Екатерины на Синае), где Богородица и Младенец изображены во взаимном ласкании (фреска церкви Токалы-килисе, Каппадокия (X в.), Владимирская, Толгская, Донская иконы Божией Матери и др.). Этот тип изображений подчеркивает тему материнства и будущих страданий Богомладенца, наиболее ярко выраженную в Пелагонитиссе - чудотворном образе из Пелагонийской епархии в Македонии. В русской традиции эта икона получила название «Взыграние» (фреска монастыря церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318; икона из монастыря Преображения в Зрзе (Македония), XIV в.), поскольку Младенец на ней изображен вырывающимся из рук Богородицы. Тема Христовых страданий выражена также в иконографии Богородицы Страстной, представленной обычно в типе Одигитрии (фреска церкви Панагии Аракос в Лагудере) или Умиления (русская икона XIII в., ТГОМ; икона XV в. (Византийский музей)), с ангелами по сторонам, которые держат орудия страстей. Изображения Божией Матери в молении помимо фронтального положения могут представлять фигуру в 3/4 повороте. Такие образы известны с доиконоборческого времени. Руки Богородицы молитвенно протянуты ко Христу, напр., так в изображениях Божией Матери Агиосоритиссы (Халкопратийской) (мозаика в церкви вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в. (не сохр.), миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 76, IX в.); икона XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае); икона из Успенского собора Московского Кремля, XIV в.) и в композициях Деисуса, а также Божией Матери Параклисис (Заступницы), держащей в руках свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу (мозаика церкви вмч. Димитрия, VII в.; Боголюбская икона Божией Матери (Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире, сер. XII в.); икона из собора в Сполето (Италия); XII в., фреска собора Мирожского монастыря во Пскове, XII в.; мозаика церкви Мартораны в Палермо (Сицилия), XII в.). Нередко названия определенных иконографических типов отождествляются с эпитетами Богородицы или являются топонимами, указывающими на место, где находится почитаемый образ (в русской традиции они получили свое наименование, не всегда буквально передающее оригинал), и могут встречаться на иконах различных изводов.

http://sedmitza.ru/text/476226.html

Нужно ли нам после этих потрясающих свидетельств, после этого почти физического осязания первых десятилетий христианской эры еще доказывать, что православная иконописная традиция за двадцать веков не уклонилась в сторону с правильного пути? Что Бог , Тот Бог Истинный, Который «с человеки поживе», – изобразим, что и делается иконописанием; что честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, как учили святые отцы. И что поклоняющийся иконе поклоняется изображенному на ней? Ничего не нужно! Ничего больше не нужно после того, как мы «вложили персты» и от святых Игнатия Богоносца и Дионисия Ареопагита причастились к духоносному свидетельству Истины! Добавим разве только, что икона вполне становится иконою, т.е. предметом религиозного почитания, лишь через освящение. «Освящением проводится непроходимая грань между религиозной картиной, как бы она ни была высока по своему религиозному содержанию и художественным достижениям, и иконой, сколь бы она ни была скромна в этом отношении». «Освящается икона сия благодатию Пресвятаго Духа, окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Требник). Вот что делает икону иконой! Грань между чудотворной и не чудотворной иконой не безусловная и не принципиальная, a лишь фактическая. В молитве из Требника на освящение иконы Божией Матери говорится: «И даждь ей силу и крепость чудотворнаго действия». Благодаря этому можно сказать, что каждая икона потенциально, через присутствующую в ней благодать, чудотворна. Проявляя чудеса, становясь чудотворной, икона из места прикровенного присутствия Божественной силы становится местом ее явления. Этим, так сказать, выявлением себя и отличается икона чудотворная от не чудотворной. В чудотворных Своих иконах Божия Матерь являет Свою близость к нашему миру, с которым Она живет одной жизнью и скорбит его скорбями, – «во успении мира не оставила еси, Богородице». Обратимся сейчас к непосредственному рассмотрению некоторых наших чудотворных икон Божией Матери и увидим, что приведенные слова из тропаря Успению о неоставлении Ею мира находят неисчислимые подтверждения в нашей отечественной истории. Икона Божией Матери «Владимирская»

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

С воцарением Петра I обороне южных границ России стало придаваться большее значение; почитание Донской иконы вновь возросло. С ее заступничеством связывали взятие Азова в 1696 г. В кон. XVII – нач. XVIII в. было составлено несколько слов и поучений на празднование чудотворной Донской иконе, самые известные из которых – «Поучение» святителя Димитрия Ростовского и «Слово» Стефана (Яворского) , написанное по случаю взятия Нарвы Петром I в 1704 г. ; появились повести, близкие по содержанию к «Слову» архимандрита Антония. В одной из них (написана на бумаге XIX в.) излагается версия о принесении иконы в Благовещенский собор великим князем Димитрием Иоанновичем непосредственно «из Дону» . Сказание о Донской иконе в традиционном варианте XVII в. включено в рукописный сборник, составленный сторожем Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715–1716 гг., где помещена также гравюра Г. П. Тепчегорского. Списки До настоящего времени дошло несколько ранних списков Донской иконы : Древнейший из них, близко повторяющий оригинал и датируемый конца XIV в., в серебряном золоченом окладе был вложен в Троице-Сергиев монастырь , возможно, князем Владимиром Андреевичем Храбрым . Икона неизвестного происхождения московского письма начала XV в. . Список 2-й пол. XVI в., созданный для Успенского собора Коломны, был на «беле» (светлом фоне), оклад на эту икону сделан при Коломенском епископе Давиде (1571–1580). В XIX в. почитались чудотворными следующие списки: сохранившаяся и ныне почитаемая Донская икона (в размер оригинала) 1591–1598 гг. в Донском монастыре в Москве; икона 1668 г. письма Симона Ушакова из Малого собора Донского монастыря, с летописью ; икона в Стародубе; образ в скиту св. Иоанна Предтечи при Молченской Софрониевой пустыни; икона в приходском храме (бывшей Паройской пустыни) Липецка Тамбовской епархии . Драгоценный убор Донской иконы Драгоценный убор Донской иконы выделялся среди икон Благовещенского собора исторической и художественной ценностью, редкими по размеру и качеству самоцветами и жемчугом.

http://drevo-info.ru/articles/6743.html

Раз в году, 1-го сентября, в день празднования Донской иконы Божией Матери, святыня покидает Третьяковскую галерею, куда она попала вскоре после революции. В сопровождении охраны чудотворный образ переносят в Донской монастырь. Здесь Святейший Патриарх Алексий служит праздничную Литургию. Донской монастырь был построен в 1591-м году на том месте, где стояла икона во время битвы с татарами. Тогда этот образ, написанный знаменитым Феофаном Греком, вдохновил русских воинов на победу. А «Донской» эта икона была названа после Куликовской битвы. Именно перед ней молились русские дружины 8 сентября 1380 года на Куликовом поле. Ведущий – священник Алексий Уминский: – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II – не только Глава Русской Православной Церкви, не только Патриарх всея Руси, но и епископ города Москвы. У Его Святейшества есть помощники. Самый ближайший его сподвижник – викарий Московской епархии, архиепископ Истринский Арсений. Сегодня мы поговорим с ним о церковной жизни столицы. Архиепископ Истринский Арсений Ведущий – священник Алексий Уминский: – Здравствуйте, владыка. Благословите. Архиепископ Истринский Арсений: – Приветствую вас. Бог Вас благословит. Ведущий – священник Алексий Уминский: - В первое воскресение сентября – церковный праздник Собор Московских святых. И в этот же день празднуется день города. Это случайное совпадение? Архиепископ Истринский Арсений: – Если случайное, то очень хорошее. А если специально спланированное, то это очень неплохое установление. Должен сказать, что московское духовенство на это уже среагировало. И в районе Бибирево строится храм Собора Московских святых. Можете съездить посмотреть, уже цокольный этаж выведен. Сюжет: Церковная жизнь Москвы На северо-востоке Москвы, среди многоэтажек Бибирева, к 2008 году вырастет грандиозный храм. За его строительство взялся православный приход храма Преподобного Сергия Радонежского, что на Костромской улице. По проекту новый храм будет гораздо больше своего старшего собрата, и сможет вмещать тысячи верующих, что особенно актуально для районов-новостроек. Самый новый храм столицы будет посвящен Собору Московских святых. Уже возведен цокольный этаж, и после чина малого освящения в нем начаты богослужения.

http://sedmitza.ru/text/403056.html

Икона Божией Матери «Владимирская» была создана как двусторонняя, выносная - для торжественных шествий, Крестных Ходов, паломнических походов. Некогда икона имела рукоять с трехлопастной вилкой, отпиленной при увеличении полей иконы (боковые части вилки вошли в новое нижнее поле). На лицевой стороне иконы изображена Богоматерь с Младенцем-Христом. На обороте изображение Престола, покрытого багряной тканью с синей каймой и золотошвейным узором. На Престол возложены закрытое Евангелие с синим обрезом и в золотом окладе, четыре гвоздя Распятия и Терновый Венец. На Евангелии - символ Бога Духа Святаго - Белый Голубь с золотым нимбом. За Престолом водружен семиконечный Голгофский Крест, по его сторонам копие Святого Мученика Сотника Лонгина и трость с губкой, которой смачивали уста Спасителя перед Его Крестной смертью. По устойчивому на протяжении веков церковному преданию, повелением Самой Пресвятой Девы икона была написана Святым Апостолом и Евангелистом Лукой на столешнице, которая служила основанием для Тайной Вечери Иисуса Христа и Его учеников. Сие означает, что древняя дска иконы была первым Престолом самой первой Литургии, первого Таинства пресуществления вина и хлеба в Кровь и Тело Господне, то есть Первопрестолом всей Церкви Иерусалимская икона Божией Матери образовала канон целого ряда Богородичных образов с титульными наименованиями «Элеуса» - Ελεουσα - «Елейная», «Милостивая», «Умиление», «Ласкающая» или «Гликифилуса» - Γλυκυφιλουσα - «Сладостное Лобзание». Например, к этому же иконологическому типу относится образ Божией Матери «Донская». До первой половины V столетия по Р.Х. икона Божией Матери «Элеуса» пребывала в Иерусалиме. При Святом Благоверном Царе Феодосии II Юнейшем «Элеусу» перенесли в Царьград. А в 1131 году Константинопольским Патриархом Лукою Хризоверхом «Элеуса» была прислана на Русь в качестве подарка Великому Князю Юрию Долгорукому, основателю Москвы. По другим источникам, это был дар Великому Князю Киевскому Мстиславу Изяславичу, преподнесенный Митрополитом Михаилом, который прибыл в Киев из Царьграда в 1130 Первоначально «Элеусу» поместили в Вышгородском девичьем монастыре под Киевом, где Святой Образ сразу явил себя многими чудотворениями.

http://ruskline.ru/analitika/2009/12/01/...

Николая в Толмачах, действующего в Третьяковкой галере, и являющегося уникальным в своем роде образцом храма-музея. В московских храмах Иверская икона встречается часто. Так на московском подворье Афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря у мощей прп. Аристоклия Афонского хранится его келейная икона – Иверская. Образ «Вратарницы» особенно почитался св. прпмч. Великой княгиней Елисаветой Федоровной. Большая чтимая Иверская икона находится в Покровском храме Марфо-Мариинской обители милосердия. Между музеем и храмом Как на сегодня складывается судьба других наиболее известных в России и сохранившихся до наших дней икон Божией Матери? Владимирская икона , попавшая на Русь из Византии в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского патриарха и перевезенная св. благоверным князем Андреем Боголюбским во Владимир, долгое время пребывала в Успенском соборе Московского Кремля, в 1920-е годы была передана в фонд Исторического музея. Сегодня она также находится в ГТГ, и доступна для поклонения верующих в храме святителя Николая в Толмачах. Донская икона , поднесенная донскими казаками московскому князю Дмитрию Ивановичу в канун Куликовской битвы и находившаяся долгое время в Благовещенском соборе Кремля, пока также остается в коллекции Третьяковской галереи. Каждый год с разрешения музея в день празднования иконы ее переносят из Третьяковской галереи в Донской монастырь для торжественного богослужения и поклонения. Список потерь Казанская икона Божией Матери была утеряна еще в 1904 году, когда знаменитый образ был похищен из казанского Богородичного монастыря, основанного сыном Ивана IV царем Феодором Иоанновичем. На следствии преступники показали, что разрубили и сожгли икону, чтобы продать драгоценный оклад. Существует версия, что похищен и уничтожен был не оригинал иконы, а копия, временно ее замещавшая, достоверность этой версии впрочем, вызывает сомнения. Московский список иконы, во времена Смутного времени привезенный дружинами князя Дмитрия Пожарского, до революции оставался в построенном для нее Казанском соборе на Красной площади.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Из святынь храма главной святынею являлась уже упоминаемая Донская икона Божией Матери, стоявшая в центральном иконостасе с левой стороны от царских врат. 19 августа, в престольный праздник, ежегодно было огромное стечение народа. Все молящиеся считали священным долгом отслужить перед этой иконой молебен Царице Небесной – Донской Божией Матери. Рядом с храмом находилось местное церковное кладбище. Здесь по правую сторону от алтаря храма, в родовом склепе, был похоронен благотворитель и почётный гражданин г. Астрахани М.М. Башкин. Также на кладбище находился гранитный памятник над могилою наказного атамана Астраханского Казачьего войска генерал-майора барона Ивана Ивановича Ливенштерна. Со старых времён в Донской церкви был заведён обычай совершать крестный ход вокруг всей станицы на второй день Святой Пасхи. Обычай этот, обходить с иконами вокруг всей станицы, был перенят от находившегося поблизости Покрово-Болдинского монастыря, где тоже с артосом и иконами обходили вокруг стен обители только в первое воскресение после Пасхи. После революционных событий 1917 года Донская церковь, несмотря на все попытки обновленцев захватить её, оставалась за православной общиной верующих. Здесь долгое время служили священники о. Григорий Таптыков и о. Григорий Иванов. Когда начались повальные аресты духовенства в 1937-1938 годах, о. Григорий Иванов ушёл на покой и стал работать маляром где-то в гражданской организации. Отец Григорий Таптыков остался при храме, продолжая служить, несмотря на угрозу ареста и на непосильный налог. Поэтому местные власти никак не могли найти предлог, чтобы подобраться к храму и закрыть его. Лишь после смерти священника, последовавшей в 1939 году, власти закрыли храм и обратили его в слесарную мастерскую. А вскоре после этого Донская церковь и вообще была снесена. Из книги «Астрахань. Храмы и монастыри». Автор-составитель игумен Иосиф (Марьян). Изд. «Новая линия», Астрахань, 2002. http://uspenskiysobor.narod.ru/html/1_44.html Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым.

http://sobory.ru/article/?object=42530

Но каждый год по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в день празднования Иконы, ее торжественно переносят из Третьяковской галереи в Донской Богородицкий монастырь, для совершения праздничного Крестного хода. В этом году чудотворная икона Богородицы " Донская " накануне праздника прибудет в Донской монастырь, где будет находиться сутки. Доступ к иконе будет открыт до 16-00 часов 1 сентября. (По материалам сайта храма святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве ) Донская икона Пресвятой Богородицы Донской образ Божией Матери. Иконография Древний Донской образ Пресвятой Богородицы, пребывавший в русском войске на Куликовом поле, имеет две стороны: на одной изображена Божия Матерь с Младенцем Господом Иисусом Христом, на другой – Ее преславное Успение. Пресвятая Богородица на иконе склонила лик Свой к Младенцу Христу. «Видяще Тя, Богородице, во объятиях Младенца Христа держащую и главою к Пречистому лику Его кротце приникшую, разумеваем Божественную любовь Твою и непрестанное о мире ходатайство» Мыслью о материнской любви и заступничестве Божией Матери проникнуто и изображение Успения Пресвятой Богородицы, помещенное на обороте древней Донской иконы. «Благодатную помощь многажды являла еси, Царице Небесная, чрез чудотворный образ Твой Донский, егда смерть вскоре предстояше людем. Сего ради на обратней стране иконы сея древняя изображено есть и всечестное Успение Твое, да всяк, подвизающийся во славу Бога и на благо ближняго, не убоится смерти, но взирая, како Твоя душа приемлется в руце Бога Живаго, с надеждею предает себе в час смертный Судии всех Богу, вопия Ему: Донской образ Божией Матери иконографически имеет много общего с знаменитой Владимирской иконой – древнейшей чтимой на Руси иконой Богоматери типа «Умиление», а также другими чтимыми иконами: Игоревской, «Умиление» из Успенского собора Московского Кремля (ныне в Благовещенском соборе Кремля), Феодоровской, Ярославской и особенно – Почаевской (поясной). На Донском образе Богомладенец Господь Иисус Христос изображен облаченным в короткий до колен хитон, стопами же Своими Он опирается на ладонь левой руки Пречистой Богородицы. Как и на иконах Божией Матери «Одигитрии», Богомладенец изображен здесь держащим в левой руке свиток – знак Божественного достоинства, правая рука Его сложена в именословное благословение.

http://sedmitza.ru/text/403020.html

Андрея Боголюбского, перед которыми он молился в своем шатре. Возникновению предания, возможно, способствовало то, что Боголюбская икона Божией Матери оказалась единственной уцелевшей иконой из первоначального убранства церкви бывш. княжеской резиденции и после перенесения в Москву Владимирской иконы единственной местной иконой, связанной с основателем храма кн. Андреем. Согласно менее распространенному преданию, известному по надписи на гравюре с изображением «Богоматери Боголюбской» 2-й пол. XVIII в. (Ровинский. Народные картинки. III. 1221. С. 486-491), чудотворный образ принадлежал к числу икон, написанных евангелистом Лукой. То же предание отождествляет Боголюбскую икону Божией Матери с образом Богоматери Пирогощей в Киеве. Почитание. Некоторые исследователи, несмотря на отсутствие прямых свидетельств, говорят об особом почитании Боголюбской иконы Божией Матери в XII в. (Н. Н. Воронин, Е. С. Медведева, М. В. Щепкина), связывая эту икону с формированием на Руси праздника Покрова Пресвятой Богородицы. О судьбе и почитании Боголюбской иконы Божией Матери в XIII-XIV вв. известно мало. Предположительно к XIV в. относится возникновение чтимой иконы Богоматери, известной под названием «Боголюбская», находившейся с XVII в. в Благовещенском соборе Московского Кремля (утрачена в 1812). Этот небольших размеров образ (ок. 44,526,7 см) принадлежал к числу домашних святынь великих князей и царей. Сохранившиеся детали драгоценного убора, частично относящиеся к кон. XIV в. (венец), а также описи храма позволяют судить об иконографии утраченной иконы. По мнению Стерлиговой, икона являлась списком с Боголюбской иконы Божией Матери (Богоматерь была представлена в молении; изображения свитка, Спасителя в небесном сегменте и Деисуса отсутствовали) и была связана с родом суздальско-нижегородских князей; в Москву могла попасть с Евдокией Димитриевной, дочерью кн. Димитрия Константиновича Суздальского, женой вел. кн. Димитрия Донского. В то же время создание этой иконы могло быть связано с темой заступничества Богоматери за человеческий род и заказчика иконы, а не с почитанием иконы из Боголюбова.

http://sedmitza.ru/text/415130.html

иконой для своего приходского храма. Но это не легко было уже сделать, потому что тот причт не соглашался уступать драгоценную святыню. Потребовалось вмешательство полиции и только благодаря энергической настойчивости бывшего тогда окружным начальником есаула Ив. Ал. Житенва, эта явленная икона была отобрана и передана в приходской станичный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. По официальному донесению местного благочинного Донской Духовной Консистории о чудесном явлении образа Божией Матери, был командирован в оною Консисториею член для собрания и проверки на месте доказательств чудесного явления этой св. иконы. Икона признана епархиальным начальством явленною и поставлена у левого клироса Покровской церкви в приличном позлащенном киоте с неугасимою лампадою для должного чествования и поклонения православных христиан; а для записывания благодатных действий от неё выдана установленная книга. В память явления сей чудотворной иконы Знамения Божией Матери ежегодно в мае месяце совершается местным причтом крестный ход при значительном стечении народа за реку Хопёр, на место явления сей св. иконы, где сначала была устроена незатейливой архитектуры открытая часовенка-каплица с полками для поставления св. образов усердствующими христианами. У этой каплицы местное духовенство, по желанию христиан, служит молебен, поет акафисты ко Пресвятой Богородице ...». ВЕРСИЯ 3. Официальный материал этой версии представляет собой не сомнительное и вольное изложение событий с чьей-то подачи или лёгкой руки; он фиксирует исторический факт и документально подтверждает реальность существования живых лиц: Ирины Лазаревой и Анны Усачевой. Из Донской Духовной консистории Урюпинскому благочинному Никифору Стефанову было направлено распоряжение: «Донская Консистория слушала прошение граждан Урюпинской станицы от 21 сентября сего года, в коем изъясняет, что их станицы казачка Ирина Лазарева и казачья дочь девица Анна Усачева (ныне умершая), посвятив жизнь свою на служение Богу, избрали уединённое место с правой стороны реки Хопра, неподалеку от самой станицы, в урочище, называемом Каменный Баерак, и в выстроенной там от себя хижины, вели несколько лет самую лучшую отшельническую жизнь. В один летний день 1829 или 1830 года внезапно обеими в сказанном баераке, на ветви дерева, близ само-собой образовавшегося там колодезя, [была обнаружена икона], изображающая Богородицу с Предвечным Младенцем на руках, самого изящного письма. Считая себя недостойными приступить к Ней, они пригласили с собой некоторых благочестивых граждан, вместе с которыми немедленно отправились к означенному месту; но к общему всех удивлению, иконы на том месте не нашли.

http://pravicon.com/info-136

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010