Круг источников о жизни Давида Дисипата крайне узок и ограничивается периодом с 1337 по 1347 год. Знакомство Давида Дисипата с Варлаамом Калабрийским состоялось в Фессалонике . Давид Дисипат входил в группу монахов- исихастов , представителей известных аристократических родов, которую возглавлял Игнатий Исихаст . Около 1337 года Варлаам сблизился с этой группой, и Давид Дисипат был одним из монахов - учеников Игнатия, наставлявших его в методе исихастской молитвы, которому учил Игнатий. Во втором письме к Игнатию Исихасту Варлаам упоминает Давида Дисипата, а также Иосифа Калофета и монаха Луку , иронично замечая, что " научился от них многому хорошему " (πολλ κγαθ παρ ατν κδιδαχθες) . То, что Варлаам узнал об исихастской молитве, привело его в негодование, и он тотчас написал первое письмо к Игнатию (Ep. 4). Давид Дисипат сумел перехватить это письмо и вернуть его автору с просьбой заменить другим, менее резким и полемичным. Варлаам согласился написать второе письмо к Игнатию, в котором убрал явную критику в адрес старца, о чем впоследствии сожалел . Сохранилось два письма калабрийского философа непосредственно к Давиду Дисипату (Ep. 6, 8), написанные позднее писем Варлаама к Игнатию. Первое письмо носит явно полемический и иронический (κνζοντα - именно так охарактеризовал Давид Дисипат, по словам Варлаама, это письмо - Ep. 8. 3) характер по отношению к монахам-исихастам. Варлаам считает наилучшим и важнейшим точное постижение сущего, верхом которого является " познание Бога (Θεο γνσις), насколько это возможно, и благовидное, со знанием (γαθοειδς μετ πιστμης), расположение к людям посредством доступного подражания подлинному добру (κατ τν γχωροσαν το κυρως γαθο μμησιν) " (Ep. 6. 1-5; положение Варлаама о подражании (μμησις) как единственном пути к обожению было осуждено в 1340 Святогорским томосом). Что касается аскетических упражнений (воздержание, пост, бдение, сон на голой земле и т. д.), то, если они не приводят к " вышесказанному " , в них нет никакой пользы (Ep. 6. 5-10). В том же духе выдержано второе письмо Варлаама к Давиду Дисипату.

http://drevo-info.ru/articles/13680715.h...

Д.С.Бирюков. Тема энергий как привходящего В глл. 28 и 31 Слова к Николаю Кавасиле Дисипат развивает важное рассуждение, раскрывающее тему Божественных энергий в контексте дискурса привходящего ( τ συμβεβηκτα) 114 . Логика Дисипата такова, что, с одной стороны, Божественные свойства и энергии нельзя назвать привходящим в собственном смысле (поскольку «привходящее» – это философский термин, описывающий реальность тварного 115 ), с другой стороны, как в определенном смысле природно присущие Богу, их, вслед за отцами Церкви, все же можно называть привходящим. Τ συμβεβηκτα – термин, разработанный в рамках философии Аристотеля. Говоря о понятии привходящего, Аристотель различает привходящее в смысле того, что присуще чему-то не по необходимости и случайным образом – например, когда кто-то попал на Эгину не потому, что стремился туда попасть, а потому, что его туда занесла буря, а также в смысле того, что присуще вещи самой по себе, но не содержится в ее сущности (то есть не входит в логос (определение) сущности), как например, треугольнику свойственно иметь в совокупности два прямых угла; привходящее в этом втором смысле может быть вечным 116 . Очевидно, о природных свойствах и нетварных энергиях Бога можно говорить как о привходящем, полагая его во втором из перечисленных Аристотелем смыслов 117 ; этот смысл, судя по всему, успел позабыться ко времени паламитских споров (для которых расхожим является дискурс, признающий в качестве собственного смысла «привходящего» – изменяемость 118 ), но именно этот смысл подразумевает Дисипат – вероятно, сам и не ведая о нем. В свою очередь, антипаламиты также говорили об энергиях как о привходящем, понимая его в первом смысле из выделяемых Аристотелем, и использовали это понимание для доказательства тварности энергий. В целом позиция Дисипата в этом отношении совпадает с позицией свт. Григория Паламы , который обсуждает тему энергий как привходящего в 6-й книге Антирретиков против Акиндина. Эта книга была написана ок. 1344 г., то есть либо немного раньше, либо тогда же, когда и Слово к Николаю Кавасиле Дисипата. Согласно свт. Григорию, энергию можно называть привходящим (беря его в несобственном смысле) по той причине, что это есть не сама природа, но присущее Богу по природе, а также, насколько можно понять, потому, что имеют место энергии (природные свойства) Бога, которые иногда могут наличествовать, а иногда нет, как энергия творения (та же логика и в цитате из свт. Кирилла Александрийского , которую приводит Дисипат в contr. Barl. et Acind. 31 и Палама в contr. Acind. 6.21.77); приведем соответствующий пассаж из Паламы:

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

Григорий Акиндин. Письмо XII 445 Давиду Дисипату Дошел до нас слух о скифах, удивительный и непохожий на рассказы об их прежних набегах на ромеев. А лучше сказать, не слух, но письмо императорской дочери 446 , которая замужем за скифом. Сообщает письмо, что варвар так разозлился и ожесточился против нас, что в настоящее время бросает на нас шесть мириад скифов, которые уже спешат перейти Истр 447 . Они вторгаются во Фракию не так, как прежде, и не собираются повернуть домой, захватив то, что им удастся легко захватить, но с осадными машинами, сделанными против укреплений. Шестьдесят тысяч ведут осаду в течение трех месяцев, потом подошли другие, в таком же количестве, чтобы сменить их, а те отступают со всей добычей, какую захватили. В свою очередь, и эти уступят ведение войны и осады другим, которые придут через такое же время. И варвар приготовился непрерывно так действовать до тех пор, пока не разорит, не покорит и не подчинит себе полностью все государство ромеев; и отступится не прежде, чем увидит, что это осуществилось. Письмо это сильно настаивает, и видно по нему, что писавшая сильно боится, как бы ромеи не оказались захвачены врасплох, если не вполне поверят посланию. Нам надлежит сообщить вам сие, вам же, с Божией помощью, позаботиться о вашей безопасности. Представляется нам, для вас нет ничего лучше, чем прибыть к нам: тогда мы вместе, связанные общей любовью, рассмотрим, что следует делать, и последуем [нашему] решению. А если решим переселиться, так оттуда нетрудно перебраться, куда бы мы ни пожелали. Как ты знаешь лучше кого-либо иного, я всегда имел робость (если следует так это назвать) перед морем и войной, не допускающей перемирия; однако сейчас я договорюсь со своей боязнью. Право, что придется мне вынести, если вдруг скифские волны забросят меня за Истр и Танаис 448 , плененного рабством, которого я и вынести не смогу (если только рядом не будет тебя, кто разделит со мной плен и сетования)? Или меч оборвет жизнь, чего боюсь я, прежде очищения жизни? А скорее даже не меч лишит меня жизни – ведь один легкий удар упредит оружие, – и не перейду я через Истр напрямую, но в начале их пути обессилею, и так паду.

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

Д.С.Бирюков. О начале полемики вокруг исихазма в эпоху паламитских споров Сведения о начале споров вокруг исихазма в эпоху паламитских споров, инициатором которых был Варлаам Калабрийский, дошли до нас из различных источников. Одно из самых ранних описаний принадлежит свт. Григорию Паламе . Свт. Григорий пишет во второй Триаде (1-я пол. 1339 г.): ...Вот я и печалюсь, думая о приезжем из Сицилии философе [т. е. Варлааме. – Д. Б.], проповеднике внешних наук. Увидев его в монашеском одеянии, я было обрадовался, думая себе, что он поступит мудро, сблизившись до прохождения божественной науки с нашими лучшими монахами, которые, распрощавшись со всем остальным, посвящают в исихии свою жизнь Богу: он станет для нас, рассуждал я, тем книжником, который подобен сокровищу, являющему по Господню слову старое и новое. Но все вышло наоборот, и о ком я радовался в доброй надежде, о том теперь душевно горюю. Он сошелся с некоторыми из наших, притом самыми простыми, притворяясь учеником ( Προσλθε μν γρ τισι τν μετρων, κα τοτων τος πλουστροις, τν μαθητιντα ποκρινμενος), а потом отшатнулся от них, заявив свое осуждение, и стал писать против них сочинения, где пространно и несдержанно их ругал. С этими сочинениями он взял на себя смелость выступить не перед ними самими, а перед слушающими его и шумящими вокруг него юнцами, переубеждая тех, кто готов отказаться от отеческого образа мыслей, и монахов, не имевших опыта безмолвной жизни. Начал разноситься слух, что-де исихасты держатся нетерпимых убеждений; он им дал самое низменное имя, назвав омфалопсихами, а их так называемую ересь – омфалопсихией. Не выделив поименно никого из осуждаемых и в то же время утверждая, что встречался с сильнейшими из нас ( τος κρεττοσ τε τν μετρων), он этим дал понять, что ставит под сомнение всех 127 . Свт. Григорий обвиняет Варлаама в том, что он встречался с самыми простыми монахами, при том что коварно говорил о своих встречах с сильнейшими из них, и таким образом порочил исихастское учение в целом. Этот топос, согласно которому возмущение Варлаама учением исихастов берет начало с его встречи с самыми простыми монахами, проговариваемый свт. Григорием неоднократно 128 , после свт. Григория становится общим местом, причем как в паламитских, так и в антипаламитских источниках. Однако от него имеются и небольшие отступления: так, свт. Филофей Коккин в Житии свт. Григория Паламы , очевидно, следуя свт. Григорию, говорит, что «под предлогом смиренномудрия он [Варлаам] сблизился с некоторыми самыми простыми и неучеными монахами, занятием которых были умная молитва и трезвение, и, притворившись невеждою в подвижнической жизни, просит у них наставлений в оной» 129 , однако в Житии святого Исидора (360) свт. Филофей утверждает, что Варлаам общался с наиболее выдающимися ( πρ τοις) монахами 130 .

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

Дивномудрого монаха Давида Дисипата против Акиндина стихи 152 I Злосчастный Акиндин от страсти мерзостной 153 И помышлений лживых суемудрия В предельнейшую впал самонадеянность И, как сказал ты, тщится доказательства Стихами изложить 154 , чтоб были сладостней, 5 Все утвержденья подслащая ямбами Во услажденье суетных ценителей, Чему природа юных так податлива – Тех, кто в его записан племя славное. Слов много написал – а мысль одна всего, 10 Но украшательство и многословия Имеют цель свою – что пользы в ясности Тому, кто, ясный слог избрав бесхитростный, Для всех свое явил бы заблуждение 15 И Паламы прозренье безупречное? Таится он, как все злодеи действуют, И только повороты наворачивать Умеет он, сплетая их с софизмами, Есть логика, но нету слова истины. 20 Умеет разве ямбов ритм высчитывать, Равняясь в этом на Аполлинария 155 , Что говорил стихами о божественном Не из нужды насущной, а из хитрости, Мешая смыслу сладостными ритмами, 25 Ребячеством напевов развлекательных. Храбрится он, влеком гордыни бурею, Чьи волны застилают правосудие, Как будто света изъяснил природу он, А также тьмы, чья сущность – разрушение. Такой уж он избрал разряд писательства, 30 Чтоб от лукавых наслаждений нынешних Пожать дурную славу и несчастную. Лишь одного не ведал ты, любезнейший: Сама собой гордыня обличается, Хоть и гордишься ты, и тщишься важностью 35 Умы глупцов похитить недалекие. Будь ты не на словах – на деле праведен, – В отеческих пределах оставался бы И пребывал бы с Церковью в согласии, Которую (да ту ли? уж не знаю я...) 40 Бранить привык ты – над словами властвуешь, И набираешь множество сторонников, – Но вызовешь ли этим одобрение? Ведь если вправду сила есть в словах твоих, Что сокрушит преграды дерзновением, 45 То нужно прочь прогнать хитросплетения, Темноты, софистические кружева. Все это углубляет тьму неведенья И губит все плоды разумной ясности. Кто пишет ясно, помышляя истину, 50 Тот разбирает вещи и не путает, И обнажает в сердце сокровенное, И так, что сразу видят собеседники

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

Слово господина Давида Дисипата о богохульствах Варлаама и Акиндина, отправленное письмом господину Николаю Кавасиле 228 1 Пришло мне на ум, о друг, вкратце рассказать твоей мудрости о том, в чем придерживающиеся догматов Варлаама расходятся с [учением] святых мужей, и в первую очередь о вопросе, у них теперь прежде остальных выдвигаемом и у многих других, с небрежением относящихся к Божественным [предметам], вызывающем сомнение, [о вопросе] который в настоящее время особенно много обсуждается и нуждается в особенно тщательном осмыслении. Ведь пока этот вопрос, предлагаемый ими как более затруднительный, чем остальные главы, и по порядку предпосланный большинству [вопросов], которые возникали постепенно, один за другим, [последующий] вслед за предыдущим, по мере продвижения дискуссии, и в [сумме] которых созерцается вся совокупность темы – [так вот, пока этот вопрос] останется, так сказать, сомнительным, запутанным и неизученным, он не позволит здраво и разумно подойти ни к какому из последующих [вопросов], а скорее, едва ли позволит даже положить начало [их рассмотрению]. Ибо какое же возможно знание о том, что [исходит] из [некоего] начала, если не известно [само] начало? Когда же этот вопрос получит разрешение здравое и бесспорное, будет подобающим образом исследован и разъяснен, тогда, конечно же, вместе с ним разрешатся сомнения и по поводу последующих [вопросов] и станет возможным, чтобы осмысление [вопросов] зависящих от него, продвигалось по гладкому и ровному пути. 2 Ты, конечно же, знаешь, что причиной, положившей начало таковым спорам Варлаама с [единомышленниками] святого Паламы и ставшей как бы основанием или средоточием всего этого дела, [причиной] которая лежит в основе всех вопросов, и обращаясь вокруг которой и развиваясь в связанных с нею умозрениях, дискуссия настолько расширилась, [разделившись] на отдельные главы, – [так вот причиной] стало ни что иное, как чудесно воссиявшая на Фаворе недоступная слава и светлость Единородного, то сверхсущностное озарение, естественный луч Божества Слова, по Которому истинный свет, воссиявший на горе – неприступное солнце праведности 229 , непостижимо, как благоволило, осиявшее избранных из учеников – тайноводствовал к обожению, на которое удостоенные уповают в будущем, [обожению] по которому «праведные воссияют как солнце» 230 в царстве Бога и Отца, оказавшись наследниками Его, сонаследниками Христовыми 231 , ибо они, по неложным обетованиям, будут с Ним сопрославлены, станут с Ним царствовать и, благодаря совершеннейшему созерцанию первого Света 232 и сопричастности Ему, соделаются всецело световидными – боги по благодати, стоящие вокруг Бога по естеству и беспрестанно празднующие то несказанное и блаженное хоровождение 233 .

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

Д. С. Бирюков. Давид Дисипат, его учение и место в паламитских спорах Биографические сведения Введение Церковная жизнь на протяжении всей истории Церкви никогда не была спокойной. В любую эпоху были отступники, стремившиеся отклонить корабль Церкви Христовой с пути, начертанного Господом. Однако всегда находились исповедники, поставленные Спасителем отстаивать чистоту веры, то откровение Божие на земле, которое Господь дарует людям через учение Православной Церкви. Но всегда наряду с людьми, ко­торые волею судеб становились во главе борьбы за чистоту веры, находились менее заметные и менее известные сподвижники, без которых дело окончательной победы православия не могло бы состояться. Так, во времена арианских споров вместе с великими Каппадокийскими отцами за истину боролись свт. Амфилохий Иконийский , свт. Петр Севастийский и другие, менее известные, поборники православия. Во время монофелитских споров наряду с прп. Максимом Исповедником исповедниками православной веры были Анастасий-апокрисиарий, Анастасий-монах и иные ученики и соратники преподобного. В эпоху паламитских споров одним из значительнейших – но, к сожалению, малоизвестным – поборником чистоты православия и соратником свт. Григория Паламы был монах, его близкий друг, Давид Дисипат . Именно Дисипат с самого начала споров оказывал свт. Григорию Паламе всестороннюю поддержку, имевшую большое значение в истории паламитских споров. Начало жизни Давида Давид Дисипат родился в аристократическом семействе Дисипатов, связанном узами родства с родом Палеологов. Дисипаты составляли известную в Византии династию дипломатов. С другой стороны, имеются сведения о жившем при императоре Михаиле Палеологе митрополите Мануиле Дисипате, который был предстоятелем в том же городе, что и, гораздо позже, свт. Григорий Палама – Фессалониках 1 . Таким образом, члены рода Дисипатов принадлежали к высшим кругам церковного и светского византийского общества. О годе рождения Давида, его детстве и юности ничего не известно. Судя по влиянию Давида в Константинополе, о котором мы можем судить по событиям, связанным с паламитскими спорами, юношеские годы Давида Дисипата проходили в столице Византийской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАВИД ДИСИПАТ ДИСИПАТ [греч. αυδ, αβδ ισπατος] († между 1347 и 1354), мон., богослов, сторонник учения свт. Григория Паламы . С. Петридис (см.: P é trid è s S. David et Gabriel, hymnographes//EO. 1905. Vol. 8. P. 299) предположил возможность отождествления Д. Д. с афонским мон. и гимнографом Давидом (PLP, N 5015), автором канона вмч. Георгию Победоносцу (23 апр.) с акростихом: Υμν σε, Γερϒιε, αυδ κ πθου δε ϒρ δ (Пою тя, Георгие, Давид от желания - так бо подобает), однако связи Д. Д. с Афоном в источниках не зафиксированы, что делает такое предположение маловероятным. Невозможно отождествление Д. Д. и с неким Давидом (PLP, N 5021), упоминаемым Никифором Григорой в списке осужденных афонских монахов-еретиков (мессалиан и богомилов) в 1344 г. ( Niceph. Greg. Antirrh. 1. 1. 2; Idem. Hist. 14. 7), к-рое допускал Х. Ф. Байер ( Beyer. 1975. S. 125) и вслед за ним А. Риго ( Rigo A. L " assemblea generale athonita del 1344 su un gruppo di monaci bogomili//Cristianesimo nella storia. 1984. Vol. 5. P. 475-506; здесь: P. 484-485). Осуждение состоялось на «всеобщем собрании» (καθολικ σναξις) в присутствии Иакова, еп. Иерисса и Св. Горы, и др. авторитетных монахов, результатом к-рого стал томос (ϒιορειτικν ϒρμμα) 1344 г. Д. Д. не значится в списках имен еретиков в томосе (протопр. Иоанн Мейендорф ошибочно утверждает, что все упомянутые Никифором Григорой лица осуждены томосом - Meyendorff. Introduction. P. 55-56); Григора упоминает о «Давиде» без к.-л. уточнений; но Д. Д. не был афонским монахом; кроме того, статус еретика несовместим с его последующей (после 1344) деятельностью. Жизнь Дата рождения Д. Д. неизвестна. Он принадлежал к аристократической фамилии Дисипатов, связанной родственными узами с династией Палеологов. По всей видимости, до принятия монашеского пострига Д. Д. проводил много времени при имп. дворе в К-поле и имел большое политическое влияние, что обусловило его активную роль в паламитских спорах . Вероятно, именно тогда Д. Д. познакомился со свт. Григорием Паламой, близким другом и соратником к-рого он оставался до конца жизни.

http://pravenc.ru/text/168558.html

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Бирюков Д.С. Профессиональные интересы: Новый Завет, Догматическое богословие, Патрология, История Древней Церкви, Ветхий Завет, Экзегетика и герменевтика, Монастыри и монашество Конфессии: Христианство Краткая биографическая справка: Родился в 1978 г. В 2001 г. окончил радиофизический факультет Санкт-Петербургского государственного технического университета со степенью магистр физики. В 2004 г. окончил Высшую религиозно-философскую школу со степенью бакалавр религиоведения. В 2007 г. в СПбГУ защитил диссертацию на соискание степени кандидата философских наук. Ответственный секретарь серии «Византийская философия» при Издательстве СПбГУ; ученый секретарь Института истории христианской мысли при РХГА; член редколлегии периодического научного издания «Проблемы теологии» (Екатеринбург). Библиография работ автора: Монах Давид Дисипат. Полемические сочинения. История и богословие паламитских споров/Под общ. ред. А.И. Солопова; науч. ред. Д.С. Бирюков; сост. Д.А. Поспелов; пер. с древнегреч. З.А. Барзах, А.И. Волчкевич, А.В. Маркова, Д.А. Поспелова, Д.А. Черноглазова. Москва; Святая гора Афон: Никея; Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 2012. – (Византийская философия. Т. 9; Smaragdos Philocalias). [ титульные листы и содержание ; см. также  здесь ] Давид Дисипат, его учение и место в паламитских спорах//Там же. С. 7-62. Тема энергий как привходящего//  Там же. С. 63-70. О начале полемики вокруг исихазма в эпоху паламитских споров//  Там же. С. 71-85.

http://bogoslov.ru/person/487740

Г.М. Прохоров Исихастские споры, волновавшие теоретиков на Балканах в 30–60-х гг. XIV в., стимулировали новое мощное византийское влияние на культуру славянских стран. За сто лет переводов начиная с этого времени русская литература оказалась обогащенной, по оценке А. И. Соболевского, почти вдвое. 1 Но из непосредственно порожденной спорами обширной и разнообразной литературной продукции сравнительно очень немногое было переведено с греческого языка на славянский. Возможно, еще в 50-х гг. (и уж, во всяком случае, не позже 80-х) XIV в. в русских церквах раздались анафемы Варлааму, Акиндину и всем прочим, кто считает свет преображения Христова явлением естественного порядка или, напротив, самой сущностью божией, и «вечная память» тем, кто, как Григорий Палама , учит, что этот свет – проявление божественной энергии, вечной и бесконечной. 2 Однако же сами учения, отвергаемые таким образом и утверждаемые, изложены в Чине православия, как того требует жанр, лишь коротко, в их существе (пункты Чина, о которых идет речь, предназначены для второго воскресенья Великого поста). Подробнее о смысле столкнувшихся в Византии концепций и о том, как разворачивалась между ними борьба, русский читатель мог узнать из сочинений «кир Давида мниха и философа» – и, кажется, только из них. Об этих сочинениях, об их авторе, об их бытии в древнерусской литературе и пойдет здесь речь. В русских рукописях 3 сочинения кир Давида помещаются всегда вместе, всегда среди подборки антилатинских произведений, всегда в одном переводе и в определённом порядке: 1) «О еже не впасти в ересь Варлаама и Акиндина, кир Давида мниха и философа изложение», 2) «Тогожде сказание, како Варлаам изобрете и состави свою ересь» и 3) «Сведетельства от святых, яко божество глаголется объсиявый свет на Фаворе ученики на божественное господне преображение». «Кир Давид мних и философ» – лицо науке известное. 4 Это отпрыск аристократической фамилии Дисипатов, родственной Палеологам, ученик Григория Синаита , горячий сторонник Григория Паламы , противник Варлаама Калабрийского и Григория Акиндина. Сохранились, но только в греческом оригинале, и другие его сочинения: «Слово о кощунствах Варлаама и Акиндина, посланное Кавасиле господину Николаю», 5 ямбическая поэма с обличением ереси тех же Варлаама и Акиндина, 6 и канон св. Георгию. 7

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010