Константином Острожским в Спасо-Преображенский монастырь в Дубно (см. ст. Дубенская Острожская икона Божией Матери ). Икона не приведена и в подробном перечне «Икон Богородицы в России, дни празднования которым неизвестны или сами иконы малоизвестны», составленном архиеп. Сергием (Спасским) в кон. XIX - нач. XX в. Ее изображение не представлено ни в одном из известных сводов икон Богородицы, как гравированных, так и иконописных. Об иконографии древней иконы можно судить по литографии. Д. и. относится к типу «Умиление» и близка к изводу Владимирской иконы Божией Матери . Младенец Христос сидит на правой руке Богородицы, охватив левой ручкой Ее шею и приникнув головкой к щеке Матери; левая ножка Богомладенца открыта выше колена. В наст. время известно неск. списков Д. и. Один из них, украшенный чеканным окладом с камнями, был похищен 29 окт. 1994 г. В наст. время в мон-ре находится 2 списка Д. и.: небольших размеров чтимый образ в окладе помещен в киоте на сев. стене ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы; другой, самый ранний подписной и датированный список Д. и.,- в алтаре того же храма. Он был привезен в мон-рь в 2004 г., накануне празднования иконе в день Преполовения Пятидесятницы. Его обрели в одном из заброшенных домов недалеко от Вологды. Икона по письму и особенностям надписи имеет западнорус. происхождение и неск. отличается от древнего образа; возможно, принадлежала переселенцам с Украины. В сравнении с изображением на литографии Мафорий Богоматери имеет треугольный, а не квадратный вырез у горловины. Младенец Христос облачен в белый хитон и охристый гиматий, а не в рубашечку, подвязанную пояском. Его лик повернут почти фронтально, глаза смотрят прямо. В положении фигур и рук расхождений нет. Фон красноватый, нимбы выполнены в виде свечения охристого цвета с прорисованными в нем красными лучами. Надпись на нижнем поле сделана темно-коричневой краской по зеленому фону: «                               1864        ». Ежегодно 24 авг. вокруг монастырской горы совершался крестный ход с Д. и. с чтением акафиста иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость» . Празднование в день Преполовения Пятидесятницы было установлено в память избавления от пожара и эпидемии оспы. В этот день в наст. время список Д. и. обносят крестным ходом по всем кельям и помещениям мон-ря с чтением Акафиста Божией Матери. Празднование Д. и. совершается по службе иконе Божией Матери «Утоли моя печали» . Ист.: ГАЧО. Ф. 131. Оп. 1. Д. 37. Лит.: Думитрашко Н., прот. Ист.-стат. очерк Золотоношского Красногорского Богословского 2-кл. жен. мон-ря Полтавской епархии. Полтава, 1859; Сагарда Н. Город Золотоноша и его святые храмы//Полтавские ЕВ. 1897. 33, 20 нояб. С. 1316-1317; Сергий (Спасский). Месяцеслов. 1901. Т. 3. Указ. 3. С. 659; Толкушин О. Свет земли Антиповской. Черкассы, 2006. С. 15. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/180510.html

Молитвенные подвиги и благочестивая жизнь подвижника не укрылись от людей. Известность о нем широко распространилась по всему краю. К преподобному стали тянуться вельможи, просившие духовного окормления. Он стал пользоваться особым доверием и покровительством известного защитника Православия князя Константина Острожского. Князь Константин обратился к игумену Угорницкого монастыря с просьбой отпустить преподобного Иова в его княжеский Дубенский Крестный монастырь. Игумен согласился, и через некоторое время Иов был поставлен во главе Дубенской братии. В сане игумена он пробыл более двадцати лет, именно к тому времени относится заключение Брестской унии и последовавшие притеснения православных. Князь Константин, под защитой которого находился преподобный Иов, имел огромное влияние на Волыни, пользовался уважением польского короля Сигизмунда III и папы Римского Климента VIII. Поэтому униаты и иезуиты не решались препятствовать действиям Дубенского игумена. По благословению святого в 1581-1582 годах в Остроге была издана первопечатная славянская Библия, известная как Острожская Библия Во время пребывания в Дубне святой приступил к распространению православных книг. С этой целью он подвигнул некоторых на переводческую деятельность и переписку книг. По свидетельству жития, преподобный и сам участвовал в том труде. По благословению святого в 1581-1582 годах князь Константин издал в Остроге первопечатную славянскую Библию, известную историкам и литературоведам всего мира как Острожская Библия. Заботы и волнения, связанные с издательскими трудами, а также неприязнь латинян отвлекали святого Иова от монашеского делания. С Дубенским монастырем преподобного вязали без малого 20 лет настоятельства, тем не менее, тяготясь игуменством, он оставил эту обитель и около 1604 года, стремясь к отшельническим подвигам, нашел пристанище в скромной обители неподалеку – на горе Почаевской, где издавна селились многочисленные рачители безмолвия. Преподобный Иов искал в Почаевской обители безвестности и свободы для молитвы, но иноки, вскоре почувствовавшие в пришельце духовную силу, единодушно и со слезами просили его стать их игуменом. Святой был вынужден уступить, и вскоре его трудами монастырь Почаевский упрочил свое положение и возвысился над прочими западнорусскими обителями. Он стал пользоваться материальной поддержкой местных дворян, избежавших отпадения в унию. Так, в 1649 году на средства помещиков Феодора и Евы Домашевских в обители был построен каменный храм во Имя Пресвятой Троицы, в который был передан запечатленный в камне отпечаток цельбоносной Стопы Божией Матери и Ее чудотворная Почаевская икона.

http://pravoslavie.ru/73487.html

На следующий же год после объявления унии Анна Гойская, ради укрепления Православия, передала хранившуюся у нее чудотворную икону монахам-отшельникам, подвизавшимся на горе, называвшейся Почаевской, и с тех пор святая эта икона стала именоваться Почаевской иконой Божией Матери. Почаевская гора находилась недалеко от Имения Анны Гойской и стала известной давно, еще во времена татарского нашествия в 1240 г. Сама Пресвятая Богородица явилась на ней пастухам, причем в память этого соблаговолила оставить след Своей стопы, так и называющийся — Стопа Пресвятой Богородицы. С тех пор на этой горе стали подвизаться отшельники, на ней нашли убежище и монахи разрушенного Киево-Печерского монастыря. Со времени перенесения на Почаевскую гору чудотворной иконы Божией Матери там основался монастырь. Прп. Иов жил в эти тяжелые времена. Он родился в 1550 г. в Галиции и назывался в миру Иоанн Железо. Десятилетним отроком он поступил в Угорницкий монастырь. В этом раннем возрасте он так преуспел в иноческих подвигах, что двенадцатилетним был уже пострижен в мантию с наречением ему имени Иов, по достижении совершенного возраста — возведен в священнический сан, а в 30 лет удостоен великой схимы, причем ему было возвращено имя Иоанн. Он особенно любил это имя и всегда им подписывался, но к лику святых он был причислен с именем Иов. По просьбе князя острожского прп. Иов был переведен в находившийся в его владениях Дубенский монастырь, где стал настоятелем и много писал в защиту Православия. Однако же жажда подвижнического уединенного жития заставила его перейти на святую гору Почаевскую, но и там его избрали настоятелем. Для молитвенных подвигов он удалился в каменную пещеру; ноги его покрылись ранами так, что обнажились кости. Он был делателем непрестанной молитвы Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного», доводящей подвижника до высоких духовных степеней. Вот что о нем повествует его ученик и сподвижник Досифей, ставший по кончине преподобного его преемником по игуменству. «Однажды, когда молился преподобный в той пещере, вдруг осиял его свет благодати Божией, сиявший по всей церкви в течение двух часов непрестанно. Я же, увидев это, в великом ужасе пал на землю, побежденный таким чудным видением».

http://sedmitza.ru/lib/text/437828/

По описанию в публикациях XIX - нач. XX в., Д. и., «по своей живописи не уступающая лучшим произведениям церковного искусства, явилась образцом иконописной красоты и изящества». По сохранившемуся воспроизведению иконы можно судить не столько о характере живописи, сколько об иконографии образа. Изображение относится к типу «Умиление». Младенец Христос сидит на правой руке Богородицы, придерживающей Сына обеими руками. Он прильнул к щеке Матери и левой рукой обхватил Ее за шею, правая протянута в жесте благословения. Как полагал краевед из Дубно прот. Николай Молис († 2005), Д. и. представляла собой копию Почаевской иконы Божией Матери . Возможно, икона была выполнена по заказу кн. Константина Острожского или поднесена ему братией Почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы муж. лавры . Икону украшала драгоценная жемчужная риза, служившая «доказательством благоговейного почитания ее православными жителями на Волыни» ( Снессорева. С. 417). Д. и. была утеряна в XX в. По мнению прот. Николая Молиса это могло произойти в первую мировую войну: в 1915 г. с приближением фронта к Дубно правосл. святыни Волыни были отправлены в тыл - Д. и. попала в Житомир, затем след ее затерялся. По другим сведениям, чудотворный образ был утрачен в 1917-1920 гг., когда власть в Дубно многократно переходила из рук в руки. Сохранился список Д. и. По мнению директора Львовской галереи искусств эксперта ЮНЕСКО Б. Г. Возницкого, он был выполнен в 20-30-х гг. XX в.: письмо и бисерное украшение ризы близки к иконописной школе, существовавшей в этот период при Корецком во имя Св. Троицы жен. мон-ре . В 1944 г., после полного разрушения в результате артобстрела Крестовоздвиженского мон-ря, список был перенесен в Ильинский собор Дубно, где пребывает в наст. время. В 1992 г. собор был занят раскольниками (филаретовцами) и удерживается ими доныне. Д. и. приведена в перечне икон Богородицы, почитаемых в России, дни празднования которым неизвестны или сами иконы малоизвестны ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. 2. Ч. 2. С. 539); особой службы и тропаря не имеет.

http://pravenc.ru/text/180512.html

О дальнейшей истории Почаева повествует еще одно лаврское предание. Согласно ему, в 1559 году через имение православной помещицы Анны Гойской, к чьим владениям относился и Почаев, проезжал греческий митрополит Неофит, который воспользовался приглашением хозяйки остановиться на время в ее доме, а в благодарность за гостеприимство подарил ей икону Божией Матери. Святыня долго стояла в замковой часовне. Однажды, став свидетельницей того, как от образа исходит дивный свет, Гойская уверовала, что икона имеет особую благодать, и велела зажечь перед святыней лампаду. Она посоветовала своему слепорожденному брату Филиппу усердно помолиться перед иконой об исцелении. Господь даровал Филиппу прозрение. Пригласив духовенство, Гойская перенесла в 1597 году святыню крестным ходом в Почаев и вручила ее инокам. В том же году она наделила иноков землей и средствами для обустройства при храме общежительного монастыря, о чем свидетельствует сохранившийся текст дарственной грамоты. Событие это произошло через год после того, как вопреки соборному мнению Церкви в Бресте была заключена уния с католиками. Не случайно Гойская особо отметила в грамоте, чтобы новый монастырь хранил верность Православию. Первым документально известным настоятелем обители является преподобный Иов Почаевский. Он родился в Покутье, в юные годы принял монашество и священный сан в Угорницком монастыре, стал знаменитым подвижником. Князь Константин Константинович Острожский, защитник Православия, пригласил преподобного Иова на игуменство в Дубенский монастырь. Со временем, тяготясь славой, преподобный тайно ушел в Почаев, но и там был избран игуменом. В 1651 преподобный Иов мирно почил 100-летним старцем. С начала XVIII века до 1831 года обитель находилась в руках униатов. После возвращения Почаевского монастыря православным за ним было решено закрепить почетное звание Лавры, употреблявшееся еще униатами. В 1833 году данное решение получило окончательное утверждение. Во время Первой мировой войны, с августа 1915-го по май 1916 года, Почаев был оккупирован австрийскими войсками. Накануне оккупации в Житомир перенесли чудотворную икону и мощи преподобного Иова, святыни пробыли там до 1918 года. Часть братии перешла в другие монастыри, но около 30 человек приняли мужественное решение остаться. Австрийцы отправили в лагерь для военнопленных всех, кроме одного: 80-летний старец архимандрит Николай категорически отказался подчиняться насильственному выдворению из кельи и в конце концов остался в обители. Таким образом, полного оставления Лавры монашествующими не произошло.

http://patriarchia.ru/db/text/713418.htm...

Успенская Почаевская лавра занимает холм, поднимающийся над окрестностями на высоту около 70 метров и именуемый Почаевской горой. По преданию, еще в древние времена в здешних пещерах, представлявших собой природные скальные гроты, поселились иноки. Предание также гласит, что однажды на холме, где жили иноки, явилась в огненном столпе Божия Матерь. Старинная лаврская традиция относит это событие к 1240 или 1261 году. Пречистая Дева оставила на вершине холма отпечаток правой Стопы, из которого начала сочиться вода, наделенная благодатью исцелений. К благодатному источнику потянулись люди. Со временем на их пожертвования иноки возвели на южном склоне холма каменный храм Успения Пресвятой Богородицы. О дальнейшей истории Почаева повествует еще одно лаврское предание. Согласно ему, в 1559 году через имение православной помещицы Анны Гойской, к чьим владениям относился и Почаев, проезжал греческий митрополит Неофит, который воспользовался приглашением хозяйки остановиться на время в ее доме, а в благодарность за гостеприимство подарил ей икону Божией Матери. Святыня долго стояла в замковой часовне. Однажды, став свидетельницей того, как от образа исходит дивный свет, Гойская уверовала, что икона имеет особую благодать, и велела зажечь перед святыней лампаду. Она посоветовала своему слепорожденному брату Филиппу усердно помолиться перед иконой об исцелении. Господь даровал Филиппу прозрение. Пригласив духовенство, Гойская перенесла в 1597 году святыню крестным ходом в Почаев и вручила ее инокам. В том же году она наделила иноков землей и средствами для обустройства при храме общежительного монастыря, о чем свидетельствует сохранившийся текст дарственной грамоты. Событие это произошло через год после того, как вопреки соборному мнению Церкви в Бресте была заключена уния с католиками. Не случайно Гойская особо отметила в грамоте, чтобы новый монастырь хранил верность Православию. Первым документально известным настоятелем обители является преподобный Иов Почаевский. Он родился в Покутье, в юные годы принял монашество и священный сан в Угорницком монастыре, стал знаменитым подвижником. Князь Константин Константинович Острожский, защитник Православия, пригласил преподобного Иова на игуменство в Дубенский монастырь. Со временем, тяготясь славой, преподобный тайно ушел в Почаев, но и там был избран игуменом. В 1651 преподобный Иов мирно почил 100-летним старцем.

http://patriarchia.ru/db/text/714069.htm...

управлял монастырем как настоятель (при Виталии - авторе перевода соч. «Диоптра мирозрительная, или Зерцало известное, указующее суету мира» Дубенский мон-рь стал центром полемики православных с католиками). Вероятнее всего, И. возглавлял Дубенский монастырь ранее Глеба и Виталия - в 90-х гг. XVI в., был настоятелем менее 10 лет. В кон. XVI в. кн. Константин Острожский щедро помогал Дубенской обители. 15 июня 1599 г. князь передал мон-рю часть доходов от с. Студянка с сенокосом, «острова Иванского става» Горбачин и Пантелеимон-Климент на р. Иква «с почвами, полями и огородами, которые лежат на сеножатях круг болот Горбачинских», с. Выгнанка и десятину урожая из сел Иванье и Знесенье. Великий пост кн. Константин Острожский обычно проводил в одном из островных монастырей в Дубно (Крестовоздвиженском или Преображенском) в монашеской одежде и по монастырскому уставу. И. поучал братию Дубенского мон-ря, подкрепляя словесные наставления собственным примером. По примеру своего покровителя кн. Константина Острожского преподобный заботился о распространении духовных и богослужебных книг. Насельники Дубенского мон-ря осуществляли переводы святоотеческих творений на церковнослав. язык. Как отмечено в Житии И., в Дубно святой «писанием книг церковных упражняшеся». Прп. Иов Почаевский в молении перед Почаевской иконой Божией Матери. Икона. Ок. сер. XIX в. (Почаевская лавра) Прп. Иов Почаевский в молении перед Почаевской иконой Божией Матери. Икона. Ок. сер. XIX в. (Почаевская лавра) По словам биографа И., все окрестные страны святому «стужаху... честию и похвалами». Тяготясь этим, преподобный решил искать новое место для подвигов. Кроме того, желанию И. покинуть Дубенский мон-рь могли способствовать действия кн. Константина Константиновича по примирению с униатами (см. Брестская уния 1596 г. ). И. тайно оставил Дубенский мон-рь и поселился в расположенном неподалеку Почаевском мон-ре. По мнению прот. А. Хойнацкого, это произошло ок. 1600-1602 гг., по мнению свящ. В. Левицкого - не позднее 1607 г., в любом случае - при жизни кн.

http://pravenc.ru/text/578150.html

По просьбе князя Острожского, преподобный Иов был переведён в находившийся в его владениях Дубенский Монастырь, где стал настоятелем и много писал в защиту Православия. Жажда подвижнического уединенного жития заставила его перейти на Святую гору Почаевскую, но и там его избрали настоятелем. Для молитвенных подвигов преподобный Иов удалился в каменную пещеру: ноги его покрылись ранами так, что обнажились кости. Он был делателем непрестанной молитвы Иисусовой – «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», доводящей подвижника до высоких духовных степеней. В обители преподобный Иов ввёл общежительный устав. Он окружил её оградой с помощью благочестивых помещиков Феодора и Евы Домашевских и воздвиг Свято-Троицкий собор, а потом и ещё шесть меньших храмов. В свободное время преподобный любил заниматься садоводством и развёл в Почаеве прекрасный сад. Преподобный Иов создал Почаевскую типографию и продолжал писать в защиту Православия. Сохранилась одна из его книг под заглавием «Книга Иова Железа, Игумена Почаевскаго, властною его рукою написанная». В 1889 году она была издана под заглавием «Почаевская Пчела». Много скорбей принес преподобному Иову наследник Анны Гойской, лютеранин Фирлей. По смерти Гойской, её имение и Почаевская гора достались ему, ненавистнику Православия. 19 июля 1623 года слуга Григорий Козенский с воинами по приказу Андрея Ферелея ограбили Почаевскую обитель. Была похищена и икона Божией Матери. Андрей, озлобленный против Православной веры, решил надругаться над святыней. Он призвал свою жену, надел на неё священные одежды, дал в руки святой потир, и она при множестве народа решилась хулить Богоматерь. Царица Небесная наказала за это безумную. Ею тотчас овладел злой дух и стал жестоко мучить. Страшное наказание продолжалось до тех пор, пока в 1644 году икону не возвратили в Почаевский монастырь. А земли были возвращены обители судом незадолго до кончины преподобного Иова. В 1620 году он принимал участие в Киевском Соборе, осудившим унию и постановившем твёрдо стоять за Православие. Под постановлением этим есть подпись: «Иоанн Железо, Игумен Почаевский».

http://pravoslavie.ru/122862.html

Преподобный Иов, игумен Почаевский Однако общежительной обителью Почаевский монастырь становится благодаря величайшему подвижнику Православной Церкви Западной Руси - преп. Иову Почаевскому. Уроженец Галиции, постриженик прикарпатского Угорницкого монастыря, преп. Иов (в миру православный шляхтич-русин Иоанн Железо) был игуменом в Дубенском монастыре, куда он пришел по просьбе князя Константина Острожского. Однако после кончины Острожского его наследники, перешедшие в католичество, передали монастырь в городе Дубно униатам. Решительно отвергший унию Иов вынужден был удалиться. Он пришел на Почаевскую гору, где некоторое время подвизался как отшельник. Вскоре он стал настолько знаменит среди местных иноков, что по всеобщему настоянию был принужден принять игуменство и заняться устроением Почаевской обители на принципах общего жития. Преп. Иов построил здесь величественный Троицкий собор, учредил типографию, которая сыграла выдающуюся роль в истории Православия Западной Руси в первой половине XVII века. При Иове Почаевском в обитель была возвращена ее величайшая святыня - Почаевская икона Божией Матери, прославившаяся многими чудесами. Великий преподобный, принявший в схиме имя Иоанн, скончался в Почаеве в 1651 г. в столетнем возрасте. Мощи его были обретены совершенно нетленными митрополитом Киевским Дионисием Балобаном и доныне поражают своей исключительной сохранностью. Тезоименитый преп. Иову Почаевскому Иов Княгининский (ум. в 1621 г.), приобретший опыт монашеской жизни на Афоне, активно возрождал иноческую жизнь в Галиции. Он основал неподалеку от Львова пять новых монастырей. В их числе - Креховский, позднее занятый базилианами и им же переданный в настоящее время. Другой афонский инок западно-русского происхождения - Исаакий Борискович - содействовал оздоровлению православного монашества в обителях Волыни. В отторгнутой поляками от Московского государства Смоленской земле, откуда в Москву ушло все православное духовенство и куда на смену ему ринулись римо- и греко-католики, укреплял в православной вере русское население и возобновлял монашескую жизнь уже упоминавшийся Исаия Копинский. На Левобережной Украине благодаря его трудам появились знаменитые впоследствии Густынский и Мгарский монастыри. Новые православные монастыри были основаны и в Минске.

http://pravoslavie.ru/archiv/zaprusprav3...

Взгляните на одни горы Почаевские. Там в благодатном величии и доселе сияет чудесами дивная икона Божией Матери и при ней цельбоносная Стопа, от лет древних источающая благодатную воду всем с верою почерпающим оную. 1 Здесь же чудесным и страшным явлением своим Матерь Божия подала некогда свою пренебесную помощь обители Почаевской, во время брани Збаражской, от нашествия и обложения татарского (1675 г.) и т. п. 2 А сколько других благодатных и цельбоносных св. икон рассеяно на всем протяжении земли Волынской, каковы, например: чудотворная икона Божией Матери Зимнинской (в с. Зимном около Владимира-Волынского), святителя Николая в с. Западницах (Старо-константиновского уезда), Спасителя Боремелескаго в местечке Боремле (Дубенского уезда), Пресвятой Богородицы Житомирской (в городе Житомире), Тригорской (в Тригорском монастыре), Загоровской (в Загоровском монастыре), преподобного Онуфрия Любарского (в местечке Любаре Новградволынского уезда) и проч. и проч. Но особенно богата история Волынской церкви обилием святых мужей, самим Господом прославленных за высокие подвиги веры и благочестия на пользу и спасение России. Таковы прежде всего святые угодники собственно – Волынские: Святой Благоверный Ярополк, князе Владимиро-Волынский (сконч. 1086 г.), преподобный Стефан Печерский епископ Волынский (1094г.), св. Амфилохий, епископ Волынский, печерский чудотворец (1122 г.), преподобный Феодор, в монашестве Феодосий, князе Острожский (1460 г.). Святая праведная дева Иулиания, княжна из Домбровицы Ольшанская (1546 г.), преподобный Иов, в схиме Иоанн, игумен Почаевский (1651 г.), и святой преподобномученик Макарий архимандрит Овручский (1678 г.). Правда, из этих святых только один преподобный Иов почивает на Волыни, в Лавре Почаевской; да кроме сего, по преданию, преподобный Стефан погребен при своей кафедре, во Владимире Волынском. Из остальных святых угодников святителе Амфилохий и преподобный Феодор, например, покоятся в Киеве в дальних пещерах; там же, как известно, почивают и останки святой и блаженной Иулиании Ольшанской.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010