кафедру с умалением чина и степени. Существуют упоминания о том, что в 1723 г. в Вятке им была открыта первая школа, однако ее существование не было долгим. На Вятской кафедре А. получил разрешение Синода на возобновление миссионерской деятельности среди вотяков, но из-за нехватки священнослужителей, знавших вотяцкий язык, первоначальный успех миссии был незначителен: крещено было 57 чел. В 1724 г. А. вызывался в С.-Петербург на чреду священнослужений. В 1725 г. участвовал в церемонии погребения имп. Петра I. В 1726 г. А. получил поручение Святейшего Синода расследовать дела по жалобе бывш. игум. Невьянского мон-ря Пермской губ. Евсевия (Левонова) на наместника и казначея Далматова Исетского мон-ря Тобольской епархии. 25 февр. 1727 г. А. присутствовал при коронации имп. Петра II в Москве. В 1729 г. приказной архиерейского дома Исаия Богданов на допросе в Синоде показал, что неоднократно подвергался побоям и заточению со стороны А. В процессе начавшегося расследования обнаружилась лживость этих показаний. В период пребывания на Вятской кафедре А. построил много храмов, привлекая для этого (с разрешения Синода) ту часть доходов кафедры, к-рая ежегодно должна была отсылаться в С.-Петербург. По распоряжению А. был реконструирован кафедральный Троицкий собор, пристроена каменная колокольня, построены неск. каменных храмов в самой Вятке и в окрестных мон-рях, восстановлен архиерейский дом.

http://pravenc.ru/text/64686.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИЙСКИЙ КРЕСТ Кийский крест. 1656 г. в ц. во имя прп. Сергия Радонежского в Крапивниках (Москва) Кийский крест. 1656 г. в ц. во имя прп. Сергия Радонежского в Крапивниках (Москва) созданный по заказу патриарха Никона в 1656 г. в Палестине для Кий-Островского Крестного Онежского мон-ря . Крест-реликварий был сделан из кипариса (310×192×8 см), «высотою, и широтою во всем подобен кресту Христову» ( [Шушерин И. К.] Житие святейшего патр. Никона, писанное некоторым бывшим при нем клириком. СПб., 1784. С. 52), имеет 7-конечную форму: над верхней горизонтальной перекладиной отсутствует вертикальный выступ. Во 2-й пол. XVII в. такая форма креста стала образцом для повторения, в т. ч. для закладных крестов сев. храмов. Уникальный по составу крест-реликварий стал символом преемственности многовековых христ. традиций исторической Палестины. В Москве на обеих сторонах его было помещено ок. 300 святынь: часть древа Животворящего Креста Господня, камни с мест библейских событий, частицы св. мощей восточнохрист. и рус. святых (Онежский Крестный мон-рь//ИИАК. 1911. Вып. 41. С. 105). Мн. реликвии совпадают с перечисленными в Описях Образной палаты (1669) и Благовещенского собора (1680-1681) Московского Кремля, с хранившимися в Новоиерусалимском монастыре частицами мощей (1679). В Слове патриарха Никона о Животворящем Кресте сказано: «И аще кто с верою восхощет к тому Животворящему Кресту на поклонение приити, да не менее тому силою святаго того Честнаго и Животворящаго Креста благодать дастся, якоже путешествующим во святая Палестинская места, в них же святое Свое смотрение Христос Бог наш исполни» ( Лаврентий [Далматов], архим. Краткое известие о Крестном Онежском Архангельской епархии мон-ре. М., 1805. С. 14-22). В Москве крест был «обложен» слюдой, серебром, украшен изображениями праздников. В вертикальное древо К. к. врезано 6 четырехконечных афонских крестов размером 10,5×7,5×0,7 см (один утрачен), украшенных миниатюрной резьбой с клеймами праздников и евангелистов.

http://pravenc.ru/text/Кийский ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРХНЕТЕЧЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья ВЕРХНЕТЕЧЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Курганской и Шадринской епархии), в с. В. Теча Катайского р-на Курганской обл. Основан в 1680 г. по благословению Сибирского митр. Павла настоятелем Далматова муж. мон-ря старцем Далматом Пермским на берегу р. Исети, в 100 м к юго-востоку от Далматова мон-ря. В 1681 г. в В. м. были устроены кельи, погреб, мучной амбар, ограда с воротами, в кон. 1702 г. на пожертвования Холмогорского архиеп. Афанасия (Любимова) и др. построена и далматовским архим. Исааком освящена деревянная Введенская ц. с трапезной и 16 колоколами над крыльцом (ранее насельницы молились в Успенской ц. Далматовой обители). До 1764 г. В. м. был приписан к Далматову мон-рю, подчинялся его уставу и находился на его содержании. Первой настоятельницей В. м. стала Е. И. Друганова, в 1679 г. принявшая постриг в Далматовом мон-ре с именем Ирина. Среди насельниц В. м. в кон. XVII - нач. XVIII в. известны инокини Вера (Вахова), Варвара (Хомякова), Анна, Анастасия, а также жившая в обители как простая монахиня игум. Параскева, мать архиеп. Афанасия (Любимова), ее игуменский посох до нач. XX в. хранился в Далматовом мон-ре. В кон. XVII в. в В. м. подвизались 27 сестер, в 1732 г.- 80, в 1738 г.- 38, в 1750 г.- 46 монахинь. В 1735 г. настоятельница В. м. была возведена в сан игумении. В мон-рь присылали на исправление провинившихся монахинь из др. обителей и «колодниц». После пожара в В. м. в 1742 г. монахини переселились в кельи близ Далматова мон-ря, в следующем году вместе с игум. Тарсиллой перешли в помещения Далматовского подворья в Верхтеченском поселье на р. Тече, в поселье существовала Иоанно-Предтеченская ц. К кон. 40-х гг. XVIII в. монастырские постройки обветшали, и архим. Далматова мон-ря Иакинф обратился к Тобольскому митрополиту с ходатайством о возвращении жен. обители на прежнее место или переводе на новое, более удобное, однако эти намерения не осуществились. В 1764 г. В. м. был передан в ведение духовного правления и оставлен на собственном содержании, затем упразднен. В 1769 г. часть монахинь поселили в иркутском в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ре . Жившие в Верхтеченском поселье инокини в 1778 г. были приписаны к обителям Вятской, Костромской и Енисейской епархий, однако многие остались жить при Предтеченской ц.

http://pravenc.ru/text/158204.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Герасим (Кремлёв), архиеп. Тобольский. Портрет. XIX в. (Кремлёв; † 16.07.1650, Тобольск), архиеп. Сибирский и Тобольский. Род., по-видимому, в Новгороде, учился в школе при новгородском архиерейском доме. 12 июля 1634 г. поставлен игуменом тихвинского Большого в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . Г., будучи иконописцем, в 1636 г. испросил у царя Михаила Феодоровича разрешение на поновление хранившейся в мон-ре чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери , к-рая сильно пострадала от времени и пожаров (в 1623 пожар уничтожил почти все постройки мон-ря). О связанном с реставрацией чуде повествует «Сказание о поновлении Тихвинской иконы Богоматери», являющееся частью «Книги об иконе Богоматери Одигитрии Тихвинской» (сер. XVII в.). В июне 1636 г., после поста и молитвы, Г. приступил к снятию олифы с образа. Когда иконописец приблизился к лику Богоматери, он был остановлен «ужасным чудом», скрывшим образ Пречистой Девы. Устрашившись, Г. прекратил работу и ограничился снятием старой олифы и нанесением новой, после чего образ был возвращен в храм. Сведения о Тихвинской иконе, полученные в 1910-1911 гг. в ходе ее реставрации Г. О. Чириковым, уточняют «Сказание...». Чириков выявил, что реставратор, работавший в 1-й пол. XVII в., удалил вздутия левкаса и красочного слоя, образовавшиеся на иконе после пожаров, и заново написал образ, во мн. местах по старой олифе. По-видимому, живописная работа Г. не затронула только лики Богоматери и Младенца. 31 мая 1640 г. Г. был хиротонисан во архиепископа Сибирского и Тобольского, хиротонию возглавил патриарх Московский и всея Руси Иоасаф I . Пребывание Г. на Тобольской кафедре ознаменовано активной работой по распространению Православия и церковному строительству в Сибири. В 40-х гг. XVII в. шло интенсивное продвижение рус. людей на север и восток - к берегам Тихого океана (экспедиции В. Д. Пояркова, Е. П. Хабарова), увеличивалась численность рус. населения в Сибири; от Тюмени до Амура и Охотского м. появлялись рус. города, слободы и села. Этим процессам сопутствовало строительство новых храмов, мон-рей, часовен. При Г. были основаны мон-ри: в честь Казанской иконы Божией Матери в Томске (1642), в честь Преображения Господня в Енисейске (ок. 1642), Далматов Исетский в честь Успения Пресв. Богородицы в Шадринском у. (1644), в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Красноярском остроге (совр. Красноярск) (1646), в честь Рождества Христова в Кузнецке (совр. Новокузнецк) (1648). В новосозданные храмы и мон-ри Г. посылал книги, иконы, богослужебную утварь.

http://pravenc.ru/text/164579.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Паисий (Юрков), еп. Щигровский и Мантуровский. Фотография. 2014 г. (Юрков Виктор Дмитриевич; род. 22.10.1970, Брянск), еп. Щигровский и Мантуровский. Из семьи рабочих. В 1973 г. семья переехала в Москву. В 1986 г. окончил среднюю школу 106 г. Москвы. В 1989 г. окончил СПТУ 129. В 1989-1991 гг. проходил военную срочную службу. В февр. 1992 г. поступил в верхотурский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь . 24 апр. того же года наместником Верхотурского монастыря игум. Тихоном (Затекиным; ныне архимандрит) пострижен в рясофор с наречением имени в честь прп. Паисия (Величковского). 29 апр. Екатеринбургским и Верхотурским архиеп. Мелхиседеком (Лебедевым) рукоположен во диакона, 31 мая в Далматовском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре Курганской обл.- во иерея. В марте 1993 г. перешел в Новоспасский московский в честь Преображения Господня ставропигиальный мужской монастырь . С 1993 г. окормлял пациентов и сотрудников Московского научно-исследовательского онкологического ин-та им. П. А. Герцена (МНИОИ). В 1993-1997 гг. нес послушание благочинного и уставщика Новоспасского мон-ря, в 1994-1996 гг.- преподавателя воскресной школы при мон-ре. В 1996-1998 гг. заочно обучался в МДС. В 1997-2011 гг. являлся келарем обители. 26 марта 1998 г. наместником Новоспасского мон-ря Орехово-Зуевским еп. Алексием ( Фроловым; впосл. архиепископ) пострижен в мантию с наречением имени в честь прп. Паисия, постника Киево-Печерского. В 2000 г. в МНИОИ был освящен храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица», П. назначен настоятелем этой церкви и исполнял это послушание до 2014 г. В 2002-2005 гг. обучался в МДА. В дек. 2007 г. защитил дипломную работу на тему «Деятельность великого князя Сергея Александровича Романова на посту председателя Императорского православного палестинского общества (1882-1905 гг.)». 29 авг. 2007 г. архиеп. Алексием (Фроловым) возведен в сан игумена. С окт. 2011 по 2014 г. благочинный Новоспасского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2578673.html

(Венгерский Алексей Иванович; † после 1702), инок, один из руководителей раннего урало-сибир. старообрядчества , писатель, владелец б-ки. Его отец «литвин» Криштоп (Иван Савельевич) Венгерский, уроженец Берёзовского повета, «пахолок пана воеводича витепского Сопеги королевичевы роты», был взят в плен в Медынском у. и в 1618 г. сослан в Тобольск, где служил казаком, потом казачьим атаманом, а в 1633/34 г. был поверстан в дети боярские, в 1634-1635 гг. он являлся приказчиком Н. Ницынской слободы. В 1647/48 г. в тобольские дети боярские был определен его сын Алексей, ок. 1658/59 г. принявший монашество в Кодском (Кондинском) Троицком мон-ре. Здесь А. сблизился со строителем иером. Иваном Кодским, по поручению к-рого в 1665/66 г. ездил в Москву «бити челом» о монастырских нуждах. В кон. 1667 - нач. 1668 г. А. появился в Тобольске, вступил в «спор о вере» с властями, за что был сослан в туруханский Мангазейский во имя Святой Троицы мужской монастырь . Вскоре после возвращения оттуда он вместе с Иваном Кодским перебрался в принадлежавшую Кодскому мон-рю Троицкую пуст. на р. Исети, к-рая стала одним из центров местного раскола. Здесь А., будучи сторонником теории «чувственного антихриста» (см. Антихрист у старообрядцев), вел полемику с неизвестным старообрядческим писателем из Далматова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , автором послания «Об антихристе и тайном царстве его». В 1682 г. вместе с Иваном Кодским А. оказался в Утяцкой слободе Тобольского у., где в конце дек. этого года произошло массовое самосожжение старообрядцев, явившееся откликом на стрелецкое восстание в Москве. Незадолго до этого А. вместе со слободчиком Ф. Иноземцевым от имени собравшихся в слободе написал несохранившуюся «сказку», излагавшую причины отказа участников «сборища» приносить присягу новым государям Иоанну и Петру Алексеевичам (см. Иоанн V и Петр I ). После утяцкой «гари» А. вместе с Иваном Кодским скрывался на р. Ирюм в Тюменском у., а ок. 1686/87 г. перебрался на острова в Бахметских болотах за Дальн. Кармаками. В эти годы А. установил контакты с видным донским (впосл. ветковским; см. Ветка ) расколоучителем иером. Феодосием , а также вел полемику о допустимости самосожжений и о сущности антихриста с деятелем урало-сибир. старообрядчества Я. Б. Лепихиным. Разногласия во взглядах не мешали А. и его оппоненту сотрудничать - ок. 1690 г. по их инициативе под Тюменью был созван старообрядческий собор, о чем сообщает в «Сибирских посланиях» их обличитель Тобольский митр. Игнатий (Римский-Корсаков).

http://pravenc.ru/text/62914.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАЛМАТ (Мокринский Дмитрий Иванович; 1594, Берёзов, ныне пос. Берёзово, Ханты-Мансийский АО - 25.06.1697, Далматов Успенский мон-рь), прп. (пам. 25 июня, 24 июля, 10 июня - в Соборе Сибирских святых), Исетский, Пермский, основатель Далматовского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . Биография Д. изложена в «Известии об основании Далматовского монастыря», написанном в нач. XVIII в. сыном Д. архим. Исааком (Мокринским). Большой объем информации о Д. и основанной им обители содержится в документах сибир. делопроизводства XVII в. и в архиве Далматовского Успенского мон-ря (Гос. архив г. Шадринска Курганской обл. Ф. 224). Прп. Далмат. Портрет. XVIII в. (?). Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Б-ка Конгресса США) Прп. Далмат. Портрет. XVIII в. (?). Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Б-ка Конгресса США) И. Мокринский, отец святого, служил казачьим атаманом в сибир. городах, мать, возможно, происходила из новокрещеных сибир. татар или остяков. Д. Мокринский был поверстан в дети боярские. Ок. 1627/28 г. семью Мокринских перевели из Берёзова в Тобольск. В 1628 г. Д. Мокринский упоминается как тобольский городничий, в 1633 г. находился на должности приказчика в Вагайском острожке. В 1642/43 г. он оставил гос. службу и принял постриг с именем Далмат в Невьянском Богоявленском мон-ре (Верхотурский у.). Ок. 1644 г., стремясь к уединению, Д. покинул обитель (архим. Исаак писал, что Д. не захотел принять предлагавшуюся ему должность строителя в Богоявленском монастыре) и поселился в пещере на высоком берегу р. Исети при впадении в нее р. Течи, называвшемся Белое Городище. Эти земли принадлежали тюменскому ясачному татарину Илигею, сдававшему их в аренду жителям Невьянской и Ирбитской слобод для рыбных и зверовых промыслов. Хозяин земли под влиянием арендаторов дважды пытался изгнать Д. Архим. Исаак сообщает, что сначала святой примирился с Илигеем благодаря тому, что «причелся к нему, татарину, родом понеже по сестре его», сказав: «А мати моя от сибирских татар от новокрещена родилася». Во 2-й раз преподобного спасло чудо: осенью 1645 г. Илигей, направлявшийся к пещере старца, чтобы изгнать его, заночевал по дороге и ему было видение: Богородица в багряных ризах с хлыстиком в руке повелела не только не обижать Д., но и отдать ему вотчину. Татарина охватил ужас, и он в присутствии детей и сородичей весной 1646 г. передал преподобному владения на Белом Городище. В 1651 г. монахи Далматова мон-ря обратились к царю Алексею Михайловичу и тобольскому воеводе В. Б. Шереметеву с челобитной о пожаловании им этих земель, грамотой царя от 17 мая 1659 г. были установлены границы монастырских владений.

http://pravenc.ru/text/168654.html

В 1992 г. началось возрождение Далматовского Успенского мон-ря. По благословению и при участии еп. Курганского и Шадринского Михаила (Расковалова) 6 авг. 1994 г. состоялось обретение мощей Д., почивающих с того времени открыто в деревянной резной раке в Скорбященской ц. мон-ря. Почитание В 1864 г. по просьбе жителей Далматова, «отягченных бедствиями от пожаров», был установлен ежегодный крестный ход «к отвращению бедствий» 24 июня, в день преставления Д. (дата неточна). С 1871 г. в Далматовском монастыре велись записи чудес по молитвам к преподобному, в монастырском архиве сохранилось ок. 30 таких записей XIX в. На Урале Д. считался покровителем воинов - молодые люди перед отправкой в армию приходили к гробнице преподобного, надевали кольчугу и шлем. Во 2-й пол. XIX в. в периодике, в офиц. документах, на литографических изображениях (в частности, выпущенных в Екатеринбурге в 90-х гг.) Д. часто называется преподобным. Он поминается в службе всем святым, в земле Российской просиявшим, составленной Ковровским еп. священноисп. Афанасием (Сахаровым) . В 1997 г., к 300-летию преставления Д., были написаны служба и акафист ему. В 2004 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил «причислить основателя Свято-Успенского мужского монастыря Далмата Исетского к лику местночтимых святых Курганской епархии и включить имя преподобного Далмата Исетского в Собор Сибирских святых с установлением дня памяти 25 июня/8 июля» (цит. по: Варнава (Аверьянов), игум. С. 68). 4 фев. 2013 г. Архиерейский собор Русской Православной Церкви утвердил его общецерковное прославление в лике общероссийских святых. Д. широко почитается на Урале. Частицы его мощей находятся во мн. храмах Курганской, Екатеринбургской и Челябинской епархий. В Далматовском мон-ре ведутся записи свидетельств паломников и местных жителей о благодатной помощи и исцелениях по молитвам к Д. Ист.: Вкладные книги Далматовского Успенского мон-ря (посл. четв. XVII - нач. XVIII в.)/Сост.: И. Л. Манькова. Свердловск, 1992. С. 184-186 [«Известие об основании Далматовского монастыря»]; Первое столетие сибирских городов, XVII в. Новосиб., 1996. С. 52-53. (История Сибири. Первоисточники; Вып. 7); «Велено быть на государевой службе в Сибири»: Док-ты XVII в. о назначениях и деятельности приказчиков уральских слобод/Публ. подгот. И. Л. Манькова//ИА. 2005. 4. С. 180-195.

http://pravenc.ru/text/168654.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010