Вторая Книга Царств Краткий обзор главных предметов содержания Вторая книга Царств – по содержанию своему представляет единичный и цельный рассказ о Давидовом царствовании. Но, по некоторым выдающимся событиям в жизни самого царя Давида, и повествование о нем может быть раздроблено на несколько отделов. Таковых отделов, или частей, представляется во второй книге Царств – четыре. Часть первая повествует о вступительном периоде царствования Давида в Хевроне – над коленом Иудиным, до воцарения его над всем Израилем (гл. 1–5). Вторая часть излагает блестящий период царствования Давидова, до его падения (гл. 5–10). Третья часть излагает несчастия Давида, вследствие его падения, до изгнанничества его из Иерусалима (гл. 11–18). Часть четвертая излагает события по усмирении бунта Авессаломова, и по восстановлении Давида в царстве Израильском (гл. 19–24). Существенные предметы повествования по главам могут быть обозначены и изложены так: В первой части: главы I. Давид, извещаемый о смерти Саула и Ионафана. II. Междуусобная брань между домом Сауловым и Давидовым. III. Погибель Авенира от руки Иоава. IV. Погибель Иевосфея, сына Саулова. Во второй части: V. Воцарение Давида над всем Израилем, и устройство им столицы. VI. Перенесение ковчега завета Господня в Иерусалим. VII. Намерение Давида создать храм, и пророчество о славе дома его. VIII. Завоевания и победы Давида. IX. Великодушие Давида к падшему дому Саула. X. Война Аммонитская. В третьей части: XI. Падение Давида. XII. Суд Божий над Давидом, раскаяние его и взятие столицы Аммонитской. XIII. Бесчестие Фамари и насильственная смерть Аммона. XIII. Примирение Давида с Авессаломом. XV. Бунт Авессалома и удаление Давида из столицы. XVI. Уничижение Давида в изгнанничестве. XVII. Давид, преследуемый Авессаломом. XVIII. Погибель Авессалома. В четвертой части: XIX. Возвращение Давида в Иерусалим. XX. Бунт Савея. XXI. Возмездие потомкам Сауловым, и четырехкратные победы над Филистимлянами. XXII. Благодарственная песнь Давидова. XXIII. Достоинство Давида, как царя и боговдохновенного писателя,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Первая Книга Царств Очерк содержания и разделение на части Первая книга Царств видимым образом разделяется на три части, по числу трех главных деятелей, около которых сосредоточены ее повествования. В первой части (гл. 1–4) излагаются события, случившиеся при Илие, первосвященнике и судие народа Израильского. Во второй части (гл. 5–12) описывается время правления Самуила, последнего судии Израильского. В третьей части (гл. 13–31) излагается царствование Саула, первого царя еврейского. Более подробным образом, части эти можно изложить так: Часть первая. Время правления первосвященника Илия (Гл. 1–4) Главы I. Обстоятельства рождения пророка Самуила II. Обстоятельства воспитания Самуилова при скинии. III. Призвание Самуила к пророческому служению. IV. Суд Божий над домом Илия. Часть вторая. Время правления Самуилова (Гл. 5–12). V. Пребывание ковчега Божия в плену Фплистимском. VI. Возвращение ковчега Божия. VII. Краткий обзор правления Самуилова. VIII. Обстоятельства, предшествовавшие перемене правления в народе Израильском. IX. Саул, избранник на царство Израильское. X. Избрание и помазание Саула на царство. XI. Доблесть новоизбранного царя Саула. XII. Сложение Самуилом судейского достоинства, и прощальная речь его к народу. Чаоть третья. Царствование Саула (Гл. хш–хххи). XIII. Война Филистимская. XIV. Победоносное окончание войны Филистимской. XV. Отвержение Саула. XVI. Частное помазание Давида на царство. XVII. Подвиг Давида в единоборстве с Голиафом. XVIII. Возникновение враждебных отношений Саула к Давиду. XIX. Усиленная вражда Саула к Давиду. XX. Дружеский союз между Давидом и Ионафаном. XXI. Скитальчество Давида. XXII. Продолжение скитальчества Давидова. XXIII. Саул преследует Давида. XXIV. Саул побежденный великодушием Давида в пустыне Эн-Гадди. XXV. Брак Давида с Авигеей. XXVI. Саул вторично побежденный великодушием Давида в пустыне Зиф. XXVII.Uзrhahhuчecmbo Давида в земле Филистимской. XXVIII. Суеверие Саула, оставленного Богом. XXIX. Искушение для любви Давидовой к отечеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Разделы портала «Азбука веры» ( 5  голосов:  4.2 из  5) Оригинал Псалтирь — любимая книга для каждого верующего человека. Даже если он об этом не знает, — из дня в день, из года в год, присутствуя на богослужениях, человек напитывается благодатной силой псаломских слов. И все мы в долгу перед автором этих слов, который принял их от Бога, — царем Давидом. Эта книжица — дань любви и благодарности. С любовью написано житие святого пророка Давида святителем Димитрием Ростовским , с любовью составлен акафист царю, пророку, псалмопевцу и воину, с любовью попытались мы всмотреться в «образ кротости», который явил великий человек, и передать его в духе народных сказаний, с любовью написаны иконы и книжные миниатюры. У святого Давида нет отдельного дня памяти — его чтят в первый воскресный день после Рождества Христова, когда воздается хвала и почитание всем праотцам. Но недаром старцы благословляли на частое произнесение молитвы: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его, и его святыми молитвами помилуй нас». Молитвенная память о святом, обладавшем великой верой в Бога, нам сейчас очень необходима. Надеемся, что эта книжица послужит укреплению памяти о святом Давиде. Для тех, кто хотел бы углубиться в тему «Образ святого Давида и переложение псалмов», назову имена русских поэтов, которые потрудились на этом поприще: А. Сумароков, М. Ломоносов, Д. Хвостов, А. Грибоедов, М. Языков, Ф. Глинка, В. Кюхельбекер, Н. Гнедич, А. Хомяков, Л. Мей, К. Р. (Константин Романов) — в XVIII—XIX вв.; А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, А. Тарковский, Б. Пастернак, Е. Шварц, О. Седакова — в XX—XXI вв. Святой Давид всегда был идеалом творца для русских поэтов, и недаром одна из книг-антологий о русской литературе названа «Арфа Давида». Святитель Димитрий Ростовский . Житие праведного царя Давида Святой царь и пророк Давид происходил из колена Иудина. Отец его Иессей был одним из старейшин города Вифлеема и имел восемь сыновей, из которых Давид был младшим. Когда Давид достиг отроческого возраста, отец поручил ему пасти свои стада. Уединенно жил отрок среди стад, оберегая родительское достояние; когда приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то Давид гнался за ними и отнимал добычу; когда зверь бросался на него, то Давид брал его за космы, поражал и умерщвлял. Господь хранил отрока, ибо он был благочестив и не любил праздности; он устроил себе музыкальный инструмент со струнами и в часы досуга упражнялся в пении и игре на этом инструменте. Данную от Бога способность к этому искусству Да-вид обратил на службу Богу, на прославление Его святого имени; непрестанно пребывая в богомыслии, отрок, бряцая на струнах, воспевал премудрость и благость Отца Небесного, являемые во всем создании Божием и в жизни человеческой.

http://azbyka.ru/fiction/pomyani-gospodi...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 23 К оглавлению Грехопадение Давида привлекло гнев Божий и всякого рода бедствия и нестроения как на семейство самого царя Давида, так и на его царство, на вверенный ему народ. В некотором роде, семейные нестроения в царствующем доме были образом тех бедствий, которые обрушились на Израиль в этот период. Первым в ряду этих событий было кровосмешение в самом царском дворце. 2 Цар.13 повествует о бесчестии, которое сотворил один их сыновей Давида Амнон к своей родной сестре Фамари. Священное Писание Ветхого Завета крайне редко говорит о подобного рода мерзостях. И это мы видим не где-либо, а в том семействе, которое призвано было быть образцом благочестия для всего народа. Как известно, меньший грех, но грех нераскаянный влечет за собой все большие и большие грехи. И к кровосмешению вскоре приложилось и убийство. Еще один сын царя Давида Авессалом отомстил Амнону за бесчестие их сестры убийством весьма вероломным, устроенным во время праздника. И тут Давид проявил великодушие. Утешившись, т.е. пережив в своем сердце гибель Амнона, Давид не преследовал Авессалома. Давид, действительно, является прообразом новозаветного доброго Пастыря, который согрешающих сынов своих не отрывает от себя, но призывает их к покаянию, милует, а не наказывает. Однако, Авессалом не оценил отеческой милости и поднял всенародное восстание против царя. Поколебалась сама прочность царствования Давида. 14 и 15 главы рассказывают об этом возмущении. Имя Авессалома стало почти столь же нарицательным, как и имя Хама. Авессалом по существу повторил Хамов грех, он восстал против отца, он стремился свергнуть своего отца и узурпировать власть, которую его отец получил от самого Бога. До поднятия этого восстания Авессалом, опасаясь гнева Давида (настолько он не знал собственного отца), бежал в Сирию к своему деду по матери Фалмаю. И через 4 года он вернулся и поднял восстание в Хевроне. Восстание это тщательно готовилось. Авессалома можно назвать предтечей тех политических деятелей, которые достигают своих корыстных целей путем обмана простых людей, и Св. Писание говорит, что Авессалом «вкрадывался в сердца израильтян» и тем самым обретал себе их поддержку и благоволение.

http://sedmitza.ru/lib/text/432132/

Библия, изложенная для семейного чтения. Псалмы царя Давида А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах. 2 Цар. 6:5 Если Евангелие есть весть благая, слово Божие, выражающее отношение Бога к человеку, то книга псалмов царя Давида есть, по преимуществу, слово человека, выражающее его отношение к Богу. В этих двух книгах как бы соединились небо и земля. И не существует более возвышенных памятников общения, слияния в слове Творца со Своим созданием. Нет такого состояния души человеческой, которое не отражено вдохновенными псалмами царя и пророка Давида. В них — и ликование славословия Всевышнего; в них и уничижение своей природы, несовершенной вследствие падения; в них и пламенный порыв возвыситься над этой уничиженностью, покрыть ее милосердием Божественным; в них — и вопль покаяния, несравненного по своей высоте и глубине; в них — и сила в сознании немощи своей и в тяжких страданиях остановиться на пределе убийственного уныния, не переступая его; в них — и живительная вера в блаженство как в конечную цель и назначение бессмертного существования души. В них, наконец, и высота пророческого прозрения в пришествие на землю Избавителя — Мессии. Но выразить всю глубину содержания псалмов — это пытаться объять необъятное, как и человеческая душа со всем неисчерпаемым разнообразием чувств и побуждений и беспредельным стремлением к своему Источнику. Пусть перед нами вспыхнут хотя бы несколько искр неистощимого пламени человеческой души. Пусть своим неземным блеском осветят глубину молитвы к Богу святого помазанника Божия и пророка Давида: «Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя. Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?

http://pravoslavie.ru/2873.html

Глава 5 Приготовления Соломона к построению храма. 3Цар.5:1 .  И послал Хирам, царь Тирский, слуг своих к Соломону, когда услышал, что его помазали в царя на место отца его; ибо Хирам был другом Давида во всю жизнь. (евр. 15). Хирам ( 2Пар.2:2 ), или Хурам (как в евр.), у И. Флавия ιρωμος, финикийск. Ахиром, по известиям Дия и Менандра – у И. Флавия (Иудейские Древн. VIII, 2, 6; прот. Апиона I, 17, 18), был сын царя Абибаала, царствовал 34 года (969–936 гг. до Р. X. ) и умер на 53-м году жизни, передав престол сыну своему Валеазару. ( 2Пар.2:3 ), как и ( 3Цар.5:1 ), прямо высказывает, что Хирам, по вступлении Соломона на престол пославший поздравительное посольство к нему и затем помогавший ему в его строительных работах, тождествен с Хирамом – современником Давида, тоже помогавшим последнему в постройке царского дворца ( 2Цар.5:11 ; 1Пар.14:1 ). Но по ( 3Цар.9:10–13 ), ср. ( 3Цар.6:1 ), современный Соломону Хирам был жив еще, по крайней мере, в 24-м году царствования Соломона; следовательно, одновременно с Давидом Хирам мог править никак не более 10 лет (34–24). Однако упомянутые постройки Давида с помощью Хирама описываются в начале, а не в конце истории царствования Давида ( 2Цар.5:9–11 ). В объяснение этого полагают, что священный писатель 2-й книги Царств в данном случае держался систематического, а не хронологического порядка в описании событий царствования Давида. Другое объяснение (Клерика и др.) считает дружественного Давиду царя иным лицом, чем друг Соломона, – Авиваалом, отцом Хирама. Но это объяснение явно противоречит ( 3Цар.5:1–2 ; 2Пар.2:3 ). Тир, наряду с Сидоном бывший важнейшим городом Финикии, у пророка Иезекииля ( Иез.26:4,14 ) представляется городом, стоящим на голой скале, чему соответствует и еврейское название Тира цор (родств. цур – скала). 3Цар.5:2 .  И послал также и Соломон к Хираму сказать: 3Цар.5:3 .  ты знаешь, что Давид, отец мой, не мог построить дом имени Господа Бога своего по причине войн с окрестными народами, доколе Господь не покорил их под стопы ног его;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Еврейские цари: Саул, Давид и Соломон Саул Измена Израиля теократическому принципу была наказана через посредство первого же его царя. Не отличаясь «душевными доблестями», «Саул (к тому же) был одержим демоном» 723 . И только игра Давида на гуслях заставляла демона на время покидать свою жертву» 724 . «Поскольку Давид приял благодать Божия Духа 725 , то, когда действовал Дух сей через Давида, дух лукавый оставался в бездействии» 726 . – Тот же дух лукавый, который «давляше» Саула, наводя на него тоску и беспокойство, «возмутил» 727 царя и против избранника Божия и любимца народа Давида. Видя в последнем своего врага, готового отнять у него царство, Саул начал гнать Помазанника 728 . Однажды он послал своих слуг взять Давида, но слуги, встретившись с сонмом пророков, и сами стали пророчествовать. С другими и третьими слугами, посланными Саулом, случилось то же, что и с их предшественниками 729 . «У Владыки различны способы уловления.... Сих... уловил пророчественною благодатью и тем воспрепятствовал убить Давида» 730 . «Разгневавшись, Саул сам пошёл в Раму.... (но) и на него сошёл Дух Божий, и он шёл и пророчествовал...» 731 . «Саул не имел в себе (отселе) постоянного пророческого дарования; пророчествовал же (только) в это время, – в доказательство и явление духовного дара, подобно 70-ти старцам, избранным Моисеем» 732 . – После того, как Бог оставил Саула за его ослушание воле Божией, выраженной через пророка 733 , царя всюду стали преследовать неудачи. Одна из таких неудач заставила Саула решиться даже на самоубийство. На Израильтян ополчились Филистимляне. Чтобы узнать исход этой войны, Саул обратился к Аэндорской волшебнице. Явившийся ему здесь пророк Самуил объявил, что предстоящее сражение будет для Израильтян неудачным. «Завтра ты и сыны твои, сказал ему пророк, будете со мною; и стан Израильский предаст Господь в руки Филистимлян» 734 . Явление Саулу тени Самуиловой, говорит Бл. Феодорит, не было делом искусства волшебницы, ни действием демона. «Сам Бог всяческих, как ему было угодно, представив образ Самуилов‚ произнёс определение» 735 . – Сражение, происшедшее на другой день, действительно было проиграно, и Саул, в порыве отчаяния, заколол себя собственным мечом 736 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева 5.1. Личность и деяния Мессии Неоднократные попытки увидеть в кумранских рукописях повествование о двух (священническом и царском) и даже трёх (ещё и пророческом) мессиях основываются на изначально неверной интерпретации Дамасского документа, о чём было сказано выше в 3-ей главе. Этому способствует и отмеченная в предыдущей главе определённая двойственность в описании ветхозаветными пророками (особенно Исаией) грядущего Мессии то как человека, то как Бога. Эта двойственность внесла в своё время немалое смущение в ряды христианской Церкви, вылившись в бурные и продолжительные споры с арианами по вопросу Божественности Христа и была разрешена только применением во второй половине IV века по Р.Х. чёткой терминологии, выражающей учение о единой ипостаси и двух природах Христа. Обоснование и развитие взгляда о нескольких мессиях в кумранских рукописях имеет место также из-за непонимания разницы между личностью Мессии и присущими Ему разнообразными деяниями , о которых говорят пророки. Мессианская концепция книги Исаии подразумевает чёткое различие между этими понятиями. Переходя от характеристики личности к описанию будущих деяний Мессии, пророк Исаия доносит до нас замечательное пророчество об отрасли из корня Иессеева. 5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33–11:10) Иессей ( , «йишай») – имя внука Вооза, сына Овида и отца Давида ( Руф. 4:22 ). Царь Саул во время гонений на Давида несколько раз называл его «сыном Иессеевым» ( 1Цар. 20:27, 30–31; 22:7–8 ), что вполне соответствовало обычаям того времени и было понятно окружающим. Другие лица также называли Давида «сыном Иессея» – например, Доик Идумеянин ( 1Цар. 22:9 ) и Навал ( 1Цар. 23:10 ). Подобное наименование было понятно и современникам Давида, и последующим поколениям читателей книг Царств. Поэтому и апостол Павел в речи, произнесённой в синагоге Антиохии Писидийской, именует великого царя «Давидом, сыном Иессеевым» ( Деян. 13:22 ). Образ сыновства Иессею Исаия использовал, чтобы показать, что правление царей из рода Давидова прекратится в Израиле на время вавилонского плена, но затем возобновится и послужит к появлению Царя, наделённого необыкновенными свойствами. Этому пророчеству посвящена полностью 11 глава Исайи (преимущественно стихи 1–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Псалом сей принадлежит также к числу тех песней восхождения , которые назначены были для пения при богослужении, после построения второго храма Иерусалимского. Так как в псалме сем говорится о построении первого храма в Иерусалиме, то некоторые из толковников составление его приписывают царю Давиду, который, по их мнению, передал его сыну своему Соломону с тем, чтобы он пет был по устроении храма. Другие же с наибольшею вероятностию думают, что псалом составлен Соломоном после того, как он, по создании храма, перенес в него ковчег Завета и поставил его на приготовленное для него место, причем совершил торжественное освящение новоустроенного им храма и произнес благодарственную и просительную Господу Богу молитву. В подтверждение сего предположения мы имеем и прямое свидетельство древнего предания во 2-й книге Паралипоменон. Писатель этой священной книги, которым признается живший около времени создания второго храма известный ученый и богодухновенный священник Ездра, 8, 9 и 10-й стихи сего псалма вносит в состав вышеозначенной молитвы Соломона, на освящение новоустроенного им храма Иерусалимского ( 2Пар.6:41–42 ), и таким образом ясно показывает, что, несмотря на употребление этого псалма вместе с другими песнями степеней при богослужении второго храма, он и его современники не считали его произведением времени этого храма, а признавали молитвенною песнию Соломона на освящение первого храма. Царю Соломону хорошо были известны ревность и заботы Давида, отца его, о построении храма в Иерусалиме, известны были также и воля Божия о сем храме ( 2Цар.7:5,13 ), а также кроткий нрав Давида и покорность его воле Божией, превратности жизни сего царя и данные ему от Бога обетования, касательно судьбы его дома и всего народа израильского. Все это в кратком псалме и изложено Соломоном для того, чтобы потомки Давида воспоминали о тех делах, которые уже совершены, равно и о тех, о которых Бог, за благочестие Давида, клятвенно обещался ему, и из них поучались воле Божией, по примеру царя и пророка Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Давид дожил до глубокой старости. В лице Соломона, его сына от Вирсавии, уже готов был наследник его престола. Воля Божия о Соломоне, как наследнике Давида, объявлена была ему чрез пророка Нафана в то время, когда Давид задумал построить храм Богу Израилеву. Нафан, по повелению Божию, объявил Давиду, что задуманное предприятие суждено исполнить не ему, пролившему много крови, а преемнику его, имеющему от него родиться сыну его, человеку мирному, самое имя которого Соломон значит – «мирный» ( 1Пар. 22:7–10 ; 2Цар. 7:12–16 ). И Давид клятвой уверил Вирсавию, что после него сядет на его престол сын его Соломон ( 3Цар. 1:17 ). Но Соломон не был старшим сыном Давида. Старше его по смерти первых трех сыновей Давида был Адония, сын Давида от Аггифы, родившийся еще в то время, когда Давид был царем только над коленом Иудиным. Опираясь на свое старшинство и пользуясь старостью Давида, Адония еще при жизни отца вступил в заговор против него, и собрав сообщников, провозгласил себя царем. Но Давид, уведомленный немедленно о сем происшествии пророком Нафаном и Вирсавией, тотчас же повелел Нафану и первосвященнику Садоку помазать Соломона. Воля его была исполнена. Соломон помазан на царство в присутствии многочисленного народа. Народ ликовал. Сообщники Адонии, услышав народные восклицания с трубным звуком, рассеялись. Сам он побежал в скинию искать безопасности у рогов жертвенника. Соломон простил его и отпустил в свой дом. После помазания, Соломон был признан царем Израиля придворными и жителями столицы. Казалось, сделано было все, что нужно для упрочения власти государя. Но Давид признал это недостаточным. Помазание нового царя совершилось при исключительных обстоятельствах, поспешно и без предварительного оповещения о сем всего народа. Давиду хотелось с согласия всего народа передать царство Соломону. Кроме того он желал оставить завещание о построении храма не одному сыну, но и всем подданным, желал торжественно привлечь весь народ к участию в этом святом деле. И вот вскоре после первого помазания, –

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010