Закрыть itemscope itemtype="" > «Бог всё предвидит и всё предопределяет» Памяти Алексея Фёдоровича Лосева († 24 мая 1988 года) 23.05.2023 949 Время на чтение 50 минут Извлечения из бесед монаха-философа Андроника (А.Ф. Лосева) с церковнослужителем-медиком Алексеем Бабуриным. 1980-1988 гг. Меня многие считают счастливым: профессор, доктор наук, печатается, а я считаю прожитую жизнь неудачной. Я хотел быть настоящим монахом, а стал не поймёшь кем: два раза женился; я хотел заниматься одним – работаю над другим. Бог наделил меня различными дарованиями: я был звонарём, регентом, хорошо знал церковный устав, литургию. Наиболее постоянной моя любовь была и остаётся к богослужению, но даже этого я был лишён… С чем предстану перед Богом?» А.Ф. Лосев Меня, недостойного протоиерея Алексия, в бытность моего церковнослужения (пел, читал и алтарничал в храме Воскресения Словущего на Арбате), обучения в медицинском институте и в начале моей лечебной практики, Господь сподобил в течение восьми лет быть не только массажистом известного всему миру учёного Алексея Фёдоровича Лосева, но, одновременно, иметь в сокровенном его лице, монахе Андронике, – собеседника и наставника, во многом определившего дальнейшую мою судьбу. Из тех счастливых лет общения я, по просьбе чтущих память монаха-философа Андроника, поделюсь здесь некоторыми своими воспоминаниями о нём и отдельными его высказываниями. В двадцатые годы Алексей Фёдорович имел духовного отца со святой горы Афон. Это был знаменитый архимандрит Давид (Мухранов), афонский постриженик и воспитанник, начальник и строитель С-Петербургского подворья Свято-Андреевского скита. В Москве о. Давид служил в Никольской часовне на Таганке. Это он 3 июня 1929 года совершил чин монашеского пострига Алексея Фёдоровича и Валентины Михайловны, нарекая их новыми именами, Андроником и Афанасией. Умер о. Давид 5 июня 1930 года в возрасте 83 лет от рожистой инфекции. Затем духовником Алексея Фёдоровича становится иеромонах Досифей (Шонин), служивший сначала в Смоленской Зосимовой пустыни, которая находится в трёх с половиной километрах от станции Арсаки Ярославской железной дороги, а затем – в Борисоглебском Аносином женском монастыре, что на берегу реки Истры, в шести километрах от станции Снегири Рижской ж. д. После закрытия Аносина монастыря о. Досифей служил некоторое время в тайном скиту на Никольской улице в Москве, а затем был сослан в Караганду, где и умер от малярии в 1936 году.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/23/...

Скачать epub pdf Храм Соломона Единственное место на земном шаре, которое от самой глубокой древности освящено поклонением Единому Богу и на которое издревле с благоговением взирали верующие трех религий – иудаисты, христиане и мусульмане, находится в восточной части Иерусалима. В конце XI – начале Х вв. до Р. Х. Иерусалим стал столицей древнееврейского государства Израиль, а ок. 935 г. до Р. Х. – столицей иудейского царства. К этому времени относится подъем строительства в городе, когда были возведены новые крепостные стены, дворцовые и культовые здания. Наиболее выдающимся из них был храм, построенный в эпоху царей Давида и Соломона (кон. XI в. – ок. 928 г. до Р. Х.). Большинство исследователей, следуя сообщению Библии , полагает, что Соломон построил храм на горе Мориа, на том месте, которое его отец Давид купил у Орны Иевусеянина ( 2Цар 24:18,25 ; 1Пар 21:18–30 ). Но Давиду не суждено было совершить возведение храма; он воздвиг на гумне Орны только алтарь Единому Богу и умер, завещав продолжение строительства сыну Соломону. Соломон начал строить храм почти за 1000 лет до Р. Х. И начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, которая была указана Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид, – говорится об этом в Библии ( 2Пар 3:1 ). Работы по строительству храма длились 7 лет ( 3Цар 6; 7 ; 2Пар 3–4 ). Храм стал единственным местом поклонения Богу Иегове; Я освятил этот дом, построенный тобою, – говорил Господь Соломону, – чтобы имя Мое пребывало там вечно; очи Мои и сердце Мое будут там во все дни (см. 3Цар 9:3 ). В этот храм был перенесен Ковчег Завета; место, где находилось Святое Святых, было запретным для посещения, и лишь раз в год сюда имел доступ первосвященник. Дальнейшая история ветхозаветного храма Впоследствии Иерусалим завоевывался, разрушался и вновь восстанавливался вавилонским царем Навуходоносором II, персидским царем Киром, египетским царем Птолемеем, римлянами. Судьбу города разделял и храм Соломона: в 588 г. до Р. Х. он был разрушен Навуходоносором. Второй храм, строительство которого было начато по возвращении евреев из вавилонского плена в 524 году до Р. Х., строился в течение 19 лет и впоследствии неоднократно страдал от разрушений. В прежнем великолепии он был восстановлен при палестинском царе Ироде Великом (40–4 гг. до Р. Х.). Работы продолжались 46 лет (см. Ин 2:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

VI. Настоятели Коренной Пустыни А) Настоятели первого периода (1597 – 1618) Игумены 1) Первым Настоятелем Коренной Пустыни был Игумен Евфимий; пострижен в монашество из священников г. Рыльска, в мире именовался Георгием. Упоминается в рукописном сказании о явлении чудотворной иконы Знамения Божией Матери Курская в 1597 году. 2) Вассиан, 3) Давид, 4) Серапион: Упоминаются в одном из монастырских актов 1622 года, а именно: в деле о принадлежавшем исстари Коренной Пустыне Святом городище на реке Рати, в 15 верстах от Курска, при чем замечено, и что прежние игумены монастыря Пречистой Богородицы: Вассиан, Давид и Серапион, приходя из Пустыни (на урочище, что при реке Рати) рыбу лавливали и всяким угодьем владели. 5) Игумен Иосиф, упоминается под 1611 – 1613 годами; он перешёл с братией из пустыни в Курск от неприятельского нашествия, куда еще ранее по Царскому указу была перенесена из пустыни же Чудотворная икона и все ценное церковное и монастырское имущество, по тому же поводу; сидел в осаде 1611 года, а как в том же году монастырь что в Пустыне был разорен и сожжен Крымскими Татарами, то Игумен Иосиф и остался с братией того монастыря в Курске, где по просьбе «всякого чина градских людей» занялся строением, по данному ими во время осады обету, в малом острожке церкви и монастыря во имя Рождества Пресвятой Богородицы, по устроении коего в 1613 году был назначен настоятелем сей новоустроенной обители. Можно полагать, что его же попечением , по миновании неприятельского нашествия, построена паки в пустыне на месте разоренной обители деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которая по одному акту 1617 года, значится еще не освященной. Б) Настоятели второго периода (1618 – 1764) Строители: По возобновлении около 1618 года Пустынной Обители на месте явления Чудотворной иконы, этою Пустынькой во весь долгий период её зависимости от Курского Богородицкого монастыря (1618 – 1764) управляли иеромонахи того монастыря, которые в XVIII столетии именовались строителями; некоторые из них известны и по именам, таковы например:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Болнисский Сион. 478–493 гг [груз. ], кафедральный собор 478-493 гг. Болнисской и Дманисской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположен в г. Болниси в 70 км к юго-западу от Тбилиси, в горной долине р. Хачен. Был сооружен как кафедральный собор новообразованной Болнисской епархии при ее предстоятеле еп. Давиде. В разных источниках упоминаются посвящения во имя Пресв. Богородицы и Св. Троицы. История Б. С. может быть отчасти воссоздана по сохранившимся строительным надписям, в 3 из них упоминаются создатели церкви: еп. Давид «с причтом» (надпись на плите над алтарным окном сев. придела и на балке архитрава вост. двери на сев. фасаде), а также Парнева[с] и Азарухт, вероятно, члены причта или приходской общины (надпись на архитраве зап. входа на сев. фасаде). Возведение церкви датируется посл. четв. V в. Работы были начаты в «двадцатый год царствования персидского царя [Перо]за» и завершены через 15 лет, что разные исследователи трактуют как 462-477 гг. (Ш. Я. Амиранишвили), 473-478 гг. (Н. П. Северов) или 478-493 гг.- наиболее принятый вариант (Г. Н. Чубинашвили, В. В. Беридзе). К более позднему времени относится надпись на притолоке входа в храм из юж. портика, в к-рой упоминаются «убогий» Илья Болнисский, прот. «церкви св. Григория» (возможно, первоначальное посвящение), «мампалы» (груз. властители) Давид с сыновьями и Абул и имена монахов, из чего можно заключить, что Б. С. в тот период мог быть монастырским храмом. Маленькая зальная часовня во имя св. Григория была пристроена в VIII в. Предположительно ко времени создания мон-ря, не позднее IX-X вв., была сооружена каменная ограда. В надписи XVII в., выполненной на мхедрули на стене отдельно стоящей колокольни, упоминается Болнисский еп. Николай, сын Баграта Мухран-Батони, прибывший «для управления кормилом Сионской Божией (Матери)». При нем была совершена внутренняя роспись Б. С. (согласно Северову, роспись и ремонт здания были сделаны в царствование Ростома на средства его супруги Марии), построены алтарная преграда, аналой и киворий, сделаны богатые вклады церковной утвари (богослужебные сосуды, кресты, иконы, ризы и литургические ткани), возведен ряд построек, в т. ч. колокольня. Все работы и вклады носили поминальный характер - «во отпущение многих [грехов], прощение душ отца моего и матери моей молите».

http://pravenc.ru/text/149689.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАРЕДЖИ [Давидгареджи; груз. ], комплекс пещерных мон-рей, протянувшийся на 25 км на склонах хребта Гареджи, в 60 км к юго-востоку от Тбилиси; до XX в. один из крупнейших на Кавказе религиозно-культурных центров. Пустынь была основана в сер. VI в. прп. Давидом Гареджийским , одним из 13 сир. отцов, пришедших в Грузию во главе с прп. Иоанном Зедазнийским по благословению прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца. Прибыв в Грузию, прп. Давид недолго обретался в природной пещере в отроге горы вблизи Тбилиси (позднее на этом месте был построен мон-рь, известный как Мамадавити ( - отец Давид), или Мтацминда ( - Св. гора); ныне в центре Тбилиси). Но окончательным местом, пригодным, на взгляд монаха-аскета, для подвига и учреждения уклада жизни по сирийско-палестинскому иноческому уставу, стала «Гареджийская пустыня». Аскетический характер подвижничества прп. Давида и его учеников, преподобных Додо и Лукиана Гареджийских, позволяет говорить о незначительном строительстве на раннем этапе истории Г. Поскольку монастырская жизнь в лавре св. Давида и в мон-рях Натлисмцемели ( - [Иоанна] Крестителя) и Додос Рка ( - рог Додо) не прерывалась, эти комплексы неоднократно перестраивались и обновлялись. Из наиболее древних, относящихся к VI-VIII вв. памятников монастырского комплекса сохранились кельи и могилы преподобных Давида и Лукиана в лавре (VI в.), усыпальница прп. Додо в его мон-ре (VI в.), келья и стела в Натлисмцемели (VI-VII вв.), усыпальницы и остатки церкви в Цамебули ( - мученик, VI-VII вв.), усыпальницы в Бертубани ( - местность монахов, VI и X вв.), неск. малых комплексов, наиболее значительными из к-рых являются Тетри Удабно ( - белая пустыня, с сохранившимися в пещерной церкви росписями VI-VIII вв.) и Берта Мта ( - гора монахов, где селились отшельники-пещерники, не позднее IX в.). В суровых климатических условиях полупустыни в большинстве мон-рей уже в ранний период сформировались системы водоснабжения с высеченными в скале желобами и резервуарами, нек-рые (напр., в лавре) действуют и в наст. время.

http://pravenc.ru/text/161684.html

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 30 2001 Храм Соломона Единственное место на земном шаре, которое от са­мой глубокой древности освящено поклонением Единому Богу и на которое издревле с благоговением взирали верующие трех религий — иудаисты, христиане и мусульмане, находится в восточной части Иерусалима. В конце Х I — начале Х вв. до Р. Х. Иерусалим стал столицей древнееврейского государства Израиль, а ок. 935 г. до Р. Х. — сто­лицей иудейского царства. К этому времени относится подъем строи­тельства в городе, когда были возведены новые крепостные стены, дворцовые и культовые здания. Наиболее выдающимся из них был храм, построенный в эпоху царей Давида и Соломона (кон. Х I в. — ок. 928 г. до Р. Х.). Большинство исследователей, следуя сообщению Библии, пола­гает, что Соломон построил храм на горе Мориа, на том месте, ко­торое его отец Давид купил у Орны Иевусеянина (2 Цар 24:18,25; 1 Пар 21 : 18–30). Но Давиду не суждено было совершить возве­дение храма; он воздвиг на гумне Орны только алтарь Единому Богу и умер, завещав продолжение строительства сыну Соломону. Соломон начал строить храм почти за 1000 лет до Р. Х. И на­чал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, ко­торая была указана Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид , — говорится об этом в Библии (2 Пар 3 : 1). Работы по строительству храма длились 7 лет (3 Цар 6; 7; 2  Пар 3 –4 ). Храм стал единственным местом поклонения Богу Иегове; Я освятил этот дом, построенный тобою , — говорил Господь Соломону, — чтобы имя Мое пребывало там вечно; очи Мои и сердце Мое будут там во все дни (см. 3 Цар 9 : 3). В этот храм был перенесен Ковчег Завета; место, где находи­лось Святое Святых, было запретным для посещения, и лишь раз в год сюда имел доступ первосвященник. Дальнейшая история ветхозаветного храма Впоследствии Иерусалим завоевывался, разрушался и вновь восстанавливался вавилонским царем Навуходоносором II , персидским царем Киром, египетским ца­рем Птолемеем, римлянами. Судьбу города разделял и храм Соломона: в 588 г. до Р. Х. он был разрушен Навуходоносором. Второй храм, строительство которого было начато по возвращении евреев из ва­вилонского плена в 524 году до Р. Х., строился в течение 19 лет и впоследствии неоднократно страдал от разрушений. В прежнем великолепии он был восстановлен при палестинском царе Ироде Великом (40 – 4 гг. до Р. Х.). Работы продолжались 46 лет (см. Ин 2:20).

http://pravmir.ru/svyatyinya-treh-religi...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Строительство храма О храме Божием Как создавался храм Соломона? Это очень интересная история. Чтобы понять место Иерусалимского храма в истории Израиля и еврейского народа, надо подробно рассмотреть, что происходило в те дни, когда Соломон строил храм. Храм намеревался построить еще Давид – Бог ему запретил, но дал пророчество, что храм построит потомок Давида, который сядет на престоле вместо него. Многие читающие Священное Писание приходят к выводу, что речь идет о Соломоне; так думал и сам Соломон. Он так и говорит: пророчество было Давиду, я сижу на престоле Давида, поэтому я должен построить храм. А на самом деле пророчество-то мессианское. Когда Бог открыл это Давиду, Давид умилился, прославил Бога и сказал: это уже по-человечески , так как он-то услышал в этом свидетельстве пророчество о Мессии. Понять, что речь идет о Мессии, можно только сквозь призму Нового Завета, сквозь призму тех слов, которые сказал Христос о храме и о Себе Самом, сквозь призму слов, которые апостол Павел говорил о храме в Послании к Евреям. Из этого становится понятным, что на самом деле вкладывал Дух Святой в слова, которые говорил Давиду. Речь идет не о Соломоне, а о том, что будет Сын Давидов, истинный Царь Израилев, Который действительно построит дом Господень. Настоящий дом. Помните, Христос говорил: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» . Он говорил о храме Тела Своего. Вот истинный храм! Апостол Павел говорит: «Во Христе обитает вся полнота божества телесно» , то есть Христос есть Храм Божий – в Нем пребывает Бог во всей Своей полноте; ни в одном храме Он не пребывает так. Господь избрал Себе не храм, сделанный из камней – люди должны быть живыми камнями того храма, где действительно будет вновь обитать вся полнота Божества телесно , мы – тот храм, в котором намеревается жить Бог: Церковь Христова, именно мы все (не каждый из нас – хотя и каждый из нас тоже) составляем полноту церковную. Обещая Давиду, Бог именно об этом храме говорит, о том, что будет царь, который именно такой храм построит.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/29

Скачать epub pdf Раздел 6. Церковь Святой Марии Магдалины Предисловие Одной из главных достопримечательностей возвышающейся над Иерусалимом Елеонской горы является нарядный семиглавый храм во имя равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Храм построен в типичном для царствования Александра III новорусском стиле. Характерные московские маковки и кокошники делают его не только одним из выразительнейших памятников Русской Палестины, но и своеобразной архитектурной «визитной карточкой» современного Иерусалима. Документы, представленные в настоящем разделе (АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 492–494), позволяют проследить историю храма и последующую его судьбу. ...Во время пребывания в Иерусалиме великих князей Сергея и Павла Александровичей и Константина Константиновича (в мае 1881 г.) архимандрит Антонин подсказал будущему председателю Палестинского общества идею соорудить храм в память о его матери императрице Марии Александровне (1824–1880) и указал в качестве наиболее удачного места для него верхнюю часть Гефсиманского сада на склоне Елеона. Осенью 1882 г. после долгих сложностей с покупкой место было приобретено на имя генерального консула в Иерусалиме В. Ф. Кожевникова (документ 134). Два года спустя в Иерусалим командируется В. Н. Хитрово для решения организационных вопросов по строительству храма. Одновременно рескриптом на имя архимандрита Антонина великий князь Сергей Александрович просит его принять на себя главное руководство и наблюдение за постройкой церкви (документ 135). Автором проекта был замечательный русский архитектор Давид Иванович Гримм (1823–1898). Яркий представитель славного в анналах российской интеллигенции сословия «русских немцев», Давид Иванович всю свою творческую жизнь посвятил своей второй родине России, русскому церковному зодчеству. По окончании Академии художеств, где он стал затем и академиком, и профессором, он много ездил по странам бывшего «Византийского содружества», особенно специализируясь на изучении церковных памятников Закавказья. По его проектам – под личным его руководством или по письменным указаниям – сооружены храмы в память 900-летия Крещения Руси в Херсонесе, под Севастополем, в память покорения Кавказа – в Тифлисе; целый ряд русских зарубежных (посольских и «курортных») церквей – в Женеве, Копенгагене, Ницце. За церковь Марии Магдалины в Гефсимании Д. И. Гримм получил должность ректора архитектуры в Академии художеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Будища. Глуховско-Петропавловский монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1230. Адрес: Украина, Сумская область, Шосткинский район, село Будища, улица Петропаловская Б-00, Будищанский интернат Координаты: 51.468528, 33.971969 Проезд:ехать по автодороге Р-44 до села Баничи, потом повернуть в сторону села Будища Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Монастырский комплекс расположен на высокой горе, поросшей дубовым лесом, на правом берегу р. Клевень поблизости с. Будища за 20 км от Глухова, близ старинного пути с Глухова на Путивль. Архитектурный ансамбль господствовал над равнинной заболоченной заводью и благодаря своим архитектурным доминантам был виден издалека. Время основания монастыря неизвестно. По преданию – в 1230 г. В конце XVII ст. (с 1694 г.) его настоятелем был Св. Димитрий Ростовский (Даниил Туптало, 1651-1709) – выдающийся церковный деятель, писатель и просветитель, который написал здесь немало своих выдающихся трудов, в частности и «Четьи Минеи». В 1769-1772 гг. архимандритом монастыря был Давид Нащинский, профессор Киевской академии, который ознакомил Европу с произведениями Феофана Прокоповича. В этом монастыре, возле южного входа в собор был похоронен Мельхиседек (Матвей Карп.) Значкояворский (1716-1809), прежний игумен Мотронинского монастыря и один из вдохновителей Колиивщины, который в 1786-1809 гг. был здесь архимандритом. В 1695 г. на заказ Димитрия Ростовского «записной государей мастер каменного дела» Матвей Ефимов, который тогда работал в Глухове, а перед тем – в Стародубе, начал строительство каменного Петропавловского собора, завершенное в 1697 г. Сохранился и опубликован контракт на строительство, в котором указано, что собор должен был иметь высоту 7,5 сажен к бане (около 13 м) и баню, высотой 2 сажени. В начале XVIII ст. (до 1706 г.) средством полковника стародубского Михаила Миклашевского, который погиб в бое со шведами в 1706 г., здесь построена каменная трапезная с теплой церковью Успения Богородицы. В 1712 г. построили каменную надбрамную Михайловскую церковь, а в 1895 г. – два каменных корпуса братских келий и новое каменное ограждение.

http://sobory.ru/article/?object=41269

Епископ Игнатий освятил крест на месте строительства храма святых Петра и Февронии июня 2017 Его Преосвященство побеседовал с жителями Березовки, рассказав о значимости христианского устроения каждой семьи, о том, как строить жизнь семьи в русле Православия, и о житии святых праведных Петра и Февронии . ВСЕ ФОТОГРАФИИ Петр и Феврония Муромские - супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие её духовные ценности и идеалы. История жизни святых чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в. Записал повествование о блгв. Петре и Февронии в XVI в. свящ. Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви - дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге. Прп. Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме блгв. Павла. Однажды в семье Павла случилась беда - по наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Горестная женщина, уступившая демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату “суждена от Петрова плеча и Агрикова меча”. Прознав об этом, кн. Петр тотчас решился убить насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре на молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010