А.В. Шадрина Содержание Предисловие Введение Глава 1. Юридический статус и правовое положение духовенства на Дону 1. Духовное сословие Российской империи и изменение его юридического статуса во второй половине XIX в. 2. Особенности правового положения духовного сословия в Области Войска Донского Глава 2. Происхождение, образование, семейное положение и социальный статус донского духовенства 1. Сословная принадлежность донского духовенства до зачисления в духовное сословие и его семья 2. Образовательный уровень донского духовенства 3. Социальный статус донского духовенства Глава 3. Материальное положение донского духовенства 1. Проблема материального обеспечения духовенства Российской империи во второй половине XIX – начале ХХ века 2. Доходы, собственность и уровень материального благосостояния донского духовенства 3. Регулирование пенсионного обеспечения донского духовенства Глава 4. Общественная деятельность донского духовенства Заключение Список источников и литературы Архивные источники Опубликованные источники Периодическая печать Справочные издания Литература Приложения Приложение 1. Сословный состав донского духовенства второй половины XIX – начала XX в. до зачисления на церковнослужительские места и принятия священного сана Приложение 2. Доходы духовенства церквей наиболее показательных благочиний Донской епархии 1909–1912 гг. Приложение 3. Материальное обеспечение духовенства Донской епархии на примере наиболее показательных благочиний Донской епархии 1908–1916 гг. Приложение 4. Священно и церковнослужители Донской епархии – землевладельцы начала XX в. Приложение 5. Поименный список приходского духовенства Донской и Новочеркасской епархии начала XX в.     Предисловие Для культурной и интеллектуальной жизни нашей страны последних десятилетий характерно заметное усиление интереса к прошлому, в том числе на региональном уровне. Становление и развитие основ демократического общества предполагает распространение и углубление научных знаний о разных сферах деятельности людей, о тех ее сторонах, которые до последнего времени находились на периферии внимания историков. В первую очередь относится это непосредственно к большой комплексной проблеме «человек в истории». Одним из путей ее изучения стала постановка в качестве научной проблемы истории тех сословий российского общества, мимо которых в течение долгого времени проходили исследователи. Среди таких сословий свое место занимало духовенство, в том числе духовенство на Дону.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.В. Шадрина Приложения Приложение 1. Сословный состав донского духовенства второй половины XIX – начала XX в. до зачисления на церковнослужительские места и принятия священного сана 637 Благочиная Дети духовенства донского происхождения Дети иногороднего духовенства Из казаков Из дворян Дети гражданских чиновников Из мещан Из купцов Из крестьян Священнослужителей Церковнослужителей Донских Иногородних ЧЕРКАССКИЙ ОКРУГ Новочеркасский кафедральный собор Новочеркасское Аксайское Александровск- Грушевское Багаевское Кагальницкое 1-й ДОНСКОЙ ОКРУГ Ермаковское Константиновское Раздорское Сальское Семикаракорское Цымлянское Благочиная Дети духовенства донского происхождения Дети иногороднего духовенства Из казаков Из дворян Дети гражданских чиновников Из мещан Из купцов Из крестьян Священнослужителей Церковнослужителей Донских Иногородних 2-й ДОНСКОЙ ОКРУГ Качалинское Нижне-Чирское Обливское Потемкинское ДОНЕЦКИЙ ОКРУГ Дегтевский Казанское Каменское Митякинское Тарасовское ТАГАНРОГСКИЙ ОКРУГ Амвросиевское Богдано-Киевское Кирсановское Макеевское Новониколаевское Новопавловское Благочиная Дети духовенства донского происхождения Дети иногороднего духовенства Из казаков Из дворян Дети гражданских чиновников Из мещан Из купцов Из крестьян Священнослужителей Церковнослужителей Донских Иногородних Ровенецкое УСТЬ-МЕДВЕДИЦКИЙ ОКРУГ Березовское Глазуновское Усть-Медведицкое Чернышевское ХОПЕРСКИЙ ОКРУГ Зотовское Правоторское Преображенское Урюпинское Филоновское Приложение 2. Доходы духовенства церквей наиболее показательных благочиний Донской епархии 1909–1912 гг. Благочиния Данные Священник Диакон Псаломщик Аксайское благочиние количество духовенства 21 522–00 5 818–98 7 570–45 средний доход 672–56 581–89 236–57 количество причтов, имеющих доход более 1000 руб. Каменское благочиние количество духовенства общий доход 22 658–42 5 171–82 8 201–75 средний доход 566–46 574–64 205–04 количество причтов, имеющих доход более 1000 руб. Константиновское благочиние количество духовенства общий доход

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сообщение о деятельности Донского Епархиального Церковно-Исторического Комитета (1904–1912 г.) Источник Параграф I II III IV V Донской Епархиальный Церковно-Исторически Комитет был учрежден резолюцией Высокопреосвященного Афанасия, бывшего Архиепископа Донского и Новочеркасского, от 16 апреля 1904 года, за 1971, с ближайшей целью описания церквей и приходов Донской епархии, устав же Комитета был утвержден Архипастырем в конце июня того же года, причем Архипастырь преподал Комитету святительское благословение «доброму предприятию». Торжественное открытие действий Комитета состоялось 15-го октября 1904 года, под почетным председательством Высокопреосвященного покровителя Комитета, в присутствии многочисленных гостей и преимущественно епархиального духовенства, явившегося в Новочеркасск на общеепархиальный съезд. Комитет, ободренный в своих начинаниях общим вниманием, приступил к осуществлению поставленной ему задачи и занялся изучением церковно-религиозной жизни Донского края в ее прошлом и настоящем, и прежде всего в своей программе церковно-исторического и статистического описания церквей и приходов Донской епархии наметил кафедральный войсковой город Новочеркасск, в виду исполнявшегося в 1905 году столетия со дня его основания. Работы эти были распределены между членами церковно-исторического Комитета, выделившего из своей среды так называемый «Совет» для заведывания текущими делами. Членами этого совета были утверждены Архиепископом следующие лица: Инспектор духовной семинарии А. А. Кириллов в качестве председателя, священник, ныне протоиерей, Т. А. Донецкий в качестве заместителя председателя, статские советники: Л. Ф. Свидерский, X. И. Попов , М. М. Дьяков, А. М. Щетковский, священники: М. С. Архангельский, И П. Артинский, В. А. Кожин, Е. М. Овсянников качестве членов Совета, причем делопроизводство принял на себя о. И. Артинский. В 1910 году на состоявшемся общем собрании в состав комитетского Совета были избраны и Высокопреосвященнейшим Владимиром, Архиепископом Донским и Новочеркасским, утверждены: Инспектор семинарии Андрей Кириллов , которому предложено быть председателем Комитета, протоиерей Тихон Донецкий, статские советники: X. И. Попов , Л. Ф. Свидерский, секретарь Донской духовной Консистории С. Г. Павловский, гвардии есаул (ныне полковник) Леонид Васильевич Богаевский, протоиереи: Захария Лобов, С. Троицкий , священники: М. Архангельский и В. Кожин. За выбытием из Новочеркасска о. М. С. Архангельского, членом Совета приглашен законоучитель мужской гимназии священник В. Чернявский.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kirillo...

А.В. Шадрина Глава 4. Общественная деятельность донского духовенства Реформы 1860–70-х гг. «вывели» священнослужителей Русской Православной Церкви на стезю общественного служения. Этому способствовала не только политика Российской империи, сделавшей ставку на духовенство, – призывами к общественной деятельности была полна пресса второй половины XIX в. Общественное служение предполагало исполнение обязанностей, которые были не свойственны для носителя священного сана. Они были инициированы правительством Российской империи и являлись свидетельством того, что государство понимало духовенство как государственных служащих. Инициативы правительства всегда безусловно поддерживались церковной иерархией. Если для духовенства других епархий, например Московской, общественная деятельность была инициативой самого духовенства 552 , то донское духовенство было достаточно инертным и не стремилось встать во главе общественных движений. Оно скорее разделяло не взгляды просвещенных слоев общества и правительства, а «старинные воззрения простого народа» о том, что «в церковной жизни суть составляет не общественно-религиозная деятельность, а таинства и обряды, и священник – посредник в «устроении души», совершитель треб, а не общественный деятель» 553 . К особенностям духовного сословия Донской епархии следует отнести отсутствие выраженной инициативы в общественной деятельности. Оно не создавало и не стремилось создать, например, показательные церковно-приходские школы 554 и др. Но тем не менее оно четко исполняло все обязанности, возложенные на него государством. Донское духовенство и школьное дело. Донское духовенство с 1840-х гг. активно участвовало в образовательном процессе, инициированном правительством Российской империи, – основывало приходские училища и часто «безмездно» обучало в них детей. В канун эпохи реформ Александра II внимание центральной власти к начальному народному образованию было усилено и участие духовенства в школьном деле было вновь объявлено как приоритетное. Периодические издания того времени были полны призывов-наставлений священнослужителям: «Святейший Синод не сомневается, что православное духовенство потщится оправдать... возлагаемые на оное Его Императорским Величеством надежды и, усугубив всегда отличавшие священнослужителей усилия и ревность к исполнению своего пастырского долга, не престанет содействовать словом, делом и примером к размножению народных училищ и к упрочению в них религиозно-нравственного направления. Благословляя Православное Российское духовенство на дальнейшее служение в указанном смысле, великому и священному делу народного образования, Святейший Синод приглашает и епархиальных архиереев содействовать успеху этого дела.» 555

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.В. Шадрина Заключение В истории Российской империи XIX в. стал эпохой инкорпорации священно- и церковнослужителей Русской Православной Церкви в государственный механизм. На духовенство возлагалось важное для трона идеологическое служение – оно мыслилось как составная часть «образа самодержавия», гарант идеи богоустановленности власти. Следствием этого стала забота государства о повышении статуса священно- и церковнослужителей. В результате проведенных церковных реформ 1860–70-х гг. за духовенством Русской Православной Церкви были официально признаны права особого привилегированного сословия. Более того, Великие реформы дали мощный импульс к модернизации и европеизации России, и духовенство, как составная часть Российской империи, было вовлечено в этот процесс. Священно- и церковнослужители Донской епархии, которая по административно-территориальным границам совпадала с Областью Войска Донского, как часть Русской Православной Церкви и Российской империи было задействовано в тех же процессах, что и приходское духовенство других губерний Российской империи. Однако причастность к Войску Донскому – автономной военизированной организации, имеющей собственное внутривойсковое законодательство и отличный от других регионов уклад жизни, – обусловила характерные отличия как правового, так и материального положения донских священно- и церковнослужителей. Так, для донского духовенства церковные реформы были не так актуальны, как для приходского духовенства других губерний Российской империи, и реализовались частично. В отличие от других регионов духовное сословие Донской епархии до реформ 1860–70-х гг. не было закрытым, поскольку по войсковому законодательству дети духовенства донского происхождения принадлежали не к духовному, а к казачьему сословию. Только поступление на церковно- или священнослужительскую должность делало возможным его переход из казачьего в духовное сословие. Также и относительно материального обеспечения – по «Положению об управлении Донского войска» (1835 г.) каждый священно- и церковнослужитель в соответствии со станичным правом наделялся пашенной землей в количестве одного казачьего пая, что уравнивало духовенство в правах с казаками. От реформ донское духовенство, прежде всего, ожидало фиксированного жалованья и выделения церковной земли, но в главных своих чаяниях, которые совпадали с надеждами священно- и церковнослужителей всей России, оно было разочаровано, так как жалованье было отменено, а выделение церковной земли в Области Войска Донского за редким исключением не было осуществлено до 1920 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В смутное время с февраля по октябрь 1917 г. подавляющее большинство народа выступало за сохранение обязательности преподавания Закона Божия в учебных заведениях. Родители и родительские организации на проводимых съездах однозначно требовали оставления обязательного в школе Закона Божия; приходские собрания, духовенство, законоучители на собраниях и съездах также выступали в защиту Закона Божия и предлагали новые формы усовершенствования преподавания этого предмета. Однако Временное правительство навязывало Церкви и обществу внеконфессиональную модель церковно-государственных отношений, в которой Закону Божию отводилась значительно меньшая роль, чем в синодальный период 1 . Решения Временного правительства всколыхнули общественное мнение, вызвали бурю возмущения и нескончаемый поток собраний и съездов духовенства, законоучителей, мирян и родителей — с вынесением в адрес Временного правительства резолюций, приговоров и постановлений, в которых зафиксированы обсуждения и решения по главным вопросам — о законности отобрания церковно-приходских школ у Церкви и о готовящейся отмене обязательности преподавания Закона Божия. Кирилло-Мефодиевское законоучительское братство Донской епархии Идея создания на Дону законоучительского братства возникла ещё в конце XIX в. Первоначально законоучители стали встречаться для обмена опытом и общения в форме законоучительского кружка. Затем членами кружка стали устраиваться религиозно-нравственные чтения и беседы для народа. В 1898–1899 гг. из кружка организовалось “Общество религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви”. По утверждению протоиерея Тихона Донецкого, одного из зачинателей законоучительского дела на Дону, раньше чем собраться первому Всероссийскому съезду законоучителей в столице, мысль о подобном съезде “росла и зрела” в Новочеркасске 2 . Кирилло-Мефодиевское Донское законоучительское братство было учреждено в 1916 г. В уставе братства определялись его главные цели и задачи, состоящие в “объединении всех законоучителей Донской епархии средних и низших учебных заведений, мужских и женских, всех ведомств и типов, чтобы в единомыслии и единодушии создать прочное основание для успешнейшего осуществления задач религиозно-нравственного воспитания и образования учащейся молодёжи в духе Православной Церкви”, а также в “оказании нравственной поддержки своим собратиям-законоучи­телям при решении возникающих недоумений в их служебной законоучительской практике”.

http://pravmir.ru/sudba-religioznogo-obr...

А.Н. Акиньшин Александр Николаевич Акиньшин, кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории России Исторического факультета, Воронежский государственный университет (Воронеж, Российская федерация) Akinshin55@mail.ru Статья посвящена архиепископу Игнатию (Семенову Матвею Афанасьевичу; 1790/91–1850), уроженцу Архангельской губернии. Раскрывается биография преосвященного, духовное служение которого происходило в Архангельске, Петербурге, Новгороде, Петрозаводске, Новочеркасске, Воронеже. После епископской хиротонии Игнатий последовательно возглавлял три епархии: вновь созданную Олонецкую, Донскую и Новочеркасскую, Воронежскую и Задонскую. Раскрывается характер его служебной деятельности в Петрозаводске и Воронеже. Идет речь о мерах по борьбе с холерой, которые Игнатий предпринимал в Карелии и Воронеже, о библиотеке преосвященного. Раскрывается содержание одной из последних книг архиепископа Игнатия, изданной в 1848 году. Матвей Афанасьевич Семенов родился 5 августа 1791 года (сам он считал более верной дату 2 августа 1790 года) в погосте Покшеньга Пинегского уезда Архангельской губернии. Его отец, дьякон, в последствии священник, Афанасий Иванович Семенов, скончался 6 марта 1819 года в Каргопольском приходе, мать, Арина Яковлевна, умерла 14 сентября 1845 года в преклонном возрасте в родном селе. Матвей рано проявил склонность к знаниям. Богослужебные книги он разумел настолько, что отец считал его в состоянии занять причетническое место в соседнем погосте. В 1799 году Афанасий Семенов отправился с сыном в Архангельск с просьбой о месте к преосвященному Аполлосу (Байбакову). Епископ, человек проницательный, увидел в отроке задатки больших дарований, в определении к месту отказал и определил его в духовное училище. Матвей Семенов всегда находился в числе первых учеников. Особенные успехи он проявил в изучении греческого, латинского и французского языков, отличался он также в поэтических, риторических и философских сочинениях. Жажду Матвея Семенова к учению одобрял епископ Архангельский и Холмогорский Парфений (Петров), занявший кафедру в июне 1809 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Как ни странным это может показаться, но летний отдых вследствие многолетней привычки соединяется у меня с проверкою всех основ личного миросозерцания, собственного миропонимания над каким-либо наиболее серьезным произведением богословско-философской мысли. Каникулы семидесятых годов я обычно проводил на Дону, по целым неделям пребывая у преосвященного Никанора, который был тогда епископом Аксайским – викарием Донской епархии и, томясь недостатком служебной деятельности, продолжал свои научные занятия, трудился над «Позитивною философией и сверхчувственным бытием». Во время кабинетных занятий владыки я всегда занимался чтением или книг из его библиотеки и журналов духовных и светских, или тех отделов «Позитивной философии», какие были раньше написаны, переписаны, подготовлены к печати, или же при мне выходили из-под пера архипастыря-философа. Во время ежедневных прогулок по печальному дворику, который он всячески усиливался превратить в садик, начиналась оживленная беседа по поводу прочитанного. Приходилось, выражаясь никаноровскими словами, «погружать себя в абсолютное, прочищать основы своей духовной жизни»... Вот как наступит летняя жара, и начинаешь чувствовать настойчивую потребность «погружаться в абсолютное», проверять тайники своей мысли, своего чувства, своего внутреннего я, потянет к книге, вчитываясь и вдумываясь в которую встряхнешься духом, освежишь его светлым напряжением в постижении высших начал миробытия и мироправления... В настоящем году служебные обстоятельства сложились так, что отпуск стал возможен только в сентябре; но с августа страдная пора трудовой жизни прошла, явилась возможность отдаться работе кабинетной, и засел я за «Науку и Религию» Б. Чичерина, которая весьма внятно и тепло заговорила уму и сердцу, напоминая давние беседы с Никанором в Новочеркасске. Между тем, выяснилась возможность совершить путешествие, давным-давно намеченное, давным-давно желанное. Пребывание на море всегда весьма благотворно действует на слабую грудь мою, Новый Афон давным-давно сильно интересовал меня. Еще во время службы в Одессе двенадцать лет назад я покушался, было, посетить этот оазис русской жизни монастырской на Кавказе, но хотя предпринял с этою целью путешествие по Черному морю до Батума, вследствие совсем неожиданной перемены расписания, попал на прямой рейс, вместо кругового, так что пароход наш не подходил к монастырю. Теперь на той же «Цесаревне», на которой я совершал первую путину, при прекрасной, совсем летней погоде и почти полном спокойствии моря совершаю последний переход до Батума, решив остаться в обители на обратном пути. «Науку и Религию» взял с собою, вновь просматривал ее, вдумывался и вчитывался в это замечательное произведение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сортировать по Исключить новости Украина в огне: кто помогает беженцам, как помочь и где получить помощь? Перед лицом человеческого горя достойно помнить только о том, что чужой беды не бывает. 9 июня, 2014 Перед лицом человеческого горя достойно помнить только о том, что чужой беды не бывает. Юг России Донская митрополия открыла пункты сбора гуманитарной помощи  для пострадавших и счет для перечисления денежных средств  (назначение платежа: благотворительная помощь беженцам из Украины). Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий призвал верующих  Ростовской области помочь пострадавшим:  Все различия и условности должны уйти сегодня в сторону. Перед лицом человеческого горя достойно помнить только о том, что чужой беды не бывает. Призываю вас, особенно тех, кто именует себя христианами, проявить свои человеческие и религиозные чувства, оказывая всяческую заботу и вспомоществование нашим братьям и сестрам. Еще до обращения архиерея многие ростовчане выразили готовность помогать по велению сердца. Руководителя отдела по приграничному сотрудничеству Шахтинской епархии протоиерей Роман Амплеев рассказал корреспонденту Правмира, на границе Новошахтинска, Жукова и Донецка открыты временные палаточные лагеря для беженцев. «Беженцев забирают родственники, живущие в Ростовской области или при помощи чрезвычайных комитетов от правительства нашей области расселяют в специализированные дома отдыха. Поэтому палаточные лагеря есть на границе, находятся в полной готовности, но пока беженцев там нет. Мы держим связь с епархиальным отделом по социальной работе и иереем Владиславом Касьяновым, который руководит социальной работой в Шахтинской епархии и уже собрали несколько продуктовых наборов, но необходимости в каком-то централизованном сборе продуктов пока нет. Продукты приносили прихожане. Все прихожане оповещены, что может возникнуть необходимость в оказании помощи, многие люди выразили готовность принять беженцев на постой. Но пока к нам за помощью не обращались. Мы освятили палаточный лагерь, служим молебны о мире на Украине», — сказал отец Роман.

http://pravmir.ru/ukraina-v-ogne-kto-pom...

Новочеркасск. Церковь Михаила Архангела. Михайло-Архангельская церковь Сортировка: Карта и ближайшие объекты История Михайло-Архангельской церкви восходит к одноименной церкви в Черкасске, бывшей столице Донского казачества. Разрешение на перенос из Черкасска в Новочеркасск деревянной церкви Божия во имя Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных было получено от епископа Воронежского и Черкасского Антония в декабре 1812 г. Это было не просто, так как существовал запрет Св.Синода на перенос храмов из Черкасска в Новый Черкасск. Св. Синод также дал согласие, но с оговоркой, что как только Донские казаки вернуться с полей сражений с Наполеоном, то они должны построить каменную церковь. В первой половине 1813 г. разобранный деревянный храм и церковное имущество перевезли в Новочеркасск. По другим сведениям, этот храм " Как великую святыню православного сердца принесли ...по бревнышку, и вновь соорудили в 1805году храм, с которого положено было духовное начало Новочеркасска " . ( " Новочеркасские Ведомости " , от 28 ноября 1992 г.). Красиво сказано, но с этими утверждениями нельзя согласиться. Нет ни одного известного исторического, в т.ч. дореволюционного источника, который бы подтвердил факт перенесения Михайло-Архангельской церкви в Новочеркасск из Черкасска в 1805 г. или другие годы до 1813 г. Но в то же время есть десятки церковных и исторических источников, указывающих на то, что Михайло-Архангельская церковь была перенесена в Новочеркасск именно зимой 1812/1813 года. Так, в работе церковного историка А. Кириллова " Донская епархия в ея настоящем положении. По статистическим данным 1896г., Новочеркасск, 1896г. " подчеркивается, что " Архангельская церковь первоначально была деревянная, построенная в 1813 году " . Балуев, описывая Новочеркасск, подчеркивал: " В 1813 году также из Старочеркасска перенесена деревянная церковь во имя Св. Архистратига Михаила " . (Балуев П.С. " Историческия и статистическия описания станиц и городов, посещаемых Г. Военным Министром при объезде Его Превосходительством Области войска Донского в 1900г. " , место и год издания не указаны). Или в " Донской Церковной Старине " мы читаем: Михайло-Арх. ц. была построена деревянным зданием в 1813 году, когда все Донское казачество участвовало в ополчении против французов " (вып. 1V, 1915г.). Да и в капитальном труде " Церкви и монастыри на Дону " А. Кириллов на стр. 22 пишет: " В 1813 году из Старочеркасска перенесена в Новочеркасск Михайло-Архангельская деревянная однопрестольная церковь, освящена она в том же году " . (Новочеркасск, 1905г.). И действительно Освящение храма состоялось 9 ноября 1813 г. (ГАРО, ф. 226, оп. 1, д.1018, л.16).

http://sobory.ru/article/?object=13159

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010